Слав. книжниками создавались также Поучения, посвященные И. П., для седмичного цикла богослужения, приуроченные ко вторнику. Между 1061 и 1063 гг. иноком Григорием Философом , прибывшим на Русь с Георгием , митр. Киевским, был написан в Киеве цикл седмичных Поучений, читавшихся «по пению Параклита», в к-ром Слово на вторник посвящено И. П. Вероятно, между сер. и посл. четв. XV в. была создана 2-я редакция цикла, приспособленная для Минеи общей, и не позднее посл. четв. того же столетия - 3-я, представленная в упомянутом выше сборнике МДА. 77 (Слова, посвященного И. П., изменения коснулись мало). В ряде западноукр. Прологов XVI-XVII вв. под 7 янв. содержится Сказание о перенесении перста И. П. из К-поля в Киев. Эта реликвия была положена в киевском Купшином (в нек-рых списках - Кукшином или Купльшином) мон-ре на р. Сетомль ( Т[урилов] А. А., Г[алко] В. И. Сказание о принесении перста Иоанна Крестителя//Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003. С. 220-221). Согласно проложному Сказанию, перенесение перста произошло в 6600, т. е. в 1092 г. Эта дата неполная (в записи лет отсутствуют десятки и единицы), и наиболее вероятно, что Сказание было составлено в правление Владимира Мономаха (1113-1125). В Сказании не говорится, кто был дарителем этой святыни и кому она предназначалась. Скорее всего перст был частью десницы И. П., находившейся в Большом дворце К-поля. Хотя известен также перст этого святого, хранившийся в Студийском мон-ре (Книга Паломник. С. 22), главный храм к-рого был освящен во имя Иоанна Предтечи. Поскольку с десницей были связаны представления о венчании на царство визант. императоров, то перенесение перста в Киев не могло не иметь политической окраски ( Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха»//ДГСССР, 1987. М., 1989. С. 188). Учитывая тесные связи Владимира Мономаха с Византией, можно именно его считать инициатором этой акции. Однако в 1147 г., во время дискуссии о поставлении киевским митр. Климента Смолятича , Черниговский еп. Онуфрий считает, что для чина поставления в митрополиты достаточно того, что «глава у насъ есть святаго Климента (сщмч. Климента , папы Римского.- Авт.), якоже ставять греци рукою святаго Ивана», умалчивая о персте И. П. в Киеве (ПСРЛ. 2000. Т. 2. Стб. 341).

http://pravenc.ru/text/471450.html

СРЯ 1– – Словарь русского языка XI–XVII вв. Т. 1 –. М., 1975 – (издание продолжается). Терновский 1876 – Терновский Ф. Херсонский святитель//ЗООИД. 1876. Т. 10. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Российской академии наук (до 1991 г. Академии наук СССР) (Пушкинского дома) Турилов 1986 – Турилов А. А. Древнейшие отрывки пространного жития Константина – Кирилла Философа//Балканы в контексте Средиземноморья: Проблемы реконструкции языка и культуры. М., 1986. Турилов 2004 – Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа – древнейшее русское «вопрошание»//Славянский мир между Римом и Константинополем. М., 2004 (Славяне и их соседи. Вып. 11). Турилов, Галко 2003 – Т[урилов] А. А., Г[алко] В. И. Сказание о принесении перста Иоанна Крестителя//Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннотированный каталог – справочник/Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. Ужанков 1994 – Ужанков А. Н. Когда и где было прочитано Иларионом «Слово о законе и благодати»//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7, ч. 1. М., 1994. Ужанков 1999 – Ужанков А. Н. Из лекций по истории русской литературы XI – первой трети XVIII вв.: «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского . М., 1999. Успенский 1998 – Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. Успенский 2002 – Успенский Ф. Б. Скандинавы, варяги, Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002. Уханова 1998 – Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы римского, в истории византийской и древнерусской церкви IX 1-й половины XI в.//Annali dell " Istituto Oientale di Napoli. Slavistica. [Т.] 5 (1997–1998). Napoli, 1998. Уханова 2000a – Уханова E. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник. Т. 59. М., 2000. Уханова 2000б – Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX–XI вв. (Опыт комплексного источниковедческого исследования). Автореф. к. и. н. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Но как бы то ни было, доказательство это будет иметь полный вес только тогда, когда и все пути судов, прошедших по этому пространству, будут положены на карту, со всею математическою точностью. Я уверен, что таковая карта не столько послужит опровержением, сколько доказательством мнения о существовании неизвестных островов; или, по крайней мере, она покажет, где надобно искать их. b) Говорят, что не встречают признаков земли, т. е. ни птиц, ни котов. Конечно, птицы более или менее, но всегда могут показать близость земли; и находясь в 5 или 10 милях от земли, как например: от островов Прибылова, почти всегда можно видеть птиц или котов. Но, сколько известно, все суда наши мимо Лисьей гряды или там, где проводят      зиму коты, плавают между апрелем и ноябрем, т. е. только тогда, когда коты и птицы бывают в севере, или не более как на том или другом пути; а потому плавателям нашим и не удается их видеть. Притом же г. Литке, в своем путешествии, часть 1 стр. 189, говорит, что «многие мореплаватели видели в тех местах многочисленные признаки земли». В числе таковых было судно Константин, (на котором я пришел в Америку). В 1823 году, идучи на нем из Охотска 61 , в один день, пред закатом солнца, в густом тумане мы видели двух или трех урилов, которые обыкновенно, облетев несколько раз вокруг судна, пустились к северу; это место, где видели мы этих птиц, было около меридиана Уналашки. Конечно, урилы не всегда могут быть верным признаком земли, потому что их часто относит ветром очень далеко от берегов. Но откуда они занесены сюда на такое расстояние от земли, в каком находилось тогда судно Константин? С Лисьей гряды? – в это время (в исходе сентября) не бывает продолжительных северных ветров, но всегда юго-западные и западные; а если они занесены ранее, то можно думать, что птицы эти не могли бы прожить так долго. Около этих же мест судно Волга, под командою г. Юнга, идучи в Охотск, приметило мутную воду, но также в тумане. с) В рассуждении мореплавателей других наций должно сказать, что если бы кто-нибудь нашел или найдет эти острова, то коты тотчас же были бы или будут истреблены. Г. Литке, говоря, что многие мореплаватели видели в тех местах признаки земли, вероятно, разумеет не одних только наших мореходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Каждый месяц имел свое название от промысла зверей или появления их, или других обстоятельству и потому названия их не совсем и везде одинаковы. 1) Март назывался слово на местном наречии (передний), или слово на местном наречии (время, в которое по нужде гложут ремни). В течение этой лунации дни становятся больше ночи; вечером огня зажигать перестают; солнце везде начинает обогревать ясно и сухо и проч. 2) Апрель – выражение на местном наречии, т. е. в последний раз ремни едят; или слово на местном наречии, т. е. время, в которое едят вне дома или на улице. В это время прилетают летние птицы и приходят морские звери, как то: коты и сивучи. 3) Май – слово на местном наречии, или выражение на местном наречии, т. е. месяц цветков. В это время земля покрывается зеленью и промышляют сивучей и (прежде) котовых секачей. 4) Июнь. – Выражение на местном наречии, или выражение на местном наречии, т. е. месяц птенцов и телят. В это время птицы кладут яйца и выводят детей, а звери начинают родить или телиться. 5) Июль. – Выражение на местном наречии, т. е. месяц, в который жиреют молодые звери. В это время у всех птиц выходят дети, и молодые звери делаются бойкими. 6) Август.– Выражение на местном наречии, т. е. теплый месяц или в который начинает вянуть трава. В это время дети у птиц летают, а у зверей становятся совершенными. 7) Сентябрь. – Выражение на местном наречии, т. е. месяц, в который шерсть у всех зверей и перья у всех птиц становятся настоящими. Или, сказать по-здешнему, звери становятся выходными. 8) Октябрь. – Выражение на местном наречии, т. е. промысловый месяц. В это время прежде промышляли котов, приходивших из севера. 9) Ноябрь. – Выражение на местном наречии, т. е. после – промысловый месяц. 10) Декабрь. – Слово на местном наречии или – слово на местном наречии, т. е. месяц, в который промышляют нерп манщиками, т. е. чучелами. 11) Январь. – Слово на местном наречии, т. е. большой месяц или всем месяцам месяц. В это время бывает самый сильный мороз. 12) Февраль. – Слово на местном наречии, т. е. урилий месяц. В это время промышляют урилов сетками.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

е. с раскрашенным лицом; и среди дня сидит при огне и шьет своему новому мужу камлейку из сивучьих кишок. Несчастный хозяин, поблагодарив своих гостей за такую весть, отпустил их. На завтрашний день он поехал туда, где была его жена, и нашел ее точно в том самом месте и положении, как ему описывали приезжие. В это время все мужчины сего селения разъехались за промыслом зверей. Он тотчас, не говоря ни слова, взял свою жену за большую ее косу, вытащил на улицу, снял с нее нарядное платье, оставя ее в природном костюме, и тем же способом препроводил ее до своей байдарки. Привезя жену свою домой, он привязал ее на улице у входа в свой дом, оставя ее в последнем костюме. В таком ее положении он, продержав ее трое сутки, втащил ее в свою юрту и снова заключил ее в кладовую конурку на 7 дней, и также в природном костюме; а сам сел у входа в кладовую. Таким образом он просидел семь дней без всякой пищи и питья, не давая ничего для утоления голода и жажды и своей половине. По прошествии этого времени он поехал в море за промыслом зверей, и, уезжая, сказал своей матери, чтобы она, в отсутствие его, обмыла жену его, одела и накормила. Возвратившись вечером с промысла, он вошел домой и к жене своей с таким лицом и видом, как бы ничего между ними не бывало; и стал жить с нею в мире и согласии, как и прежде; но только страсть свою к игрушкам возненавидел совершенно и сделался осторожнее насчет жены своей. Назавтра родители девушки посылают к ней сказать, что любимый брат ее, в сию ночь ходивший, по обыкновению, за промыслом урилов, упал на острые каменья и перерезал у себя жилы у ног и сейчас номер. Такая ужасная весть поразила девушку и привела в какое-то исступление. Она тотчас приказала своей служанке одевать себя в самый лучший наряд, т. е. надевать на шею ожерелья, зарукавья на руки, серьги в уши и привески в нос (из лучших суклей) и проч. и нарумянить (раскрасить) щеки; потом надела на себя самую лучшую нарядную парку (слово на местном наречии), украшенную ремешками из котовых шкур, топорковыми носами и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

А между тем, заказчик данного сфабрикованного и, как выразился адвокат Николая Каклюгина Алексей Аванесян (см. в примечаниях по ссылке выше ) слепленного даже без палок, уголовного дела, Лушников Никита Вячеславович, председатель правления НАС, ветеринар по образованию и действующий помощник пастора украинской харизматической секты «Царство Бога» с «епископом» Сергеем Андреевичем Бритвенко (в секте – так называемый Андреич), которому запрещен въезд в РФ, продолжает вводить в заблуждение обычных ничего не подозревающих граждан не только в псевдореабилитационных центрах НАС, но и с экранов федерального «1 канала» ТВ, в частности, в передачах Андрея Малахова. Каким образом проникает на «1 канал» сектант-неопятидесятник и манипулятор Лушников, о лживой и преступной деятельности которого исчерпывающая информация изложена как раз в аналитике Николая Каклюгина, в частности, здесь и здесь , на этот вопрос мы ответить не можем. Но то, что на федеральном телеканале тот, кто занимается профанацией вместо реабилитации, перезависимостью алко- и наркозависимых людей , с химической зависимости на зависимость от секты, вербовкой в неопятидесятнические деструктивные культы, уходящие корнями в украинский майдан, не говоря уже о побоях и насилии в так называемых «реабилитационных центрах», входящих в состав НАС, который возглавляет Лушников, где и речи нет ни о какой грамотной, профессиональной реабилитации и ресоциализации алко- и наркозависимых граждан, выступает в качестве советчика по вопросу насильственных действий в отношении граждан со стороны секты – это является преступлением по отношению к тем несчастным потерпевшим, которые даже не подозревают, с кем они разговаривают. Тем временем действительно профессиональный эксперт по противодействию тоталитарным деструктивным культам (сектам), врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин, всю свою сознательную жизнь посвятивший высокопрофессиональной помощи алко- и наркозависимым людям, а также людям, пострадавшим от действий тоталитарных культов, продолжает без всякой вины находиться в колонии по итогам сфабрикованного в отношении него уголовного дела.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/18/do...

- Не назрело ли, на ваш взгляд, преобразование вашего координационного центра в полноценное синодальное учреждение – допустим, в ранге комитета, помогающего алко- и наркозависимым? - Не мне решать этот вопрос, но, по-моему, на синодальном уровне в этом необходимости нет. В структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению направления по противодействию наркомании и алкоголизму вполне успешно решают поставленные перед ними задачи. Объединение их в одном комитете едва ли целесообразно. Как я уже говорил, у наркоманов и алкоголиков различные «кодексы чести»! Это понимают не только профессионалы, но и сами зависимые: они четко разделили свои группы самопомощи на Анонимных алкоголиков и Анонимных наркоманов. Есть также определенная разница в профилактике и в социальной реабилитации алко- и наркозависимых. Так что дело отнюдь не только в вопросе дополнительного финансирования, которое потребуется и которое также нельзя не учитывать: в настоящее время направление противодействия наркомании пользуется информационными, юридическими, хозяйственными и другими службами Синодального отдела по благотворительности. Но в епархиях представляется целесообразным выделение направлений по противодействию наркомании и алкоголизму на самостоятельный уровень с выведением их из структуры отделов по благотворительности. Сейчас структура епархиальных отделов за редкими исключениями копирует общецерковную: в стандартном социальном отделе работает специалист по наркозависимости (причем, как правило, это далеко не единственное его послушание). При таком подходе это звено действует неудовлетворительно. Ведь основная помощь наркозависимым заключается в их перевоспитании – в отличие от других категорий ищущих церковной поддержки граждан (престарелых, инвалидов, малоимущих и попавших в трудную жизненную ситуацию людей), которые ищут прежде всего материального и морального содействия. Поэтому создание епархиальных отделов по борьбе с наркоманией и алкоголизмом принесло бы ощутимую пользу. Такие отделы не будут прозябать без работы: ни в России, ни в сопредельных государствах нет ни одного региона, где бы не была актуальна проблема химических зависимостей! Отделу по работе с зависимыми при этом важно тесно взаимодействовать с молодёжным и миссионерским епархиальными отделами. В антинаркотической деятельности неотъемлемо присутствует миссионерский компонент: и зависимый, и множество близких ему людей не забудут дорогу в Церковь, если та окажет всем им реальную, действенную помощь в решении проблемы.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_m...

В последние годы взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами в социальной сфере значительно обогатилось, отмечалось в приветствии Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николая Цуканова. «Участие Русской Православной Церкви в судьбе инвалидов, пожилых людей, детей-сирот, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в местах лишения свободы, продиктовано искренней мотивацией священнослужителей, укорененной в ценностях любви к ближнему, а также милосердия, благотворительности», говорится в послании Н. Цуканова, которое огласила начальник Департамента по реализации общественных проектов аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Наталья Пятинда. После пленарного заседания работа конференции продолжилась секцией «Привлечение средств на социальные проекты». С основными принципами работы с благотворителями и участия в грантовых конкурсах делегатов форума познакомили финансовый директор Синодального отдела по благотворительности Константин Басилов и руководитель благотворительных программ православной службы помощи «Милосердие» Екатерина Метлева. Редактор книжной серии «Азбука милосердия» Синодального отдела по благотворительности Инна Карпова познакомила участников конференции с методическими пособиями, которые издает Отдел. В завершение мероприятия епископ Пантелеимон провел неформальную встречу с участниками конференции в формате «вопрос-ответ». Конференция продолжится 28 апреля работой тематических секций по развитию церковной помощи женщинам в сложной жизненной ситуации, бездомным и людям с инвалидностью, алко- и наркозависимым, а также вопросам организации сестричеств милосердия и добровольческих объединений. 26 апреля участники конференции посетили ряд церковных социальных объектов: благотворительную больницу святой блаженной Ксении Петербургской, центр социальной адаптации святителя Василия Великого, Фонд святого Димитрия Солунского, Детского хосписа, воскресную школу и типографию для особых детей при социальном отделе Санкт-Петербургской епархии, приют для мам при Воскресенском Новодевичьем монастыре, общину глухих и слабослышащих храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. Герцена, дневной стационар для алко- и наркозависимых «Лавра».

http://patriarchia.ru/db/text/4879623.ht...

Ныне существующий храм во имя Илии Пророка сооружен в XVIII веке. С 2008 года при храме действует реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Ильинка». Центр может принять до 30 человек. Срок реабилитации от одного года и более. Адрес: Калужская область, Козельский район, село Ильинское, ул. Центральная, д. 1. Телефон: 8 (915) 893-59-54 (храм), 8 (910) 913-57-39 (реабилитационный центр). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Православный реабилитационный центр (Большелучинское) [ править править код ] Существующая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1861 году, является подворьем Свято-Успенского Космина мужского монастыря. С 2007 при храме действует реабилитационный центр. Центр принимает в качестве трудников алко- и наркозависимых, а также освобождающиеся из мест лишения свободы. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Большелучинское. Телефон: 8 (49246) 54155 . Архангельское региональное отделение Всероссийского общества православных врачей [ править править код ] Архангельское областное отделение Всероссийского общества православных врачей действует с 2007 года. Дипломированные специалисты оказывают консультативную медицинскую помощь. Желательна предварительная договоренность по телефону. Специалисты Общества регулярно выезжают в районы области для оказания помощи нуждающимся. Ежемесячно проводятся духовно-просветительные встречи с врачами и преподавателями Северного государственного медицинского университета (СГМУ). Получатели помощи: алкозависимые, беременные женщины, инвалиды, малоимущие, наркозависимые, освобождающиеся из мест лишения свободы, пациенты лечебных учреждений, престарелые. Адрес: Архангельск, Обводной канал, д. 7. Телефон: 8 (8182) 68-29-30 . Липецкое региональное отделение Всероссийского общества православных врачей [ править править код ] Липецкое региональное отделение Всероссийского общества православных врачей действует с 2006 года. Проводит конференции и семинары, где медицинские работники делятся своим миссионерским опытом среди коллег и пациентов. На базе лечебно-реабилитационного отделения областного наркологического диспансера открыта «Школа для пациентов», где лечащиеся от алкоголизма и наркомании молодые люди беседуют со священниками и православными психологами, совершают ежемесячные паломничества в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Реабилитационн...

Также при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сочи открыт центр гуманитарной помощи, который помогает многодетным и малоимущим семьям, пенсионерам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 29 сентября обучающий семинар по социальной и благотворительной деятельности на приходе начался в Новороссийской епархии. В работе семинара приняли участие помощники благочинных, настоятелей по социальной работе, старшие сестры милосердия, руководители социальных проектов. В ходе семинара обсуждались также вопросы по организации работы с подростками, сестринского и добровольческого движений. В Новороссийской епархии участники семинара познакомились с работой дома милосердия «Анапа-мама» при храме преподобного Серафима Саровского в Анапе. Дом милосердия принимает для проживания кризисных женщин с детьми и одиноких пожилых людей — до 30 человек. Также в Доме милосердия два раза в неделю проходят встречи алко- и наркозависимых. Для нуждающихся здесь открыт центр гуманитарной помощи. Еще один выездной обучающий семинар прошел 2-5 октября в Пятигорской епархии. Программа семинара включала два обучающих занятия. В Ессентуках состоялась сессия стратегического планирования. В ней приняли участие руководители социальных проектов епархии. Во время сессии ее участники обсудили, как выстраивать планирование своей деятельности, а также вопросы целеполагания и целевой аудитории. В Кисловодске прошло обучающее занятие по социальной и благотворительной деятельности на приходе. Его провел вместе с Ольгой Варгановой помощник председателя Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. «Тема стратегического планирования вызвала особый интерес у участников семинара. Как выстроить работу своей организации таким образом, чтобы она жила и развивалась в долгосрочной перспективе — вот вопрос, который волнует на сегодняшний день тех, кто занимается активной социальной деятельностью», — подчеркнула Ольга Варганова. В Пятигорской епархии специалисты Синодального отдела познакомились с несколькими социальными проектами. Один из них — центр помощи беременным и женщинам с детьми «Дом для мамы» в Ессентуках. Он работает с 2013 года и может принять семь женщин. Здесь же работает гуманитарный центр «Маме в помощь».

http://patriarchia.ru/db/text/5707548.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010