Приложение 1 πλις, πλις, πλεων πασν κεφαλ! πλις, πλις, κντρον τν τεσσρων το κσμου μερν! πλις, πλις, Χριστιανν καχημα κα βαρβορων φανισμς! πλις, πλις, λλη παρδεισος, φυτευϑεσα πρς δυσμς, χουσα νδον φυτ παντοα βρϑοντα καρπος πνευματικος! Δοκας.     Царьград (βασιλς πλις, βασιλεουσα πλις, νασσα πλις, Regia urbs, urbium Regina) или Константин град (Константинополь, Κωνσταντινοπολις, Constantinopolis), как известно, лежит на полуострове, омываемом Пропонтидою (Белым или Мраморным морем), Воспором и Золотым рогом. «Царьград стоит на три угла,– говорит один из наших паломников: две стены от моря, а третья от западу приступа для ратных. В первом угле от Белаго моря создан Студийский монастырь; во втором угле создан св. Юрия монастырь, зовемый Монган: а сей бяше первое градец мал, зовемый Византия, напротив Скутаря; в третьем угле стоит церковь Влахерна» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 62). Город расположен на семи холмах, от чего получил и название Седьмихолмного (πτλοφος, πτβουνος, septicollis). Говоря о местоположении Царьграда, другой наш паломник замечает, что в нем «от Софии рядом пошел холм, яко гребень, и тот гребень перещепывается долинами; а так стоят на том гребне семь холмов». И в другом месте: «седмь холмов видится от Галатской земли, или страны, а не от Белаго моря; а от Белаго моря кажется ровно, токмо в одном месте кабы разделилася единою низиною» (Там же, стр. 193, 194). Константин Великий , решившись сделать Царьград столицею Восточной Римской империи, украсил его ипподромом, оградил со всех сторон стенами и повелел называть его Вторым или Новым Римом (Δευτρα μη, Να μη). Подобно древнему Риму, весь город он разделил на XIV частей, которые назывались εγενες (=regiones), или τμματα, κλματα, τρμαι. При преемниках Константиновых Цареградские стены были несколько раз возобновляемы и распространяемы, а в стенах были устрояемы в разные времена ворота. На прилагаемом плане Царьграда, показаны холмы, части, ворота и некоторые из замечательных зданий и местностей города 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Пс.103:6–9 ; Иов. 26:12; 38:8–11 ; Иер.5:22 ; бл. Феодор. и Афан. h. 1., также И. Злат. на Пс.148:7 ), а когда Ему угодно, для Его премудрых целей, как при переходе израильтян чрез Чермное море, Он заставляет их подниматься и стоять станами, не разливаясь до «назначенного времени» (ср. Исх. 14:21–22 и 15:8; ев. Вас. В. на ст. 7). «Но в высшем смысле», по изъяснению Отцов и учителей Церкви, в ст. 6, вместе с учением о всемогуществе Божием, «Давид богословствует о св. Троице» и нераздельном участии лиц Божества в творении мира, – «называя Господом (Бога) Отца, Словом (Его – Бога) Сына, и Духом (уст Его – Бога) Духа Святого» (Евф. Зигабен; ср. св. Афанас., св. Вас. В. и бл. Иероним на ст. 6) и показывая, что «в творении надобно представлять первоначальную причину всего сотворенного – Отца, причину значительную – Сына и причину совершительвую – Духа» (св. Вас. В. в р. п. т. III о св. Духе к Амфил. гл. 16, стр. 288), что «ни Отец не творит без Сына, ни Сын без Духа» ( – прот. Евном. кн. V, стр. 195) и «не произнесением речений созидает Бог и не излиянием выдыхаемого воздуха,... но действием живого Слова» ( – там же, стр. 193–4), о «котором взывает Иоанн: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть ( Ин.1:3 )» (там же, выше настр. 193), «и сообщением животворящего Духа» (там же ниже на стр. 194), «Иже от Отца исходить» ( Ин.15:25 ), и полновластно домостроительствует в раздаянии дарований» ( – в Амфил. гл. 16, стр. 288 и 287; ср. Григ. Бог. сл. 41 на св. 50-цу ч. 4 стр. 19; бл. Феодор. на Пс.и др.) Слав.-греч. (=халд.) чт. 7-го ст. собирай к мхъ (в некот. греч. спп., по свид. Вас. В.=у Симм. в лат. и у бл. Иерон., – в мехе; древн.-слав. Псалт. XIII–XIV в. в мхъ, сирск. во мн. ч. в мехах) воды – подобием кожаного меха, употребляемого на востоке для содержания и перевозки воды и других напитков, выражает одинаковую с евр.-русск. т. мысль об ограждении морских вод прочными пределами, – именно, что воды морские, хотя и волнуются, как надуваемый и сжимаемый кожаный мех, но не разливаются далее указанных им пределов, как будто собранные и заключённые в этом мехе (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Но также верно 100 и то, что где находились антиминсы большого размера, там не одни илитоны развертывались и свертывались, но и антиминсы, которые лежали сверх илитона. Неодинаковый обычай положения антиминса то под индитиею, то над индитиею в илитоне происходил от употребления разного размера, антиминсов. В России, в местах близких к Москве, и вообще в восточной Руси, был более обычай полагать антиминсы под индитиею и пришивать их к срачице, а в местах близких к Киеву, в Западной России держались обычая иметь антиминс на индитии в илитоне – не пришитым. В богослужебных книгах, печатанных па Западе в первой половине XVII – го века, указано было, чтобы антиминс лежал вверху илитона и чтобы развертывали и свертывали на литургии не только илитон, но и антиминс. Так в книге Литургиарион, снесть служебник, напечатанной в 7147 (1639) году в лавре Печерской Киевской в четвертку, сказано в литургии Златоустого: «Диакон же взем святую звезду с святого дискоса творит креста образ вверху его, ударяя краями звезды о четыре страны дискоса, и отер край о антиминс» (стр. 311), и далее: «аще же низпала будет на антиминсе от святых крупиц часть некая, с глядив опасно, святою губою ометает ю на святый дискос, с святого же дискоса в святую чашу. Всегда убо, егда служит иерей или диакон сице творит; блюдый да ничтоже от святых крупиц на антиминсе станет никогда же» (стр. 372). И в литургии преждеосвященных даров сказано: «и абие превратив святый Агнец святым заколением горе, вземлет и левою рукою, с всяким вниманием схранно, еже не пасти что от него никакоже нигде же; десницею же вземлет святую губу, сущую на святом антиминсе, и вземля святый агнец от святого дискоса, поддержит ю под шуйцу, взнося святый агнец и держа его над святою чашею, оттрящет святую губу в святую чашу, полагает ю на святом антиминсе (стр. 597 и 598. См. Выписки из старописм. и старопеч. книг, купца Озерского 1862 г. ч. 2, стр. 193 и 194). Подобно изложено и в других Служебниках западной России. В Киевском Служебнике 1620 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кратковременное правление Андроника I, поставившего при вступлении на престол себе целью защитить земледельческий класс, крестьян, 199 против всемогущего произвола крупных собственников и освободить государство от иностранного, именно западно-латинского засилья, резко отличается от характера правления всех других Комнинов, и уже благодаря этому одному заслуживает внимательного и строго научного исследования. В некоторых отношениях, особенно в сфере социальных вопросов и интересов, время Андроника I, еще далеко не разъясненное, представляет собой благодарную тему для дальнейших разысканий. 183 Μιχαλ Ακομιντου του Χωνιτου τα σωζμενα. Ed. S. Lampros, vol. I. Athenae, 1879, p. 157. См. также: Ф. И. Успенский. Последние Комнины. Начало реакции. – ВВ, т. 25, 1927–1928, с. 20. 184 L. Bréhier. Andronic (Comnène). – Dictionnaire d " histoire et de Geographie ecclesiastiques, vol. II, col. 1780. 186 Ф. И. Успенский. Там же, с. 15. Успенский говорит не о статуе, а о картине, вероятно – мозаике. См.: Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 432. 187 Ф. И. Успенский. Там же, с. 19; Михаил Акоминат. Сочинения в издании С. Ламброса (полное описание в прим. 1 на стр 79. – Науч. ред.), с. 142. 190 Annales Colonienses Maximi s. a. 1185, in: Pertz. Monumenta Germaniae Historica Scriptores, Bd. XVII, S. 791. 191 F. Cognasso. Partiti politici e lotte dinastiche in Bizanzio... pp. 294–295 (82–83): L. Bréhier. Andronic (Comnène). – Dictionnaire d " histoire... vol. II, col. 1781. 192 Andrae Danduli Chronicon, ed. Muratori, Rerum italicarum scriptores, XII, 309 (s. a. 1182). См. также: H. F. Brown. The Venetians and the Venetian Quarter in Constantinople to the Close of the Twelfth Century. Journal of Hellenic Studies, vol. XL, 1920, p. 86. 193 F. Cognasso. Partiti politici e lotte dinastiche in Bizanzio... pp. 298–299 (86–87); L. Bréhier. Andronic (Comnène). – Dictionnaire d " histoire et de ia geographie ecclesiastiques, vol. II, col. 1781. 194 Benedicti Abbatis Gesta regis Henrici Secundi, ed. W. Stubbs, vol. I, London, 1867 (Rerum britannicarum medii aevi scriptores, vol. 49), p. 257: «construxerat ecclesiam quandam nobilem in civitate Constantinopolis, et earn honore et redditibus multis ditaverat, et clericos Latinos in ea instituit secundum consuetudinem Latinorum, quae usque hodie dicitur Latina». («Построил одну известную церковь в городе Константинополе. Он обогатил ее почетом и многими доходами и в ней учредил латинских священников согласно обычаю латинян. Церковь до сих пор называется латинской». – Науч. ред.). См. тот же рассказ в Chronica Rogeri de Houedene, ed. W. Stubbs, vol. II (Rerum britannicarum medii aevi scriptores, vol. 51). London, 1869, p. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Ведущий философ евразийского движения. 9  Франциск Ассизский (1181 или 1182-1226) - основатель «братства» близ Ассизи (Италия), создатель католич. нищенствующего монашеского ордена францисканцев. 10 Интервью было опубликовано в газете «Литовец Европы» (выходящей в Лондоне) 27 февраля 1968 года. 11 Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955) -- фр. философ, ученый, католич. теолог, член ордена иезуитов, видел своё призвание в радикальном обновлении христ. вороучения в соответствии с современной наукой. 12  Гирнюс Кястутис (1946?) -- совр. лит. философ, публицист, политолог, живёт в Праге. 13 Свои поэтические произведения А. М. публиковал под псевдонимом А. Ясмантас 14  «Философская мысль Литвы» (Хрестоматия, на лит. яз.), Вильнюс, 1996 г., стр.413. 15 Ильин Иван Александрович (1882-1954) -- рус.религ. философ, представитель неогегельянства. 16  Ср. M. Hirschberg. Die Weisheit Russlands, Stockholm, 1947,  стр. 102. 17 Lev Šestov.  Kirkegard i egzistencijalnaja filisofija, Paris, 1939, стр. 18-19. 18 Gabriel  Marcel. Erniedrigung des  Menschen, Frankfurt, M., 1957, стр.  29-30. 19 Ср. J. F. Angelloz. Rainer Maria Rilke, стр.321-22, 1936. 20 Цит. H.J. Flechtner. Selbstbesinnung der Philosophie, стр. 86, 1941. 21 Н. Бердяев.  Философия творчества, культуры и искусства. т.2, стр. 18. М.,  Искусство. 1994. 22 там же, стр.10. А.Мацейна Бердяева цитирует по книге -- Die Weltanschauung Dostoewskijs, стр.13, 1925. 23 Goethes  Faust, стр. 9, 1932. 24 Hölderlin und das Wesen der Dichtung, стр. 11, 1937. 25 там же, стр. 11-12. 26 там же, стр.13 27 Religiöse Gestalten,  стр. 112, 1947 28 См. Religiöse Gestalten, стр. 114, 1947 г. 29 Ср. Dostojevskij in Deutschland, стр. 193-194, 1931. 30  Здесь автор хочет высказать свое мнение по поводу имеющейся в легенде критики Западной Церкви. Эта критика выражается не в прямом осуждении деяний Церкви или образа жизни руководящих лиц Церкви, но в личном осуждении учения Христа. Великий инквизитор -- кардинал и монах, представляя Западную Церковь, хочет  доказать, что он был последователен, отдаляясь от Христа, ибо Христос провозглашал неосуществимые и непосильные для природы человека законы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

174 Архив Ю.-З Р. I, V, стр. 35–40. Кроме встречавшихся нам Почеки м. Сербского, Мельхиседека Болгарского, Макария Лигариди, можно указать еще на Арсения Болгарского (ок. 1672) (Синб. Сборник. М. 1845, стр. 8), Панкратия м. Греческого (около 1679 г.) и Софрония м. Филипопольского и Драмского (Петрушевич, Свод. лет., стр. 195 и 328). О неправильном посвящении кандидатов см. Kronika miasta Lwowa, p. 85. (Рук. Сельс. паст. 1860, стр. 292). Общая характеристика, далеко не лестная, у Каптерева, «Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII ст.» М. 1885, стр. 152–220 и след. Cfr. Терновского, «Изучение визант. истории и пр.» I, К. 1876, стр. 103–111. 175 Соловьев, XIV, 5–7. Архив Ю.-З. Р. I, V, предисловие стр. 94 и др.; на эту прекрасную статью Терновского мы ссылались и выше. 179 Соч. I, 471 – 2. «Житие», стр. 8, говорит, что, Димитрий, оставив игуменство, «живяше в монастыре, уединенно». 180 Аболенский. Московское государство при царе Алексее Михайловиче. К. 1876, стр. 104. Описание Киева 1654 г. Павла Алеппского, архидьякона Макария п. Антиохийского. Сборник материалов для истор. топографии Киева. К. 1874, стр. 56. Конечно Киевская лавра немного изменилась и до сего времени, не только что до 1684 года. 181 Путешествие старца Леонтия (Лукьянова) в 1701 г. Там же, стр. 120. Cfr. Русский Архив 1863 г. 186 Дополнения к стр. 38 – Жития Метафраста были известны на Украине в рукописи XVI в. Владимиров. Обзор южнорусских и западнорусских памятников. К. 1890, стр. 36. 187 Архив Ю.-З. Р. I, V, стр. 277. У Добрянского, Описан. рук. Вилен. Публичн. Библ. стр. 131, указаны четь-минеи на белорусском в списке 1669 хода, но к сожалению ими я не мог воспользоваться. 188 Colloquium Lubelskie 1680, Nakladi switych niebytych nigdy do Prolohow Ruskih и, как пример, приводится пр. Антоний Римлянин. 193 Тайные статьи о том напечатаны в Арх. Ю.-З P. I. V, стр. 56. В них ясно видно, с каким отвращением относились киевские духовные к московским духовным порядкам. 194 Соч. I, 472. Любопытен рассказ Гордона, которым исследователи не воспользовались. Он передает, что Ясинский, даже в самой выборной митрополичьей грамоте (Wahl-Instrument), поместил статьи о привилегиях архимандрита Печерского (Gordons, Tagebuch v. Posselt. II, 99).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

3275 Очень показательной в этом отношении является недавняя полемика проф. архим. Илариона с Д.А. Хомяковым, которая будет воспроизведена при следующем издании 2-го тома сочинений А.С. Хомякова. 3276 «Пятый отрывок из Семейной Хроники». Собрание сочинений С.Т. Аксакова». М. 1900. Т. I. Стр. 193–194 и 196. 3277 Отменено В. Шенроком в статье «С.Т. Аксаков и его семья». «Журн. Мин. Нар. Просвещения». 1904 г. Т. 355. Стр. 388. 3279 «И.С. Аксаков в его письмах». М. 1888. Ч. I. Стр. 40. Абрамцеву и его достопримечательностям будет посвящен целый сборник, ныне подготовляемый к печати Е. Д. Поленовой. 3285 Он жил студентом у Гилярова-Платонова. Ср. «Страничка из жизни М.Д. Академии 50 лет тому назад. Письмо студента Г.И. Смирнова-Платонова к о. И.С. Маргаритову». «Вера и Церковь ». 1900, ч. 2-я, стр. 283. О причине его ухода из Академии (был бакалавром только два года) см. интересные соображения П.С. Казанского . «У Троицы в Академии». Стр. 560, письмо 26-е. 3290 Последнее объяснялось отчасти болезненно-раздражительным характером его жены. См. там же, стр. 48 и 17. 3291 Так, как известно, по славянофильским побуждениям, звали в семье Аксаковых отца, потому что «папа» слово иностранное. Ср. напр., «Очерк семейного быта Аксаковых» при 1-м томе писем И. Аксакова, стр. 17. 3295 А. Молчанов. «Воспоминания об И.С. Аксакове». «Истор. Вестн.» 1886 г. Т. 25. Стр. 379. Аналогичный отзыв И. Аксакова о Гилярове записан кн. Шаховским со слов бывшего председателя Моск. Ценз. Комитета В.Я. Федорова: «Посмотрите на это лицо, – совершенно славянский тип, эти голубые глаза, эта добрая улыбка, это страдальческое выражение лица. Что он вытерпел мучений от митрополита Филарета, который все внутри у него расцарапал («Годы службы Г.П.» «Русск. Обозр.» Стр. 1897. Т. 48. Стр. 504)». 3296 «Семейная Хроника и Воспоминания С. Аксакова». Это была его первая «светская статья, коею он дебютировал на светском поприще (кн. Шаховской, там же, т. 46, стр. 133 и сл.)». 3299 Письмо Гилярова в «Русск. Обозр.» 1896 г. Декабрь. Стр. 1001–1004. Ответ И. Аксакова в «Русск. Архиве» 1889. Т. 3. Стр. 423–425.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он говорил: «если король узнает о присяге, данной шляхтою и дворовыми людьми, то велит изрубить Епископов и духовенство». (Бантыш-Кам. ист. малор. 1, 357–359. прим. 320–323). Ян Квиткевич (Supplement rocznych dziejow 1646–1696 г. изд. 1708) говорит, что о подчинении московскому Патриарху Сильвестр хотел снестись с константинопольским Патриархом, но покорился Царю и без сношения. Хмельницкий в грамоте от 23 марта 1657 г. писал к Патриарху Никону , что Сильвестр готов сам явиться в Москву для изъявлений покорности Патриарху, но по обстоятельствам не может, почему гетман просил Патриарха не гневаться более на Митрополита, как будто на непокорного Патриарху. (О Соф. соб. прилож. 17). В 1659 г. одной из статей договора Малорусии с Царем было положено: «Киевскому Митрополиту и прочему малорусскому духовенству быть в ведении Святейшего Московского Патриарха, с тем только, чтобы он не касался преимуществ Малорусской Церкви». (У Маркевича т. 3. стр. 183. 184. 186. Полнее у Ригельмана: о малой России кн. 4, стр. 31. 33. 35). О епархиях Ист. иер. 101 Лет. Самов. о войнах Хмельницкого стр. 44. 50. 56. 57. Молодик на 1844 г. стр. 226. 227. Ист. Малор. Маркевича 2, 179. 187. 194. 195. Т. 3 стр. 224. 225. Истор. Малор. Б. Каменского 2, пр. 193. 195. Тяпкин писал в январе 1658 г. к Ордыну-Нащокину: «Архимандрит печерский (Иннокентий Гизель) с Митрополитом тукальским великую любовь между собой и в народе силу имеют». Б. Каменский 2, пр. 61. О прочем там же прим. 147. 181. 194. 196. Письмо к Нащокину писано 9 августа 1670 г. Ригельман не знал Тукальского. (Кн. 2, стр. 123. 124). 103 Клятвенное обещание его при посвящении в Епископа Митрополитом Дионисием в ист. Малор. Б. Каменского 2, пр. 197. 104 Собр. зак. Т. 2, 1191. 1198. 1199. Молодик на 1844, стр. 227–229. Грамота Конст. Патриарха и его собора, подписанная в июне 1686 г. в прилож. к опис. Соф. соб. 21. 22. Только Архиепископ Лазарь Баранович и печерский Архимандрит испросили себе право непосредственной зависимости от Московского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

236 Нифонта Кирик спрашивал: «како даяти причащение больным и что пети, аще ея годит вборзе?» И Нифонт довольно подробно определяет, что делать? стр. 184. 185. Впрочем архиеп. Иоанн говорит: «причащенье дати, отпевание, что кажеть». стр. 198. 240 Рук. Златая Чень л. 39. В том же духе правило Нифонта не налагать никакой епитимии на дни недельные, субботы, и праздники Господские, стр. 193. 194. 242 Памятн. стр . 189 Сатья: «заповедь и уставы» и пр., в Славян. Кормчей XVI в. у Румянцева 233. (Опис. Стр. 306). Статья писана польско-русским языком, но монеты, которыми велят расплачиваться, греческие; к 30 литургиям здесь прибавлены «15 псалтырь»; потом «за псалтырь 5 сребр., за литургию 2 динара, за тетроеванглие – 3 переверы». ( περπυρα – золотая монет. – Du Cangii de nummis imperat). 243 Там же стр. 187, 188. Из другого места видно, что снисхождение дозволил делал священникам М. Климент: «Тако Климент веляше дати Причастие холостым на велик день соблюдшим чисто великое гонение, аще иногда съгрешали» (по ркп., а в печ. Это на стр. 179 опущено). Подобная разность в мнениях: «Прашах, достоить ли дати тому Причащение, аже в. Великий пост совокупляется с женою своею?» Разгневался он и сказал: учите воздерживаться в говении от жен; грех вам в том. Я сказал: в уставе мирян (белеческом), Владыко, так написано: хорошо блюстись в пост; это Христов пост; если же не могут, то в первую и последнюю неделю. И Феодосий, сказано, слышав у Митрополита, написал так. Нет, отвечал он, ни Митрополит, ни Феодосий не писали того, а только о праздной (пасхальной неделе), в которой каждый день неделя. Если сделают так, запрети ему делать в другой раз то же. (По ркп., а в печ. На стр. 175 выпущено). Феодосий, о котором говорится здесь, равно и в других ответах, был, без всякого сомнения, св. Игумен Печерский; а Митрополит современник его – Митрополит Георгий, на которого Кирик ссылался и в другом случае. Стр. 195. 245 «Якоже еси рекл: аже не бывает на простых благословение венчания, но бояре токмо и князи венчаются» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010