Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ). 30 мая 2011 г. Синод РПЦ, принимая во внимание прошение митр. Таллинского и всея Эстонии Корнилия (Якобса) и Синода ЭПЦ, постановил образовать в составе ЭПЦ Н. и П. е. в адм. границах г. Нарвы, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу уезда Ида-Вирумаа, волостей Торма, Казепя, Пала уезда Йыгевамаа и волости Алатскиви уезда Тартумаа. Правящий архиерей - еп. Лазарь ( Гуркин; 30 мая 2011 викарию Таллинской епархии Нарвскому еп. Лазарю определено быть епископом Нарвским и Причудским). Кафедральный город - Нарва. Кафедральный собор - нарвский в честь Воскресения Христова. Епархия разделена на 2 благочиннических округа: Нарвский и Причудский. К сент. 2017 г. в Н. и П. е. насчитывалось 14 приходов, в клире состояли 19 священников и 2 диакона. При ЕУ работают следующие отделы: религ. образования и катехизации, социального служения, информационный, молодежный, по связям с общественностью, паломнический. На территории епархии в дер. Куремяэ вол. Иллука расположен ставропигиальный Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь . Земли Н. и П. е. с нач. XVIII в. по 1718 г. входили в состав Новгородской епархии, в 1718-1764 гг.- Псковской епархии (архиереи в тот период именовались Псковскими и Нарвскими), в 1764-1920 гг.- С.-Петербургской (Петроградской) епархии. В 1887-1927 гг. существовало Нарвское викариатство С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии. В 1920-1923 гг. территория Н. и П. е. входила в состав автономной Эстонской Церкви Московского Патриархата. После неканоничного перехода в 1923 г. автономной Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата в качестве автономного церковного округа (митрополии) во главе с Таллинским митр. Александром (Паулусом) представители рус. приходов Эстонии высказались за образование самостоятельной Нарвской епархии и 10 сент. 1924 г. избрали на кафедру бывш. Псковского архиеп. Евсевия (Гроздова) . 1 дек. 1925 г. Собор ЭПЦ утвердил его избрание архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия им эст. гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую митрополию (с 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)). В состав автономной Нарвской епархии вошли рус. приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну и отошедших Эстонии земель Печорского у.

http://pravenc.ru/text/2564678.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926–1941) В своем томосе Патриарх Константинопольский Мелетий IV предложил разделить Эстонию на три епархии: Таллинскую, Силламяэскую (Нарвскую) и Печерскую. Таллинская епархия уже существовала с 1920 г., в 1924 г. Нарвское викариатство Санкт-Петербургской епархии, учрежденное в 1887 г., было преобразовано в епархию и заново создано Печерское викариатство Таллинской епархии. Епископом Нарвским и Изборским был поставлен бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов), 3 октября 1937 г. на эту кафедру был хиротонисан епископ Павел (Дмитровский, 1872–1946), окончивший Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Владыка занимал эту кафедру по март 1945 г. На кафедру епископа Печерского викария Таллинской епархии в 1924 г. был хиротонисан также выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Иоанн (Булин), посвящение которого совершили митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр и епископ Финляндский и Выборгский Серафим. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г. В начале 1933 г. на эту кафедру был поставлен еще один выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Николай Лейсман. После июля 1940 г. владыка Николай ушел на покой в сане архиепископа. Занимая Печерскую кафедру, каждый из преосвященных одновременно являлся настоятелем Псково-Печерского монастыря и ректором Печерской духовной семинарии. Других архипастырей на Нарвской и викарной Печерской кафедрах более не было. Обе кафедры по национальному составу паствы были русскими. По состоянию на 1940 г. в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов: 134 прихода — в Таллинской епархии и 24 прихода — в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

В 2015 г. православная епархия Хельсинки (Гельсингфорс) отмечает свое 70-летие. В связи с этим хотелось бы вспомнить о ее первом епископе - владыке Александре (Карпине). В Финляндии его имя широко известно и пользуется заслуженным уважением, в России же мало кто знает об этом церковном деятеле. Его архипастырские труды были связаны со становлением Финляндской Православной Церкви, когда имели место многие проблемы как внутренней, так и внешней церковной жизни. Епископ Александр, обладая административной мудростью, был серьезным духовным мыслителем - «мистиком» в лучше смысле этого слова. Некоторые называли его «епископ-старец». Ранее не опубликованные материалы Государственного архива Российской Федерации и Архива Ново-Валаамского монастыря, использованные в качестве источников настоящей статьи, позволяют больше узнать о владыке Александре. Епископ Александр (Александр Петрович Карпин) родился 24 сентября (ст. ст.) 1883 г. в селе Суоярви Суоярвской волости Великого княжества Финляндского, на то время входившего в состав Российской империи. Происходил он из потомственного священнического рода. Порой встречаются упоминания, что епископ Александр был эстонцем или карелом , что является ничем не обоснованными предположениями. Известно, что его дед по отцу - Иоанн Петрович Карпин - в 1838 г. был рукоположен во диакона, в 1867 г. он числился в клире церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня села Ополье Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии . Осмелимся предположить, что именно о. Иоанн Карпин участвовал в 1842 г. в венчании брата Ф.М. Достоевского, Михаила Михайловича, и Эмилии Каролины Дитмар в Спасо-Преображенском соборе г. Ревеля . Сведения таллинского исследователя В.Н. Иляшевича позволяют прояснить и годы жизни дедушки и бабушки епископа Александра: «диакон Иоанн Петрович Карпин (ок. 1812 - 1878/84), дьякон Ревельского Преображенского собора, его супруга - Анна Васильевна (ок. 1820 - 1871/78)» . Отец епископа Александра, священник Петр Иванович Карпин (12.06.1854 - 20.05.1910), большую часть служения, с 1895 по 1910 гг., провел в должности второго приходского священника в Суоярви (Шуезеро) . По свидетельствам самого владыки, до этого он нес приходское служение в г. Ямбурге (Кингисеппе) . Супруга Петра Ивановича - Александра Ивановна Логиневская (1861-1932) - также происходила из священнического рода. Ее отец в 1864 г. был рукоположен в священники и определен на служение в Воскресенский храм с. Торошковичи Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, где и прослужил до 1871 г. . Впоследствии он был священником в Свято-Троицком Тулмозерском приходе (карел. Tulomdjärvi) Олонецкой губернии. Дядя владыки - диакон Владимир Иванович Карпин - был штатным клириком Выборгского Преображенского собора. Таким образом, становится понятно, что и по отцовской и по материнской линии владыка Александр происходил из русского духовенства, которое как минимум в течение века служило в приходах Санкт-Петербургской и Олонецкой епархий.

http://pravoslavie.ru/77869.html

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников VIII Международного фестиваля «Вера и слово» Источник: Патриархия.ru      30 октября 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VIII Международного фестиваля «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы собравшихся. — Благословите, Ваше Святейшество. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, Таллинская епархия, «Православный собеседник» — газета, которую Вы благословили, спасибо Вам. В свете последних событий православный мир очень напряженно следит за тем, как развиваются отношения между Константинопольской и Русской Православными Церквами. Сложилось впечатление, что раскол, который произошел в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата 20 лет назад, — это пробный камень Константинополя. Слава Богу, наш почивший владыка Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии, остался верен Матери-Церкви, хотя Церковь наша потеряла тогда часть своего имущества, а раскольники ушли под юрисдикцию Константинополя. Складывалась очень острая обстановка, и только благодаря мудрости нашей Церкви мы сохранили свое лицо. Крестные ходы, которые были проведены в защиту Православия, собрали более 30 тысяч людей, и именно крестные ходы остановили развитие этого острого конфликта. Ваше Святейшество, может быть, в свете последних событий, того, что происходит сейчас, крестный ход будет тем оружием, которое возможно на поле духовной брани, которое объединяет и показывает наше единство? Мы с заповедями Христа, мы защищаем ценности Христовы! Как Вы полагаете, как сегодня вести себя православному миру, тем людям, которые растерялись? Ведь мы понимаем: «Бог есть любовь», правду невозможно победить, «не в силе Бог, а в правде», — но как себя вести? Спасибо. — Спасибо Вам за вопрос. Что касается крестных ходов, то в самое трудное время (хотя, может быть, трудные времена еще впереди) Украинская Православная Церковь организовала крестный ход, в котором участвовали более 200 тысяч человек. Телевидение, по крайней мере, российское, это показало. Не знаю, как эту картину показывало украинское телевидение или какие-то зарубежные телеканалы, но это было грандиозное шествие, это было море людей. Мы знаем, с какими трудностями сталкивались те, кто желал участвовать в этом крестному ходе. Люди съезжались со всех мест Украины, из всех областей, и сколько же беззаконий совершалось по дороге! Автобусы останавливали, людей высаживали, раздавались угрозы, иногда отбирались документы — и, несмотря на административное давление, приехало больше 200 тысяч человек! Ну, а если бы его не было? Тогда, наверное, участвовали бы и те, кто дрогнул или, поразмышляв, ехать или не ехать, решил: ну подожду, пока не поеду. Конечно, людей было бы еще больше.

http://pravoslavie.ru/116930.html

Эстония – страна небольшая: площадью примерно 45 тысяч км 2 (пятая часть Беларуси) и населением около 1,3 млн. человек (меньше, чем в Минске). Здесь красиво и чисто, города и села ухожены, чувствуется хозяйская забота и порядок. Замечательная природа: хвойные и лиственные леса, побережье Чудского озера, пляжи Балтийского моря (порой, к сожалению, хмурого и неприветливого), и, конечно, знаменитые острова Хийума и Саарема, куда направляют свои стопы многие туристы, приезжающие в страну эстов. Господствующей религией в Эстонии являлось лютеранство, но в наши дни слово «господствующий» потеряло свой смысл: большинство жителей этого прибалтийского государства относит себя к нерелигиозным людям. Так, по данным последней переписи населения (2012), приверженцами конкретной религии считают себя 29% населения страны в возрасте 15 лет и старше (320 827 человек). Самое интересное, что на первое место по принадлежности к определенной религии вышли православные с численностью в 177 тысяч человек. Далее следуют лютеране и римо-католики. Таким образом, по числу фактических приверженцев определенной конфессии Эстония, по сути, стала православной страной. До развала СССР в Эстонии свидетельствовала о Православии Таллинская епархия Московского Патриархата. В 1990-е годы здесь произошел раскол, причем раскольники, отделившиеся в 1993 году от Москвы, были признаны государством как преемники Эстонской Апостольской Православной Церкви (действовавшей до 1941 года). В 1996 году они были приняты под омофор Константинопольского патриарха. Именно раскольникам была возвращена значительная часть собственности, конфискованной в советские времена. Приходы, сохранившие верность Московскому Патриархату, несколько лет были лишены государственной регистрации и находились по сути на полулегальном положении. Только в 2002 году государство зарегистрировало церковную структуру Московского Патриархата, согласившись с названием «Эстонская Православная Церковь». Таким образом, сейчас на эстонской земле параллельно действуют две юрисдикции: Москвы (31 приход) и Константинополя (60 приходов).

http://pravoslavie.ru/62206.html

Мониторинг СМИ Смоленск отдалят от Калининграда В РПЦ обсуждают разделение Смоленской и Калининградской епархии 10.02.2009 16:56 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вчера завершил свою первую пастырскую поездку в качестве предстоятеля церкви. Визит в Смоленск одновременно стал прощанием с епархией, которую Кирилл возглавлял до избрания патриархом. Накануне источники " Ъ " в церкви рассказали о возможном разделе объединенной Смоленской и Калининградской епархии на самостоятельные церковные структуры. Их главами могут стать викарные архиереи — епископ Балтийский Серафим и епископ Вяземский Игнатий, помогавшие Кириллу в управлении епархией. " С одной стороны, поездка в Смоленск — первый пастырский визит патриарха,— объяснил " Ъ " руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский,— с другой — его прощание со Смоленской епархией " . Напомним, до избрания на патриарший престол митрополит Кирилл в течение 25 лет занимал смоленскую кафедру. Накануне руководитель отдела коммуникаций Калининградской епархии иерей Михаил Селезнев сообщил о возможности разделения Смоленской и Калининградской епархии на две самостоятельные единицы. О такой перспективе в церкви заговорили сразу после выборов первоиерарха. " Патриарх не сможет долго управлять Смоленской и Калининградской епархией, потому что на его плечи легло управление всей церковью, при этом он является правящим архиереем города Москвы " ,— заметил отец Владимир Вигилянский. Отметим, что патриарх Aлekcuй II до избрания первоиерархом также занимал объединенную Ленинградскую и Новгородскую кафедру, а по совместительству еще управлял и Таллинской епархией. После его интронизации Ленинградская и Новгородская епархии были разделены. В составе РПЦ насчитывается 156 епархий, среди которых Смоленская и Калининградская занимает заметное место. Причем если Смоленская епархия учреждена в 1137 году, то Калининградская, по сути, образована в 1985 году, после того как была зарегистрирована первая православная община в Калининграде (через год она вошла в состав Смоленской епархии).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / / та Учасники Священного Синоду молитовно вшанували пам " ять митрополита та для друку 14 травня 2018 р. 18:05 14 мая 2018 года, по завершении заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге, в домовом храме святых отцов Семи Вселенских Соборов была совершена лития по новопреставленному митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию , отошедшему ко Господу 19 апреля на 94-м году жизни, и приснопамятному архиепископу Макаровскому Иларию , викарию Киевской митрополии, скончавшемуся 16 марта сего года. За богослужением молились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и члены Священного Синода.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми до Священного Синоду Церкви за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5195251...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава Президента Т.Х. у зв " язку з кончиною настоятельки Пюхтицького монастиря Варвари для друку 8 лютого 2011 р. 17:55 Президент Эстонской Республики Тоомас Хендрик Ильвес выразил соболезнования в связи с кончиной настоятельницы Пюхтицкого Успенского женского монастыря схиигумении Варвары (Трофимовой). Дорогие сестры Пюхтицкого монастыря! С глубокой скорбью воспринял я сообщение о кончине настоятельницы монастыря игумении Варвары. Помню очень хорошо нашу последнюю встречу с матушкой Варварой несколько лет назад в Куремяэ. Это была встреча с ясным, духовно чистым человеком, чья душа была открыта Богу и служению близким, всю свою жизнь посвятившим очищению души и духовности. Игумения Варвара явилась для многих людей образцом крепкой веры и стремления ко спасению. Матушка Варвара на протяжении десятилетий поддерживала и развивала Пюхтицкий монастырь, были времена тяжелые, были и более светлые и благодаря деятельности матушки игумении монастырь стал важным местом поддержки тысяч людей, способствуя созданию лучшей и более духовной Эстонии. Примите мои искренние соболезнования и слова утешения. Президент Эстонской Республики Тоомас Хендрик Ильвес за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Президента О.Г. Лукашенка Кирилу з Днем та та звернення] Кирила Тамашу Шуйоку обранням на посаду Президента Угорщини : та звернення] Кирила Туреччини Реджепу Ердогану з дня народження : та звернення] Слово архимандрита Даниила (Леписка) при наречении во епископа Тартуского, викария Таллинской епархии та звернення] ЖУРНАЛ Священного Синода от 3 февраля 2024 года [Документи] У надзвичайне Собору Церкви Московського У Пюхтицькому освячено храм на честь святителя та Варвари з ключовими словами життя – глави держав – Естонська Церква   та звернення Президента О.Г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1407007...

Фото Сергея Власова 25 декабря 2015 г. 14:40 Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил , митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , митрополит Рижский и всея Латвии Александр , митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела образован Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главной которого назначен Владимир Легойда. При этом часть функций вышеупомянутых отделов передается Отделу внешних церковных связей (межрелигиозный диалог) и пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси. Представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России назначен председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . Епископом Анадырским и Чукотским избран иеромонах Матфей (Копылов), клирик Петропавловско-Камчатской епархии . В Ярославской митрополии создана новая, третья по счету епархия – Переславская, Преосвященным которой избран игумен Феодор (Казанов), клирик Ярославской епархии . Епископом Сарапульским и Можгинским избран иеромонах Антоний (Простихин), клирик Санкт-Петербургской епархии . Викарием Новосибирской епархии с титулом «Колыванский» избран игумен Павел (Григорьев), клирик Новосибирской епархии. Образована Синодальная комиссия по вопросам физической культуры и спорта, утверждены ее положение и состав. Утвержден, кроме того, новый состав Издательского Совета Русской Православной Церкви .

http://e-vestnik.ru/church/dekabrskoe_za...

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата Дата создания: 1920 г. Описание: Moskva Patriarhaadi Eesti Õigeusu Kirik Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) получила право самоуправления томосом свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в 1920 г., что было подтверждено томосом Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 г. Высшим органом, при содействии которого Предстоятель ЭПЦ МП управляет Церковью, является Собор ЭПЦ МП. Собор осуществляет высшую законодательную, административную и контролирующую власть. Членами Собора является все духовенство ЭПЦ МП (исключая заштатных и запрещенных в служении), а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого прихода. Собор созывается не реже одного раза в год. В период между сессиями Собора Предстоятель ЭПЦ МП управляет ЭПЦ МП при содействии Синода ЭПЦ МП, состоящего из Предстоятеля ЭПЦ МП, викарного архиерея (если есть), а также четырех клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года. Предстоятель ЭПЦ МП является председателем Синода и созывает Синод по мере необходимости. Отделы Эстонской Церкви: Ко дню празднования 90-летия образования архиерейской кафедры в Ревеле 29 ноября — 2 декабря 2007 г. в Эстонской Православной Церкви были учреждены медаль сщмч. Исидора Юрьвского и орден сщмч. Исидора Юрьевского, трех степеней. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 40 ) в составе Эстонской Православной Церкви образована Нарвская епархия в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Иные административные территории Эстонии Синод отнес к Таллинской епархии , управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия с 7 сентября 2017 г. возрождена газета «Православный собеседник» — официальный печатный орган Эстонской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/81243.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010