Местная канонизация Г. совершилась в 1439 г., когда Новгородский архиеп. св. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 9 окт. празднование памяти рус. князей и Новгородских епископов, погребенных в новгородском Софийском соборе; общецерковное почитание началось после 1549 г. Память святителя отмечена в Кайдаловских святцах (2-я пол. XVII в.(?) или 1868 г.) под 8 авг. и в нек-рых списках «Описания о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.). Имя Г. входит в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) . Служба Собору была составлена ок. 1831 г., в 3-м тропаре 3-й песни канона утрени Г. прославляется как продолжатель дел своего брата (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 448). Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. 2; ПСРЛ. Т. 3; Т. 4. Ч. 1. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 30; Т. 43 (по указ.); ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 464-467; БЛДР. Т. 6: XIV - сер. XV в. С. 460-463; Описание о российских святых. С. 260-261; Бобров А. Г. Летописание Вел. Новгорода 2-й пол. XV в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 113-114; он же. «Повести древних лет»//Там же. Т. 54. С. 161-162 [«Повесть о построении Благовещенской церкви»]. Лит.: Толстой М. В. Святыни и древности Вел. Новгорода. М., 1862. С. 34-35; Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Моск. державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 119, 124; Май. С. 140-143; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 39-40; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 169-177; он же. Повесть о построении Благовещенской ц. Иоанном и Григорием//СККДР. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 267-268; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 38-39, 93-95, 119-120, 151; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и истор. критика. М., 1988. С. 158-168, 185, 219, 221; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 64, 207; Gippius А. [А. ]. Millenarism and the Jubilee Tradition In Early Rus " History and Historiography//Ruthenica. К., 2003. Т. 2. P. 160-162; Макарий (Миролюбов). Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 73, 106, 178, 184.

http://pravenc.ru/text/161235.html

24 Он же. Беседа на псалом 33:9. PG 29, 373А (р. п.: С. 303). 25 Интересно, что св. Григорий называет «божественным» митрополита Митрофана Смирнского, отлученного Константинопольским Собором 879 г. за отказ воссоединиться с патриархом Фотием, в оппозиции которому он состоял со времен фотианско–игнатианских споров, и скончавшегося вне общения с Церковью. 26 « Τρισσοφαος αγλης, αγαθ, και ενιαας αστραπς θετητας απλασαι καταξωσον ημας » — таких в точности слов не находим в Троичных канонах Митрофана, ибо хотя по сноске в греческом тексте читаем: «Канон троичен 3–го гласа, песнь 1, тропарь 1», но в означенном тропаре усматривается лишь малое сходство с приведенным текстом. Впрочем, в одной из рукописей вместо Митрофана упоминается Феофан. 27 Канон троичен 3–го гласа, песнь 1, богородичен. Наш перевод несколько отличен от данного в славянском «Октоихе», где греческое « φθης » вместо «узрелся» переводится как «явился». 28 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4. С. 252 (р. п.: С. 253). 29 Григорий Нисский. Слова на заповеди блаженства, 4. PG 44, 1269А. В оригинальном тексте Григория Нисского: «невидимый по природе». 30 Он же. Против Евномия, 2, 1. Jaeger, W. (Editor), Gregorii Nysseni opera, vol. 1, Leiden, 1960, p. 334 (p. п.: С. 119). 31 Василий Великий. Против Евномия, 2. PG 29, 648АВ (р. п.: С. 120–121). 32 Там же. 33 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 13. PG 90, 293D–296A (р. п.: Кн. 2. С. 47). 34 Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 1. PG 90,1124D–1125A (р. п.: Кн. 1. С. 233); Главы различные, 1, 5. PG 90, 1180А (р. п.: Кн. 1. С. 257). 35 Там же, 2, 1. PG 90, 1125АС (р. п.: Кн. 1. С. 234). 36 Григорий Нисский. Слова на заповеди блаженства, 4. PG 44, 1269А. В оригинальном тексте Григория Нисского: «невидимый по природе». 37 Выше эта цитата относится Паламой к Григорию Нисскому (см. прим. 425). Издатели греческого текста дают ссылку на слово св. Кирилла Александрийского «О поклонении в Духе», 9 (PG 68, 608А), но там похожих слов не обнаруживается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3137...

108. О книге: «Современные церковные вопросы» Т. Филиппова (1883г. Там же). 109. Еще о Савватие (1883г. Москов. Вед. Затем в Братском Слове напечатаны: 110. Несколько слов по поводу возобновления «Братского Слова» (1883г.). 111. О статье г. Боголепова (1883г.). 112. Открытие Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре и произнесенная при этом речь (1883г.). 113. Ответ защитнику Савватия (1883г.). 114. Газетные толки о расколе, шесть статей (1883 и 1884 гг.). 115. Из писем митропол. Филарета к архиеп. Алексию (1883г.). 116. Поездка в суздальский Спасо-евфимиев монастырь в 1870 году (1883г.). 117. Отповедь на жалобу и протест старообрядцев (1883г.). 118. Переписка с Кононом Новозыбковским (1883г.). 119. Из письма и по поводу письма митр. Филарета (1884г. т. 1). 120. Великое самопосрамление старообрядцев, приемлющих австрийское священство (1884г. т. 1). 121. Газетные и иные демонстрации по поводу смерти Конона (1884г. т. 1). 122. Воспоминания об авторе Окружного Послания и переписка с ним (1884г. т. 1). 123. Разбор ответов на вопросы Новниковских старообрядцев (1884 и 1885 гг.). 124. Признавал ли Конон Белокриницкую иерархию правильною и законною (1884г. т. 1). 125. Ответ Единоверцу «Востока» (1884г. т. I). 126. Из писем и резолюций митр. Филарета (1884г. т. 1). 127. Г. Пругавин возродившийся в «Старообрядце» (1884г. т. 1). 128. «Восток», защищающий старообрядцев от «Старообрядца» (1884г. т. 1). 129. «Одно слово (Старообрядца) газете Восток» (1884г. т. 1). 130. Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия (1884г. т. 1). 131. Два слова одному фельетонисту и газетчику (1884г. т. 1). 132. Из писем митр. Филарета к архим. Антонию (1884г. т. 1). 133. Удивительное известие (1884г. т. 1). 134. Ответы на пять вопросов, поданных старообрядцами бывшему иеромонаху Пафнутию (1884г. т. 2; изданы и особою книгою). 135. Безобразия «Старообрядца» (1884 и 1885 гг.). 136. Резолюция митр. Филарета по делу, касающемуся раскола (1884г. т. 2). 137. Несколько слов в дополнение к беседе архим. Павла о том, что нужно священнику для успешного действия в обращении старообрядцев (1884г. т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Для покаяния годится всякий час и всякое мгновение, но святые отцы убеждают христиан чаще приступать к исповеди и Божественному Причащению, особенно во время многодневных постов. В одной горной области Греции по соседству с монастырём было расположено селение, дома которого были разбросаны по склонам горы подобно орлиным гнёздам. Его жителями были потомки людей, которых некогда притесняли турки и которые ради спасения своей жизни были вынуждены бежать в горы. Там, где удавалось найти хотя бы немного земли и воды, они устраивали своё хозяйство, не испытывая потребности в близком соседстве друг с другом. Так получилось, что они жили вдалеке один от другого, как будто были аскетами древности. Некоторые из них поселились в прекрасных, но необычайно опасных местах, напоминавших афонские Карули 119 , где постоянно дуют сильные ветры. А когда они разжигали очаги или печи, чтобы испечь хлеб, то их дымоходы напоминали чадящие трубы старых пароходов, работавших на угле. Посещение церкви, а тем более слушание бесед о вере, было для этих людей затруднительным по причине больших расстояний и сурового климата. Несчастный игумен горного монастыря постоянно старался приручить этих людей, которые были настолько же тяжёлыми в общении, насколько скалистыми были окружавшие их горы. Однажды Рождественским постом он сказал приходскому священнику этого села: «Объяви в церкви, что я никого не стану причащать без исповеди 120 ». У этих людей ещё сохранялась память об их корнях, и они послушались. Каждый вечер игумен клал епитрахиль в свою сумку и на пару с добрым батюшкой обходил тот или иной участок села, чтобы смогли исповедаться даже самые старые и больные. Дорога была трудной, так как снегу навалило больше шестидесяти сантиметров, поэтому священник, знавший все тропы, шёл впереди. Один из участков был особенно удалён и труднодоступен. Немощный игумен говорит священнику: – У тебя на этом участке есть ещё кто-то? Я не смогу прийти сюда ещё раз: холод невыносимый. – В верхней части участка живёт один старик, но это человек жестокий и грубый. Не думаю, что он захочет исповедаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

К. отстаивал приоритет нравственных основ в педагогике. Разработанные в начале директорства К. правила для студентов историко-филологического ин-та предусматривали, что те, «предназначая себя к высокому званию педагогов, должны прежде воспитать самих себя так, чтобы впоследствии собственным примером иметь доброе влияние на тех, кто будет вверен их педагогическим заботам» (Правила для студентов Имп. историкофилологического ин-та: Утверждены в Мин-ве народного просвещения 28 окт. 1872 г. [СПб., 1872]. С. 1). 30 июня 1857 г. К. обвенчался с Марией Орловой, дочерью проповедника прот. Николая Мефодиевича Орлова, настоятеля Сергиевского всея артиллерии собора (1849-1870). Имел 3 сыновей и 3 дочерей. Старший сын, Алексей, выпускник С.-Петербургского ун-та по историческому отделу историко-филологического ин-та (1884), с 1900 г. занимал должность директора в Ташкентском реальном уч-ще. К. скоропостижно скончался от разрыва сердца на вечернем заседании конференции ин-та. Литургию и отпевание совершил протоиерей университетской Петропавловской ц. В. Г. Рождественский в сослужении протоиерея стрельнинской придворной Петропавловской церкви Н. Н. Кедрова - родственника К., протоиерея церкви главного управления уделов К. И. Ветвеницкого и др. клириков. В числе присутствовавших на похоронах были преемник К. в деле управления ин-том акад. В. В. Латышев, буд. обер-прокуроры Синода С. М. Лукьянов и В. К. Саблер, министр народного просвещения Г. Э. Зенгер и директор департамента В. А. Рахманов, филолог и историк музыки С. К. Булич, кн. Н. В. Шаховской, преподаватели Введенский, Зелинский, Никитин, Соколов, инспектор Н. П. Некрасов и др. К. похоронен на кладбище санкт-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря , там же погребены его жена ( 8 нояб. 1899) и дочь-отроковица Елена ( 1880). В 60-х гг. XX в. утраченное надгробие К. заменено мраморной плитой с неверно указанными датами рождения и смерти. Могила является памятником истории и культуры федерального значения. Ист.: РГИА. Ф. 53. Оп. 1. Д. 45. Лит.: Альманах современных рус. гос. деятелей. СПб., 1897. С. 942-943; Юбилей К. В. Кедрова//Филол. обозр. М., 1897. Т. 12. Кн. 1. С. 147-152; Зоргенфрей Г. Г. Памяти К. В. Кедрова ( 1 мая 1903)//Филол. зап. Воронеж, 1903. Вып. 4/5. С. 1-5 (отд. отт.: Воронеж, 1903); Биржевые вед. 1903. 220. С. 2; 222. С. 2; Новости и биржевая газ. 1903. 120. С. 2; 122. C. 2; Петербургская газ. 1903, 3 мая. С. 4; 4 мая. C. 10; Петербургский листок. год 119, 3 мая. С. 3; 121, 5 мая. С. 4; 122, 6 мая. С. 5; Колышницына Н. В. Организация учебно-воспитательного процесса в Имп. С.-Петербургском историко-филологическом ин-те//Вестн. архивиста. М., 2011. 3(115). С. 55-70. Свящ. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684093.html

Когда в 60-х годах я служил в Сигнахи, в храме святого Георгия 117 , то мне захотелось посетить Хирсский монастырь, где находится гробница одного из учеников преподобного Иоанна Зедазенского – святого Стефана Хирсского 118 . Недалеко от Сигнахи в небольшом кахетинском селении жил священник. Он уже не мог совершать храмовые службы, а крестил у себя на дому детей, отпевал усопших и исполнял другие требы в своей и соседних деревнях. К сожалению, я забыл его имя. Он иногда посещал Бодбийский монастырь. Я решил попросить его проводить меня в Хирси и вместе с церковным старостой отправился в его деревню. Кахети – это уголок Грузии, где можно увидеть картины минувших веков: дома из деревянных бревен, посуда из старой керамики, оружие, передающееся из поколения в поколение. Пожилые кахетинцы на праздники любят надевать свой традиционный костюм: препоясанную чоху и небольшую шапку, похожую на монашескую скуфейку. Там время не гонит человека, люди живут, не торопясь и не спеша, и кажется, будто над Кахетинской равниной само солнце движется медленнее. Старый священник сразу же согласился проводить нас в заброшенный и опустевший монастырь, с которым, как я узнал впоследствии, было связано его детство. При Хирсском монастыре до революции действовало духовное училище. Когда-то здесь был один из духовных очагов, откуда свет христианства распространялся в восточные области Грузии, называемые Эрети, а также в западную область Кавказской Албании. Много древних храмов, построенных грузинами, находится в Саингило 119 , древней части Эрети, населенной грузинами, которые приняли мусульманство во время персидских завоеваний, но часть из них до сих пор осталась православной. Они говорят на особом диалекте грузинского языка, сохранившем много исторических архаизмов. Эта область была просвещена частично при царе Бакаре в IV веке, затем учениками Иоанна Зедазенского в VI–VII веках. После арабской экспансии и насильственного насаждения ислама этот край был вновь просвещен царем Давидом Строителем (XI–XII века). В XIII веке здесь прославились своими миссионерскими трудами преподобные Антоний и Пимен 120 . В середине XVIII столетия великий святитель Иоанн, митрополит Манглийский 121 , которого можно назвать последним равноапостольным мужем, основал монастырь, одной из целей которого было обращение ингилойцев-мусульман в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Любимов Гавриил Маркович (1899) – протоиерей Пантелей-моневской придворной церкви в Ораниенбауме; устроитель церквей, благотворительных учреждений – 119. Магомет (Мухаммед) (ок. 570–632) – основатель ислама – 370. Македонии (IV в) – ересиарх; был осужден II Вселенским Собором – 370. Мария – 29. Мария Александровна – 29. Мария Египетская (522) – преподобная – 91. Марфа и Мария – сестры Лазаря Четверодневного праведного, которого воскресил Господь накануне входа в Иерусалим – 480. Матфей Веселовский ((?) – священник с 1848 по 1855 г. Кронштадтского Андреевского собора; с 1855 по 1876 г. – ключарь, протоиерей там же; в дальнейшем – архимандрит Мел-хиседек, настоятель Оренбургского Свято-Глуховского монастыря – 383, 398. Митрофан Воронежский (1623–1703) – святитель, епископ Воронежский, в св. схиме – Макарий – 335. Моисей (1531 г. до Рождества Христова) – св. пророк, Бого-видец. На Синайской горе принял от Господа 10 заповедей – 120, 293, 350, 357, 433, 485. Нектарьевский Василий Кузьмич (1857) – протоиерей, настоятель Кронштадтского Андреевского собора – 107, 479. Нестор – соловецкий старец – 196. Николай (ок. 345) – святитель, архиепископ Мир Ликийс-ких, чудотворец – 48, 49, 313, 336. Николай I Павлович (1796–1855) – император с 14 декабря 1825 г., третий сын императора Павла I – 214, 215, 433. Онисим (ок. 109) – св. апостол от 70-ти, епископ Ефес-ский – 24. Павел (67) – св. первоверховный апостол, ревностный проповедник Евангелия, автор 14 посланий – 34, 72, 303, 321, 322, 359, 376, 455. Павел Васильевич Трачевский (1895) – настоятель Кронштадтского Андреевского собора с 1857 по 1895 г. – 383. Павловская Анна Андреевна – 29. Пелагея, малютка – 344. Петр (67) – св. первоверховный апостол; брат св. апостола Андрея Первозванного. Один из ближайших учеников Господа. Проповедник Евангелия. Автор двух Соборных посланий – 89, 156, 171, 308, 370, 384, 416, 419, 445. Савватий Соловецкий (1435) – преподобный, чудотворец – 274. Сергий (13141319–1392) – преподобный, игумен Радонежский, всея России чудотворец – 335. Соколов Ал. Ив. – священник – 118. Соломон – сын св. пророка и царя Давида; третий царь израильский; строитель Иерусалимского храма – 264, 405. Таратин Александр Иванович (1899) – диакон Кронштадтского Андреевского собора с 1842 по 1875 гг.; в 1875 г. рукоположен во священника; в 1897 г. возведен в сан протоиерея – 107. Тимофей (ок. 96) – св. апостол от 70-ти; епископ Ефесский – 483. Толстой Алексей Константинович (1817–1875) – граф, русский писатель, поэт, драматург – 75. Филарет (греческий). Вероятнее всего, Филарет Вафидис (кон. XIX в), митрополит Касторийский, профессор богословской школы на острове Халки в Мраморном море; в 1884–1886 гг. напечатал двухтомную историю Православной Церкви и учебник по тому же предмету – 368. Филарет (1779–1857) – митрополит Киевский и Галицкий. В схиме Феодосии. В миру Феодор Георгиевич Амфитеатров – 373.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С прекращением экзорцизма Церковь не лишилась возможности изгнания демонов из человека. Такая возможность навсегда сохранилась у нее благодаря совершаемому перед таинством Крещения чинопоследованию оглашения. В этом чинопоследовании крещаемый сознательно отрекается от «сатаны и всех дел его, и всех ангел его», создавая тем самым предпосылку изгнания из него темных бесовских сил Божественной благодатью, даруемой ему в таинстве Крещения. «Никаких заклинательных молитв не нужно,- пишет в этой связи свт. Игнатий (Брянчанинов) ,- они прочитаны над каждым из вас при святом Крещении» (Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 217). Однако и после Крещения эти силы, потерявшие над христианином свое господство, всячески стараются оказывать на него пагубное воздействие. Поэтому под знаком борьбы с ними проходит фактически вся последующая жизнь христианина. Силы тьмы не беспокоят лишь тех, кто после Крещения снова становится пленником греха и не оказывает злу никакого сопротивления. Бесовское воздействие бывает, как правило, скрытым, поэтому борьба с Б. на языке аскетики часто называется «невидимой бранью». Злые силы предпочитают такой образ действия не только потому, что они как существа духовные невидимы для людей, но и потому, что «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3. 20). Скрытый характер бесовского воздействия объясняется также тем, что злые ангелы всячески стараются усыпить бдительность человека и даже породить в нем неверие в их существование. Как замечает по этому поводу отечественный подвижник благочестия схимон. Зосима (Верховский) , Б. «ни о чем так не старается, как только о том, чтобы везде скрывать себя, ибо этот враг никогда не опасен в явной войне, но скрытною войною своею он губит многих» (Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков. М., 1913. С. 271). Если христ. подвижник побеждает в «невидимой брани», то Б., раздраженные этой победой, меняют тактику борьбы и обычно стремятся или напугать его, принимая различные устрашающие образы (см.: Athanas. Alex. Vita Antonii. 9; Житие прп. Сергия Радонежского и др.), или обмануть, являясь в облике светлого ангела, на что указывал уже ап. Павел (2 Кор 11. 14) (см.: Житие прп. Никиты Затворника//Киево-Печерский Патерик. К., 1991. С. 94-95), и даже Самого Христа (см.: Житие прп. Исаакия, затворника Печерского//Там же. С. 89). Для порождения у аскета похотливых чувств Б. иногда выбирает обличье женщины ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 5). Явления нечистой силы в виде отвратительных животных с рогами, хвостом, копытами и т. п.- также реальность духовного мира, и их не следует воспринимать лишь как плод народных суеверий и фольклорных представлений. Обличье Б. в таких явлениях не что иное, как символ их скотского состояния, в к-ром они оказались после своего восстания против Бога (ср.: Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. М., 2001. С. 119-120).

http://pravenc.ru/text/78216.html

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Согласно тексту Никифора Каллиста, Богородица, облаченная в имп. одежды, «словно черпала (святую) воду и святила ею кругом себя и паломников» (цит. по.: Там же. С. 119). Этот же автор дает описание еще одного, не упоминаемого ранее мозаичного изображения в крипте, к иконографии к-рого, очевидно, восходят известные в наст. время изводы иконы «Ж. И.»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» (цит. по: Там же. С. 120). Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (по мнению А. М. Тэлбот, в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего при имп. Андронике II в связи с возобновлением чудес. С постепенным усвоением эпитета «Живоносный Источник» Богородице ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 373; Talbot. 1994. P. 136-137) он становится связанным с этой иконографией, в основе которой - изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют 2 широко распространенных в Византии типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в рус. традиции тип «Воплощение - Знамение») и образы Кириотиссы, или Никопеи,- Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца.

http://pravenc.ru/text/182259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010