пер. Г.А. Тароняна 18. Аппиан (ок. 100–ок. 170 гг. н. э.) Греческий историк, из Александрии в Египте, занимал впоследствии высокие посты в Риме. Автор «Римской истории», в 24 книгах, из которых целиком сохранились книги VI–VIII и XII–XVII. Это сочинение составлено как серия отдельных монографий по истории Рима и тех народов, с которыми римляне вели войны и которые вошлив римскую державу («Война с Ганнибалом», «Сирийская война» и т. д.); в эту жесерию входит особый раздел «Гражданские войны» (в Риме) Римская история а) Война с Ганнибалом (Книга VII) 41, 17б (Вторая Пуническая война, 218–201 гг. до н. э. 211 г., Ганнибал, подойдя к Риму, готовится к внезапному нападению на римский лагерь) (...) а на слонов посадив индов 467 , велел им ворваться в стан Фульвия (...) б) Сирийская война (Книга XI) 55, 282 (Селевк I Никатор, сирийский царь с 312 г. до н. э., подчинил себе весь переднеазиатский регион, от Сусианы и Мидии до границ с Индией) (...) И перейдя Инд, он начал войну с Андрокоттом, царем над живущими тут индами, пока не заключил с ним дружественный союз и свойство. (...) Гражданские войны (Книги XIII-XVII) II, 154 (Сравнение Цезаря и Александра Македонского) (...) Они и к познанию добродетели, и отечественной, и эллинской и иноземной, стремились: Александр расспрашивал, что касается Индии, брахманов, которые слывут знатоками небесного 468 и мудрецами среди индов, как маги среди персов, (...) V, 9 (41 г. до н. э. Марк Антоний в Азии «наводит порядок» в восточных римских провинциях. Он посылает конницу разгромить Пальмиру, якобы за то, что пальмирцы, находясь на границе владений римлян и парфян, ловко вели свои дела с теми и с другими, а на деле – для грабежа) (...) – ведь они 469 , будучи торговцами, привозят из земли персов индийские или аравийские товары и сбывают их во владениях римлян, – (...) Читать далее Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия)/Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, с. : табл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо от ризницы Гроба Господня, нам удалось осмотреть также предметы священнослужения, находящееся в шкафах стен, окружающих абсиду церкви Воскресения. Между этими предметами должны находиться и некоторые памятники старины, но так как нам, по любезности иеромонаха, предоставлено было только взглянуть на эту ризницу, то записать виденное и видеть все предметы было неудобно. Большинство предметов здесь иконы афонского, а, может быть, и южногреческого письма, XVIIXVIII столетий, с обычными в этих иконах реалистическими, лубочными иллюстрациями Житий Святых. Но кроме икон есть много старых потиров, дискосов, крестов и ковчежцев, большинство из золоченого серебра; в одном серебряном ковчежце показывают руку И. Златоуста. Два предмета оказались здесь очень любопытными памятниками византийской древности: 1) Маленькая панагия, устроенная (615–616, снимок увеличен) по надписи, патриархом Иерусалимским Авраамием (1775–1787), (см. рис. 73), из овального образка на яшме, изображающего с одной стороны Архангела Михаила во весь рост со скипетром и лабаром в руках, и Б. М. Одигитрию, с Младенцем на левой руке, стоящую. Резьба относится к VII–VIII веку: мы имеем здесь древнейший тип Архангела, с простою диадемою на непокрытой голове, в воинской хламиде и кожаных сапогах, еще перевязанных (мягкие цанги – чаги) с наплечьем, видным поверх рукава туники, с мерилом в руке. Богородица по рисунку слабее, более позднего характера (слабо вышла на фот. 616 и подрисована, к сожалению, фотографом). Рисунок представляет столь совершенный византийский стиль раннего времени, какой в резьбе редко приводится видеть. 2) В одном из шкафов, среди собрания самых плохих дощатых образов, находится замечательная грузинская икона 223 Спасителя (табл. LXV) (618–619) в древнем византийском эмалевом окладе, представляющем первоклассную редкость, соперничающую с знаменитым Лимбурским эмалевым окладом Св. Древа. Икона писана на доске очень грубо, не ранее XVII века, и что особенно важно – подобрана была для вставки в эмалевую ризу, а не обратно, и риза не исполнена для нее, как увидим. Сзади доска покрыта (620–613) серебряным листом, по которому чеканом выбит, во-первых, орнаментальный крест, в поле, окаймленном поясом розеток, во-вторых, под левом рукавом креста грузинская надпись, относящаяся к вкладу иконы в храм Святого Гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Хотя город людоедов нигде в текстах прямо не связывается с Эфиопией, «экзотический» антураж повествования, очевидно, способствовал появлению такой идентификации, к-рая, вероятно, восходит к тексту параграфа об ап. Андрее в списке апостолов Псевдо-Епифания (V-VI вв.), в к-ром дается описание местности, «где лагерь Апсар, Иссулимен и река Фасис, где живут эфиопы (в некоторых рукописях: «внешние эфиопы».- Авт.). Уже в параграфе о М. того же списка говорится о его мученической смерти от эфиопов во внешней Эфиопии, в порте Иссулимен (Vitae prophetarum. 1907. P. 114; Écrits. 2005. Р. 475). Предание о мученической смерти М. в Эфиопии встречается затем в списке апостолов Абу-ль-Бараката и в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. II 40). По списку апостолов Псевдо-Дорофея (кон. VIII в.), М. проповедовал в Эфиопии, но распят был в Британии (Vitae prophetarum. 1907. Р. 156), что объясняется, вероятно, смешением с соседним параграфом об ап. Симоне Зилоте. Другие апостольские списки содержат иные версии проповеди и кончины М. В списке апостолов Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) говорится о благовестии М. в Иудее, его мирном преставлении там и о погребении в Иерусалиме (PG. 10. Col. 953). Согласно 1-му сир. типу комплексных списков, М. происходил из колена Рувимова; списки Lp и Le содержат сообщение о его проповеди в Элладе и на Сицилии (в Lp добавлены Агригент, Фессалоника и Ирландия), где он преставился и был погребен ( Виноградов. 2005. Табл. 1. С. 141). В списках 2-го сирийского типа упоминаются проповедь М. в Иудее и неким респотациям (respotacii) и кончина в Бейруте (Там же. Табл. 2. С. 146). В средневизант. период важнейшей новацией становится превращение М. в Житии ап. Андрея, составленном Епифанием Монахом , в постоянного спутника ап. Андрея. Согласно Житию, М. последовал за апостолами Петром и Андреем на проповедь в Антиохию, Тиану, Анкиру и Синопу, где иудеи схватили М. и заключили в тюрьму на 3 дня. Ап. Андрей освободил М. и 7 дней прятал его и др. узников в пещере на берегу моря, а затем отправился с М. на восток, в Амис, Трапезунд, Лазик, Иверию, Парфию и, наконец, в Иерусалим. После праздника Пятидесятницы М. пришел с апостолами Петром, Андреем, Иоанном Богословом , Филиппом и Варфоломеем в Антиохию, а оттуда вместе с ап. Андреем - в миссионерское путешествие. К празднику Пятидесятницы они вернулись в Иерусалим, а затем М. с апостолами Андреем, Симоном и Фаддеем направился в Эдессу, а оттуда, без Фаддея,- на Кавказ. После посещения сванов и крепости Химар (вероятно, в верховьях р. Кодори) «в этих странах остался Матфий с учениками, творя множество чудес» (Греч. предания. 2005. С. 282-285, 289-290, 296, 311).

http://pravenc.ru/text/2562696.html

Добавление горизонтальной нижней перекладины дает нам восьмиконечный крест (KT–III) с двумя вариантами: с перекладиной, скошенной слева направо (KT–III.a) и справа налево (KT–III.б). Примеры первых трех конструктивных типов могут быть найдены с избытком. Наблюдение над фактологическим материалом позволяет выявить в строении крестов такие две особенности общего характера, как Т-образное завершение (которое делает крест из четырехконечного трехконечным, из шестиконечного – пятиконечным и т. д.) и вертикальная равносторонность рукавов (для крестов с пятью и более концами). Используя эти две особенности, строим схему далее (Табл. 1). Простой пятиконечный крест (KT–IV) может быть преобразован в семиконечный (KT–V) с двумя разновидностями – соответственно первому случаю (KT–V.aKT–V.б). Вертикальное уравнение рукавов креста для каждого уже определенного типа дает нам следующую картину: –  KT–VI, родственный KT–II, встречающийся, например, на новгородских каменных крестах (рис. 1); –  KT–VII, poдcmbehhыйKT–III, неоднократно встречающийся, как и предыдущий, на каменных крестах (рис. 2); –  KT–VII.a, poдcmbehhыйKT–III.a, может быть представлен на примере Борисоглебского «стригольнического» креста (рис. 3); –  KT–VII.б, poдcmbehhыйKT–III.б, в историческом материале пока не встречен. Если типы VI, VII, VII.auVII.б приобретут Т-образное завершение, то будут образованы новые конструктивные типы VIII, IX, IX.auIX.б. Конструктивные типы VI–IX,б являются довольно редкими, еще более редки их аналоги, имеющие укороченную нижнюю перекладину. Таким образом появляются типы X, XI, XI.auXI.б для «равнолопастного» ряда и типы XII, XIII, XIII.auXIII.б для ряда с Т-образным завершением. Образовавшиеся в результате процедуры «конструирования» типы XuXIIмorym еще встречаться в вариантах со скошенной нижней перекладиной, что заставляет нас учесть это обстоятельство в таблице и выделить типы Х.а, Х.б, XII.auXII.б. Простой трехконечный крест (тау-крест) учтен в данной конструктивной типологии обособленно. Вполне правомерно, как мне кажется, сохранить его название и обозначить греческой литерой τ (тау). Присвоив конструктивным типам порядковые номера, мы тем самым достигаем определенной степени формализованности той морфологической информации, которую предоставляет каждый конкретный крест. Это самый базовый-уровень, помогающий решить задачу формализации лишь в общем виде, ведь кроме простейших конструктивных типов существует некоторый набор дополнительных конструктивных элементов, учет которых позволил бы более подробно описывать ставрографические памятники. Следовательно, когда мы обозначим все возможные конструктивные элементы определенным шифром, то сможем записывать подробную информацию о кресте (часто довольно сложную) в виде кода или формулы, насчитывающей всего лишь несколько позиций. Это во многом упростит непосредственный процесс описания и обработки материала, сделает его более объективным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Недостатком И. Ю. является искусственное соединение институтов формулярного и экстраординарного процесса. К числу достоинств памятника относятся наличие легальных определений, разъяснения общих понятий, цитирование различных т. зр. классических юристов ( Бартошек. 1989. С. 154). И. Ю. в византийской правовой традиции Наряду с др. частями кодификации Юстиниана И. Ю. постоянно использовались визант. юристами. К оригиналу И. Ю., однако, обращались редко; их нормы заимствовались через посредство Парафразы Феофила или др. греч. переводов. В VI-VII вв. неизвестным автором на основе несохранившейся парафразы И. Ю. был создан сб. Regulae Institutionum (изд.: Ανκδοτα/Ed. K. E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1843. Aalen, 1969r. P. 166-175). Принадлежащие также неизвестному автору греч. резюме текстов И. Ю. (вместе с такими же выдержками из «Дигест») составили 2-ю ч. Collectio tripartita (PG. 138. Col. 1228-1249). На Парафразе Феофила основаны 2 появившихся в этот же период трактата: о степенях родства (изд. в составе Appendix Eclogae; см.: Ανκδοτα. P. 184-185) и об обязательствах ( Pieler. Rechtsliteratur. S. 435). В инскрипции Эклоги указано на использование И. Ю., к-рые послужили одним из главных источников этого сборника ( Липшиц Е. Э. Эклога: Византийский законодательный свод VIII в. М., 1965. С. 8; см. также указатель источников: Там же. С. 210-211; Eclog. S. 246-247). И. Ю. через посредство Парафразы Феофила широко использовались при создании «Прохирона» (см. указатель источников: Proch. P. 341). На И. Ю. или на Парафразе основаны, напр., Proch. XXIII (о завещаниях вольноотпущенников), XXVI (об освобождении подвластных), XXIX (о кодицилле), XXXII (о Фальцидиевой доле). Однако в нек-рых случаях составители «Прохирона» отступали от норм И. Ю. и Юстинианова законодательства в целом ( Липшиц. Законодательство. С. 56-57). При составлении «Исагоги» были использованы как И. Ю. непосредственно, так и Парафраза Феофила (см. табл.: Eisag. P. 224-235). Небольшие заимствования из И. Ю. (через Парафразу Феофила) были сделаны составителями «Василик» ( Медведев. 2001. С. 171) (напр., Basilic. XXXIII 1=Inst. Just. I 11; Basilic. XXXVI 1=Inst. Just. II 25).

http://pravenc.ru/text/468833.html

3 . Панагия в виде сердца (табл. VII, 3): высота её с ушком 0,12 м., поперечник 0,07 м. На ней изображение Знамения Богоматери, по-видимому, на меди. Украшена мелкой бирюзой. Вверху ушко; внизу привеска – синий камень. 4 . Крест наперсный складной (табл. VII, 4); высота с ушком 0,12 м., ширина 0,08 м. На лицевой стороне эмалевое изображение распятого И. Христа с предстоящими. Вверху Бог Отец, внизу Адамова глава. Украшен жемчугом. На обратной стороне – орудия страданий И. Христа. Цепь кольчатая. Крест первой половицы XVIII века. 5 . Панагия золотая круглая прорезная (табл. VII, 5); диаметр 0,11 м.; украшена бирюзой и прорезными гранеными камнями. Внизу три привески – камни негранёные, в том числе одна выцветшая бирюза. По ободку орнамент в виде крестиков. Вверху была коронка, теперь уже затраченная. На левой стороне по ободку надпись: «Сия панагия дана в дом живоначальныя Троицы первому Маркеллу Митрополиту Псковскому в поминовение души стольника Лва Салтыкова прямое имя ему Мемнон 1683». 6 . Панагия серебряная позолоченная восьмигранная (табл. VII, 6); мера 0,08x0,08 м. Украшена яхонтами (?) и жемчугом. В середине круглый, по–видимому, костяной образок Знамения Богоматери хорошей резьбы Вверху ушко и серебряная панцирная цепь. Век XVII. Табл. VII. Панагии и крест Троицкого собора Церковные сосуды, шитьё и другие предметы Троицкого собора 1 . Дарохранительница серебряная в виде часовни (табл. VIII, 1); высота с крестом 0,60 м., поперечник 0,22 м. С передней стороны – дверь, представленная в виде миниатюрных царских врат с чеканными изображениями Благовещения Пресв. Богородицы и четырёх Евангелистов в овальных медальонах. Другие чеканные изображения по содержанию своему относятся к установлению Евхаристии, распятию и воскресению И. Христа: омовение ног, раздаяние апостолам Евхаристии отдельно под двумя видами – хлеба и вина, распятие, снятие с креста и положение во гроб, сошествие И. X. в ад. Внутри (табл. VIII, 2) устроены три ящичка для запасных даров. Главка рубчатая позолоченная, работа западная новая, не ранее конца XVIII века. Подобная дарохранительница, но несколько меньших размеров, находится также в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1) Наиболее ценные церковные сосуды пожертвованы в Ипатьевский монастырь Годуновыми. Лучшие из них – это подарок Дмитрия Ивановича и сына его Владимира Годуновых – массивный потир (табл. I, с правой стороны от зрителя), дискос, звездица, копие и лжица, сделанные из золота (поддон дискоса серебряный и составляет работу позднейшую); потир украшен чеканными изображениями четырех евангелистов, и дискос – изображением Божественного Агнца-Младенца, подле которого стоят ангелы с ромбоидальными рипидами. Потир имеет надпись: «лета 1590 при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея руси дал сей потир вдом пречистые и живоначальные Троицы выпатцкой монастырь золотые сосуды потырь звезду три блюдца лжицу копиецо дал конюший и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей и ввечны благ». Второй потир (табл. I, с левой стороны) серебряный со звездицей и лжицей 1603 года – подарок окольничего Ивана Ивановича Годунова: потир украшен витым орнаментом и чеканным изображением деисиса. Третий потир серебряный отличной ажурной работы, с серебряным дискосом и звездицей в стиле второй половины XVII века. К этой же категории предметов следует отнести водосвятные чаши (табл. VII), из которых одна пожертвована Яковом Афанасьевичем Годуновым (во иноцех – Иосиф) в царствование Ивана Грозного; вторая 1594 года и третья начала XVII в. – подарок Д. И. Годунова. Два панихидных блюда, из которых одно пожертвовано тем же Д. И. Годуновым, другое Иваном Ивановичем Годуновым (табл. VIII). Представляют интерес также: серебряная ладанница (табл. IX, между двумя ковшами) с 13-ю бюстовыми изображениями светского характера, исполненная в стиле возрождения, по-видимому, западным художником и, вероятно, бывшая первоначально ларцом или солонкой; кропило, пожертвованное Иваном Андреевичем Голицыным, западной работы, переделанное, кажется, из подсвечника; другое кропило 1658 г. (табл. VII) с черневой надписью: «лета 7166 году августа в 6-й день построено сие кропило в дом живоначальныя Троицы в Ипацкий монастырь при архиморите Тихоне сбратиею из ризницы; серебряные ковши, из которых один – царя Михаила Фёдоровича – прислан Императором Николаем I из Моск. Оружейной палаты (табл. IX, с левой стороны), а другой Императрицы Екатерины II (табл. IX, с правой стороны); фонарь (табл. X) сделанный из железа и слюды в форме шатровой церкви – один из лучших образцов этого рода, уцелевших доселе, и выносной крест (табл. XI), украшенный басмой. По преданию, крест этот и фонарь принесены в Ипатьевский монастырь Московским посольством 1613 г. Посох, по преданию – царя Михаила Фёдоровича (табл. XII). Поставная свеча оригинальной формы: четырёхгранная, сделана из досок, украшенных свящ. изображениями (табл. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Тут же у Евангелистов Иоанна и Луки десницы изображены с именословным перстосложением. 9 . Служебник 134), напеч. в Киево-Печерской лавре 7147–1639 года. На стр. 406 изображен Василий Великий , благословляющий именословно. 10 . Трефологион 176), напеч. в Кутеинском монастыре 1647 года. На листе 135 изображен св. Николай Чудотворец, благословляющий именословно. 11 . Древние христианские памятники зданий в Константинополе с V до XII века, изданные в Берлине, с описанием Зальценберга, 1854 года. Здесь описывается Константинопольский Софийский собор, построенный в VI веке Императором Юстинианом. Этот собор по взятии Царя-града Турками 1453 г. обращен в мечеть; при этом стенную мозаическую 12 иконопись Турки закрыли штукатуркой; иконопись сия и хранилась под штукатуркой 400 лет. При реставрации мечети 1854 г. по поручению Турецкого правительства архитектором Фассати, мозаические и фресковые изображения и другие украшения открыты под штукатуркой, с них сделаны точные снимки, которые и приложены при книге Зальценберга. У святых, изображенных здесь мозаикою, Священномученика Анфима, Дионисия Ареопагита , Григория Арменийского, Николая Чудотворца и еще у трех святых мужей (надпись не сохранилась) изображены десницы с явственным именословным перстосложением. А Григорий Богослов с перстосложением, похожим на двуперстное. 12 . История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей Н. Кондакова ; издана в Одессе 1877 года 840 и 291). Здесь находятся точные снимки: а) С Сирийского пергаментного Евангелия 586 года, хранящегося в Лаврентиевской библиотеке во Флоренции под 56. Здесь изображен Спаситель, благословляющий именословно (табл. VIII). б) С Греческой пергаментной книги Козмы Индикоплова VII–VIII века, хранящейся в Ватиканской библиотеке под 699. Здесь, между прочим, изображены с именнословным перстосложением: Праведный Авель (таблица IV), св. Исаак, Апостол Павел (табл. VI), пророки Осия, Амос, Наум, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария и Иеремия (табл. VII) и Христос Спаситель (табл. V, VIII и IX) изображен в трех местах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Уже на границе древнего греко-восточного искусства и средневекового западного, унаследовавшего, между прочим, от древности главный запас переводов, стоит замечательный золотой крест-тельник 178 Кабинета Дзялинских в Голухове. Крест состоит из золотого складня и вложенного в него тонкого, золотого креста, которые украшены рисунками, наведенными чернью – крест только с одной стороны, а складень с обеих. На складне (рис. 176) представлено: на одной стороне «Распятие» (в колобии), с надписью на титуле: ΡΕΞ ΡΕΓΗΑΗΤΙ – т. е. греческими буквами: rex regnantium, что подтверждает догадку о происхождении креста из южной Италии; на другой стороне: в середине – бюст Спасителя в кругу, и по сторонам его – два преклоняющиеся ангела (так называемое νιητριον на кресте в храме Воскресения в Иерусалиме, ср. мозаику в храме св. Стефана Круглого в Риме), внизу – двое святых, а вверху – Божия Матерь по грудь, с головой сидящего перед ней Младенца. На самом кресте представлено вверху «Вознесение Господне», а ниже – Божия Матерь (в профиль), с поднятыми руками, посреди десяти апостолов (меньшего размера). Никакого изображения «Вознесения Божией Матери» в данном изображении, в действительности, нет. 157 Я. И. Смирнов. Христианские мозаики Кипра, Визант. Врем., 1897, 1–2, стр. 1–93, табл. I. 158 С расследованием Ф. И. Шмита по вопросу о времени памятника, в Известиях Русск. Арх. Института в Конст., т. XV, 1911 г., стр. 206–239, табл. I–VIII и доп. табл. в л. 160 Например, на мозаике церкви влкм. Димитрия в Солуни: «Изв. Русск. Арх. Инст. в Конст.», XIV, 1, табл. III (см. ниже). 164 Calosso, А. В. Gli affreschi della grotta del Salvatore presso Vallerano, Arch. d. Soc. Rom. di storia patria, vol. XXX, Roma, 1907. 165 Clédat, J. Le monastère et la nécropole de Baouît. 1900–6, pl. XL. Palanque, Ch. Rech. à Baouît en 1903, Bull. de l’Inst. Fr. d " arch. or., V, 1906, pl. XII, XIII. 170 A. Bauer und Ios. Strzygowski. Eine Alexandrinische Weltchronik, в Denkschr. Wien. Akad., 1905, Taf. VII verso.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

193 Гр. И. И. Толстой. Византийские монеты, вып. I, 1912, табл. 5, 32–3 и др.; – вып. II, табл. 8, 15, 16, на монетах Льва и пр. 196 См. в перечне изображений этой церкви 7. Grüneisen, W. Sainte Marie Antique, fig. 98, pl. XXXVI. 197 Bulletin de l " archéologie chrétienne de J. B. de Rossi, publ. par Martigny, 1872, III, 1, p. 43. Изображение Богоматери на круглой крышке издано в атласе Гаруччи, том VI, табл. 436,5, но рисунок лишен стиля. Другая пиксида украшена на крышке изображением креста, водруженного на холме, из которого вытекают четыре реки, и двух агнцев, а по стенкам вокруг – медальонами с бюстами святых, в стиле скорее V, чем даже VI века. 204 Jean Clédat. Le monastère et la nécropole de Baouît, pl. XCVI et XCVIII; Dict. Cabrol, Baouît, fig. 205 Daremberg et Saglio. Dictionnaire des ant., v. clipeus, fig. 1659–60, 1667. Отсюда, затем, появились и подражательные блюда для украшения царской столовой: у Конст. Порф. De cerim., II, 15: μεσοσοτελλα ργυρ μεγλα νγλυα . 206 H. Omont. Peintures dans un ms. Striaque du VII ou VIII s. В Mon. et mém. Piot. XVII, 1909, pl. VI, 7, р. 93–4. 207 См. рис. 210, образ церкви, по надписи: γα λησα; полная композиция представляет « церковь » среди местных святых; церковь изображена в венце, с евангелием в руке; Recherches à Baouît. Bull. del " Inst. Fr. d " arch. or., V. 1906, pl. VIII. 209 У паломника VI в. Феодосия есть свидетельство, что Сион «был домом св. Марка евангелиста», что, однако, не подтверждается другими паломниками (см. 43-е прим. в изд. Прав. Палест. Общ., 28 вып.). 212 Так именно представлен св. Мина внутри абсиды и среди двух верблюдов, лежащих у решеток иконостасной балюстрады, увенчанной двумя шатровыми верхами, на пластинке Миланского Арх. Музея. Graeven. Elfenbeinwerke Italien. 1900. 215 На серебряной чеканной иконе Божией Матери в Гелатском монастыре (типа Одигитрии Шуйской Смоленской и с грузинской надписью «Влахернская») почти то же положение обеих рук, поддерживающих Младенца. См. Опись пам. древн. в Грузии, 1891, рис. 16, стр. 34; икона XVI в. В церкви 4 Коронованных в Риме от XIV в. имеется фресковое изображение, по-видимому, Божией Матери с Младенцем, как раз с тем же движением руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010