Сын Божий



  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

История русской церкви Том 2. Часть 2, Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... даров”, – та самая, которая читалась и в предшествующем веке. В некоторых же местах церкви Русской откровение даров, также согласно с практикой прежнего времени, делалось при произнесении священником, во время возгласа диакона: „Станем добре”, слов песни: „Святый Боже”. „Дальнейшее последование литургии Златоуста, по старой её редакции, вполне согласно с последованием её в XIII веке, исключая немногих разностей в молитвах при причащении священнослужащих, именно – кроме молитв, читавшихся в предшествовавшие века, полагалось читать или ещё краткое исповедание: „Верую в Тя, Господи, яко Ты еси Сын Божий”, или, кроме молитвы „Даждь ми, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избавитель рода человеческого” молитву, не встречавшуюся в служебниках предшествовавшего времени: „Господи, се възму плоть и кровь Твою” или же наконец, кроме других молитв – „Вечери Твоея тайные”. При опущении св. даров в чашу после причащения священнослужащих полагалось читать три следующия молитвы: „Тело и кровь, юже приях, Владыко Святый”..., „Тело Твое святое, Господи, буди мне в живот вечный” и „Буди мне, Господи, на отпущение грехов”; из них две последние – те самые, которые читались при причащении ... далее ...
Очерки внутренней истории Византийско-восточной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мы едим хлеб, т. е. тело Господа, мы тем живую и теплейшую кровь Его вместе с водою, которая излилась от ребра Его, причем исполняемся Духом Святым“. „Ваши же опресноки никаким образом не могут иметь отношения к указанному изречению ап. Иоанна: для чего приемлете, спросим вас, в ваших азимах воду, муку и огонь? В честь тела Господня? Но Иоанн не говорит: „трие суть свидетельствующие: вода, мука и огонь», но что? Дух, вода и кровь, и сии три во едино суть. Не могут ваши три элемента иметь отношения и к Троице, ибо евхаристия совершается в воспоминание страдания Господа, а страдал один Сын Божий, а не вся Троица» 709. Никита далее убеждает не соблазняться тем, что выражение: квасной хлеб апостол, по видимому, употребляет в одном послании в худом смысле. „Разве апостол говорит о том, что евхаристию нужно совершать на опресноках, а не на хлебе квасном? Ничуть. Некоторые в Коринфе из приверженности к старому пренебрежительно относились ко всему новому; апостол желал отстранить их от приверженности к старому злу, и для того, чтобы яснее показать как, по видимому, иногда и неважное дело ведет к важным последствиям, пользуется сравнением закваски» 710. В противоположность ... далее ...
Антология восточнохристианской богословской ...Искать в Источникеazbyka.ru
... святой памяти Мины, представленном святейшему Вигилию, об одном действии и одной воле, что мы и привели в исполнение. Но, помня случившееся и зная, что от этого началось волнение, мы довели до сведения его благочестивейшей светлости, чрез свое смиренное донесение и посредством письма к славнейшему императорскому сакелларию, о всех подробностях дела в том порядке, как они у нас были, и о том, что не нужно разыскивать о настоящем вопросе, а следует довольствоваться общеупотребительным и согласно всеми отцами исповедуемым отеческим учением о сем вопросе и исповедовать, что Единородный Сын Божий, который есть истинный Бог и вместе человек, один равно действует и по божеству и по человечеству, и что от одного и того же воплощенного Бога, как мы сказали выше, происходит нераздельно и неразлучно вечное Божественное и человеческое действие. Ибо этому научает нас богоносный Лев ясно говоря: тот и другой образ производит, что имеет собственного, сообща с другим. Ответное послание Гонория, папы Римского, к тому же Сергию (фрагмент) Под водительством Божиим мы достигли меры правой веры, которую распространили апостолы светом истины Божественного Писания, исповедуя, что Господь ... далее ...
О тайне святого елея, Часть первая - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... св. Церкви и – для таинства Елеосвящения. В силу такого предназначения, как видно из приведенной молитвы, елей употреблялся еще в Ветхозаветной подзаконной Церкви в ее священных действиях, служивших образами благодатных таинств Церкви Нового Завета. Возлиянием св. Елея возводились в свое достоинство первосвященники, например, Аарон ( Лев. 8: 12 ) , цари, например, Саул ( 1Цар. 10: 1 ) и друг., но и пророки, напр., Елисей ( 3Цар. 19: 16 ) , также, именуются помазанниками 372. При сем, елей служил внешним знаком сообщения даров св. Духа, потребных для их служения. Вот, почему, и Сын Божий. пришедший на землю сотворить волю Своего Отца ( Ин. 4: 34 ) , и не разорить закон или пророки, но исполнить ( Mф. 5: 17 ) , благоизволил оливковый елей фактически установить веществом для тайны Елеосвящения! На эту связь предъизображений с исполнением в таинстве св. Елея указывают и древние молитвы нашего «Последования». «Елейный сучец иногда ко умалению потопа божественным Твоим показавый мановением Господи, спаси милостию страждущаго» 373. Полный смысл здесь, очевидно, такой: «как при потопе масличный сучок был знаком уменьшения потопа, так и теперь Ты, Господи, помазанием ... далее ...
Собрание творений. Том I. На Богочеловеческом ...Искать в Источникеazbyka.ru
... змий вначале низложил Адама»; «Христос, зрак раба приим, победил дьявола смиренномудрием» 551. «И за сие-то смиренномудрие Христос был превознесен и посажен одесную Отца»; за высокомудрие ( гордо-умие ) , за гордое будете как боги род Адамов был посрамлен, низведен в бесчестие 552. Победа над гордо-умием возможна лишь через личное со-переживание Христова смиренномудрия как основополагающего правила жизни и познания. Молитвенное взыскание и созерцание Образа Христова – единственный путь, приводящий к смиренномудрию. «Воззри на Иисуса: от какой славы и до каких страданий и распятия нисшел Он, Божий Сын и Сам Бог! » 553 В Лице Богочеловека Христа проявляется вечный Бог через смирение и кротость 554. Поэтому смирение, смиренномудрие следует признать необходимой категорией христианской жизни, «основанием христианства» 555, «признаком (знамением) христианства» 556. Смирение – это мерило истинного христианина. Человек, «хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и себя нищим духом и мерзким, окрадывается он злобою, и сам не знает того» 557. «Истинные христиане смиренны денно и нощно» 558; и «хотя таковы избранные и благоискусные пред ... далее ...
Святой священномученик Мефодий и его Богословие. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... отчетливые. Возникающая таким образом проблема сводится к решению вопроса: принадлежит ли святой Мефодий к числу тех ранних церковных авторов, которые, бу­дучи по существу строго православными в своем богословии, употреб­ляли обычные для своей эпохи формулировки, дававшие впоследствии повод «заподозрить» их в склонности к субординационизму, или же в данном случае имеется материал для какой-то другой оценки? Вопрос этот относится к числу относительно сложных, и при его решении не­обходимо исходить из сопоставления разных текстов, которые, как толь­ко что было отмечено, ее всегда однозвучны. Божий Сын именуется у святого Мефодия «Первородным» и «Единородным» («О воскресении» 3, 23; «О различении яств» 1, 4) , «Первой и Единородной Отраслью» («Пир» 3, 4) , а также «Старейшим из эонов и Высшим из архангелов» (там же) . В речи Домнины («Пир» 10, 6) Божий Сын и Святой Дух названы «двумя первородными Силами, пред­стоящими Богу». В сохранившихся фрагментах сочинения «О сотворе­нии» имеется такое выражение: «После собственно безначального На­чала – Отца – Оно (Слово) становится началом всего прочего» (11) . В то же время в речи Феклы («Пир» 8, 9) при истолковании слов псал­ма 2, 7 («Ты ... далее ...
Ходатай Нового Завета - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... деятель, утвердившийся на царстве с преобладанием над всеми враждебными царями. Столь исключительное превознесение могло оправдываться, конечно, особыми природными преимуществами но сравнению со всеми соперниками, а – по своей грандиозности неограниченного превосходства – это знаменовало сверхчеловеческое достоинство. Но последнее необходимо постулировало к Богу, так как именно от Него исходит всякое царство па земле. Дальше следовало, что подобный царь есть натуральный наместник Божий, и его победная интронизация равнялась рождению от Бога в изображаемом царственном!, отличии. Он сын Божий по своей божественной царственности, в день овладения или наделения ею 70. Ясно, что это преимущество индивидуально и фактически верно для царственно торжествующtго победителя 71. Тем не менее анализируемые слова не исчерпываются взятою личностью, ибо приложимы к ней с весьма большою относительностью. Конкретно – сыновство простиралось собственно на царственность, как порожденную от Бога и обязанную ему, а не на самую сущность индивидуального бытия, откуда царственно-абсолютная державность вытекала бы тогда непосредственно, сама заявляя и утверждая свои неотъемлемые нрава. В ... далее ...
Письма келейные и другие творения, Часть 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Иоанн возбранял Ему: «Мне надобно крестить­ся от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне») Мф 3: 14 (? Смотри, как смирился ради нас Господь наш, как не погнушался к грешникам примешаться, между грешниками идти, рабу Своему главу подклонить, от него Крещения просить, и кре­ститься, и водой, которую создал, омываться, не имея скверны и порока. Слава смиривше­муся ради нас Сыну Божию! Будем же подра­жать и мы такому смирению, дабы вознестись. Спасайся. Смотри, любезный, и примечай, как чело­век согрешил в раю, изгнан из рая, – и за­ключился рай, заключились и небеса. Смот­ри, что делает грех! Но как Сын Божий явил­ся на земле, то и двери небесные отворились, и глас Небесного Отца услышал человек, ко­торый из рая изгнан был, и услышали люди: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Из всего этого видно, что вновь отворился вход в царство небесное людям. Как Бог на землю пришел, то и люди начали на небо вос­ходить, и теперь земные жители получают гражданство небесное, и люди с Ангелами пребывают. Слава Богу, благоволившему так!) Видел ли ты, что делает смирение? Иоанн святой признавал себя недостойным развя­зать ремень обуви у Христа: «Я недостоин раз­вязать ремень у обуви Его, ... далее ...
Епископ Николай Мефонский и византийское ...Искать в Источникеazbyka.ru
... потому что обещал быть с нами во все дни до скончания века» ( Мф. 28: 20 ) . Три сочинения написаны пастырем Мефонским по поводу возникшего в столичном обществе разногласия в понимании литургийной молитвы, где говорится о Христе Спасителе: «Ты еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый» 56. Первоначальным поводом к этому разногласию, по рассказу современного тем событиям историка Киннама, было следующее. Один диакон, по имени Василий, во время священнослужения в церкви святого Иоанна Богослова объяснявший в проповеди дневное евангельское чтение, сказал, что «Сам единый Сын Божий и стал жертвою, и принял жертву вместе с Отцом». Присутствовавшие при этом два диакона Великой (то есть патриаршей, кафедральной Софийской) церкви поспешили найти в словах Василия неправомыслие, будто таким образом допускаются в Иисусе Христе две Ипостаси, из которых одна принесена в жертву, а другая приняла жертву, и вместе с приставшими к ним другими единомышленниками распространяли мысль, что спасительная жертва за нас принесена только Богу Отцу. Для более точного уяснения и определения православного учения в Константинополе, по воле императора Мануила Комнина, были произведены ... далее ...
Историческое учение об Отцах Церкви, Часть 8 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Немцев. Проповедники немецкой власти думали мыслью об исхождении Духа Св. и от Сына возвысить достоинство Сына Божия и обвиняли противников своих в арианстве. Известно, что Толедский Собор, в первый раз (589 г.) внесший в символ Filioque, действовал против Ариан. При Карле Вел. Алкуин писал в Лион: «Берегитесь новых сект Испанской ереси и не прибавляйте нового к символу веры», т. е. прямо осуждал прибавление Filioque 3599. Но вот возник спор с Адоптианами. Елипанд, архиепископ толедский, и Феликс, епископ ургольский, писали, что Иисус Христос только по божественной природе есть Сын Божий, а по человечеству Он Сын по благодати усвоения (gratia adoptionis) Они отличием православия своего выставляли Испанское Filioque, и называли противников арианами. Догматисты Карла плохо понимали Елипанда и не были в состоянии защитить себя размышлением здравым, так как оно под гнетом невежества оставалось без движения. Им оставалось механически повторять слова других, и они стали твердить в книгах и в символе Испанское Filioque. Алкуин, задетый за живое Елипандом, поспешил написать и книжку: de processione Spiritus S. Книжка вышла из плохих плохая: но что до того 3600? Самолюбие ... далее ...

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Сын Божий
Справочник - ПОИСКОВ.РФ