Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Григорьевич Вильгельмский (4.06.1883, г. Новомиргород Херсонской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи ремесленника. Окончил церковноприходскую школу, с 1911 г. служил в храме псаломщиком. В 1922 г. был рукоположен во диакона, в 1923 г.- во иерея, служил в храмах Одесской епархии. В 1924 г. М. был арестован и приговорен к 3 месяцам заключения по обвинению в крещении ребенка без справки из ЗАГСа. С 1928 г. по февр. 1934 г., пока не закрыли храм, служил в Полтавской епархии. Лишившись места священника, он обратился с письмом к Курскому архиеп. сщмч. Онуфрию (Гагалюку) , к-рого ранее знал как управлявшего Одесским вик-ством. Архиеп. Онуфрий дал М. благословение ехать к Белгородскому еп. сщмч. Антонию (Панкееву) . Приехав в Белгород, М. получил место священника в г. Короче Курской (ныне Белгородской) обл. и вскоре был назначен благочинным. 22 февр. 1935 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Проходил по одному делу с еп. Антонием, со священниками священномучениками Александром Ерошовым и Михаилом Дейнекой и с псаломщиком мч. Михаилом Вознесенским . На допросе М. сначала подписал показания, составленные следователем, но на последующих допросах отрицал, что вел к.-л. контрреволюционные разговоры, заявив, что не давал показания против еп. Антония. Во время заседания Курского областного суда М. не признал себя виновным: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Показание на предварительном следствии неправильно записано. Следователь записывал с моих ответов на черновик, а потом зачитал мне; я был согласен с записанным, а подписал показание, переписанное начисто, которое не читал». 11 сент. 1935 г. Специальная коллегия Курского областного суда приговорила М. к 10 годам лишения свободы. Был отправлен на Дальн.

http://pravenc.ru/text/2563410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ Иванович Удилович (1877, с. Старое Томашовского у. Люблинской губ. (ныне Польша) - 7.12.1937, г. Клинцы Орловской (ныне Брянской) обл.), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых, в Соборе Волынских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Род. в семье священника. В 1903 г. окончил Волынскую ДС. В 1907 г. рукоположен во иерея. Первоначальное место служения неизвестно. В 1929 г. был назначен священником к храму во имя св. Василия Великого с. Дедово (Дедов) Стародубского р-на Западной (с 1937 Орловской, ныне Брянской) обл. 20 окт. 1937 г. был арестован и заключен в Стародубскую тюрьму, затем переведен в тюрьму г. Клинцы. Обвинялся в том, что «являлся участником к[онтр]р[еволюционной] группы церковников, клеветал на мероприятия партии и правительства, выражал пораженческие настроения, восхвалял врагов народа». Виновным себя не признал. Проходил по одному следственному делу со стародубскими священномучениками прот. Александром Левицким и священниками Алексием Тютюновым, Иоанном Никольским и Митрофаном Корницким . 22 нояб. 1937 г. приговорен к смертной казни Особой тройкой при УНКВД по Орловской обл. Был расстрелян в г. Клинцы вместе с др. осужденными. Место погребения неизвестно. Имя К. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Брянской обл. Д. 6088-П. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МИРОН Иванович Ржепик (1885 - 1937), прот. , сщмч. (пам. 31 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/2458687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоасаф Панов. Фотография. 1912 г. Стефанович Панов (1-я пол. 1859, с. Пироговское Камышловского у. Пермской губ.- 26.08.1918, близ с. Мироновского Верхотурского у. Пермской губ.), сщмч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. В 1869-1875 гг. учился в Далматовском ДУ, к-рое окончил по 2-му разряду. С 1875 г. служил псаломщиком в Вознесенском соборе г. Екатеринбурга. В 1889 г. рукоположен во диакона Екатеринбургским и Ирбитским еп. Поликарпом (Розановым) с оставлением на вакансии псаломщика. 19 июня 1889 г. переведен диаконом в Николаевскую ц. Верхнетуринского завода Верхотурского у. 13 апр. 1891 г. рукоположен во иерея, переведен в Михаило-Архангельскую ц. с. Нижнего Екатеринбургского у. И. был членом Нижнесельского миссионерского комитета Православного миссионерского общества . Председателем комитета являлся благочинный, свящ. Успенской ц. Уткинского завода, сщмч. Павел Чернышёв . С 16 нояб. 1904 г. И. служил в Успенской ц. с. Тыгишского Камышловского у. 30 июня 1911 г., согласно прошению, уволен за штат. 9 февр. 1912 г. временно назначен заведовать приходом Петропавловской ц. с. Мостовского Ирбитского у. на место ушедшего за штат по возрасту свящ. Евгения Луканина. 14 нояб. 1912 г., согласно прошению, И. временно поручено заведовать приходом Георгиевской ц. с. Мироновского вместо свящ. Петра Попова, переведенного в церковь в с. Мостовское. Здесь он познакомился со сщмч. Иоанном Шишевым , к-рый с 1900 г. служил 1-м священником в с. Мироновском. 11 янв. 1913 г. в дер. Гостьковой, относящейся к Мироновскому приходу, в 5 верстах от села, был открыт самостоятельный одноштатный приход с ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены. 28 янв. 1913 г. И. был определен в него священником и после этого перевода заштатным в документах не именовался. Однако 7 февр. 1913 г. И. был переведен на прежнее место служения в с. Мироновское. 14 янв. 1914 г. назначен служить в Иоанно-Зачатиевской ц. Верхнебаранчинского завода Верхотурского у. 3 февр. 1914 г. во 2-й раз переведен в церковь с. Мироновского. Весной 1914 г. по представлению Екатеринбургской духовной консистории Екатеринбургским и Ирбитским еп. Митрофаном (Афонским) «за ревностное и полезное служение Церкви Божией» И. был награжден набедренником.

http://pravenc.ru/text/578052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН мон. Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; рус. художник XV в., старший современник и предположительно учитель Дионисия МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА извод икон Божией Матери в христианской иконографии, включающий изображение Богородицы, кормящей грудью Младенца Христа Надежда Евгеньевна (1902-1968), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед МНОГОГЛАСНИК в церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах

http://pravenc.ru/rubrics/123062_48.html

Митрофан Семенович Григоревский (03.06.1872–?) Митрофан Семенович Григоревский Церковный писатель. Сын псаломщика. Биография Родился в Курской губернии. Образование получил в Киевской ДА (окончил в 1895 со степенью кандидата богословия). В 1896 г. был назначен преподавателем Архангельской ДС по всеобщей и рус. гражданской истории; преподавал также историю рус. раскола, обличительное богословие; заведовал б-кой семинарии, некоторое время был помощником инспектора. Состоял делопроизводителем редакции «Архангельских епархиальных ведомостей». Смотритель Архангельского ДУ (1899-1903). Указом Святейшего Синода от 21 марта 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за представленную дис. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке». В 1905-1907 гг. был инспектором Киевской ДС; в 1906 г. исполнял обязанности ректора. Состоял директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя (1907-1909), Глуховского учительского института (1909-1913), народных училищ Нижегородской губ. (1913-1917). С 1 июня по 20 июля 1917 г. и. о. директора Нижегородского Владимирского реального училища со средним механико-техническим училищем. Приказом по Министерству народного просвещения от 4 июля 1917 г. назначен директором 3-й московской гимназии. Удостоен орденов святых Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени, а также светло-бронзовой медали. Статский советник (с 1908). В главном соч. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке» изложению предпослан разбор учения о браке св. отцов и учителей Церкви, живших до свт. Иоанна Златоуста, и его современников (мужей апостольских - свщмч. Игнатия Богоносца и Ерма; апологетов - сщмч. Иустина Философа, Афинагора Афинского, свт. Феофила Антиохийского, Минуция Феликса; св. отцов и учителей Вост. Церкви - Климента Александрийского, Оригена, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Астерия Амасийского; зап. св. отцов и учителей - Тертуллиана, святителей Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ Петрович Богданов (13.08.1885, дер. Борки Тюменского у. Тобольской губ.- 1.06.1938, Благовещенск Амурской обл. Дальневосточного края), сщмч. пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил 3 класса сельской школы, после чего вел крестьянское хозяйство. С 1924 г. служил в сельском храме псаломщиком. В 1928 г. был рукоположен во иерея и назначен священником в храм с. Бугуртак Курагинского р-на Красноярского окр. Сибирского (с 1930 - Западно-Сибирского) края. 16 апр. 1933 г. в связи с отказом части крестьян-единоличников засевать свои поля М. был арестован и заключен в районную тюрьму вместе с 5 крестьянами. Его обвиняли в руководстве «контрреволюционной группировкой». Крестьяне подписали протоколы показаний, в к-рых говорилось, что их действиями руководил приходской священник. М. виновным себя не признал. 13 мая 1933 г. Особая тройка при Постоянном представительстве ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорила его к 10 годам ИТЛ. Отбывал наказание в Средне-Бельском лагпункте Дальлага НКВД. В февр. 1938 г. против М. и других находившихся в лагере священнослужителей было начато новое следствие. М. проходил по групповому делу «контрреволюционной группировки», к-рую якобы возглавляли архиеп. сщмч. Онуфрий (Гагалюк) и еп. сщмч. Антоний (Панкеев) . В качестве доказательства вины священнослужителей были предъявлены свидетельские показания, что они «собираются группами в палатке и совершают религиозные обряды, поют молитвы... по воскресеньям надевают подрясники и производят чтение молитв...». На допросах М. виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. В марте М. вместе с другими подследственными был перевезен из лагеря в тюрьму в г. Благовещенске. Там он был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. вместе со священномучениками архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым), священниками Ипполитом Красновским , Митрофаном Вильгельмским , Александром Ерошовым , Михаилом Дейнекой , Николаем Садовским , Василием Ивановым , Николаем Кулаковым , Александром Саульским , Павлом Поповым , Георгием Богоявленским и псаломщиком мч. Михаилом Вознесенским . Все они были погребены в безвестной общей могиле.

http://pravenc.ru/text/2561552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МЕФОДИЙ Пешношский (Песношский) (сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИЛИЦА Ивановна Кувшинова (1891-1938) мц. (пам. 23 янв.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИНА (Шелаев Иван Власович; 1882-1837), архим., прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИРОН Иванович Ржепик (1885 - 1937), прот. , сщмч. (пам. 31 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) МИСАИЛ († 9.04.1655), Шацкий, архиеп. Рязанский и Муромский, сщмч. (пам. 10 сент.- в Соборе Липецких святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_46.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Владимир Медведюк. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. Фаддеевич Медведюк (15.07.1888, г. Луков Седлецкой губ., ныне Лукув, Польша - 3.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Отец В., рабочий на железной дороге, желал, чтобы сын служил в храме. Окончив в 1910 г. ДУ, В. стал псаломщиком в соборе г. Радома (Польша). Во время первой мировой войны В. попал в Москву, где в 1915 г. женился. В следующем году был рукоположен во диакона к храму во имя мц. Ирины на Воздвиженке, в 1919 г. рукоположен во иерея к храму во имя прп. Саввы Сторожевского подворья Саввино-Сторожевского мон-ря на Тверской ул. В 1921 г. назначен настоятелем храма во имя свт. Митрофана Воронежского. Ревностно относился к пастырским обязанностям, много работал с молодежью, стараясь привить ей любовь к правосл. богослужению и храму. Отстоял храм при попытках его захвата обновленцами (см. Обновленчество ), несмотря на угрозы лично Антонина (Грановского) . В 1925 г. В. был арестован, под угрозой расправы дал согласие на сотрудничество с ОГПУ, после чего был освобожден. Полученные В. от ОГПУ задания преимущественно касались Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. сщмч. Петра (Полянского) . Священник их исполнял, но спустя нек-рое время, терзаемый муками совести, решил прекратить свои отношения с ОГПУ в качестве секретного сотрудника и покаялся на исповеди в грехе предательства. 9 дек. 1929 г. В. вызвали в ОГПУ и он заявил следователю, что отказывается от дальнейшего сотрудничества. В течение 3 суток его уговаривали переменить свое решение, но В. на это не согласился, заявив, что он уже рассказал обо всем священнику на исповеди. 11 дек. был выписан ордер на арест В., обвиненного в «разглашении... сведений, не подлежащих оглашению». 3 февр. 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила В. к 3 годам ИТЛ, наказание отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

http://pravenc.ru/text/158984.html

Астраханской и Царёвской епархии, названо по г. Енотаевску (ныне с. Енотаевка в Астраханской обл.). 5 сент. 1917 г. епископом Енотаевским был назначен живший на покое с мая 1917 г. в астраханском Покрово-Болдинском мон-ре бывш. еп. Петровский, вик. Саратовской епархии Леонтий (фон Вимпфен) . Обязанностью викария была помощь правящему архиерею в управлении Астраханской епархией, замещение Астраханского архиерея на время его отсутствия в епархии. В период пребывания Астраханского архиеп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве еп. Леонтий временно управлял Астраханской епархией. В 1918 г. еп. Леонтий поддержал планы создания в Астрахани Епархиального союза церквей (учрежден в марте 1919), целью которого были ограничение власти архиереев, расширение полномочий приходских общин, всемерное развитие духовного просвещения и благотворительности. Еп. Леонтий видел в деятельности союза единственную возможность для Церкви юридически оформить отношения с советской властью, сохранить духовно-учебные заведения и упрочить организационные формы церковной жизни в новых социально-политических условиях. Архиеп. Митрофан был противником создания союза, недовольство архиеп. Митрофана, выступавшего против к.-л. контактов с советской властью, вызвало также одобрение еп. Леонтием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Енотаевский епископ видел в этом документе возможность освобождения Церкви от контроля со стороны гос-ва). Архиеп. Митрофан обвинил викария в превышении полномочий и передал дело на рассмотрение Архиерейского Собора в Москве, 26 сент. 1918 г. еп. Леонтий был отстранен от управления Е. в. с оставлением в должности настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи монастыря . В 1919 г. еп. Леонтий председательствовал на совещании Епархиального союза церквей, на котором было решено обратиться к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам... старой и советской армии». 7 июня 1919 г. еп. Леонтий был арестован и вместе с архиеп. Митрофаном обвинен в организации белогвардейского заговора, 6 июля архиереи были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/189983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Могилёвской и Мстиславской епархии, названо по г. Гомелю - уездному центру Могилёвской губ. 25 янв. 1907 г. епископом Гомельским, викарием Могилёвской епархии, определено быть ректору Могилёвской ДС архим. сщмч. Митрофану (Краснопольскому) , хиротония состоялась 11 февр. в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге. Еп. Митрофан жил в Гомеле, особое внимание уделял миссионерской и антисектантской работе в Гомельском у., к-рая стала особенно актуальной после издания 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» . В 1908 г. архиерей организовал в Гомеле миссионерские курсы для духовенства, на к-рых читал лекции о католичестве. Святитель руководил деятельностью Гомельского отд-ния могилёвского Богоявленского братства. В 1909 г. отд-ние было преобразовано в самостоятельное Гомельское правосл. братство, к-рое занималось миссионерством и благотворительностью. Будучи Гомельским епископом, свт. Митрофан являлся в 1907-1912 гг. членом 3-й Гос. думы от рус. населения Гомельщины. 9 нояб. 1912 г. архиерей был назначен на Минскую и Туровскую кафедру. 13 янв. 1913 г. во епископа Гомельского был хиротонисан ректор Полтавской ДС архим. Варлаам (Ряшенцев) , продолживший миссионерские начинания еп. Митрофана: еп. Варлаам руководил деятельностью епархиальных миссионеров, активно боровшихся с толстовством и баптизмом в Гомеле. С окт. 1918 по весну 1919 г. еп. Варлаам находился в Киеве, 29 апр. 1919 г. был уволен от управления Г. в. из-за невозвращения в Гомель, 23 июня 1919 г. арестован в Гомеле, 5 июля приговорен к 2 годам заключения условно, освобожден, вскоре назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии. В июле 1922 г. еп. Варлаам примкнул к обновленчеству , в 1923 г. принес покаяние и 16 сент. был назначен епископом Псковским и Порховским. В 1917-1921 гг. в Гомеле действовал «Центральный союз гомельских православных церквей» под председательством прот. Александра Зыкова. По инициативе прот. Александра в сер. 1923 г. в Гомеле состоялось совещание духовенства епархии, на к-ром большинством голосов было принято решение о признании обновленческого Высшего церковного управления . Верными Патриарху св. Тихону остались священники Павел Левашев, Елисей Назаренко и Петр Рафаилович. Спустя нек-рое время после освобождения Патриарха (он находился под арестом с 9 мая 1922 по 25 июня 1923) началось возвращение гомельских приходов в Православие. С 17 июня 1924 г. Псковский еп. Варлаам (Ряшенцев) по резолюции Первосвятителя Русской Церкви управлял также Г. в.

http://pravenc.ru/text/166107.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010