409. Сухова Н.Ю. Православное духовное образование и богословская наука в России в XVIII–haчaлe XX в.: Рабочая программа дисциплины. М., 2007. 68 с. 410. Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX–haчaлa XX века. М.: ПСТГУ, 2007. 384 с. 411. Сухова Н.Ю. Проблемы духовного образования в дискуссиях 1917–1918 гг.// Церковь в истории России. Сб. 7. Институт Российской истории Российской академии наук. М., 2007. С. 160–177. 412. Сухова Н.Ю. Российское ученое монашество и богословская наука: проекты 1917–1918 гг.//Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Сергиев Посад – Саров – Дивеево. 28 июня–1 июля 2006 г. Нижний Новгород, 2007. С. 431–444. 413. Сухова Н.Ю. Дискуссия 1909г. о проблемах высшего духовного образования и богословской науки//Вестник ПСТГУ 23. Вып. 2. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. С. 32–57. 414. Сухова Н.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX–haчaлe XX в. М., 2009. 674 с. В приложениях 1, 2 приводятся списки докторов богословия, магистров и кандидатов, получивших степень до 1869г. В приложениях 3, 4 перечисляются докторские и магистерские диссертации четырех дореволюционных академий, защищенные в период действия уставов 1869, 1884, 1910–1911 гг. (С. 564–615). 415. Сухова Н.Ю. Православные духовные академии в 1850–60-х гг. и реформа 1869г.//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2009. С. 23–28. 416. Сушко А.В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861–1884 гг.). СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2010. 256 с. 417. Тарасова В.А. На перепутье. Полемика по вопросам реформы высшей духовной школы в России в начале XX века//Встреча 1998. 1 (7). С. 14–22. 418. Тарасова В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX–haчaлe XX века. История императорских православных духовных академий. М.: Новый хронограф, 2005. 567 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

399. «Сосуд избранный». История российских духовных школ в ранее не опубликованных трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства (1888–1932). [Кн. 1]/Сост. М.Д. Склярова. СПб.: Борей, 1994. 464 с.; Кн. 2. Памяти В.В. Болотова /Предисл. митр. Никодима; сост. М.Д. Склярова. СПб.: СЦДБ, 2000. 431 с. 400. Старокадомский М.А. Профессор Московской духовной академии протоиерей Феодор Александрович Голубинский как основоположник умозрительного теизма в русской богословской науке//Московская духовная академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 1. Б. м., 1964. 390 с. (Машинопись). С. 92–132. 401. Страхова О.Б. Новгородская школа братьев Лихудов//Cyrillomethodianum 12. 1988. С. 109–123. 402. Суториус К.В. Источники по истории преподавания православного латиноязычного богословия в России в первой половине XVIII века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. исторических наук: специальность – историография, источниковедение и методы исторического исследования. СПб.: РАН. Санкт-Петербургский ин-т истории, 2008. 15 с. 403. Сухова Н.Ю. Источниковая база по истории духовного образования в России 1807–1921 гг.: Дипл. раб. М.: ПСТБИ, 2000. 160 с. 404. Сухова Н.Ю. Из истории документального собрания Московской духовной академии//Отечественные архивы. 2001. С. 22–29. 405. Сухова Н.Ю. Из истории архива Московской духовной академии//2000-летию Рождества Христова посвящается: Специальный выпуск «Вестника архивиста». М., 2001. С. 259–290. 406. Сухова Н.Ю. История управления духовно-учебными заведениями в России. 1807–1967 гг.//Богословский сборник ПСТБИ 13. 2003. С. 206–235. 407. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: Проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: ПСТГУ, 2006. 658 с. 408. Сухова Н.Ю. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х годов//Вестник ПСТГУ 20. Вып. 3. II: История: История Русской Православной Церкви. 2006. С. 7–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Впервые имя Фёдора Сухова, - повествует Мария, - я услышала из уст самодеятельного стихотворца/.../Николая Ивановича Пименова, уроженца хутора Ярыженский Волгоградской области/.../. На столе Николая Ивановича Пименова постоянно лежала книга стихов Фёдора Сухова «Малиновый звон». С фото смотрел на меня красивый молодой человек с чуть выгоревшим на солнце волнистым есенинским чубом и пронзительными, глядящими изподлобья глазами. В них улеглись необъяснимая радость и вместе с ней затаённая глубинная грусть. Стихи Фёдора Сухова меня поразили необычайной образностью и напевностью. И я под началом Николая Ивановича стала писать письма в «Волгоградскую правду», где Фёдор Григорьевич работал корреспондентом. Мои стихи/.../пришлись по вкусу поэту. У нас завязалась переписка. Я хорошо помню содержание писем поэта, его советы, наставления, замечания. В семнадцать лет я поступила в Волгоградский пединститут имени А. Серафимовича на историко-филологическое отделение и ходила на занятия литературного кружка/.../. Там впервые воочию увидела я и поэта Фёдора Сухова. Он забегал туда «на огонёк». В то время его уже считали мэтром, мастером слова. К нему прислушивались юные литераторы. Потянулась к нему и я, глядя на истинного поэта изумлёнными глазами. Вскоре в областной газете появились мои первые стихи с рекомендацией Фёдора Сухова, где он радостно сообщал, что я продолжаю традицию поэтов: Никитина, Кольцова, Есенина. После этого наши встречи с Фёдором участились. Нам хотелось быть вдвоём. Часто мы ездили за город, в степь, пропахшую голубым казачьим полынком и волнующуюся серебристыми ковыльными кудрями...». Спустя год с небольшим, в декабре 1970 г., у Марии и Фёдора родился сын Арсентий. Мария вспоминает: «Когда родился наш сын, вместе с букетом цветов, на котором блестели слёзами снежинки, Фёдор принёс мне в роддом вчетверо сложенный листок со стихами, пропахший папиросным дымом и холодом степной метели. Первый снег, первый снег, первый снег Над далёкой забытой избёнкой. Первый смех, первый смех, первый смех

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/29/...

  Источники Литература   Понкин И. В. Теологический факультет государственного университета: европейский опыт правового регулирования. М., 2006. 212 с.; О правовой и фактической необоснованности включения теологической науки в «религиоведение» и отказа во включении отдельной специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников: сб. мат-лов/сост. И. В. Понкин. М., 2010. 139 с.; Перспективы развития теологического образования в России: сб. мат-лов/сост. И. В. Понкин. М., 2007; Понкин И. В. Теологическое образование в государственном университете: зарубежный опыт правового регулирования. М., 2004. 130 с. Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Ч. 1. 672 с. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. 389 с. Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. Москва 1887. Казань, 1891. 89 с; Его же. Архаическое направление в церковном праве: (Критический разбор сочинения проф. Киев. акад. П. Лашкарева: Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев, 1886). Казань, 1896. 50 с; Его же. Краткий курс церковного права православной церкви. 2-е изд. перераб. Казань, 1903. 324 с. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… Иоанн (Соколов). Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т. 1. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви… Сухова Н. Ю. Реформы высшего православного духовного образования в России во второй половине XIX века: автореф. дисс. … к. и. н.: 07.00.02. М., 2007. Сухова Н. Ю. Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров в православных духовных академиях в контексте высшего образования в России: 1808–1918 гг.: автореф. дисс. … д. и. н: 07.00.02. М., 2011. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 418. Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: сб. ст. по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М., 2007. С. 82.

http://bogoslov.ru/article/6177128

Прилежаев Е. М. Духовная школа и семинаристы в истории русской науки и образования. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и К°, 1879. 28 с. Прилежаев Е. М. Царствование Александра I в истории русской духовной школы//хч 1878. ч. 1. С. 253–275. Рогов А. И. Школа и просвещение//Очерки русской культуры XVII века. ч. 2: Духовная культура под ред. А. В. Арциховского. Μ., 1979. С. 142–154. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802–1902 годов. СПб., 1902. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России вв. Т. 1. СПб., 1912. IX, 679, 48 с. Сарычев В. Д. Задачи русской духовной школы (сокращенный текст доклада, прочитанного при встрече с делегацией греческих богословов 27 мая 1962 года в Московской духовной академии) жмп 1962. 9. С. 70–78. Светлов П. Я. О необходимости Богословских факультетов в университетах, или О реформе высшего религиозного образования в России: Докладная записка Сов. ун-та св. Владимира. Киев, 1906. 30 с. Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в Русской православной Церкви при святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917–1925)//ХЧ 1992. 7. с. 19–49. «Сосуд избранный». История российских духовных школ в ранее не опубликованных трудах, письмах деятелей русской православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства (1888–1932). [Кн. 1]/Сост. М. Д. Склярова. СПб.: Борей, 1994. 464 с.; Кн. 2. Памяти В. В. Болотова предисл. митр. Никодима; сост. М. Д. Склярова. СПб.: СЦДБ, 2000. 431 с. Сухова Н. Ю. Источниковая база по истории духовного образования в России 1807–1921 гг.: Дипл. раб. м.: ПСТБИ, 2000.160 с. Сухова Н. Ю. История управления духовно-учебными заведениями в России. 1807–1967 гг. Богословский сборник ПСТБИ 13. 2003. С. 206–235. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века), м.: ПСТГУ, 2006. 658 с. Сухова Н. Ю. Несостоявшаяся духов но-учебная реформа 1890-х годов//Вестник ПСТГУ 20. Вып. 3. II: История: История русской Православной Церкви. 2006. с. 7–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

От 16 Декабря она предписала Городничему Кашаеву для приезда в Иркутск Его Преосвященству очистить показанной двор Иркутского сын-боярского Дмитрея Елезова 41 . Изворот подлинно канцелярский. Преосвященный просит дом Сухова, Ему и отводят на бумаге «показанной» двор, но, на самом деле, не Сухова, а Елезова, пользуясь, конечно тем, что Владыка не был хорошо знаком с положением домов, и смежный дом Елезова мог принять за дом Сухова. Как бы то ни было, а на долго смиренного домика Елезова выпал жребий вмещать в себе Праведника около трех лет. Последний потомок Елезовых, почтенный старец Михайло Андреевич Елезов, скончавшийся в 1851 году при Спасской церкви, с торжеством и благоговением указывал ту комнату, в которой имел пребывание Святитель 42 , На месте же дома Бургомистра Сухова, рядом с Елезовым, при Генерал-Губернаторе Лавинском выстроен католически костел. В 1862 году 29 Августа, в самый благовест к поздней Литургии, у католиков загорелись службы, и по близости пламя охватило бывшую квартиру Святителя. Однакож в этом обгорелом здании оставался еще уголок для приюта бедного чиновника, занимавшего дом, зятя покойного Михаила Андреевича. Теперь о содержании первого Иркутского Епископа. Знаем, что Тобольский Митрополит чрез приказного своего. Слопцова отсчитал Епископу Иннокентию данных с церквей денег и на содержание Его особы, и келлии, и певчих и архиерейского приказа 104 р. 42 к. в год. Но что значили эти лепты в отдаленном месте, при дороговизне на все жизненные потребности? и тогда, как на иждивении Епископа Иннокентия состояла большая свита из 12 человек, а именно: из одного иеромонаха – Лаврентия, из двух иеродиаконов-Тарасия и Серафима, из иподиакона – Егора Рещикова, из трех певчих Дмитрия Севастьянова, Григория Мишенева и Андрея Попова, и из пяти подьяков – Ивана Плотникова, Григория и Михаила Ключеревых, Михаила Яворского и Ильи Лавровского. Все сии лица назначались с Епископом Иннокентием в Пекин, и теперь, от него не отчисленные, требовали и пищи, и одеяния, тем более, что и при Иркутской Епископской кафедре они были необходимы 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сафонов Д. В. Обзор архивных источников по истории Московских духовных школ в послевоенный период//БВ 11–12. 2010. с. 623–646. Селянин А. История Московской Духовной Академии в первое двадцатилетие ее возрождения (1944–1964 гг.): Дисс. ... канд. богосл. СП, 1994.166 с. Светозарский А. К. Московские духовные школы в 1917–1964 гг.//МДА 325 лет. т. 1 Кн. 1. 2010. с. 257–394. Сидоров А. И. , Тимофеев А., свящ. Профессор Московской духовной академии Иван Ваасильевич Попов как христианин и православный ученый//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. с. 274–281. Скурат К. Е. Московская Духовная Академия в 1814–1869 гг.//БВ2.1996. С. 58–73. Скурат К. Е. Московская Духовная Академия в 1814–1874 гг.//Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). т. 1. Б. М., 1964. 390 с. (Машинопись). С. 64–91. Смирнов С. К. Историческая записка о Московской Духовной академии по случаю празднования ее 50-летия, м.: Тип. в. Готье, 1864. 85 с. Смирнов С. К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814–1870). М., 1879. 632, XVI с. Сухова Н. Ю. Из истории документального собрания Московской Духовной академии//Отечественные архивы. 2001. 4. с. 22–29. Сухова Н. Ю. Из истории архива Московской духовной Академии//2000-летию Рождества христова посвящается: Специальный выпуск «Вестника архивиста», М., 2001. с. 259–290. Сухова Н. Ю. Фонд Московской духовной академии 229) в Центральном историческом архиве Москвы//БВ 11–12. 2010. С. 396–442. Тимофеев А., свящ. Библеистика в Московской духовной академии с момента реформы 18691870 глдов до закрытия Академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 96–113. Ходзинский Павел, прот., Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии//БВ 11–12. 2010. с. 291–341. Шичалин Ю. А. Станет ли Духовная Академия Греко-латинской//Встреча 1998. 2 (8). С. 23–27. Экономцев И. Н. Историческая школа Московской духовной академии//Вестник русского Патриаршего экзархата. 115. Paris, 1987. С. 107–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

А потому прошу дорогую мою «Русскую народную линию» перепечатать мой давнишний материал , опубликованный еще в 2013 году на страницах РНЛ. Это было своеобразное и обширное эссе, посвященное вышеназванным поэтам, обстоятельствам их творческой и бытийной (куда же от этого деться!) жизни. А дочь Федора Сухова, с которой мы учились на одном факультете, попрошу угомониться. И признать своего единокровного брата Арсентия Сухова! С другой стороны… Про Марию и Федора фильмы, и многосерийные, пора снимать! Их, дорогих наших поэтов, нет уже с нами, и давно, а страсти вокруг их имен кипят! И последнее. Если кто-то считает, что автор этих строк субъективен, предвзят, дескать, дружил с Марией Арсентьевной, вот ее и защищает… – этот кто-то глубоко заблуждается. Не только и не я один ценил и ценит творческое наследие как Федора Сухова, так и Марии Сухоруковой. Творчество Федора Григорьевича изучал и ценил еще на студенческой скамье – филологической, ГГУ им. Лобачевского. Да и приходил он к нам, поэт, студентам, читал свои стихи. А вот что пишет о поэтическом таланте Марии Сухоруковой известный русский поэт, исследователь Геннадий Красников:  «Мария Сухорукова всем своим творчеством, всей своей судьбою ведет читателя путями земными и духовными, поэтическими, показывая, как трудно и как сладко приходить к простым, дающимся как благодать, открытиям ». Или еще Геннадий Николаевич пишет:  « Такие стихи включать бы во все хрестоматии, изучать в школе, – уча любви к Родине, к родной природе, к незамутнённому роднику русской речи…». Сергей Васильевич Скатов, зам. директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, координатор Движения «Народный Собор», председатель Нижегородского отделения «Русского Собрания» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/16/to...

Но в Ноябре, Декабре и Марте, при своебычном покрытии и проходе реки, сообщение с монастырем и совсем прекращается. Между тем Святитель Иннокентий, по принятии Епархии остававшийся, как и прежде в Вознесенском монастыре, имел надобность по делам управления часто бывать в городе Иркутске, а по условиям тогдашнего времени обязан был ничем неизвиняемою необходимостию во все царские праздники отправлять служение в Городском Соборе. И опытом зная неодолимые иногда к тому препятствия, Он предоставил своему архиерейскому Приказу сделать сношение с Иркутским провинциальным магистратом об отводе ему под приезд из монастыря временной квартиры в никем незанимаемом доме бывшего Бургомистра Михайла Сухова. Архиерейский Приказ отнесся об этом в Магистрат 25 Сентября 1727 года, а от 28 числа получил ответ, что двор бургомистра Сухова имеется по присланному охраненному листу от графского сиятельства в свободе, и постою на тот двор ставить не повелено; а ежели востребует Преосвященный Иннокентий Епископ об отводе двора на приезд, окроме помянутого Сухова двора; от посадских, то отведен будет в неукоснительном времени где будет Его Преосвященству пристойно. А с подлинного охранительного письма при сей де промеморий приобщается копия. Любопытно! Прочитаем, что писал Граф Савва Владиславич в охранном листе? «Ея Императорского Величества Стацкой действительной советник, чрезвычайный посланник и полномочной министр, Иллирийской Граф Савва Владиславич. Сим моим охранным листом объявляю каждому, и кому о том ведать надлежит, наипаче Ея Императорского Величества министром, комисаром, офицером и всякого чина людем, что я в порученном мне Китайском посольстве; на моем проезде жил в Иркутску несколько месяцев и имел квартиру в доме господина бургомистра Михаила Сухова но Токмо для моего покою, как для разговоров вседневных и формации о торговом состоянии сибирского купечества за лучшую пользу установления впредь коммерция всероссийского с китайским государством. А понеже я от нево получил довольное обходительство, усмотри, что он бургомистр обретается неотменно в магистрате в делах Ея Императорского Величества, того ради (но смотря на мене, что я y него был на квартере) сим по силе указа Ея Императорского Величества, его бургомистра дом впредь уволяю от постою до моего возвращения из Китая, дабы тем постоем никому от вышнего до нижнего чина его бургомистра не утеснять, и в сущем доме его, где он пребывает, где я на квартере был, отнюдь никому не ставиться, дабы дом его был свободен от постою для свободного исправления дел Ея Императорского Величества, до нево касающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От этих священных слов стало в груди Сухова просторно – «всякую тягость сняло». И он увидел: светло кругом, сделалось поле красным и лужи красные, будто кровь. Понял, что от заката это багровый свет. Спросил старца: «Далече идете, батюшка?». – «Вотчину свою проведать». Не посмел Сухов спросить – куда. Подумал: «Что я, доследчик что ли... непристойно доспрашивать, скрытно теперь живут». Сказал только: «Есть у меня один барин, хороший человек... ему бы вот переслать, он сберег бы, да далеко отъехал. И здешние они, у самого Куликова поля старое их имение было. В Сергиев Посад отъехал, у Троицы, там, думалось, потише... да навряд». Старец сказал: «Мой путь. Отнесу Благовестие господину твоему». Обрадовался Сухов и опять не удивило его, что старец идет туда,– «будто бы так и надо». Сказал старцу: «Сам Бог вас, батюшка, послал... только как вы разыщете, где они на Посаде проживают?.. скрытное ноне время, смутное. Звание их – Егорий Андреевич Среднев, а дочку их Олей... Ольгой Егоровной звать, и образа она пишет... только и знаю».– «Знают на Посаде. Есть там нашего рода». Радостью осияло Сухова – «как светом-теплом согрело», и он сказал: «Уж и поклончик от меня, батюшка, им снесите... скажите – кланяется, мол, им Вася Сухов, который лесной объездчик... они меня давно знают. А ночевать-то, батюшка, где пристанете... ночь подходит? Позвал бы я вас к себе, да не у себя я теперь живу... время лихое ноне, обидеть могут... и церковь у нас заколотили». Старец ласково посмотрел на Сухова – «весело так, с приятностью» – и сказал ласково, как родной: «Спаси тя Христос, чадо. Есть у меня пристанище». Принял старец от Сухова крест, приложился с благоговением и положил в кузовок, на мягкое. «Как хорошо-то, батюшка... Господь дал!» -радостно сказал Сухов: не хотелось со старцем расставаться, поговорить хотелось: «Черные у меня думы были, а теперь веселый я поеду. А еще думалось... почтой послать – улицы не знаю... и доспрашивать еще станут, насмеются... да где, скажут, взял... да не церковное ли утаил от них ... заканителят, нехристи».

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010