Второй храм - Успенский собор. Он был построен в 1915 г., но проект разрабатывался еще при батюшке. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. С закрытием монастыря были закрыты и храмы. В Советское время в Успенском соборе был клуб, а сейчас храм пустует, разрушается. Никольский собор напротив подвергся разрушению, но ныне восстанавливается. При Сурском Иоанно-Богословском монастыре находился Троицкий скит. Этот скит был расположен в 18 верстах от монастыря, среди величественного векового корабельнаго леса. В скиту имелся храм во имя Св. Троицы. Теперь он частично разрушен Датой закрытия Сурского монастыря стало 8 декабря 1920 г. В этот день на заседании Сурского волостного съезда Советов (который, кстати, заседал в монастырских помещениях) было постановлено упразднить Сурскую обитель. Прошение, поданное монахинями в Архангельский губернский совет народного хозяйства, успеха не имело. Сурский монастырь подлежал уничтожению именно потому, что был монастырем. Это очевидно из того ответа, который получили монахини на свое прошение - «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена». В конце XX века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья. В 1994-1996 гг. сёстры безуспешно пытались вернуть церкви здание Архангельского подворья бывшего Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря. В 1996 г. по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община была переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь. А в селе Сура образовалась новая община возрождаемого Сурского женского Иоанно-Богословского монастыря. Источники: П.П. Сойкин. " Православныя русские обители; И.И. Иванов. " За Пинегой, в Суре…;  " Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Русские церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=16023

В 1872 г. Каргопольцевы продали усадьбу. Землю купил петербургский купец И.М. Максимов для устройства здесь женской православной общины - купил после настоятельных уговоров монахини Сергии (в миру Анастасии Серединой, уроженки одного из окрестных сел) и жены купца. В 1875 г. была официально учреждена Леушинская женская община (пока не монастырь), ее настоятельницей стала Сергия. К сожалению, начало истории общины связано с неурядицами, интригами. Первых двух настоятельниц - Сергию и сменившую ее в 1877 г. Леонтию (Марию Александровну Коврову) - Максимов и поддерживавшая его часть монахинь выжили из общины. Впору было неудавшуюся общину закрывать. Но все же в 1881 г. была сделана последняя попытка привести дела в общине в порядок. Настоятельницей была назначена Таисия - монахиня Званского Знаменского монастыря (в Новгородской губернии), до этого не имевшая опыта подобной работы. Таисии удалось, наконец, навести порядок (это стоило ей здоровья: после клеветнического доноса на нее она заболела нервной болезнью, продолжавшейся два месяца). В 1885 г. община официально получила статус Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Вскоре Леушинский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России. Игумения монастыря Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1842-1915) - замечательная подвижница, очень много сделавшая не только для своего монастыря. Ее трудами были устроены новые и возобновлены ранее существовавшие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине св. Иоанна Кронштадского (духовного отца Таисии), Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны. Игумения Таисия обладала и литературным даром. Известны ее духовные стихи, а также прозаические работы - воспоминания: " Келейные записки " (изданы после ее смерти), " Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским " (1909). Предположительно ее же перу принадлежит " Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии " (1890), опубликованное без имени автора. Помимо прочего, эти три работы представляют интерес и как источники сведений по истории Леушинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=35039

Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском " Источник живой воды " , впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку. Монастырь являлся детищем праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн не только духовно окормлял обитель, но и жертвовал большие средства на его содержания. Трудами о. Иоанна в Суре действовала двухклассная (шесть лет обучения) церковно-приходская школа. Батюшка Иоанн вникал во все нужды монастырской жизни и оказывал всевозможную помощь. С 1907 г. монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. В 1913 г. Архангельское Сурское подворье посетила преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в г. Москве. Таким образом, в историю Архангельского Сурского подворья навсегда вошло светлое имя этой великой российской подвижницы. Кроме монастыря прав. Иоанн Кронштадтский построил два великолепных, под стать столичным, храма взамен обветшавших деревянных Введенской и Никольской церквей (XVI-XVII вв.). Первый был построен Свято-Никольский собор. Величественный Свято-Никольский собор был заложен 8 (21) июля 1888 г. самим Иоанном Кронштадтским. За месяц до освящения церкви батюшка Иоанн приехал в Суру и сам контролировал ход работ. В газетах того времени писали: " Этот величественный каменный храм византийского стиля, с двухъярусной при нём колокольней, по всей справедливости можно считать замечательным памятником современного церковно-строительного искусства и украшением не только для Суры, но и для всякого губернского и даже столичного города " . Освящение всех трёх приделов Свято-Никольского храма совершил сам праведный Иоанн Кронштадтский в июле 1891 г. при огромном стечении народа.

http://sobory.ru/article/?object=16023

В 1900 году общину преобразовали в заштатный общежительный женский монастырь. По замыслу отца Иоанна Кронштадтского монастырь должен был выполнять следующие функции: быть примером благочестия и трудолюбия, быть просветительским центром для мирян, вести миссионерскую деятельность (в первую очередь, по борьбе со старообрядчеством на Пинежье), осуществлять благотворительную деятельность. С 1907 года обитель имела подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. Женский монастырь был центром просвещения в Суре и окрестных землях. Здесь существовала церковно-приходская школа для детей и воскресная школа для взрослых, где все желающие могли не только выучить православные молитвы, но и обучиться грамоте, шитью, рукоделью, вязанию и ремонту одежды. Также при обители была открыта аптека и больница для простого народа. После 1917 года монастырь оказался «вне закона», хотя часть сестер (16 человек) пошла работать в учреждения советской власти — в Карпогорскую и Сурскую лечебницы, в Карпогорский отдел народного просвещения, в Веркольский исполком. Монастырь и архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. В 1990-е годы по просьбам жителей Суры в деревянном доме, принадлежавшем ранее монастырскому священнику отцу Георгию Маккавееву, был создан молебный дом. Позднее в селе освятили домовой храм в честь святого Иоанна Кронштадтского. В 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в селе Сура образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители. В 2012 году митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой об открытии монастыря на родине святого Иоанна Кронштадтского. 4 октября 2012 года Священный Синод постановил открыть Сурский Иоанновский женский монастырь в селе Сура Архангельской области и назначил на должность настоятельницы игумению Митрофанию (Миколко). В планах монастыря — возрождение благотворительной деятельности, создание приюта для девочек-сирот, богадельни для одиноких престарелых людей, воскресной школы, возрождение разнообразных ремесел, оказание помощи селу и многое другое.

http://pravoslavie.ru/79989.html

Нештатный общежительский женский монастырь был основан в селе Сура в 1899 г., получив официальное утверждение в 1900 г. 14 июня 1899 г. Св.Иоанн Кронштадтский благословил место, избранное под будущую обитель. Вскоре здесь был построен деревянный храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и иноческие келии. Две монахини, начальница мать Варвара, инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение Св. Иоанна Кронштадтского. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно Иоанно-Богословский женский монастырь. История появления в отдаленных пинежских краях Сурского монастыря неразрывно связана с именем Иоанна Кронштадтского. И рассказом о том, с какой целью задумал он основать у себя на родине, в селе Суре, самый северный женский монастырь, начинается сохранившаяся в Архангельском областном архиве " Летопись Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря " : " досточтимый и дорогой Батюшка, отец Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, заботясь о религиозном состоянии своих сородичей сурян, решил устроить в Суре обитель, которая своим ежедневным примером благочестия побуждала бы их молитве и труду. Устраивая Сурскую обитель, отец Протоиерей по его собственным словам имел целью просвещение Сурского народа, а также и то, чтобы обитель была для местного населения училищем благочестия посредством доброго примера трудолюбия и молитвы " . О том, как было положено основание монастыря в Суре, мы знаем из стихотворной летописи, составленной игуменией Новгородского Предтеченского Леушинского монастыря Таисией, которая упоминает, что помолясь " на поле близ родимого села " Св. Иоанн благословил место для его будущей постройки. В летописи монастырской указывается точная дата этого события - 14 июня 1899 г. После этого началось строительство деревянных зданий церкви в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было завершено к лету 1900 года. Возведение монастыря проводилось на деньги, пожертвованные для этого Праведному Иоанну многочисленными благотворителями. Тогда же, в 1899 году, в Суре появились и первые послушницы будущей обители - женской общины, утверждение которой указом Императора, а также Святейшего Синода датируется 30 октября 1899 года.

http://sobory.ru/article/?object=16023

К примеру, женская община Иоанно-Богословского монастыря в Лявле с первых лет своего становления помогала девочкам-сиротам, создав для них приют. Настоятельница матушка Афанасия (Рудалева) профессиональный педагог, поэтому для нее такое служение вполне органично. Также упомяну Сурскую обитель на Пинежье, где каждый год организуют детские летние лагеря. Формы служения обители определяются тем, чтó имеет монастырь, какая братия, какие имеются денежные возможности. Это придает каждому монастырю своеобразие, собственное лицо. Не все монастыри могут печь хлеб или выступать светочами культуры, но каждая обитель может выбрать для себя то служение, которое у нее получается. Возможно, служение миру имеет обратной стороной ослабление собственно монастырской укладности, но с другой стороны, исполняется заповедь Христа «приходящего ко Мне не изгоню вон». В конечном счете помощь, которую оказывает монастырь миру, приносит духовную пользу и самим монахам. Об этом смело могу свидетельствовать из собственного опыта. Курируя все монастыри епархии, обретая новый опыт, я, конечно же, всегда буду помнить, что Антониево–Сийская обитель — это моя родина, тот причал, от которого начинался мой путь. Игумен Варлаам (Дульский) Епархиальный отдел по монастырям и монашеству образован 4 апреля 2019 года решением правящего архиерея для оказания возрождающимся обителям содействия и помощи в устроении внутренней монашеской жизни. Сегодня в епархии четыре монастыря: Антониево-Сийский, Артемиево-Веркольский, а также две женские обители — Сурский Иоанновский женский монастырь и Иоанно-Богословский монастырь в Лявле. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/03/ne_pre...

Их было тогда около тридцати пяти. Две монахини - начальница мать Варвара и монахиня Ангелина, прошедшие иноческий искус в Леушинсном монастыре. Остальные - послушницы. Самым младшим - Марии Громовой и Агриппине Коляпиной было 13 лет. Самой старшей - Александре Степановской - 41 год. А в среднем возраст первых сурских послушниц составлял немногим старше двадцати лет. В основном они были крестьянского происхождения, по двое - из духовного и мещанского сословий, и лишь одна единственная Евдокия Толбузнна - из новгородских дворян. В основном первые насельницы Сурской общины были приезжими: семеро - из Новгородской губернии, пятеро - из Тверской... И лишь одна, дочь псаломщика Аполлинария Видякина, происходила из Шенкурского уезда Архангельской губернии. За исключением двоих, все первые насельницы Сурской общины были грамотными. Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском " Источник живой воды " , впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку. " Постройка монастыря, - сообщает " Летопись " , - подвигалась очень быстро, так что к лету 1900 г. был окончен уже постройкою деревянный корпус с келиями для сестер и в связи с ним деревянная однопрестольная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова " . Разумеется, в этом немалая заслуга принадлежала первым монахиням и послушницам Сурской общины. 20 июня 1900 года во время приезда отца Иоанна Кронштадтского на родину состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской Духовной Консистории вместо Сурской женской общины был учрежден Иоанно-Богословский монастырь. Забота отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава.

http://sobory.ru/article/?object=16023

Бог и Царица Небесная послали ей и силы, и чудесную помощь в создании Леушинского монастыря За годы своего 34-летнего мудрого настоятельства она превратила нищую обитель в процветающий первоклассный женский монастырь, самый большой в истории Русской Церкви, который, наряду с Дивеево и Шамордино, называли «женской лаврой» России. Удивительно, как смогла слабая здоровьем инокиня, при отсутствии денежных средств, воздвигнуть среди болот и лесных дебрей величественный монастырь с 5-ю храмами, 17-ю двухэтажными корпусами, с гостиницей для паломников, с иконописной, чеканной, рукодельной, ткацкой, башмачной и швейной мастерскими. Игуменья Таисия основала при обители больницу на 10 мест для монашествующих, приют для сирот и престарелых вдов, 2 школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую. При монастыре существовала богатая библиотека. Накануне 1917 года в обители проживало 700 насельниц. Истинны слова Евангелия: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор.12, 9–10). В Леушинской обители игуменья Таисия установила уникальный чин – чтение сестрами Неусыпающего акафиста перед иконами Пресвятой Богородицы. Подобной традиции не имел ни один монастырь ни в России, ни даже на Афоне. Игумения Таисия с о. Иоанном Кронштадтским. Из Леушинского монастыря вышли 2 схиигуменьи и 10 игумений, большинство из которых стали первыми настоятельницами основанных игуменьей Таисией монастырей. За свои труды она была одарена вниманием и подарками Императора Николая II и его Августейшей Семьи. В 1904-м году игуменья Таисия была представлена Императрице Александре Федоровне. До этого, в 1885-м году, она удостоилась высшей церковной награды – золотого наперсного креста с украшениями из кабинета Его Императорского Величества. Сама же она, по своему смирению, не считала себя достойной подобной почести и награды, во всех делах видя только славу и силу Божию. Игуменья Таисия – духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского , который увидел в ней великую подвижницу. С праведным Иоанном она познакомилась в 1873-м году и со временем стала одним из любимых и верных его духовных чад, на протяжении 35 лет была с ним в духовном общении и состояла в переписке. В их духовном соработничестве было открыто и восстановлено 10 монастырей и еще большее число подворий, среди которых следующие: старинный Ферапонтов монастырь в Кирилловском уезде Новгородской губернии; Благовещенский Воронцовский монастырь в Псковской губернии; Иоанно-Богословский Сурский монастырь в Архангельской губернии, на родине праведного Иоанна Кронштадтского; Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, где ныне в храме-усыпальнице покоятся мощи этого святого угодника, и ряд других. «Все храмы и обители пропитаны обильно слезами моими», – писала она в своем духовном завещании.

http://pravoslavie.ru/154696.html

Адрес : Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова Подробнее... Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь [ править править код ] Монастырь, созданный прот. Иоанном Кронштадтским в родном селе, где он родился в 1829. Открыт в 1899 как женская община, уже в 1900 преобразован в монастырь. В течении 1900-х сооружены кирпичная ограда с башнями и могоярусной колокольней, ряд келейных корпусов, создано большое хозяйство. В 1920 закрыт, позже часть построек разобрана, часть занята больницей. В 2000-х восстановлена женская монашеская община, но официально монастырь ещё не открыт. Сестры живут в бывшем доме монастырского священника. Примечания : К монастырю в 1900-х был перевезён дом, в котором прошло детство Иоанна Кронштадтского, для сохранности поставленный под деревянным чехлом. Адрес : 164630, Архангельская область, Пинежский район, с.Сура, ул. им. И. Кронштадтского, д. 16 Телефон : +7(81856) 5-22-92 ; 5-21-12 Подробнее... Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь [ править править код ] Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму новит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Именно в этом месте 23 августа 1992 года отслужил панихиду посетивший Суру Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 31 октября 1994 года, епископ Архангельский и Мурманский Пантелеймон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья, а в селе Сура в 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители. В ноябре 2012 году Митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом было подписано распоряжение о создании Сурского Иоанновского женского монастыря в честь св. прав. Иоанна Кронштадсткого. Уже построена новая обетная часовня у источника Святителя Николая, что в 4 км от Суры и купальня. Возводится церковь в честь Святой Троицы в Летовской роще в скиту монастыря, что в 18 км от Суры, ведутся восстановительные работы в Успенском соборе. Источник: сайт монастыря sura-monastery.ru Здание Сурского подворья сохранилось до наших дней - это трехэтажное кирпичное здание на углу Троицкого проспекта и площади Профсоюзов. Подворье Сурского монастыря было построено и освящено в 1907 году (архитектор Ермолин). Закладку нового каменного здания Сурского подворья совершил св. Иоанн Кронштадтский в июне 1906 года, основатель монастыря в селе Сура на Пинеге. Минобороны передает здание Сурского подворья в пользование Архангельской епархии. На третьем этаже, на месте бывшего храма, до последнего времени размещался военный следственный отдел Архангельского гарнизона, который осенью 2013 года был расформирован. Первый и второй этаж также готовятся к передаче. Визит на подворье представителей епархии во главе с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом стал историческим моментом для города. Церковь Иоанна Богослова (1899-1900), деревянная. Домовая церковь, возведённая в 1900 г. Деревянная постройка, с востока примыкавшая к протяженному двухэтажному деревянному келейному корпусу. Четверик под высокой четырёхскатной кровлей с главкой. Сломана в сер. ХХ в.

http://sobory.ru/article/?object=16023

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010