Сортировать по Исключить новости : Протоиерей Алексий Уминский. Тайна примирения.Беседы с прихожанами об исповеди > : Протоиерей Алексий Уминский. Тайна примирения.Беседы с прихожанами об исповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 17 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 : Протоиерей Алексий Уминский. Тайна примирения.Беседы с прихожанами об исповеди. М.: Даниловский благовестник, 2007. 254 с. Перед нами — издание вполне привычного жанра: священник беседует об исповеди. Но многое в этой книге не вполне обычно, точнее — не укладывается в привычные “стандарты”. Во-первых, сразу же бросается в глаза оформление обложки: это не привычные композиции из икон, свечей и церковных книг, а репродукция картины Елены Черкасовой (кажется, уже можно говорить о ней как об известной православной художнице) “Страшный суд”; в качестве иллюстраций в тексте использованы графические работы этой же художницы. Во-вторых, при прочтении можно уже с первых страниц убедиться, что книга написана прекрасным литературным языком; собственно говоря, это является главным требованием к церковной проповеди, но требование это далеко не всегда выполняется. Таким образом, нам предлагается вовсе не пособие по подготовке к исповеди, — ведь если подумать, жанр этот вообще довольно странен, потому что исповедь в своей основе — акт глубоко интимный, глубоко индивидуальный, что и позволяет ей полноправно вливаться в жизнь Церкви 1 ; исповедь — это встреча лицом к Лицу человека как неповторимой личности с Богом, его Творцом и Спасителем, — а в таких пособиях как правило приводятся списки (в которых, очевидно, требуется поставить галочки, как в тестах), причём некоторые позиции в некоторых списках довольно странны, — и какая уж тут индивидуальность… Итак, перед нами — книга как литературное произведение, и читается она именно как литература, а не как инструкция. Основные ощущения от “Тайны примирения” — легкость и свет. Далеко не часто пастыри говорят с читателем о Боге так, как говорят с членом семьи, с родным и близким человеком, и поэтому интонацию, с которой автор ведёт читателя по книге, можно назвать для нашего времени почти уникальной.

http://pravmir.ru/retsenziya-protoierey-...

ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА: ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА Начиная с XIX в. новые методы экзегетики и научных исследований стали рассматривать Новый Завет как исторический документ. Результат этих исследований привел к двойному, отчасти противоречивому, выводу, который важен не только для историков, но и для богословов. С одной стороны, оказалось, что сведения, содержащиеся в Новом Завете, а особенно в Евангелиях, абсолютно достоверны, и достоверны в гораздо большей степени, чем имеющиеся данные относительно происхождения иных древних религий или чем апокрифические источники гностического происхождения, повествующие о Христе. С другой стороны, сегодня существует и общее согласие в том, что все сообщаемое в Евангелиях о личности Иисуса не должно восприниматься только исторически. Рассказывая об Иисусе, ранние христианские авторы хотели передать своим читателям ту веру, которую они осознанно приняли, либо будучи свидетелями событий, либо унаследовав устное предание. Более того, все они рассматривали Пришествие Христа как событие уникальное: Его Личность всегда является трансцендентно контрастной по сравнению с иными библейскими персонажами – Адамом, Моисеем, Иоанном Крестителем. И когда аналогии проводятся с ветхозаветными личностями, эта контрастность только усиливается (см.: 1Кор. 15:45 ; Мф. 5:21–47; 11:11; 19:7–8 ; Ин. 3:28–30 ; etc.). Результат такого двойственного подхода привел к осознанию невозможности составить жизнеописание Иисуса, которое в равной степени воспринималось бы и верующими, и неверующими как «объективное» повествование. Информация, удовлетворяющая светского историка, фрагментарна и совершенно недостаточна для написания биографии, но в то же время тексты Писания наполнены верой в Иисуса как в «Господа», в «Сына Божия», в Воскресшего из мертвых, как в «Сына Человеческого», Которому надлежит прийти в конце времен, Нового Адама, объявшего все человечество в Своем «Теле». Одной лишь силы веры, исповеданной первыми христианами, достаточно для того, чтобы объяснить историческое становление христианства как мировой религии, выросшей из христианского исповедания и проповеди этой веры начиная с апостольских времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 13 от 9 августа 2012 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Рязанской епархией Русской Православной Церкви макета книги « " Моя жизнь – Христос, и смерть – приобретение " . Новомученики и исповедники земли Рязанской. ХХ век» (Рязань, 2012), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Рязанской епархии Русской Православной Церкви право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании макета книги « " Моя жизнь – Христос, и смерть – приобретение " . Новомученики и исповедники земли Рязанской. ХХ век» (Рязань, 2012). 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-213-1191. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной протоиереем Сергием Правдолюбовым рукописи его книги «Священноисповедник протоиерей Сергий Касимовский. Первая тетрадь поучений и конспектов проповедей, произнесенных в г. Касимове в 1924-1928 гг.», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить протоиерею Сергию Правдолюбову право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании его книги «Священноисповедник протоиерей Сергий Касимовский. Первая тетрадь поучений и конспектов проповедей, произнесенных в г. Касимове в 1924-1928 гг.» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-213-1192. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством «Библиополис» макета книги игумена Нестора (Кумыша) «Тайна Лермонтова», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Библиополис» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги игумена Нестора (Кумыша) «Тайна Лермонтова». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-213-1193.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

04 января 2012 г. Некоторые аспекты В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеимон (Успенский) , к сожалению, очень рано скончавшийся (а, может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 г., избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: “Христианство взятое в целом как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь есть таинство – тайна Таинство христианства это, с одной стороны – христианская жизнь по вере; тайна христианства это – живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая нераздельная духовно-благодатная жизнь, усвояемая, ощущаемая и переживаемая всецелым существом человека, всеми его душевно-телесными силами” 1 . Далее этот автор ещё отмечает: “Осязательным, конкретным выражением мистического элемента в христианстве служат церковные таинства как литургические священнодействия”. Согласно учёному монаху, таинства, совершаемые в Церкви, неразрывно сопряжены с христианской жизнью и вероучением. “Но что ещё более делает их таинственными, так это то, что неуловимый и непостижимый элемент христианства даётся в них в видимой, доступной и осязаемой форме, поскольку церковные таинства представляют собою известного рода священнодействия, сообщающие в видимом, вещественном образе невидимую и таинственную благодать Божию Поэтому церковные таинства должны быть названы τμυστρια κατ’ εξοχν (таинствами по преимуществу – А. С.). Если христианство как живой и нераздельный синтез христианской веры и жизни мы позволим себе назвать μυστριον как бы в квадрате, то в церковно-литургическом употреблении тот же термин является возведённым уже в куб” 2 . Не будучи специалистом в области догматического богословия и литургики, я позволю себе не акцентировать внимания на “кубе”, а сосредоточиться более на “квадрате”. Естественно, что “куб” в данном случае всегда будет предполагаться, и исходным пунктом здесь должно быть то определение рассматриваемого таинства, которое, например, в XIX в. дал архиепископ Евсевий: “Покаяние есть таинство, в котором верующий, с искренним раскаянием исповедуя грехи свои пред духовным отцем и получая от сего разрешение в них, в то же время невидимо, действием Святаго Духа, получает разрешение своих грехов от Самого Христа Спасителя” 3 . Подобного рода определения (естественно, с различными нюансами и несколько иными расстановками акцентов) встречаются в различных учебниках по догматическому богословию 4 . Учитывая этот существенный момент, мы, тем не менее не концентрируя внимания на литургическом священнодействии, без которого, естественно, немыслимо таинство покаяния, остановимся на соотношении внутреннего и внешнего в нём, обычно выражаемого понятиями μετνοια, и ξομολγησις.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Велика тайна жизни человека и, наверное, ещё более велика тайна его смерти и спасения. Как часто факт смерти приводит нас в недоумение и отчаяние. Как часто потеря близкого человека оборачивается тупой непреходящей болью. Между тем для верующего человека смерть — не конец: можно лежать во гробе и быть «живым», а можно ходить, думать, делать и быть «мертвым»… Вот о таком «живом» человеке, которого Господь сподобил меня узнать, причащать Святых Тайн и молитвенно проводить в последний путь, этот рассказ. Вячеслава я узнал в последний год его земной жизни. Так случилось, что его дочь Елена воцерковилась и стала прихожанкой нашего монастырского храма. Она рассказала о своих родителях, переживала, что они уже в возрасте и болеют: мама почти не видит, папа после инсульта. Я, конечно, сразу предложил их исповедовать и причастить на дому. Елена обрадовалась: тогда она ещё не знала, что это возможно, что это обычная практика Церкви в таком случае. Оставалось самое трудное — заручиться согласием родителей. Елена поведала, что родители всегда были верующими людьми, они носят крестики, в доме есть иконы, но, как и многие «советские» верующие, они настороженно относятся к Церкви и её служителям. Не сразу, но согласие было получено. Ехали с волнением. Надо сказать, что Вячеслав всю жизнь проработал на Волге, был капитаном небольшого судна, поэтому жили они в районе около судостроительного завода, который в годы «славных» пятилеток и построил это жилье своим работникам. Зашли в квартиру. Уютно, светло, всё как-то особенно на своём месте. Нас вышел встречать Вячеслав. Невысокого роста, но, как у нас говорят, коренастый, крепкий, с чуть прищуренными, по-детски озорными глазами, рябым от солнца и ветра лицом, широкими азиатскими скулами — в общем, типичный волгарь-астраханец. Наученный дочерью, он попытался, смущаясь, взять благословение. Тогда я увидел его руки — удивительно большие и крепкие, с твердыми шероховатыми ладонями. Лидия, супруга Вячеслава, с твердой прямой осанкой сидела в кресле. Достаточно громким, можно сказать, командирским голосом она раздала всем задания: куда пойти, что принести, где встать. Никто не спорил.

http://pravoslavie.ru/put/69882.htm

Если ты – слепой, то мир для тебя окрашен только одной краской – краской бездны, бесконечной ночи, в которой нет звезд. Ты закован в свою слепоту, как пожизненно заключенный. Ты никогда не увидишь радугу! Не поймешь – что такое бездонная синева неба! Не оценишь красоту гор, тихий танец волн океана! Каждый день ты встречаешь свой слепой рассвет. Каждый вечер провожаешь черный закат. Ты сидишь на пыльной дороге жизни и просишь милостыни. Евангелист Лука очень кратко и красочно описывает случившееся около Иерихона (Лк. 18:35–43). Разморенный полуденным солнцем, слепой нищий, может быть, даже задремал, сидя при дороге. Но внезапный шум толпы взволновал его: «Что это такое? Что происходит? Куда все так торопятся?» – «Иисус Назорей идет», – отвечали ему. Слухи о новом пророке и чудотворце уже висели в воздухе, и несчастный слепец слышал о нем… Толпа вибрировала, окружала Христа плотным кольцом, не оставляя слепому ни единой лазейки, чтобы пробраться к Чудотворцу. И на мгновение он понял, что это – его единственный шанс на исцеление. Сейчас – или никогда! Или он прозреет – или всю жизнь так и будет пребывать в темной безрадостной клетке! И вдруг все пространство, горячее от пота и солнца, огласилось страшным, истошным отчаянным криком: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Так подают сигнал SOS корабли, когда тонут в морской пучине. И в этом крике было все: отчаяние и вера, слезы и надежда, плач и упование на Чудо! А толпа шикала и заставляла его молчать. «Подивись, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – настойчивости его исповедания, как он, несмотря на то, что многие унимали его, не молчал, а еще громче кричал; ибо горячность изнутри двигала им!» Господь почувствовал эту горячность веры! И далее евангелист воспроизводит диалог, который был очень кратким, пунктирным, но очень глубоким и судьбоносным для многих поколений христиан. «…Чего ты хочешь от меня?» – – Что хощеши, да ти сотворю? – Господи! Да прозрю! – Прозри! Вера твоя спасе тя! Тайна исцеления – это тайна человеческой веры. И не только прозревший слепец пошел за Христом, славя Бога. Весь народ, видя случившееся чудо, воздал хвалу Богу!

http://pravoslavie.ru/119208.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Тайна исповеди Заявка на сценарий 24.11.2021 1502 Время на чтение 6 минут Фото: Даниила Михайлова, СПб В комнатке происходит таинство исповеди. На календаре 2021 год. Женщина, она явно больна, лежит в постели. На тумбочке лекарства, пузырьки, таблетки. За окном купол церкви. Женщина (МАМА) со слезами на глазах что-то с жаром говорит СВЯЩЕННИКУ. Тот слушает. Она рыдает. МАЛЬЧИК в своей комнате играет в компьютерную игру. Говорит сам с собой: - Какой ужасный у меня день рождения. И что со мной будет? Вдруг вскакивает, подходит к двери, за которой происходит таинство исповеди, слышит голос священника: - Эх, дорогая моя, этот грех нужно было тебе исповедать тогда… В комнате больной СВЯЩЕННИК: - … тогда… 30 лет назад, вымолить ум… А теперь, что ж, посетил Господь болезнью. Радуйся. Может, так грех и искупится. Болей с терпением. Мальчик идет по городу, останавливается около доски объявлений. Среди массы цветастых картинок «куплю, продам, требуется» такое: «Перемещаю во времени – в прошлое или будущее, без возврата». Мальчик записывает в смартфон номер из объявления. В доме КУДЕСНИКА мальчик заканчивает своей рассказ о маме. МАЛЬЧИК: - Такая вот у нас с мамой беда. КУДЕСНИК, выслушав мальчика: - Что ж, причина веская, мама это мама. Но ведь ты не вернёшься. И, возможно, даже не родишься, если исправишь что-то в прошлом. МАЛЬЧИК, насупившись: - Ничего! я решил. Может, и вернусь. Если можно, спасу маму. Она у меня самая лучшая! А ещё, я подумал, что там можно будет купить какой-нибудь биткоин и, если всё-таки вдруг вернусь, стану миллионером! КУДЕСНИК: - Ладно!.. Что ж, это твой выбор. Когда желаешь отправиться в путешествие в один конец? МАЛЬЧИК: - Хоть сейчас! КУДЕСНИК: - Тебе нужно подготовиться. Почитать о том, как жили люди 30 лет назад… О чём говорили, какие фильмы смотрели, какие книжки читали… МАЛЬЧИК уныло: - Книжки? И что, правда, жили без компьютера? КУДЕСНИК: - Ещё как жили! Подготовишься – приходи через месяц. Да! И достань у коллекционеров денег того времени.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/24/...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ Бог, сотворивший «прежде сего бывшее, и сие, и последующее за сим» (Иф 9, 5 сл.), «все расположил мерою, числом и весом» ( Прем 11, 21 ). Это значит, что история ч-ства не следует прихотям слепого рока. Она есть результат Божией, она от начала и до конца определяется данной ей целенаправленностью. Эта цель, утвержденная от века предопределением Божиим, заключает в себе оба основных аспекта: во Христе и спасение всех людей. Такова «тайна воли Божией», к-рую Бог открыл нам «по Своему благоволению, к-рое Он прежде положил в Нем» (т. е. во Христе) «в устроение полноты ( Еф 1, 9 сл.; см 3, 11). Сокрытая в течение долгих веков, намеченная в В. З., тайна З. Б. проявилась в полноте лишь тогда, когда Христос вошел в историю мира сего ( Еф 3, 1–12 ). Тем не менее, этот З. Б. сообщает единство и умопостигаемость свящ. истории и Св. Писания в их целом. В ВЗ его определение в точных терминах встречается редко, но с начала до конца он вписан в него как бы «водяными знаками». ВЗ В ВЗ даются первые указания на З. Б., неполные и предварительные. Они встречаются в различных письменных памятниках, соответствующих различным установкам веры Израиля в процессе развития свящ. истории. В письменных памятниках Втор, сохранился ряд культовых текстов: исповедания веры (26, 5–10), вероучительные сборники ( Исх 12, 26 сл.; Втор 6, 20 …), планы священнических проповедей (Ис Нав 24, 2–15 ), все по одному образцу; из них явствует, что идея З. Б. занимала центральное место в вере Израиля. В этой идее почерпались основные аспекты религиозного понимания национального прошлого. Богом даны были: предков, потомства и земли, обетования через провиденциальные события, к-рыми ознаменованы у Синая, дарование завоевание земли Ханаанской. Будущее оставалось открытым, но уже нельзя было сомневаться, что существование З. Б., начавшееся на деле, будет доведено Богом до завершения. Итак, Израильтянин знал, что все его существование целиком связано с ходом некоей драмы, развертывающейся в истории, исход к-рой был ему лишь отчасти открыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Святоотеческое учение о Таинстве покаяния (Некоторые аспекты) 572 В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеймон (Успенский), к сожалению, очень рано скончавшийся (а может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 году, избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: «Христианство, взятое в целом, как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь, есть таинство – тайна... Таинство христианства – это, с одной стороны, христианская жизнь по вере; тайна христианства – это живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая, нераздельная духовно-благодатная жизнь, усвояемая, ощущаемая и переживаемая всецелым существом человека, всеми его душевно-телесными силами» 573 . Далее этот автор еще отмечает: «Осязательным, конкретным выражением мистического элемента в христианстве служат церковные таинства как литургические священнодействия». Согласно ученому монаху, Таинства, совершаемые в Церкви, неразрывно сопряжены с христианской жизнью и вероучением. «Но что еще более делает их таинственными, так это то, что неуловимый и непостижимый элемент христианства дается в них в видимой, доступной и осязаемой форме, поскольку церковные Таинства представляют собою известного рода священнодействия, сообщающие в видимом, вещественном образе невидимую и таинственную благодать Божию... Поэтому церковные Таинства должны быть названы τ μυστ ρια κατ ξοχν (Таинствами по преимуществу. – А. С.). Если христианство, как живой и нераздельный синтез христианской веры и жизни, мы позволим себе назвать μυστ ριον как бы в квадрате, то в церковно-литургическом употреблении тот же термин является возведенным уже в куб» 574 . Не будучи специалистом в области догматического богословия и литургики, я позволю себе не акцентировать внимания на «кубе», а сосредоточиться более на «квадрате». Естественно, что «куб» в данном случае всегда будет предполагаться, и исходным пунктом здесь должно быть то определение рассматриваемого таинства, которое, например, в XIX веке дал архиепископ Евсевий: «Покаяние есть Таинство, в котором верующий, с искренним раскаянием исповедуя грехи свои пред духовным отцем и получая от сего разрешение в них, в то же время невидимо, действием Святаго Духа, получает разрешение своих грехов от Самого Христа Спасителя» 575 . Подобного рода определения (естественно, с различными нюансами и несколько иными расстановками акцентов) встречаются в различных учебниках по догматическому богословию 576 . Учитывая этот существенный момент, мы, тем не менее, не концентрируя внимания на литургическом священнодействии, без которого, естественно, немыслимо Таинство покаяния, остановимся на соотношении внутреннего и внешнего в нем, обычно выражаемого понятиями μετνοια и ξομολ γησις.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Сортировать по Исключить новости Святоотеческое учение о таинстве покаяния Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008си 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008си (Некоторые аспекты) В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеимон (Успенский), к сожалению, очень рано скончавшийся (а, может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 г., избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: “Христианство взятое в целом как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь есть таинство — тайна Таинство христианства это, с одной стороны — христианская жизнь по вере; тайна христианства это — живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая нераздельная духовно-благодатная жизнь, усвояемая, ощущаемая и переживаемая всецелым существом человека, всеми его душевно-телесными силами” 1 . Далее этот автор ещё отмечает: “Осязательным, конкретным выражением мистического элемента в христианстве служат церковные таинства как литургические священнодействия”. Согласно учёному монаху, таинства, совершаемые в Церкви, неразрывно сопряжены с христианской жизнью и вероучением. “Но что ещё более делает их таинственными, так это то, что неуловимый и непостижимый элемент христианства даётся в них в видимой, доступной и осязаемой форме, поскольку церковные таинства представляют собою известного рода священнодействия, сообщающие в видимом, вещественном образе невидимую и таинственную благодать Божию Поэтому церковные таинства должны быть названы t¦ must»ria kat’ (таинствами по преимуществу — А. С.). Если христианство как живой и нераздельный синтез христианской веры и жизни мы позволим себе назвать must»rion как бы в квадрате, то в церковно-литур­гическом употреблении тот же термин является возведённым уже в куб” 2 . Не будучи специалистом в области догматического богословия и литургики, я позволю себе не акцентировать внимания на “кубе”, а сосредоточиться более на “квадрате”. Естественно, что “куб” в данном случае всегда будет предполагаться, и исходным пунктом здесь должно быть то определение рассматриваемого таинства, которое, например, в XIX в. дал архиепископ Евсевий: “Покаяние есть таинство, в котором верующий, с искренним раскаянием исповедуя грехи свои пред духовным отцем и получая от сего разрешение в них, в то же время невидимо, действием Святаго Духа, получает разрешение своих грехов от Самого Христа Спасителя” 3 . Подобного рода определения (естествен­но, с различными нюансами и несколько иными расстановками акцентов) встречаются в различных учебниках по догматическому богословию 4 . Учитывая этот существенный момент, мы, тем не менее не концентрируя внимания на литургическом священнодействии, без которого, естественно, немыслимо таинство покаяния, остановимся на соотношении внутреннего и внешнего в нём, обычно выражаемого понятиями и ™xomolTghsij.

http://pravmir.ru/svyatootecheskoe-uchen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010