11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Летом 1963 г. участвовал в отпевании Виленского и Литовского архиеп. Романа (Танга), после чего посетил Таллин, навестил знакомых. По возвращении в Горький состояние его здоровья резко ухудшилось. 25 мая 1965 г. уволен на покой с назначением пенсии. 19 июня 1966 г. Ивановский и Кинешемский еп. Поликарп (Приймак) совершил отпевание в горьковском Троицком кафедральном соборе. 22 июня, согласно завещанию, И. был погребен на Александро-Невском кладбище в Таллине, рядом с могилой жены. Соч.: Живая речь: Учебник рус. яз. для эст. школ. Таллин, 1941 (соавт.: Л. Махони); Речь при наречении во епископа//ЖМП. 1956. 2. С. 21, 24-26; Со страхом Божиим и верою приступите!//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 3(48). Лит.: Наречение и хиротония архим. Иоанна [Алексеева]//ЖМП. 1956. 2. С. 24-26; Архипастырские труды//Там же. 9. С. 13; Ваконья И. Архипастырские труды//ЖМП. 1958. 12. С. 7; Добрынин М. Кончина и погребение митр. Ленинградского и Ладожского Елевферия//ЖМП. 1959. 5. С. 15-19; Архиеп. Виленский и Литовский Алексий: (Некролог)//Там же. 6. С. 34-36; Архипастырские труды//Там же. 8. С. 22; 11. С. 12; Пребывание в СССР делегации Всемирного совета Церквей//ЖМП. 1960. 2. С. 50, 52; Визит участников пражской Конференции христианской молодежи//Там же. 1961. 2. С. 31; Деяния Архиерейского собора РПЦ//Там же. 8. С. 26; Торжества в ТСЛ//Там же. С. 32; Определения Свящ. Синода: [Назначен еп. Горьковским]//Там же. 9. С. 4; Наречение и хиротония архим. Алексия (Ридигера)//Там же. 10. С. 10-11; Награждение архиереев РПЦ//ЖМП. 1963. 6. С. 10; Керкович А., прот. Архиеп. Виленский и Литовский Роман: (Некролог)//Там же. 9. С. 28; Определения Свящ. Синода: [Уволен на покой]//Там же. 1965. 6. С. 2; Иванов И., прот. Архиепископ Иоанн: [Некролог]//Там же. 1966. 9. С. 19-21; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 277-278; Осипов А. Мои архиереи: [Митр. Григорий (Чуков), еп. Исидор (Богоявленский), еп. Иоанн (Алексеев)]//НиР. 1969. 3. С. 52, 53-55; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 381, 425, 436, 438-444, 450-451, 465, 561, 563; Киреев А., прот. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 256; Мянник С. Архиеп. Иоанн//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 1(46); Православные храмы Эстонии. Таллин; М., 2007. С. 138-139; Архиеп. Иоанн (Алексеев)//http://www.orthodox.ee/index [Электр. ресурс]; Иоанн (Алексеев), архиеп. Горьковский и Арзамасский//http://www.nne.ru/bishops [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/469452.html

И. принял участие в сейме 1632 г., избравшем королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ) кандидатом на польск. престол и обсуждавшем вопросы урегулирования положения православных в Речи Посполитой. На элекционном сейме были разработаны «Пункты успокоения», в к-рых за православными был признан ряд прав. Документ был обнародован 1 нояб. 1632 г. Помимо прочего в «Пунктах успокоения» предусматривалась организация смешанных комиссий для раздела храмов между православными и униатами. И. входил в одну из таких комиссий по «успокоению» правосл. Церкви, о чем сообщается в изданном в 1632 г. Виленским братством анонимном соч. «Synopsis, albo Krótkie spisanie praw, przywilejów, swiebód i wolnoci od... królów... polskich i wielkich ksit litewskich... narodowi ruskiemu, w Cerkwi Wschodnej pod posuszestwem w. ojca patriarcha Konstantynopolitaskiego... trwajcemu, nadanych» (Синопсис, или Краткий список прав, привилегий, свобод и вольностей, предоставленных... королями Польскими и великими князьями Литовскими... народу русскому, в Церкви Восточной под послушанием святейшего отца патриарха Константинопольского... пребывающему), где изложены привилегии, данные польск. правительством «народу русскому», и описаны притеснения православных униатами. Возможно, одним из авторов «Синопсиса...» был И. В сочинении рассказывается о дискуссии, к-рую вели на заседаниях комиссии И. и Древинский с униат. иерархами Иосифом Рутским и Христофором Белозором, требуя возвращения захваченных униатами храмов. «Пункты успокоения» и ряд др. соглашений, принятых в 1632-1633 гг., предусматривали создание на территории Литовского великого княжества правосл. Мстиславской, Оршанской и Могилёвской епархии вместо захваченной униатами Полоцкой кафедры. Юрисдикция Мстиславского епископа распространялась на православных, живших на территории униат. Полоцкого архиеп-ства: в Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах. Резиденция правосл. архиерея должна была находиться в могилёвском Спасо-Преображенском монастыре, насильно переведенном в унию. В «Пунктах успокоения» монастырь предписывалось вернуть православным, но из-за противодействия униатов это постановление было отменено и обитель позднее вновь была закреплена за униатами. 12 нояб. 1632 г. епископом Мстиславско-Оршанско-Могилёвским на совещании правосл. духовенства и мирян, состоявшемся после сейма в Варшаве, был избран И., к-рому 15 нояб. 1632 г. король выдал офиц. документ «Copia conferowania» (Копия вручения), подтверждавший его избрание на «Могилёвское и Мстиславское владычество». 14 марта 1633 г. была издана соответствующая королевская грамота (диплом), на основании к-рой И. получил из королевской кассы 10 тыс. злотых и мог приступить к исполнению своих обязанностей. Не позднее 12 окт. 1633 г. епископ прибыл в Могилёв.

http://pravenc.ru/text/578493.html

– Понимаете, мы с мужем специально впервые едем в Таллин вместе, чтобы не только погулять, но и выяснить кое- какие вопросы. Я ведь там родилась, но наша семья покинула Эстонию, когда я была ещё ребёнком… Совсем ничего не помню. Но моя покойная тётя утверждала, что меня в Таллине крестили. Вот и хочется развеять сомнения по этому поводу. При этих её словах я насторожилась, а подруга многозначительно посмотрела на меня. Дело принимало необычный поворот, ведь и меня в Таллин в этот самый раз влекли подобные «духовные мотивы». Совпадение? А собеседница продолжала рассказ: – Меня Еленой зовут. Много лет назад тётя рассказала, что моё крещение произошло в одном из двух рядом стоящих соборов. Вот только она не помнила: в лютеранском или же в православном. Её уже давно нет. Мне и самой – за шестьдесят. Хочу все-таки и туда и туда зайти. Может быть, записи какие- то остались. А так, девочки, вся жизнь как-то без особой веры и прошла. А сейчас что-то задумалась я. – Вот они – твои православные необычные! Снова начинаются! И это мы ещё от Питера отъехать не успели! – зашептала мне на ухо подруга. Действительно было чему подивиться. Каким-то образом нам с этой супружеской парой суждено было рядом разместиться в автобусе, и именно я была выбрана для доверия мне необычных вопросов и откровений соседки. Мы продолжили беседу с Еленой (отчества она не назвала). Подсказала ей достопримечательности, которые им с мужем стоит посмотреть, где побывать, какие сувениры приобрести и даже что попробовать из местной кухни. На следующий день после приезда в Таллин, то есть в субботу, мы с подругой отправились в район моего детства. Погуляв подле дома, где когда-то жила наша семья, я вновь вошла в заветные ворота, ведущие на двор дорогой сердцу маленькой церкви. Перед входом в храм оказалось множество празднично одетых людей с цветами и воздушными шарами. Все улыбались и довольно шумно переговаривались. Мы с приятельницей протиснулись сквозь их ряды в саму церковь и вновь попали в довольно плотную толпу. Народ стоял с младенцами на руках и с разновозрастными детками за руку.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Положение Православия в юго-западной России начало улучшаться после смерти короля Сигизмунда III (1587—1632). Только на Варшавском сейме 1632 г. была признана православная западнорусская иерархия. Одновременно с этим были официально восстановлены 4 православные епархии: Киевская (митрополичья), Галичско-Львовская, Перемышльская, Луцкая — и, кроме того, была учреждена вновь Белорусская или Мстиславская. На том же сейме 1632 г. был поднят вопрос о возвращении православным отнятых униатами духовных школ и училищ. Это требование вошло в составленные на сейме и подписанные новым королем Владиславом IV в ноябре 1632 г. «Статьи для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и великом княжестве Литовском». Таким образом, с восстановлением православной Киевской митрополии в 1620—1632 гг. государством было признано право существования западнорусской Православной Церкви. Но, с другой стороны, жизнь Православной Церкви была так стеснена и проходила в таких неблагоприятных условиях, подавлялась столь различными способами и подвергалась таким насилиям, что ее история представляет непрерывный ряд страданий пастырей за национальную независимость. Но тем не менее снова появилась возможность созывать православные Соборы (1620, 1627, 1628, 1640 гг.); при необходимости митрополиты обращались с посланиями ко всей южнорусской Церкви, а епископы — к клиру и мирянам их епархий, к братствам и обителям. Таковы окружные послания митрополита Иова от 15 декабря 1621 г. с увещанием к верным твердо стоять в Православии, а к отпавшим — возвратиться в лоно Церкви, послания митрополита Исайи (Копинского) в 1631 г. и т. д. В 1650 г. по Зборовскому трактату православным была возвращена Холмская епархия. Митрополит Киевский Сильвестр (Коссов) проездом в Варшаву в январе 1650 г. посетил Люблин и Красностав и возвратил православным отнятые у них униатами храмы. Прибыв в Холм в феврале того же года, он принял во владение архиерейский дом, кафедральный собор и три храма и назначил на Холмскую кафедру православного епископа Дионисия (Балабана). Но в середине следующего года король снова отдал Холмскую епархию униатам. Епископ Дионисий вынужден был покинуть Холмщину, спасаясь от происков униатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436384/

Иерархия, восстановленная п. Феофаном, но не утвержденная королем, жившая и теснившаяся в маленьком куту, вдали от своих кафедр, не могла иметь того влияния и значения для православной паствы, какое имели епископы униаты для униатов. Поэтому восстановленные православные кафедры и епархии в действительности оставались в прежнем безотрадном состоянии. Мелетий Смотрицкий бывал в своей епархии, но он доставлял одно горе православию; владимирский епископ Иосиф Курцевич уехал в Москву; Исаакий луцкий хлопотал о постройке своего монастырька; Исаия Копинский с перемененным титулом (вм. перемышльского – архиепископ смоленский и черниговский) после 1632 г. вел упорную борьбу с м. Петрорм Могилой и ему некогда было управлять двумя, даже тремя старыми епархиями 971 . Только м. Иов Борецкий и Иеремия Тиссаровский, находясь при своих кафедрах, действовали с пользой для юго-западного православия. Об остальных владыках известно слишком мало. Через год одна за другой последовали две смерти. Одну из них православные оплакивали, другой могли порадоваться. 2 марта 1631 года скончался м. Иов Борецкий, 30 апр. 1632 г. умер Сигизмунд III. Первый 12 лет ратовал за православие, второй, царствовавший 45 лет, 45 лет угнетал греческую веру для унии 972 . На место Борецкого единогласно избран Исаия Копинский, архиепископ смоленский и черниговский 973 , принявший титул митрополита киевского, галицкого и всея Русии, архиепископа всего Сивера 974 . Новый митрополит объединил своим титулом митрополичью епархию с порученным ему чернигово-северским краем. Имел ли какое-нибудь значение при нем прежний блюститель митрополии Исаакий Борискович епископ луцкий, не известно. Едва ли не его содействию обязано право существования луцкой првославной кафедры после сейма 1632 года, хотя Исаакий не занял её. Сейм 1632 года, на котором польским королем избран шведский королевич Владислав, не прошел безследно для православных, в частности для западнорусских епархий и иерархов. Православные не упустили случая воспользоваться смертью Сигизмунда и при избрании нового короля постарались отстоять свои права.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ионой , обвинив их в «порче» богослужебных книг. В основе конфликта между троицкими справщиками и их оппонентами (Лонгином и Филаретом, свящ. Филиппом, диак. Маркеллом, архим. Чудова мон-ря Авраамием, канонархом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Дорофеем и др.), вылившегося в полемику на Соборе 1618 г., лежали противоположные взгляды на принципы К. с., на возможность редактирования библейских и богослужебных книг, на допустимость грамматических критериев в К. с. Взгляды троицких справщиков на книжную правильность основаны на учении о грамматике как инструменте интерпретации сакральных текстов. Целью справы признаётся смысловая точность текста, которая достигается грамматическим анализом слов и форм. Справщики обвиняли своих оппонентов в том, что они «единаго речения грамматического учения не знают - ни времени, лиц, ни родов, ни числа» ( Скворцов Д. И. Дионисий (Зобниновский), архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 432). Обвинители троицких справщиков возражали против подхода к справе на основе грамматики, к-рую они считали «внешней мудростью», противоположной подлинному благочестию (о негативном отношении к грамматике в Московской Руси в XVI-XVII вв. см.: Успенский. 1994). На Соборе 1618 г. справщики были обвинены в ереси и осуждены. Позже они получили поддержку патриарха Филарета , вернувшегося в июне 1619 г. в Москву из польск. плена: специально созванный патриархом в 1619 г. Собор завершился оправданием справщиков. Прп. Дионисию был пожалован клобук, Арсения назначили справщиком Печатного двора, Иоанна Наседку - священником кремлевского Благовещенского собора (позднее стал ключарем кремлевского Успенского собора). Во время Патриаршества Филарета они продолжали заниматься К. с. Взгляды прп. Дионисия и его сотрудников стали определяющими в К. с., осуществлявшейся при активной поддержке патриарха Филарета (1619-1633) и продолжившейся при патриархе Иоасафе I (1634-1640). При патриархе Филарете был издан полный комплект богослужебных книг: 12 месячных Миней (1619-1630), Служебник (4 издания: 1623, 1627, 1630, 1633), Часослов (5 изданий: 1628, 1631 - дважды, 1632, 1633), Апостол (4 издания: 1621, 1623, 1631, 1633), Требник (4 издания: 1623, 1624, 1625, 1633), Минея общая (4 издания: 1625, 1626, 1629, 1632), Евангелие (3 издания: 1627, 1628, 1633), Псалтирь (6 изданий: 1620, 1622, 1624, 1629, 1631, 1632), Псалтирь следованная (3 издания: 1626, 1628, 1632), Триодь постная (2 издания: 1621, 1630), Устав церковный (1633 - дважды), Триодь цветная (2 издания: 1621, 1630), Шестоднев (2 издания: 1625, 1626), Евангелие учительное (2 издания: 1629, 1633), Октоих (1631.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Мцхетский католикос-патриарх Иоанн IX (1612-1617), к-рый сопровождал укрывшегося в Зап. Грузии кахетинского царя Теймураза I, вывез с собой часть драгоценной церковной утвари и передал ее на хранение католикосу-патриарху Зап. Грузии (Абхазскому) Малахии II (Гуриели ; 1616-1639) ( Качарава. 2002). Католикос-патриарх Иоанн IX скончался в изгнании, ценности Светицховели в Мцхету были возвращены при Мцхетском католикосе-патриархе Захарии (Джорджадзе ; 1623-1632). Однако убытки Церкви оставались настолько большими, что Теймураз I и католикос-патриарх Захария через посланника Никифора Ирбаха (Ирубакидзе-Чолокашвили) просили у Римского папы Урбана VIII пожертвовать им церковные облачения и необходимую утварь для совершения богослужения ( Тамарашвили. 1995. С. 221). С 1632 по 1744 г. Картли управляли принявшие ислам цари из династии Багратиони, что значительно уменьшило роль католикоса-патриарха в гос-ве. При 1-м царе-мусульманине Ростоме (1632-1658), воспитанном в Иране, усилилось влияние персид. культуры, насаждались персид. обычаи. По словам царевича Вахушти, христ. нравы были позабыты ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 439, 453-455). В 1642 г. часть груз. феодальной знати устроила против Ростома заговор, в нем принимал участие католикос-патриарх сщмч. Евдемон I (Диасамидзе ; 1632-1642). Заговор был раскрыт, Ростом наказал всех участников, но с особой жестокостью расправился с предстоятелем, повелев сбросить его с башни (Там же. С. 422). Ночью христиане похоронили тело католикоса-патриарха в тбилисской церкви Анчисхати. В том же году Ростом, следуя советам приближенных, поставил на католикосский престол Христофора II (Урдубегисдзе-Амилахвари ; 1642-1660), кандидатуру к-рого утвердил шах Сефи (1629-1642). Также шах назначил предстоятелю ежегодное жалованье ( Хубуа. 1949. Т. 1. С. 10). Такая субординация сохранялась до сер. XVIII в. Груз. летописец Бери Эгнаташвили писал, что Христофор II «был человеком великодушным, но больше походил на мирянина, чем на духовное лицо» ( Бери Эгнаташвили.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Корнилий (Якобс), митр. Таллинский и всей Эстонии. Фотография. 2015 г. (Якобс Вячеслав Васильевич; 19 июня 1924, Таллин - 19 апр. 2018, Таллин), митр. Таллинский и всея Эстонии. Отец до революции 1917 г. был офицером, участвовал в гражданской войне в армии ген. Н. Н. Юденича. Мать происходила из старинного рус. ревельского купеческого рода. С детства прислуживал в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1943 г. окончил рус. гимназию в Таллине. В том же году начал служить псаломщиком в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. С 1944 г. исполнял послушание иподиакона временно управлявшего Таллинской епархией РПЦ Нарвского и Изборского архиеп. Павла (Дмитровского ; с марта 1945 архиепископ Таллинский и Эстонский). 19 авг. 1945 г. рукоположен архиеп. Павлом во диакона к таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. 8 февр. 1948 г. Таллинским и Эстонским еп. Исидором (Богоявленским) рукоположен во иерея к эстонско-рус. приходу св. Марии Магдалины в г. Хаапсалу. Одновременно окормлял приходы в с. Вяйке-Ляхтру, на мызе Мяэмыйза близ с. Синалепа и на о-ве Вормси. Одним из его духовников был свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Ридигер, отец буд. патриарха Алексия II . В 1951 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. В том же году из-за болезни супруги, к-рой было необходимо переменить климат, подал прошение о переводе в Вологодскую епархию. Служил в Вологде в кафедральной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В его доме собиралась верующая интеллигенция, в т. ч. молодежь. 27 февр. 1957 г. был арестован УКГБ по Вологодской обл. по обвинению в «антисоветской агитации» (т. о. следствием было представлено хранение правосл. лит-ры и беседы с верующими на религ. темы). Постановлением Судебной коллегии Вологодского областного суда от 15/16 мая того же года приговорен к 10 годам лишения свободы; заключение отбывал в исправительно-трудовых колониях в пос. Сосновка, затем в пос. Явас Зубово-Полянского р-на Мордовской АССР («Дубравлаг»). Постановлением Президиума Верховного суда от 8 июня 1960 г. срок заключения свящ. В. Якобсу был сокращен до 5 лет, 12 сент. того же года он был условно-досрочно освобожден. Реабилитирован 14 окт. 1988 г.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

В 1937 г. В. был арестован в лагере по обвинению в том, что вместе с архим. прмч. Маврикием (Полетаевым) «создал контрреволюционную группу, которая под руководством Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников». Виновным в участии в «контрреволюционной группе» В. себя не признал, на допросах сказал, что имеет Библию. Расстрелян вместе с архим. Маврикием и мч. Василием Кондратьевым по приговору тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 28 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл., Д. 10719. Т. 1. Л. 1-274. Т. 2. Л. 1-311 [Касимов, 1935 г.]; Д. 10338; Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 2060. Соч.: История письма. М., 1924; К вопросу о влиянии разнообразия раздражителей на процессы воображения//Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4; Кино и учащиеся//На путях к новой школе. 1927. 2; Опыт педологического подхода к вопросу о детском кинорепертуаре//Путь просвещения. 1928. 5-6; Спроба neдoлoriчhoмy niдxoдy до питання про дитячий kiho-penepmyap//Kiho та школа: Зб. ст. [Б. м.],1928; Кино и наша молодежь: На основании данных педологии. М., 1929; Кинокартина и школьник: Опыт педологич. проработки кинокартины «Багдадский вор». М., 1929; Житие и Акафист св. блж. Матроне Анемнясевской, в Рязанской земле просиявшей. М., 20012 [Совместно со свящ.Николаем Правдолюбовым]; Путевые записки о путешествии из Касимова в Саров летом 1903 г. на открытие и прославление мощей прп. Серафима Саровского. М., 2004 (в печати). Лит.: Правдолюбов В. , прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000; Правдолюбов С. , прот. Крест Правдолюбовых: Три века служения Вере и Отечеству//«Труд-7». 2001. 15. С. 20; он же. Завещание соловецкого узника и исповедника//ЖМП. 2003. 2. С. 67; Весёлкина Т. Обитель особого назначения//Новая газета: Рязанск. еженед. Вып. 2001. 7. С. 19; Кровь мучеников - семя Христово//Мир Православия: Ежемес. газета. Таллин, 2001. 6 (39). Июнь; Сщмч. Анатолий Касимовский: (Прот. Анатолий Правдолюбов)//Были верны до смерти…: Кн. памяти нмч. и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 128-133, 161-162; Правдолюбов М. , прот. Владимир Анатольевич Правдолюбов//Мир Православия. Таллин, 2004. 9 (78). Сент. (в печати).

http://pravenc.ru/text/159030.html

Приходили к нам петь акафист Святому Иоанну Предтече еще три девушки постарше — Надя, Аня и Клава. Они жили в одной комнате в общежитии и работали на заводе. Все трое были не местные, просто приехали после войны в Таллин, чтобы жить и работать. Они были верующими. Надя — старшая, властная. Подруги ей подчинялись. Клава — милосердная, всегда старалась помочь тем, кому трудно. Аня — тихая, послушная, со всем происходящим в жизни смиряющаяся. Потом, со временем, все они получили от государства однокомнатные квартирки. Тихая Аня потом жила с другой Надей, по прозвищу «Маленькая». Все они работали на государственной работе, а все свободное от работы время отдавали церкви. Надя «Большая» и Надя «Маленькая» пели в церковном хоре, Аня читала часы. Клава тоже пела и читала в храме. Но это все было после того, как я уехала из Эстонии. А в то время, когда я там жила, они только в народе подпевали. На клиросе пела только одна Надя «Маленькая», она ничего не боялась. В те года страной управлял Никита Хрущев. Повсюду закрывали храмы, открытые после войны. Даже в Таллине, на границе, где было поспокойнее, закрыли монастырское подворье. Храмов не закрывали. Их было шесть: собор Святого Александра Невского на Вышгороде и пять небольших церквей. Из старших девушек первая поехала со мной в Троице-Сергиеву Лавру Надя «Большая». Я очень переживала за этих девушек. Во время Великого поста в монастыре очень долгие службы. Я боялась, что устанут, надоест им стоять. Приносила водички попить. Да, теперь с тех пор прошло 45 лет. Эстония от России отделилась. Надя приняла российское подданство и находится в Спасо-Елеазаровском монастыре Псковской области. Ее постригли в мантию с именем Святой Феофании. Квартира и пенсия ее так и остались в городе Таллине. Она ездит туда два раза в год. Аня и Клава умерли. Царство им Небесное. Обе они были такими тихими, добрыми. В первую зиму, как я приехала после тяжелой болезни в Таллин (уже об этом писала), меня поместили к госпоже Малаховой. Когда начался Великий пост, я была очень сильно занята в храме. Как уборщица, если служба вечером, я должна была за час до службы прийти в храм, зажечь лампады и следить за входящими людьми. Когда служба кончалась — снова сделать уборку, потом запереть храм и, если нужно на обедню просвир, напечь их ночью. А утром опять прийти за час до службы в храм. В такие трудные дни домой, к Малаховой, было не дойти, в сторожке оставаться было нельзя и я ночевала прямо в храме. Стелила коврик церковный и на нем спала. Батюшка тогда разрешал в храме оставаться.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010