1983. 2. С. 80. Таинство Крещения. Молитва жене, егда извержет младенца//ЖМП. 1983. 8. С. 79–80. Притча о званных на вечерю (проповедь)//ЖМП. 1983. 11. С. 33–34. Нефёдов Геннадий, прот.; Соколов Феодор, диак. Чин мироварения и освящение мира//ЖМП. 1984. 6. С. 8–9. Таинство Крещения. Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды//ЖМП. 1984. 6. С. 79–80. Таинство Миропомазания//ЖМП. 1984. 7. С. 79–80. Нефёдов Геннадий, прот., Бондарев Игорь, свящ. Таинство Миропомазания. Помазание Святым Миром новокрещенного//ЖМП. 1984. 10. С. 79–80. Таинство Покаяния//ЖМП. 1985. 1. С. 79–80. Таинство Покаяния. Священник — совершитель Таинства Покаяния//ЖМП. 1985. 2. С. 78–79. Нефёдов Геннадий, прот.; Куликов Александр, прот.. Таинство Покаяния. Подготовка священника к совершению исповеди//ЖМП. 1985. 4. С. 77–78. Таинство Покаяния. Священное Писание в покаянном делании христианина//ЖМП. 1985. 5. С. 79–80. Таинство Покаяния. Увещание к кающемуся перед исповедью//ЖМП. 1985. 6. С. 79–80. Таинство покаяния. Подготовка кающегося к исповеди//ЖМП. 1985. 11. С. 106–108. Проповедь в субботу пред Рождеством Христовым//ЖМП. 1985. 12. С. 38. Таинство покаяния. Чинопоследование исповеди//ЖМП. 1986. 1. С. 74–75. Куликов Александр, прот.; Нефёдов Геннадий, прот. Таинство покаяния. Чинопоследование исповеди//ЖМП. 1986. 2. С. 76–78. Вишневский Сергий, прот.; Нефёдов Геннадий, прот. Таинство покаяния. Чинопоследование исповеди//ЖМП. 1986. 3. С. 77–78. Нефедов Геннадий, прот.; Скурат К.Е., проф. Таинство покаяния. Чинопоследование исповеди//ЖМП. 1986. 4. С. 72–74. Таинство Покаяния. Чинопоследование исповеди//ЖМП. 1986. 5. С. 73–75. Нефёдов Геннадий, прот.; Ригин Владимир, прот. Таинство Покаяния. Чинопоследование исповеди//ЖМП. 1986. 6. С. 76–78. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице (1 Кор. |
В тех же случаях, когда пастыри оказывались бы недостойными служителями алтаря или совершали таинства без намерения в р.-католическом смысле, – чем были бы виноваты верующие, лишаясь спасительной благодати по вине своих недостойных пастырей? . Co стороны способа совершения таинств условием их действительности служит правильность совершения таинств, т. е. по установленному чинопоследованию. В чинопоследованиях таинств, однако, не все имеет одинаково важное и существенное значение. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, – того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати. Первым таким условием служит употребление определенного, указанного волей Установителя таинств, вещества для таинства (для крещения – воды, с троекратным погружением крещаемого, для евхаристии – хлеба и вина, для миропомазания – мира, для елеосвящения – елея) или определенного видимого (вещественного) знака (в таинстве священства – архиерейское возложение рук, в таинстве покаяния – осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов; в таинстве брака – троекратное благословение вступающих в брак). Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это – «призывание Св. Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Св. Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов., 100). Призывание Св. Духа и произнесение установленных слов (совершительной формулы таинства) придают внешним действиям при совершении таинств таинственно-благодатное значение. Эти два существеннейшие условия таинств, касающиеся способа совершения таинств, иногда называются: первое – материей таинства, второе – формой таинства. Таким образом, условиями действительности таинств служат: 1) совершение таинства лицом, имеющим на это законное право и власть; 2) употребление установленного вещества или видимого знака (правильность совершения таинства со стороны материи) и 3) точное и правильное употребление совершительных слов таинства (правильность формы таинства – призывание Св. Духа и произнесение совершительной формулы таинства). При нарушении хотя бы одного из них совершенное священнодействие не будет таинством, а будет лишь простым обрядом. |
История Таинства покаяния — это есть история постепенного развития основных начал Таинства покаяния, установленного Спасителем. Мы проследим в кратких исторических очерках, как именно развивались эти основные элементы: как развивалась внешняя, обрядовая сторона Таинства; каким изменениям подвергалась власть ключей ; как создавалась тайная единоличная исповедь. И проследим, наконец, историю епитимийных уставов. Спаситель не установил никаких определённых форм священнодействия при Таинстве покаяния. Он дал общий принцип Таинства. Чрезвычайные дарования, изобиловавшие в апостольской Церкви, предоставляли широкую свободу как при совершении богослужения, так и при совершении Таинства. Внешние формы едва обозначались в то время. А именно: Исповедь сопровождалась молитвою, хотя молитва не предшествовала исповеди, а была завершением её и имела характер молитвы разрешительной. Внешним действием при совершении Таинства было возложение рук. В состав священнодействия входило поучение, в целях исправления кающегося грешника. Эпоха мужей апостольских не даёт никаких письменных памятников для выяснения вопроса о форме, в которой совершалась исповедь. В каком именно виде совершалась эта исповедь, какие внешние действия имели место при её совершении, в какой форме делалось разрешение кающегося — на все такие вопросы, особенно важные для нас, в письменных памятниках данной эпохи не встречается ни малейшего указания (проф. Алмазов). Не много более находится указаний о внешней стороне Таинства исповеди и у писателей II и III веков. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и Диприан дают указания общего характера о значении исповеди, а не о её форме. Исповедь в это время была двух видов — публичная, одного кающегося перед всей Церковью, и тайная, единоличная. |
Таким образом, христианин, который скрывает свой грех на исповеди, войдя в Таинство, исполненное благодати Святого Духа, силится превратить его в некое лукавство, земную интригу, представляя Бога и Его служителя – священника – словно бы земными начальниками, с которыми можно хитрить, от которых можно что-то утаить и которых можно обмануть. Получается святотатство. И человек уходит от такой исповеди не оправданным, но осужденным. Правда, следует заметить, что часто человек скрывает свои грехи из-за ложного стыда, но его также нужно преодолеть пониманием того, что ты идешь к Богу, Который и так знает твои грехи. С другой стороны, и священнику нужно быть милосердным, деликатным, любящим. Ведь в чем-то свидетельство священника на исповеди является некоей сократовской маевтикой, искусством бабки-повитухи. Мы, священники, на исповеди не судьи, но акушеры, принимающие роды у кающейся души. Мы свидетели восстановления индивидуального завета конкретного человека с Богом. Из своего опыта скажу, что ложный стыд на исповеди преодолевается ее частотой. Чем чаще ты исповедуешься (выбрав себе священника, который тебе по душе), тем быстрее уйдет ложный стыд. Теперь о трех вещах, которые искажают правильное восприятие Таинства Исповеди (Покаяния), заявленных в начале статьи. Первое. У человека часто в сознании сливаются Таинство Исповеди и Таинство Причащения. Ему кажется, что это одно и то же Таинство. Хотя это два разных Таинства. Перед принятием Тела и Крови Христовых необходима исповедь. Но если вы хотите только поисповедоваться, вам достаточно придти в храм к священнику или вызвать его на дом (в больницу) в случае тяжкой болезни. Действительно, для Таинства Причастия необходимо поститься, соблюсти евхаристический пост (с 0.00 начавшегося дня и до момента Причастия не есть, не пить), прочитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, быть на вечернем богослужении и на нем либо непосредственно на Литургии поисповедоваться. Но все эти условия не являются необходимыми для участия в Таинстве Покаяния (Исповеди). На нее просто нужно решиться и придти. Можно даже без чтения молитв и не постясь. Главное – желание избавиться от язв да игл греха. |
Своими страданиями Христос искупил грехи всего мира. Он воплотился и сходил на землю именно для того, чтобы открыть людям путь к спасению через покаяние. Поэтому с покаяния и смирения должен начинать тот, кто хочет возобновить союз с Богом. И как бы ни было велико бремя грехов, человеку прежде всего необходимо восстать от сна греховного, принести смиренное покаяние, и тогда, возрожденный благодатию Божией в таинствах Покаяния и Причащения, он сможет начать жизнь по Богу. Таким образом, более не прогневлять Господа, надо начать с покаяния и смирения, и с совести пред Богом, Который зрит и тайные наши 273 . Покаяние только тогда будет истинным, когда человек осознает свой грех , возненавидит его, постарается не повторять его и получить прощение через исповедь. В то же время он должен смиренно сознавать, что своими грехами он оскорбил Бога и достоин всякого наказания, которое может выразиться во внешних скорбных обстоятельствах жизни. По этому поводу старец Амвросий пишет: удобнее было получить прощение своих согрешений, нужно прежде всего обратиться к смиренному самоукорению и возложить вину на себя, а не на 274 . Только искреннее и смиренное покаяние может сделать человека храмом Божиим, вместилищем невместимого небесами Христа Бога. Указывая на великое значение покаяния в жизни христианина, иеросхимонах Амвросий говорит, что покаяние должно быть соединено со смирением. Чтобы покаяние было действенным, оно должно быть смиренным. сила покаяния состоит в 275 , – говорит старец Амвросий. Следствием смиренного покаяния будет духовное возрождение кающегося, обращение его к жизни по Богу и решительное отвержение всех прежде содеянных грехов. Покаяние требует глубочайшего смирения, смирения мытарева, ибо в смирении и заключается вся сила покаяния. Смиренное покаяние предотвращает гнев Божий, по сказанному: сокрушенно и смиренно Бог не ( ). Смиренное покаяние изглаживает все грехи, оно привлекает милость Божию к кающемуся грешнику. Какими бы добродетелями не обладал христианин, он ничто в глазах Божиих, если в нем нет смирения, ибо Господь ублажает прежде всего нищих духом, ублажает смиренных сердцем, алчущих и жаждущих правды. Он обещает покой тем, кто вслед Его идет, подражая Ему не только в послушании, но и в кротости и в смирении. О смирении |
2 . В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни. 3 . В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов. 4 . В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом. 5 . В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. 6 . В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью ), а также рождение и христианское воспитание детей. 7 . В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротонию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово. Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие: 1) объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным; 2) субъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком. Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: ). Правильно совершенные и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. |
Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди», ? пишет святитель Игнатий 6 . Покаяние неразрывно сопутствует вере во Христа, в принципе оно должно предшествовать вере в Господа, а после крещения покаяние врачует грехи, в которые человек впал по своей немощи и греховному навыку. Покаяние должно совершаться не только устами, не кратковременным плачем, не одним только внешним участием в исповеди, но внутренним сокрушением, раскаянием в грехах, а также желанием оставить греховную жизнь и не возвращаться к ней. Епископ Игнатий говорит, что «для того, кто постоянно предает друзей своих, они становятся ему врагами, они отступают от него, как от предателя, а кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи, основываясь и крепясь на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора» 7 . Но часто человек не может господствовать над влекущим его грехом, и грех , в свою очередь, господствует над человеком. Таким образом, мы становимся рабами греха, и в таком рабском состоянии человек может пробыть всю свою жизнь. Святитель Игнатий напоминает каждому христианину, что Бог дал покаяние в помощь человеку в борьбе с грехом, но этой помощью мы не всегда пользуемся, но даже в надежде на покаяние грешим произвольно и намеренно, пытаемся «перехитрить» Господа. Таких «поразит внезапная смерть, и не дано им будет времени на покаяние и доброделание» 8 . Покаяние врачует греховные раны христианина и является подготовкой к восприятию в свою душу и сердце Спасителя Иисуса Христа в таинстве Причащения. |
Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства. Но наиболее точным объяснением будет то, что телесное исцеление не является основным или важнейшим действием таинства Елеосвящения. Благодатное действие таинства Елеосвящения сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов – болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам ап. Иаков пишет в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» ( ). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Поэтому аспект таинства Елеосвящения как таинства прощения грехов имеет очень большое значение. Покаяние и Елеосвящение. Общее Елеосвящение Прощение грехов в таинстве Елеосвящения ставит его в связь с таинством Покаяния. Однако Елеосвящение не упраздняет Покаяния, а лишь восполняет его для тяжелобольных. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. Необходимость совершения елеопомазания над больными с целью отпущения грехов объясняется тем, что тяжесть болезни может оказаться препятствием для принесения достойного покаяния. Лежащий на одре болезни и изнемогающий душою и телом по немощи может не вполне исповедать свои грехи или «вовсе не исповедать по забвению» 426 . В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение останется единственным средством разрешения его от грехов. Митр. Макарий (Булгаков) указывает также, что «некоторые, особенно тяжкие, грехи и после исповеди могут сильно беспокоить совесть болящего» 427 . Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему также и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками 428 . По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами. По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было средством присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов 429 . |
Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Психолого-теологические аспекты подготовки к таинствам покаяния и причащения в Православии 21.07.2020 1090 Время на чтение 47 минут Аннотация. В настоящей работе представлена попытка с позиций мультидициплинарного подхода, включающего в себя психологическую, теологическую и философскую точки зрения, осмыслить некоторые феномены и процессы, связанные с участием верующего православного христианина в таинствах исповеди (покаяния) и причащения, а также с соответствующей молитвенной практикой. В статье использованы методы анализа документов и иных источников, глубинно-психологической интерпретации, сравнительного анализа психологических и философских концепций, анализа отдельных случаев. Предметом исследования являются переживания верующего христианина, сопровождающие сакральную коммуникацию, опосредованную подготовкой к таинствам покаяния (исповеди) и причащения, а также молитвенной практикой. Актуальность работы обусловлена стремительным сближением науки и религии, что во многих случаях приводит к усилению потребности в научном (насколько это возможно) понимании тех или иных явлений, связанных с религиозной сферой (такое понимание, среди прочего, выполняет функцию преодоления возможных социальных конфликтов). Практическая значимость работы обусловлена, с одной стороны, необходимостью для ряда верующих христиан осознать психологические предпосылки и особенности подготовки к таинствам исповеди и причащения и участия в них с целью повышения внутренней устойчивости и целостности. С другой стороны, такое осознание может послужить повышению уровня понимания феномена христианской веры и потребностей верующих христиан со стороны атеистов и представителей иного вероисповедания. Также в статье представлен критический сравнительный анализ подхода к исследуемым феноменам с позиций христианской психологии и психоанализа. Отметим, что представленный в данной работе подход характеризуется новизной: в научной литературе автором не обнаружено аналогичных данному исследованию текстов. |
Глава 6 Об исповеди Среди многих даров, которые нам дал мудрый во всем Врач и Спаситель наш Бог, есть таинство покаяния. Оно нужно, чтобы мы уничтожили все засады беса. Бог, согласно безпредельной Своей благости, дает нам силу, чтобы мы после греха опять стали благодаря покаянию безгрешными, как прежде, и неподвластными вечному мучению. После сокрушения настает черед исповеди, как второй части. Без исповеди никто не может спастись, сколько бы добродетелей он ни имел. Исповеди более всего желает Господь. Он устраивает ее различными способами, чтобы человек узнал свое падение, чтобы он высказал все со смирением сердца. Поэтому Он подвиг нашего праотца, когда тот пал в преслушании, узнать свой грех. Он сказал ему: Адам, где ты? То есть: куда ты пал? какое зло ты сделал? Обратись к покаянию и исповедуй свой грех, чтобы получить прощение. То же самое Господь сказал Еве, Каину. И во многих других местах Ветхого Завета исповедь предстает полезной. Соломон говорит, что кто скрывает свои грехи, – не спасается, а кто их исповедует, – получает милость. Царь и пророк Давид восхваляет это деяние в различных Псалмах: Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим; благо – исповедоваться Господу, – и другое подобное. Пророк Исаия говорит, что если у тебя есть какой грех, то открой его, чтобы быть оправданным. Ты видишь, что исповедь оправдывает человека. Есть много других свидетельств в Ветхом и Новом Завете, но их я пропускаю, потому что здесь можно говорить долго, ибо исповедь – начало нашего спасения. Да не стыдится никто исповедовать, что он сделал. Ведь стыд, приходящий при словах исповеди духовнику, – часть правильной исповеди. Так как стыд – тяжкая кара, то Господь и повелевает нам исповедовать грехи и получить стыд вместо мучения. Об исповеди некоторые церковные учители писали различные объяснения, но они слишком пространны. Я собрал их вкратце, чтобы это подходило и годилось для каждого, ибо человек, по силе человеческой природы, должник Бога и Церкви. Если ты желаешь украситься добром с совершением исповеди и очистить все нечистоты совести, чтобы душа твоя была просветленной пред Богом, то не иди просто так, как попало, без подобающей подготовки на таинство. Так делают некоторые незнающие люди. Поэтому они и не исповедуются хорошо, и не знают, что сказать. Будь внимателен к тому, что мы пишем для твоего вразумления, если хочешь получить совершенное прощение грехов. |
|