Глава IV. Христос Христология составляет сердцевинный пункт богословия христианской Церкви. Именно в учении о Христе как о Богочеловеке и Спасителе заключено кардинальное отличие христианства от других монотеистических религий. В основе православной христологии лежит учение о Христе, содержащееся в Новом Завете, в догматах Вселенских Соборов и в трудах отцов Церкви – прежде всего восточных. Это учение подразделяется на несколько тем, которые будут рассмотрены в настоящей главе: догмат Боговоплощения, учения о двух природах, двух действиях и двух волях Христа, о страданиях и смерти Спасителя, о Кресте Господнем, о сошествии Христа во ад и воскресении, об искуплении и обожении. 1. Боговоплощение Тему Боговоплощения мы рассмотрим на примере учения нескольких наиболее авторитетных отцов Восточной Церкви: Афанасия Александрийского , Григория Богослова , Исаака Сирина , Максима Исповедника и Симеона Нового Богослова . Обзор взглядов этих авторов на догмат Боговоплощения дает достаточно полную картину его понимания в Православной Церкви. Трактат Афанасия Александрийского «Слово о воплощении Бога Слова и пришествии Его к нам во плоти» стал классическим выражением восточнохристианского учения о Боговоплощении. В этом произведении автор, говоря о причинах Боговоплощения, обращается к библейскому понятию образа Божия. В падшем человеке образ Божий был помрачен, подобно тому как изображение человека на доске, покрытой наслоениями грязи, перестает быть видимым. Для того чтобы восстановить изображение, не нужно выбрасывать доску: для этого необходимо, чтобы пришел тот, с кого писался портрет, и на старой доске лик был написан заново. Именно это и совершил Сын Божий: «будучи образом Отца, Он пришел в наши страны, чтобы обновить человека, созданного по образу Своему» Но образ Божий в человеке не мог быть восстановлен без уничтожения смерти и тления. Поэтому Слову Божию необходимо было воспринять смертное тело, чтобы при помощи его была уничтожена смерть и в людях обновился образ Божий. Однако Сын Божий не сразу по воплощении совершил жертву за всех, отдав тело Свое на смерть. Сначала Он, как человек, жил среди людей и преподавал им знание о Своем Отце, чтобы они пришли от идолопоклонства к богопочитанию. И лишь после того, как Он доказал Божество Свое делами, Он «приносит наконец, жертву за всех, предавая на смерть храм Свой, чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Образ Божий Святость, или совершенство человека, связано у о.Иоанна с основным воззрением на «образ Божий», как на сущность человека. Человек подобен Богу. Человек – божественное существо. Эта мысль выражается у него многократно и во многих формах. Будучи сам законоучителем и проповедником, он, между прочим, говорил так: «Проповедники и законоучители часто упускают из виду прежде всего то, что показывает основу, на которой покоится связь людей с Богом. Эта связь – образ Божий, по коему человек – свой Богу, родной, близкий, друг, то есть праведно живущий. На этой основе покоится все богослужение, все таинства; на этой основе покоится величайшее таинство воплощения Сына Божия, жизни Его между человеками, страдании, смерти, воскресении, вознесении, втором пришествии и окончательном суде». Эту мысль я выскажу в разных формах. И прежде всего – словами Священного Писания , словами Библии, приведенными о.Иоанном. «Когда земля была уже украшена всеми родами неразумных тварей; тогда, – говорит Моисей, – «рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию, сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся, и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею; и обладайте рыбами морскими (и зверьми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли» ( Быт.1:26–28 ). Итак, – говорит о.Иоанн, – человек создан «по образу и по подобию Божию»; создан для того, чтобы владеть земными тварями, быть зрителем дел Божиих, песнословить Бога... Кому это, братия, Господь Бог говорит пред сотворением человека? С кем советуется? Кто эти равные Творцу Лица, по образу Коих хочет Он сотворить человека? Это – два Лица Пресвятыя Троицы: Сын Божий и Святый Дух. Это Бог Отец говорит с Ними. Итак, братия, человек создан ПО ОБРАЗУ ПРЕСВЯТЫЯ ТРОИЦЫ. «Потому-то находят в человеке как бы некоторый отпечаток троичности Лиц Божественных: ум, слово и дыхание» (св. Ириней Лионский ). «И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле». В этом (говорит о.Иоанн), между прочим, братия, состоит образ Божий в человеке: как Бог царствует над всем созданием – над небом и землею и над всеми живыми тварями, населяющими небо и землю; так и человек поставлен от Бога как бы царем земным или как бы наместником Царя Небесного. Это – первая черта образа Божия; хотя она ныне сильно исказилась в нас. Человек потерял весьма много власти над животными после греха, что весьма многие звери и гады теперь даже страшны для него. При всем этом есть и ныне еще некоторый остаток власти у человека над животными; по крайней мере и теперь, как говорит св. апостол Иаков, «всяко бо естество зверей же и птиц, гад же и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим» ( Иак.3:7 ). И это делается силою ума и воли человеческой, которые составляют также черты образа Божия в человеке...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

8. О названии Сына Божия единосущным Отцу Св. Афанасий о внесении слова единосущный в Символ веры говорит следующее: «Отцы собора (первого вселенского) говорили, что должно написать: «Сын есть истинная сила и образ Отца, что Слово – подобно Отцу во всем, не отлично от Него, непреложно, всегда нераздельно и в Нем пребывает...» Приверженцы же Ариевы, хотя терпели это, не смея противоречить от стыда, потому что были уже обличены; однако же стало заметно, что они друг другу шептали и подавали знаки глазами, будто бы слова: подобно, всегда и имя Сына также в Нем, суть опять общие и нам и Сыну. Поэтому епископы, усмотрев их лицемерие, и сами вынуждены были написать яснее, а именно, что Сын единосущен Отцу, – в означение того, что Сын не только подобен, но и неотделим от сущности Отчей, Сын и Отец едино суть, Слово всегда в Отце и Отец – в Слове, как неразлучны сияние и свет» 98 (Творение святого Афанасия Великого , часть 1, стр. 340, 341).   98 Примеч. Представим здесь обличение ереси Ария, нечестиво учившего о Сыне Божием, и изложение истинного учения о втором лице Св. Троицы. По согласному свидетельству древних церковных историков особенно деятельное участие принимал и особенно замечательные успехи в опровержении ариан на соборе оказал св. Афанасий Великий . В то время, когда происходил Никейский собор, святой Афанасий был еще только в сане диакона; но вероятно, что образованность его в православном вероучении уже в ту пору достигла полной зрелости; поэтому мы, по всей вероятности, не погрешии, если за руководство для суждений о деятельности св. Афанасия на соборе примем во внимание все вообще догматические сочинения св. Афанасия, – не обращая особенного внимания на то, что большая часть из сочинений сего св. мужа писана им в сане архиепископа. Первым пунктом в лжеучении ариан, – пунктом, из которого они последовательно выводили все прочие, было учение о том, что Сын Божий сотворен из ничего и имеет начало Своего бытия. Это богохульное учение св. Афанасий обличал беспримерным, неподражаемым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

До этого, конечно, еще не дошло; но «смущающие» обстоятельства и признаки возможности какого-то раскола все накапливаются. На этот раз я не буду указывать на «имебожное» лжеучение, которое нашло себе если не прямую защиту, то некое покровительство во имя якобы раскрытия самой истины, «в поисках этой истины», в «Миссионерском Обозрении», дающем место защите лжеучения самим его распространителем А. Булатовичем и не желающем считаться ни с грамотами двух Вселенских Патриархов, ни с посланием Святейшего Синода. Я хочу отметить тревожащий и мою архиерейскую совесть признак некоего уклонения наших присяжных богословов от того учения об искуплении, какое нам преподается в Пространном Православном Катехизисе 1 . Есть книги, коих касаться надо осторожно. Сто лет православные люди, не только русские, но и другие народности, научаются вере при помощи этого Катехизиса, написанного великим богословом митрополитом Филаретом. Критиковать учебную книгу, сотни раз на протяжении ста лет одобренную церковною властию для употребления в школах, принадлежащую перу такого авторитета, какие являются даже во всей церковной истории единицами на протяжении веков, – не слишком ли дерзновенно для современных нам богословов, еще не стяжавших такой авторитетности, какою стал знаменитый святитель Филарет? Провозглашать в собрании съезда законоучителей, а потом печатать в духовном издании, что понятия об искуплении, изложенные в Катехизисе, «режут ухо», что они «не только не уясняют раскрываемой тайны, но, наоборот, затемняют ее», да еще и «безнадежно», что они «искажают христианское представление о Боге и Сыне Божием и вносят страшную путаницу во все христианское мировоззрение» – не значит ли обвинять не только великого святителя – автора Катехизиса, но и всю Русскую Церковь , скажу не обинуясь, в ереси, едва не в богохульстве? «В самом деле, – говорит священник И. Димитриевский 2 , – если Богу необходимо удовлетворение и непременно полное, то Он уже не Бог любви, а суровый повелитель, который не знает прощения, а только полностью ищет своего, и это – по отношению к Сыну Своему: какой отец способен на такое безсердечие? Если Сын Божий должен явить безконечную заслугу пред Богом Отцом, то Сын уже не сын, а наемник, и Отец – не отец, а господин, ибо какой отец требует, чтобы сын заслужил у него любовь? Да и заслуженная любовь – разве любовь? Нет, это воздаяние, плата за услугу, а не любовь. А право Христа, приобретенное страданиями? Разве это не ужас?! Отец требует, чтобы Сын пострадал, видит эти страдания, расценивает и, когда находит, что они безконечно велики, тогда дает Сыну право на спасение всех людей?! А разве можно перелагать ответственность за грехи виновных на невинного? Здесь исчезает уже и самое право, не только любовь…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 20-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 23-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 52 зач., 10, 22—24 Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Никто никогда не был в таком единении с Богом Отцом, как Христос. Он один может сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Нам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный Человек. И нет иного Откровения Бога, кроме как через Христа. Здесь нам открывается не просто нечто важное о нашей вере, но самая суть христианства. Христос сознает Свое единство с Богом — совершенно исключительное и единственное. И Его служение определяется этим единством. Это то, что мы слышим в Евангелии от Иоанна среди Пасхи: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). И это то, что мы слышим в праздник Крещения Господня и Преображения: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10, 30). И «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14, 9). Он пришел в мир, чтобы явить нам Бога. Здесь — сердце нашей веры. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). «Спасение тех, кто не уверовал во Христа, — говорит святитель Феофан Затворник, — тайна Божия». И вера Церкви — в том, что спасающиеся спасаются Христом. Не потому, что они Его познали, но потому что Он познал их, и дал Свою жизнь «за многих». Снова и снова мы слышим, что христианство не означает знание о Христе, оно означает знание Христа. И для этого требуется не земная мудрость, а небесная благодать. Трудность для современного человека в исповедании того, что составляет центральный пункт нашей веры, не объясняется только боязнью явиться нетолерантным, чуть ли не сектантом. Она происходит часто из-за отсутствия личного благодатного опыта веры. Многие, несомненно, готовы наградить Христа золотой медалью, отдавая серебряную и бронзовую другим основателям мировых религий, которые выработало человечество. Но для христиан с самого начала Христос далек от того, чтобы быть просто первым — по отношению ко второму и третьему. Он — «Первый и Последний» (Откр. 21, 6). Он — все.

http://moral.ru/20/

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 91. На стихиру «Грядый Господь к вольной страсти». В Великий Понедельник Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Стихира на хвалитех на утрене Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и дошли мы с вами, подвизаясь на благодатном и трудном поприще Святой Четыредесятницы, до Великого Понедельника, дня, когда Господь грядет к вольной страсти. И сегодня Церковь Христова в своих вдохновенных песнопениях призывает всех верных исповедников Господа нашего Иисуса Христа последовать за Спасителем, сострадать Ему на голгофском пути, сшествовать в духе Божественному Сыну и так настроить свою душу, чтобы ничто не мешало искреннему сопереживанию. «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем». Вместе с Господом вступаем мы в Страстную седмицу. И для нас тоже сегодня глаголет Сын Божий, обращая наше внимание на последующее вскоре предательство ученика. По доброй воле принимает на Себя Господь наш Иисус Христос тяжкие и лютые мучения. За грешный род человеческий готов пострадать на кресте Безгрешный Спаситель. Но как же мы должны следовать за Спасителем в эти благословенные святые дни? Как должно сострадать и, возможно, сораспяться с любимым Господом? Заглянем в свои сердца, братья и сестры, распахнем навстречу Христу душу и именно там найдем ответы на эти вопросы! Не только к апостолам, но и ко всем нам обращены слова Господа: … се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Наступает время смерти Христа, и Сын Человеческий предан будет на распятие ( Мф.26:2 ). Найдем ли мы в себе силы и мужество повторить слова учеников Его: пойдем и мы умрем с ним! – которые столь решительно произнесли они, узнав о смерти Лазаря ( Ин.11:16 ). Вот какова была их дружба! Ради любви к другу даже жизни своей не жалели апостолы. Но ведь сегодня речь идет о Самом Господе! Каково же наше отношение к происходящему ныне? Неужели мы слабы и малодушны, неужели мало любим Бога?! Ведь всем нам Спаситель говорит: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:38 ). Не убоимся ли мы стать недостойными Господа?!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Так и хочется с Днем Рождения всех нас поздравить: рождается Христос, а вместе с Ним и все человечество, Начатком которого Он является. Протоиерей Игорь Прекуп Так и хочется с Днем Рождения всех нас поздравить: рождается Христос, а вместе с Ним и все человечество, Начатком которого Он является. Как сказано свт. Василием Великим: «Будем праздновать спасение мира и день рождения [нового] человечества. Ныне отменено осуждение Адама. Уже не [имеет силы Божественный приговор]: „прах ты, и в прах возвратишься“ (Быт. 3; 19), но [человек] через соединение с Небесным (1 Кор. 15; 48) вознесен на Небо». Человечество, в целом, рождается во Христе для жизни вечной – пока только потенциально, потому что реальное «рождение свыше» (Ин. 3; 3 – 7) каждого, отзывающегося на призывающую благодать, происходит в Таинстве Крещения, но Христос, прежде чем стать Первенцем из мертвых (Кол. 1; 18 и др.), становится Первенцем из «родившихся от плоти», Своим «вселением в ны» (Ин. 1; 14) делая всё соприродное Ему, по причине Воплощения, человечество сопричастным Богу: «…Он стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался Сыном Божиим», – учит св. Ириней Лионский; «Оно (Слово – И.П.) вочеловечилось, чтобы мы обожились», – повторяет свт. Афанасий Великий. «Сын безначального Отца, Сын истинный, – продолжает эту мысль свт. Иоанн Златоуст, – благоволил назваться сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил иметь раба Своим отцом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. Видишь, какое благовестие в самом же начале? Если же сомневаешься в своем богосыновстве, то уверься в нем, слыша, что было с Ним. По человеческому рассуждению гораздо ведь труднее Богу стать человеком, нежели человеку сделаться сыном Божиим. Итак, когда слышишь, что Сын Божий есть сын Давидов и Авраамов, то не сомневайся уже, что и ты, сын Адамов, будешь сыном Божиим. Не уничижил бы Он Себя напрасно и без цели до такой степени, если бы не хотел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы ты родился по духу». «Бог, – говорит свт. Василий Великий, – [явился] во плоти, действуя уже не на расстоянии, как [это было] с пророками, но сделав человеческую природу сросшейся и соединенной с Самим Собой и, таким образом, возведя к Себе все человечество через посредство сродственной нам Своей плоти». Богочеловек Иисус Христос всем людям открывает возможность «рождения свыше», но ее осуществление – свободный выбор каждого.

http://pravmir.ru/s-dnem-rozhdeniya-lyud...

   2) Пишу же это, прочитав в доставленных от твоего богочестия записках, чему лучше бы не быть вовсе написанным, чтобы у тех, которые будут после нас, не осталось об этом никакой и памяти. Ибо кто когда-либо слышал что подобное? Кто научил или научился сему? «От Сиона бо изыдет закон Божий, и слово Господне из Иерусалима» (Иса. 2:3); а это откуда произошло? Какой ад изрыгнул такую речь: что тело рожденное от Марии единосущно Божеству Слова; или что Слово преложилось в плоть, кости, волосы и в целое тело, и изменилось в собственном Своем естестве? Кто в Церкви, или вообще у христиан, слышал, что Господь понес на Себе тело по присвоению, а не по естеству так названное? Или, кто впадал в такое нечестие, чтобы думать и говорить, будто бы само Божество единосущное Отцу было обрезано, и из совершенного стало несовершенным, и что пригвожденное к древу было не тело, но сама зиждительная сущность Премудрости? Кто слыша, что Слово не из Марии, но из собственной сущности, образовало Себе удобостраждущее тело, назовет христианином утверждающего это? Кто измыслил это мерзкое нечестие — дойти до мысли и сказать, будто бы утверждающий, что тело Господне от Марии, признает в Божестве не Троицу, но четверицу? Рассуждающие так скажут посему, что плоть, в которую облекся Спаситель, восприняв ее от Марии, принадлежит сущности самой Троицы. Откуда еще некоторые взяли и изблевали нечестие, равное сказанному выше, а именно, что тело не позднее Божества Слова, но всегда было Ему совечно, потому что составилось из сущности самой Премудрости? Как именующиеся христианами осмелились усомниться в том, что происшедший от Марии Господь по сущности и естеству Божий есть Сын, а «по плоти — от семени Давидова» (Рим 1:3) и от плоти Святой Марии? Ужели некоторые простерли дерзость свою до того, чтобы сказать: Христос плотью пострадавший и распятый не есть Господь, Спаситель, Бог, Сын Отчий? Или, как хотят именоваться христианами утверждающие, что Слово снизошло на святого человека, как на одного из Пророков, а не само сделалось человеком, восприняв тело от Марии, и иной есть Христос, а иной — Божие Слово, прежде Марии и прежде веков сущий Отчий Сын? И как могут быть христианами утверждающие, что иной есть Сын, а иной — Божие Слово?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2567...

архим. Захария (Захару) II. Истощание Слова и спасение человека 1. Истощание Слова Изначальный и вечный факт божественного Бытия навсегда остался бы неведомым таинством, если бы сие Бытие не соблаговолило из любви Само открыться человеку как Троица Личностей: Отец, Сын и Святой Дух. Это откровение было принесено в мир вторым Лицом Святой Троицы – Единородным Сыном и Словом Отчим. С Его вочеловечением и всем тем, что последовало, сыны человеческие познали неизъяснимую любовь и предвечный замысел Бога о спасении мира. Совершителем этого спасения стал Единородный Сын Божий Христос, Который осуществил его путем непостижимого истощания и славного воскресения. Истощание Слова есть выражение таинства любви Бога «до конца». Старец Софроний различал кенотическую божественную любовь в двух планах: во внутритроичной жизни и в деле вочеловечения и спасения мира. Эта кенотическая любовь отражается в человеческом образе бытия: человек как новая тварь любит живого Бога и Спасителя вплоть до ненависти к себе 165 . По православной триадологии, как мы уже говорили, Отец рождает Сына вне времени и при рождении передает Ему все Свое Бытие, Сущность и Энергию. Он весь живет в Сыне и Сын в некоем неизреченном движении «самоистощающейся любви предает Себя Отцу... в Божестве» 166 . Подобным же образом Отец изводит предвечно Святого Духа, передавая Ему все Свое Бытие, Сущность и Энергию. Дух Святой весь живет в Отце и покоится в Сыне. Каждая Ипостась Святой Троицы обладает полнотой божественного Бытия и одновременно имеет ее сообща с остальными Ипостасями 167 . Именно в сей взаимопроникновенной любви трех Ипостасей старец Софроний усматривает кенотический характер «самоистощающейся любви» и жизни внутри Святой Троицы 168 . Это взаимопроникновение существовало «прежде бытия мира» 169 , и этот способ существования свидетельствует также о единстве божественного Бытия 170 . «Кенотическая любовь» каждого Лица к остальным двум Лицам выявляется и в том, что Единородный Сын Божий пришел в мир ради исполнения воли Отца 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы В церковной традиции прочно установилось мнение, согласно которому Иисус, сойдя в воды Иордана, освятил их 19 января, 2017 В церковной традиции прочно установилось мнение, согласно которому Иисус, сойдя в воды Иордана, освятил их «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Крещение в Иордане стало для Иисуса важным шагом на том пути умаления, самоистощания и самоуничижения (кенозиса), по которому Он дойдет до конца — до смерти крестной (Флп. 2:8). Этот путь начался с того, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как Сын Человеческий, Он вливается в толпу людей, ищущих отпущения грехов, становясь как бы одним из них для того, чтобы как Сын Божий взять на Себя бремя их грехов. Об этом говорит Иустин Философ в «Диалоге с Трифоном-иудеем», настаивая на том, что крещение было необходимо не для Иисуса, а для людей, которых Он должен был искупить от смерти: И когда Иисус пришел к реке Иордану, где Иоанн крестил, и сошел в воду, то огонь возгорелся в Иор дане; а когда Он вышел из воды, то Дух Святой, как голубь, слетел на Него… И мы знаем, что Он пришел к реке не потому, чтобы нуждался в крещении или в Духе, сошедшем на Него в виде голубя; также Он снизошел быть рожденным и распятым не потому, что бы имел в этом нужду, но Он совершил это за род чело веческий, который от Адама подпал смерти… Когда Иисус пришел к Иордану… то Дух Святой для людей… сошел на Него в виде голубя, и в то же время пришел с небес голос, провещанный и чрез Давида, который как бы от своего лица говорил то, что имело быть сказанным Ему от Отца: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7) . Иоанн Златоуст подчеркивает, что Иисус не нуждался в крещении — ни в Иоанновом, ни в каком-либо другом. Наоборот, «само крещение имело нужду в силе Христовой» . В церковной традиции прочно установилось мнение, согласно которому Иисус, сойдя в воды Иордана, освятил их. По словам Игнатия Богоносца, Иисус «родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду» . Ему вторит Григорий Богослов, утверждающий, что Иисус крестился, «чтобы освятить воды» . Кирилл Александрийский подчеркивает, что Иисус «крестился отнюдь не как кающийся, но как очищающий согрешения и освящающий воды» .

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010