Скачать epub pdf Седмица сырная ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 96. (19,29–40; 22,7–39) О ПОДРАЖАНИИ ГОСПОДУ В СМИРЕНИИ Господь наш Иисус Христос, будучи Бог непостижимый, недоведомый и неизглаголанный, в продолжение всей Своей во плоти жизни был облечен в смирение, так что святое смирение праведно должно именоваться и Божественною добродетелью, и Владычнею заповедью… (63,406). Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает себя, но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви (54,145). Блаженно и преблаженно святое смирение, ибо оно как юным, так и состарившимся подает твердость в покаянии (54,208). Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия (55,39). Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что-нибудь скорбное, он тотчас обращается к себе, тотчас осуждает себя, что он достоин того, и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину и таким образом переносит случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается, и никого не прогневляет (55,41). Смирение избавляет человека от многих зол и покрывает его от великих искушений (55,49). Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище – Господь (52,45). Смирение может сокрушить крепость многих грехов (52,202). Как душа непознаваема и невидима телесными (очами), так и смиренномудрый не познается среди людей (52,214). Смиренномудрому никогда не встречается такая нужда, которая приводила бы его в смущение или смятение (52,216). Истинно смиренномудр тот, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится и в мысли своей вменяет это в прах (52,237). Смирение усовершает душу Божественным созерцанием (52,239). Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и украшает душу целомудрием (52,280). У людей почтенно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная (52,239). Где прорастает смирение, там источается Божия слава (52,301).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выставка «Нерон — человек, стоящий за мифом» открывается в Британском музее в Лондоне Выставка предлагает посетителям самим решить для себя, был ли Нерон тираном или жертвой порочной пропаганды ЛОНДОН. Выставка «Нерон — человек, стоящий за мифом» («Nero the man behind the myth») открывается в Британском музее в Лондоне 27 мая 2021 г. и будет работать до 24 октября 2021 г., сообщает официальный сайт музея. Нерон печально известен как один из правителей Рима, известных своей жестокостью, развратом и безумием. Последний потомок императора Августа мужского пола, Нерон вступил на престол в 54 году нашей эры в возрасте всего 16 лет и умер насильственной смертью в 30 лет. Его бурное правление привело к таким важным событиям, включая Великий пожар в Риме, восстание Боудикки в Британии, казнь его собственной матери и первой жены, грандиозные проекты и экстравагантные эксцессы. Эта крупная выставка, основанная на последних исследованиях, ставит под сомнение традиционное повествование о безжалостном тиране и эксцентричном исполнителе, раскрывая другого Нерона, лидера популистов во времена великих перемен в римском обществе. Около 200 впечатляющих объектов, от императорского дворца в Риме до улиц Помпеи, дают возможность посетителям выставки проследить за взлетом и падением молодого императора и составить собственное мнение о Нероне. Был ли он молодым, неопытным правителем, который старался изо всех сил принести благо Риму в разделенном обществе, или безжалостным матереубийцей с манией величия, как его обрисовали римские историки? Каждый сам может ответить на этот вопрос. На выставке представлены: мраморный бюст Нерона (Италия, около 55 г. н.э.) из Национального археологического музея Кальяри и портретный бюст Агриппины Младшей, матери Нерона (37–39 гг. нашей эры), а также мраморная статуя молодого Нерона (50–54 гг.) и мраморный барельеф с солдатами преторианской гвардии, служившими личной гвардией императора ( 51–52 гг.) из парижского Лувра. Предположительные мраморные портреты Клаудии Октавии и Поппеи Сабины (середина I века нашей эры) прислали на выставку Национальный археологический музей Неаполя и Национальный музей в Риме. Также в экспозиции представлены золотая монета с изображением Нерона и Агриппины ( 54 г. н.э.) и недавно раскопанный клад Фенвика, который был захоронен во время нападения Боудики на Колчестер (владельцам этих предметов — римскому ветерану и его жене — так и не удалось их вернуть; 60–61 гг.) из Колчестерских музеев.

http://sedmitza.ru/text/9992232.html

1. Для чего присовокуплено: «сии»? Для того, что Господь намеревался сказать еще другие притчи. А для чего переходит Он на другое место? Для того, что хочет сеять слово повсюду. «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их» ( Матф. 13:54 ). Какое же отечество Христа разумеет здесь евангелист? Думаю, что Назарет, – потому что сказано: «не совершил там многих чудес» ( Матф. 13:58 ). В Капернауме же Господь творил чудеса, почему и сказал: «и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» ( Матф. 11:23 ). Но, придя в Назарет, Христос оставляет чудеса, чтобы не возжечь в иудеях большей зависти, и чтобы не осудить строже за умножившееся неверие, и взамен того предлагает учение, не менее чудес чудное. Но люди до крайности бессмысленные, когда надлежало дивиться и изумляться силе слов Христовых, вместо того, унижают Христа по мнимому отцу Его, – хотя в прежние времена много имели тому примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Так Давид был сын одного незначительного земледельца – Иесея; а Амос, родившись от пастуха коз, и сам был также пастухом коз; и у Моисея, законодателя, отец был гораздо его ниже. Следовательно, и перед Христом должно было благоговеть и прийти в изумление потому наиболее, что, имея таких родителей, говорил необычайное. Это ясно показывало в Нем не человеческое обучение, но божественную благодать. Но за что надлежало удивляться, за то презирают. Между тем Господь постоянно ходит в синагоги, чтобы за всегдашнее пребывание в пустыне не стали еще бесславить Его, как раскольника и врага общества. Итак, дивясь и недоумевая, иудеи говорили: «откуда у Него такая премудрость и силы» ( Матф. 13:54 )? – называя силами или чудеса, или самую премудрость. «Не плотников ли Он сын» ( Матф. 13:55 )? В этом-то и величие чуда; это-то особенно и изумительно. «Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем» ( Матф. 13:55–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа шестнадцатая Сегодня мы с вами будем изучать 32-ю главу и начало 33-й. И этой лекцией заканчивается цикл, который называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков». И если мы будем живы, и Господь позволит, то следующий цикл будет называться: «Иосиф Пракрасный: Или проблемы большой семьи». Мы начнем сегодняшнюю беседу с 31-й главы, 54–55-го стихов: « И заколол Иаков жертву на горе, и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место » ( Быт. 31:54–55 ). И сразу начинается 32-я глава: « А Иаков пошел путем своим …» ( Быт. 32:1 ). Происходит размежевание дома Лавана и дома Иакова. И как я уже говорил, с этого момента родственные отношения между ними полностью прекращаются. И что мы читаем далее: «… [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии » ( Быт. 32:1 ). Причем его встречает два полка Ангелов, на это указывает слово маханаим. И мы можем предположить, что это связано с тем, что один полк Ангелов защищает его от Лавана, а другой полк защищает его от возможного нападения Исава, потому что Иаков оказывается на территории между Лаваном и Исавом. Конечно, он волнуется, он переживает, и мы можем понять эти его настроения, переживания, когда опасность сразу с двух сторон. «После того, как разлучились Иаков и Лаван, встретили Иакова Ангелы Божии, и этим давали уразуметь Иакову, что если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукой ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем самым в сказанном ему: «Я пойду с тобою, Я и выведу тебя обратно» ( Быт. 46:4 ). Полчище ангелов было также показано Иакову для того, чтобы он не пугался Исава, потому что сопровождающие его многочисленней тех, которые идут с Исавом» 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Седмица 33-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 54. (12,13–17) О ЛЖИ И ЛУКАВСТВЕ Сплетатель лжи извиняется благими намерениями; и что в самом деле есть погибель души, то он почитает за праведное дело (54,102). Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда допрашивают, не высказывать нам вины своей, и чтобы… сделав грех, извернуться и оправдать себя (26,307). Есть три различных вида лжи: иной лжет мысленно, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью… Мысленно лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустое подозрение на ближнего; такой, видя, что кто-нибудь беседует с братом своим, делает свои догадки (55,106). Жизнью своею лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию и не потому удивляется добродетели, что желает похвалить ее, ибо если бы он говорил с сею мыслию, то он сперва со смирением сознался бы в своей немощи, говоря: «Горе мне, окаянному, я сделался чуждым всякого блага», и тогда уже по сознании своей немощи стал бы он хвалить добродетель и удивляться ей. И опять он не с тою целью хвалит добродетель, чтобы не соблазнять другого, ибо он должен был бы (в таком случае) думать так: «Поистине я окаянен и страстен, но зачем мне соблазнять других? Зачем наносить вред душе иного и налагать на себя иную тяжесть?» И тогда, хотя бы он в том и согрешил, однако же коснулся бы и добра, ибо осуждать себя – есть дело смирения, а щадить ближнего – есть дело милосердия. Но лжец не по какой-либо из упомянутых причин удивляется добродетели, но похищает имя добродетели или для того, чтобы покрыть свой стыд и говорить о ней как будто и сам он совершенно таков, или часто для того, чтобы повредить кому-нибудь и обольстить его (55,112). Лукавство есть семя лукавого сеятеля, а где оно есть, там и произрастает и поднимается вверх, и производит весьма много ветвей лукавства и злобы (56,25). Не могу умолчать о лукавстве полипа, который всякий раз принимает цвет камня, к которому легко пристает; почему многие рыбы, без опасения плавая, приближаются к полипу, точно как к камню, и делаются готовою добычею хитреца. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, удобно делаются то тем, то другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными – невоздержанны, в угодность всякому переменяют расположение. От таких людей нелегко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко закрыто личиною дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих ( Мф. 7,15 ). Бегай на все изворотливого и многоличного нрава, домогайся истины, искренности и простоты (1,112).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

28.11.2009 14:21 Версия для печати Москва, 28 ноября. Концепции Божественного сотворения мира (креационизма) придерживаются 44% россиян, в то время как теории эволюции Дарвина - лишь 35%, сообщили " Интерфаксу "  во Всероссийском центре изучения общественного мнения. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, дарвиновскую теорию разделяют в первую очередь столичные жители (55%), неверующие (54%) и высокообразованные респонденты (45%), а креационизм - селяне (50%), верующие и малообразованные россияне (48% и 50% соответственно). При этом социологи особо отмечают, что россияне не разделяют целиком ни постулаты креационизма, ни постулаты дарвинизма. Большинство опрошенных признают такие идеи теории Дарвина, как непрерывное развитие живого мира и естественный отбор (63%), а также то, что возраст Земли составляет несколько миллиардов лет (71%). Однако предположения креационистов кажутся россиянам более правдоподобными в той части, что человека сотворил Бог (48%), мир изначально был совершенен и становится хаотичным с течением времени (49%) и что все изменения Земли происходят под влиянием глобальных катастроф, одной из которых был Всемирный потоп (62%). Мировоззрение дарвинистов и креационистов принципиально различается лишь в вопросе о происхождении человека: первые в большинстве своем считают, что homo sapiens и обезьяна произошли от общего предка (77%), а последние убеждены в божественном сотворении человека (86%). Также большинство креационистов верят в изначальное совершенство мира (58%), а дарвинисты не имеют общей точки зрения на этот счет (по 43%). Остальные постулаты не вызывают серьезных расхождений у сторонников теории эволюции и концепции божественного сотворения. И те, и другие в большинстве своем признают наличие естественного отбора (77% и 52% соответственно), изменение мира под влиянием глобальных катастроф (57% и 69% соответственно) и то, что возраст Земли исчисляется в миллиардах лет (80% и 67% соответственно). Взгляды верующих и неверующих россиян в ряде случаев совпадают: и те, и другие респонденты в большинстве своем признают непрерывное развитие мира по законам естественного отбора (61% и 75% соответственно), влияние глобальных катастроф на Землю, в частности, Всемирного потопа (64% и 49% соответственно) и миллиардный возраст нашей планеты (72% и 74% соответственно). Различия во мнениях наблюдаются в вопросе о происхождении человека: верующие в большинстве своем уверены в его божественном сотворении (52%), а неверующие - в происхождении человека от одного с обезьяной предка (55%). Кроме того, неверующие думают, что мир был изначально в состоянии хаоса (48%), а верующие придерживаются другой точки зрения (51%). Опрос ВЦИОМ проводился 20-21 ноября среди 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Троицкий Сергиев. 2.      Новоспасский. 3.      Новоиерусалимский. 4.      Симонов. 5.      Донской. 6.      Заиконоспасский. 7.      Чудов. 8.      Саввин Сторожев. 9.      Андрониев. 10.      Высокопетровский. 11.      Богоявленский. 12.      Лужецкий. 13.      Иосифов. 14.      Голутвин. 15.      Вифанский. 16.      Греческий. 17.      Знаменский. 18.      Златоустов. 19.      Даниилов. 20.      Высоцкий. 21.      Борисоглебский. 22.      Угрешский. 23.      Покровский. 24.      Сретенский. 25.      Вздвиженский. 26.      Перервинский. 27.      Песношский. 28.      Белопесоцкий. 29.      Владычен. 30.      Вознесенский. 31.      Новодевич. 32.      Алексеевский. 33.      Рождественский. 34.      Бородинский. 35.      Зачатиевский. 36.      Никитский. 37.      Страстный. 38.      Брусенский. 39.      Хотьков. 40.      Аносин. 41.      Ивановский. 42.      Георгиевский. 43.      Варсонофиевский. 44.      Моисеевский. 45.      Петров. Можайский. 46.      Пятницк. Дмитриев. 47.      Давидова пустынь. 48.      Екатериновская пустынь. 49.      Махрищкий. 50.      Стромынский. 51.      Новинский. 52.      Воскресен. Высокий. 53.      Чигасский. 54.      Феодоров. Студитский. 55.      Саввин Освященный. 56.      Андреевский. 57.      Марчуковский. 58.      Возмицкий. 59.      Ильинский Волоколамский. 60.      Волоколам. Вздвиженский. 61.      Варварский. 62.      Власиевский. 63.      Троицкий в Можайске. 64.      Иоакимоаннский. 65.      Борисоглеб. Можайский. 66.      Богослов. Можайский. 67.      Левкиев. 68.      Георгиев. Рузский. 69.      Онуфриев Рузский. 70.      Успенский Клинский. 71.      Зосимов. Клинский. 72.      Дмитров. Никитский. 73.      Бобренев. 74.      Входоиерусалимский. 75.      Коломенский Спасский. 76.      Распятский. 77.      Медведев. 78.      Нерльский. 79.      Гнилушский. 80.      Можайский Благовещенский. 81.      Богословский. 82.      Берлюковский. 83.      Берендеев. 1 Троицкий Сергиев, от Москвы в 60 верстак (во Ярославской дороге), основан св. Сергием Радонежским около 1340 г. Соборною грамотою 6 янв. 1561 учреждена в нём архимандрия, а именным указом 8 июня 1744 наименован Лаврой. С 1770 архим-ты в нём архиереи Московские. [II, 55.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1. Для чего Христос заставляет идти слепых за собой и просить о помиловании? Для того чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы. Так как дом находился по близости, то Он ведет их туда в намерении исцелить наедине. Это видно из того, что Христос не велел никому сказывать об исцелении. Не мало также обличает это и иудеев, когда слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху; между тем как иудеи, видя чудеса и уверяясь в действительности их собственными глазами, поступают совершенно иначе. Заметь и усердие слепых, о котором можно судить по их крику и молению; они не просто приступили, но взывали громким голосом, – ничего больше не говоря, кроме: «помилуй нас»! Сыном же Давидовым называли потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить ( Иез. 34:23 ; Зах. 12:8 ). Приведя слепых в дом, Христос еще спрашивает. Он большей частью исцелял только по просьбе – чтобы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса, а равно, чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления, и чтобы не сказали, что если Он исцелял по одному милосердию, то надлежало бы всем исцелиться. Ведь и самое человеколюбие соразмеряется несколько с верой исцеляемых. Но не по этим только причинам Христос требует от них веры. Так как они называли Его сыном Давида, то, возводя их к высшему понятию и научая, как должны разуметь о Нем, Он и спрашивает: «веруете ли, что Я могу это сделать» ( Матф. 9:28 )? Не сказал: веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него; но сказал: веруете ли, что Я могу это сделать? Что же они? «Ей Господи»! Уже называют Его не сыном Давида, но парят мыслью выше, и исповедуют Его владычество. А тогда уже и Сам Он, возлагая руку, говорит: «по вере вашей да будет вам». Делает это, чтобы укрепить их веру и показать, что сами они участвовали в своем исцелении, а равно и засвидетельствовать, что в словах их не было лести. Он не сказал: да отверзнутся очи ваши, но говорит: «по вере вашей да будет вам». То же самое Он говорит и многим другим из приходящих к нему, чтобы прежде исцеления телесных недугов обнаружить сердечную их веру, а через то и исцеленных сделать более опытными, и в других возбудить большую ревность к добру. Так Он поступает и с расслабленным; прежде, нежели возвратил крепость телу, восставляет расслабленную его душу, говоря: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Матф. 9:2 )! Также, воскресив девицу, взял ее за руку, и, повелев ей есть ( Марк 5:41, 43 ; Лук. 8:54–55 ), научил ее познать своего Благодетеля; подобным образом поступил и с сотником, все приписав вере его ( Матф. 8:13 ). Равно и при избавлении учеников от бури морской, сперва избавил их от маловерия ( Матф. 8:26 ). Так и здесь: хотя Он знал тайные их мысли прежде, чем они их высказали, но, чтобы и в других возбудить такую же ревность, открывает их и другим, совершением исцеления обнаруживая сокровенную их веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1) Епископ Феофан. Произведения «преосв. Феофана” 54 с замечательной полнотой, близостью и точностью отражают в себе дух и характер святоотеческого аскетического мировоззрения, которое было предметом его особенно тщательного всестороннего изучения и всегдашнего неослабного внимания. Замечательный, редкий и выдающийся знаток аскетической письменности, преосвящ. Феофан отразил её особенности не только в своих многочисленных творениях, но и в своей жизни, проверив истинность аскетических основных предпосылок собственным духовным опытом. Аскетические творения свв. Отцов имели для еп. Феофана не только глубокий теоретический интерес, но вместе и непосредственную важность для самой жизни, в которую основные начала святоотеческого мировоззрения проводились им со всей возможной последовательностью и полнотой. В этом обстоятельстве заключается особенная, редкая ценность творений еп. Феофана для всякого исследователя аскетического мировоззрения. К преосвящ. Феофану – по крайней мере, отчасти применимы слова препод. Макария Египетского : «имеющие внутри себя Божественное богатство духа, если сообщают кому-нибудь духовное учение, то, как бы вынося собственное сокровище, дают им“ (слово о любви. Гл. V. Начерт. христ. нравоуч., стр. 220). При этом, – что также особенно важно, – преосв. Феофан испытывал влияние не одного какого либо, хотя бы выдающегося и вполне авторитетного аскетического писателя, даже не одной какою-либо той или иной группы их, выражающей особенности лишь того или другого направления аскетического мировоззрения, – нет, его знакомство с аскетической святоотеческой письменностью было выдающимся не только по глубине, но и по широте обнятого им аскетического материала, так как включало в себя почти всех, наиболее выдающихся, аскетических православных писателей, начиная Антонием В. и оканчивая Григорием Паламой. 55 Прекрасное знакомство еп. Феофана с большим числом наиболее выдающихся, характерных и важных аскетических писателей имело своим последствием проникновение святителя их общим духом, усвоение им наиболее существенных, характерных, основных черт и выпуклых сторон их мировоззрения, причем все субъективное, индивидуальное, встречающееся у того или другого аскетического писателя, естественно, сглаживалось, устранялось, или получало надлежащее место и значение, при сравнении с мировоззрением других аскетических писателей. Так, по крайней мере, обстоит дело у преосв. Феофана в громадном большинстве случаев, – обратное составляет лишь незначительные исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010