«Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где лежит голова змеи» Беседа со священником Сербской Православной Церкви Момчило Кривокапичем Протоиерей Момчило Кривокапич, наместник митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) , настоятель храма святителя Николая в городе Котор, проповедник, педагог, психолог, частый гость передачи «Спрашивайте священника» на радио Светигора – один из самых известных и любимых священников Черногорско-Приморской митрополии. Отец Момчило родился в 1945 году в семье военного священника. Желание продолжить служение отца появилось у него уже в детстве. Судьба семьи была трудной, но это только укрепило отца Момчило в решении посвятить свою жизнь Церкви. Протоиерей Момчило Кривокапич      После окончания богословского факультета, по благословению духовного отца, преподобного аввы Иустина (Поповича), он возвращается на родину, с которой была когда-то была изгнана его семья, чтобы служить в Которе, так как именно там, по словам отца Иустина, «лежит голова змеи». О том, что значили эти слова старца, о своем христианском пути, об истории Церкви Христовой в годы безбожия, о встречах с Патриархами Германом и Павлом, преподобным Иустином и другими подвижниками благочестия наших дней корреспонденту портала Православие. Ru рассказывает отец Момчило. – Отец Момо, можно ли сказать, что вы родились верующим человеком? – Я сын священника, значит человек, верующий с детства. Мой отец был военным священником, после окончания Цетиньской семинарии в 1937 году до 1941 года служил недалеко от Рисно. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы какой-то коммунист-фанатик ворвался в алтарь, бросился на него, но убийцу удалось остановить. После этого оставаться там было опасно, и тогдашний Боко-Которский наместник протоиерей Джордже Самарджич перевел отца к себе в Котор. Поскольку церковный устав позволяет архиерейскому наместнику иметь помощника, он использовал эту возможность, потому что дать ему приход он не мог. – Почему? – Не было свободного прихода, а наместник был слаб здоровьем, и отец помогал ему, помогал всем которским священникам. Они были пожилыми людьми, а отцу в 1941 году исполнилось тридцать. В Которе он оставался до 1944 года, и таким образом избежал преследований и со стороны коммунистов, и со стороны фашистских оккупантов. В 1944 году в Белой, недалеко от Герцег-Нови, понадобился приходской священник, и отец отправился на новый приход, где в 1945 году я и родился. Но и там отец мешал коммунистам, ведь он был очень образованным, открытым человеком, люди тянулись к нему. Тогда, в 1945-м коммунисты убивали священников, которые пытались эмигрировать. Сто двадцать священников, которые уходили с митрополитом Иоанникием , были убиты по дороге. Они шли по направлению к Австрии через Словению и были убиты в Быстрице, у моста Зидан. Сейчас о тех событиях написана книга.

http://pravoslavie.ru/74426.html

«Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где лежит голова змеи» (версия для печати)/Православие.Ru «Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где лежит голова змеи» Православие.Ru , 20 октября 2014 г. С протоиереем Момчило Кривокапичем беседовала Светлана Луганская Фото и автоперевод с сербского Светланы Луганской Протоиерей Момчило Кривокапич, наместник митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) , настоятель храма святителя Николая в городе Котор, проповедник, педагог, психолог, частый гость передачи «Спрашивайте священника» на радио Светигора – один из самых известных и любимых священников Черногорско-Приморской митрополии. Отец Момчило родился в 1945 году в семье военного священника. Желание продолжить служение отца появилось у него уже в детстве. Судьба семьи была трудной, но это только укрепило отца Момчило в решении посвятить свою жизнь Церкви. Протоиерей Момчило Кривокапич      После окончания богословского факультета, по благословению духовного отца, преподобного аввы Иустина (Поповича), он возвращается на родину, с которой была когда-то была изгнана его семья, чтобы служить в Которе, так как именно там, по словам отца Иустина, «лежит голова змеи». О том, что значили эти слова старца, о своем христианском пути, об истории Церкви Христовой в годы безбожия, о встречах с Патриархами Германом и Павлом, преподобным Иустином и другими подвижниками благочестия наших дней корреспонденту портала Православие. Ru рассказывает отец Момчило. – Отец Момо, можно ли сказать, что вы родились верующим человеком? – Я сын священника, значит человек, верующий с детства. Мой отец был военным священником, после окончания Цетиньской семинарии в 1937 году до 1941 года служил недалеко от Рисно. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы какой-то коммунист-фанатик ворвался в алтарь, бросился на него, но убийцу удалось остановить. После этого оставаться там было опасно, и тогдашний Боко-Которский наместник протоиерей Джордже Самарджич перевел отца к себе в Котор. Поскольку церковный устав позволяет архиерейскому наместнику иметь помощника, он использовал эту возможность, потому что дать ему приход он не мог.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ (Бранкович Георгий (Джордже); 1463 - 18.01.1516, монастырь Крушедол, Сербия), свт. (пам. 18 янв.), митр. Белградский и Сремский. Происходил из рода Бранковичей , сын деспота Стефана Слепого и Ангелины . Детство провел в замке Бельградо близ г. Удине (Сев.-Вост. Италия), где воспитывался правосл. монахами. В 1486 г. вместе с матерью и братом Иоанном по приглашению кор. Матьяша Хуньяди приехал в Венгрию в качестве буд. наследника серб. деспота Вука Бранковича (Вука Огненного Змея). Кор. Матьяш дал в управление Георгию населенные пункты Купиново, Сланкамен (ныне Стари-Сланкамен) и Беркасово (ныне все 3 в автономном крае Воеводина, Сербия), а впосл. и г. Сремска-Митровица. Деспот Георгий помогал правосл. храмам и монастырям, ежегодно выплачивал 500 золотых мон-рю св. Павла на горе Афон, в Купинове построил ц. св. Луки и перенес в нее мощи отца. В 1487 г. кор. Матьяш женил Георгия на родственнице своей жены, кор. Беатрисы Неаполитанской, Изабелле, но брак был недолгим. Георгий не имел склонности к мирским делам, и в 1493 г. титул деспота получил его брат Иоанн (Бранкович) . Между 1497 и 1500 гг. Георгий принял монашество с именем Максим в мон-ре при ц. ап. Луки в Купинове и был рукоположен во иерея. От имени брата в 1502 г. он вел переговоры с Венецианской республикой по поводу заключения антиосманского союза, но безуспешно, т. к. Венеция в том же году подписала мирный договор с Османской империей. После 1502 г. по приглашению воеводы Раду IV Великого М. уехал в Валахию и стал митрополитом Унгро-Влахийским: его хиротонию совершил, вероятно, ок. 1505 г. бывш. К-польский патриарх Нифонт II . М. приписывают открытие в Валахии типографии и приглашение для работы в ней черногорского иером. Макария . В 1508 г. М. был направлен с дипломатической миссией в Будим (Буду). Вскоре уехал в Срем и стал митрополитом Белградским и Сремским. Похоронен в основанном им монастыре Крушедол . В 1523 г., после обретения мощей М., его родителей и брата, началось их почитание, было составлено Житие М. При пожаре 1716 г. уцелела лишь левая рука М.; ныне она хранится в ризнице мон-ря. Лит.: А. Држава српских деспота. Београд, 1995. С. 92-95; Српски jepapcu. 1996. С. 299-300; М. Ucmopujcku преглед Српске православне мumponoлuje карловачке// Он же. Српска православна мumponoлuja карловачка по подацима од 1905. г. Загреб, 2012. С. 1-110. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии

http://pravenc.ru/text/2561550.html

[серб. Петар] (29.06 (11.07).1844, Белград - 16.08.1921, там же), кор. сербов, хорватов и словенцев в 1903-1921 гг.; 4-й из сыновей кн. Александра. Начальное образование получил в Белграде и Женеве. В Париже окончил коллеж, военную школу Сен-Сир (1864) и в звании подпоручика - военную школу в Меце. В составе иностранного легиона 15-й франц. армии участвовал в неск. битвах германо-франц. войны (1870-1871), был награжден орденом Почетного легиона. В 1875-1876 гг. под псевдонимом Петар Мрконич участвовал в серб. восстании в Боснии и Герцеговине. В февр. 1883 г. женился на старшей дочери черногорского кн. Николы I Петровича-Негоша (впосл. король) (см. ст. Петровичи-Негош ) Любице-Зорке (1864-1890), ее родные сестры Милица и Анастасия были женами рус. вел. князей братьев Петра Николаевича и Николая Николаевича Романовых, а Елена - женой итал. кор. Виктора Эммануила III Савойского. До смерти жены жил в Черногории, затем переехал в Женеву. После убийства кор. Александра Обреновича (май 1903) 15 июня 1903 г. был избран королем. В начале первой мировой войны назначил своим соправителем сына Александра, разделил тяготы отступления серб. армии к адриатическому побережью. Получил прозвища Король-изгнанник, т. к. большую часть жизни прожил за рубежом, и Король-освободитель благодаря успехам Сербии в балканских войнах. В 1903 г. начал возведение величественного храма во имя вмч. Георгия Победоносца на высоком холме Опленац в Тополе, в крипте к-рого устроил династическую усыпальницу. Сюда он перенес прах деда, Карагеоргия, и отца, кн. Александра. Был похоронен в этом же храме, строительство храма завершил его сын кор. Александр I. Торжественное освящение храма состоялось 9 сент. 1930 г. Храм высотой 27 м обложен мрамором и украшен богатыми мозаиками (513 в храме и 212 в крипте, общая площадь мозаик 3500 кв. м), на которых представлено 1,5 тыс. фигур. Имел 5 детей (двое умерли в младенчестве). Старший сын, Джордже (27.08(8.09).1887, Цетине - 17.10. 1972, Белград), получил образование в Пажеском корпусе в С.-Петербурге. Отличаясь вспыльчивым нравом, убил своего камердинера и под давлением общественности был вынужден отречься от престолонаследия в пользу брата Александра. Участвовал в неск. военных операциях первой мировой войны, получил тяжелое ранение. В 1925 г. по распоряжению брата, кор. Александра, заключен в психиатрическую лечебницу. Был выпущен после завоевания Югославии фашистами, к-рые планировали поставить его королем на оккупированных сербских землях. Ответив отказом на предложение оккупантов, завоевал уважение большинства сербов. После войны в отличие от других членов семьи К. не подвергался гонениям со стороны коммунистических властей Югославии и до смерти жил в Белграде, получая гос. пенсию.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

Дочь Петра I Елена (23.10(4.11). 1884, Цетине - 16.10.1962, Ницца) в 1911 г. вышла замуж за кн. Иоанна Константиновича Романова, шаферами на их свадьбе были российские имп. Николай II с супругой. После Октябрьской революции ее муж был арестован и 18 июля 1918 г. расстрелян в Алапаевске вместе с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной и вел. князьями Константином Константиновичем и Игорем Константиновичем. Елена поехала по этапу вслед за мужем и была арестована большевиками в Перми. Но вскоре благодаря ходатайству швед. и норвеж. дипломатов освобождена и вместе с детьми, Всеволодом и Екатериной, эмигрировала. Александр I [серб. Александар] (16.12.1888, Цетине - 9.10.1934, Марсель), с 1921 г. король сербов, хорватов и словенцев, с 1929 по 1934 г. кор. Югославии. Второй сын кор. Петра I. Его крестным (через представителя) был российский имп. Николай II. Начальное образование получил в Женеве, затем окончил Пажеский корпус в С.-Петербурге. После отречения от престола старшего брата Джордже 10 апр. 1909 г. стал престолонаследником, а 24 июня 1914 г.- принцем-регентом. Командовал 1-й серб. армией во время балканских войн и был серб. главнокомандующим в период первой мировой войны. В 1922 г. женился на дочери кор. Румынии Фердинанда I Гогенцоллерн-Зигмарингена Марии (9.01.1900, Бухарест - 22.06.1962, Лондон), родной сестре румын. кор. Кароля II и жены кор. Греции Георга II Елисаветы. 6 янв. 1929 г. из-за сложившегося в Югославии острого политического кризиса король запретил деятельность всех политических партий и фактически ввел военно-монархическую диктатуру. В сент. 1931 г. издал «октроированную» конституцию, к-рая предусматривала создание 2-палатного парламента, но фактически поддерживала власть короля. Выступал за заключение конкордата между Югославией и католич. Церковью, полагая, что это позволит уравновесить положение представителей разных конфессий в стране. Вместе с франц. министром иностранных дел Л. Барту убит югослав. националистами во время офиц. визита во Францию. Похоронен в усыпальнице Опленац.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

У Карагеоргия было 7 детей, в т. ч. 3 сына (старший, Сима, умер в младенчестве, 1788). Второй сын, Алекса (1801, Топола - 1831, Кишинёв), благодаря покровительству российского имп. Александра I окончил Пажеский корпус в С.-Петербурге, затем служил в российской армии. От брака с дочерью российского полковника Н. Трокина Марией имел сына Георгия (1827, Кишинёв - 14.08.1884, Бадгастайн, Австрия), который также окончил Пажеский корпус, служил в Преображенском полку, затем переехал в Сербию и был адъютантом у своего дяди кн. Александра. Старший сын Георгия и Сары (дочери серб. крупного торговца М. Анастасиевича), Алекса (1859-1920), всю жизнь считал себя старшим представителем династии К. и в 1903 г. претендовал на серб. престол. Александр [серб. Александар] (2.10.1806, Топола - 4.05.1885, Темешвар, ныне Тимишоара, Румыния), кн. сербский (1842-1858), 3-й сын Карагеоргия. После подавления первого серб. восстания жил с родителями в Австрии, потом в Хотине. В 1830 г. женился на Персиде (15.02.1813, Бранковина, Сербия - 10.04.1873, Вена), дочери серб. воеводы Еврема Ненадовича, представителя старинного сербского рода. В 1839 г., после издания подтверждающего его княжеское достоинство султанского фирмана, вернулся в Сербию. Был членом суда, поручик-адъютантом кн. Милоша Обреновича. После отстранения от власти кн. Милоша на скупщине 13 нояб. 1842 г. Александр, как сын Карагеоргия, был провозглашен князем (его избрание было повторно подтверждено 27 июня 1843). Выступал за присоединение Боснии и Черногории к Сербии, во внешней политике ориентировался на Францию и Великобританию. Из-за конфликтов с Правительствующим советом в дек. 1858 г. был смещен, на его место поставлен Милош Обренович. Оставшиеся годы прожил в имении около Темешвара. Был похоронен в Вене, в 1912 г. его прах перенесли в усыпальницу в Тополе. Имел 10 детей: 6 сыновей (Алексей (1836-1840), Светозар (1840-1847), буд. кор. Петр I, Андрей (1848-1864), Джордже (1856-1889) и Арсен (Арсений; 16.04.1859, Темешвар - 19.10. 1938, Париж)) и 4 дочерей (3 из них были женами видных сербских политиков). Петр I

http://pravenc.ru/text/1470387.html

Поднялись родители подростка и адвокат, а также медиа. Подросток не лез в окно, не ломал ограду, не нападал. Убить подростка только потому, что тот показался подозрительным, следовать за ним, застрелить его и не оказаться за решеткой — это, в терминах адвоката и медиа, расизм. Отец Циммермана — вероятно, сам тоже Циммерман — вступился за сына: сын так далек от всяческого расизма, как только можно вообразить. Он ни за кем не следовал и никого ни на что не провоцировал. Соединенные Штаты Америки в массе – страна протестантская, позитивистски настроенная в отношении религии, христианская в самом модернистском смысле слова. К минимуму сведена обрядовая, мистическая, литургическая сторона религии, разветвилось немыслимое количество церквей разных толков – от огромных мега-черчей до крошечных соседских комьюнити. Нет, возможно, ни одного вопроса, по которым у двух церквей было бы единое мнение, — ни по вопросу женского священства, ни по вопросу однополых браков, не говоря уже о глубоких богословских вопросах. В воскресенье, последовавшее за убийством, верующие надели «худи» – расслабленные куртки с капюшоном. Практически – униформу повседневной одежды в Соединенных Штатах. Именно худи показалось подозрительным Джорджу Циммерману. А также то, что подросток нес в руке. Позднее выяснилось – пластиковую бутылку с напитком и конфеты «скиттлс». Trayvon Martin Событие превратилось в событие национального масштаба в США. В худи облачились знаменитости и политики. Худи стало символом протеста против несправедливости. Стали символом протеста также «скиттлс». Президент Обама сказал: «Если бы у меня был сын, он бы выглядел как Тревон». Конгрессмен Бобби Раш, надевший худи в Конгрессе во время выступления, был со скандалом выведен из зала, однако успел донести свою мысль: худи – не значит хулиган. Журналист Джеральдо Ривера, осмелившийся сказать: «На худи лежит такая же ответственность за смерть Тревона, как на Джордже Циммермане», — и посоветовать родителям латиноамериканских и чернокожих подростков запретить детям носить худи и заодно короткие штаны, — подвергнут остракизму.

http://pravmir.ru/granicy-proshheniya/

Немане удалось, не без великих трудностей, объединить сербский народ в рамках единого государства, хотя и не полностью. Но после его смерти национальная держава, им созданная, легко могла развалиться, если бы не было у нее богоданного защитника. Таким защитником стал младший сын Немани, князь Растко, в монашестве Савва. Своею могучей интеллектуальной и духовной силой Савва сумел умирить старшего брата Вукана, привести его к покаянию и монашеству. Потом святой учил и наставлял великого жупана Стефана. Теперь Савве приходилось иметь дело уже не с братьями, а с племянниками, что было намного сложнее. У святителя Саввы было семеро племянников: трое – сыновья Вукана, четверо – сыновья Стефана. Сыновей Вукана звали Джордже, Стефан и Дмитар. Джордже (скорее всего, по настоянию Саввы) отрекся от своего королевского титула, признал Стефана Первовенчанного законным королем, а себя назвал великим жупаном. Все три брата были преданы Церкви и, подражая своему деду Немане, возводили храмы. Двое из них даже стали иноками. Джордже обновил несколько старых церковных зданий. Стефан выстроил в Черногории большой монастырь Морачу, являвшийся великой национальной святыней. Дмитар также построил церковь , которая называлась Давидовица по его монашескому имени Давид. Сыновей короля Стефана звали Радослав, Владислав, Урош и Предислав. Первые трое, один за другим, правили Сербией как короли; Предислав же, вдохновленный дядей, принял постриг и впоследствии стал архиепископом Саввой II. После смерти короля Стефана сыновья Вукана, благодаря мудрому влиянию дяди-святителя, не претендовали на сербский престол. Савва желал закрепить порядок престолонаследия по линии Стефана Первовенчанного, причем первенство всегда должно было принадлежать старшему сыну. Потому святой и короновал в Жиче Радослава. Король Радослав был человеком мирным, мягкого характера, но слабым государем. Он был воспитан своею матерью, византийской царевной Евдокией, и женат также на принцессе-гречанке, звали ее Анна Дука и была она дочерью сильнейшего из тогдашних балканских правителей, царя Феодора Ангела, упоминавшегося ранее. Королева Анна была очень красивой, но чрезвычайно самовлюбленной женщиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Король Радослав и все его приближенные умоляли не покидать их: они боялись, что Савва не вернется, а это было бы для них великою утратой. Ободрив и благословив их, святитель отправился на побережье Адриатического моря. Этой областью управлял племянник Саввы, сын Вукана, великий жупан Джордже. Савва благословил народ, сел на корабль и отплыл в направлении Иерусалима. В Святом Граде его с братской любовью принял патриарх Афанасий. Он оказал Савве и его свите гостеприимство, разместив их в своей резиденции. Савва совершал богослужения в храме Воскресения, иногда с патриархом, иногда один. Он посетил все святые места, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. И здесь Савва, хотя и был охвачен сильными впечатлениями и погружен в созерцание, показал свой практичный разум. Он использовал любую возможность сотворить дело милосердия во имя Господа своего. Два таких случая представились ему по промыслу Божию в Акре и в Иерусалиме. Во время крестовых походов латиняне захватили в Акре православный храм, ранее принадлежавший Лавре преподобного Саввы Освященного, где веками оказывалось гостеприимство паломникам. Савва тут же выкупил церковь у латинян и возвратил законному владельцу. А в Иерусалиме он выкупил у мусульман дом, в котором находилась горница Тайной вечери, и завещал его Сербской Православной Церкви. После продолжительного пребывания в Иерусалиме Савва попросил у патриарха позволения и благословения посетить и прочие святые места Палестины. Патриарх с радостью дал ему рекомендательное письмо и пожелал счастливого пути. С этим письмом сербский святой покинул стены святого города. Глава 34. Стопами своего Учителя Если вы, отправляясь в паломничество во Святую Землю, ожидаете увидеть прекрасные пейзажи, то, конечно, будете разочарованы. Гораздо больше красивых мест можно встретить в Америке, в Швейцарии или на Балканах. В Палестине нет ничего особенного и исключительного. И все-таки это самое замечательное место на Земле – из-за Того, о Ком сказано: «Красен добротою паче сынов человеческих» ( Пс.44:3 ). Личность Господа Иисуса Христа сделала сии края необыкновенно прекрасными. Все прочее не имеет никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Любая серьезная история в этом преходящем мире – это история трудностей, страдания, самопожертвования, смерти. Ибо и те, кто богат, должны пройти через эти врата. В Охридскую митрополию (резиденцию) часто заходила одна нищая из деревни. Но удивительно, она всегда была в хорошем расположении духа. Однажды я решился расспросить ее про ее жизнь. И было мне что послушать: «Я из села Опеница. Мужа моего звали Джордже Илич. Умер он в 1921 году. Мы были очень бедными. Скота у нас не было, даже осла не было. Была всего одна нива, которую можно за день вспахать. Мой муж разболелся, месяц болел и умер. Рано утром пришли соседи, чтобы подготовить его к погребению. Когда его брили, один крестьянин порезал ему лицо. Джордже тогда ожил и говорит: «На душу вы взяли, что порезали меня. Еще немного, и миновал бы один мост, и попал бы на тот свет». Джордже прожил еще 7 дней. Понемножку ел яблоки, и опять умер. Рассказывал, как душа после смерти путешествует». Имя этой нищей Фания. В 1928 году приснился ей чудный сон: явилась ей во сне некая госпожа, дала ей посох и говорит, что теперь она должна идти по свету и просить. Фания от удивления ответила: «Как же, сестра, я буду просить, если по деревням не смею ходить, потому что очень боюсь собак». «Иди к людям и говори, чтобы люди были благодарны Богу за урожай. А не чтобы жаловались, что нет прока от урожайного года, когда все дешево. В этом году будет засуха, чтобы ума набрались». И действительно, в 1928 году была сильная засуха. Бог открывает простым людям Свои намерения. Фания действительно в тот год начала просить милостыню. Идет, согнувшись, со своим посохом. Говорит, что нигде в деревнях собаки на нее не нападают. Дома у нее сын лежит больной, не встает с постели. Ходит по людям нищая Фания с богатым сердцем, полагая надежду на Бога, ибо верует, что в конце Бог наградит за труд, страдания, терпение, веру. Христианская Европа перестала чувствовать Бога, поэтому и тонет в самом страшном кризисе и безумии от сотворения мира. Бог всегда с простыми людьми. А простые – это те, у кого сердца беззлобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010