Содержание Введение Глава I. Установление крещения и происхождение его существенной формы Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Глава III. Место огласительного наставления. Глава IV. Активное участие оглашенных лиц при их наставлении Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные Глава VI. Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего Глава VII. Принятие имени при вступлении в христианское общество Глава VIII. Заклинание Глава IX. Отречение от диавола и сочетание Христу Глава X. Исповедание веры Глава XI. Историческое обозрение собственно крещального акта. Вопрос о веществе крещения. Глава XII. Помазание елеем Глава XIII. Форма омовения водою в крещении     Введение Предмет предлагаемого исследования – «История чинопоследований крещения и миропомазания» – относится к области сакраментального элемента христианского богослужения. Важность этого предмета вполне очевидна, особенно если припомнить значение таинств в жизни христианских обществ. Значение это настолько велико, что, по выражению одного позднейшего церковного писателя, «христианство существует только таинствами» 1 . Но при своей важности, этот предмет и весьма труден для исследования, – с одной стороны, вследствие того, что изложить историю двух чинопоследований, из которых одно – крещение очень обширно и сложно, – и изложить, притом, от самого их возникновения до настоящего времени, за целые XIX вв. – задача слишком обширная и по тому одному далеко не легкая, а с другой стороны, вследствие отсутствия за многие века памятников, специально относящихся к нашему предмету, при обилии указаний отрывочных и косвенных, иногда противоречивых, требующих проверки и сличения и вообще весьма затрудняющих процесс, исследования. Такт, за первый век христианской эры, за век, апостолов, не сохранилось таких писаний, где бы специально и подробно излагались предписания касательно порядка и состава, форм и характера богослужения апостольского века вообще и чинопоследований – крещения и миропомазания в частности: в новозаветных апостольских писаниях, сохранились указания только короткие и отрывочные, слишком недостаточные для полного и точного изложения чинопоследований крещения и миропомазания в практике апостольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Доктрина таинств К оглавлению Термин «таинство» используется для обозначения ряда церковных обрядов и действий духовенства, которые имеют особое духовное качество, например, способность передавать благодать Божию. Дунс Скот называл таинством «физический знак, учрежденный Богом, который действенно обозначает благодать Божию или милостивое деяние Божие». Другие определения говорят о том же, но более кратко. Основная мысль заключается в том, что таинства являются видимыми знаками невидимой благодати, которые каким -то образом действуют как «каналы» этой благодати. Средневековый период стал свидетелем консолидации богословия таинств, особенно в сочинениях Петра Ломбарда. Были признаны семь таинств: крещение, евхаристия, покаяние, конфирмация, брак, священство и миропомазание. Для оправдания и объяснения их важности были составлены сложные богословские системы. К началу 1520 -х гг. система таинств средневековой Церкви все больше стала подвергаться критике со стороны реформационных фракций. Реформаторы предприняли последовательную атаку на средневековое понимание количества, природы и функции таинств и уменьшили число подлинных таинств с семи до двух (крещение и евхаристия). Почему же реформаторов так занимало богословие таинств? Многим оно кажется чрезвычайно туманным и неу местным. Однако размышление о контексте, в котором действовали реформа торы, поможет объяснить, почему этот вопрос представлял для них такую важность. Здесь можно выделить два фактора Во первых, с точки зрения реформаторов богословие таинств олицетворя ло все плохое, что было в средневековом богословии. Оно, казалось, сос редотачивало в себе все пороки схоластики. До начала средних веков большинство ранних христианских авторов (за исключением, может быть, Ав густина) придавали относительно мало значения богословию таинств. Во многом выработка сложного богословия таинств является одним из наиболее важных достижений схоластических авторов Важное место в программе реформаторов занимало исключение средневеко вых добавлений к ранним и более простым версиям христианского богосло вия.

http://sedmitza.ru/lib/text/441741/

Все семь Богоустановленных церковных таинств группировались в святоотеческой древности около двух таинств, как своих центров. Будучи по существу своему отдельными актами, они примыкали однако к богослужебной практике или к крещению, или к евхаристии, имели с этими двумя таинствами весьма близкую связь или по времени или по цели совершения. 1) По времени совершения соединялись: с крещением – миропомазание, с евхаристиею–публичное покаяние, священство и брак. Миропомазание совершалось непосредственно после крещения, в том же здании, т. е. в ваптистерии. Акт разрешения от грехов в покаянии, которое имело в древности характер по преимуществу публичный, совершался за литургией и состоял в преклонении колен и в возложении рук священника на головы кающихся, после чего они, вместе со всеми верными, допускались к слушанию литургии верных и к приобщению св. Таин. Посвящение в иерархические степени, как и у нас теперь, совершалось также в непосредственной связи с литургиею, так что евхаристия являлась как бы заключением таинства священства. Брак совершался в древности в связи с таинством евхаристии, в которому сочетавшиеся браком, после молитвы и благословения священника, и приступали тут же, т. е. за литургией. 2) Целию и необходимым (хотя и не непосредственным по времени совершения) завершением являлась евхаристия для частного покаяния и для елеосвящения. Так, частное покаяние, хотя и не совершалось за литургиею, тем не менее получившие разрешение от грехов, в ближайший после того день, как и у вас теперь, приобщались св. Таин. Точно также и елеопомазание больных, хотя по времени совершения не соединялось с литургиею, обыкновенно также вело к приобщению 1 ; после елеопомазания больные напутствовались св. Тайнами. Таинство евхаристии являлось таким образом завершением как частного покаяния, так и елеопомазания. Такая тесная связь с крещением и евхаристиею остальных пяти таинств в литургической практике,–связь, которую отвергать нет достаточных оснований, – имела, по нашему мнению, не малое влияние на историческую судьбу как литургической стороны таинств, так и на раскрытие догматического о них учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии . В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия . В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА. Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений - систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

http://pravenc.ru/text/Алмазов.html

Мироварение (Исторический очерк) Через каждые два-три года в Москве и в Киеве совершается приготовление и освящение мира. Это редкое и торжественное священнодействие имеет свою историю, к сожалению, у нас не исследованную и не установленную во всех подробностях. Не задаваясь целью пополнить этот существенный пробел в нашей литературе, мы намерены познакомить читателя лишь в общих чертах как с прошлой историей священнодействия, так и с современным совершением освящения мира. I Употребление св. мира в Церкви Христовой восходит ко временам самой глубокой, можно сказать, апостольской древности. Еще в «Пастыре» мужа апостольского Ермы можно находить указание на особое действие низведения Св. Духа на крещаемого, в каковом действии нельзя не видеть именно таинства миропомазания. В творениях св. Иринея лионского , ученика мужа апостольского св. Поликарпа смирнского , уже прямо содержится некоторый намек на тот чувственный знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве миропомазания. В чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано Оригеном , который в объяснении таинства миропомазания заметил, что «дар благодати Духа обозначается чрез образ елея» (per olei imaginem) 7 . Очевидно, так же рано началось и особое приготовление, и освящение мира. Св. Кирилл иерусалимский в тайноводственном слове о миропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мира через призывание Святого Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что сие есть миро простое. Как хлеб евхаристии, по призвании Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое миро сие, по призвании, не простое уже или, как бы сказал иный, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святаго, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным». Понятно само собой, что «призывание» могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех знаменований и действий св. мира, он так описывает его освящение или «совершение»: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по священнословии псалмов и по чтении божественнейших словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, прияв миро, возлагает на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения: и исполнив над оным совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Мы, конечно, не можем считать, что у нас имеется не одна, а три рода Евхаристии. Евхаристия – одна, о чем свидетельствует ее единственный чин, но, несомненно, мы имеем двоякое состояние верных на Евхаристическом собрании: одно, когда верующие причащаются, а другое, когда они не причащаются. В древней церкви причащение было завершительным моментом всего Евхаристического собрания, который не мог быть оторван или выделен в самостоятельный акт. Причащались те, кто участвовал с самого начала в Евхаристическом собрании, а участвовал в Евхаристическом собрании только тот, кто причащался. В нашей литургической практике выпал момент собрания: у нас собственно нет Евхаристического собрания. Евхаристия включена в особое богослужение, которое получило наименование литургии. Как всякое богослужение, оно предполагает участие народа, но совершение его не обуславливается этим участием. Оно имеет вполне самостоятельное значение, совершенно независимо от участия народа. Евхаристия, совершаемая на литургии, обратилась в одно из таинств в Церкви наряду с другими таинствами. В свете нашего современного школьного богословия Евхаристия, как таинство в Церкви, является сакраментальным актом, совершаемым полномочным лицом над отдельными верующими. Оно, как и остальные таинства, совсем не требует собрания верующих, как его необходимый элемент. В отличие от таинств крещения, миропомазания и священства, Евхаристия принадлежит к числу повторяющихся таинств, совершаемых над теми, кто к ним подготовился или в них чувствует потребность. Поэтому одни во время литургии причащаются, а другие нет. Как показывает самый термин «причащение», они через причащение становятся причастниками тела и крови Господней. Остальные верные только лишь присутствуют при причащении. Не причащаясь, они не принимают участия в таинстве Евхаристии, т. к. «Евхаристия есть такое таинство, по словам М. Макария, в котором христианин, под видом хлеба и вина, причащается истинного тела и крови своего Спасителя» 66 . Основное положение древней церковной жизни атомизировалось: «всегда все и всегда вместе» обратилось в противоположное «и не все и не вместе», но каждый за себя и каждый в отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2018 Зачем нужна Крещальная Литургия «Модернизм» и «литургический новодел» — так часто отзываются о Крещальной Литургии осторожные священники и миряне. Она вошлав практику считаного числа приходов и служится очень редко. Почему? Попытаемся разобраться. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Крещальная Литургия — это когда в чинопоследование Литургии вплетаются два Таинства: Крещения и Миропомазания. «Обычная» Литургия состоит из Литургии оглашенных — на ней могут присутствовать некрещеные, готовящиеся к Крещению, — и Литургии верных, перед началом которой диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии…» Оглашенные уходят, верные участвуют в Таинстве Приобщения Телу и Крови Христа. Во время же Крещальной Литургии оглашенные не покидают храм, а принимают Крещение и Миропомазание. Эти два Таинства совершаются над человеком, верящим во Христа и желающим стать членом Церкви. В Крещении он умирает для прошлой греховной жизни и возрождается — силою Святого Духа — для новой духовной жизни со Христом. В Таинстве Миропомазания верующий принимает печать дара Духа Святого, то есть удостоверение в том, что Христос здесь, с ним. Мы привыкли к тому, что Крещение и Миропомазание совершаются в произвольно выбранное священником и крещаемым время, когда обеим сторонам «удобно». После совершения Таинства новокрещеный может принять участие в Литургии. Но Литургия никак с Крещением не связана и совершается в храме своим чередом, без привязки к графику совершаемых священником треб. Такова сложившаяся практика, но в древней Церкви всё было иначе. ДРЕВНИЙ ЧИН Богослужебная связь Крещения и Евхаристии, их соединение в одном литургическом континууме присутствует в самых древних христианских текстах. В 1-й Апологии Иустин Философ (II bek) описывает обряды, которыми сопровождается вхождение оглашенного в христианскую общину. Сначала он проходит через водное омовение (Апология, 61–62), а затем — принимает Причастие: «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы… По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего…» (Апология, 65).

http://aquaviva.ru/journal/zachem_nuzhna...

(Sacramenta et Sacramentalia) 1. Школьное догматическое богословие содержит три основных положения учения о таинствах. Первым, наиболее важным является определение самого таинства: «Таинство есть священное действие, которое, под видимым образом, сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез Которого всякий из верующих получает божественную благодать». Такого рода священнодействий имеется семь, причем «ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем». Наконец, третье: это число состоит из таинств Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Священства, Брака и Елеосвящения. Если эти положения о таинствах являются исчерпывающими, а таковыми они мыслятся в школьном богословии, то из них явствует, что действие благодати Божьей в Церкви ограничено этими священнодействиями, а следовательно, все остальные священнодействия не имеют благодатного характера, т.е. не сообщают верующим благодатных даров. Благодатная жизнь Церкви оказывается очень ограниченной: только в семи моментах — «ни больше, ни меньше» — проявляется благодать Божия, а вне этих моментов церковная жизнь оказывается вне прямого действия Духа Святого, через Которого подаются дары благодати. Хотя общее церковное сознание усвоило этот вывод из учения о таинствах, что неизбежно сказалось на самой церковной жизни, догматическая мысль бьется в тисках этого учения. В той или иной мере современная догматическая мысль чувствует, что оно находится в скрытом противоречии с учением о Церкви, с самой церковной жизнью, не только древнего христианства, но даже современной. «И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть...» (Деян II:17). Основа жизни Церкви есть благодать: все, что в ней совершается, имеет благодатный характер, а все, что не имеет этого характера, ей, как благодатному организму, не принадлежит. Мы все получили «благодать на благодать», которую Бог дает не мерою. «Каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор XII:7). Дух дышит, где хочет, и таинства — проявления Духа в Церкви, но почему эти проявления Духа ограничены семью моментами? Дух дышит, где хочет, но если имеется только семь проявлений Его, то Он не дышит, где хочет, а только там, где определено.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава двадцатая 1. О спасительном значении имен Божиих в молитве. Учение св. отцов о совершенном – третьем образе молитвы Но те же св. отцы учат, что для нашего спасения недостаточно получить благодать Св. Духа, изливаемую на нас в таинствах крещения и св. миропомазания. Мы должны ее раскрыть в своей жизни посредством Божественных заповедей 982 , и в особенности чрез то же самое призывание имен Божиих, т.е. чрез нашу молитву 983 , которая, по свидетельству св. отцов Церкви, называется царицею или главою всех добродетелей 984 , и которою приобретается сила для исполнение самих заповедей Божиих и всего прочего, что нужно нам для нашего спасения 985 . Отсюда понятно, какое же великое спасительное значение имеют для нас имена Божии в нашей молитве. Ибо, если чрез сию молитву Господь посылает нам в таинствах благодать Св. Духа для начала духовной, христианской жизни, то чрез нее же осуществляется самое наше спасение. Чего достигаем мы молитвою, об этом лучше всего говорят нам св. отцы Церкви. К их учению о молитве мы и должны обратиться, чтобы увидеть все значение для нас имен Божиих в их молитвенном призывании в целях раскрытия в нас крещенской благодати Св. Духа или что то же – достижения нами нашего спасения. Будем в данном случае иметь в виду прежде всего учение св. Симеона Нового Богослова . В его творениях, в частности в 68 слове, мы находим замечательное учение о трех образах внимания и молитвы, которое и приведем в сокращенном виде. Так как самые главные благодатные достижения даются нам от Бога чрез третий образ внимания и молитвы, то остановим пока свое внимание на учении преп. Симеона относительно сего молитвенного образа. По словам св. отца Богослова, «третий образ воистину дивен есть и неудобоизъясним, и для тех, которые не знают его опытно, не только неудобопонятен, но кажется даже невероятным; и они не верят, чтобы подобная вещь бывала на деле. И в самом деле, в наши времена сей образ внимания и молитвы встречается не у множайших, a y весьма немногих, и, как мне думается, благо сие убегло от Нас вместе с послушанием... Ибо кто посвятил себя Богу и всю печаль свою возвергнет на Него и на духовного отца своего, так что по истинному послушанию перестанет уже жить своею собственною жизнью и творить волю свою, но умрет для всякого пристрастия мирского и для тела своего, – такой какою привременною вещию может быть побежден и порабощен? или какое попечение и какую заботу может иметь? Вследствие сего, этим третьим, бывающим вместе с послушанием, образом внимания и молитвы, все козни и хитрости, какие бы ни употребляли демоны, чтобы увлечь ум его к помыслам многим и разнообразным, бывают уничтожаемы и разсееваемы; ибо тогда ум такого человека, будучи свободен от всего, имеет благовремение, без всякой помехи исследовать наносимые демонами помыслы и с великим удобством отгонять их и чистым сердцем приносить молитвы свои Богу. Таково начало истинной жизни (духовной)! И которые не полагают такого начала, всуе трудятся, сами не зная того!..

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В рамках спецпроекта « Таинства Церкви » протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения , Миропомазания , Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве Покаяния. Возможно ли быть христианином без покаяния? В чем суть исповеди? Кто принимает исповедь и прощает исповеданные грехи? И что ответить тем, кто утверждает, что «разберется со своими грехами и без священника»? Думается, что не только священники, не только чернецы, но и бельцы, то есть другие благочестивые христиане, всегда, если живут благочестно, подтверждая свою веру стремлением исполнять заповеди, могут дать отчет о своем исповедании. И первым словом, конечно, должно быть свидетельство о Покаянии. Ведь едва лишь Христос-Искупитель открылся миру, выступил на Свое общественное служение, Он изрек на все века, на все времена, обращаясь ко всем разумным Своим созданиям, ко всем племенам и народам без изъятия: «Покайтесь и веруйте в Евангелие», «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И апостолы, верные завету Своего Учителя, возвещали во всех концах и уголках земли, а священство продолжает апостольскую проповедь и ныне – в Евразии, Австралии, Америке, Антарктиде, где был недавно Святейший Патриарх, на Русском и Крайнем Севере, – свидетельствуя, что само Таинство Крещения принимается с покаянием, то есть сокрушенным исповеданием своей немощи, слабости, раскрытием невольных грехов, которые свершились нами после вступления в полк православных христиан, по неведению, по расслаблению. Покаяние является существенным деланием христианина, и умещается оно буквально в малом горчичном семени молитвы мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному» – вот сокращенное Евангелие, вот выражение покаяния, которое в распространенной форме известно нам как молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную». Суть покаяния в том, чтобы осознавать пред Господом свою немощь и греховность, уповая на милость Его

http://pravoslavie.ru/91502.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010