Глава девятая. Образ пятый: Сын Человеческий В таинственных видениях ветхозаветных апокалипсистов проступает загадочный образ некоего Сына Человеческого. Потом так будет именовать Себя Иисус из Назарета. И вновь явится Сын Человеческий уже в новозаветном Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. 78 Еврейское (Бен Адам) звучит по-арамейски (Бар Энаш). Так в Дан. 7, 13 , Иудейская апокалиптика, начиная с Даниила и далее ко временам апокрифической письменности, существует в атмосфере арамейского языка, ставшего со времен Вавилонского плена разговорным у иудеев. Поэтому образ Сына Человеческого озвучен именно как Бар Энаш. Св. Иоанн Богослов, написавший свой Апокалипсис по-гречески, использует выражение υς το νθρπου (о иос ту анфропу). Библейский образ Бар Энаш, Сына Человеческого, содержит для нас, нынешних христиан, некоторую неожиданность. Дело в том, что сложившиеся в христианстве понятия Сын Божий и Сын Человеческий – это результат догматической деятельности святых отцов, преимущественно греческих, и Вселенских соборов. Можно сказать, что это эллинское осмысление новозаветной христологии. В этой богословской терминологии: – Сын Божий предвечно рожден от Отца и являет Божественную природу Христа; – Сын Человеческий рожден во времени от Девы и являет человеческую природу Христа. Таков Халкидонский христологический догмат (451 г, IV-й Вселенский собор). Халкидонский догмат, безусловно, православный и верный. Но халкидонское 79 значение понятий Сына Божьего и Сына Человеческого не вполне соответствует библейско-семитскому значению этих терминов 80 . Это расхождение халкидонского и библейско-семитского значения не полное, а частичное. Перед нами стоит задача показать библейско-иудейскую христологию в библейско-иудейском значении слов Сын Божий и Сын Человеческий. Святые отцы совершили перевод библейского богословия и христологии на язык эллинской культуры и эллинского мышления. На это ушли века вв.). Процесс во многом шел мучительно и сложно. Рассчитаться за это пришлось многими ересями и расколами (савеллианство, арианство, несторианство, монофизитство, монофилитство) и тяжелыми церковными потрясениями. Ведь не врагами церкви и истины бывало порой большинство епископов, когда они оказывались в той или иной ереси и настаивали на этом! Мучительно входило библейское откровение в язык и формы эллинизма. Потребовалось некоторое переосмысление библейских терминов и введение вообще новых, небиблейских, таких как «единосущие», «Троица», «Богочеловек», «Богородица», чтобы на этом языке сказать то, о чем на своем языке говорило Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности 24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с вами исповедуем веру во Единого Бога, славимого в трех Лицах – Троицу Единосущную и Нераздельную. Святые отцы говорят нам о том, что три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – равны между собой. Нельзя сказать, что одно Лицо подчиняется другому. Мы знаем, что Бог Отец нерожденный, а Бог Сын рожден от Отца, но рожден не во времени, а в вечности. Святой Дух исходит от Отца, но чем отличается рождение от исхождения, мы не знаем. Святая Церковь учит нас, что три Лица Святой Троицы пребывают в полном единстве, полной гармонии и совершенной любви. Сын Божий всегда исполняет волю Бога Отца — не потому, что Он меньше, чем Бог Отец, не потому, что Он находится в подчиненном положении по отношению к Богу Отцу, но потому, что так действует Божественная любовь: Отец повелевает – Сын повинуется. Бог Сын как человек по Своей человеческой природе меньше, чем Бог Отец по Его Божественной природе. Поэтому Сын Божий говорит нам: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14. 28). Но по Своей Божественной природе Сын Божий ничем не меньше, чем Бог Отец, а Дух Святой ни в чем не уступает ни Отцу, ни Сыну.

http://mospat.ru/ru/news/60265/

Разделы портала «Азбука веры» Бог един и троичен… В одном отношении В разных отношениях Лица Пресвятой Троицы… Единосущны Не единосущны Содержат по 1/3 Божественной сущности каждое, но вместе, втроём, — содержат эту сущность целиком Догмат о Пресвятой Троице формулируется следующим образом: … Существуют три Бога: Бог Отец, Бог Сын (Сын Божий) и Бог Святой Дух. Они единосущны Бог един по сущности и троичен по Лицам. Эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух Бог един по сущности и троичен по Лицам, старшим из которых является Отец, а младшим — Святой Дух Если верно утверждение, что Сын (Божий) — Бог, то верно ли обратное утверждение, что Бог — это Сын? Не верно Конечно, ведь от перемены мест компонентов смысл постулата не меняется Если Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, то можно ли утверждать, что Отец более совершенен, чем Сын и Святой Дух? Нельзя Как правильно говорить: «Бог-Отец родил Сына» или «Бог-Отец рождает Сына»? Сын уже существует; значит, правильным будет лишь изречение: Бог-Отец родил Сына Правильным является лишь утверждение: Бог рождает Сына Верно и первое, и второе утверждение, но при правильном их осмыслении Святой Дух исходит от… Отца и Сына Какие аналогии Святой Троицы использовались святыми отцами? Святые отцы учили о непознаваемости Бога и не использовали в этой связи никаких аналогий Исток ручья; ручей; поток, в который перерастает ручей Свет трёх свечей, зажжённых от одной Солнце; солнечный свет; излучаемое солнцем тепло Адам; Ева; Сиф Человеческий ум; рождаемое умом мысль-слово; дыхание-голос, посредством которого озвучивается мысль-слово Термин «Троица»… Заимствован Церковью из Священного Писания Создан искусственно Придуман отцами IV Вселенского Собора Божеские Лица… Не различаются между собой, так как Они равно совершенны Различаются образами бытия Божественное действие… Троично, ибо Бог троичен по Лицам Проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом Святой Дух в Церковном Предании именуется… Энергией Бога Отца Выразителем Бога Слова Выражения «благодать Пресвятой Троицы» и «благодать Святого Духа»…

http://azbyka.ru/quiz/pravoslavnoe-uchen...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Стихира на хвалитех на утрене Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и дошли мы с вами, подвизаясь на благодатном и трудном поприще Святой Четыредесятницы, до Великого Понедельника, дня, когда Господь грядет к вольной страсти. И сегодня Церковь Христова в своих вдохновенных песнопениях призывает всех верных исповедников Господа нашего Иисуса Христа последовать за Спасителем, сострадать Ему на голгофском пути, сшествовать в духе Божественному Сыну и так настроить свою душу, чтобы ничто не мешало искреннему сопереживанию. «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем». Вместе с Господом вступаем мы в Страстную седмицу. И для нас тоже сегодня глаголет Сын Божий, обращая наше внимание на последующее вскоре предательство ученика. По доброй воле принимает на Себя Господь наш Иисус Христос тяжкие и лютые мучения. За грешный род человеческий готов пострадать на кресте Безгрешный Спаситель. Но как же мы должны следовать за Спасителем в эти благословенные святые дни? Как должно сострадать и, возможно, сораспяться с любимым Господом? Заглянем в свои сердца, братья и сестры, распахнем навстречу Христу душу и именно там найдем ответы на эти вопросы! Не только к апостолам, но и ко всем нам обращены слова Господа: … се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Наступает время смерти Христа, и Сын Человеческий предан будет на распятие ( Мф.26:2 ). Найдем ли мы в себе силы и мужество повторить слова учеников Его: пойдем и мы умрем с ним! – которые столь решительно произнесли они, узнав о смерти Лазаря ( Ин.11:16 ). Вот какова была их дружба! Ради любви к другу даже жизни своей не жалели апостолы. Но ведь сегодня речь идет о Самом Господе! Каково же наше отношение к происходящему ныне? Неужели мы слабы и малодушны, неужели мало любим Бога?! Ведь всем нам Спаситель говорит: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ). Не убоимся ли мы стать недостойными Господа?!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Учение православно-кафолической веры, изложенное приходским священником к своим прихожанам. Том 2 Источник Том 1 → БЕСЕДА 1 УЧЕНИЕ О ГОСПОДЕ НАШЕМ ИИСУСЕ ХРИСТЕ Бог обещал падшим прародителям Спасителя, сказав о семени жены: Той блюсти будет твою главу (Быт.3:15). Прежде нежели изложим учение об искуплении Им рода человеческого, последуем о том, кто сей обетованный Спаситель и Искупитель наш. Это — Единородный Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Единородным называется Он в том смысле, что «в достоинстве Божества и по рождению от Отца, не имеет у себя брата». Дерзаем и мы именовать Бога своим Отцом, например в молитве Господней: «Отче наш, иже еси на небесех» но мы чада (Иоан.1:12) Богу только по благодати, или по милости: Бог усыновил нас Себе по падении и искуплении нашем подобно тому, как кто, по доброте своего сердца, усыновляет себе сироту. Единородный же Сын Божий есть Сын Бога Отца по действительному рождению от Него, или по естеству. «Слыша наименование Сын» говорит св. Кирилл иерусалимский, «не принимай слышимого в несобственном смысле, но разумей Сына действительного, Сына по естеству..., не из рабства, постепенно достигшего до всыновления, но Сына от вечности». Мы, называясь чадами Божиими, в то же время не перестаем быть творениями Божиими; Единородный же Сын Божий не сотворен, а рожден Богом Отцем прежде всех веков и времен, и потому так же вечен, как Отец. Но что это за таинственное рождение? Да, это такое чудное рождение, которого не постигают самые ангелы. «Если бы кому возможно было взойти на первое небо» говорит св. Кирилл Иерусалимский «не принимай слышимого в несобственном смысле, но разумей Сына действительного, Сына по естеству…, не из рабства, постепенно достигшего до всыновления, но Сына от вечности». Мы называемся чадами Божиими, в то же время не перестаем быть творениями Божиими; Единородный же Сын Божий не сотворен, а рожден Богом Отцом прежде всех веков и времен, и потому так же вечен, как Отец. Фрагмент Содержание Беседа 1. Учение о Господе нашем Иисусе Христе. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 6. О порядке принятия Далее нам надлежит рассмотреть порядок Вышеупомянутого принятия, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) принял ли Сын Божий плоть через посредство души: 2) принял ли Он душу через посредство духа, или ума: 3) была ли душа принята прежде плоти: 4) была ли плоть Христова принята Словом до соединения с душой: 5) была ли вся человеческая природа принята через посредство частей: 6) была ли она принята через посредство благодати . Раздел 1 Принял ли Сын Божий плоть через посредство души? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Сын Божий не принимал плоти через посредство души. В самом деле, модус, которым Сын Божий соединился с человеческой природой и ее частями, совершеннее модуса, которым Он пребывает во всем сущем. Но Он пребывает во всем Своей сущностью, силой и присутствием. Следовательно, тем более Сын Божий соединился с плотью без посредства души. Возражение 2. Далее, душа и плоть были соединены со Словом Божиим в единстве ипостаси, или личности. Затем, тело, равно как и душа, непосредственно принадлежит человеческой ипостаси, или личности. Но при этом человеческое тело, будучи материальным, представляется более близким к ипостаси, чем являющаяся формой душа, поскольку начало индивидуализации, к которой отсылает нас слово «ипостась», похоже, материально. Следовательно, Сын Божий не принимал плоти через посредство души. Возражение 3. Далее, с устранением посредствующего отделяется то, что было соединено посредствующим; так, например, если устранить поверхность, то тело будет обесцвечено, поскольку цвет принадлежит телу через посредство поверхности. Но хотя душа и была отделена от тела вследствие смерти, тем не менее соединение Слова с плотью сохранялось, о чем речь у нас впереди (50, 2). Следовательно, Слово не было соединено с плотью через посредство души. Этому противоречат следующие слова Августина: «Величие божественной силы приспособило к себе разумную душу, а через ее посредство – и человеческое тело, дабы поднять всего человека к чему-то высшему» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Содержание    Что хотим мы делать, братия? Не такое ли что нибудь, чем, быть может, оскорбятся некоторые? Не такое ли что нибудь, за что, быть может, осудят нас некоторые? Правда, суд человеческий не очень важен: суд человеческий может быть далек от истины. Тем не менее надобно заботиться, чтобы не оскорблялась совесть братий нашими поступками, надобно показать, что не мы ошибаемся, а другие. Итак, несколько минут на размышление: что хотим мы делать? что за суд, который хотим повторить?    Спаситель наш Господь Иисус, подавая исцеление больному, прежде чем исцелил его, сказал: отпущаются тебе греси твои. Фарисеи и книжники, услышав слова Его, сказали: сей хулит, кто может отпущати грехи? Книжники были люди ученые; они поняли, и справедливо поняли, что Христос Иисус, усвояя себе власть прощать грехи, усвояет себе то, что принадлежит единому Богу. Сей хулит, богохульствует, говорили они, берет на себя не принадлежащее ему и принадлежащее единому Богу, иначе — похищает власть у Бога. В чем была ошибка книжников? Чего не поняли люди ученые? Они не поняли или не хотели понять, что Христос Иисус есть Сын Божий, также всемогущий, также вседержащий, как и Бог Отец. Дела Его показывали, что Он более, чем сын человеческий, что Он всеведущ и всемощен, как Бог. Но люди были слепы от действия страстей и не видели того. Отец не судит никому же, но весь суд даде сынови, учил еще Сын Божий. Власть судить, власть вязать и разрешать принадлежит Богу, но она же принадлежит и Сыну Божию. Вот кому первоначально принадлежит суд над совестию людей.    Принадлежит ли он еще кому нибудь? Без сомнения может принадлежат тому, кому даст Сын Божий. Дана ли власть Сыном Божиим кому либо на земле? Дана. О том говорит сам Сын Божий. «Аще и церковь преслушает, — учил Он, — буди тебе, яко же язычник и мытарь» (Матф. 18:17). Что это такое? Спаситель говорил, что если ты увидишь согрешающего брата: то скажи ему о грехе его наедине. Если не послушает, возьми другого брата. Если и после того не исправится: «повеждь церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2971...

Но думать, что отсутствие какой-либо идеи в науке доказывает ее отсутствие в действительности, весьма ошибочно. Согласиться с этим не могут ни почитатели современной науки, ибо таковым положением отрицается научный прогресс, ни тем менее отрицатели современного школьного богословия, потому что перечисленные попытки суть произведение школы, а не святоотеческого созерцания. И, действительно, вывод В. В. Болотова весьма ясно опровергается Евангелием, из которого мы приведем сейчас несколько изречений, свидетельствующих о том, что Господь Спаситель не только Сам соединял разбираемое наименование с определенным содержанием, но и полагал последнее известным народу, по крайней мере некоторым в некоторой степени. «Кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческого суща?» ( Мф. 16, 13 ). Ясно, что Он желал слышать от людей вывода от чего-то известного к неизвестному: «Что Я – Сын Человеческий, это все знают; кем же они считают Сына Человеческого?» Ответ: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию» и пр. Отсюда ясно, что не только Господь и Апостолы, но и все иудеи обобщали известные признаки под понятием «Сына Человеческого», но расходились во мнении о том, кто именно из высших праведников или посланников должен их воплотить в себе. Такой именно вопрос с большим недоумением задавали Спасителю враждебные иудеи в конце Его земной жизни, когда уже всем было ясно, что Он исповедует Себя обещанным Мессией или Христом. Вдруг Он говорит им о предстоящем Ему распятии. Этого они никак не могли принять. «Мы слышали от закона, что Христос пребывает во век; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий» ( Ин. 12, 34 )? Если Ты, Сын Человеческий – Христос, то не можешь умереть, если же Ты говоришь, что будешь умерщвлен и являешь нам Себя как Сына Человеческого, то кто Ты, явившийся нам, как Сын Человеческий? Мы думали, что Сыном Человеческим окажется Христос – Мессия, а теперь видим в Тебе Сына Человеческого, но не может признать Тебя Христом, если Ты будешь умерщвлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

198. Слово в день Преображения Господня (Говорено в Спасо-Вифанском монастыре августа 6-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1846 г. и в собрании 1848 г.) 1845 год Приидите любящие учение истины: любовь ваша ныне награждается и удовлетворяется совершеннейшим учением высочайшей Истины. Приидите и маловнимательные к учению, или недовольные несовершенством и недостоинством преподающих оное; возбудите ваше внимание: ныне можете слышать Учителя, Котораго достоинство безпримерно, и, конечно, так же превосходно должно быть и учение. От Фавора слышна проповедь не учителя церковнаго, не Апостола, не Пророка, даже не Ангела, но самого Бога Отца. «Се глас из облака, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ( Матф. 17:5 ). Учители церковные различают два вида спасительнаго учения: догматы и заповеди. Догмат есть Богом открытая истина, которой мы должны веровать для нашего спасения. Заповедь есть Богом данное повеление или правило, которое мы должны исполнять для нашего спасения. Сей самый состав учения представляет и небесная Фаворская проповедь. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих»: вот догмат! «Того послушайте»: вот заповедь! О догмате была проповедь Божественная еще прежде, на Иордане. И там был глас с небесе глаголя: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Mamф. III. 17 ). То была проповедь к первому проповеднику Новаго Завета, Иоанну Крестителю; и едва ли не один он в то время достаточно ее выразумел. Начинал он и сам проповедывать слышанное с неба, когда говорил о Иисусе: «Грядый свыше над всеми есть» ( Uh. III. 31 ), и еще: «Отец любит Сына, и вся даде в руце Его» ( Uh. III. 35 ): но проповедь Иоанна вскоре прекратилась, с его свободою и жизнию. Посему благопотребно то было для утверждения веры и благотворно для нашего неведения и маловерия, что догмат о Единородном Сыне Божием вновь проповедан с неба на Фаворе трем первейшим из Апостолов, как трем, по закону, достаточным свидетелям, уготовляемым во вселенские проповедники веры. Ибо, хотя им в то же время и было заповедано «никомуже поведати видения» Фаворскаго, «дондеже Сын человеческий из мертвых воскреснет» ( Mamф. XVII. 9 ): но, по миновании предела сего запрещения, они имели сие видение одною из непоколебимых опор своего свидетельствования о Божестве, силе и Славе Иисуса Христа, как о сем пишет Апостол Петр в своем предсмертном послании: «сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, самовидцы бывше величествия онаго. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему такову от велелепныя славы: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже Аз благоизволих! И сей глас мы слышахом с небесе сшедш, с Ним суще на горе святей» ( 2Петр. 1:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОПЛОЩЕНИЕ [греч. νσρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Систематическое изложение учения об Иисусе Христе как конкретном историческом Лице, соединившем в Себе Божество и человечество, и рассмотрение связанной с этим утверждением богословской и исторической проблематики составляют задачу и содержание христологии . Новый Завет о В. Свидетельство древнехрист. предания о тайне В. запечатлено в НЗ в виде повествований о событиях земной жизни, Крестных страданиях, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа, вероисповедных формул и молитв. В своей проповеди о явлении Сына Божия в мир древняя Церковь использовала язык представлений и понятий, характерных прежде всего для иудейской традиции, как она сформировалась к нач. I в. н. э. Так, в НЗ Иисусу усваиваются различные символические наименования, называемые в совр. библейских исследованиях христологическими титулами,- Христос , или Мессия (греч. Χριστς, Μεσσας), Сын Божий (υς θεου; или «Сын», υς), Сын Человеческий (υς νθρπου), Агнец (μνς; ρνον), Господь (κριος), Отрок Божий (πας θεο), Сын Давидов (υς Δαυδ), Спаситель (σωτρ) и др. Каждый из этих титулов имел для современников первохрист. проповеди определенное содержание, связанное с мессианскими ожиданиями и эсхатологическими представлениями той эпохи (см. статьи Апокалиптика , Мессия ). Хотя история этих титулов, объем и содержание связанных с ними понятий остаются предметом исследований (см.: Hahn F. Christologische Hoheitstitel. Göttingen, 1963), очевидно, что в своем дохрист. значении они не могли передать всю исключительность факта В., поскольку ни одно из связанных с ними традиц. представлений не предполагало преодоления преграды, разделяющей Бога и человека.

http://pravenc.ru/text/воплощение.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010