С 40-х гг. XVI в. во владениях короля Наварры (во многом благодаря поддержке, к-рую оказывала проповедникам кор. Маргарита) стали распространяться идеи Реформации. Генрих д " Альбре оставался верным католич. Церкви, после смерти жены (1549) принял репрессивные меры против протестантов. После его смерти в 1556-1557 гг. при содействии королевской четы протестантизм в форме кальвинизма распространился в Наварре и Беарне. По приглашению Антуана Бурбона из Женевы приехал кальвинист. министр (пастор), к-рый возглавил протестант. церковную иерархию. На праздник Рождества 1560 г. Ж. д " А. и ее муж официально отреклись от католич. веры, провозгласив себя приверженцами кальвинизма. Однако Антуан Бурбон, претендовавший как принц крови на регентство при малолетних королях Франциске II (ум. в 1560) и Карле IX , вскоре после назначения генеральным наместником Французского королевства вернулся в католицизм. В авг. 1561 г. королева Наваррская вместе с детьми, к-рых она воспитывала теперь в протестант. духе, прибыла к «порочному», по ее мнению, католич. королевскому двору. Однако после «резни в Васи» (1562), когда дворяне герц. Гиза напали на совершавших тайное богослужение гугенотов , положив начало религиозным войнам во Франции (1562-1594), Ж. д " А. демонстративно удалилась в замок Вандом (кон. марта 1562). После смерти раненного при осаде Руана мужа (17 нояб. 1562) она открыто способствовала укоренению кальвинизма в своих владениях. В 1563 г. кард. Жорж д " Арманьяк, архиеп. Тулузский, обратился к Ж. д " А. с обширным посланием и призвал королеву Наварры отказаться от мер, принятых ею в пользу «реформированной религии». Письмо кардинала и подробный ответ Ж. д " А., отвергнувшей предложение папского легата, были сразу же опубликованы (Lettre d " un cardinal [Georges d " Armagnac] envoyée à la royne de Navarre (le 18e jour d " aoust 1563): Ensemble la response d " icelle dame audit cardinal. Lyon, 1564). Только благодаря вмешательству кор. Екатерины Медичи дело Ж. д " А. как еретички не было вынесено на рассмотрение папского суда. В 1565 г. королева Наварры вновь прибыла к королевскому двору Франции и смогла вернуться в свои владения лишь в кон. янв. 1567 г.

http://pravenc.ru/text/182195.html

оно продано Спиридону Ивановичу Ковырзину. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» В. и Г. Холмогоровых. Выпуск 9, Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1896 г. Село Черленково известно с первой трети XVI века. В середине XVI века село принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю, на деньги которого здесь была выстроена церковь на булыжном фундаменте и дубовых сваях представляющая собой монументальный четырехстолпный одноглавый храм с тремя мощными пониженными апсидами. Здесь постригались местные вкладчики из крестьян и начальствовали свои игумены. С 1550-1551 по 1562 г., в Черленкове на месте приходской сельской церкви князей Хованских существовал приписной к Иосифо-Волоколамскому монастырек, или малая пустынь. Вполне вероятно, что год учреждения монастыря совпадает с годом постройки каменного храма. По жалованной меновой грамоте Ивана Грозного от 21 сентября 1562 г следует, что при Никольской церкви в Черленкове было 12 келий. Грамота не говорит, чьи это были кельи — иноков или живших на подаяние нищих (в Древней Руси нищие жили при приходских церквах в своих кельях «монастырями» или артелями), однако ясно, что это были иноческие кельи. Из той же меновой грамоты 1562 г., следовало, что церковь Николая Чудотворца монастырского села Черленкова на реке Рузе Хованского стана Волоцкого уезда была каменной. Согласно Клировым ведомостям за 1838 г., до своей перестройки в 40-е годы XIX в. Никольская церковь была, как и сейчас, одноглавой. Непосредственно на четверике стояла древняя настенная звонница. Перед западным фасадом храма долгие годы существовала деревяная паперть. Судьба Черленковской обители представляется из ряда вон выходящей. 21 сентября 1562 г. Черленково (с соседним Ярополчем) было взято у монастыря Иваном Грозным в обмен на 40 буегородских деревень. Известно, что царь часто менялся землями с монастырями, иногда по собственному произволу, иногда отвечая на встречную просьбу монастырских властей, однако до сих пор считалось, что он выменивал у монастырей только хозяйственные села и никогда не касался пустыней и других монастырских богомолий.

http://sobory.ru/article/?object=01068

Там же под 235. Чем руководствовались предки наши в деле веры до издания катихизисов? Кроме творений отеческих вообще, издавна переведенных в немалом количестве на славянский язык, в частности – 1) Точным изложением православной веры – святого Иоанна Дамаскина (см. выше примеч. 96); 2) некоторыми другими подобного рода, хотя и более краткими, сочинениями древних учителей Церкви, издавна также переведенными на славянский язык, ка­ковы: а) Богословские вопросы и ответы, род довольно обстоягельного катихизиса, – Анастасия Синаита , антиохийского патриарха (†599), встречающиеся еще в Святославовом Сборнике – XI в (Опис. рукоп. румянц. муз. 356) и потом в списках XV в (там же 6); б) Правила о вере u жизни христианской – святого Геннадия, Константинопольского патриарха (†471), встречающияся в рукописи XIV в (Прибавл. к Твор. святых Отцов в русск. перев., стр. 1, М. 1845); в) К Князю Антгоху о многих и нужных взысканиях... святого Афанасия Александрийского , также род некоторого катихизиса по вопросам и ответам, встреч. в рукописях XVI в (Опис. рукоп. графа Толстова, отд. 1, 304); г) Книга Катихизис, сказующе учение о вере и о нужнейших винах, пристоящих к ней, встреч. в рукописях XVI в (там же, отд. II, 340), – сочинение неизвестного, но внесенное в Катихизис, изд. в Москве 1649 г., при патриархе Иосифе, на ряду с несколькими отеческими вероизложениями (Сахаров, Обозр. Славяно-Русск. библиогр. т. 1, кн. 2, 510). Из печатных катихизисов на славянском языке известны и другие, кроме нами поименованных выше; но они или не употребля­лись в нашем отечестве, или даже неправославны. Таковы: а) катихизис, из­данный в Венеции в 1527 г (Слов. русск. дух. писат. Евгения, 1, стр. 262, изд. 2-е); б) катихизис лютеранский, переведенный отступниками от православия Матфеем Кавечинским, Симеоном Будным и Лаврентием Крышковским, и изд. в Несвиже 1561 г., а потом в Риме 1583 г (там же и русск. истор. Сборн., том. VI, стр. 302, Москва 1843); в) катихизис, переведенный Ангоном Далматом и Стефаном Истрианином, изд. в Тюбинг. 1561 г (в том же истор. Сборн. и на той же стр.); г) катихизис, переведенный с латинского языка и изд. в Вильне 1585 г (Bergii – de statu eccl. et relig. Moscow, p. 31 и Саха­рова – хронолог. опись русск. библиогр. в русск. древн. Памятниках, Спб. 1842); д) два катихизиса славянские, но изд. латинскими буквами в 1582 и 1603 (русск. историч. Сборн. т. VI, стр. 303); е) катихизис, изд. Матфеем Дивковичем в Венеции 1611 г (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Апостолы были посланы проповедовать нам евангелие от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа, то и другое было в порядке, по воле Божьей... Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих». (1 посл. гл. XLII). Возмутившихся коринфян Св. Климент увещевает покориться «предстоятелям», ибо только под этим условием они пребудут «в стаде Христа» (гл. LTVII). У Св. Игната проводится мысль об епископах, как носителях и хранителях чистого учения. «И чем более кто видит епископа молчащим, тем более должен бояться его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать его так же, как самого посланного. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на самого Господа... Все вы живете сообразно с истиной, среди вас нет никакой ереси, и вы не слушаете никого, кроме И. Христа, проповедующего истину» (гл. VI). «Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли И. Христа», (гл. III). Кроме того, мужам апостольским присуще сознание о вселенском характере церкви Христовой. Церковь представляется распространенной «до концов земли» и собирается «от четырех ветров» (учение 12-ти апост. IX, X). Где Христос, говорит Игнатий, там и церковь католическая ( καθολικ κκλησα Смир. VIII). Что же касается дальнейшей стадии в жизни церкви – времени апологетов, то они преследовали, применительно к нуждам своего времени, специальную задачу – защитить христианскую веру от многих нападок, происходивших по незнанию ее, и показать «разумность» и «философию» ( φιλοσοφαν) 138 своей веры и нелепость языческих верований. Внутренней организации церкви и основ веры они не касаются. Только у св. Иустина мы находим формулу исповедания веры (1-ая апол. XIII, LXI). Уже из этих кратких замечаний мы видим, как сильно извращают ход дела представители тюбинг. школы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Если соборы – Ясский и Константинопольский (при Парфение), в синодальном послании своем не произнесли анафемы на Кирилла, то это было сделано не по снисходительности к Кириллу (богоносные отцы не имеют пристрастия к лицу, и не предпочитают людей, или что другое Богу), а потому, что он никогда не был восточною Церковью признаваем за кальвинствующего, или мыслящего иначе, нежели как мыслит восточная Церковь . Первый же собор, бывший при Кирилле Беррийском, осудил лично Кирилла Лукариса не потому, что признал его за еретика, а потому, чго он не написал опровержения против приписываемого ему исповедания. 343 Этим собором православная Церковь закончила свое дело об исповедании, приписываемом врагами православия ей и Кириллу Лукарису, и – лично о Кирилле Лукарисе. После определения этого собора никто из православных сынов Церкви восточной не сомневался в православии патриарха Кирилла Лукариса, и не осмелился назвать его кальвинистом. Что же касается до неправославных, то они, не обращая внимания на свидетельства восточных православных историков, не повинуясь восточной Церкви и не слушаясь ее определений, до настоящего времени клевещут на невинного патриарха, не смотря на всю неосновательность своих клевет. Принимая во внимание современные Кириллу Лукарису обстоятельства Церкви восточной, его жизнь и деятельность, и зная несостоятельность обвинений, взносимых на него врагами православия, – мы по справедливости скажем, что он не только был православный и ревностный пастырь, но и достойный занять место в истории восточной Церкви между великими патриархами – Фотием, Михаилом Келуллариемъ, Геннадиемъ Схоларием, Иеримиею I, Иеримиею II, Мелетием Пигою и другими. Киев. 1870 г. 1 В таком духе в 1862 г. вышла в свет книжка: Geschichte des Protestantismus in der orientalischen Kirche im 17 Jahrhundert, oder der Patriarch Cyrillus Lucaris und seine Zeit. Von Dr. Aloysins Pichler. München. 2 Иоанн Слейдан во 2 гл. сочинении: de quatuor summis imperiis; Иаков Андреэ професс. тюбинг. ак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До XVII века это покровительство было не очень заметно; в первой же половине XVII века оно простерлось, со стороны латинских посланников, до того, что латиняне производили страшные беспорядки в восточной церкви и подвергали ее жестокому бедствию; протестантские – шли наперекор: они старались ослабить власть их на востоке. Вражда между католическими и протестантскими посланниками основывалась на религиозных побуждениях. Протестантские посланники не могли равнодушно смотреть на успехи иезуитской пропаганды на востоке, и с одной стороны зная, что иезуитов поддерживали и одобряли латинские посланники, находившиеся вместе с ними при турецком дворе, с другой – будучи сами не чужды тех же претензий на восток, какие имели латиняне; они, естественно, старались подорвать значение латинских посланников при дворе. Этою враждой европейских посланников благоразумно воспользовался для блага своей церкви патриарх Кирилл Лукарис, как мы увидим после. Таковы были исторические обстоятельства церкви восточной, при которых суждено было патриарху Кириллу Лукарису жить и действовать. Со стороны этого пастыря требовалось слишком много ума, твердости в православии и христианской опытности для того, чтоб не пасть под бременем этих тяжелых обстоятельств современной ему восточной церкви. Патриарх Кирилл Лукарис, как увидим, действительно обладал всеми этими свойствами. 2 Иоанн Слейдан во 2 гл. сочинения: de quattuor summis imperiis; Иаков Андреэ професс. тюбинг. ак –Turcograccia lib. 7 §497 и др 4 Abbildung, der alt. und neuen gricch. Kirche 1. 1 3–193. Censura orient. ecclesiae de praecipuis nostri saeculi haeretic. dogmatibus... a Stanislao Socolovio; Acta et scripta Theolog p. IIieremia… 7 История человеческих деяний, соч. К. М. Кумы (Iзoρα των ανθρπινων πρξεων), т. 7, стр. 380–384. 12 Как увидим ниже, патриарх Кирилл Лукарис оклеветан и умерщвлен по воле великого визиря Бассы. Monumenta fidei prolegom. XLIX. 13 Такими действиями во время К. Лукариса особенно отличались великие визири Али-паша, Гуссейн и Басса.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

82 Позов цитирует Eisler Rudolf книгу без названия. Вероятно, это книга: Wörterbuch der Philosophischen Begriffe. Berlin, 1930. ЭЙСЛЕР (Eisler) Рудольф (1873–1926) австр. философ; последователь Канта и В. Вундта, представитель спиритуалистического дуализма. Особую известность Эйслер приобрел благодаря своим словарям: «Wörterbuch der philosophischen Begriffe und Ausdrbcke», 3 Bde., 1899; «Handwmterbuch der Philosophie», 1913; «Philosophenlexikon», 1912; «Kantlexikon», 1930. 84 Schelling, Darstellung meines Systems der Philosophie, Werke, Leipzig, 1907, Bd 2, S. 349. («Изложение моей системы философии»). Шеллинг (Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – нем. философ, представитель нем. классич. идеализма. Окончил духовную семинарию и Тюбинг, теологический ин-т, где изучал философию и богословие в Лейпциге изучал математику и естествознание. 85 Schopenhauer, Die Welt als Wille und Vorstellung, Bd 2, cap. 20. («Мир как воля и представление»). Шопенгауэр (Schopenhauer), Артур (1788–1860) – нем. философ-идеалист. Изучал естествознание и философию в Гёттингенском ун-те. В 1813–14 сблизился с Гёте. В 1818 закончил свой гл. филос. труд «Мир как воля и представление». Заключит, выводы этики Ш. созвучны индуистскому учению о нирване. 86 Hegel, Phenomenologie des Geistes, 1927, S. 520. («Феноменологии духа»). Гегель (Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. 88 Гуго из С. Виктора. De Sacramentis 3, lib. 1, 28. Гуго Викторинец (Hugo de Sancto Victore) (1097–1141) – главный представитель того направления средневековой философии, которое религиозную мистику соединяло с умозрительным мышлением. Из Гаммерслебенского монастыря (близ Гальберштадта), где получил первоначальное образование, перешел в монастырь св. Виктора близ Парижа и, сделавшись настоятелем тамошней школы, прославил ее своим учением. Был дружен с Бернардом Клервосским. Важнейшие сочинения Г.: «Eruditio didascalorum»; «De sacramentis fidei christianae» -система умозрительной теологии; «De area Noe mystica»; «De area Noe morali». – Соч. Г. издавались несколько раз и вошли в собр. Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека . 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Ин. 4 Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Ин. 4 из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Ион. 2 -й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

не ссылатися ни человеком, ни грамотой»). Но что заставило боярина, занимавшего высокое и почетное положение, решиться на столь рискованный и опасный (тем более в условиях приближающейся войны между Россией и Великим княжеством Литовским) шаг? Ясно, что для этого нужны были очень серьезные причины, связанные с отношениями между боярином и царем. Но мы о них ничего не знаем. Хотя факт совершения Вельским тяжелого преступления — государственной измены — был вполне доказан, ходатаями за арестованного выступили не только митрополит и собор епископов, но и большой круг светских лиц — пятеро бояр, потомки черниговских, тверских и ярославских князей, один из членов старомосковского боярского рода Морозовых, а также свыше сотни княжат, детей боярских и дьяков. И все это несмотря на то, что Иван IV сделал традиционные условия поруки гораздо более жесткими. Дело не ограничивалось тем, что поручители в случае повторного побега Вельского должны были внести в царскую казну огромную сумму в 10 тысяч рублей. В «поручную запись» было внесено новое небывалое условие — поручители на этот раз должны были отвечать не только деньгами, но и жизнью («наши поручниковы головы во княж Ивановы головы место»). Поручителей это, однако, не остановило. Их многочисленность весьма симптоматична: она говорит о том, что значительная часть правящей элиты нашла нужным так, в косвенной форме, дать понять, что не одобряет действий царя. Иван IV не ограничился составлением обычных поручных записей и потребовал еще особой присяги на верность со стороны «людей» — слуг и вассалов князя, но в марте 1562 года Вельский был освобожден и стал снова возглавлять Боярскую думу. С осени 1562 года количество подобных конфликтов стало увеличиваться. 15 сентября 1562 года царь «наложил свою опалу на князя Михаила и Александра Воротынских за их изменные дела». В чем состояли эти «изменные дела», мы, к сожалению, ни из этой записи официальной летописи, ни из других источников узнать не можем. В Описи царского архива XVI века упоминаются «сыскной список и роспросные речи боярина князя Михаила Ивановича Воротынского людей», которые, очевидно, послужили основанием для наложения «опалы», но о содержании их мы ничего не знаем.

http://sedmitza.ru/lib/text/438932/

В средней части придела надпись: 1761 года ноября 7 дня, на память святых мученик иже в Мелетии и преподобного отца нашего Лазаря в Галисийстей горе преставившегося, преставися раб Божий священно-архимандрит Иона Лещинский и погребен против сей надписи, бывший в сем монастыре настоятелем 19 лет. В юго-западном углу собора погребен андрониковский архимандрит Гавриил († 1847 г. августа 13, без надписи). В. В приделе святого Андроника До устроения придела в северо-западном углу собора была надпись: на сем месте устроена могила преосвященного Пахомия епископа бывшего великого-устюжского, который, по кончине своей мая 5 дня 1789 года, в оной и погребен. В средине придела, против раки мощей св. Андроника и Саввы, погребен андрониковский архимандрит Платон († 1863 янв. 28 дня без надписи). В алтаре придела надпись у жертвенника: Дмитрий Петрович Горихвостов, скончался 15 августа 1846 года. Г. На западной стороне собора На паперти надпись: 1756 года апреля 14 дня по полуночи на память святого Мартина исповедника преставися раба Божия, дочь маиора Степана Степанова сына Медведева, жена Измайловского полка сержанта Ивана Алексеевича Лихарева Наталья Степанова в замужстве жила три года и 9 месяцев, а жития ее было 25 лет 10 месяцев и погребена в семь месте того же апреля 16-го дня. При устроении приделов собора сняты еще следующие надписи, бывшие над лицами, которых могилы также подошли под приделы или паперть: лета 7026 (1518 г.) декабря против 6-го числа в 3 часу ночи преставися раба Божия думного дворянина Замятина Ф. Федоровича, жена его вдова Мавра Парфеньевна; лета 7026 (1518) ноября в 8 день преставися раб Божий Димитрий Демидович Загряжский; лета 7070 (1562) ноября в 19 день преставися раб Божий болярин Григорий Юрьевич Загряжский. 181 Так как г. Новиковым в конце прошедшего века (около 1790) найдены были и другие надписи над лицами из фамилий Замятиных и Загряжских и вместе с тремя вышеприведенными помещены в XIX томе Вивлиофики, то можно думать, что и сии надписи находились над могилами, если не в галлереях собора, приделанных после, то около собора, и что могилы сих лиц также подошли под приделы собора. Надписи были следующего содержания: 7023 (1515) марта 29 преставися думный дворянин Василий Федоров сын Замятин; 7028 (1520) января 18 дня болярин Димитрий Давидович Загряжский; 7031 (1523) сентября 1 дня болярин Симеон Авраамович Загряжский; 7070 (1562) сентября 29 Феодор Дмитриевич Загряжский; 7070 (1562) ноября 19 болярин Михаил Иванович Загряжский; 7087 (1579) января 4 Тимофей Иванович Загряжский. II. Надпись над лицами, погребенными в Знаменской церкви и в палатке подле нее

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010