Сын Божий



  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Строматы (перевод Н. Корсунского), Книга седьмая ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и Ему повиноваться. За тем следует признавать во всей его полноте учение Спасителя и рассуждать так, что никому не причинять никакой несправедливости есть необходимое условие и следствие сего Богопознания. Человек, воздающий Богу наиболее чистое поклонение, на земле есть явление наидостопочтеннейшее. Достоин почитания уже и Ангел небесный. Уже местопребывание и наибольшая чистота существа делают Ангелов наиболее близкими участниками вечной и блаженной жизни. Но существо совершеннейшее и святейшее, неограниченнейшее, возвышеннейшее, влаственнейшее, царственнейшее и благодетельнейшее есть Сын Божий, по естеству ближайший к единому Вседержителю 866. Представляет собою превосходство над другими существами наивысшее – все упорядочивать и всем повелевать согласно с волею Отца, управлять всем премудро, обнаруживать во всех своих делах всемогущество, не знающее ни утомления, ни изнурения. Таково именно действование Сына Божия, наблюдающего тайные законы бытия. Он никогда не оставляет, не сходит с центральной точки своего промыслительного обозрения. Неделимый, нерассекаемый на доли, не имеющий нужды переноситься с одного места на другое и в тоже время постоянно находясь везде, но ... далее ...
Свет невечерний. Созерцания и умозрения — С. Н. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... иллюстрацию этой мысли мы имеем в том малоизвестном факте, что богослужения пред Рождеством Христовым включают в себя сознательные и преднамеренные параллели богослужению Страстной седмицы, преимущественно Великой Пятницы и Субботы, и отдельные, притом характернейшие песнопения воспроизводятся здесь лишь с необходимыми и небо­льшими изменениями. Приведу два примера. «К Тебе утреннюю, благоутробия ради Себе истощившего непреложно и зрак раба от Девы носившего, Слове Божий; мир подаждь ми падшему, Человеколюбче») Ирмос, песнь 5 (. Стихира на 24 декабря: «Носиши Адамов зрак, во образе Божий сын всесовершеннейший, и хощеши руками держатися, рукою вся содержай силою Твоею, Чистая Всенепо-рочная провещаваше глаголющи: како Тя пеленами повию яко младенца? како сосцами питаю Тя всяческая питающего? како Твоей паче ума нищете удивляюся? како Тя сына моего нареку, раба Твоя ныне сущи? пою, благословлю Тя, подающего миру велию милость». – «Младенца воплощаема из нее, предвечного Бога Всенепорочная зрящи, руками держащи и облобызающи часто, и радости исполняющися провещаваше Ему: Боже вышний, Царю невидимый, како зрю Тя и разумети таинства не могу безмерные нищеты Твоея? вертеп бо ... далее ...
Православное догматическое богословие. Том 3, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... раскрытия церковью этого догмата. Но они являются по существу своему лишь воспроизведением древних лжеучений. Так, в западной церкви (в Испании) в конце VIII в. возникло лжеучение, известное под именем адопцианизма (adoptianismus) . Происхождение его объясняют так. В испанской литургии принятие Сыном Божиим человеческой природы названо было «усыновлением» (adoptio) . Отсюда стали различать истинного и усыновленного Сына Божия и пришли к мысли ( Феликс, архиеп. толедский, еп. Элипанд ) , что Христос по человечеству есть только усыновленный (adoptivus) , тогда как по божеству истинный Сын Божий. В лжеучении заключался скрытый несторианизм, ибо им предполагается, что человечество во Христе имеет самостоятельную личность (т. е. предполагается разделение двух естеств на два лица) . Из Испании лжеучение распространилось почти по всей западной церкви, но было недолговечным. Оно единодушно было осуждено на многих поместных соборах (в Галлии, Германии и Италии) и подробно разъяснена его неосновательность писателями западной церкви (особенно Алкуином и Павлином аквилейским) . Сам Феликс, главный виновник лжеучения, после вразумления на ахенском соборе (799 г.) , отказался от ... далее ...
Беседы на Деяния Апостольские, Беседа 23 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... оскорблять Бога, не боимся и не трепещем? И чего не скажут? Чего не произнесут? Он сам, говорят, попустил им; надлежало наказать их, если они достойны того, не раздавать им почестей, венцов и пре­имуществ, а подвергнуть наказанию и мучению. Не делая с ними ничего такого, но вместо того удостаивая их почестей, Он и делает их такими. Нет, прошу и умоляю, пусть никто не произносит о нас такого отзыва. Лучше тысячи раз быть зарыту в земле, нежели допустить, чтобы о Боге говорили так из-за нас. Иудеи говорили Ему: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого»; и еще: «если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф. 27: 40 ) . Но то богохульнее этого. Итак, чтобы из-за нас не могли называть Его виновником зла и чтобы за это самое богохульство нам не подпасть наказанию, – так как «ради вас, – говорит Он, – имя Божие хулится у язычников» ( Рим. 2: 24 ) . – Постараемся, чтобы говорили противное, проводя жизнь достойно Призывающего и приступая к крещению сыноположения. Поис­тине велика сила крещения; оно совершенно изменяет сподо­бившихся этого дара, и люди чрез него перестают быть теми же людьми. Пусть же и эллин уверует, что велика сила Духа, потому что она ... далее ...
Оправдание добра. Нравственная философия - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... IX. причастие абсолютному содержанию жизни чрез вселенскую церковь, положительным образом освобождая и уравнивая всех, делает из них совершенное братство, предполагающее совершенное отчество X. Религиозный принцип отчества – начало духовной жизни не от себя. – Отсюда посланничество, или апостольство, как противоположность самозванству. – Христос, «посланный от Отца» и творящий волю Пославшего, а не свою, как абсолютный первообраз апостольства. – Его продолжение в церкви: «как послал Меня Отец, так Я посылаю Вас». – Так как сыновнее отношение есть первообраз благочестия, то единородный Сын Божий Сын по преимуществу – как воплощенное благочестие есть путь, истина и жизнь своей церкви как организации благочестия в мире. – Путь благочестия есть путь иерархический – сверху) смысл рукоположения и святительства (. – Церковная истина в основе и существе не есть ни научная, ни философская, ни даже богословская, а содержит догматы благочестия; общий смысл семи вселенских соборов. – Жизнь благочестия; смысл семи таинств XI. Вопрос об отношении церкви к государству, или о Христианском государстве. – Важное указание в Новом завете) история центуриона Корнелия (XII. Нравственная ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том IV. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нашим человеческим. Итак, зачала Дева и предивно родила в двух естествах, Божестве и человечестве, единого Сына, совершенного Бога и совершенного человека, Господа нашего Иисуса Христа... Однако, руководствуясь словами Святого Евангелия, можем мы при сем сказать и иное нечто, что таинственно (μυστικῶς) бывает со всеми сынами света... Ведь точно такой же брак бывает и с каждым верным сыном дня: Бог и с нами сочетавается пречистым и пресвятым браком и производит в нас некое таинство (μυστήριον) , превысшее всякой человеческой силы. Что же это такое, производимое Богом в нас? Вот что. Как Сын Божий и Бог, войдя в утробу Пресвятой Девы, и восприняв от Нее человеческое естество, и соделавшись человеком, родился от Нее совершенным человеком и совершенным Богом, и при этом Он один и тот же Бог и человек неслиянно, – так и мы, люди, как только уверуем в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии, и, веруя, приемлем с верою в сердца свои слово об этом и устами это исповедуем, каясь при этом от всей души во всех прежних наших грехах, – тотчас сей Бог Слово Отчее входит и в нас, как и в утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас как семя. Слушая о сей страшной тайне, ... далее ...
Богословские статьи 2. Творение: его начало и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... существовала бы и без всякого творения, – но в сотворенном мире мы во всем наблюдаем проявления Святой Троицы и можем даже приписать некоторые Божественные деяния разным Лицам Троицы. Точно таким же образом нужно остерегаться любых сотериологических идей; разумеется, Божественный совет об искуплении и воплощении является вечным законом ( κατά πρόθεσιν των αιώνον, Еф. 3: 11 ) – это “экономия” чуда, сокрытого в Боге от начала времен (ή οικονομία του μυστερίου άποκεκρυμμένου άπς των αιώνων εν τω Θεώ) – закон и предведение Божье (τη ώρισμένή βουλή και προγνώσει του Θεου, Деян. 2: 23) . Сын Божий был предназначен к Воплощению и даже к Распятию в вечности, и в силу этого вечного закона Он – “Агнец, закланный от создания мира” (το άρνίον τςν εσφαγμένον άπο καταβολής κόσμου, Откр. 13: 8) , и вечный Первосвященник, “священник вовек по чину Мелхиседека, ” имеющий священство непреходящее, άπάρατον έχει την ίεροσύνην ( Евр. 5: 6; 7: 3–24; 12: 21 ) . Но это предопределение не относится к внутренней жизни святой Троицы; – оно, предопределение (πρόθεσις) , есть свободное деяние Благодати, милосердия Божьего, а не деяние Его сущности. Путь Воплощения не был навязан Божественной воле, ... далее ...
Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа ...Искать в Источникеazbyka.ru
... оно весьма прекрасно протекает, потому что, если единою Ипостасью является Ипостась Божиего Слова и человека, которого Божие Слово восприняло, то справедливо мы говорим, что рождается Божие Слово в понятии составленной Ипостаси (Богочеловека) , хотя и в понятии вечной и Божественной Ипостаси Он рождается только от Бога и Отца 15 и родившись таким образом от Девы Марии, Он в воспринятом Им человеческом естестве воссоздал нашу природу, исполнил предопределённое благодеяние, приняв на Себя в этом восприятии положения, присущие человеку, ради чего оно и было воспринято Им, а другие дела как Сын Божий и Бог совершив Божественной силой, каковые дела являются предметами других праздников, источником же всех праздников, как и предметов (для празднеств и речей) является празднуемое ныне Рождество Христово. 15. И часто касается других дел, то, как я уже сказал, рассуждения светочей Церкви являют их весьма мудро и благородно, мы же ради нас рождённому Спасителю и Искупителю по силам и под Его водительством воздали сей плод благоговейной веры. Но, о, умозрительный Слове Первого и Величайшего Ума! О, Высшее Мышление и Печате Первейшая и Начало всякого мышления в Замышляющем Тебя! О, ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том II. Бог в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... естество – лишь орудие, о́рган, послушный инструмент в руках Слова. «Испанский адопционизм» – это ересь, ведущая происхождение от толедского архиепископа Елипанда. Она появилась около 782 года. Елипанд учил, что во Христе существуют два сыновства, два сына Божия: один – естественный, вечное Слово, а другой – сын усыновленный, человек. Елипанда поддержал епископ Ургельский Феликс. Для них сыновство есть свойство естества, а не лица; а так как во Христе наличествуют два естества, то существуют и два сыновства. Своим Божественным естеством, т. е. как Слово, Христос есть естественный Сын Божий: Он – Сын Божий по природе (natura) , по истине (veritate) , в прямом смысле (proprietate) , по роду (genere) , по рождению и по сущности (nativitate atque substantia) ; но Своим человеческим естеством Он сын Божий не по природе (non natura) , а по благодати (sed gratia) , по избранию (electione) , по воле (voluntate) , по возлюблению (placito) , по предопределению (praedestinatione) , по усвоению (assumptione) и тому подобное, одним словом – Он есть лишь сын усыновленный, так как человечество было не рождено, а усыновлено Богом. В 792 году в Ратисбоне состоялся собор ... далее ...
Богословско-литургический словарь, ВОЗНЕСÉНИЕ - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и седяща одесную Отца». «Господь... вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк. 16, 19 ) . В. на небо не следует, конечно, понимать как удаление Иисуса Христа в космическое пространство и, вообще, как удаление в какое-то иное место, ибо «небо» – не место. В. – это метафизическое удаление из мира, явление той же метафизической природы, что и «сошествие Христа с небес» на землю, которое тем самым стало и физическим на ней пребыванием. Здесь небо – это Божественное, премирное и сверхтварное бытие, оно есть Сама Пресвятая Троица во славе Своей. К Ней и возвращается сошедший на землю Сын Божий, как Богочеловек. При Воплощении Своем Сын Божий отрекся от славы Божией, и теперь Он вновь обретает ее. Возвращение в лоно Пресвятой Троицы означает и «одесную Отца селение», которое предвечно принадлежит Сыну и в В. возвращается Богочеловеку Христу. По Божеству Своему Сын Божий никогда не разлучался с Отцом и со Своей Божественной Славой, поэтому речь идет о В. и возвращении к Славе Божией, именно Богочеловека в двух Его естествах. Воплощение и В. имеют внутреннюю связь: Воплощение – отречение от Славы Божией; В. – принятие Славы. Таким образом, догмат о В. содержит ту именно ... далее ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Постоянная ссылка на эту страницу: Сын Божий
Справочник - ПОИСКОВ.РФ