Очевидно, ко времени после окончания спора относится грамота архиеп. Вассиана, данная Н., согласно к-рой было разрешено совершать службы приходящим в монастырь священникам из Митрополичьей области или Новгородской епархии, имеющим отпускные грамоты (АСЭИ. Т. 2. С. 155. 234). В 1478-1482 гг. состоялся суд между Троице-Сергиевым мон-рем, игуменом к-рого был Паисий (Ярославов) , и Кирилловым Белозерским мон-рем, возглавляемым Н., по вопросу о владении деревнями и землями в Белозерье. По правой грамоте кн. Михаила Андреевича спорные владения достались Кириллову Белозерскому мон-рю (Там же. Т. 1. С. 352-354. 467; Т. 2. С. 165. 251). Согласно одному из Житий прп. Иосифа Волоцкого, написанному Львом Филологом, святой до основания собственного мон-ря в 1479 г. посетил белозерскую обитель, которую тогда возглавлял Н., и нашел в ней строгие общежительные порядки: «...един же Кирилов манастырь общества уставу съблюдати неврежены, мняшеся еже и Иосифови зело възлюбися» (ЧОИДР. 1903. Кн. 3. С. 20). По А. А. Зимину , впоследствии Н. примкнул к т. н. иосифлянам , еще в период игуменства он был «сторонником активной монастырской вотчинной политики» ( Зимин. 1977. С. 49; ср.: Лурье. 1960. С. 310). Первым об этом писал Н. К. Никольский ( Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI вв. и в нач. XVII в.//ХЧ. 1907. 8. С. 167, 173). При Н. белозерская обитель получала относительно небольшие пожалования, в основном от кн. Михаила Андреевича, а также от вел. кнг. Марии Ярославны и вел. кн. Иоанна III; в мон-рь делали вклады, от имени Н. совершались обмены владениями (АСЭИ. Т. 2. С. 156. 235; С. 156-157. 236; С. 157. 237; С. 158. 238; С. 159. 239, 240; С. 160. 241, 242; С. 160-161. 243; С. 161; 244, 244а; С. 161-162. 245; С. 162. 246; С. 163. 247, 248; С. 166. 252; С. 167. 254; С. 168. 255; С. 169. 256; С. 214, 236-237. 290; С. 288-289. 316). Особо следует отметить поминальный вклад вел. кнг. Марии Ярославны в сент. 1477 г. по прп. Пафнутию Боровскому и по своему мужу - вел. кн. Василию II Васильевичу Тёмному. Н. должен был распределять полученную милостыню по местным мон-рям (Ферапонтов, Спасо-Каменный, Соловецкий и др.), а также кормить нищих и малоимущих (Там же. С. 164. 249).

http://pravenc.ru/text/2577723.html

л. 76 (78). Нила Постника главы (1–153). «Преподобнаго отца нашего Нила Постника предисловие 153 глав о молитве». Нач.: «Огнем жегома мя пламенем нечистых страстей, обычнее исцелил еси прикоснутием боголюбезных твоих писаний…» л. 96 (98). Свт. Феодорита Кирского поучение. «Блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго слово о божественней и святей любви». Нач.: «Какови убо суть подвижницы добродетели…»   3/17 1804 г. Книга о четырех последних. 4 о . 23х18. 163 л. Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков: I – (л. 1-106 об., 162-162 об.), II – ( л. 107-161) схим. Климент. Два припереплетных листа в начале и два в конце без текста. Нумерация поздняя, печатная. Названия и номера глав чернилами в колонтитулах. Имеется много исправлений, на полях сноски, некоторые в фигурных рамках. Переплет картон в коже с тиснением. Украшения Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. В конце некоторых глав простые концовки чернилами. Записи На л. I об. Запись писца: «Сия душеполезна и спасителна книга переведеся с греческаго простаго языка на словенский язык, честным отцем и архимандритом и старцем бывшаго святой обители Нямецкия и Секулския Дорофеем. Книга первая или часть первая, совершися переводом 1804 году априллия 20. Вторая же часть и третия и четвертая, обретеся славенская, но недостаточна против греческой, якоже в главах тако и при конце глав деяния не обретошася». Там же ниже, другой рукой, владельческая запись: «Сие книга на хацу Онуфриа». На внутренней стороне задней крышки переплета записи нравоучительного характера, владельческая запись: «Савва монах непотребный». Содержание л. I. Заголовок «Дверь покаяния сиречь книга умилителна и душеполезна объемлюща четыре последняя человека, смерть, суд, ад, и рай. От нихже бывает дивное преображение ветхаго человека, и новаго рождение». л. 1. Предисловие. «Любочитателеви». Нач.: «Изречение есть Духа Святаго, написано великою тростию величайшаго апостолов Павла…» л. 4. Предисловие (второе). «К читателю. Ветхаго убо ради человека, возбранение новаго же ради, наказание помяни, яко вси умираем».

http://bogoslov.ru/article/6193417

В связи с многочисленными конфликтами по вопросу о владении землей, имуществом и проч. встает проблема бедности. Действительно, довольно часто в письмах Григория там, где говорится о спорах по экономическим делам или жалобах, речь идет о бедности. О жителях Бруссы, на которых был наложен штраф, Григорий пишет как о бедных и потому не могущих уплатить его в том размере, в каком требовалось его взыскать (120. 22–25). Людей, пришедших к патриарху из Пелопоннеса, он тоже называет бедными (149. 9–11). О своих соотечественниках-киприотах Григорий говорит, что их – великое множество и все они бедны, неимущи, лишены даже самого необходимого (136. 44 сл.). В другом случае бедность становится препятствием для заключения брака 4 . В одном из писем допатриаршего периода Григорий ходатайствует перед Иоанном ипертимом мистиком за некоего бедного юношу (8. 29–31). Приходится не в первый раз, как видно из текста, писателю просить великого логофета об одном архиерее. Нищим предводителем нищей церкви характеризует его Григорий (135. 1–4). О бедности упоминает он и в сообщении об иконийском митрополите: тот возвращается в свою бедную церковь (150. 5–8). Не только о бедности отдельных людей или церквей говорится в письмах Григория Кипрского . Встречаются также замечания о бедственном положении самого патриарха. В том письме, где Григорий сообщает о бедной одинокой каристинке, он пишет, что ему бы следовало предоставить помощь этой женщине, ему бы опекать вместо отца попавших в беду и нуждающихся в помощи; но нет у него того, откуда мог бы он черпать средства для их поддержки (162. 14–17). И далее автор с горечью объясняет, что некогда патриарший дом был для несчастных людей пристанью отрады и успокоения; тогда, разумеется, когда патриарх многим владел. Сейчас же средства его скудны: то, что было, растрачено, и не хватает для бедных, наслышанных о бесчисленных богатствах патриарха. Такое положение многим кажется невероятным, и они не могут в это и поверить (162. 17–27). Сокращение средств константинопольского патриарха, как известно 5 , повлекло за собой сокращение Афанасием I, активно вмешивавшимся в экономические вопросы 6 , жалованья подчиненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

Свт. Евфимием, патриархом Тырновским, вероятно в первые годы его архипастырства, было написано пространное Похвальное слово И. Ч., задуманное как часть программы прославления группы святых, чьи мощи покоились в болгарской столице. В сочинении автор в полном соответствии с исторической истиной прославляет святого как защитника иконопочитания, делая акцент на идее непогрешимости и превосходства церковной власти перед светской ( Евтимий, патр. 1990. С. 280). Источниками сочинения послужили проложное Житие И. Ч., «Повесть о святых и честных иконах» (о восстановлении иконопочитания), читающаяся в Неделю торжества Православия ( Иванова. 1982. С. 37-45), и Слово прп. Иоанна Дамаскина, «повествующее о святых и честных иконах ко всякому христианину и к императору Константину Каваллину» (т. е. к Константину V - Там же. С. 38, 45-46). В стилистическом отношении Похвальное слово И. Ч. представляет характерный образец риторического творчества тырновской школы 2-й пол. XIV в. (см.: Там же. С. 47-52). Текст написанного патриархом Евфимием Похвального слова И. Ч. сохранился в 3 списках (восходящих к одному оригиналу) в составе минейных Торжественников славянско-молдав. происхождения под 4 дек.: 1) Б-ка мон-ря Драгомирна. 1795/706, 1-я треть XV в., Л. 162 об.- 176 об.; 2) Бухарест. БАН Румынии. Слав. 164, 1439 г. Л. 137 об.- 150 об.; 3) Б-ка Синода Румынской ПЦ. III 26. Л. 116-131, 1-я пол. XVI в. (список с предыдущего) (см.: Томова Е. Сборник BSS.III. 26 от Библиотеката на Светия Синод в Букурещ//Старобълг. лит-ра. София, 1994. Кн. 28-29. С. 119-124; Mircea I. R. Repertoire des manuscrits slaves en Roumanie: Auteurs byzantins et slaves. Sofia, 2005. P. 63, N 256; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 54-55, 68-69, 117-118, 336; III 1). После взятия Тырнова турками в 1393 г. почитание И. Ч. в Болгарии прекратилось. Об особом почитании И. Ч. в Сербии, Молдавии (кроме факта переписки здесь Похвального слова в составе Торжественников), Валахии и на Руси неизвестно.

http://pravenc.ru/text/471555.html

Стремление к ограничению власти архиепископа Новгородского и предоставление большей свободы клиру псковских храмов, по мнению Н., привело к тому, что по Болотовскому договору ранее назначавшийся из окружения архиепископа владычный наместник теперь выбирался из псковичей. Считал положение духовенства в Пскове прямо противоположным его положению в Новгороде, т. к. в Новгороде оно «терялось в тени от блеска владыки», тогда как в Пскове выходило на первый план, общественные постановления скреплялись благословением «всего Божия священства». Анализируя внутригородскую организацию духовенства в Пскове, выделил принцип его распределения по соборам (к 1471 их насчитывалось 6: Троицкий, Софийский, Никольский, Спасский, Похвалы Пресв. Богородицы, Входо-Иерусалимский), к к-рым тяготело духовенство пригородов и сельское духовенство Псковской республики. По мнению Н., распределение по соборам напоминало деление города на концы. Падение авторитета духовенства в Пскове во 2-й пол. XV в. Н. связывал с симонией церковных мест. Автор ряда статей, посвященных проблемам истории Великого княжества Литовского (Кто такой был Гедимин?//РС. 1871. Т. 4. 8. С. 162-166), истории Сибири (Заметка о происхождении имени Ермак//ЖМНП. 1882. Ч. 221. Май. Отд. 2. С. 135-138), системе рус. мер (К вопросу о мерах в Др. Руси//Там же. 1894. Ч. 292. Апр. Отд. 2. С. 373-420). Принимал активное участие в работе Киевского (1874), Тифлисского (1881) и Одесского (1884) археологических съездов. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (1873) и св. Станислава 2-й степени (1881). Похоронен в Варшаве на Вольском кладбище. Лит.: Барсов Н. А. И. Никитский: [Некр.]//ЖМНП. 1886. Ч. 248. Дек. Совр. летопись. С. 89-94; А. И. Никитский: [Некр.]//ИВ. 1887. Т. 27. 1. С. 237-238; А. И. Никитский: [Некр.]//РС. 1887. Т. 55. 7. С. 137-138; [П. У.] А. И. Никитский: [Некр.]//Там же. С. 139-142; Юрченко П. А. И. Никитский//Там же. 1887. Т. 56. 10. С. 70; Гусев П. Л. А. И. Никитский//Сб. Новгородского об-ва любителей древности. 1911. Вып. 5. С. 1-5. Н. Н. Жервэ Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук

http://pravenc.ru/text/2565434.html

31/10 54 159 Родной наш Владыко Святой! Непогода как-то действует на нравственное и физическое настроение, сидя в келье, пересмотрела Ваших писем, сколько там хороших увещаний, недостойна и не заслужила таких утешений. Спаси Вас Господи! Всегда благодарна Вам, духом не падаю, как раньше. Георгий Георгиевич, конечно, не заходил ко мне. Очень жалею. Видела только м. Маргариту в церкви. Мы немножко переговорили и думаем об Вас: «Мечты, мечты, где Ваша сладость?» Как бы хуже чего не было бы. Была на память † О. В. 160 Козицарство 161 не живет на Долгодимитровской, они купили себе дом на Кустарном переулке, недалеко от Долгодимитровской, м. Христофора недалеко от них живет, и Лида там живет. Через ее передаю Ваши благословения. Прошу, не забывайте в своих молитвах. Благодарящая Вас всегда М. Варвара. Д. 2. Л. 37–37 об. Подлинник. Автограф. 3. 29 ноября 1954 г. 162 Родной наш Владыко святой! Получила Ваше письмецо 11-го ст. ст. Очень благодарю за незаслуженно о мне доброй памяти. Приветствую Вас с праздником преп. Никона, во вторник будет 4 обедни, у преп. Никона будет ран[няя] Литургия, [в] Трапезной будет 2 литургии и у преп. Сергия [в] соборе 1 поздняя. Владыко святой! Никто такого вопроса не задавал об моих родителях, это моя большая скорбь и глубокая рана, которую от всех скрываю и переживаю одна. † О[тец] В[ладимир] во всех отношениях был очень далеко, я ему нужна была как верный человек, когда я просилась в монастырь идти, он отвечал: «Что же вы хотите, чтоб я церковь закрывал, разве вы не видите, что меня окружают больные женщины». Так 10 лет послужила в церкви, но сердце как для духовника было закрыто, может быть, Вам это не нравится, но все-таки скажу, что он не любил монашествующих. Когда меня присоединили [к] православию, епископ † Платон Юрьевский 163 служил [в] этот день панихиду о упокоении моих родных и говорил: «Я сам молюсь» и чтоб я на панихиду подавала, но имена неправославные, так на панихиду при себе поминаю и на псалтири, больше ничего не знаю. Когда я прислуживала в алтаре, на проскомидию поминала, может быть, грех мне будет, только при † о.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В 1702 г. тобольским иконописцем Иваном Никитиным Д. и. была поновлена (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 11. Л. 6 об.). Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игум. Гедеона. Взамен нее в 1864 г. в Москве архим. Мефодием была заказана новая серебряная позолоченная чеканная, с драгоценными камнями (Там же. Д. 3036. Л. 20 об.- 22 - подробное описание окладов; см. также: Пашков. С. 140-143). Икона находилась в специальном киоте, декорированном резьбой. Образ прикрывала цветная шелковая завеса, к-рую раздвигали по мере необходимости. Сохранились сведения о некоторых списках Д. и. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской ц. в Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиеп. Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Д. и., «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски» (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 2367). В 1854 г. просьба была удовлетворена: шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля мон-ря архим. Мефодия исполнил список, к-рый был отправлен в Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Д. и., очевидно, заместивший чудотворный образ в иконостасе собора. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Д. и. можно отнести и написанную в мон-ре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы свящ. Андреем Михайловым икону, к-рую украсили серебряным окладом (Там же. Д. 82. Л. 11; Д. 139. Л. 5; Д. 174. Л. 22; Д. 3179. Л. 72). В 2002 г. иконописцем прот. Александром Маньшиным, настоятелем Введенской ц. с. Сухарева Валуйского р-на Белгородской обл., была написана икона Успения Пресв. Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной» ( Пашков. Цвет. вклейка перед с. 161). Лит.: Благодеяния Богоматери роду христ. через Ея святые иконы. СПб., 19052. С. 16-17; Слава Богоматери. 1907. С. 261-262; Поселянин Е. Богоматерь. С. 162-164; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 107-108; Пашков А. Св.-Успенский Далматовский муж. мон-рь. Шадринск, 2000. С. 79, 136-137.

http://pravenc.ru/text/168670.html

Согласно этому Сказанию, в правление имп. Феофила (829-842) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи (но не в самом городе - ν τ θματι Νικαας), хранила в домовой церкви икону Божией Матери (Л. 226 об.- 227). Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад (Л. 227 об.). Юный сын вдовы отправился в Македонию, «еще свободную от нашествия варваров» (Л. 228), т. е. арабов, опустошавших малоазийское побережье ( Порфирий (Успенский). Афон. 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 161). Он принял постриг в одном из афонских мон-рей (возможно, в груз. обители Афо) и рассказал братии о происшедшем с иконой. Икона много лет пробыла в море и появилась близ Афона при Павле, «проэстосе лавры Иверов» (Л. 229 об.), к-рого еп. Порфирий (Успенский) безосновательно считал настоятелем обители Афо и современником прп. Евфимия Святогорца (Там же. С. 162). Монахи, увидев в море столп света, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского мон-ря был отшельник прп. Гавриил Иверский , родом грузин, подвизавшийся в летнее время в нагорной келлии, а зимой - на юж. стороне Афона в местности Сисик, находившейся на границе владений мон-рей Ксиропотам и Руссик (Л. 229 об.- 230). Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского мон-ря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня (ныне кафизма Пресв. Богородицы Портаитиссы). Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского мон-ря. Однако икона дважды покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресв. Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем мон-ря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» (в ркп. Πορτιατσσα вместо Πορτατισσα - Л. 222 об.).

http://pravenc.ru/text/293359.html

8 . Этот блаженный Иоанн, услышав об одном подвижнике Маркиане 276 о котором все говорили, желал его увидеть. Однако поскольку раньше наложил на себя обет не выходить из даже если случится какая необходимость, не мог разрешить эти узы, которыми сам связал себя самого. Но какое удивительное чудо устроял и там Божественный промысел, который видит все? Ангел Господень вынес Маркиана из его кельи и, подняв в воздух, принес без шума в пещеру блаженного Иоанна. Когда встретились они, и обнялись, и насытились меж собой духовной беседой, присоединил блаженный Иоанн слово благодарения, сказав так: «Слава Богу, который меня удостоил увидеть желаннейшего моего Маркиана». И, внезапно восхищенный ангелом, Маркиан исчез из глаз блаженного Иоанна. Это чудо повергло святого в различные помышления, и он остался в сомнении. И имея брань помыслов, презрел обет и, выйдя из кельи, направился к келье Маркиана. Потому что происшедшее было наваждением. Когда же дошел и услышал, как святой Маркиан зовет его по имени, и хорошо разузнал блаженный Иоанн образ прибытия его, возрадовалось сердце его и возвеселилось 277 . И когда снова они обнялись и принесли благодарственную славу Богу, вернулся опять в свою келью. 9 . Да что говорить много? Этот святой и бесов многих от людей отгонял, и недуги неисцельные исцелял. Воду заставил проистечь в различных местах. Дождь с небес часто сходил по его молитве. И многие чудеса сотворил Бог при посредстве этого святого. И после этого в глубокой старости мирно предал честную свою душу в руце Божии. Комментарии [в заглавии] …коего память совершается 3 октября – В части греческих календарей и синаксариев празднуется память прп. Иоанна Хозевита только как преподобного, который после воссоединения с православной Церковью удалился в обитель Хозива и там пребывал до самой смерти. Такой вариант жития содержится и в древнейшем из календарей, содержащих празднование святому – «Менологии» Василия конца X в. Празднование прп. Иоанну как простому монаху сохраняется в некоторых минеях под 28 октября, наряду с празднованием ему как епископу (более поздним) под 3 октября, хотя и в «Луге Духовном» (25), и у Кирилла Скифопольского в «Житии прп. Саввы Ocbящehhoro» (Kyrillos 1929. Р. 162.24; рус. пер.: ПП. Вып. 2. С. 99) упоминается о епископстве прп. Иоанна, см.: De S. Joanne Chuzibita, Conf. Pont. Caesarea in Palestina//AS, Oct. XII. P. 577–592.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имя княгини упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1556 г. о поминании государевых прародителей. В Чиновнике Софийского собора сер. XVII в. помещен чин совершения панихид у гробов основателей собора. В «Описании новгородской святыни» прот. Максима 1634 г. сообщается, что от нетленных мощей кн. Владимира и А. происходят исцеления, там же указано, что отдельных служб основателям собора не установлено. Память А. отмечена в «Описании о российских святых» после памяти св. кн. Владимира Ярославича: «Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве». 13 авг. 1654 г. Новгородский митр. Макарий перенес мощи святых Владимира и А. из Корсунской паперти в центральную часть собора, мощи княгини положили в новой каменной гробнице с левой стороны от входа, над обеими гробницами были построены каменные своды. Впосл. мощи неоднократно переносились, в кон. XIX в. они были поставлены в арке, отделяющей центральное пространство собора от Мартириевской паперти, куда их возвратили в 1992 г. В Минее (МП) под 10 февр. находятся тропарь и кондак А., в тексте службы Собору Новгородских святых А. упоминается в 5-м тропаре 5-й песни канона утрени. Ист.: НПЛ. С. 420; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271-272; Описание о российских святых. С. 32; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung/Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. Kap. VIII. 32, 33. S. 530; Минея (МП). Февраль. С. 333; Май. Ч. 3. С. 450. Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2. Прим. 34; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 40, 308; Гинзбург В. В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерды//КСИИМК. 1940. Вып. 7. С. 64-66; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 162-163; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 127-140, 221; Назаренко А. В. О русско-датском союзе в первой четв. XI в.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1990 г. М., 1991. С. 180-182; он же. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 137, 142-143, 193-196. Коммент. 99; Макарий. История РЦ. Кн. 3.

http://pravenc.ru/text/115550.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010