Прежде, нежели создан был свет, тьма обдержала всю землю. Почему земля и все находящееся на ней было невидимо: «земля же бе невидима и неустроена, и тьма ношашеся верху бездны» ( Быт.1:2 ). Рече же Бог: «да будет свет, и бысть свет» ( Быт.1:3 ). Когда же воссиял свет, тогда все земное соделалось видимым. Но что означают сии слова: «возсия о лице Иисус Христове»? Они означают, что чрез воплощенного Сына и Слова, то есть Иисуса Христа, иже есть «свет истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир» ( Ин.1:9 ), воссиял свет в объятых тьмою сердцах человеческих: «к просвещению разума славы Божия», то есть дабы тем просветившись, люди познали, что есть слава Божия. Почему же он не сказал: «разума Божия», но разума «славы Божия»? Потому, что Бог и до воплощения Сына своего не был совершенно незнаем, понеже «ведом бе во Иудеи» ( Пс.75:2 ): но слава Его тогда была неведома, потому что существенную славу Божию составляет не создание иносущных творений, но рождение Единосущного Сына и исхождение Единосущного Духа. Слава Божия состоит и в творении видимого и невидимого мира, но не есть то существенная слава Божия. Быть Отцем Сына и испустителем Духа, се существенная слава Божия. Сын есть «сияние славы Божия и образ ипостаси Отчия» ( Евр.1:3 ): Дух Святый, исходящий от Отца, есть слава Божия. Почему и рек о Нем Сын: «Он мя прославит» ( Ин.16:14 ). Отца и Сына и Духа Святого Иисус Христос возвестил в мире, сказав Апостолам своим: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Поелику же Он просветил людей к уразумению преимущия славы Божия, которую составляют поклонение и служение триипостасному Единосущному Божеству: посему и рек к Богу и Отцу своему: «аз прославих тя на земли» ( Ин.17:4 ). Вот убо смысл предлежащих Апостольских слов: Бог, который при создании мира рек, да воссияет из тьмы, покрывающей землю, чувственный свет к просвещению творений: сей Бог, «егда прииде кончина лета» ( Гал.4:4 ), послал Сына своего вочеловечшегося, Господа нашего Иисуса Христа, который просветил сердца наши, да познаем истинную славу Божию. О сем просвещении говорится и в следующих словах:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Арианство Арианство – ересь, взволновавшая весь христианский мир в IV веке, касалась вопроса об отношении Сына Божия к Богу Отцу. Получила свое название эта ересь от Ария, виновника арианских споров, осужденного на первом вселенском соборе. Всех арианствующих можно разделить на две главные группы: аномиев, от νμοιος – неподобный, признававших Сына Божия во всем неподобным Богу Отцу, и омиев, от μοιος – подобный, признававших Сына Божия подобным Богу Отцу, но не по существу. Сам Арий в сочинении «Фалия» с аномийскими положениями учил так: Было время, когда существовал один только Бог Отец нерожденный, первопричина сущего, и ничто, из которого произошло все. Восхотев создать мир и зная, что мир, бесконечно удаленный от Бога, не может вынести непосредственного действия Его творческой силы, Бог Отец творит из несущего посредствующее существо между ним и миром – Сына Божия, дабы через него создать мир. Как сотворенный из несущего, Сын неподобен своему Отцу во всем и так же изменяем по природе, как и все творения. Последующие представители аномийства – Аэтий, Евномий и Кандид основывали свое учение на противоположности нерожденного и рожденного. По их мнению, понятие производности с соответствующим ему именем «рожденный» выражает самое существо происшедшего, равно как и понятие «нерожденный» обозначает самое существо непроизшедшего. Отсюда они делали вывод о полном иносущии Бога Отца и Сына. Группа аномиев была незначительна по числу последователей. Самой многочисленной была группа омиев, во главе коих стоял Евсевий Кесарийский . Учение последнего, широко раскрытое в его многочисленных сочинениях, равно отличается и от православного учения, и от учения аномиев. Выходили омии из одного положения с Арием, что Бог Отец не может вступить в непосредственное отношение к миру и, дабы создать последний, производит по своей воле непостижимым для нас образом единородного Сына. Главенства между сущностью, творческой силы коей мир не мог выносить, и сущностью, создавшей мир, омии не признавали ни по существу, ни по чести, ни по божеству, ни по славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Слово о воплощении Сына Божия и о пришествии Его к нам во плоти. (О причинах воплощения Сына Божия). Святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского Ныне будем, согласно с благочестивою верою, говорить о вочеловечении Слова и божественное Его пришествие к нам потщимся изъяснить так, чтобы видимое уничижение Слова тем паче возбудило в нас большее и сильнейшее благоговение к Нему. Бог сотворил человека, и возжелал, чтобы он пребывал в нетлении. Но люди, вознерадев и уклонившись от устремления ума своего к Богу, остановившись же мыслью на злом и измыслив себе его, подверглись тому смертному осуждению, каким предварительно угрожал им Бог, и не остались уже такими, какими были созданы, но, как помыслили, так и растлились. И смерть, воцарившись, овладела ими, потому что преступление заповеди возвратило их в естественное состояние, чтобы, как сотворены были они из ничего, так и в самом бытии, со временем, по всей справедливости потерпели тление. Если же люди сделались подвластными естественному тлению, и утратили благодать Божия образа: то чему иному надлежало совершиться? или в ком ином была потребность для возвращения таковой благодати и для воззвания человеков, кроме Бога – Слова, из ничего сотворившего вселенную в начале? Ему принадлежало – и тленное привести опять в нетление, и соблюсти, что всего справедливее было для Отца. Поскольку Он – Отчее Слово и превыше всех: то естественным образом Он один только мог все воссоздать. Он один довлел к тому, чтобы за всех пострадать и за всех ходатайствовать пред Отцом. Посему-то бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким, – приходит, снисходя Своим человеколюбием к нам и явлением среди нас. И, видя, что словесный человеческий род гибнет, что смерть царствует над людьми в тлении; примечая и неприличие совершившегося, ибо уничтожалось то, чему само Оно было Создателем; примечая и превосходящее всякую меру злонравие людей; примечая и то, что все люди повинны смерти, – умилосердилось над немощью нашею, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

§ 150. Догматическое учение в других сочинениях. Учение о деятельности. В других сочинениях Богослов частью объясняет догмат о Св. Троице, частью говорит о других предметах веры. 1 . В слове о догмате, после обличения тех, которые принимают на себя звание учителя веры, не приготовив себя к нему ни жизнью строгою, ни образованием ума, пространно излагает учение о Божестве и предвечном рождении Сына Божия. Здесь он говорит: «слышишь о рождении? Образа не испытывай! Слышишь, что Дух Св. происходит от Отца? Как это бывает, не исследуй. Если ты решишься быть пытливым относительно рождения Сына Божия и происхождения Духа Св., то и я буду допрашивать тебя о связи души с телом, как ты и прах, и образ Божий...» 2 . В последней части слова об Иероне учит: «Учи не вводить трех начал, чтобы не ввести чего-либо языческого или многобожного; да и вводя одно, не вводи какого-либо иудейского начала, – скудного, завистливого, бессильного, или предполагая, что Божество поглощается само собою (как угодно тем, которые Сына хотя и производят от Отца, но опять разрешают в Отца) или, (что нравится нынешним мудрецам) унижая естество Сына и Духа и отчуждая от Божества, как будто Оно опасается противоборства и не имеет силы произвести что-либо выше тварей. Учи не признавать – Сына нерожденным (потому что Отец один) и Духа Сыном (потому что Единородный – един). Пусть принадлежат им исключительно Божеские свойства – Сину сыновство, Духу же исхождение, а не сыновство. И Отцу и Сыну и Духу общи несотворенность и Божество: но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от Отца и отличительное свойство Отца есть нерожденность, Сына – рожденность и Духа Св. – исходность». 3 . В слове на Пятидесятницу изображает действия Духа Св., и по действиям дает видеть в Нем истинного Бога. 4 . В слове на Рождество Христово говорит о сотворении мира ангельского, мира вещественного, человеческого и о падении человека, и показав расстроенное положение человека, говорит: «Поскольку все это требовало сильнейшего пособия, то и подается сильнейшее....

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV. Любовь Божественная спасающая или воссоздающая человечество Основания примышления Божия о мире, в особенности любовь Божия к существам живым и свободно-разумным. Бог – не виновник зла. Зло по своему существу и последствиям ограничивает проявления любви Божественной в мире. Бог воспользовался им, как средством для сильнейшего проявления своей благости и любви. Отношение любви Божией к злым духам – отрицательное. Отношение любви Божией к людям-грешникам, возможность спасения которых заключается, кроме них самих, только в любви Божией, но не в других свойствах Божиих. Величие спасающей любви Божией, проявляемое в отношении ее к правде божией, в препятствиях для ее дела, в побуждении к нему, в правах и средствах для него. Спасающая любовь Бога Отца. Любовь Сына Божия, проявившаяся в Его воплощении и жизнь как самоотверженная жертва, как послушание Богу, как источник благодеяний для людей. Особенное значение в деле спасения людей смерти И. Христа. Смерти И. Христа была послушанием Богу Отцу, жертвой, благом для людей. В крестной смерти и в плодах ее обнаружилась любовь Сына Божия и Бога Отца друг к другу и к людям. Я Бог, а не человек: подвиглось во Мне сердце Мое; воскипела жалость. Не дам действовать ярости гнева Моего. ( Ос. 11:8. 9 ). Любовь Божия, сотворивши мир, не оставила его без своего попечения и после сотворения. Любовь Божия по сотворении мира становится любовью промышляющей о мире. Промышление о мире есть в своем роде продолжающееся творение, и потому в промысле, как и в творении, главная действующая сила есть любовь. Промышление о мире отличается от творения его только тем, что при творении получило бытие и жизнь то, что прежде не существовало, а промышление относится к существующим уже бытию и жизни, поддерживает их и предохраняет от уничтожения, усовершает их и направляет к определенным им при творении целям. Опровергая деистов, отрицающих промысл на том основании, что мир, как хорошо устроенная машина, не нуждается в Божественном промысле, защитники промысла обыкновенно указывают на присутствие в мире существ свободно-разумных, которые могут злоупотреблять и, по свидетельству опыта, действительно злоупотребляют своей свободой и расстраивают механизм мировой жизни; так что становится необходимым вмешательство Божества в жизнь мира для исправления расстройства, необходим промысл Божий о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

БЛАГОДАТЬ Сию высочайшую благодать «заслужил» человекам Сын Божий Иисус Христос (3:413). Источник благодати – ЛЮБОВЬ БОЖИЯ и уничижение ХРИСТА «Источник сей спасительный», от которого проистекает нам Божественная благодать, есть: любовь Божия к нам недостойным. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3,16 ). Вольное Христа Сына Божия к роду нашему снисхождение и умиление (3:39). Благодать есть жизнь душ наших; без нее нет жизни Божия благодать есть жизнь душ наших: без благодати Божией душа наша жива быть не может. Якоже бо тело наше душею, тако душа наша Божиею благодатию живет. Молися убо всегда и воздыхай ко Господу, чтобы подал тебе благодать Свою, и в ней бы тебе сохранил. Благодати Божией на всяку минуту требуем (5:163). На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. Божия благодать есть живот душ наших; без благодати Божией душа жива быть не может. Сего ради повелено нам молиться, «просить, искать и толкать» ( Мф. 7, 7 ) (4:330). Душа дотоль живет, доколь Бог благодатью Своей в ней пребывает (2:234, см. ПОКАЯНИЕ , 727). Как тело без души, так душа без благодати мертва Как бо тело мертвое не движется, не чувствует и не делает ничего; так душа, лишившаяся Благодати Божией, не движется, не чувствует и не делает духовно. Но как тело оживет, начинает действовать все: так грешник, когда силою и благодатию Божиею оживет, начинает духовное движение иметь, духовно чувствовать, духовно делать. Божиею бо благодатию душа оживляема производит духовныя действия: видит Бога верою, осязает верою, слышит верою Бога глаголющаго, вкушает и обоняет любовию, и дела Ему угодныя тщится творить. Тако подобает кающемуся чрез покаяние новое житие начати, и как бы вновь родитися, питатися, расти и в мужа совершенна приходити! (2:235). Что телу человеческому душа, тое душе Божия благодать. Как убо тело мертво есть, когда души в нем не имеется: тако душа мертва есть, когда не имеет Божией БЛАГОДАТИ, оживляющей ее. Якоже бо мертвый человек, хотя и имеет ноги, уши, глаза, руки, язык и прочие члены, однакож ими не действует, яко не имеет души, которая есть начало всех действий естественных: тако духовный мертвый, то есть во ГРЕХАХ живущий, и похотем плотским работающий недействителен к духовным делам, к слову Божию глух; имеет уши, но не слышит; Бога не боится, не почитает, не слушает слова Его, не любит Его и ближняго своего; сердцем или злое, или суетное только замышляет, и весь недействителен к делу Божию; лежит во грехах мертвый, как труп бездушный во гробе. Откуда бывает, что в таковом мертвеце слово Божие ничего не действует и, якоже в земле изсохшей, никакого плода не творит, хотя и сеется небесное тое семя. Надобно бо тому во тьме быть, кто удаляется от света; в смерти быть, кто отлучается от живота; изсохшей быть розге, которая отторгнется от лозы (3:232).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Я бы сегодня хотел отметить вещи, связанные с этой темой, лежащие на поверхности. То, что очевидно, но то, что мы постоянно забываем. Первое, что хотел бы сказать. Воля Божия давным-давно открыта нам в Священном Писании. Как часто мы недоумеваем, волнуемся: что делать, как поступить, жениться – не жениться, выйти замуж – не выйти замуж, продать дом – не продать дом, переехать – не переехать и т. д. Носимся, ищем ответ, спрашиваем у каких-то старцев, ищем каких-то авторитетных священников, чтобы узнать волю Божию на тот или иной момент нашей жизни. Но воля Божия уже записана в книгу. Записана понятным нам человеческим языком. Да, конечно, в Священном Писании в основном изложены общие положения, то есть там нет обсуждения всех частностей, которые встречаются в нашей жизни. Но все частные решения человека рождаются из общих положений. Из того, что называется мировоззрением. А Библия именно формирует христианское мировоззрение. Она устанавливает в жизни христианина некоторые общие принципы жизни. Библейские принципы. Если хотите, христианин – это человек, который смотрит на мир глазами Библии. Например, Священное Писание говорит нам с одной стороны, в чем заключается воля Божия, а с другой стороны, в чем она точно не заключатся. Например, говорится: «Нет воли Отца Вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих», - говорит Христос. То есть нет воли Божией, чтобы человек погиб. Кстати, это важный такой пункт. Иногда человек погибает духовно или и духовно, и телесно, и кто-то говорит: «Ну, судьба такая. Воля Божия». Подождите. Нет воли Божией на то, чтобы погиб человек. Здесь какая-то ошибка в программе. Что-то получилось не так. В то же время Христос говорит: «Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную». Смотрите, уже отсюда, из этих двух цитат мы можем вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения. То есть Бог хочет, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную – в этом воля Божия. Все что против этой воли Божией, все, что против заповедей Божьих, все, что противоречит нашему спасению – это не есть воля Божия. Следовательно, так жить нельзя. Это вроде бы банально звучит. Я говорю прописные истины. Но на деле эти вещи совершенно нами игнорируются. Мы же понимаем, что нет воли Божией чтобы грешить? Понимаем. Но грешим. Мы же знаем, что наши страсти мешают воли Божией вести нас ко спасению, но мы потакаем своим страстям. Получается какая-то удивительная вещь. В главном, в общем, мы ведь прекрасно знаем волю Божию, но как раз в этом главном, из которого исходят все частности, мы ее не выполняем.

http://radonezh.ru/2023/09/29/missioner-...

2. О Сыне Научились же мы веровать как в единого Бога, так и в единого Сына, прежде веков рожденного. Не утверждаем, что, как баснословит Валентин, иной есть Единородный, иной – Слово, иной – Христос, и еще иной Иисус. Также Господа нашего Иисуса Христа не именуем тварию, как богохульствуют Арий и Евномий, – потому что Божественное Писание называет Его Единородным; если же Он сотворен, то не единороден, но и тварь и все части твари – собратия Ему. Если Он единороден, то не имеет ничего общего с существами тварными. А что Сын единороден, научил сему Сам Единородный, сказав: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ), и чрез несколько слов: «веруяй в Онь несть осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия» ( Ин. 3, 18 ). Евангелист же сказал так: «и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1, 14 ); потому что естество плоти не умалило достоинства Божества, но и плотию обложенное Слово явило в Себе Отчее благородство. И еще говорит Евангелист: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1, 18 ). А Креститель взывает: «веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3, 36 ). И все Апостолы именуют Его преискренним и истинным Сыном Божиим. Сам Отец, двоекратно провещав с неба, показал преискренность рождения; ибо изрек: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3, 17 , Мф. 17, 5 ). И что говорю о Крестителе, об Евангелисте, о прочих Апостолах и о Боге всяческих? – Даже отец лжи, диавол, не осмелился именовать Его иначе, но до вступления в борение сказал: «аще Сын еси Божий» ( Мф. 4, 6 ); побежденный же, дознав, Кто Он, не сомневаясь взывает: «что нам и Тебе,... Сыне Божий! Пришел еси... прежде времене мучити нас» ( Мф. 8, 29 ); и в Филиппах нарек Его Вышним и Богом, ибо сказал: «сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают» вам «путь спасения» ( Деян. 16, 17 ); «рабами» же назвал Апостолов Христовых, дознав это от них самих, ибо слышал, что так сказует и пишет божественный Павел. Ибо говорит он: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол» ( Рим. 1, 1 ); «Павел и Тимофей раби Иисус Христовы» ( Флп. 1, 1 ). Если же сам учитель лжи, уступая молниеносному свету истины, именует Его и Сыном, и Вышним, и Сыном Божиим, то осмеливающиеся назвать Сына тварию усиливаются опровергнуть самое наименование Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 8. Скорое уничтожение заговора союзных царей, Израильского и Сирийского, против Иудеи 1. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. (И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик и напиши в нем писалом человчим, еже скоро плнение сотворити корыстей, приспе бо). Пророчество о рождении Еммануила от Девы, произнесенное пред Ахазом, как знамение того, что царский род Давида не прекратится до пришествия Сына Божия, не успокаивало царя, потому что он исполнения пророчества не видел и пророку не верил. Но страшился нападения врагов не один царь Ахаз, а и народ (гл.7:2) Нужно было успокоить и утешить народ. С целью такого утешения Господь дает ему через Исаию новое знаменательное откровение о скором падении царства союзников Расина и Факея. Господь повелевает пророку Исаии взять свиток, потому что откровение должно быть записано; свиток должен быть велик, для того, чтобы на нем можно было свободно и отчетливо писать; на свитке должно писать обыкновенным орудием человеческого письма, как обыкновенно пишут люди, и не загадочными символическими священными знаками, иероглифами (как писали египетские жрецы), а понятно для всех, и не тайно, а при свидетелях, как обыкновенно в народе писались разные условия 19 . Так нужно было написать слова: Магер-шелал-Хаш-баз, что значит: «спешит-грабеж-ускоряет-добыча.» Эти слова, написанные пророком при свидетелях, общепонятно и на большом свитке, как слова важные и священные, были кратки, но много содержательны: они заключали в себе приговор суда Божия или судьбу относительно трех царств: Сирийского, Израильского и Иудейского, ставшего в столь загадочное отношение к тем двум (см.гл.7). 2. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина. (И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа и Захарию сына Варахиина). Обыкновенно, истинность обещания, условия, приговора всегда в народе утверждалась при двух или трех свидетелях. Соответственно этому обыкновению в народе, и пророк берет двух свидетелей достоверных, одного священника и уже по священству честного человека, другого Захарию, вероятно, богобоязненного старейшину, как известных всем своей беспристрастной рассудительностью. Они избраны засвидетельствовать, что пророк Исаия именно от лица Господа произнес и написал на свитке те знаменательные слова, которым в будущем надлежало исполниться в действительности. При таком засвидетельствовании, неисполнение написанных слов обличало бы пророка, как лжеца, и угрожало бы ему гневом царя и презрением народа; а исполнение оных доказывало бы, что эти слова действительно внушены Тем, Кто знает будущее и предопределяет судьбы людей, царей и царств. Если же исполнится это пророчество, то тем основательнее должно будет веровать в исполнение и еще более знаменательного пророчества о продолжении царственного рода Давида до рождения Сына Божия (гл.7:10–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Что значит надписание «в конец», об этом достаточно говорено было выше. Но здесь оно может быть понимаемо также и иначе, нежели как понимали мы его прежде, именно: слово «конец» указывает здесь на окончание жизни по плоти Сына Божия, то есть на крестную Его смерть, так как и «тайными» пророк называет здесь именно смерть Сына Божия, как поясняет это еврейское надписание псалма, где вместо о тайных Сына, прямо читается «о смерти Сына». Также и в другом месте Писания эта смерть именно названа таинством от века сокрытым и несведомым даже для самих ангелов. Далее апостол Павел говорит, что это таинство было сокрыто от князей века сего. «Аще бо Быша, – говорит он, – разумели, не Быша Господа славы распяли» ( 1Кор.2:8 ). Итак, настоящий псалом относится к смерти Господа, которою уничтожена всякая сила вражия. Нельзя не заметить, что настоящий псалом значительно длиннее предыдущих. Это произошло не случайно, но вследствие особенного, премудрого устроения Духа Божия, не восхотевшего ни того, чтобы все вообще псалмы были краткими, равным образом и ни того, чтобы они были растянутыми, и имевшего целью представить в этом для читающих некоторое разнообразное упражнение, некоторою растянутостью псалмов собирая нашу рассеянность, а краткостью, в промежутки от трудов, облегчая наше утомление. Речь в настоящем псалме льется у пророка так, как будто или сам он лично был взыскан благодеяниями Божиими, или же он произносит ее от лица других, но также взысканных благодеяниями Божиими и избавленных от рабства врага. Затем вообще заметим, что одни места св. Писания могут быть изъясняемы только исторически, как например следующее место: «в начале сотвори Бог небо и землю»; другие между тем только аналогически, как например: «источник воды твоея да будет тебе единому». Потому что, если бы мы отказались искать в этом месте особенного, прикровенного смысла, то нам необходимо было бы в таком случае допустить в этих словах некоторое возбуждение со стороны Бога к величайшему бесчеловечию – не допускать никого к участию в воде, которую дает известный источник. Ясно, после этого, что здесь идет речь о законной жене, которая должна быть приятна для своего законного мужа, по своей природе, как родниковая вода, и чиста, то есть свободна от всяких незаконных связей. Наконец могут встретиться нам и такие места в Писании, которые должны быть изъясняемы и в историческом смысле и аналогически, как, например, то место, где говорится о медном змие, которого вознес Моисей в пустыне. Потому что рассказанное событие с одной стороны было истинным происшествием, с другой – оно принимается как некоторый образ, относящейся ко Христу. А посему многие подобного рода места в псалмах должны быть изъясняемы не одним только каким-нибудь, но различными способами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010