Среди др. святынь - «обложенная позолоченным бассебным серебром» икона Всемилостивого Спаса с припадающими преподобными Савватием и Зосимой Соловецкими, свт. Николаем Чудотворцем и прп. Сергием Радонежским (Там же. Оп. 11. Д. 1969. Л. 19-20 об.), образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святыми Авраамием Городецким, Иаковом Железноборовским, Макарием Унженским и Николаем Чудотворцем, иконы прп. Варлаама Хутынского, св. царевича Димитрия Иоанновича, мч. Христофора в серебряных окладах. В Ж. м. хранился 4-конечный сребропозлащенный крест с 14 частицами мощей (пожалован помещицей г. Нерехта В. В. Килениной), врезанный в обложенную серебряной ризой икону Нерукотворного образа Спасителя, а также 8-конечный напрестольный крест в серебряном окладе с 23 частицами мощей (согласно надписи, «построен» в 1778 игум. Досифеем). Вероятно, из Ж. м. происходит ростовая икона прп. Иакова Железноборовского (3-я четв. XVIII в.), в 2008 г. находится в костромском Богоявленском Анастасиином монастыре (см.: Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 248. С. 603). В Буйском краеведческом музее (Ф. 21) хранятся вериги, по преданию принадлежавшие прп. Иакову, которые в 1946 г. были переданы в музей жительницей с. Борок. В нач. XX в. в книжном собрании Ж. м. имелись рукописные книги XVI-XVII вв., в т. ч. Евангелие 1508 г., переданное в монастырь в 1561 г., при игум. Феогносте, Евангелие 1570 г., Евангелие толковое, переписанное в июне 1596 г., Минея месячная, переписанная в 1536 г., при игум. Нифонте, Ф. Ивановым ( Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках//ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-90), а также сохранившиеся до наст. времени Минея месячная, переписанная 11 июня 1541 г., при игум. Нифонте, дьяком Софронием (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430), и Минея служебная XVI в. (РГАДА. Собр. Ф. Ф. Мазурина. Ф. 196). Синодик мон-ря сохранился в списках 1656 и 1760 гг. (КГОИАМЗ. КОК 627, 555). В монастыре хранились также старопечатное Евангелие 1605 г., Евангелие нач. XVII в., обложенное малиновым полубархатом, Евангелие-апракос, вложенное в обитель в 1689 г., Евангелие (М., 1701), обложенное алым бархатом. Судьба книжного собрания, составлявшего к 1913 г. более 500 книг, неизвестна. Нек-рые рукописи после 1929 г. находились в частных собраниях. 1919-2008 гг. |
Примечания: 1. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. М-1, оп. 23, д. 38, л. 37. 2. В понятие " комсомольское рождество " хронологически зачастую включали как католическое, так и православное Рождество, а также новогодний праздник, святки, сочельник, коляду, Крещение. 3. РГАСПИ, ф. М. – l, оп. 23, д. 60, л. 142 – 144. 4. Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917 – 1932. М. 1932, с. 305 – 306. 5. РГАСПИ, ф. М. – l, оп. 23, д. 60, л. 142 – 144. 6. Комсомольское рождество. – Безбожник, 1.1.1923. 7. ЯРОСЛАВСКИЙ Е. На антирелигиозном фронте. М. – Л. 1925, с. 194, 205. 8. БАЛАНЦЕВ А. В. Антирелигиозная деятельность комсомола (1918 – 1925 гг.): Дис. канд. ист. наук. Тамбов. 2008, с. 59. 9. Из истории Курской областной комсомольской организации 1918 – 1970 гг. Курск. 1972, с. 77. 10. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО), ф. П-1205, оп. 1, д. 401, л. 1. 11. БАЛАНЦЕВ А. В. Ук. соч., с. 53. 12. Комсомолец, 28.I.1923. 13. ГАСПИТО, ф. П-1205, оп. 1, д. 401, л. 10. 14. НИЖЕГАЙ Э. Н. Городская культура Кубани и Черноморья, 1920-е годы: Дис. канд. ист. наук. Краснодар. 1999, с. 196. 15. БАЛАНЦЕВ А. В. Ук. соч., с. 72. 16. ГАСПИТО, ф. П-1205, оп. 1, д. 401, л. 9 – 14. 17. ЗАХАРОВ А. В. Карнавал в две шеренги (К истории советских массовых празднеств). – Человек, 1990, N1, с. 52. 18. РГАСПИ, ф. М. – l, оп. 23, д. 156, л. 78 – 85. 19. Там же, д. 93, л. 142 – 143. 20. Из истории Курской областной комсомольской организации (1918 – 1970 гг.). Курск. 1972, с. 76. 21. ГАСПИТО, ф. П-1205, оп. 1, д. 401, л. 14; РГАСПИ, ф. М. – l, оп. 23, д. 156, л. 78 – 85. 22. КПСС в резолюциях.., т. 3, с. 115. 23. Известия ЦК РКП(б). 1923, N 3, с. 204. 24. АЛЕКСЕЕВ В. А. " Штурм небес " отменяется?: Критические очерки об истории борьбы с религией в СССР. М. 1992, с. 38 – 39. 25. ГАСПИТО, ф. П-1205, оп. 1, д. 404, л. 9. 26. РГАСПИ, ф. М. – l, оп. 23, д. 129, л. 4, 9, 17. 27. Летопись Усманской комсомольской организации за 1919 – 1969 гг.: воспоминания комсомольцев 20-х – 60-х годов. Усмань. 1972, с. 45. |
ЛОГА. Ф. Р-3173, Оп.4. Д.29. Л.31. ЛОГА. Ф. Р-407, Оп.5. Д.1. Л.6; Д.2. Л.13; Д.4. Л.30; Д.10. Л.7; Ф. Р-3173, Оп.4. Д.42. Л.32; Д.85. Л.68. См.: ЛОГА. Ф. Р-407, Оп.5. ДД.113,453; Д.3. Л.12; Д.1. Л.5 об.; Д.2. Л.13; Д.10. Л.7. См.: Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений ... С.153. См.: Цыпин В., прот. РПЦ (1925-1938) ... С.256. Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3. Д.105. (Копия). ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.2. Д.39. Л.32. ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.2. Д.39. Л.33. Там же. То есть чин погребения в Великую Пятницу. Бывшее Царское село. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп.2. Д.39. Л.45. ЦГАИПД. Ф. 25. Оп.10. Д.21. Л.3 об. ЦГАИПД. Ф.25. Оп.10. Д.21. Л.33. Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941. Воспоминания. - Paris: YMCA-PRESS, 1977. С.252. ЦГАИПД Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.180. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.33. В Конституции 1936 г.: Статья 124: В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.316. Л.11. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.8. Д.293. Л.129, 130. Архив СПб епархии Ф.3. Оп.2. Д.3. Бахтенков Е. Переписка райисполкомов и сельсоветов с религиозными объединениями второй половины 1930-х гг. как исторический источник (по документам Государственного архива Вологодской области)//Новгородский архивный вестник. Великий Новгород, 2000. 2. С.126. ЦГАИПД. Ф.24.Оп.8. Д.293. Л.57. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.25-26. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 10. Д.316. Л.4. Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.6. Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.7. Архив СПб епархии Ф.3. Оп. 2. Д.10. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.85. ЦГАИПД Ф.24. Оп.10. Д.420. Л.86. В декабре 1941 г. протоиерей Николай Чуков, при своем первоначальном отказе от предлагавшегося ему сана епископа, констатировал отсутствие в СССР условий для осуществления легальной церковной деятельности. См.: Архив СПб епархии Ф.3. Оп.3б. Д.83; Сорокин В., протоиерей. Исповедник. Церковно- просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 418. |
Н. С. Федорук Также, по данным главного управления Мин-ва юстиции РФ по Н. о. на февр. 2018 г., в ведомственный реестр внесены 7 действующих в регионе религ. групп. Прекратившие существование религиозные группы В кон. XVIII - нач. XIX в. в Новгородской губ. получили распространение сектантские движения. В 1800-х гг. в Чудовском Яме беглые крестьяне гр. А. А. Аракчеева Семен и Ефим Ульяновы распространяли учение, близкое к взглядам духоборцев («духовщина»). Немало духоборцев проживало в Чудовском Яме, Спасской Полисти и нек-рых др. деревнях Новгородского у. Духоборцы действовали в Новгородской губ., вероятно, до 2-й пол. XIX в. Благодаря влиянию С.-Петербурга, «скопческой столицы» того времени, в Новгородской губ. появились последователи хлыстов и скопцов . В 1-й пол.- сер. XIX в. скопцы в небольшом количестве проживали в Новгороде и в Еглинской вол. Боровичского у. Вплоть до 2-й пол. XIX в. в Демянском у. действовали хлысты. Их учение было занесено туда в начале века неким мещанином из Москвы и получило название «калиновщины» по имени предводителя «корабля» Калины Ефимова, к-рый почитался как Христос. После смерти Калины (40-е гг. XIX в.) руководителем общины стал его сын Егор. Сектанты посещали офиц. церковь, но одновременно с этим придерживались традиций хлыстов: собирались на ночные радения в особо устроенной избе в дер. Астрешно, которую именовали «Градом-Иерусалимом», не ели мяса и оказывали предводителям «божеское» почитание. Вероятнее всего, эта община хлыстов действовала до кон. XIX в. К нач. ХХ в. большинство сектантских общин Новгородской губ. либо прекратили существование, либо слились с общинами баптистов и евангельских христиан. В 1-й трети XX в. в регионе действовали последователи секты иоаннитов (близких к хлыстам), видной представительницей к-рых была старица Мария Алексеевна Строганова († 11 янв. 1933; похоронена на Рождественском кладбище в Вел. Новгороде). И. А. Мельников Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 1. Д. 260; Ф. 821. Оп. 150. Д. 444; Ф. 1281. Оп. 4. Д. 39, 44; Оп. 5. Д. 76; Оп. 6. Д. 55; Ф. 1284. Оп. 195, 1807 г. Д. 2; Оп. 195, 1808 г. Д. 3; Оп. 208. Д. 480а; Ф. 1409. Оп. 1. Д. 3636, 3793, 4081, 4358; ГАНО. Ф. 104. Оп. 1. Д. 256, 295; Оп. 2. Д. 268, 470; Оп. 4. Д. 1; Оп. 5. Д. 146, 153; Ф. 138. Оп. 1. Д. 378, 1040; Ф. 139. Оп. 1. Д. 449; Ф. 469. Оп. 1. Д. 23; Ф. Р-138. Оп. 3. Д. 28; Ф. Р-248. Оп. 1. Д. 259; Оп. 9. Д. 1308; Ф. Р-268. Оп. 1. Д. 143; Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 3; Ф. Р-1193. Оп. 1. Д. 3924; Ф. Р-4110. Оп. 4. Д. 33; Д. 77. Л. 2; Д. 192; ГА Новейшей ист. Новг. обл. Ф. 260. Оп. 39. Д. 63; Архив РСЕХБ. Протокол Всерос. съезда евангельских христиан-баптистов (1920 г.); Архив Союза ЕХБ Латвии. Исторические данные. Февраль 2000 г.; Архив РОЕБЦНО. Справка о регистрации религиозного объединения верующих евангелистов христиан-баптистов в г. Новгороде (12 янв. 1977). |
Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1891. Л. 1–9. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1791. Л. 5; Д. 1891. Л. 10. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1891. Л. 14–15. Там же. Л. 15. Там же. Д. 1791. Л. 17. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1891. Л. 18–19, 28. Информационный отчет уполномоченного по Запорожской области за 1959 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1794. Л. 2. Там же. Л. 2–3. Там же. Л. 3. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1794. Л. 20. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1794. Л. 22–24. Информационный отчет уполномоченного по Запорожской области за 1960 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1894. Л. 2. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1894. Л. 3–4. Там же. Д. 1794. Л. 19. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1894. Л. 15–16. Там же. Л. 23. Информационный отчет уполномоченного по Днепропетровской области за 1961 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1990. Л. 15. Информационный отчет уполномоченного по Запорожской области за 1961 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1994. Л. 1. Документы о деятельности и закрытии Тихвинского женского монастыря в Днепропетровске за 1949–1959 гг. //ГА ДО. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 33. Л. 170. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1791. Л. 8. ГА ДО. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 33. Л. 184–185. Пономаренко Д., диак. Епископ Стефан (Никитин). С. 214–215. ГА ДО. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 33. Л. 205. ГА ДО. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 33. Л. 205–206. Там же. Л. 194. Веденеев Д.В. Атеисты в мундирах. Советские спецслужбы и религиозная сфера Украины. М.: Алгоритм, 2016. С. 247–249. Записи бесед председателя и членов Совета по делам РПЦ с патриархом, духовенством и др. лицами //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 284. Л. 3. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 156. Л. 11–12. Информационный отчет уполномоченного по Винницкой области за 1961 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1988. Л. 16. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1988. Л. 32. Информационный отчет уполномоченного по Винницкой области за 1962 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2087. Л. 13. Информационный отчет уполномоченного по Украинской ССР за 1961 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1987. Л. 59. Письмо патриарха Алексия В.А. Куроедову от 2 апреля 1964 г. //Письма патриарха Aлekcuя I b Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР (1945–1970 гг.): в 2 т. |
Российский государственный архив древних актов РГАДА. Ф. 27. Д. 140. Л. 2–1039. Государственный архив Российской Федерации ГАРФ. Ф. Р.–550. Оп. 1. Д. 95. Л. 1. ГАРФ. Ф. Р.–1235. Оп. 1. Д. 10. Л. 205–205об. ГАРФ. Ф. Р.–1318. Оп. 1. Д. 207. Л. 184. ГА РФ, Ф. Р.–5263, Оп. 1. Ед. хр. 131. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 1. Д. 1745. Л. 197–205. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 1. Д. 2039. Л. 241–242. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 2. Д. 227. Л. 71–80. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 2. Д. 255. Л. 117–121. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 35–36об. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 2. Д. 606. Л. 5–6. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 5. Д. 637. Л. 44–46. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 5. Д. 801. Л. 21–24. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 5. Д. 964. Л. 81–85. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 6. Д. 1126. Л. 13. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 6. Д. 1758. Л. 29. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 5. Д. 2716. Л. 69. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 5. Д. 3263. Л. 52–58. Российский государственный архив социально-политической истории РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 294. Л. 9–10. РГАСПИ. Ф. 325. Оп. 1. Д. 89. Л. 1. Государственный исторический музей ГИМ ОР. Ф. Увар. 150–1. Л. 121–137. III. Периодические издания Братский вестник. [Издание Федерации Союзов евангельских христиан-баптистов. М.,] 1993. 6. Всероссийский церковно-общественный вестник. [СПб.,] 1917. 28, 45, 90. Журнал Московской Патриархии. 1961. 8; 1990. 9; 1993. 3, 11/12; 1997. 3. Исторический архив. 1994. 4; 1995. 4; 2000. 2. Минувшее: исторический альманах. [Вып. 9]. М.: Открытое общество «Феникс», 1992. – 507 с. Отечественные архивы. 1994. 3; 1995. 1. IV. Авторские работы Алексеев В.А. Тернистый путь к живому диалогу. – М.: ЗАО «Издательский центр «Россия молодая», 1999. – 32 с. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М.: Институт российской истории РАН, 2001. – 213 с. Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939–1958 (Дискуссионные аспекты). М.: Институт славяноведения РАН, 2003. – 380 с. Никольская Т. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с. |
РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 в. Л.232. Телеграмма Боярского министру 7.II.1911. Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Ук. соч. С.117. Там же. Царицынская мысль. 10 февраля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.258. Л.214. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.188 об. Рассказ о.Михаила в монастыре 13.II.1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.178 об. Проповедь 13.III за вечерней. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143г. Л.136, 125. Рапорт еп.Парфения в Синод 23.II. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.190. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105 об. Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. РГИА. Ф.796. Оп.209. Д.2526 Л.376. Голос Москвы. 9 февраля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105 об.Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. Там же. Л.129 об. Послание о.Илиодора, прочитанное в монастыре 27.II. Там же. Л.121. Там же. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.189; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.120 об.-121, 129-129 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.153. Рапорт исправника Боярскому 10.II.1911. Царицынский вестник. 9 февраля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.258. Л.205. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.82. Телеграмма 8.II. Там же. Л.121. Послание о.Илиодора, прочитанное в монастыре 27.II. Царицынская мысль. 15 февраля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.258. Л.238. Братский листок. 17 мая 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.178 об. Проповедь 13.III 1911 за вечерней. Там же. Л.173 об. Проповедь о.Илиодора 12.III.1911 после всенощного бдения. Письмо еп.Гермогена. Братский листок. 17 мая 1911. 8.IIXapлaмob отправил телеграмму из Царицына, указывая, что будет сопровождать о.Илиодора вместе с полк.Семигановским (ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.135), а 9.II действительно прибыл с ними в Сердобск. (Там же. Л.153 об. Рапорт сердобского уездного исправника). Вообще говоря, сведения о перемещениях Харламова в эти дни крайне запутаны. Еп.Парфений утверждал, что выехал вместе с ним из Сердобска в Петербург 8.II, причем в пути вице-директор получил известие о задержании о.Илиодора (РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.190. Рапорт еп.Парфения в Синод 23.II). |
РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.9. Телеграмма о.Илиодора в Синод 12.III 1911. Свет. 5 февраля 1911. Царицынский вестник. Свет. 9 февраля 1911. Там же. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.104 об.Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. Там же. Л.109. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.188 об.; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105. Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. ГАСО. Ф.1132. оп.1. Д.231. Л.25. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.74 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.109а. Рапорт полицмейстера 7.II.1911; ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.162. Л.7. Письмо игумении Марии еп.Гермогену 5.II.1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.12. Телеграмма о.Илиодора в Синод 12.III.1911. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1911 г. Сессия четвертая. Часть II. СПб., 1911. Стлб.2652, 2698-2699. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.60-60 об. Письмо Родионова еп.Гермогену 16.VI.1911. Газеты даже писали, что Володимеров руководил депутацией. Голос Москвы. 8 февраля 1911. Конечно, это нельзя было делать открыто. Свет. 11 февраля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.74 об. Царицынские события. [Конец православной сказки]. Почаев, 1911. С.29. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.74 об. Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Ук. соч. С.117. Биржевые ведомости. Утренний выпуск. 10 февраля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105-105 об.Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. Красный архив. 1924. Т.5. С.122. The mad monk of Russia Iliodor. P.61; Биржевые ведомости. Утренний выпуск. 10 февраля 1911. Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Ук. соч. С.118. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105 об. Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911; ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.110. Рапорт Боярского министру 7.II.1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.120 об. Послание о.Илиодора, прочитанное в монастыре 27.II. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.105 об. Рассказ о.Михаила Егорова в монастыре 13.II.1911. Датируется именно днем встречи с Мандрыкой, следовательно, тем же вечером 6.II. О телеграммах, посланных перед отъездом на Высочайшее имя о.Илиодором, упоминает и Боярский (ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.113). В другом пересказе слов о.Михаила эта телеграмма якобы отправлена о.Илиодором, когда его возили по России жандармы (Там же. Л.189-189 об.), но они не допускали отправку телеграмм, да и по смыслу видно, что текст написан в менее драматических обстоятельствах. |
19 апр. 2000 г. настоятельницей была назначена мон. Сергия (Масляева; с 2007 игумения), бывш. насельница Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря . В мае 2001 г. было совершено освящение деревянного храма в честь Покрова Пресв. Богородицы, стали совершать ежедневные богослужения, состоялся 1-й иноческий постриг послушниц. Вскоре была возведена храмовая колокольня. 2 июля 2005 г. архиеп. Рязанский и Касимовский Павел (Пономарёв) освятил закладной камень в основании соборного храма Покрова Пресв. Богородицы. К 2013 г. на предварительно раскрытом и расчищенном фундаменте собора XIX в., взорванного в 1954 г., возвели каменный собор в прежних архитектурных формах (научная реконструкция выполнена по архивным материалам и фотографиям). На месте бывш. притвора выстроена 5-ярусная колокольня. В окт. 2011 г. для нее были приобретены 10 колоколов, к-рые в праздник Покрова Пресв. Богородицы освятил митр. Рязанский и Михайловский Павел. Внутри собора проведены отделочные работы и расписаны стены. 6 сент. 2015 г. митр. Рязанский и Михайловский Вениамин (Зарицкий) совершил чин великого освящения нижнего храма Покровского собора - во имя Софии Премудрости Божией. Вокруг мон-ря возведена каменная ограда, в центре восточной стены устроены св. ворота с надвратной ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В М. м. имеются просфорня, пекарня, хозяйственные постройки, скотный двор, огород. К янв. 2017 г. в М. м. проживали настоятельница игум. Сергия (Масляева), 17 насельниц, 3 клирика. Арх.: Арх. Рязанского ЕУ. Д. Михайловский Покровский жен. мон-рь; ГАРО. Ф. 627. Оп. 1. Д. 1а. Л. 135 об.; Оп. 1. Д. 31. Л. 1; Д. 338. Св. 31 (1741); Оп. 2-14. Д. 80. Св. 59. Л. 1; Оп. 4. Д. 40. Св. 19. Л. 2-2 об.; Оп. 10. Д. 80. Л. 7-7 об.; Оп. 53. Д. 129. Л. 26-27 (1795); Оп. 58. Д. 30. Св. 6. Л. 70; Оп. 62. Д. 245. Л. 30-32 (1803); Оп. 77. Д. 211. Л. 1-34 (1818); Оп. 108. Д. 55. Л. 105-108 (1847); Оп. 114. Д. 63. Св. 1979. Л. 20, 23, 32; Оп. 148-160. Д. 10. Св. 2109. Л. 3-9; Оп. 161-177. Клировые вед. за 1916 г. Д. 76; Оп. 236. Д. 767. Св. 52; Оп. 240. Д. 87. Л. 420, 424 (1913); Ф-1033. Д. 664. Л. 10 (1919); Ф. Р-497. Оп. 1. Д. 12. Л. 107-110, 163, 308; Ф. Р-3482. Оп. 1. Д. 168. Л. 474 (1927); Ф. Р-6788. Оп. 1. Д. 694. Л. 1-10. |
Оп. 481. Д. 31. Дело о замещении священнической вакансии при Троицкой села Мушкина церкви Звенигородского уезда. 11 марта 1911 – 14 июня 1911 г. Оп. 481. Д. 35. О замещении священнической вакансии при Одигитриевской села Городищ церкви Клинского уезда. 22 ноября 1908 – 3 июня 1911 гг. Оп. 481. Д. 36. О замещении священнической вакансии при Вознесенской погоста Николотешиловского церкви Клинского уезда. 25 октября 1910 – 27 июня 1911 гг. Оп. 481. Д. 37. Об увольнении за штат священника Покровской села Покровского под Рогачевом церкви Клинского уезда Павла Страхова и о замещении его места. 3 января 1911 – 2 июня 1911 г. Оп. 481. Д. 38. О замещении священнической вакансии при Гузинской села Горбасьева церкви Клинского уезда. 14февраля 1911 – 9июня 1911 г. Оп. 481. Д. 39. О замещении священнической вакансии при Успенской села Обухова церкви Клинского уезда. Оп. 481. Д. 42. О замещении священнической вакансии при Покровской погоста Юрьевец церкви Коломенского уезда. 10 сентября 1909–15 июня 1911 гг. Оп. 481. Д. 44. О замещении священнической вакансии при Христо-Рождественской села Мартыновского церкви Коломенского уезда. 26 мая 1911 – 4 августа 1911 г. Оп. 481. Д. 46. О замещении священнической вакансии при Благовещенской села Шеметова церкви Коломенского уезда. 8 июля 1911 – 31 апреля 1911 г. Оп. 484. Д. 11. Жалоба жены на пьянство и побои мужа-псаломщика (г. Волоколамск, Покровская церковь ). Оп. 484. Д. 282. О предоставлении благочинными Московской епархии сведений о количестве церквей. 1913 г. Оп. 486. Д. 179. О представлении ведомостей учета белого духовенства в церквах Московской епархии за 1915 г. Оп. 486. Д. 180. О представлении сведений для епархиального отчета за 1915 г. Оп. 547. Д. 19. Отчет епископа Трифона о результатах осмотра им церквей Бронницкого уезда. Оп. 547. Д. 36. Дело о награждении лиц духовного звания за усердную службу. Оп. 607. Д. 2.0 нетрезвости св[ященника] села Троицкого-Зотова Бронницкого уезда Николая Виноградова . 1901 г. Оп. 607. Д. 9. По обвинению в вымогательстве и других незаконных действиях священника села Мушкина Звенигородского уезда Александра Постникова. |
| |