Сяма. Сямский Богородице-Рождественский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В Вологодской губернии в начале XVI века, при великом князе Василии III, был основан Сямский монастырь . Предание говорит, что одному из жителей явилась во время тяжкой болезни в видении Сама Пречистая Дева и повелела устроить на указанном Ею месте обитель в честь Ее Рождества. Больной нашел в себе силы объявить прихожанам своего храма волю Царицы Небесной, и Ею явлено было первое чудо: парализованный выздоровел. Усердием жителей обитель была устроена, и хотя неоднократно подвергалась бедствиям и пожарам, Сямская икона Рождества Богородицы всякий раз чудесным образом была сохранена. С сайта: Сямский Богородице-Рождественский монастырь Извлечено из описания 1880 г. Вологодские епархиальные ведомости: Сямский Богородице-Рождественский, заштатный, общежительный, мужской монастырь находится в Вологодском уезде Вологодской епархии, в 66 верстах от города Вологды к северо-западу, на юго-западном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него, при большой Белозерской или старой Петербургской дороге, в Сямской волости, от которой получил и название, близ Покровской Сямской церкви, находящейся на реке Крутце, впадающей в Кубенское озеро. Основан этот монастырь в 1524 году. Строение в монастыре до 1760-х годов все было деревянное. Пространство земли, занимаемой в настоящее время монастырем, представляет почти правильный четвероугольник в 1247 квадратных сажень, обнесенный со всех четырех сторон каменной оградой. Ограда построена в 1839 году. В самой середине монастырской ограды возвышается двухэтажная, каменнная, пятикупольная церковь, имеющая по наружному виду и орнаментам большое сходство с знаменитым киевопечерским храмом Успения Пресвятой Богородицы в уменьшенном размере. Церковь эта построена между 1764 и 1777 годами. В верхнем, холодном этаже церкви престол один – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Сяма. Сямский Богородице-Рождественский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году. После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года, на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью.

http://sobory.ru/article/?object=03081

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6437@ Подпись к иллюстрации: Вид Сямского Богородице-Рождественского монастыря. Фото с картины,которая писалась со старинной черно-белой гравюры 19-го века. Размер файла: 12.43 Кб Кто разместил: Борис Хайдин Дата размещения 03.04.2012 08:11:12 Эта иллюстрация пока нигде не использована

http://drevo-info.ru/pictures/6437.html

По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году. После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=15782

По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью. 4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году. Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него.

http://sobory.ru/article/?object=15782

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов, ради безмолвия. Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители. В 60-х годах Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского. Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года. Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен в 1547 году. Знаменита Сяма и Богородице-Рождественским монастырём, вокруг которого и раскинулась деревня (когда-то, видимо, село), и под стенами которого торговала когда-то знаменитая в Кубеноозерье Сямская ярмарка. Дата основания монастыря - 1524 год. В 1613 году он был разорён польско-литовскими отрядами, но восстановилсяся. В 1642 и в 1690 обитель полностью уничтожается пожарами, но вновь отстраивается. До конца 1760-х все строения обители были деревянные. В 1770 возводится первый каменный храм. Монастырь действовал до 1924. С 1936 по 1983 в постройках монастыря располагалась Березниковская школа. 3. Родина дяди Гиляя С Сямой связано и имя «короля репортёров» В. А. Гиляровского (1853 (1855) - 1935) Местом своего рождения сам Владимир Алексеевич Гиляровский называл " лесное имение графа Олсуфьева " , где-то близ Сямского монастыря и деревни Березник. Отец его, Алексей Иванович, служил помощником управляющего этим лесным имением. Мать, Надежда Петровна, происходила из запорожских казаков. Двойная дата рождения Гиляровского в не случайность. Действительно, долгие годы не вызывало сомнений то, что родился он в 1853 году. Лишь в 2003 открылись новые обстоятельства. Вот что пишет об этом Владимир Аринин ( " Гиляровский на Кубенском озере " , " Красный Север " , 2005, 1 октября): " Дата - 8 декабря 1853 года ни у кого не вызывала сомнения. Но грянула сенсация как раз в духе самого Гиляя. Сотрудник Госархива Вологодской области, археограф И. В. Игнатьевская, выполняя авторский запрос, не имеющий никакого отношения к Гиляю, в метрической книге Покровской церкви, что на Сяме, натолкнулась на столь нам известную фамилию - Гиляровский. Она обратила на это внимание опытного архивиста, заместителя директора Госархива по науке Любови Николаевны Мясниковой. Записи метрической книги Покровской церкви были сопоставлены с официальными данными о Гиляровском в исследовательской литературе. И сразу стало ясно, что сведения о времени рождения Гиляровского неверны... Владимир Алексеевич родился не 8 декабря 1853 года, а на два года позже - 8 декабря 1855 года " .

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/17/...

Настоятельство в этом монастыре с самого начала было Игуменское, а с 1694 года, по просьбе братии Вологодских граждан, Патриархом Адрианом рукоположен в Архимандрита из Рождественского Сямского монастыря Игумен Сергий, и дана ему в служение среброкованая шапка. С тех пор до Штатов 1764 года продолжалось там начальство Архимандрическое. Крестьян имелось за монастырем до 1764 года, 1.964 души. По Штатам положен в 3 классе степенью 3 с настоятельством Игуменским; но ныне там Настоятелем Архимандрит Август Албенский на Игуменской вакансии, переведённый из Вологодского Спасокаменного монастыря в 1799 году Декабря 16 дня. Из зданий замечательны в этом монастыре: 1) СОБОРНАЯ каменная ЦЕРКОВЬ во имя Святой Троицы, пристроенная к приделу Иоанна Предтечи; 2) примыкающая с правой стороны к сему приделу ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Павла, основателя сей обители, и в оной мощи его почивают под спудом: но когда почитание их началось, не известно; 3) наверху соборной церкви, в самой главе церковной – ЦЕРКОВЬ во имя Сергия Радонежского Чудотворца; 4) при Настоятельских кельях – ЦЕРКОВЬ во имя Успения Пресвятой Богородицы; 5) каменные двое Настоятельских ПОКОЕВ двухэтажные, из коих одни предоставляются для приезжих, а внизу под оными кладовые; 6) при святых воротах – каменный КОРПУС двухэтажный братских КЕЛИЙ, а с другой стороны – конюшни каменные же; 7) ОГРАДА вокруг монастыря деревянная, рубленная в террасы. Вне монастыря на горе построена ЧАСОВНЯ над колодезем, ископанным самим Преподобным Павлом, коего и келья отшельническая была при оном. Из вещей его сохранились в монастыре только: 1) КРЕСТ медный литой, коим благословил его Преподобный Сергий Радонежский, на коем сверху припаяны после две другие иконки; 4) дупло того дерева, в коем Преподобный Павел жил три лета. При монастыре, на речке Нурме, находится монастырская мельница и пашня, обрабатываемая братией и служителями. Грамоты, относящиеся к истории Павлова монастыря I. Hecyдuмaя, данная от Государя Царя Михаила Феодоровича. Божьей милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал Вологодского уезда Живоначальной Троицы Павлова монастыря Игумена Алимпия с братией, или кто по нём в том монастыре иной Игумен и братия будут, что они Нам били челом и положили Нашу жаловальную грамоту рве (7125/1617) года за подписью Дьяка Нашего Ивана Болотникова с прежней жаловальной грамоты блаженной памяти Деда Нашего, Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея России, на их монастырскую вотчину и на всякие угодья, а владеть им той вотчиной и всякими угодьями по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев. Земли при обители 1212 десятин. Братии 11 человек. Из книги: Павловский А.А. Обители Российской империи: Вологодская епархия/А. А. Павловский//Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Репринт. воспр. изд. 1907 г. – СПб., 2008. Ч. 1, гл. 6. С. 91-128. Из содерж. : Сямский Богородице-Рождественский мужской монастырь. С. 102. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15782

Святые мощи преподобного Михаила Клопского почивают под спудом в Троицкой соборной церкви Клопского монастыря, на южной стороне, в бронзовой позолоченной раке под резным балдахином на 12-ти колоннах. Клопский же Троицкий, мужской, 3-го класса монастырь находится на правом берегу реки Веряжи и ручья – безымянного, в 20-ти верстах от Новгорода к югу и в 3-х верстах от озера Ильменя к северо-западу. Время основания сего монастыря неизвестно, летописи в первый раз упоминают о нем в 1408 году, когда пришел сюда блаженный Михаил, Клопский чудотворец. Троицкая соборная церковь , где почивают мощи преподобного, построена первоначально в 1562 году: по сторонам её два придела, один с южной стороны в честь Покрова Богородицы, а другой во имя преподобного Михаила Клопского. Теплая Николаевская церковь , построенная также около 1502 года имеет тоже два придела, – один в честь Тихвинской иконы БожиеЙ Матери, а другой во имя Св. Иоанна воина, которые оба устроены в нынешнем столетии. По штатам 1764 года монастырь причислен к 3 классу с настоятельством игуменским. В Клопский монастырь бывает крестный ход из соседних сел или погостов 23 числа июня месяца, – в день прибытия блаженного в обитель. В монастыре показывают колодезь на том месте где по молитве преподобного Михаила, открылся источник воды. Память преподобного Михаила Января 11 дня. См. прол. и Чет. Мин. Янв. 11, Карамз, т. V, 262 стр., кратк. опис. Клоп. мон. 1813 г. 12-го числа Преподобного Мартиниана Вожеозерского Преподобный Мартиниан, в мире Михаил, родился от благочестивых родителей, живших в 60-ти или 70-ти верстах от губернского города Вологды, в селении Сяма, (Березники тож), при котором находился получивший от сего селения свое название СямскийРождественский мужской монастырь. Пострижение в иноки или монахи принял Михаил в Кирилло-Белоезерском монастыре с именем Мартиниана. По смерти преподобного Кирилла, Мартиниан удалился из Белозерской обители на острове Воже-озера в 100 верстах от Новгорода. Когда начали стекаться к нему на сожитие ищущие иночества, поставил он, по убеждению их, церковь во имя Спаса и основал в XY веке или столетии монастырь (ныне упраздненный) называвшийся Вожеозерским Спасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

За Спасоевфимиевым За Арсениевым За Лопотовым За Александровым, что на Куште За Успенским Подолним За Никольским Катромским За Спасовым Печенским За Рябинским За Успенским Песочным За Рождественским Сямским За Ферапонтовым За Кириловым Новоезерским За Троицким Устьшехонским За Заоникиевской Владимирской пустынью За Архангельской пустынью За Дмитриевской Югской пустынью За Николаевской Мокрой пустынью За Спасской Репной пустынью За Ломовской пустынью За Успенской Седмигородской За Богоявленской За Спасским Вожеозерским монастырём За Белоезерским Воскресенским Череповым За Ворониною пустынью Б) За Воскресенским Гороцким девичьим Итого за монастырями: 40.127 Всего за домом Архиерейским и монастырями 46.468 Платёж в экономию 17. Епархия Вятская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом с приписными к нему монастырями и пустынями За Преображенским Пыскорским с приписными За Успенским Трифоновым За Богоявленским, что при городе Слободском, с приписным к нему Екатеринским За Крестовоздвиженским Верхочепецким За Троицким Истобинским За приписными к Богословскому Холуницкому За Вознесенским, что при Соли Камской, с приписной к нему Сыльвенской Воздвиженской пустынью За Верхоязвенской Успенской пустынью За Богословским Чердынским За Шеренской Богородичной пустынью За Успенской Чусовской пустынью За Зосимо-Савватиевской Оханской пустынью Итого за монастырями: 33.948 Всего за домом Архиерейским и монастырями 43.012 Платёж в экономию 18. Епархия Устюжская (не в окладе) Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом За монастырями: За Устюжским Архангельским За Троицким Гледенским За Устюжским Ивановским За Знаменским Филипповым За Николаевским Прилуцким За Троицким Телеговым За Троицкой Соезерской пустынью За приписной к дому Архиерейскому Зосимо-Савватиевской пустынью За Никольской Верхоломовской пустынью За Богородицкой Теплогорской пустынью За Дуниловой пустынью За Крестогорской и Тихоновой пустынью За Воздвиженской Симоновой Воломской пустынью За Соли Вычегодской за Введенским

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004