Скачать epub pdf Беседа 8 8. Исцеляющее присутствие Иисуса (Мк.3,7–12) (Мф 12,15–21; Лк 6,17–19) 7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И [живущие] в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. 9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. 10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. 11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. 12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Новая весть Иисуса о Боге и Его Царствии одни иудеи переживали как истинное Благовестие. Это больные, одержимые, грешники. Но в то же время другие иудеи усматривали во всем этом опасность для праведной веры. Это фарисеи, книжники, иродиане. Уже сейчас, в начале публичной деятельности Иисуса, после всех споров о субботе, они не без оснований опасались, что Его действия могли привести к серьезному и опасному конфликту в народе. Но Сам Иисус не желал никакого конфликта, который явно назревал, и поэтому Он со Своими учениками удалился к морю. Однако люди потянулись за Ним, ибо они чувствовали, что из Него исходит спасение. В это время Иисус столкнулся с особой проблемой – с людьми, одержимыми демонами. И эти люди называли Иисуса Сыном Божиим . Что они подразумевали под этим? Вне всякого сомнения, они не знали позднего, богословского смысла этого наименования. В древнем мире словосочетание Сын Божий не было необычным. В Ветхом Завете это звание употребляется в четырех значениях: 1. Сынами Божиими называются Ангелы. 2. Народ Израиля – это тоже сын Божий. 3. Сын Божий также – царь народа Израиля. 4. В более поздних книгах, написанных в эпоху между Ветхим и Новым Заветом, сын Божий – иногда просто хороший человек. 5. Наконец, Сын Божий – наименование Мессии из рода Давидова. Во всех этих случаях словом «сын» характеризуется тот, кто особенно близок Богу или избранник Божий. В Новом Завете мы встречаем аналогичное употребление этого выражения. В простом тексте повествования евангелиста Марка это выражение не следует понимать в специфическом богословском значении, как оно понимается в Троичном догмате. Сын Божий, в лучшем случае, мог пониматься как Мессия, царь из рода Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

составитель К.В. Гриценко Иисус Христос Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3,11 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, 1Петр. 2:7 …кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Мк.8,38 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Мк.1,11 Сын Человеческий есть господин и субботы. Мк.2,28 ..истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15,39 ..духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3,11 И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Ин. 1,14 Сеятель слово сеет. Мк.4,14 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Мк.9,7 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим.15,8–9 ….иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. Мк.5,19 ..и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк.3,22 Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Мк.2,10 ..ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. Лк.9,56 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк.9,58 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. Лк.12,8 ..а кто отвергнётся Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. Лк.12,9 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Лк.12,10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси Источник (1) Исповедующие две природы и одну ипостась в Господе нашем Иисусе Христе должны признавать и естественные свойства двух природ двойственными и различными, а единичным – то, что относится к ипостаси. Ибо невозможно, чтобы природа существовала вне присущих ей природных свойств, составляющих ее и отделяющих от прочих природ, свойств, совокупность которых нельзя усмотреть у другого вида. И опять-таки, невозможно, чтобы одна и та же ипостась разнилась сама от себя теми свойствами, которые составляют и отличают ее, и ограничивают от прочих ипостасей того же вида, то есть свойствами ипостасными, совокупность которых не может усматриваться у другой ипостаси. Знатоки обычно называют их привходящими или присущностными признаками. (2) Говорят, что природа сравнивается с природой и природа от природы (то есть вид от вида) отличается сущностными и природными различиями. Точно так же и ипостась сравнивается с ипостасью того же вида, и разнится от ипостасей того же вида отличительными свойствами – но не сравнивают ипостась как таковую с ипостасью другого вида. Ведь ипостасные признаки, скажем, Петра в сравнении с тем вот быком скорее определяют природу, а не ипостась, – мы ведь говорим, что этот человек отличается от этого коня не тем, что один лысый, а у другого пышная грива, или что один крупный, а другой низкорослый, а тем, что один разумен, а другой бессловесен, – но и не тем, что первый сын того-то, а второй сын того-то. И даже если мы скажем, что этот сын Нестора, а тот – вот этого жеребца, и первый мудр, а второй нет, это относится к природным отличиям – ибо ипостасные отличия людей в отношении ипостасных отличий лошадей считаются природными. Поэтому и в Господе нашем Иисусе Христе телесный облик и черты лица, и то, что Он Сын Девы, относительно того, что Он есть неизобразимый Сын Божий, определяет не различные ипостаси, но различные природы и одну ипостась, отграничивая ее от единосущных ей по Божеству, то есть от ипостасей Отца и Святого Духа, и от ипостасей, единосущных ей по человечеству, то есть от матери и прочих отдельных людей: ибо когда из двух природ возникает одна сложная ипостась, и то и другое, то есть природные и ипостасные свойства, скажем, Божественной и человеческой природ, становятся составляющими одной и той же ипостаси. Отсюда Христос Бог и Человек, безначальный и имеющий начало, одна и та же ипостась, видимая и невидимая, тварная и несотворенная, ограниченная и безграничная, страдательная и бесстрастная, Сын Божий и Сын Девы, то есть Сын Человеческий, без матери от Отца, без отца от Матери, предвечный и новый, неизобразимый и в образе раба и облике человеческом, прекраснее сынов человеческих ( Пс. 44:3 ). Все это составляет и отличает ипостась Христа Бога, и Он именуется по всем вместе и по каждому в отдельности [из этих свойств].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

ГНЕВ БОЖИЙ Гнев Божий за то, что человек не желает воспользоваться милостью Божией, явленной в спасении рода человеческого Неизреченная и непостижимая милость Божия явилася к нам, что Сына Своего Единороднаго ради спасения нашего не пощадил; но милость сия в ужасный гнев обратится тем, которые не хотели милости тоя принять и употребить во спасение: «Бог бо поруган не бывает», учит Апостол. Христос, Сын Божий и Бог во плоти Своей так поруган, посмеян, обезчещен, уязвлен и мучен был за грехи наши, что и помыслити о том ужасно: как уже презревшие сие великое смотрение Его дела, за свои грехи, которыми правду Божию раздражили, мучены будут в геенском огне. Милостив Бог есть, и везде в Святом Писании милость Его проповедуется, но кающимся и обращающимся от грехов к Нему; а НЕКАЮЩИМСЯ правду Его и праведный Его гнев на себе неотменно дознают. И чем кто более грешит, тем более на себе узнает гнев Божий (2:74). Гнев Божий на тех, кто отказывается идти в ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ Видим зде, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые к вечному блаженству, как преславной и пресладкой Вечери, словом Его позваны, но, презревше великую сию Его благодать, обратилися к снисканию временных, чести, славы, богатства, угодия и прочих мира сего сокровищ. «Ни един мужей тех званных вкусит Моея Вечери». Читаем в книгах Моисеевых Числ, что когда сыны Израилевы, изшедши из Египта, роптали: «кто ны напитает мясы? Помянухом рыбы, яже ядохом в земли Египетстей туне, и огурцы, и дыни, лук, и червленый лук, и чеснок. Услыша Господь роптание их, и разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа» ( Чис. 11, 4, 5 и 1). Ропщущие Израильтяне знаменуют тех христиан, которые временная благая вечным и небесным, как мяса египетская и прочия снеди израильтяне небесной манне предпочитают; почему и гнев Божий на себе воздвигают, и огнь не временный, но вечный, на них возгорится (4:59–60). Гнев Божий за пренебрежение ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ Божиим, ожидающим от человека покаяния Сколько терпел Бог Израильтянам, «ихже всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение и обетования, ихже отцы, и от нихже Христос по плоти» ( Рим. 9, 4–5 ); сколько согрешали, отвращалися от Него, преогорчевали, прогневляли и раздражали Его, и различно наказуеми и увещаваеми чрез Пророков и обращаеми и исправляеми были,– Ветхаго Завета Писание свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Исус Христос,сын Божий!Спасибо за то что есть и три раза спасибо за то чего нет.Прости грехи вольные и не вольные.Помоги Юлии чтобы проверка на работе прошла успешно,проверяющие москвичи были милостивыми людьми с добрыми сердцами.Избавь от страхов и волнений нас с дочкой..Не оставляй нас с дочкой без своей помощи.Исус Христос,помоги с работой,согласна вернуться на старую работу,мне срочно нужна работа, нужно протезироваться и оплатить ординатуру дочки,отдать долги.Помоги Юлии успешно пройти ординатуру,выучиться на грамотного врача,без ссуд и кредитов.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.Б.Раиса 2019/02/04, 20:34:15 Исус Христос,сын Божий!Спасибо за то что есть и три раза спасибо за то чего нет.Прости грехи вольные и не вольные.Спасибо за помощь в сдаче экзамена Юлии.Избавь от страхов и волнений.Не оставляй нас с дочкой без своей помощи.Исус Христос,помоги с работой,согласна вернуться на старую работу,мне срочно нужна работа, нужно протезироваться и оплатить ординатуру дочки,отдать долги.Помоги Юлии успешно пройти ординатуру,выучиться на грамотного врача,без ссуд и кредитов.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.Б.Раиса 2019/01/25, 11:39:08 Господи,береги нас как зрачок Твоего глаза,в тени Твоих крыльев сокрой нас.Аллилуия!!! р.Б.Лариса 2019/01/25, 10:25:38 Исус Христос,сын Божий!Спасибо за то что есть и три раза спасибо за то чего нет.Прости грехи вольные и не вольные.Помоги Юлии отлично сдать все экзамен,чтобы преподаватели врачи были милостивыми людьми с добрыми сердцами.Избавь от страхов и волнений.Не оставляй нас с дочкой без своей помощи.Исус Христос,помоги с работой,согласна вернуться на старую работу,мне срочно нужна работа, нужно протезироваться и оплатить ординатуру дочки,отдать долги.Помоги Юлии успешно пройти ординатуру,выучиться на грамотного врача,без ссуд и кредитов.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.Б.Раиса 2019/01/23, 17:00:30 Исус Христос,сын Божий!Спасибо за то что есть и три раза спасибо за то, чего нет.Прости грехи вольные и не вольные.Помоги Юлии отлично сдать экзамен,чтобы преподаватели врачи были милостивыми людьми с добрыми сердцами.Избавь от страхов и волнений.Не оставляй нас с дочкой без своей помощи.Исус Христос,помоги с работой,мне срочно нужна работа, нужно протезироваться и оплатить ординатуру дочки,отдать долги.Помоги Юлии успешно пройти ординатуру,выучиться на грамотного врача,без ссуд и кредитов.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://isihazm.ru/1/?id=657&c_pid=5

Сестры послали сказать и пр.: вероятно, узнав, что Господь не слишком далеко от них, не в Галилее, а в Перее, Марфа и Мария послали известить Его о болезни любимого Им брата их. Мысль их, выражающаяся отчасти и в словах, – которого Ты любишь, без сомнения, была та, что Господь – чудотворец, узнав о болезни друга, исцелит его. Они не приглашают Господа прийти к ним, конечно, зная, какой опасности подвергался Он недавно в Иерусалиме и мог, по их мнению, подвергнуться опять, если бы показался вблизи Иерусалима, и, будучи уверены, что Он издали может даровать исцеление брату их, как это случалось (ср. 4 и далее). – Услышав то, сказал: в присутствии учеников Своих и тех, которые принесли известие о болезни Лазаря, чтобы сии последние могли уведомить об ответе Его сестёр больного. – Сия болезнь не к смерти и пр.: Лазарь умер, следовательно, болезнь была к смерти; но Господь тогда же знал, что последует за этой смертью и потому совершенно мог сказать, что болезнь не к смерти, что она не окончится смертью его, а воскресением (ср. Феофил.). Это ясно видно из дальнейших слов Господа, что эта болезнь – к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Конечно, и чрез чудесное заочное исцеление Христом друга Своего прославился бы Сын Божий, но самая торжественность выражения свидетельствует, что Господь имел в виду нечто большее, чем чудесное исцеление друга Своего. – Сын Божий: пред верующими в Него Господь открыто называет Себя Сыном Божиим в смысле Мессии, не оправдываясь в сем, как недавно в Иерусалиме (10 и далее). – Да прославится: прославление Сына Божия есть вместе и слава Бога Отца, поскольку чрез Сына действует Бог Отец ( Ин. 10:30, 38 ). «Видишь ли, у Отца и у Сына – одна слава? Ибо сказав: к славе Божией, прибавил: да прославится Сын Божий. Ибо слава Бога, т. е. Отца, ничем не разнится от славы Сына. Следовательно, и есть собственно и истинно Бог, также как и Отец» (Феофил.). «А частица – да означает здесь не причину, но событие. Болезнь случилась по иной причине, но Христос обратил её к славе Божией» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Евангелие от Марка начинается с четкого утверждения о том, что Иисус Христос есть Сын Божий (Мк 1, 1). Но в Евангелиях фигурирует и другой персонаж, называемый «Сыном Человеческим», и он, по-видимому, не тождествен Сыну Божию. Часто Иисус говорит о нем в третьем лице единственного числа, как о ком-то другом, не о Себе: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать» (Мк 8, 31); «Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9, 9; ср. 9, 12; 10, 33); «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мк 13, 26; ср. 14, 62). Формулируем проблему: Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, — это одно и то же лицо? Тема единства личности Христа присутствует в христианской мысли с самого начала. С одной стороны, Новый Завет дает Ему великие имена и божественные эпитеты (Слово, Сын Божий, Единородный, Премудрость, Сила и т. д.), а с другой, в Евангелиях освещены Его человеческие стороны: голод, жажда, печаль, «ужас и тоска» (Мк 14, 33). И тут возникает вопрос: каким образом все эти свойства, столь разные, могут сочетаться в одном лице? Как могут Логос (Слово) и саркс (плоть=человек) составлять истинное единство, а не случайный набор несовместимых качеств? Как избежать соблазна от креста для Сына Божия, если субъект един? Перед нами нечто парадоксальное, не объяснимое в антропологических категориях. Проблема не только древняя, но и актуальная, поскольку всегда актуален вопрос о Первопроходцы во II веке: Ириней и гностические христологии Первые попытки дать богословский ответ на эти вопросы сопровождались тенденциями к разделению и приводили к разным, даже противоположным результатам. То подчеркивали Божественную сторону Христа в ущерб человеческой, то полностью отделяли человеческое от Божественного. Одной из первых христологических ересей стал докетизм (от греческого doke, «казаться»), сводивший человеческую сторону Христа к чистой видимости, в пользу Его Божественности. Особенно для тех, кто унаследовал греко-эллинистическую картину мира, реальное воплощение и реальное страдание были чем-то абсолютно недостойным божества. Следовательно, человечество Иисуса рассматривалось не как полноценная реальность, а лишь как «видимое облачение невидимого Докетическая концепция, настойчиво опровергаемая уже в посланиях Игнатия чревата вескими последствиями для восприятия пасхальной тайны и для сотериологии: ведь если страдания и смерть Иисуса — только «видимость», пасхальная тайна теряет смысл. Напротив, унитарная христология Игнатия Антиохийского «предполагает концепцию воскресения, сохраняющую тождество Распятого и Воскресшего, а потому и спасительный смысл Воплощения, Страстей и

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сортировать по Исключить новости Слово III на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 Вам, возлюбленные, хорошо известны и всегда были у вас на слуху обстоятельства, относящиеся к нынешнему празднику, но так же как неповрежденным очам этот видимый свет доставляет [великое] чувственное удовольствие, так и чистым сердцам приносит вечную радость Рождество Спасителя, которое мы никогда не должны обходить молчанием, хотя его и невозможно достойным образом изъяснить. Ведь мы верим, что слова [пророка] Рождество Его кто изъяснит? (Ис 53:8) 2 относятся не к тому таинству, в котором Сын совечен Отцу, но скорее к этому рождеству, когда Слово стало плотию (Ин 1:14). Итак, Бог и Сын Божий, равный Отцу и имеющий ту же самую природу от Отца и со Отцем, Творец и Господь вселенной, присутствующий всюду целиком и все целиком превосходящий, в чреде времен, которые идут по предначертанному Им плану, выбрал для Себя этот день, в который Сам родился от блаженной Марии во спасение мира при полном сохранении целомудрия Родившей, девственность Которой настолько же не пострадала от рождения, насколько не была осквернена зачатием. [Это произошло], чтобы исполнилось, как говорит Евангелист, реченное Господом чрез пророка Исайю: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:22–23). Это чудесное рождение от святой Девы произвело на свет в одном Лице истинную человеческую и истинно Божественную природу, ибо обе сущности сохранили свои свойства не так, чтобы в них могло появиться различие лиц, и тварь была воспринята в единство со своим Творцом не так, чтобы Он был обитателем, а она обиталищем, но так, что одна природа теснейшим образом соединилась (misceretur) 3 с другой. И хотя одна — та, которая была воспринята, а другая — Та, Которая восприняла, различие обеих [природ] сошлось в такое единство, что Один и Тот же есть Сын, называя Себя меньшим Отца согласно тому, что Он есть истинный Человек, одновременно исповедует Себя равным Отцу согласно тому, что Он есть истинный Бог. И этого единства, в котором тварь соединилась с Творцом, не может разглядеть своим умственным взором ослепленная арианская ересь. Она не верит, что Единородный [Сын] Божий обладает единой со Отцем славой и сущностью, и воображает себе, что Божество Сына умаляется от того, что должно относиться к образу раба (Флп 2:7) , который в Нем не принадлежит отдельному или иному лицу, как показал это Сам Сын Божий, сказав от одного и того же [лица]: Отец Мой более Меня (Ин 14:28) , и: Я и Отец — одно (Ин 10:30).

http://pravmir.ru/slovo-iii-na-rozhdestv...

ЗАКОН Творец закона – Бог (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Закон Божий – что есть Под именем закона Божия разумеются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ) (2:7). Закон Божий есть в Библии , слове Божием (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ , 890). Закон Божий дан в раю, затем Моисею Евангелие принес Христос Закон Божий, хотя прародителям нашим АДАМУ и ЕВЕ в РАИ дан, и написан был на СЕРДЦАХ их, но потом МОИСЕЮ святому на горе Синайской, на двух скрижалях от Бога написанный, предан, и чрез него всем людям объявлен, якоже о том пишется в книге Исхода ( Исх. 32 и 34). ЕВАНГЕЛИЕ же ХРИСТОС Сын Божий от недр Отца Своего небеснаго на землю принесл и проповедал (2:7). Закон на сердцах прародителей написан был, а писанный был дан Моисеем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Закон был вложен в душу при творении, затем на двух скрижалех. Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, которым он мог все, что до должности его касается, знать и по тому поступать. Он по тому закону мог знать, в чем его состояла должность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом тот закон сей попортился, что едва малые следы его остались. Откуду воспоследовало, что люди вместо добра, зло избирали и тьмою неведения помрачены, пороки вместо добродетелей почитали. Чего ради милосердый Творец наш, по своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалех, которыя чрез Моисея, вернаго Своего раба, предал избранному Своему народу – Израилю, а по нем и всем народам и языкам (1:84–85). Закон и ПРОРОКИ были посланы для исправления человека Послан был к нему с небесе Божий «Закон»: но той обличал его только, и язвы его ему показывал, а не исцелял; смертию ему грозил, а не помогал. Посланы были «Пророки»: но и тии ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный: лежал ураненный, уязвленный, умученный, обезчещенный, обруганный от разбойника диавола! лежал «еле жив» ( Лк. 10, 30–32 ) (4:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Теоретическая основа формирования понятия страха Божия 16.12.2010 2147 Время на чтение 19 минут Недавно, находясь в православной лавке, открыл книжку с довольно претенциозным названием «Православная энциклопедия». Поскольку незадолго до этого, листая новый Философский Энциклопедический Словарь, я обнаружил, что смирение - это «высшая форма нравственной гордости», мне было интересно, как это понятие определяется в «Православной энциклопедии». Читаю: «Смирение - страх Божий...» и т.д. Конечно же, смирение и страх Божий - понятия пересекающиеся, но отнюдь не тождественные. Лествица добродетелей утверждена на страхе Божием, но если смирение ее первая ступень, то страх Божий, будучи «началом премудрости» (Пс. 110; 10), охватывает всю лествицу, ибо в своем высшем развитии - «сыновнем страхе» - достигает любви, венца добродетелей. Смирение и страх Божий - разные добродетели. (Видимо, имеет смысл подумать над проблемой типологизации добродетелей, чтобы подобной путаницы не возникало.) Бог - свят. Из переживания святости всемогущего Бога и Его промышляющей любви рождается страх Божий. Очень важно отметить, что страх Божий порождается именно этим благоговейным переживанием, а не одним лишь трепетом перед Его всемогуществом (обращаем внимание на пять греческих слов означающих святость: ιερος, οσιος, σεμνος, αγνος и αγιος, из которых именно последнее выражает библейское понятие святости ). Структурируя понятие страха Божия как «охранительной» добродетели, мы исходим из понятия обожения (как святоотеческого целеполагания) и понятия святости. «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его » (Пс. 110; 10), - учит св. царь и пророк Давид. Ему вторит его сын - Премудрый Соломон, повторяющий слова отца (Пр. 1; 7) и добавляющий: «Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14; 27). Вначале необходимо уяснить, что есть страх как таковой. Следует акцентировать именно его естественное происхождение, как свойства инстинкта самосохранения, обращая внимание на мобилизующую функцию (вспомним примеры исключительной силы и ловкости со стороны заурядных людей в минуту опасности).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010