Раскол и сектантство. По Всеподданнейшему отчету г. Обер-Прокурора Св. Синода за 1898 г. 263 //Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 599–607 Деятельность противораскольнической и противосектантской миссии в 1898 г. Деятельность миссии в 1898 году отличалась большим напряжением сил и подъемом энергии её деятелей. Особенно утешительным является усиление забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где их доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих пастырей Церкви и самих миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем 1898 году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском Экзархате, в Кишиневской, Олонецкой, Тамбовской и Забайкальской епархиях. Новые вакансии открыты: в С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противосектантского миссионера), Черниговской (противосектантского), Тамбовской (второго противосектантского), Херсонской (противораскольничьего), Олонецкой (епархиального противораскольничьего), Вятской (противораскольничьего при Сарапульском викариатстве), Рязанской. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, – интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве. Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С.-Петербурге журнал «Миссионерское Обозрение», посвященный всестороннему исследованию и обличению русского рационалистического и мистического сектантства, а также расколо-старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А.А. Половцов Аристов, Николай Яковлевич Аристов , Николай Яковлевич, профессор русской истории, род. в Тамбовской губ., в 1834 году, ум. в Нежине, Черниговской губ. 26-го августа 1882 г. Сын сельского священника, Аристов начал свое образование в духовном училище, откуда затем, благодаря своим выдающимся способностям, попал на казенный счет в Тамбовскую семинарию, которую кончил одним из первых в 1854 году. Успешно проходя курс семинарии, Аристов в то же время пополнял пробелы в своем образовании разнообразным чтением, благодаря которому расширялся его умственный кругозор и зарождалось в нем влечение к литературной деятельности. Сочинение, написанное им на последнем курсе семинарии: «Взгляд христианина на сновидения» – предназначалось автором для печати, но в 1854 году напечатать этот труд не удалось, и он появился только в 1867 году в «Тамбовских Епархиальных Ведомостях» (стр. 412–456). Под влиянием того же чтения в Аристове зародилось стремление поступить по окончании семинарии в университет, но стечение обстоятельств воспрепятствовало этому, и 15-го августа 1854 года он приехал в Казань, в духовную академию. Здесь он сразу примкнул к кружку студентов, занимавшихся изучением русской литературы и интересовавшихся общественным движением, начинавшимся тогда в России. В 1856 году направление занятий Аристова изменилось: под влиянием лекций В. И. Григоровича (по славяноведению) и, главным образом, А. П. Щапова, читавшего русскую историю, Аристов заинтересовался изучением русской старины. Сближение со Щаповым произошло по следующему поводу: в 1856 году Аристов ездил на каникулы в Вятку, где собрал много народных песен и другого этнографического материала. Щапов заинтересовался этим сборником и короче сошелся с Аристовым, который был его товарищем по академии и шел только на 2 года позже его. Это сближение было важным фактом в жизни Аристова. Между Аристовым и Щаповым было много сходства, как по их судьбе до поступления в академию, так и по характеру: оба испытали в детстве горькую долю низшего духовенства, оба одинаково удивляли всех своими способностями, благодаря которым добились до высшего образования; оба были одинаково восторженными идеалистическими натурами, у обоих были одни и те же симпатии и антипатии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.В. Журавский Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима Тамбовского. Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого. С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями. Вопрос о прославлении святителя мог растянуться на долгие годы. Для успешного прохождения дела через синодальную канцелярию, а затем для достойной подготовки канонизации потребовались значительные усилия со стороны преосвященного Кирилла. В мае 1912 года ходатайство владыки Кирилла, духовенства всех епархиальных городов и городского самоуправления о прославлении святителя Питирима Тамбовского принесло первые свои результаты. Святейший Синод, «рассмотрев означенное ходатайство, поручил преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому, образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода» 149 . Можно предполагать, что благоприятному решению этого вопроса способствовало то обстоятельство, что в январе 1912 года епископ Кирилл был вызван в Петербург для присутствия в Синоде 150 и, оставаясь там до 17 апреля 1912 года, имел возможность лично участвовать в продвижении этого вопроса. 14 января 1913 года, как сообщили «Тамбовские епархиальные ведомости», состоялось восьмое и последнее заседание особой комиссии (под председательством преосвященного Кирилла) по обследованию чудотворений, совершившихся по вере в молитвенное предстательство пред Богом святителя Питирима, на котором было завершено рассмотрение чудес святителя, произошедших в прежнее время 151 . После этого владыка направил результаты деятельности комиссии (засвидетельствованные описания 34 чудотворений, совершившихся по молитвам святителя Питирима) в Святейший Синод 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. Э. Щеглов Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения С 1908 года С.Г. Рункевич уже мало занимался научной работой. В этот и ближайшие годы он не издал ничего нового и не опубликовал практически ничего, кроме мелких рецензий, заметок и кое-каких статей. Вся его деятельность и энергия теперь сосредоточились главным образом на служебных обязанностях. Занятия по должности, работы в различных комиссиях и разного рода специальные поручения занимали почти все его время. Уже в 1907/08 учебном году из-за недостатка времени он не имел возможности читать лекции в университете и 10 января 1908 года по собственному заявлению вышел из состава приват-доцентов 404 . 26 января С.Г. Рункевича назначили «в состав Комиссии по пересмотру положений о наградных списках священно-церковнослужителей и клировых ведомостях» 405 , в результате работы которой была выработана новая форма послужных списков, очистившая формуляры лиц духовного звания от многочисленных отметок о судимости 406 . 4 марта С.Г. Рункевич был командирован в помощь Тамбовскому епископу Иннокентию (Беляеву), проводившему по поручению Синода ревизию дел Владикавказской епархии. Это была единственная ревизия епархии за всю ее историю. 12 марта Рункевич получил еще отдельное поручение провести ревизию Александровской миссионерской семинарии 407 в селе Ардон центральной Осетии. Ему необходимо было на месте выяснить вопрос о преобразовании этой семинарии по образцу обычных епархиальных семинарий, и о средствах ее содержания. А, кроме того, «выяснить меру должного образовательного уровня у окончивших курсы Владикавказских духовных училищ» 408 . Вопрос о преобразовании Ардонской семинарии был вызван неудовлетворительной постановкой в ней учебно-воспитательного процесса и часто происходившими среди учащихся беспорядками. Серьезные волнения, сопровождавшиеся стрельбой и битьем окон, в семинарии начались еще в феврале 1905 года и происходили они на общей волне бунтарских настроений, царивших тогда в духовных семинариях. В революционный 1905 год волна беспорядков и бунтов в духовных семинариях прокатилась буквально по всей России. Очень часто беспорядки сопровождались совершенно дикими эксцессами: оскорблением и избиением преподавателей и семинарского начальства, погромами, поджогами, стрельбой и даже взрывами (Минская духовная семинария. – Г.Щ.). Беспорядки продолжались и в последующие годы. Кажется, не было ни одной семинарии, которую бы не коснулись брожения. И порой, несмотря на достаточно жесткие меры, предпринимаемые духовными и светскими властями, бунты в некоторых семинариях повторялись снова. Церковная пресса мало писала об этом, предпочитая не выносить сор из избы, и только в светской периодике можно было встретить частые и более подробные сообщения о беспорядках в духовных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Скачать epub pdf Тамбовская духовная семинария при ректорах Феодоре (Поздеевском) и Симеоне (Холмогорове) в 1904–1907 годах Основанная в 1779 году, Тамбовская духовная семинария была одним из крупнейших учебных заведений края. В начале XX века здесь обучалось от 550 до 600 воспитанников, из них 205 содержалось на казенный счет. Возглавлял семинарию ректор. В штате семинарии состояли инспектор, 27 преподавателей, 4 помощника инспектора и три надзирателя. 9 февраля 1904 года указом Святейшего Синода за 1204 инспектор Казанской духовной семинарии, иеромонах Феодор (Поздеевский) был назначен на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, с возведением его в городе Казани в сан архимандрита («Тамбовские Епархиальные Ведомости» (далее «ТЕВ»), 10, 1904. С. 183.). Предшественник нового ректора, архимандрит Нафанаил, находившийся на этом посту два года, указом Святейшего Правительствующего Синода от 5 февраля 1904 года за 1108 назначался епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» представляли нового ректора: «Архимандрит Феодор, вновь назначенный Ректор Тамбовской духовной семинарии, в миру Александр Васильевич Поздеевский – сын священника села Макарьевского, Ветлужского уезда, Костромской губернии. После Макарьевского духовного училища А. В. Поздеевский продолжал свое образование в Костромской духовной семинарии и закончил его в Казанской духовной академии. Серьезность, глубокая, совершенно чуждая показной внешности религиозность и необыкновенная скромность были отличительными чертами студента Поздеевского в течение всего академического курса. Духовную академию он окончил в 1900 году, со степенью кандидата богословия первого разряда (магистрант) и, как один из самых даровитых студентов курса, был оставлен на год в академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патристики (где состоял с 15 августа 1900 года по 15 августа 1901 года – примеч. Р. П.). В первых числах июня 1900 года пострижен в монашество с именем Феодора и затем посвящен в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 320-летие Тамбовской епархии Русской Церкви (комментарий в цифрах и фактах) Вознесенский монастырь в Тамбове Тамбовская и Козловская епархия была учреждена в 1682 г., в 1699 г. упразднена и вновь учреждена в 1744 г. как Тамбовская и Пензенская, а с 1799 г. — как Тамбовская и Шацкая. Современное название епархии возникает в 1936 г. — епархия Тамбовская и Мичуринская. Епархия объединяет приходы и монастыри Московского Патриархата на территории Тамбовской области РФ. Кафедральный город — Тамбов. Кафедральные соборы - Спасо-Преображенский собор в г. Тамбове, храм в честь иконы Божией Матери " Боголюбская " в Мичуринске. С 31 мая 1987г. правящим архиереем епархии является архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Благочиния: I Тамбовское, II Тамбовское, Мичуринское, Моршанское, Рассказовское, Кирсановское, Уваровское, Мордовское, Богоявленское, Мучкарское. В настоящее время епархия насчитывает более 100 действующих храма, в которых служит более 120 священнослужителей. Действующие монастыри: Вознесенский женский монастырь, основан в 1677-1678 г. закрыт в конце 1918 г., возрожден в 1992 г. Казанский мужской монастырь, основан в 1667 г., закрыт в конце 1918 г., возрождается с 1992 г. При монастыре располагается Духовное училище. Учебные заведения: Духовное училище (г. Тамбов, открыто в 1991 г. как Духовные курсы, с 1996 г. — училище; 3-х летнее); Группа сестер милосердия на базе Медицинского колледжа (г. Тамбов, открыта в 1995 г., 4-летняя; 25-30 учащихся); воскресные школы — 19 (около 750 учащихся). Православные объединения и организации: Братство свт. Питирима, Молодежный центр православного образования. Церковные СМИ: газеты «Тамбовские епархиальные ведомости», «Православный Мичуринск», журнал «Вестник Православия», " Тамбовский церковно-исторический сборник " .

http://sedmitza.ru/text/394786.html

Еще студентом обратил на себя внимание ст. «Об открытии в селах библиотек» (опубл.: Известия Санкт-Петербургского комитета грамотности. 1865) и открытием народной б-ки в слободе, где родился. С 1865 г. работал библиотекарем в Воронежской публичной б-ке, одновременно с янв. 1866 г.- в Воронежской ДС, где преподавал библейскую, всеобщую и рус. церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 гг.- практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 гг. безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном жен. уч-ще. В 1871-1872 гг. председатель Воронежского епархиального съезда духовенства, с 1872 г. ректор Тамбовской ДС, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей» . При Д. было осуществлено преобразование ДС (по уставу 1867 г.), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 г. Д. пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени. Благожелательные отзывы о ректорстве Д. оставили А. А. Царевский и А. М. Спасский. Д. был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губ. статистического комитета, в 1875-1881 гг. был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 г.- Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 г. пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 г.- МДА, с 1882 г.- КДА, с 1883 г.- КазДА. 31 дек. 1880 г. Д. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 г. состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви , в рамках его деятельности в июне 1881 г. проводил беседы в соборе во имя прп. Сергия Радонежского в С.-Петербурге. 6 авг. 1881 г. назначен ректором Воронежской ДС, с 1881 г. также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей» ; с 1883 г. товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества ; с 1884 г. член епархиального училищного совета; с 1885 г. товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. председатель. Д. укрепил дисциплину в семинарии, пополнил б-ку новой лит-рой. В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца. На собственные средства устроил церковь в Бирюченском ДУ.

http://pravenc.ru/text/178169.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (КАРЖАВИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антоний (Каржавин) ( 1858 - 1914 ), архиепископ Тверской и Кашинский В миру Александр Николаевич Каржавин, родился 15 мая 1858 года в Вологодской губернии, сын статского советника. Среднее образование получил в Вологодской гимназии, а высшее богословское в Московской духовной академии . Окончил академию в 1880 году со степенью кандидата богословия и был назначен в Тамбовскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. По постановлениям педагогического собрания, с утверждением епархиального преосвященного, кроме указанных основных предметов, преподавал в разных классах латинский, французский и еврейский языки, исполнял должности секретаря семинарского правления, члена педагогического собрания и инспектора семинарии. 25 февраля 1888 года удостоен степени магистра богословия за работу " О рационалистических сектах " . В этом же году 10 июля пострижен в монашество с именем Антония, 15 июля рукоположен во иеродиакона , а 17 июля - во иеромонаха . Указом Свят. Синода от 1 декабря 1888 года назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита . В 1891 году 30 марта назначен ректором Вифанской духовной семинарии . 14 сентября 1895 года хиротонисан во епископа Великоустюжского , викария родной ему Вологодской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев) , архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский) , архиепископ Херсонский Иустин (Охотин) , епископ Герман, епископ Алеутский Николай (Зиоров) , епископ Елизаветградский Тихон (Морошкин) . 4 октября 1897 года назначен епископом Тобольским и Сибирским . 19 ноября прибыл в Тобольск и уже 15 декабря выехал в Обдорск для личного ознакомления с постановкой миссионерского дела среди остяков и самоедов и чтобы воочию увидеть инородцев, в большом количестве собиравшихся в Обдорск в декабре и начале января для взноса ясака и продажи мехов. " Насколько нам известно, " - писали " Тобольские епархиальные ведомости " - " никто еще из Тобольских преосвященных не предпринимал путешествия в Обдорск в зимнее время " . Путь почти в 1500 верст в это время был очень труден и небезопасен: сначала на лошадях, а затем на оленях, сквозь сильнейшие морозы и вьюги.

http://drevo-info.ru/articles/11835.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Павел Васильевич Никольский Павел Васильевич Никольский ( 1870 - 1942/43), церковный историк Родился 26 июня 1870 года в селе Сотницыне Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье диакона. В 1884 году окончил Шацкое духовное училище , в 1890 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду . В 1894 году завершил образование в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом соискания степени магистра без нового устного испытания . 15 марта 1894 года был назначен на должность преподавателя церковной и библейской истории Воронежской духовной семинарии . С февраля 1896 года преподавал русский язык в епархиальном женском училище . Вступил в брак с дворянкой шведского происхождения лютеранского вероисповедания Леонтиной Эмилией Линберг (в советское время звалась Валерией Леонидовной), дочерью земского врача Шацкого уезда. У них было пятеро дочерей: Елизавета (1898 - 1974), Наталья (1899 - 1980), Валерия (1901 - 1980), Любовь (1906 - 1957), Александра (1912 - 1986) и сын Сергей (1902 - 1942). В 1899 году он принял на себя и заведование семинарской библиотекой. В 1904 году, оставив преподавательскую деятельность, он принял должность епархиального наблюдателя церковных школ Воронежской губернии. Печататься Никольский начал еще в студенчестве. В 1890 - 1892 годах он помещал в « Тамбовских епархиальных ведомостях » статьи историко-богословского содержания. В январе 1896 года появилась его первая публикация в « Воронежских епархиальных ведомостях ». Год спустя он обратился к теме, которая сделала его известным. В четвертом номере «Епархиальных ведомостей» за 1897 год была опубликована статья об источниках по истории духовной семинарии, которая свидетельствовала о том, что Павел Васильевич вплотную приступил к написанию труда о прошлом этого учебного заведения.

http://drevo-info.ru/articles/13673486.h...

Демьян Бедный. Спасо-Преображенский Носовский монастырь. Карта и ближайшие объекты История Носовского монастыря вполне вписывается в характеристики синодального периода: он не был результатом самоорганизации монашествующих, но возник как поддержанная высочайшей, синодальной и епархиальной властью частная инициатива благотворителя –почетного гражданина г. Тамбова, успешного предпринимателя-купца, искренне верующего человека – Андрея Михайловича Носова. Молитвенную память о нем, о его благочестивых родителях, Михаиле и Надежде, и должен был хранить Спасо-Преображенский монастырь, еще до основания получивший название – Носовский. В «Тамбовских епархиальных ведомостях»в год открытия монастыря 1908 г. одним из членов строительной комиссии обители, священником Федором Светозаровым была опубликована подробная предыстория его основания. Наиболее известным в настоящее время источником по истории монастыря является составленный Секретарем Тамбовской духовной консистории Александром Евфимовичем Андриевским «Историко-статистический справочник на 1911 год». Как сообщает А.Е Андриевский, монастырь был основан в 1908 году и устроен на средства, завещанные купцом А.М. Носовым: 870 десятин земли, «превосходного чернозёма»; эта земля сдавалась в аренду и приносила дохода в среднем в год – 8000 рублей, помимо того на содержание монастыря Носов завещал 250000 рублей, положенные в Банк под 4%. На строительные работы из указанной суммы было завещано использовать - 140000 руб. Согласно воле купца-благотворителя Носова, монастырю была передана библиотека, включавшая 501 книгу. Монастырь был построен на усадьбе, принадлежавшей А.М. Носову и находился «в треугольнике, образуемом слиянием речек Карачан и вершины Березовой в 60 верстах от уездного голода Борисоглебска, в 100 верстах от г. Тамбова и в 5 верстах от ближайшего села Ивановки, занимая площадь в 14 десятин, вместе с садом и лугом». Усадьба Носова была типичным хуторским хозяйством, имела все для обеспечения семьи числом до 15 человек, такой семьёй и должно было стать братское общежитие. По завещанию Носова обитель должна была иметь столько насельников, сколько в состоянии прокормить сама.

http://sobory.ru/article/?object=55496

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010