Доктрина таинств К оглавлению Термин «таинство» используется для обозначения ряда церковных обрядов и действий духовенства, которые имеют особое духовное качество, например, способность передавать благодать Божию. Дунс Скот называл таинством «физический знак, учрежденный Богом, который действенно обозначает благодать Божию или милостивое деяние Божие». Другие определения говорят о том же, но более кратко. Основная мысль заключается в том, что таинства являются видимыми знаками невидимой благодати, которые каким -то образом действуют как «каналы» этой благодати. Средневековый период стал свидетелем консолидации богословия таинств, особенно в сочинениях Петра Ломбарда. Были признаны семь таинств: крещение, евхаристия, покаяние, конфирмация, брак, священство и миропомазание. Для оправдания и объяснения их важности были составлены сложные богословские системы. К началу 1520 -х гг. система таинств средневековой Церкви все больше стала подвергаться критике со стороны реформационных фракций. Реформаторы предприняли последовательную атаку на средневековое понимание количества, природы и функции таинств и уменьшили число подлинных таинств с семи до двух (крещение и евхаристия). Почему же реформаторов так занимало богословие таинств? Многим оно кажется чрезвычайно туманным и неу местным. Однако размышление о контексте, в котором действовали реформа торы, поможет объяснить, почему этот вопрос представлял для них такую важность. Здесь можно выделить два фактора Во первых, с точки зрения реформаторов богословие таинств олицетворя ло все плохое, что было в средневековом богословии. Оно, казалось, сос редотачивало в себе все пороки схоластики. До начала средних веков большинство ранних христианских авторов (за исключением, может быть, Ав густина) придавали относительно мало значения богословию таинств. Во многом выработка сложного богословия таинств является одним из наиболее важных достижений схоластических авторов Важное место в программе реформаторов занимало исключение средневеко вых добавлений к ранним и более простым версиям христианского богосло вия.

http://sedmitza.ru/lib/text/441741/

Литургия На Божественной литургии совершается величайшее Таинство По молитве священника Духом Святым хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы (7, с.375). Литургия в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба (4, с.9). Собственно Литургией называется церковная служба, во время которой совершается Таинство Евхаристии (Там же, с.9). Пример отношения к Божественной литургии Особенно благоговейно относился святитель Тихон Задонский к Божественной литургии, во время которой он настолько одухотворялся и возносился умом в высшие сферы Божественной жизни, что даже не замечал усталости (7, с.82). Какое таинство есть Литургия Божественная литургия есть таинство теснейшего единения с Богом, таинство умилостивления Отца Небесного Его Сыном, а также таинство Духа Святого, пресуществляющего принесенные дары в Тело и Кровь Христовы (Там же, с.387). Что означает действие священнослужителя, начертывающего Евангелием крест на святом престоле в начале Литургии Что касается действия священнослужителя, начертывающего Еванге­лием крест на святом престоле, то это действие имеет глубокий смысл. Святое Евангелие символизирует Самого Иисуса Христа, а крест – ору­дие, которым Он совершил наше спасение. Далее священнослужитель этим действием дает понять молящимся, что Божественная литургия совершается в воспоминание Крестной смерти Богочеловека за весь род человеческий. Кроме того, крестное знамение, начертываемое святым Евангелием, обозначает, что этим самым благословляются Триединым Богом через слово Божие все концы вселенной, то есть от края и до края земли, о чем свидетельствует Сам Иисус Христос, говоря: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» ( Мф.24,14 ) (Там же, с.388). Какое таинство совершается на Божественной литургии В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство по молитве священника. Духом Святым хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы (9, с.375).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Содержание О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания История появления чиносовершения таинства св. елея О совершении и совершителях Елеосвящения О времени совершения Елеосвящения О лицах, не имеющих права совершать Елеосвящение Когда может быть преподано верующим Елеосвящение О лицах, принимающих Елеосвящение О лицах, которым Елеосвящение не может быть сообщено О соединении с Таинством св. елея последнего напутствия О повторяемости таинства Елеосвящения О совершении Елеосвящения одновременно над многими больными Об обязательности чиносовершения св. елея О проявлении благодатных даров Елеосвящения в жизни приемлющих таинство О том, как поступать с веществом св. елея и другими принадлежностями, остающимися после совершения Елеосвящения О неправильных мнениях, существующих относительно принятия таинства Елеосвящения Об общих христианских обязанностях, вытекающих из таинства Елеосвящения Заключение Информация о первоисточнике О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название — это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого — " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

Общие понятия Предмет исследования Елеосвящение, как и всякое другое таинство св. Православной Церкви, имеет две стороны: догматическую (теоретическую или научную) и  литургическую (богослужебную или совершительную). Обе сии стороны существенно связаны между собою и составляют одно целое, как душа и тело в человеке. Догматическое учение составляет основу таинства, а богослужебная часть – осуществление и применение его к потребностям членов св. Церкви. Но в теории, в науке обе части таинства разделяются и наследуются отдельно одна от другой: учение о нем излагается в Догматическом Богословии, а образ совершения его – в Литургике, науке о богослужении. Предметом настоящего исследования будет собственно литургика или богослужение Елеосвящения. Но, по причине тесной связи учения о таинстве с его совершением, Догматическое Богословие обращается, для уяснения своих положений, в совершительной его части 1 . Тем более, мы, при исследовании литургики Елеосвящения, будем иметь надобность постоянно обращаться к догматическому учению о нем, так как это учение служит основою совершительной части таинства. Если составные элементы литургики Елеосвящения не будут сопоставляемы с догматическими его источниками, то они не только не будут понятны, но и будут казаться установлениями произвольными, не имеющими надлежащих оснований. Различные наименования таинства Елеосвящения  Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. 1) В церковно-богослужебных книгах оно именуется: а) просто Елеем , по переводу греческого слова ’Ελιον, что значит масло, напр., таинство Елея 2 , б) св. Елеем , также, по переводу с греческого: ’ " Αγιον ’Ελιον – святое масло, напр., в Требнике чин таинства озаглавлен так: «Последование св. Елея » 3 , в) молитвоиелеем или молитвомаслием , по переводу, также, греческого слова: ’Ευχελιον – от ’Ευχ – молитва и ’Ελιον – масло, т. е. молитвенное масло 4 и г) маслосвящением 5 , древнерусский, не совсем точный перевод того же слова: ’Ευχελιον. Вместо слова: маслосвященный , с заменою в нем русского слова: масло , греческим: елей , вошло в употребление нынешнее название: Елеосвящение 6 , очевидно, вполне однозначещее с ним. Таким образом, все сии наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX в., обнародованном у Гоара 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно Источник Содержание Введение Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании Обстоятельства, которыми условливалось раскрытие учения о таинствах отцами и писателями церкви первых трех веков Апостольские мужи II. Св. Иустин мученик Св. Ириней лионский IV. Климент александрийский V. Ориген VI.Tepmyллuah VII. Св. Киприан Заключение Приложение     Введение Существующие на западе римско-католический и протестантский взгляды на исторические данные для догматического учения о семи церковных таинствах, при всем существенном различии между собою, представляют однакож несколько точек взаимного соприкосновения. Протестанты утверждают 1 , что учением о седмеричном числе таинств богословская мысль привнесла несколько новых не данных в откровении истин. В св. Писании, по мнению протестантов 2 , дано учение о двух только таинствах: крещении и евхаристии. К этим двум священнодействиям по преимуществу и прилагалось в начале название таинств, хотя оно имело в древней церкви весьма обширный смысл. Постепенно, говорят они, утрачивалась чистота апостольской веры в таинства 3 , потому что с очень раннего времени начали, хотя на первых порах и довольно медленно, умножаться таинства; слово таинство (sacramentum = μυστριον) стали прилагать и к другим священнодействиям; причем оно сохраняло, однакож, по-прежнему весьма обширный смысл. Эти новые священнодействия от времени до времени то поставлялись в один ряд с богопреданными таинствами, то не поставлялись 4 . Так продолжалось, по словам протестантов, до тех пор, пока со времен Августина не началось быстрое увеличение таинств 5 и их появилось с началом XI в. так много 6 , что оказалось нужным разделить их на классы; плодом этой классификация было то, что выделены, наконец, семь священнодействий из массы всех таинств. Эта последняя работа принадлежит западу, именно знаменитому схоластику Петру Ломбарду 7 , а с запада это учение о седмеричном числе таинств перенесено и на восток 8 . Такова в кратком изложении протестантская теория образования учения о семеричном числе таинств, в том законченном ее виде, какой она получила в недавнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название — это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого — " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14). Эти два названия — Елеосвящение и Елеопомазание — означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович, весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием — откуда и вошли в обиход слова: " соборовать " , " собороваться " , " пособороваться " . Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По благословению архиепископа Амвросия О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитвомаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название – это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова «масло» с греческого – «елей». Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова «масло» на греческое «елей». Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем больных ( Мк. 6:13 ; Иак. 5:14 ). Эти два названия – Елеосвящение и Елеопомазание – означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович , весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием – откуда и вошли в обиход слова: «соборовать», «собороваться», «пособороваться». Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

04 января 2012 г. Некоторые аспекты В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеимон (Успенский) , к сожалению, очень рано скончавшийся (а, может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 г., избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: “Христианство взятое в целом как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь есть таинство – тайна Таинство христианства это, с одной стороны – христианская жизнь по вере; тайна христианства это – живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая нераздельная духовно-благодатная жизнь, усвояемая, ощущаемая и переживаемая всецелым существом человека, всеми его душевно-телесными силами” 1 . Далее этот автор ещё отмечает: “Осязательным, конкретным выражением мистического элемента в христианстве служат церковные таинства как литургические священнодействия”. Согласно учёному монаху, таинства, совершаемые в Церкви, неразрывно сопряжены с христианской жизнью и вероучением. “Но что ещё более делает их таинственными, так это то, что неуловимый и непостижимый элемент христианства даётся в них в видимой, доступной и осязаемой форме, поскольку церковные таинства представляют собою известного рода священнодействия, сообщающие в видимом, вещественном образе невидимую и таинственную благодать Божию Поэтому церковные таинства должны быть названы τμυστρια κατ’ εξοχν (таинствами по преимуществу – А. С.). Если христианство как живой и нераздельный синтез христианской веры и жизни мы позволим себе назвать μυστριον как бы в квадрате, то в церковно-литургическом употреблении тот же термин является возведённым уже в куб” 2 . Не будучи специалистом в области догматического богословия и литургики, я позволю себе не акцентировать внимания на “кубе”, а сосредоточиться более на “квадрате”. Естественно, что “куб” в данном случае всегда будет предполагаться, и исходным пунктом здесь должно быть то определение рассматриваемого таинства, которое, например, в XIX в. дал архиепископ Евсевий: “Покаяние есть таинство, в котором верующий, с искренним раскаянием исповедуя грехи свои пред духовным отцем и получая от сего разрешение в них, в то же время невидимо, действием Святаго Духа, получает разрешение своих грехов от Самого Христа Спасителя” 3 . Подобного рода определения (естественно, с различными нюансами и несколько иными расстановками акцентов) встречаются в различных учебниках по догматическому богословию 4 . Учитывая этот существенный момент, мы, тем не менее не концентрируя внимания на литургическом священнодействии, без которого, естественно, немыслимо таинство покаяния, остановимся на соотношении внутреннего и внешнего в нём, обычно выражаемого понятиями μετνοια, и ξομολγησις.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Отделение второе, дополнительное О разных предметах, касающихся совершения св. Елея, но стоящих вне его богослужебного чина              Мы изъяснили в предыдущем отделе «Последование св. Елея», по возможности, в полном его объеме и внутреннем содержании, но тема наша еще не вполне исчерпана. Чтобы вполне разъяснить ее, необходимо поставить здесь и разрешить многие другие вопросы, стояшие вне чиносовершения св. Елея, но тесно связанные с ним, ведущие к нему, сопровождающие его и вытекающие из него. Вопросы сии суть следующие: 1) об обязательности чиносовершения св. Елея для болящих, 2) о совершении таинства Елеосвящения отдельно и в соединении с дневными богослужениями, 3) о соединении с Елеосвящением «последнего Напутствия», 4) о соединении с ним одной исповеди, без св. причастия, 5) об отношении исповеди к Елеосвящению, 6) об образе совершения Елеосвящения в случае скорой смерти болящего, 7) о повторяемости таинства Елеосвящения и ее условиях, 8) о совершении сего таинства над многими больными, 9) о проявлении благодатных действий чиносовершения св. Елея в жизни помазуемых, 10) о том, как поступать с веществом св. Елея и другими предметами, остающимися после совершения елеопомазания, 11) о неправильных мнениях, существующих относительно принятия елеопомазания и 12) об общих христианских обязанностях, вытекающих из принятия елеопомазания. В разрешении вопросов, мы будем следовать, как и прежде, методу историко-догматическому и другим второстепенным источникам. 1) Об обязательности чиносовершения св. Елея Все таинства св. Церкви, числом «семь», и каждое из них в отдельностн, одинаково, в определенных обстоятельствах и случаях жизни, обязательны для верующих. Преосвящ. Феофан Прокопович , в Трактате своего Богословия о таинствах Нового Завета, разделяя их на три разряда, между прочим, говорит: есть таинства такого рода, quorum usus ex uniuscujusque libero arbitrio dependet, ut: ordo, matrimonium et extrema unctio 673 . Мысль эта, будто бы принятие посвящения в церковный чин, церковное венчание и елеопомазание – зависит от свободного произвола каждого христианина, следовательно – необязательны, неверна. Христианин может не искать церковного чина, но как скоро он желает принять на себя сей чин, посвящение становится для него обязательным да и тогда оно никак не зависит от его произвола, а от иерархической власти, которая может отказать ему в его желании. Христианин может всю жизнь свою оставаться девствующим, но как скоро он желает вступить в брак, церковное венчание делается для него обязательным. Так, и таинство Елеосвящения, в опредбленных для него условиях, имеет для всякого верующего обязательную силу. К чиносовершению его православных христиан, в случае тяжких болезней, обязывают: 1) сама природа, 2) св. Писание и 3) учение св. Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Святоотеческое учение о Таинстве покаяния (Некоторые аспекты) 572 В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеймон (Успенский), к сожалению, очень рано скончавшийся (а может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 году, избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: «Христианство, взятое в целом, как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь, есть таинство – тайна... Таинство христианства – это, с одной стороны, христианская жизнь по вере; тайна христианства – это живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая, нераздельная духовно-благодатная жизнь, усвояемая, ощущаемая и переживаемая всецелым существом человека, всеми его душевно-телесными силами» 573 . Далее этот автор еще отмечает: «Осязательным, конкретным выражением мистического элемента в христианстве служат церковные таинства как литургические священнодействия». Согласно ученому монаху, Таинства, совершаемые в Церкви, неразрывно сопряжены с христианской жизнью и вероучением. «Но что еще более делает их таинственными, так это то, что неуловимый и непостижимый элемент христианства дается в них в видимой, доступной и осязаемой форме, поскольку церковные Таинства представляют собою известного рода священнодействия, сообщающие в видимом, вещественном образе невидимую и таинственную благодать Божию... Поэтому церковные Таинства должны быть названы τ μυστ ρια κατ ξοχν (Таинствами по преимуществу. – А. С.). Если христианство, как живой и нераздельный синтез христианской веры и жизни, мы позволим себе назвать μυστ ριον как бы в квадрате, то в церковно-литургическом употреблении тот же термин является возведенным уже в куб» 574 . Не будучи специалистом в области догматического богословия и литургики, я позволю себе не акцентировать внимания на «кубе», а сосредоточиться более на «квадрате». Естественно, что «куб» в данном случае всегда будет предполагаться, и исходным пунктом здесь должно быть то определение рассматриваемого таинства, которое, например, в XIX веке дал архиепископ Евсевий: «Покаяние есть Таинство, в котором верующий, с искренним раскаянием исповедуя грехи свои пред духовным отцем и получая от сего разрешение в них, в то же время невидимо, действием Святаго Духа, получает разрешение своих грехов от Самого Христа Спасителя» 575 . Подобного рода определения (естественно, с различными нюансами и несколько иными расстановками акцентов) встречаются в различных учебниках по догматическому богословию 576 . Учитывая этот существенный момент, мы, тем не менее, не концентрируя внимания на литургическом священнодействии, без которого, естественно, немыслимо Таинство покаяния, остановимся на соотношении внутреннего и внешнего в нем, обычно выражаемого понятиями μετνοια и ξομολ γησις.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010