Вечность врывается во время, потому что во время Литургии мы не живем моментом нынешнего дня и не возвращаемся в тот момент истории, когда был убит Христос, а стоим перед лицом события, которое – от века утаенная тайна нашего спасения, тайна крестной Божественной любви. Крестной она была до воплощения, до смерти Христа на Голгофе. Это событие вечное, перед которым мы находимся, так же как та Тайная вечеря, которой мы приобщаемся, когда мы причащаемся Святых Тайн. Это не новая Тайная вечеря, это та единственная Тайная вечеря, которая только один раз и могла быть совершена, потому что ее совершает не кто, как Христос, и эта Тайная вечеря, поскольку вечность прорывается в наше время и мы в ней живем во время Литургии, эта Тайная вечеря, однажды только совершенная, делается реальностью для нас в этом мире, в это мгновение, в этом храме, в этом чуде приобщения. Одна Голгофа, одна крестная смерть, одна-единственная Тайная вечеря, но мы, потому что вступаем в вечность, находимся лицом к лицу с этим единственным событием со всей реальностью и во всем ужасе совершившегося. Я говорил, что эта тайна, сокрытая от нас до момента, когда она открылась нам в ужасе Гефсиманской ночи, Страстной седмицы и смерти Христа на Голгофе, уже присутствовала, пребывала в Боге раньше, вот в каком смысле. Не падение человека и не необходимость его искупить внесли в Божественную любовь крестный, трагический момент. Любовь в себе содержит его, Бог как полнота любви в Себе содержит изначально радость давать, радость получать и трагедию самоуничижения. И тут мы приходим ко второй теме этого письма: к вопросу о самоутверждении и самости. Об этом я хотел бы говорить в следующий раз в связи с остальными моментами этого письма, а сейчас предлагаю перейти к собеседованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

прот. Александр Мень традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из-за угрозы со стороны Вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления Завета, предреченного пророком Иеремией ( Иер.31:31 ), и таинства евхаристии, которое, по воле Самого Господа, стало совершаться Церковью в «воспоминание» о Нем. Свидетельства о Тайной Вечере содержатся в ( Мф.26:17–35 ; Мк.14:12–26 ; Лк.22:7–39 ; Ин.13–14 ; 1Кор.11:23–25 ) и в целом совпадают между собой. Различия в рассказах незначительны и касаются только деталей (например, у Мф. и Мк. Господь сначала благословляет хлеб, а затем чашу с вином, а у Лк. – сначала чашу, затем хлеб и в конце Вечери снова чашу). Текст Ин. содержит три существенные особенности: а) в нем приводится прощальная беседа Спасителя, отсутствующая у синоптиков; б) в Ин. не сказано о евхаристии, но говорится об умовении ног, которого нет у синоптиков; в) Ин. подчеркивает, что Тайная Вечеря совершилась «перед праздником Пасхи», тогда как синоптики относят ее к «первому дню опресноков, когда надлежало закалать агнца», т.е. к самому дню праздника. Первое расхождение обусловлено общим характером 4-го Евангелия. Оно и в других местах приводит большие беседы Христа, которых нет у синоптиков (см. статью Второе является одним из мест Библии и до сих пор не нашло объяснения (существует гипотеза, согласно которой Господь и раньше совершал священные трапезы с учениками и поэтому Ин. не счел необходимым описывать последнюю трапезу). Как бы то ни было, евхаристическое учение в Ин. есть: оно выражено в словах Христовых о небесном Хлебе ( Ин.6 ). Вопрос о дате и пасхальном характере Тайной Вечери. Иудейская Пасха справлялась 14 числа весеннего месяца нисана (см. статью библейские). Праздничную трапезу (евр. устраивали вечером 14 дня месяца нисана (по мнению некоторых экзегетов, если речь идет о Пасхе в 30 г. н.э., то она совпадала с 6 апреля нашего календаря). Согласно Ин., канун Пасхи в тот год приходился на пятницу (см. ), а Тайная Вечеря была совершена за день до этого (т.е. вечером 13 нисана). Но при чтении синоптиков создается впечатление, что Тайная Вечеря происходила непосредственно в вечер седера, т.е. 14 нисана. Есть 5 наиболее распространенных гипотез, объясняющих это расхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

А это все равно, что есть руки и ноги, а нет головы. Литургия есть самая главная церковная служба. Она всем службам служба. Вечерня, утреня, часы и все прочие службы только приготовление к обедне, как бы лестница, по которой мы восходим в Сионскую горницу, где совершается тайная вечеря. Именно «тайная вечеря»: приступая к причащению, я и ты, и всякий православный говорит: «Вечери твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими»... Все одна и та же тайная вечеря, – и тогда, когда Господь, накануне своей смерти, в великий четверг, впервые причастил Сам своих Апостолов, и теперь, – тогда она только началась, а теперь продолжается. И теперь, когда мы причащаемся, Сам же Господь, только уже невидимо, рукою своего служителя – священника, причащает нас. И Он удостоивает нас вкушать именно Его тело и кровь, которые на первой тайной вечери преподал Апостолам. Нет разности между той «тайною вечерию» и этой нашей «обедней», потому что Христос «вчера и днесь той же и во веки». Он не меняется. Обедня – Его тайная вечеря, а мы, священники, только Его служители, строители Его тайн, как Апостол говорит о нас. Я знаю: есть несчастные люди, которые не идут на эту вечерю, на эту трапезу Христову, потому, что мы, слуги и рабы Христовы, плохи... Но разве Христос изменился от того, что я плох? Разве можно уходить с царского обеда из-за того, что тебе не нравится царский слуга, разносящий угощения?! А староверы уходят с трапезы Царя небесного и говорят, что из-за дурных священников не будут принимать ни тела, ни крови Христовой! «Своей же обедни, вечери тайной, нет у них. И не будет до тех пор, пока они будут оставаться в своем беспоповстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соглашусь с автором рецензии. Действительно, невозможно не видеть в отце -- Бога. Невозможно не видеть в Иване бунтующего против Бога человека. Но каков этот Бог Возвращения ? Бог Евангелия? Христос? Бог Евангелия -- это Любовь. Вот базовый постулат христианства. Кого любит отец Возвращения ? Жену? Он ее просто не видит. Смотрит сквозь нее, как будто она прозрачная. Сыновей? Что мы знаем про его отношение к детям? Он их бросил, раз. Его двенадцать лет не было, два. Возвращается он потому, что мать попросила (на прямой вопрос он дает такой прямой ответ) -- три. Любит ли он их?.. Хотя, какое-то человеческое отношение, вроде как, он пытается из себя произвести. Такое ощущение, что он не знает, что с ними делать. Не знает, как их любить. Как это вообще делается -- любить. Пробует, делает первые шаги, на ощупь в темноте. Но делает это скорее из необходимости: он -- обуза таинственной миссии, которую он выполняет. При этом он -- жесток. Жесток. Агрессивен. Зол. Деспотичен. Нетерпелив. Ужасает сцена с ноющим Иваном, которого отец высаживает одного на трассе под проливной ливень. Если забыть, что смотришь кино и вообразить такое в реальности -- оторопь берет. Тем более, если вместо Ивана представить своего собственного ребенка. Если это и любовь, то не любовь Божеская. Человеческая? Да, может быть: страстная, несовершенная, любящая и нелюбящая одновременно. Если отец -- и Бог, то не евангельский Бог Любви. При ближайшем рассмотрении рушатся и евангельские аллюзии. Некоторые же из них превращаются в евангельские пародии. Отец уходил -- теперь он возвращается. Но Христос Евангелия не возвращается. Он приходит. Потому, что не уходил. Не бросал. Не оставлял. Христос воплощается для спасения. Это Его воля, его желание. Желание добровольное, мотивированное любовью, жалостью к человеку. Отец возвращается не сам. Его попросила мать. Если бы не ее просьба, не было бы и встречи, отец не приехал бы. Сцена за ужином. Встреча. Отец давит. Дух напряженности и неприятия. И это -- Тайная Вечеря? Тайная Вечеря -- это прощание, любовь, предчувствие разлуки. Тайная Вечеря -- это скорбь и нежность. Настоящая Тайная Вечеря -- это смирение Того, Кто ее возглавляет: он умывает ноги ученикам. Отец за ужином устало командует: Налей им вина… Христос раздает хлеб -- свое Тело, отец Возвращения -- разламывает руками куру-гриль…

http://foma.ru/katastrofa-vozvrashheniya...

Первое содействие происходило 3-го февраля 1895 года в Донской области, на хуторе Тугарева, близ станции Панфилово. Это было «сошествие нового града Иерусалима» или «тайная вечеря». На этом содействии Лубков избрал себе евангелистов, апостолов и пророков. Прежде избрания их Лубков постился. Так как он не мог «пронести» 40-дневного поста (такой пост в новоизраильской секте считается невозможным), то он постился только 7 дней, а вместе с ним «несли пост» его сожительница «мамаша Надя» и другие члены секты. Этот общий пост дал в складчину более 40 дней. Пост несли в с. Усмани, Воронежского уезда, в феврале 1895 года. После этого Лубков совершил свое первое «содействие» – «тайную вечерю», на которой и назначил евангелистов, апостолов, пророков и мужей равноапостольных. «Тайная вечеря» происходила на хуторе Тугарева, близ станции Панфилово, Донской области. Сюда съехалось около 800 последователей Лубкова. «Тайная вечеря» была задумана и исполнена Лубковым в порядке евангельского рассказа. Церемониал ее до мельчайших подробностей был выработан Лубковым. Остальные участники содействия были лишь простыми исполнителями церемониала. Они должны были изучить каждый свою роль по запискам, выданным им Лубковым. Роль Христа играл Лубков. Дело не обошлось без курьезов. Во время содействия Лубков обратился к крестьянину Василию Максимовичу Кутузову (получившему чин евангелиста Марка) с вопросом: «ты что писал о Христе?» – Вместо ответа по церемониалу, растерявшийся Кутузов ответил: «я неграмотен». Перед совершением «тайной вечери» Лубков рукоположил 4 евангелистов, 12 апостолов и 12 пророков. В должность апостола Петра была назначена теща Лубкова (мать его законной жены) Фекла Амилеевна Дмитриева, проживающая в г. Боброве. «Тайная вечеря» происходила «тайно». Даже последователи Лубкова не были на содействии и стояли вне комнаты, где совершалось «содействие». Сожительница Лубкова «Надя» испекла для содействия огромный круглый хлеб, в 1,5 аршина в диаметре, который и был положен на столе. На столе же была поставлена огромная металлическая чашка с вином. После назначения апостолов сожительница Лубкова омыла ему ноги и отирала их своими волосами. Затем Лубков омыл ноги своим ученикам и в это время сильно плакал. После этого он взял хлеб, преломил его и с произнесением евангельских слов: «примите, ядите» и пр. раздавал своим ученикам, а затем с произнесением евангельских слов: «пийте от нея вси» и пр. давал им пить из сосуда с вином. Содействие закончилось всеобщим «гулянием в духе» (т.е. религиозной пляской).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Сети богословия Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Тайная Вечеря и иудейская Пасха Статья А.С. Десницкого посвящена из новозаветной истории: на какой именно день евангельской Страстной Седмицы приходилась иудейская Пасха? Статья Все четыре Евангелия говорят о Страстной Седмице подробно, и у нас нет ни малейших сомнений, в какой именно день недели произошли ее главные события. Тайная Вечеря состоялась вечером в четверг, распятие — в пятницу, Воскресение — в ночь на воскресенье, как нетрудно догадаться и по названию самого дня. Но евангельские описания Страстной Седмицы порождают один очень непростой вопрос: на какой именно день приходилась иудейская Пасха? Ведь именно с этим ветхозаветным праздником текст всех Евангелий недвусмысленно связывает распятие Христа и Тайную Вечерю! Вопрос кажется таким простым... но на него и по сию пору нет единого ответа. Расхождения между Евангелистами Синоптические Евангелия (Матфей, Марк и Лука) однозначно утверждают, что Тайная Вечеря и была пасхальной трапезой: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» (Мк 14:12, сходно в Мф 26:17 и Лк 22:7-8). И в описаниях синоптиков мы действительно видим немало совпадений с пасхальным седером, то есть с традиционным обрядом празднования Пасхи, который иудеи соблюдают и сегодня в память об исходе Израиля из египетского рабства. Мы знаем его детали по источникам более позднего времени, прежде всего по Пасхальной Агаде, но можно не сомневаться, что в общем и целом они были примерно такими же и в те времена.

http://bogoslov.ru/article/397717

Литургия апостольская Начало литургии – Тайная Вечеря. Ее повторение в воспоминание Господне было основой и корнем литургии. Но что такое Тайная Вечеря? Это по своей внешней стороне еврейская пасхальная вечеря (ужин), и в обрядах пасхальной вечери мы должны искать ответа о том, каков был порядок и чин начальной литургии. Обеденные обряды евреев известны нам только из Мишны, памятника II века, но, конечно, нельзя думать, чтобы в течение века могли существенно измениться обряды у такого религиозно консервативного народа, как евреи. Пасхальная вечеря, прежде всего, конечно, имела все основные черты обычной вечери. Еврейский застольный ритуал – будничный А эта обычная вечеря, при условии, что трапезуют не менее трех, совершалась так. Обедающие умывают руки. Затем отец семьи, или раввин, или почетный гость берет хлеб (цельный), делает в нем разрез, не отделяя куска совсем, кладет на хлеб обе руки и произносит такое благословение: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли». Затем благословляющий отделяет кусок, макает его в соль и ест сам. После того раздает ломти хлеба всем сотрапезникам. Этот обряд есть остаток древнего, т.е. преломления хлеба. После хлеба освящается вино. Благословляющий поднимает чашу с вином на высоту ладони над столом и, держа ее правой рукой, говорит: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, создатель плода виноградной лозы». Должно отметить предписание закона непременно оставлять на столе до конца вечери особенную часть хлеба: прежде это делалось, кажется, для бедных. По окончании обеда благословлявший вечерю в начале читает благодарения так. Пред ним ставят бокал лучшего, совершенно чистого вина. Он берет бокал в правую руку и обращается к сотрапезникам: «Благословим Господа нашего», те отвечают: «Благословен Господь Бог наш, Бог Израилев, Бог Саваоф, восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли» (так читается эта формула в Мишне).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Сети богословия Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Гипотеза ессеев Статья знакомит читателей с гипотезой ессеев – версией датировки Тайной Вечери, согласно которой она происходит вечером, до того, как пасхальные агнцы были закланы в Храме, а также приводятся аргументы за и против этой гипотезы. Перевод главы The Essene Hypothesis из книги B. Pitre. Jesus and the Last Supper. William B. Eerdmans Publishing Company Grand Rapids, Michigan/Cambridge, U.K., 2015. 645 P. (pp. 276 – 294). Статья Классическая проблема датировки Тайной Вечери заключается в несовпадении: с одной стороны, согласно хронологии синоптиков Матфея, Марка и Луки, Тайная Вечеря происходит вечером после того, как пасхальные агнцы были закланы в Иерусалимском Храме (15 Нисана); с другой стороны, в соответствии с хронологией Иоанна, Тайная Вечеря происходила вечером, до того, как пасхальные агнцы были закланы в Храме (14 Нисана). Это очевидное хронологическое противоречие, имея отношение к календарной дате и историческому характеру Тайной Вечери, не является малозначимым фактом. Если Иисус совершил свою последнюю трапезу вечером после того, как пасхальные агнцы уже были закланы в Иерусалимском Храме, тогда, очевидно, Тайная Вечеря была еврейской пасхальной трапезой и всё, что Иисус говорил и делал за этой трапезой, должно интерпретироваться в контексте еврейской Пасхи. С другой стороны, если Иисус совершал последнюю трапезу вечером до того, как пасхальные агнцы были закланы в Храме, тогда эта вечеря не должна была иметь пасхальный характер, но была каким-то другом видом трапезы. Для прояснения данного вопроса предлагается рассмотреть наиболее распространённые у современных исследователей гипотезы: гипотеза непасхального характера Тайной Вечери, гипотеза ессеев, – хронология Иоанна; гипотеза пасхального характера Тайной Вечери – хронология синоптиков.

http://bogoslov.ru/article/5923176

Без литургии нет христианства. Божественная литургия получила свое начало в установлении Господом Иисусом Христом таинства Евхаристии и в Его заповеди о ее совершении (Мф. 26:26-29; Мк. 14:22-25; Лк. 22:17-20; Ин. 6:54-59; 1 Кор. 11:23-25). Начало литургии - Тайная вечеря Господа Иисуса Христа. Ее повторение в воспоминание Господа было основой и корнем литургии. Внешне Тайная вечеря - это еврейская пасхальная вечеря, по обрядам которой можно составить представление о первоначальном порядке и чине литургии. Ритуал еврейской пасхальной вечери , являющийся несколько расширенным ритуалом будничной и субботней вечери, начинается благословением праздника и чаши вина (Мишна). Затем едят немного горьких трав. Тотчас за этим наполняется вторая чаша; сын спрашивает отца о происхождении праздника. Отец произносит кагалу историческое повествование о Пасхе. Поется первая четверть галлела (Пс. 112:117) и испивается вторая чаша. Далее вечеря идет обычным порядком. Вторично умывают руки, благословляют и вкушают опресноки, горькие травы и остальные блюда. Одну часть опреснока отлагают. По окончании собственно трапезы отец семейства берет отложенную часть опреснока, съедает от нее частицу и дает сотрапезникам. Так символизируется пасхальный агнец, которого можно вкушать лишь в Обетованной земле. Снова умывают руки, следует третья, обычная чаша благословения и благодарение за пищу. После нее становится четвертая специально пасхальная чаша за которой оканчивается галлел. Во времена апостольские Евхаристия, по примеру Иисуса Христа, оставалась вечерей, хотя апостолы не повторяли для нее ритуала пасхальной вечери, а довольствовались более простым формами субботней или даже обычной вечери, состоявшей из преломления хлеба и благословения чаши вина. После дня Пятидесятницы новые христиане постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он может произносить за Бога, во имя Бога решающие слова, совершать действие, которое имеет решающее значение, но силу этим действиям, силу этим словам может придать только Сам Бог, Который в действительности совершает то, о чем провозглашает священник. И действительно, по учению Православной Церкви единственный Первосвященник, единственный Совершитель каждого таинства – Сам Христос. Тайная вечеря, как я уже говорил в одной из предыдущих бесед, не повторяется. Она была совершена единственный раз Христом, она делается реальностью данного времени и данного места, но это та же самая Тайная вечеря. Мы входим в единственную Тайную вечерю, которая была единожды и неповторимо совершена. Но это совершается в глубинах вечности, и в этом отношении – повторю уже сказанное – наше призывание Святого Духа именно это подчеркивает: присутствие, веяние, действие, пребывание в нашей среде Святого Духа говорит о том, что совершающееся принадлежит вечности. Присутствие Святого Духа – уже начало будущего века, и вся Литургия с этого момента имеет этот характер: это уже вечность, раскрывающаяся перед нами, вечность, в которую мы уже вошли, вступили, пребываем, но в которой мы еще не можем удержаться до конца. Мы пребудем в ней, а потом отзвучат литургийные слова, закончится служба и Божиим благословением, как Сын Божий оставил славу Отчую для того, чтобы войти в грешный мир ради его спасения, так и мы выступим из этих глубин вечности, в которые мы на мгновение были погружены, для того чтобы вернуться в мир, но уже осиянными вечностью, для того чтобы в мир принести слово оттуда, опыт оттуда. Ответы на вопросы Как можно понять, что Тайная вечеря совершалась один раз и она неповторима? То есть каждый раз, когда мы приносим в жертву закланного Агнца, мы творим – «сие творите в Мое воспоминание» – новую жертву, или это всегда то же самое? Единственная жертва – это смерть Христа на кресте, и в этом смысле она абсолютно единственна и неповторима.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010