Дионисий Александрийский (Великий) 1333 Дионисий родился приблизительно в конце II в. от богатых родителей, получил хорошее образование и после обращения в христианство был учеником Оригена , оказавшего большое влияние на его образ мыслей. После изгнания Оригена из Александрии в 231 или 232 г. главой катехизической школы сделался Иракл, но вскоре после этого епископ Димитрий скончался, Иракл занял его кафедру, а огласительная школа была поручена Дионисию, который руководил ею в течение шестнадцати лет епископства Иракла. В 247 г. после кончины Иракла Дионисий был избран епископом Александрии. В 248 или 249 г. в конце царствования Филиппа Аравитянина александрийские христиане подверглись гонению со стороны черни, возбужденной против них каким-то предсказателем. В 250 г. разразилось гонение Декия. Дионисий четыре дня ожидал ареста в собственном доме. Взятый под стражу на пятый день, он был освобожден крестьянами, прибежавшими со свадебной пирушки, и насильственно отвезен ими в безопасное место. В гонение Валериана 257–258 гг. Дионисий мужественно исповедал свою веру и был за это сослан сначала в глухое местечко Ливии Кефрон, а потом в Колутион в Мареотском округе. К своей пастве Дионисий возвратился лишь в 2б2 г., когда веротерпимый Галлиен после смерти узурпатора Макриана получил власть и над восточными провинциями. Вслед за этим паству Дионисия постигла сначала гражданская война, вызванная провозглашением проконсула Эмилиана императором, а потом чума, свирепствовавшая в Александрии с осени 263 г. до Пасхи 264 г., во время которой христиане показали чудеса самоотверженной любви, ухаживая за больными и погребая мертвых. Приглашенный в 264 г. на Антиохийский собор против Павла Самосатского, Дионисий по старости и слабости здоровья не мог уже совершить такой дальней поездки и ограничился лишь посланием, в котором изложил свой взгляд на учение Павла. В конце 264 или начале 265 г. Дионисий скончался. Значение Дионисия в истории Церкви определяется сохранившимися фрагментами его сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил; греч. Εσβιος το Παμφλου] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской , церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания. Жизнь О жизни Е. известно только из его собственных произведений. Жизнеописание Е., составленное еп. Акакием, его учеником и преемником на палестинской кафедре ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 4), не сохранилось. С точностью не известны ни место, ни дата рождения Е. Вероятно, он род. в Кесарии Палестинской между 260 и 265 гг. (на основании данных «Церковной истории» предполагают, что Е. род. в период между гонением имп. Валериана (257-260) и 12-м годом правления имп. Галлиена (264/5). Во всяком случае в этом городе он жил уже с юношеских лет. По-видимому, Е. происходил из небогатой греч. семьи ( Euseb. Demonstr. I 4. 1; Bardy. 1960. P. 20). Е. с юности был знаком с пресв. Памфилом, видным богословом того времени, последователем Оригена . Памфил происходил из Берита, а учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии , одном из преемников Оригена. Памфил, поселившись в Кесарии уже после смерти Оригена, унаследовал школу и собранную Оригеном богатую б-ку. Впосл. Е. в знак признательности добавил имя Памфила к своему собственному. По словам Е., кружок Памфила в Кесарии воссоздал ту атмосферу, к-рая существовала при Оригене. Там толковали Свящ. Писание, обучали философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). Памфил собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Ястребов. 1999. С. 8; о кесарийской б-ке см.: Cavallo. 1988. P. 65-68). Е. учился у Памфила и помогал ему в упорядочении библиотечного фонда. На формирование Е. как ученого повлиял также антиохийский пресв. Дорофей, светски и богословски образованный человек, занимавший высокий пост при имп. дворе. Е. пишет, что знал его лично ( Euseb. Hist. eccl. VII 32), однако неизвестно, где и когда он с ним познакомился и как долго продолжалось их общение (возможно, это было еще до гонения имп. Диоклетиана - Лебедев. 1898. С. 9; Bardy, Di Nola. 1996. P. 295). В нач. IV в. (предположительно ок. 300) еп. Кесарийский Агапий рукоположил Е. во пресвитера. Е. отдавал много сил научным занятиям: он совершил путешествия в Антиохию, Кесарию Филиппову и в Элию Капитолину (Иерусалим), где работал в знаменитой б-ке. Тогда же он трудился над своим 1-м сочинением - «Хроникой» (Chronicon; Barnes. 1981. P. 113, 174-175). Между 303 и 312 гг. он пишет «Общее введение в Евангелие» в 10 кн., 2-я ч. к-рого (книги 6-9) дошла до нас под названием «Избранные места из пророков» (Eclogae propheticae).

http://pravenc.ru/text/187357.html

2. Пастырство в церкви Христовой I.Heoбxoдuмocmь постоянной иерархии. – Со смертию апостолов священноначалие не должно было прекратиться в церкви Христовой. а) «Если тело человеческое, управляемое необходимостию природы, имеет нужду в суде, который бы определял членам его род и меру деятельности и покоя, содержал общие и частные его требования в пределах справедливости и пользы, наблюдал за его здравием, и открывая болезни его, употреблял врачество или совсем отделял чуждое для жизни целого 263 , то тем более нуждается в управлении общество верующих во Христа. Власть служит необходимым условием общественного благоустройства 264 . Никакое общество не может быть благоустроено, и даже существовать не может без начальников или наставников». б) «По слову Христову ( Ин. 17:3 ) , живот вечный, или вечное блаженство заключается в том, чтобы знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. По слову апостольскому, «веровати... подобает приходящему к Богу» ( Евр. 11:6 ). Но Бог непостижим; и Христос есть «тайна сокровенная от веков и родов в Боге, ныне же явленная святыми Его» ( Кол. 1:26 ), не в мерцании разума естественного, но в свете откровения благодатного. Отсюда необходимо происходит вопрос апостола: «Како... уверуют, егоже не услышаша? како же услышат без проповедующего?» ( Рим. 10:14 ). Надобен проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель таин благодатных. в) Вера, чтобы ей быть спасительною, требует жизни по вере. " Ибо... вера без дел мертва есть» ( Иак. 2:26 ), и следственно, неспособна довести человека до жизни вечной. Чтобы жить по вере и творить добрые дела, для сего надобно знать заповеди Божии, соображать разумение и исполнение их с духом веры, верно применять оные к разнообразным обстоятельствам жизни. Только невнимательный к себе или самонадеянный может сказать, что для сего ему довольно самого себя и что он не имеет нужды в наставнике или советнике. г) Мы непрестанно должны быть то в подвиге против греха, уже в нас более или менее живущего и действующего, то на страже против греха, готового нас искусить, прельстить, поработить и умертвить. Для сего нужно искать наставника, «имущего чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла» ( Евр. 5:14 ) 265 . Церковь потому и «всеобщая руководительница» 266 во спасении, что в ней есть всеобщие руководители спасаемых, строители здания церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

48. Слово в день первоверховных Апостолов Петра и Павла 264 (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 годов). 1825 Первоверховным Апостолам празднуем: вникнем в дух и силу настоящаго празднования. Под именем «первоверховных Апостолов» Церковь соединяет Петра и Павла. Что сие отличительное наименование приличествует Святому Петру, в том не трудно убедиться из Евангельской истории. Во всяком собрании, даже равных между собой людей, обыкновенно кто нибудь имеет некоторое первенство, или по избранию и назначению, для порядка, или по превосходству своих способностей и особенному присутствию духа: и во многих 265 случаях, когда Евангельская история представляет Петра в собрании Апостолов, имя его первенствует в порядке имен Апостольских, и лице его первенствует между Апостолами, то в слове, то в действии. Когда, на пример, Святый Матфей хочет составить список избранных в звание Апостольское; он пишет: «Дванадесятих же Апостолов имена суть сия: первый Симон, иже нарицается Петр» ( Матф. Х, 2 ); – и потом именует прочих Апостолов. Когда Сам Божественный Учитель, по некотором времени учения, испытывает избранных учеников Своих в главном предмете Своего учения, и вопрошает: «кого Мя глаголете быти?» – Петр предупреждает всех Богомудрых ответом: «Ты еси Христос Сын Бога живаго»; и за то первый не только похваляется, но и ублажается: «блажен еси Симоне»; ему первому сказуется: «на сем камени созижду церковь Мою» ( Мф.16:15–18 ), хотя впрочем не исключительно ему, потому что Церковь «назидается на основании Апостол и Пророк сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Eф. II, 20 ); он первый получает ключи Царства Небеснаго и власть вязать и решить ( Mamф. XVI, 19 ), хотя впрочем в след за сим и всем Апостолам таже власть дарована ( Mamф. XVIII, 18 ) 266 . И в то бедственное время, когда, при поражении Пастыря, разсеялись овцы стада, когда самые 267 столпы ея поколебались, самые камни основания подвиглись от мест своих, потому что сатана просил, дабы сеять их, яко пшеницу; – что тогда камень Петр? – Правда, не устоял и он, даже бедственнее других был низринут: но с тем вместе имел преимущество особенною молитвою Христовою быть воздвигнут на прежнее место свое, и ему предоставлено утвердить братию 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XIX. Космология Сотворение мира – не истина философского порядка, а один из пунктов нашей веры. В.Н. Лосский §41 Творение мира из ничего – «ex nihilo» Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной бытия мира. В книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). В других текстах Священного Писания это утверждение неоднократно повторяется: «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них» ( Исх. 20:11 ); «сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» ( Деян. 14:15 ); «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём» ( Деян. 17:24 ); «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 ); «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём» ( Откр. 10:5–6 ). Эта истина, исповедуемая всеми христианами, что также зафиксировано в Символе веры , по выражению В. Н. Лосского , «подводит нас к тайне столь же бездонной, как и тайна бытия Божественного» 263 , поскольку, «чтобы допустить вне Бога и рядом с Ним что–то другое и от Него отличное, какой–то совершенно новый сюжет, также необходим «бросок» нашей веры» 264 . Учение о творении как переходе от абсолютного «ничто» к бытию неизвестно вне библейского повествования о происхождении мира. В античных космогониях мир появляется уже из чего–то, что ему предшествовало: будь то бесформенная материя, которую, созерцая вечные идеи, упорядочил Демиург 265 , или эманация Божественного 266 , в результате чего видимый мир носит характеристики какого–то изначального несовершенства, недостатка; либо есть концепции, рассматривающие возникновение мира с сугубо материалистической позиции 267 . Христианское учение о творении мира из ничего (ex nihilo) подчеркивает, что Бог не только создал видимый мир во всём многообразии форм (creatio secundo), но также сотворил первоматерию (creatio prima). Таким образом, Бог – Творец всего: и вещества, и формы. Свт. Василий Великий пишет: «Бог прежде, чем существовало что–либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие не сущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Беседа девятнадцатая. Боль, скорбь, любовь 264 Дорогие мои чада! Многострадальный Иов 265 , этот гигант терпения и покорности воле Божией, сказал: «Чуден, кто провёл жизнь свою без печали» 266 . Это значит, что увидеть человека, который прожил бы на земле без печали, без скорби, без воздыханий и без труда – всё равно, что увидеть чудо. Ведь чудо – это нечто удивительное, сверхъестественное, выходящее за границы реального. Значит, невозможно обычному человеку прожить жизнь свою без скорби и печали. Боль и скорбь – неизменные спутники смертного человека. Кто не страдал и кто не плакал в жизни? Рождаясь, человек с плачем делает свой первый вздох и с плачем и слезами уходит из сей жизни. Перед смертью, когда душа готовится выйти из тела, слезы текут у человека из глаз и не только у людей старых, обременённых грехами, но и у детей и даже у младенцев. Иов, сей великий святой муж Ветхого Завета, страдал очень много, хотя и был лучшим из всех людей на земле, был истинным праведником по свидетельству Самого Бога 267 . И всё же мы видим, как скорби находят на него одна за другой: в одну ночь погибают все его дети, он лишается всего своего имущества, здоровья, жена побуждает его произнести проклятие на Бога. Кругом одни несчастья! Но Бог сказал Иову: «Через это Я тебя испытывал, я попустил всему этому случиться, дабы привести тебя к святости». Не для нас ли хотел Господь явить Иова святым, показать на нём пример терпения в скорбях, ведь абсолютно ничего не бывает без воли Божией. Скорби и страдания сопровождают жизнь человека. Сколько людей на земле невыносимо страдают от различных скорбей и болезней! Но самые большие страдания, невыносимую печаль и отчаяние, словно обоюдоострый нож проходящие душу, испытывают люди, уже ушедшие из этого мира в мир иной, не святые и не праведники – те ушли из жизни печалей и, конечно, упокоились в Боге, во славе Его; нет, для них окончилась жизнь печали и страданий и теперь они упокоеваются – страдают другие, люди – те, которые «проиграли» и ныне находятся в вечной темнице, а по Втором Пришествии предстанут на Страшный Суд. Они трепещут и ужасаются от одной лишь мысли о страшном дне Суда, когда они будут осуждены на вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

ГЛАВА IV. МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОБОЖЕНИЯ Человек может уже в этой жизни реально испытать обожение. Григорий Палама , как и другие византийские мистические богословы, связывает этот опыт с практикой непрестанной молитвы, цель которой – постоянное общение с Богом и видение нетварного света. Этот свет не сотворен, он – не символ божественной славы, но нетварная, исходящая из Божией сущности естественная энергия, которая, являясь человеку и соединяясь с ним, служит самым верным свидетельством его обожения и высшей формой богопознания. Молитва В творении «О молитве и чистоте сердца» Палама пишет о двух путях соединения человека с Богом: первый – через приобщение божественным добродетелям и второй – через молитву 263 . В первом случае это соединение лишь подготавливается, но в действительности не достигается. Подлинное соединение происходит лишь в молитве 264 . В греческом языке имеется два слова со значением «молитва»: εχρη и προσευχ. Ευχ не всегда означает молитву в полном смысле слова. По замечанию Оригена , слово еи%г) указывает на обещание или клятву человека Богу 265 . Палама, говоря о молитве в гомилии о мытаре и фарисее, четко различает значения двух слов: щoa-evn – прошение или благодарение Бога, а еад – обет Богу 266 . Но в других местах, в том числе и в первой главе творения «О молитве и чистоте сердца», святитель Григорий не проводит этого различия и использует слово вместо щосгеихЬ-Е сли не знать основания, на котором строится учение Григория Паламы , можно неправильно понять то, что он говорит о способе соединения человека с Богом в вышеупомянутом творении, находящемся к тому же под явным влиянием Евагрия. Правильно утверждение, что добродетель способствует богоуподоблению и подготавливает верующего к соединению с Богом, но, говоря о том, что молитва осуществляет это соединение, необходимо сделать некоторые пояснения. Как уже отмечалось выше, соединение человека с Богом и обожение – не результат человеческой деятельности, а дар божественной благодати. Благодать таинственным образом обоживает человека, а добродетель лишь делает его способным к восприятию обожения 267 . Молитва как вид человеческой деятельности является добродетелью и не способна сама по себе соединить человека с Богом или обожить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Димитракопулос Софоклис Эгинское жительство Свободный от прочих обязанностей, святой Нектарий принял важное решение, которое обдумывалось им несколько месяцев и было связано с выбором места для монашеского жительства по уходе из Ризариона. 21 декабря 1907 года он пишет игумении Ксении: «Ум мой и желание мое в ином месте – в монастыре Честного Предтечи на Скопелосе, но какой-то сокровенный голос внушает взять на себя попечение об Эгине и исполнять его, находясь там же. Молитесь, да просветит меня Бог и да поступлю по воле Его». Итак, владыка выбрал Эгину и поначалу прожил там с Фомина воскресенья (20 апреля) до конца лета 1908 года, успев освятить 2 июня храм во имя Святой Троицы. В сентябре он вернулся в Афины, где и остался до середины декабря. Из его переписки явствует, что задержка в столице объяснялась, во-первых, некоторыми нуждами Афинской митрополии, и прежде всего – необходимостью противодействовать ересям, во-вторых, работой над книгой «Священная литургика» и, наконец, хлопотами о профессиональном устройстве Костаса Саккопулоса 264 . Поскольку переписка с Эгиной обрывается Рождеством Христовым 1908 года, можно думать, что с того времени он фактически не покидал остров, за исключением очень редких и недолгих отлучек на самых первых порах 265 . Еще до окончательного водворения на Эгине святой Нектарий, не имея официального разрешения проживать в стенах монастыря, начал строительство небольшого одноэтажного домика (впоследствии перестроенного монахинями в двухэтажный) за его пределами, и известно, что осенью 1908 года оно близилось к концу. Очень скоро настало время подумать о восстановлении монастырских зданий и систематическом окормлении монахинь. На этом суровом и безводном тогда месте он без устали трудился двенадцать лет. Через двадцать семь лет после его кончины и задолго до канонизации газета «Вестник Эгины» писала: «При восстановлении монастыря он с величайшим вниманием наблюдал за ходом работ и собственноручно помогал мастерам. И когда чувствовал жажду, брал кувшин, из которого пили рабочие, и испивал из него сам. Рассказывают, что подобным образом поступал и Герасим Кефаллинийский, но тот все же был простой монах, а не митрополит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Комментарии к книге второй К предыдущей статье 258 Григорий Великий родился около 540 г., был выбран папой в 590 г. и умер в 604 г. Уже в VIII в. он был весьма популярен в Британии благодаря не только Беде, но и Альдхельму и другим авторам. В начале этого столетия в Стренескальке (Витби) было написано анонимное «Житие» Григория, которого Беда, видимо, не читал. В этом житии содержится много историй о жизни папы, а также указывается имя его матери-Сильвия. 259 Деян. 26:18. 260 1 Кор. 9:2. 261 Для Беды характерно сопоставление благородного происхождения и благочестивой жизни. Он говорит об этом в рассказах о Меллите (II,7), Фурсее (III,19), Этельфриде (IV, 20), Тилмоне (V, 10). 262 Имеются в виду Феликс III (папа в 483-492 гг.) или Феликс IV (папа в 526-530 гг.). 263 Монастырь святого Андрея на Целианском холме в Риме, где Григорий пребывал между 560 и 573 гг. 264 По мнению Беды, каждая книга Святого Писания имеет три значения: историческое или буквальное, аллегорическое или тайное и тропологическое или моральное. Эта идущая от Оригена теория была весьма популярна в средневековом богословии. 265 Царский город (urbs regii)- Константинополь. 266 Евтихий был патриархом Константинополя в 552-582 гг. и умер в возрасте 70 лет. Свои еретические взгляды он высказал незадолго до смерти; информацию о них Беда почерпнул из «Моралий на книгу Иова» папы Григория. 267 Лк. 24:39. 268 Тиберий II Константин правил Византией в 578-582 гг. 269 Эта книга (Regula Pastoralis) была хорошо известна Беде, и он советовал читать ее в письме к Эгберту (см. ниже). Она вместе с «Историей» Беды вошла в число книг, которые король Альфред велел перевести на англосаксонский язык. В стихотворном предисловии к переводу король указал, что это сочинение было впервые привезено в Англию еще Августином. 270 «Диалоги» папы Григория были исключительно популярны в Средние века. На их рассказах о потустороннем мире основываются не только аналогичные сюжеты Беды, но и вся богатейшая средневековая традиция изображения ада, рая и чистилища (кстати, именно Григорий превратил в догмат предположение Августина о существовании чистилища).

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

Луи Дюшен (католик) Глава V. Евсевий и Афанасий Евсевий кесарийский , его ученость, его отношения к Константину. – μοοσιος после Никейского собора. – Низложение Евстафия антиохийского . – Движение против Никейского символа веры . – Афанасий александрийский . – Первые столкновения со сторонниками Мелития и Ария. – Подчинение Ария и его возвращение из ссылки. – Новые козни против Афанасия. – Тирский собор. – Низложение Афанасия. – Его первое изгнание. – Смерть Ария. – Маркелл анкирский, его учение, его низложение. – Сочинения Евсевия кесарийского Против Маркелла. Завязав сношения с восточными епископами, Константин мог убедиться в их разрозненности, в ожесточенности, с какой среди них велись споры, но также и в том уважении, какое питали они к его особе и его власти. Он не замедлил воспользоваться этим уважением, чтобы умиротворить умы, отклонить неосновательные жалобы и привести все к миру и согласию. Епископы Никейского собора были отпущены по домам но без нравоучения, потому что Константин был первый резонер в своем государстве. Он им очень настойчиво посоветовал не раздирать друг друга распрями, в особенности не притеснять тех товарищей, которые выдавались своим знанием, и смотреть на этот дар немногих как на благо для всех. Евсевий недаром отметил эту подробность 264 , касавшуюся его очень близко. Император тотчас же отличил этого великого ученого и справедливо смотрел на него как на украшение христианского мира и епископата. От него не ускользнуло, что авторитет кесарийского епископа пострадал от его неудачи на соборе, и, вероятно, до императора дошли дешевые остроты, которые отпускались насчет Евсевия. Он решительно поддержал его своим благоволением. Евсевий был ценным человеком. Он знал все: историю библейскую и общую, древнюю литературу, философию, географию, летосчисление, экзегетику. В своих главных трудах – «Приготовление Евангельское» и «Доказательство Евангельское» – он выяснил христианство образованным читателям: своей «Хроникой и Историей Церкви» он создал для него летопись; он защищал его против Порфирия и Иерокла. И в преклонном возрасте он продолжал писать. Он составил толкования на Исаию, на псалтирь, на другие книги. Понадобилось разобраться в трудном вопросе о пасхе, в котором переплетались экзегетика, обряд и астрономия, он явился к услугам со своими объяснениями. Святая Земля начинала привлекать внимание; Евсевий, знавший основательно и Палестину, и библию, объяснял имена местностей и народов, упоминаемых в св. писании, описывал Иудею, восстановлял древнее расположение святого города. Он был мастер по части торжественных речей; это был неизбежный оратор в важных случаях – для торжественного освящения церквей, для произнесения похвальных слов императору. К нему же обращался император, когда ему нужен был хороший, безошибочный список Библии . Однажды он у него потребовал сразу пятьдесят экземпляров для всех церквей Константинополя 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010