Выразим надежду, что нынешнее поколение юных читателей сможет извлечь для себя из рассказанных историй необходимые нравственные уроки и, тем самым, получит пользу для ума и души. От редакции Чудо для царя Соломона Однажды Соломон, будучи ещё юношей, сидел, глубоко задумавшись, под пальмами в садах своего отца. К нему подошёл Нафан, его учитель, и спросил: — О чём ты так задумался? Юноша поднял голову и ответил: — Мне хотелось бы увидеть чудо, Нафан! Учитель Нафан улыбнулся и сказал: — Когда я был в твоих годах, я желал того же самого. — И что же, исполнилось твоё желание? — поспешно спросил царский сын. — Один человек Божий, — продолжил Нафан, — подошёл ко мне, держа в руке гранатовую косточку. «Посмотри, — сказал он, — что выйдет из этой косточки!» Затем он сделал ямку в земле, положил в неё косточку и прикрыл её землёй. Когда он отнял руку, земля приподнялась, дала трещину, и я увидел вылезающие два листика. Но не успел я рассмотреть их, как они сложились и образовали круглый ствол, и на моих глазах ствол делался всё толще и выше. Человек Божий говорил мне: «Смотри!» И пока я смотрел, из ствола появилось семь ветвей, подобно семисвечнику пред алтарём. Я выразил удивление, но человек Божий знаком приказал мне молчать и предупредил: «Смотри, скоро начнётся новое творение!» Затем из протекающего ручья он зачерпнул горсть воды и трижды окропил ветви, и вот все ветви покрылись зелёными листьями, так что мы очутились в прохладной тени и нас обдувал приятный аромат. «Откуда такой аромат?» — спросил я. «Разве ты не видишь, — сказал человек Божий, — пурпурные цветки, вот они произрастают из зелёных листьев и висят пучками?» Я хотел что-то сказать, но пролетел лёгкий ветерок и развеял вокруг нас лепестки цветов. Не успели они упасть на землю, как между листьями уже появились красные плоды — гранаты. Тогда человек Божий отошёл, оставив меня в полном изумлении. Тут Нафан смолк. Соломон же поспешно спросил: — Как зовут этого человека Божьего? Жив ли он ещё? Нафан, сказал: — Сын Давида, я рассказал тебе сон.

http://azbyka.ru/fiction/istochnik-iscel...

2. О Сыне Научились же мы веровать как в единого Бога, так и в единого Сына, прежде веков рожденного. Не утверждаем, что, как баснословит Валентин, иной есть Единородный, иной – Слово, иной – Христос, и еще иной Иисус. Также Господа нашего Иисуса Христа не именуем тварию, как богохульствуют Арий и Евномий, – потому что Божественное Писание называет Его Единородным; если же Он сотворен, то не единороден, но и тварь и все части твари – собратия Ему. Если Он единороден, то не имеет ничего общего с существами тварными. А что Сын единороден, научил сему Сам Единородный, сказав: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ), и чрез несколько слов: «веруяй в Онь несть осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия» ( Ин. 3, 18 ). Евангелист же сказал так: «и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1, 14 ); потому что естество плоти не умалило достоинства Божества, но и плотию обложенное Слово явило в Себе Отчее благородство. И еще говорит Евангелист: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1, 18 ). А Креститель взывает: «веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3, 36 ). И все Апостолы именуют Его преискренним и истинным Сыном Божиим. Сам Отец, двоекратно провещав с неба, показал преискренность рождения; ибо изрек: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3, 17 , Мф. 17, 5 ). И что говорю о Крестителе, об Евангелисте, о прочих Апостолах и о Боге всяческих? – Даже отец лжи, диавол, не осмелился именовать Его иначе, но до вступления в борение сказал: «аще Сын еси Божий» ( Мф. 4, 6 ); побежденный же, дознав, Кто Он, не сомневаясь взывает: «что нам и Тебе,... Сыне Божий! Пришел еси... прежде времене мучити нас» ( Мф. 8, 29 ); и в Филиппах нарек Его Вышним и Богом, ибо сказал: «сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают» вам «путь спасения» ( Деян. 16, 17 ); «рабами» же назвал Апостолов Христовых, дознав это от них самих, ибо слышал, что так сказует и пишет божественный Павел. Ибо говорит он: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол» ( Рим. 1, 1 ); «Павел и Тимофей раби Иисус Христовы» ( Флп. 1, 1 ). Если же сам учитель лжи, уступая молниеносному свету истины, именует Его и Сыном, и Вышним, и Сыном Божиим, то осмеливающиеся назвать Сына тварию усиливаются опровергнуть самое наименование Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

День Благовещения Пресвятой Богородицы открывает таинство нашего спасения, таинство, в котором Бог становится Человеком, чтобы человека соделать Богом. Но этот праздник является для нас также и еще одним поводом вспомнить о страшной губительной язве нашего времени – абортах. Ведь обычным аргументом в пользу аборта на ранних сроках является рассуждение о том, что эмбрион в первые недели (а то и месяцы) существования – это не человек, а так... биомасса, сгусток плоти. Зачавшийся во чреве Пречистой Девы Сын Божий становится Сыном Человеческим в сам момент зачатия Христианин никак не может согласиться с подобными теориями, поскольку опирается в своих рассуждениях как раз на события Благовещения. Зачавшийся во чреве Пречистой Девы Сын Божий становится Сыном Человеческим в сам момент зачатия, а не через 40 недель или какой-либо другой период времени. Почему и называется этот праздник началом («главизной») нашего спасения, когда «Сын Божий Сын Девы бывает» . Аборт на любом сроке беременности в христианстве считается убийством. Но донести эту простую мысль до многих людей зачастую невозможно. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев женщина с опытом абортов скорее готова убить человека, доказывающего, что аборт – это убийство, чем согласиться с его доводами. С позиций православной аскетики такая реакция вполне объяснима. Душа человека, совершившего смертный грех, умерщвляется и впадает в состояние, которое на языке православных молитв называется «окамененным нечувствием». Пишущему эти строки приходилось слышать рассказ о голоде на Украине в 30-х годах прошлого века от современника тех событий. Известно, что голод тогда привел к массовому людоедству. Рассказчик поделился одной интересной деталью. По его словам, люди в семьях, причастных к людоедству, приходили в состояние некоего анабиоза. Они переставали общаться, теряли обычные человеческие реакции, да и сам человеческий облик. Некоторые доходили до того, что переставали топить имевшуюся в доме печь и разжигали прямо в доме костер, дым от которого уходил через пробитую в потолке дыру.

http://pravoslavie.ru/jurnal/92241.htm

Неужели же Он промолчит теперь, когда в крови Сына Его учреждается Новый Завет , завет благодати и мира? Перед шествием на страдания Спаситель молился: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел, Отче! прославь имя Твое! Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» ( Ин. 12, 27–28 ). И мог ли молчать этот Отец теперь, когда Его Сын страдает на кресте и умирает? И Отец не пробыл молчаливым свидетелем страданий Своего Возлюбленного Сына, а многими знамениями и чудесами показал Свою любовь к Нему. Евангелист рассказывает нам прежде всего о знамении, предшествовавшем смерти Спасителя: «От шестого часа была тьма по всей земле до часа девятого». Мы не знаем, как далеко распространялась эта тьма на соседние страны. Но известно нам, что она была по всей Святой Земле и не являлась следствием солнечного затмения, происходящего обычно каждый год однажды или даже и несколько раз. Затмения солнца не бывает во время полнолуния, когда праздновалась у евреев Пасха. Это была необычайная, чудесная тьма, которая стоит в противоречии со всеми законами природы. Когда Сын Божий родился в Вифлееме, то мрак ночи осветился светом необычайной звезды в знамение того, что свет пришел в мир. Теперь же, когда Сын Божий умирал на Голгофе, в ясный полдень распространилась по земле тьма в знамение того, что Свет мира на кресте, в смерти, угасал. Эта тьма, сделавшаяся в те три часа – от одиннадцати часов до третьего часа пополудни, – была мрачна и священна. Когда Бог давал Своему народу закон на горе Синайской, то была тьма, тучи и мрак, чтобы люди не видели лица Его, а только слышали Его голос. И мрак этот служил как бы завесою, скрывавшею величие и святость Божию, чтобы последние не поразили смертью грешников. Такова же была и Голгофская тьма: она скрывала от взоров греховного народа бесконечные и невыразимые страдания Сына Божия. Ни один смертный не должен был видеть того, что происходило в эти торжественнейшие из всех бывших когда-либо на земле мгновений. Сын Божий в глубочайших телесных и душевных муках висел на кресте. Грехи всего мира лежали на Его святых плечах. Все ужасы ада разражались над Ним. Весь гнев Божественного правосудия пал на Него. Все мучения, связанные с вечным осуждением, охватили нашего Ходатая, Который взял на Себя наше проклятие. Все, что Он предчувствовал только в саду Гефсиманском, когда душа его была преисполнена смертельною скорбью, – все это Ему надлежало теперь вкусить во всей его неизмеримой и невыразимой горечи. И при этом не сходит уже с неба Ангел, который утешил бы и подкрепил Его. Даже Сам Отец Небесный отнял от Него Свою руку, так что Он воскликнул с величайшею скорбью: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27, 46 ). Мрачные тени невыразимой и неописуемой скорби легли на его святую, чистую душу. В знамение этого и померкло солнце над главою Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Поучение в неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною «Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему» ( Ин. 4:23 ). Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу-Отцу Духом и Истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Аз есм путь и истина и живот» ( Ин. 14:6 ). Истина есть Слово Божие: «Слово Твое истина есть» ( Ин. 17:17 ; Кол. 1:16 ). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог, это Слово – Творец всего существующего, видимого и невидимого ( Ин. 1:1, 3 ; Кол. 1:16 ). Это «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1:14 ). «Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1:18 ). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. «От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть» ( Ин. 1:16–17 ). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины ( Ин. 15:26, 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ПОКАЯНИЕ Христос ради того в мир пришел, чтобы привести людей к покаянию Христос ради того и в мир пришел, чтобы грешников спасти: «Верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус пришел в мир грешники спасти» ( 1Тим. 1, 15 ). Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (1:152–153). Христос Сын Божий того ради на землю пришел, чтобы грешников призвать на покаяние, как Сам объявляет: «прииде Сын человеческий взыскати и СПАСТИ погибшаго» ( Лк. 19, 10 ). Звал прежде через Пророков, как посланников своих; а последи Сам в тое великое и чудное дело вступил. Сам на земли явися и с человеки поживе, и призвал блудников, разбойников, мытарей и прочиих, и им кающимся царствие Свое небесное отворил. Не могли мы к нему приитить: Того ради Сам Он к нам пришел «взыскати и спасти нас» (2:227). Для кающихся Христос приходит и спасает их От сих слов: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние», грешникам кающимся утешение проистекает. Христос не ради праведников, но ради грешников пришел – призвати их на покаяние. Когда во грехах каемся, и на пути покаяния находимся, тогда поминаем и тое, что Апостол утешительно написал: «Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» ( 1Тим. 1, 15 ). И Сам Сын Божий сказал: «Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшего» ( Лк. 19, 10 ). Стой убо, крепися, мужайся, и да крепится сердце твое, яко и тебе Он пришел взыскати на покаяние, пришел взыскати и спасти, понеже и ты един от погибших и грешников, которых пришел взыскати и спасти. И Он лицеприятия не имеет; Он всех милует и спасает кающихся, на то бо и пришел (5:122). Христос Своим пришествием, жизнью и страданиями призывает к покаянию (2:215, см. ХРИСТОС , 1140). I. ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ И В ЧЕМ ОНО СОСТОИТ Покаяние есть первейшее дело ХРИСТИАНИНА Всякому человеку звание его есть первейшее дело, пока он в звании своем находится; судей первейшее дело есть истину изыскивать и по законам судить, доколе они в сем звании находятся: тако христиан первейшее дело есть быть в покаянии; ибо к тому их Христос позвал. Смотри, христианине; к чему ты позван? Ни богатства, ни чести, ни славы в мире искать, не банкеты строить, ни в гости ездить и гостей принимать и проч., но, от всех сих отвратившись, быть в покаянии, и тако вечное СПАСЕНИЕ, к которому позван ты, о Христе Иисусе получить (4:144).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Отец и сын» в русском героическом эпосе На примере былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло» 31.01.2024 127 Время на чтение 6 минут Фото: художник В.Васнецов « Богатырь ты будешь с виду//И казак душой.//Провожать тебя я выйду – //Ты махнешь рукой…//Сколько горьких слез украдкой//Я в ту ночь пролью!..//Спи, мой ангел, тихо, сладко,//Баюшки-баю» (М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня») В Русском героическом эпосе содержится более восьмидесяти сюжетов. Среди них есть и посвященный богатырям – отцу и сыну. Это былины «Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник)» и «Данило Игнатьевич и сын его Михайло». И если в первой представлена трагедия – дитя случайной любви Ильи и воительницы, ставший врагом Русской земли, погибает от руки отца, то во второй «семейный тандем» побеждает врагов Руси. Но, прежде чем мы с Вами перейдем к рассмотрению былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло», коснемся самой сути эпоса, производные которой и будут в центре нашего внимания. Мир эпоса, если использовать понятия сферы ощущений, абсолютно не «комфортный» и не «мягкий», это суровый и жёсткий мир Традиции, беспощадный к недостаточно подготовленным и самонадеянным. Герою в таком мире нельзя занять «почетное призовое место», он может быть или на самом верху или не быть вообще. Там всё на максимуме, на пределе, точнее за пределом. И этот мир сугубо мужской. Женщина занимает в нём своё высокое и почётное место. Она: Мать, сестра, дочь, спутница жизни и даже, порой, противник богатыря-мужчины, чьё призвание быть Воином и Защитником. Не случайно, например, у абхазов, оружие именуется как " " (Абджар) – «Крест мужчины». Как точно сказал о. Андрей Ткачёв: «Вся тяжесть за бытие, за мир, лежит на плечах мужчин. И если они самоустраняются от ответственности за мир, тогда всё идет прахом». Но «просто» быть мужчиной недостаточно. Необходимо передать своё видение таких важнейших ценностей как «ответственность», «сила», «отвага», «преданность», «уважение» следующему поколению. Поэтому «Отец и сын» – одна из самых значимых категорий в жизни человека . В то же время такие отношения важны не только между людьми. В Божественной истории воплощается именно единородный Сын Божий, с помощью Которого Отец усыновляет человечество, давая ему шанс на гражданство Небесного Царства: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Теперь посмотрим на происхождение отцов ряда выдающихся Русских богатырей. У Ильи Муромца это крестьянин, у Василия Буслаева боярин, купец у Добрыни Никитича, у Алеши Поповича священник, а у Михайла Даниловича воин из княжеской дружины. И дети из таких, казалось бы, разных частей общества вместе делают одно большое дело – защищают народ и прославляют Русскую землю и своих родителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/31/ot...

По учению Православной Церкви мы исповедуем, что Бог Отец пребывает в Боге Сыне, как и Бог Сын пребывает в Боге Отце. Верные же Богу пребывают не в естестве Божием, а в благодати Его и в любви Его 1 . 2 Прими и основу наших догматов, представленную здесь в сжатом виде и в то же время как полный кругозор и законченную форму. Ведай, владыка, что Бог – сущий и ныне и в бесконечные века – есть Творец бесплотных тел и всего существующего во вселенной. Он бестелесен, неопределяем, невидим естеством, свободен, непостижим Своим Существом, но постижим Своими действиями, един и вместе троичен: един, поистине, существом, троичен же Ипостасями или – если хочешь – Лицами. Ибо Единый Бог является Три-ипостасным: Отец, Сын и Единосущный с Ними Святый Дух. Единый – Отец и безначальный, Отец, Вседержитель и Царь (στεφηφρος). Единый – Сын: Он – не безначален в отношении Своего Бытия, ибо Начало Его – Отец; если же хочешь отнести к понятию времени, то и Он – безначален; в отношении же плоти Своей Он не безначален, ибо, воплотившись, приял плоть во времени. Дух Святый – дух и Бог Своим существом. Паче естества Он исходит от Отца: исхождение же не есть то же самое, что и рождение Сына, хотя образ сего исхождения превышает наше разумение. Три Ипостаси – по отдельности, но и Три Ипостаси есть Единый Бог. Единый же Сын воплотился при конце веков и восприял наше естество от Девы; восприял не видимостью только или призрачно, а самым существом от честных кровей Всенепорочной Девы. Знай, что одно – ипостась, а другое – существо. Существо есть то, что является общим в каждой из ипостасей. Ипостась же есть единое и индивидуальное лицо. Потому что оно-то и является показателем естества и носителем существа, будь то Божества, будь то человека. Отец же и Сын и Святый Дух являются Ипостасями, или Лицами. Таким образом, воплотившись неизменно, несмешанно, не видимостью только, как мы сказали, и не согласно (всему) Божественному естеству, как нечестиво бредил жалкий Несторий, – Сын Божий соединился по ипостаси с воспринятым Им человеческим естеством, пребыв единой Ипостасью, Божественной и совершенной, сушей в двух естествах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/o...

Господь удалился от Своих учеников, пал ниц и молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» Мы знаем, дорогие слушатели, как вознеслась эта молитва из глубины скорби и страданий к Богу и Отцу Небесному. Мы знаем, сколько страданий перенес Сын Божий, когда Он, не знавший греха и сделавшийся по нас грехом, в этот страшный час почувствовал проклятие греха, гнев и Суд Божий! Скорбь Его была так велика, что Он пролил большие, густые капли пота, которые смешались и окрасились кровью! Глубоко было уничижение Спасителя оттого, что Он, Святой Божий, не знавший греха, должен был страдать так же, как страдал отъявленный убийца и злодей. Мука Его была до того велика, что Он не перенес бы ее, если бы Он не был мощно под креплен. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Мы не знаем, как и чем укреплял Ангел Божий Сына Божиего. Без сомнения, Его укрепляло и утешало уже самое его появление. Это служило великому Мужу болезней свидетельством того, что Отец Его Небесный с любовью смотрел на Его душевные муки и что Ангелы Божии с участием взирали на Его тяжелое и мучительное борение в Гефсимании. На горе искушений искуситель показывал Спасителю все царства мира и всю славу их, чтобы этим соблазнить Его. Здесь, в мрачной долине при Масличной горе, Ангел Божий показывает Мужу болезней Царство Божие во всей его славе, которое должно было открыться в Его крови, чтобы этим укрепить Его терпение и мужество в наступившем крестном подвиге. С другой стороны, быть может, Ангел Господень показал Иисусу Христу Его собственное прославление, как Он через страдания и уничижение войдет в славу свою и как Он, увенчанный славою и честью, вознесется на небеса и сядет одесную величия Божиего. Быть может, он показал Ему бесчисленное множество несчастных грешников, которые имели получить в Его страданиях и смерти прощение грехов и праведность перед Богом. Быть может, Ангел показал Ему бесчисленное множество верующих, которые преклоняются пред Его именем и в Нем имеют свою премудрость и праведность, свое искупление и освящение. Быть может, он указал на всех, обремененных крестом, которые, взирая на Начальника и Совершителя нашей веры, научаются истинному терпению и получают мир и утешение. Быть может, он указывал Ему всех побеждающих Его именем и силою все козни царя ужасов, и которые войдут в вечную славу и блаженство благодатию Того, Который уничтожил силу смерти и дал всем вечную жизнь. Быть может, он указывал Ему на лики святых, которые некогда будут предстоять Его престолу и громким голосом воспевать: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение!» ( Откр. 5, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Первый вопрос Самосатского. Как ты говоришь и пишешь, что Христос по естеству есть Бог апостолов, а не человек, как и мы? Мы знаем, что он шествует на страдание и говорит: ныне душа моя возмутися 5 . Скажи, разве это естество Бога? Первый ответ Дионисия. Голос Бога, а не человека,-такого же, как и мы. Да и не свойственно святому человеку говорить: ныне душа моя возмутися (τετ ρκται). В самом деле, Бог говорит устами пророка Осии: что тя устрою, Ефреме? Ефремом называется Израиль; Адама же и Севоим-города Содомские. Защищу ли тя Исраилю? Что тя положу? Якоже Адаму устрою тя и якоже Севоим. Превратися сердце мое в нем, смятеся [ ταρ χθη]раскаяние мое. Не сотворю по гневу ярости Моея: не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог Аз есмь, а не человек, к тебе свят 6 . Итак, не очевидно ли, что Тот же Самый, Который сказал это устами Осии, говорит снова во время страдания: ныне душа моя возмутися? Ясно, что не принадлежат какому-либо святому пророку ни слова во время страдания: душа моя возмутися, ни слова у Осии: смятеся раскаяние Мое. Согласись же, что не человек был распят на кресте, но единый Святый, единый Единородный Сын Божий и Слово. Второй вопрос Самосатского. Слова: прискорбна есть душа Моя до смерти 7 о ком, по твоему, должны гласить? Не человек ли по естеству тот, кто скорбит душою? Второй ответ папы Дионисия. Людям свойственны страсти: ненависть, еще любовь и, кроме того, печаль. Но, конечно, не человек Тот, Который говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти. Иначе и о Духе Святом Самосатский скажет, что Он подвержен страсти потому, что Павел пишет: и не оскорбляйте Духа Святого (Божия), имже знаменастеся в день избавления 8 . И по словам Исаии, Бог говорит: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя 9 . Очевидно, не как человек ненавидел Бог субботы иудеев, и не как человек огорчается Дух Святый, а равно (не как человек скорбел) и Единородный (Сын Божий), имеющий шествовать на страдание. Но как творящие неправду оскорбляют Духа Святаго. подобно этому скорбит и Единородный. Прибавлю еще и то, что сказано у Исаии. Кто говорит: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене 10 ? Пусть скажет Самосатский: Кто отвергнут, Кого оставили люди Израильские, прогневавшие Святого Израилева? И в другом месте: еда         неправеден Бог , наносяй гнев : по человеку глаголю 11 Итак, когда Его оскорбляют, Он гневается. А если бы, оскорбляемый, Он не гневался на неповинующихся, то не было бы у Него и радости. И как сказал бы тогда неложный Бог Иисус: аминь, аминь глаголю вам, Яко радость будет на небеси о едином грешнице кающемся 12 ? Написано также: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину Божию в неправде 13 . Это гнев Божий против оскорбляющих Сына Божия, Бога Истинного, поточу что они оскорбили и Отца, собезначального Сыну, и Духа Святого. Третий вопрос Самосатского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010