Благочиннические съезды Благочиннические съезды – собрания духовенства известного благочиннического округа, главным образом, для совещания по делам пастырского служения. Первые сведения о таковых съездах относятся к Минской епархии. Архиепископ Минский Михаил (1848–1 868) в послании духовенству 15 августа 1865 года замечает, что в здешней стране на его памяти существовало общение духовенства под названием благочиннических собраний или собориков. На этих собориках, как видно, напр. из постановлений соборика Брагинского благочиния в 1863 году, духовенство, под председательством местного благочинного, совещалось о мерах к охранению православия от католической пропаганды, о распространении грамотности в народе, о воскресных и праздничных беседах с прихожанами, – словом обо всем том, что должно составлять предмет особых забот пастыря вообще и в частности в данное время, имело также попечение о согласной жизни между: членами причтов и об исправлении их недостатков, примиряя тут же на собрании враждующих и вразумляя неисправных. Несомненная польза подобных совещаний для пастырского дела побудили духовенство просить чрез благочинных преосвященного Минского о дозволении возобновить соборики, существовавшие ранее и затем прекратившиеся. Преосвященный Михаил, вполне сочувствуя желанию духовенства и лично убежденный в важном значении духовного общения между пастырями, благословил в вышеупомянутом послании всех благочинных приступить к учреждению собраний подведомого им духовенства, причем точно указал и программу занятий на этих собраниях. В Орловской епархии первое собрание духовенства состоялось в уездном городе Карачеве 22 июля 1864 года. Здесь составлены были правила для последующих собраний, названных «духовными собеседованиями». По этим правилам каждый член собрания должен был принимать живое и деятельное участие в собеседованиях, возбуждать и разрешать вопросы, прямо или косвенно касающиеся церкви, духовенства и прихожан. В самарской епархии правила для съездов утверждены были местным преосвященным 19 сентября 1867 года и затем в следующем году приняты были в руководство по калужской епархии. Известны съезды в Саратовской, Нижегородской, Казанской, Донской, Литовской, Рязанской, Екатеринославской и других епархиях. С изданием духовно­училищных уставов 14 мая 1867 года Побуждением к собраниям духовенства в благочиннических округах стал и выбор депутатов на училищные окружные и епархиальные съезды духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

27.03.2024 В начале XX века институт военного духовенства, выделенный в самостоятельную структуру под управлением Протопресвитера военного и морского духовенства, начинает играть видную роль в жизни армии и государства. Задача патриотического воспитания, целиком возложенная на плечи этого института, принимает важнейшее значение в раздираемой смутой стране в преддверии мировой войны. Осознание важности своих задач и своего особого места в деле сохранения обороноспособности страны и патриотического духа российского воинства стало причиной общественной активности военного духовенства в начале XX века, стремления всех его слоев принимать участие и влиять на развитие института военного духовенства. Этот процесс проходил в русле общей демократизации мирского и церковного российского общества, когда во всей стране получают широкое распространение собрания и съезды епархиального духовенства. В среде военного духовенства также стали организовываться братские собрания, как общие, так и отдельных гарнизонов и округов, а позднее и всеобщие съезды военного и морского духовенства. Братские собрания, сначала малочисленные из-за разбросанности военных церквей по обширной территории России, стали очень популярными в начале XX века и играли роль особого совещательного органа при благочинных. Решения собраний носили характер рекомендаций или предложений, в их ведении были вопросы, преимущественно связанные с пастырской и богослужебной практикой. Отчеты о братских собраниях нередко печатались в Вестнике военного и морского духовенства и, таким образом, поднимавшиеся на них вопросы могли обсуждаться всем духовенством института. Такое общение было особенно необходимо именно служащим в отдаленных гарнизонах военным священникам. «Разбросанные по лицу земли русской, по окраинам и уединенным уголкам ее, имеющим нередко лишь, так называемое, стратегическое значение, мы большею частью бываем предоставлены только самим себе, и в пределах иногда крошечной интеллигентной среды – в маленьком гарнизоне – нам приходится искать себе тех связей житейских и интересов обыденного общения, без которых наша жизнь и деятельность стала бы мертвою и скучною до невыразимости» — так описывал условия своей жизни священник М.Н.Р. в письме «На пути из братского собрания», опубликованном в Вестнике военного духовенства. (1)

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Приезд гетмана Брюховецкого в Москву. – Представленные им статьи. – Гетман пожалован в бояре, старшина в дворяне. – Новый боярин сватается к московской боярышне. – Усобица между малороссиянами в Москве. – Дурные вести из Малороссии. – Дорошенко – преемник Тетери. – Он губит Опару и действует против полковников, преданных Москве. – Отчаянное письмо епископа Мефодия. – Возвращение Брюховецкого в Малороссию. – Неудовольствие духовенства по вопросу о митрополичьем избрании. – Союз духовенства с мещанами против гетмана и козаков. – Смута в Переяславле и Запорожье. – Поездка дьяка Фролова в Малороссию. – Неудовольствие козаков против гетмана-боярина. – Жалобы воеводы Шереметева на корыстолюбие Брюховецкого. – Сильное ожесточение духовенства против гетмана. – Бескорыстие киевского воеводы Шереметева. – Возмущение переяславских козаков. – Брюховецкий советует крутые меры. – Волнения в Запорожье. – Сношения Москвы с Польшею. – Записка Ордина-Нащокина о польском союзе и замечания на нее царя. – Съезды в Дуроричах. – Неуступчивость поляков и прекращение съездов. – Возмущение Любомирского заставляет поляков возобновить переговоры. – Андрусовские съезды. – Перемирие. – Причина уступчивости поляков относительно Киева. – Условия Андрусовского перемирия. – Польское посольство в Москве. – Переговоры об изгнанной из Украйны шляхте и о союзе против турок и крымцев. – Значение Андрусовского перемирия. – Общий взгляд на состояние Малороссии 11 сентября 1665 года подъезжал к Москве небывалый гость, гетман запорожский с старшиною. На перестрел от Земляного города встретили его ясельничий Желябужский и дьяк Богданов; Брюховецкий сошел с лошади и, выслушав спрос о здоровье, дважды поклонился в землю; ему подвели царскую лошадь, серую немецкую, в серебряном вызолоченном наряде с изумрудами и бирюзою, чепрак турецкий, шит золотом золоченым по серебряной земле, седло – бархат золотный; Иван Мартынович сел на лошадь и въехал в Серпуховские ворота, имея Желябужского по правую и Богданова по левую руку; его поставили на посольском дворе. С гетманом приехали: переяславский протопоп Григорий Бутович, гетманский духовник монах Гедеон, гетманского куреня атаман Кузьма Филиппов, обозный генеральный Иван Цесарский, судья генеральный Петр Забела, два писаря генеральных – Степан Гречанин и Захар Шикеев, пять канцелярских писарей, писарского куреня атаман, два генеральных есаула – Василий Федяенко и Павел Константинов, переяславский посланец Андрей Романенко, посланцы разных полков, нежинский полковник Матвей Гвинтовка, лубенский Григорий Гамалея, киевский Василий Дворецкий, всего с прислугою 313 человек; на кушанье гетману определили выдавать по рублю на день, да питья против посланников с прибавкою, другим ратным людям по пяти алтын; 670 лошадей, приведенных малороссиянами, пустили пастись в подмосковных лугах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Отдел I. Епархиальное управление. Учреждения обще-епархиальные и местные (приходские). Епархиальные Архиереи. Духовные Консистории. Епархиальные съезды и попечительства. Кафедральные соборы. Благочинные. Братства. Приходские попечительства 1. О вызове Преосвященных для присутствования в Св. Синоде. Высочайшее повеление 12-го июня, объявленное Св. Синоду чрез г. Обер-Прокурора: «Государь Император, желая знать лично Преосвященных, управляющих епархиями, предложил вызывать по одному из них для жительства в С.– Петербурге и присутствовать по прибытии в Св. Синоде до воспоследования Высочайшей воли на обратное возвращение в епархию. А потому Его Императорское Величество Высочайше указать ему, г. Обер-Прокурору, соизволил, объявить Св. Синоду, чтобы первоначально вызвать Могилевского Архиепископа Анастасия, выдав ему на проезд тысячу рублей из суммы, на Духовный Департамент положенной. На случай же временного отбытия его из епархии сделать Св. Синоду для управления оной зависящее с своей стороны распоряжение». Июля 3 дня 1805 года. 2. О том, чтобы епархиальные Архиереи представляли Св. Синоду формулярные свои и Викариев списки ежегодно к 1-му декабря. Св. Правительствующий Синод, признавая необходимо нужным, чтобы послужные списки Синодальных Члёнов, а также епархиальных и викарных Архиереев представляемы были в Св. Синод ежегодно к 1-му числу декабря, – приказали: о непременном и своевременном доставлении в Св. Синод означенных списков послать им циркулярные указы. Ноября 11 дня 1854 года. (Чтобы эти списки составляемы были по единообразной форме, в канцелярии Св. Синода составлены и при указе 30 апр. 1856 г. разосланы печатные формы). 3. О том, чтобы Преосвященные на предположение свои по разным частям епархиального управления, помещаемые в годичные донесение их о состоянии епархий, испрашивали, в случае надобности, разрешение отдельными по каждому предмету донесениями. По указу Его Императорского Величества, Св. Правит. Синод слушали доложенную Синодальною Канцеляриею справку, по которой оказалось: при циркулярных указах от 21 октября 1847 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очерк деятельности православного карельского братства св. Великомученика Георгия в Олонецкой губернии Источник Содержание Исторические сведения о Карелии Географическое положение и экономический быт Карелии Религиозно-нравственное состояние карел Просветительное дело в Карелии Переход к вопросу о панфинской опасности в Карелии Агитационная деятельность руководителей панфинского движения и финляндской периодической печати Организационная деятельность руководителей панфинского движения в Финляндии Союз беломорских карел Характер и результаты деятельности других финско-лютеранских организаций Оживление деятельности православного духовенства финляндского Русской Карелии под влиянием панфинской опасности Характеристика деятельности гражданской власти Задачи, организация и открытие Православного Карельского Братства Отношение к Православному Карельскому Братству духовенства, администрации и общества Деятельность Православного Карельского Братства Братские съезды и выработанные на них мероприятия против панфинской пропаганды Значение братских съездов Результаты деятельности Православного Карельского Братства в области просветительной Миссионерская деятельность Православного Карельского Братства Заключение     С объявлением в России начал гражданской свободы в 1905 году. Финляндцы националисты с их широкими сепаратическими притязаниями, исходя из племенного родства с ними карел, стали открыто заявлять об особенных исключительных правах Финляндии не только на северо-западную – Финляндскую, но и Русскую Архангельскую н Олонецкую Карелию. Образовавшееся на этой почве национальное движение в Финляндии, задавшись целью порвать естественную – основанную на единстве веры и культуры связь Карелии с Россией, проявилось на первых порах в попытках протестантско-финской пропаганды среди православных карел. Появились в обращении воззвания, напоминания карелам о племенном родстве их с финнами и побуждающая к единению, а одновременно с сим в разных местах Карелии появились и финляндские миссионеры-проповедники. Таким образом, на северо- западной окраине; России – искони православной Карелии – возник вопрос о панфниско-лютеранской опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В.А. Юлин Архиепископ Тверской и Кашинский. Испытания войной и гражданской смутой 20 марта 1914 г. Владыка Серафим – архиепископ Тверской и Кашинский. В том же году ему было присвоено право ношения креста на клобуке. Положение в церковной жизни Тверской епархии обстояло сравнительно лучше, чем в тех епархиях, в которых Владыке Серафиму приходилось служить раньше. Поэтому важный опыт возрождения приходской жизни, который Владыка приобрел в течение предшествующих лет епископского служения, мог быть реализован в Тверской епархии во всей полноте, тем более, что принятое в 1914 г. Святейшим Синодом положение о новом приходском уставе во многом соответствовало основным представлениям архиепископа Серафима о развитии приходской жизни. Обобщив опыт своего служения в Орле и Кишиневе, архиепископ Серафим составил «Обращение» к духовенству Тверской епархии «по вопросу о возрождении приходской жизни». Это было послание, напоминавшее по глубине содержания сочинение по пастырскому богословию, в котором он обстоятельно изложил основы своей дальнейшей архипастырской деятельности. «Обращение» состояло из следующих разделов: «Возрождение приходов в зависимости от возрождения пастырства», «Возрождение приходов без деятельного участия епископов невозможно», «Затруднения, которые находит духовенство при возрождении приходов. Борьба с пьянством и общества трезвости», «Основные понятия и положения о приходе. Примечания», «Программа подготовительных действий пастырей для возрождения прихода», «Могут ли участвовать в приходских советах женщины?», «Инструкция для пастырских собраний», «Окружные благочиннические пастырские собрания», «Уездные пастырские собрания», «Заключение». В «Обращении» подробно рассматриваются все стороны приходской жизни и пути ее оживления. По мнению Владыки Серафима, «для возрождения приходской жизни необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община занималась единодушно не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных у становлений...» 99 . Для возрождения пастырства и приходской жизни требуется прежде всего объединение пастырей с пасомыми. Этому могут способствовать пастырские собрания и съезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Поминовение Святейшего Патриарха Алексия в Париже 10.12.2008 408 Время на чтение 4 минуты Смерть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II утром 5 декабря стала своего рода историческим рубежом. Святейший Патриарх принадлежал к другому поколению, нежели большинство нынешних русских архиереев. И дело не только в том, что он родился в 1929 году, но скорее в том, что он был частью досоветского поколения, так как родился и вырос в Эстонии, еще не отошедшей по известной международной договоренности к Советскому Союзу. По своему этническому и социальному происхождению семья почившего патриарха принадлежала к остзейским немцам, составлявших в XVIII-XIX веках класс местных землевладельцев, а заодно и опору российского присутствия на этих землях. Пополняя армию и чиновничество Российской империи, многие из них принимали Православие, их родным языком становился русский. Именно эта среда дала в свое время множество подлинных героев Гражданской войны. Прибалтика 1920-1930-х годов стала одним из главных мест русского рассеяния, близко связанным с русской эмиграцией в Западной Европе и в частности во Франции. Об этом говорит хотя бы широкая деятельность Русского христианского студенческого движения (РХСД) в Эстонии и Латвии, к которому имел отношение отец Святейшего Патриарха, ставший впоследствии священником, Михаил Ридигер. Молодежные православные съезды посещались профессорами Сергиевского богословского института (Париж) и многими известными людьми русского зарубежья. В Риге недалеко от вокзала сохранился старый особняк, служивший местом этих съездов… Можно сказать, что Прибалтика времен формирования национальных государств отчасти еще оставалась частью старой Российской империи. И, конечно, в большей степени, чем Советская Россия. Об этом неоднократно говорил и сам Святейший Патриарх, вспоминая свои детские паломничества на Валаам (тогда относившийся к Финляндии, как и во времена Российской империи) и сравнивая их с посещением Валаама уже советского времени. Во время Второй мировой войны именно русская Прибалтика в первую очередь дала множество деятелей так называемой Псковской миссии, действовавшей на северо-западе России во время немецкой оккупации. Духовенство и миряне этой миссии, центр которой находился во Пскове, занимались возрождением храмов, приходов, монашеских общин, научением вере и т. п. на территориях, переживших советские репрессии и тотальное уничтожение духовенства и деятельных мирян в 1920-1930 годы. С возвращением Советской армии большинство служителей Псковской миссии начало свой путь мученичества и исповедничества. Духовник будущего патриарха отец Александр Киселев, напротив, оказался на Западе, и даже был духовником так называемой Власовской армии. Отец патриарха и его семья приняли решение (или были вынуждены: мы этого никогда доподлинно не узнаем) остаться в Советской России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

П. Г. Рогозный Глава 3. Выборы архиереев Законодательное оформление выборного начала Одним из основных результатов «церковной революции» было повсеместное введение выборного начала. Сами выборы были важнейшим символом революционных процессов в Церкви. В 1917 г. выбирали настоятелей и настоятельниц монастырей, приходских священников, дьяконов и псаломщиков. Однако центральным событием данного процесса было избрание высших иерархов. Выборы архиереев в 1917 г. – известный факт, попавший и в обобщающую монографию 542 , и даже на страницы учебника истории 543 . Однако исследователи только констатируют сам факт проведения выборов, перечисляя несколько епархий, где они проходили: если и приводится какой-либо комментарий, то, как правило, неверный. Даже в статье Т. Г. Фруменковой, наиболее серьезном исследовании темы высшего духовенства после революции, только констатируются результаты выборов в Харькове, Москве, Петрограде и Владимире 544 . Механизм выборов, идеологическая и политическая борьба различных группировок остаются практически не изученными. Не существует даже полного перечня епархий, где эти выборы состоялись. К сожалению, следует отметить, что данная проблема по сей день находится на периферии интересов отечественных историков, поэтому какая-либо серьезная историографическая дискуссия затруднена. Так, например, И. К. Смолич пишет, что «почти везде на епархиальных съездах были снова избраны прежние епархиальные архиереи» 545 , что не соответствует действительности. Д. В. Поспеловский упоминает лишь о выборах в Москве, Петрограде и, почему-то, в Тобольске 546 . О выборах в этих же городах очень кратко пишет протоиерей Георгий Митрофанов 547 , добавляя при этом, что «Временное правительство обязало церковную иерархию не назначать иерархов на кафедры, а избирать их в епархиях», однако и это не соответствует действительности. Также только констатирует факт выборов в указанных епархиях А. Н. Кашеваров, добавив Рязань 548 . М. В. Шкаровский упоминает еще Чернигов и Курск 549 . Только о столичных выборах пишет протоиерей Владислав Цыпин 550 . Законодательный механизм выборов рассматривает С. Л. Фирсов 551 . По его мнению, это была «уникальная попытка реанимировать правила, имевшие место в древней Церкви». Автор новейшей монографии по синодальному периоду В. А Федоров ограничивается только фразой о том, что «некоторые съезды приняли решения о выборности епископата духовенством и мирянами» 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод и комментарии Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.– киевским. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами и с их обычным союзником – князем Олегом Святославичем. Против половцев Мономах организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Стремясь предотвратить распад русского государства на ряд самостоятельных княжеств и вместе с тем придерживаясь принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца, он придавал огромное значение идеологической пропаганде единства Русской земли. С этой целью он организовывал съезды русских князей, поддерживал культ «святых братьев» Бориса и Глеба, жизнь которых должна была подать пример послушания младших князей старшим, покровительствовал летописанию, напоминавшему об историческом единстве Руси и всего княжеского рода («все князья – братья») и писал сам произведения, в которых выражал те же идеи единства Руси и необходимости бескорыстного служения родине. В собственной деятельности Владимир Мономах не всегда выдерживал изложенные им принципы, но все же законодательным путем он несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, в целом ряде случаев добивался прекращения княжеских усобиц и добился прекращения на некоторое время половецких набегов, совершив успешные походы в глубь степей. Княжение Владимира – это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях (Ипатьевской, Радзивилловской и др.) текст, разделенный в Лаврентьевской летописи «Поучением», читается без всякого разрыва и «Поучение» отсутствует. «Поучение» – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г. Печатается по Лаврентьевской летописи (РНБ, F. п. 2) с незначительными исправлениями описок. Ниже дается самый сжатый комментарий к «Поучению». Подробный комментарий см. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 425–457.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сельское духовенство ведёт жизнь совершенно уединённую. В приходе его нет лица, равного ему ни по умственному развитию, ни по понятиям и ни по нравственным потребностям. С крестьянами, кроме обыденного хозяйства, говорить ему не о чем; если есть в приходе дворяне, то богатые из них смотрят на священника свысока и говорят с ним всегда покровительственным тоном; бедные же, хотя народ простой и добрый, но, по умственному состоянию от мужика отличаются очень немногим. И как ни богач и ни бедняк, наши деревенские дворяне не читают ровно ничего, кроме разве местной газетки, то и беседа бывает всегда с ними самая пустая. Если в приходе есть одно или несколько лиц с университетским образованием, то тут опять беда другого рода: эти люди смотрят на священника, часто, как на человека малообразованного и немогущего понимать их высоких суждений. Дружественная беседа и мена мыслей могла бы быть только там, где два, три священника живут в одном приходе; но настоятельство и помощничество — работа одного на другого, — всегда были и есть теперь источником обоюдной вражды: эти два-три священника непременно ссорятся между собою. Поэтому дружеских бесед между ними и быть не может. Днём дела у священника иногда очень много, но иногда целую неделю нет ровно никакого. Вечера и ночи свободны всегда. Развлечений, в безделье, никаких нет: священник не знает ни музыки, ни рисования, ни токарного или столярного и т. под. мастерства, и ему остаётся только читать. Но что читать? Правда, теперь все священники что-нибудь выписывают; но одна-две газетки, один-два журнала надолго ли станут? И человек, особенно в долгие зимние вечера, отдаётся совершенной бездеятельности. Бездеятельность эта часто доводит его до такой апатичности ко всему, что он бывает не в состоянии подготовить даже к училищу собственных детей. Есть и такие приходы, где читать и есть что: и сами священники выписывают много журналов и есть что взять на стороне; но читать и читать одному, без живого слова, без передачи своих впечатлений другому и не слышать суждений лица постороннего, — делается работой какой-то механической и неприносящей надлежащей пользы, освежающей и возбуждающей душу. Нередко люди, не занятые и чтением, от праздности, одиночества и тоски, ищут себе развлечений в сообществе людей всякого сорта, без строгого разбора, тунеют и часто впадают в пороки — пьянство. Поэтому я нашёл полезным, чтобы священники, насколько возможно чаще, имели свидание между собою и вели беседы друг с другом. Имея в виду, что свидания священников могут приносить им большую пользу, я просил, однажды, своего преосвященного Иоанникия, ныне экзарха Грузии, дозволить нам, священникам моего благочиния, съезжаться несколько раз в году для дружеских бесед. Преосвященный выразил мне особенное удовольствие и съезды разрешил.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010