В те же годы в ряде периодических изданий («Im neuen Reich», «Deutsche Rundschau» и др.) вышла серия просветительских статей Н., призванных заинтересовать читающую публику новейшими открытиями и спорными вопросами библейских штудий («Библейские сказания о праотцах», «Образование Мёртвого моря», «Миф о потопе», «Моавитские подделки»). К более позднему этапу исследовательского пути Н. относится текстологический очерк о Книге Товита (1879), к-рый в определенном смысле предвосхищает его работы, опубликованные в 90-х гг. и отражающие еще одну сферу его интересов - возможность реконструкции по имеющимся древнегреч. изводам евр. оригиналов таких поздних книг ветхозаветного корпуса, как Екклесиаст и Книга Иисуса, сына Сирахова. Н. принадлежат и некоторые изыскания по ветхозаветной топонимике (происхождение названия Беэр-Шевы/Вирсавии) и ономастике (этимология божественных имен Эль и Элохим). Он был одним из ведущих авторов таких специализированных справочных изданий, как нем. Библейский лексикон (Bibel-Lexikon. Lpz., 1869-1875. 5 Bde) и англ. Библейская энциклопедия (Encyclopaedia Biblica. L., 1899-1903. 4 vol.). Н. также обращался к изучению восточнохрист. текстов, в частности опубликовал 2 сир. гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», авторство которых ошибочно приписывалось Георгию Варде , обосновал атетезу Дионисия Телль-Махрского хроники , участвовал в дискуссии о языке оригинала Хроники еп. Иоанна Никиуского, исследовал «Повесть об Ахикаре» (см. Ахикар ) и проч. Важные положения были высказаны Н. в многочисленных рецензиях на публикации европ. коллег по библейской, семит. и восточнохрист. тематике. Работы Н. по истории Корана положили начало его научному изучению. Предложенная им хронология создания частей коранического текста (согласно которой наиболее ранней является 96-я сура, а наиболее поздней - 110-я) сохраняет значение до наст. времени: он выделил 3 т. н. мекканских периода (1-й - 48 сур; 2-й - 21 сура; 3-й - 21 сура) и мединский период (24 суры). Фундаментальная «История Корана» (Geschichte des Qorâns.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

     Но я там был недолго и видел мало. Видел заснеженные кресты на кладбище из окон храма, где служили с владыкой раннюю. Видел учащуюся молодежь в институте, где проходили чтения, и подивился обилию иностранцев. Видел лица простых людей, не показавшихся мне вовсе суровыми, когда беседовал с ними вечером и отвечал на вопросы, одинаковые во всех частях нашей страны. К уверенности в том, что страна наша огромна, добавилось у меня еще одно ощущение этой огромности. К чувству того, что Церковь наша живет и развивается, добавилось еще одно доказательство. Не без мысли о необходимости еще очень многих трудов, впрочем. И куда бы еще ни пришлось лететь или ехать, всюду, надеюсь, будут встречаться мне реальные святые люди, не подозревающие о своей святости. Такие, каких я мельком увидал в Архангельске.         Засыпая в самолете (вылет ни свет ни заря), думалось мне, что народ наш внутренне богат и есть у него будущее. А еще перед закрытыми глазами стоял герб Архангельска, и мысль, обращенная к Михаилу, шептала: «Не оставляй нас, Архангеле». Рейтинг: 9.6 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Георгий 16 ноября 2014, 16:18 Да, отче, приезжайте к нам еще. У нас и владыка просто золотой. Дай Бог, чтобы большинство архиереев было подобно нашему владыке Даниилу. Георгий 16 ноября 2014, 16:16 СпасиБог, отче. Ждем еще. Вас еще не раз к нам пригласят. Кстати, Верколье у нас не говорят. Веркола, как и Сура - это Пинежье. А Архангельск во времена не столь далекие собирались " умные " люди переименовать то ли в Лесопильск, то ли в Молотовск(сначала так Северодвинск звался с наала основания), то ли еще в нечто абырвалговское. И Бог вам и нам в помощь! Tiya 14 ноября 2014, 22:20 Приезжайте в Мурманск Константин 13 ноября 2014, 17:48 Я родился в тех краях, всё правильно, мы тоже это почувствовали, когда шли на построенном нами кораблике " Рюрикъ " в экспедиции " Возвращение к истокам " от Екатеринбурга до Петрозаводска, посетили около 40 храмов и обителей и везде видели возрождение России.

http://pravoslavie.ru/75068.html

Мухаммед дозволил избить служанку, чтобы выпытать у нее правду. «Позвали служанку, и Али (Ali) сразу в нее вцепился и бил ее больно и долго, требуя, чтобы она сказала правду Пророку Божиему» (Нау- kal, 336). Согласно Корану, муж вправе избивать своих жен. В суре 4 сказано: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими […] А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их» (Коран, сура 4:38/34). Юсуф Али (АИ) пытается смягчить этот стих, добавляя слово «слегка», которого нет в арабском оригинале. Мусульманские женщины должны носить чадру, держаться сзади и на молитве преклонять колени позади мужа. В гражданских делах требуется свидетельство не менее двух женщин, хотя свидетельства одного мужчины оказывается вполне достаточно (Abdalati, 189–91). В хадисах из собрания Sahih Аль-Бухари мы встречаем следующее повествование, характеризующее статус женщин: Рассказано Ибн Аббасом (Abbas): Пророк сказал: «мне было дано увидеть преисподнюю и то, что большинство обитающих в ней — женщины, оказавшиеся неблагодарными». Его спросили: «они не верили в Аллаха?» (или: они были неблагодарны по отношению к Аллаху?). Он ответил: «они были неблагодарны по отношению к своим мужьям, не имели благодарности за любовь и добро (дела милосердия), проявленные к ним» (Bukhari, 1.29). С учетом всего изложенного совершенно невероятно звучат такие слова мусульманских апологетов: «очевидно, Мухаммед не только уважал женщину больше, нежели любой другой мужчина, но и поднял ее до положения, по праву ей принадлежащего, — достижение, на которое до сих пор оказался способен один только Мухаммед» (Haykal, 298). Еще один мусульманский автор пишет: «Ислам дал женщине права и привилегии, которых она никогда не знала в других религиях и конституционных системах» (Abdalati, 184). Нравственные дефекты Мухаммеда Мухаммед был далеко не безгрешен. Даже в Коране рассказывается, что ему приходилось просить у Бога прощения за свои дела. В суре 40 Бог говорит ему: «Терпи же! По- истине, обещание Аллаха — истина; проси прощения за грех твой» (Коран, сура 40:57/55). В другом случае Бог сказал Мухаммеду: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху и для верующих — мужчин и женщин» (Коран, сура 47:21/19). Очевидно, в прощении нуждаются грехи самого Мухаммеда, а не других людей (ср. также Коран, сура 48:2).

http://azbyka.ru/muxammed-lichnye-kaches...

Для сравнения и объяснений с Библией, важны следующие суры; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 32, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 53, 54, 61, 62, 66, 74, 80, 87, 98; противоречивые свидетельства сур: – будто один из сыновей Ноя утонул во время потопа (сура 11); что Моисея спасла жена фараона (сура 28); что Соломону повиновался ветер (сура 21); будто Соломон был изгнан из своего царства, и что одни дьяволы все для Соломона устрояли, а другие разрушали (ibidem); и что тысяча израильтян воскресли при нем (сура 3); будто Ездра и его осел умерли ста лет, и вскоре воскресли (сура 2); и что Иисус Христос вовсе не был распят, и не Сын Божий (сура 4). Нет сомнения, что причиною многих нелепостей Магометова Курана служили усвоенные им неверно понятия и идеи как от невежественных евреев, так и христиан, имевших сношение с разными важными пунктами Аравии и Сирии. Сами ближайшие ученики и домашние Магомета были то евреи, то христиане, кроме его единокровных арабов. Таков был Зеид-Сириец, усыновленный им и учивший его по-еврейски, и Варака – двоюродный брать Хаджа, обращенный в христианство. Эти лица частью копировали многие страницы из Св. Писания и переводили для Магомета на арабский язык, а тот в свою очередь изменял тексты по усмотрению и собственному разумению. Кемаль-Бей снял точную фотографию с одного известного экземпляра Курана, писанного 1094 эгиры Гафизом Османом, с MSS Аль-Кари, знаменитого ученого своего времени. Многие мусульмане успевают заучивать весь Куран даже на память; такие почтенные лица называются " гафизами». Куран переведен на многие языки восточные и европейские; значительное число известно на персидском, турецком, малайском, гиндустани; на латинском – Ретенензис 1143 г., Енглишмена 1543 г., Мараччи 1698 г.; итальянском – Сале 1543 г.; французском – Дю-Ройер Савари (с замечаниями) 1783 г., Гарчиа де-Тасси 1829 г., Касси Миреки 1840 г.; на немецком – Мегерлин 1772 г., Валь 1828 г.; Улльманн 1840 г.; на английском – Родвелль 1862 г., и лучший Жорж Сале (1 изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Так называемые «сатанинские стихи» служат еще одним примером искажения первоначального текста. Согласно одному из вариантов, Мухаммед сначала получил откровение в Мекке, которое позволяло обращаться к определенным идолам, указывая: Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат — третью, иную? (Коран, сура 53:19–20) Это — лебеди превознесенные; Их заступничество ожидается; Их желания не пренебрегаются [Watt, 60]. Спустя какое-то время Мухаммед получил еще одно откровение, отменяющее три последние строчки (стиха) и подставляющее вместо них те, которые мы видим сейчас — см. Коран, сура 21–23/21–23 — ив которых опущены слова о ходатайстве перед этими богами. По данным Уотта, оба варианта были прочитаны публично. Мухаммед дал то объяснение, что сатана его обманул и без его ведома вставил ложные стихи! У. Ст. Клер-Тисдалл (Clair-Tisdall), долгое время работавший среди мусульман, указывает, что даже в современном Коране есть некоторые разночтения. Среди разночтений можно упомянуть такие: 1) в суре 28:48 иногда читают «Sahirani» вместо «sihrani»; 2) в суре 32:6 после «umma-hatuhum» в одном из вариантов добавлены слова «wa hua abun lahum»; 3) в суре 34:18 вместо «rabbana ba’id» кое-кто читает «rabuna ba’ada»; 4) в суре 38:22 кроме «tis’un» существует еще один вариант — «tis’atun»; 5) в суре 19:35 вместо «tantaruna» некоторые читают «yamtaruna» (Clair-Tisdall. 60). Хотя шииты составляют меньшинство мусульман, это вторая в мире по величине конфессия ислама, насчитывающая свыше 100 миллионов последователей. Они заявляют, что халиф Осман умышленно убрал из Корана многие стихи, в которых говорилось об Али. Заключение хорошо формулирует Л. Беван Джоунс в своей книге «Люди мечети» (The People of the Mosque): «Хотя может быть верно, что никакая другая книга не сохранилась на протяжении двенадцати столетий в такой чистоте текста, скорее всего, не менее верно и то, что никакая другая книга не подвергалась столь энергичному очищению» (Jones, 62). Даже если бы Коран был идеальной дословной копией данного Мухаммедом оригинала, богодухновенность оригинала это еще не доказывало бы. Все, что это означало бы, — что современный Коран является точной калькой сказанного Мухаммедом. Но это ничего бы не говорило и не доказывало нам относительно истинности сказанного им. Утверждения мусульман о том, что их религия истинна, потому что только у них есть идеально скопированная священная книга, представляют собой такую же логическую ошибку, как выбор в пользу идеально изготовленного фальшивого чека на 1000 долларов вместо слегка несовершенного, но настоящего. Критический вопрос, который мусульманские апологеты обходят с помощью порочного круга, состоит в том, является ли оригинал Словом Божиим, а не в том, располагают ли они идеальной его копией. Довод на основе пророчеств

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

Самое ужасное заключается в том, что, отрицая божественность Иисуса, Коран отождествляет признание Его божественности с величайшим грехом в исламе – приписыванием Аллаху помощников, а это, согласно Корану, единственный неискупимый грех (см.: сура 4.48), который навсегда лишает мусульманина джанна ал-Фирдаус (райских садов). Апостол Иоанн писал своим современникам христианам, что, веруя в Сына Божия, они имеют жизнь (см.: 1Ин.5:13 ). В своем Евангелии он учил – всякий, кто не верует во имя Его, уже осужден, и только тот, кто верует в Иисуса как Сына Божия, будет спасен (см.: Ин.3:18 ). Что для христиан единственный путь на небо, то для мусульман верный шаг в бездну. Коран утверждает: поскольку Аллах не имеет помощников, Он не может иметь и сына. В одном месте, как мне представляется, он учит, что иметь сына – это не что-то абсолютно невозможное для Аллаха, Ему просто не приличествует иметь его (см.: сура 19:35). Вопрос, видимо, заключается в том, что именно прославляет Аллаха, и здесь перед христианами открывается прекрасная возможность для свидетельства. Иисус Христос явил славу Божью единственно возможным образом, иначе человек никогда не узнал бы ее. 1. Величайшее проявление Божьей любви к миру. Мы уже рассматривали этот вопрос в предыдущей главе. Ислам не имеет аналогов примеру жертвенной Божьей любви, проявившей себя в предании на смерть ради нашего спасения того, Кто был для Него самым дорогим существом, – Своего Сына. Если Он готов отдать за нас так много, то мы можем быть уверены, что в конце концов Он дарует нам все (см.: Рим.8:32 ). 2. Совершенный пример смиренности Духа Божия. Мусульмане признают, что гордость – скверная черта характера. Если Бог так заботится о сохранении собственной славы – превыше всего Своего творения во всякое время (как, по-видимому, учит Коран), то кто может сказать, не сотворил ли Он все исключительно ради собственного господства над Своим творением? Когда Сын Божий пришел на землю, мы смогли засвидетельствовать удивительное смирение Бога. По праву обладая божественным образом, Сын не кичился Своим равенством с Отцом, но сделался ничем, став человеком и приняв образ раба. Более того, Он не остановился на этом, но смирил Себя еще больше и был послушен до смерти, даже такой позорной, как смерть на кресте (см.: Флп.2:6–8 ). Библия ясно говорит о дне Господнем, который придет «на все гордое и высокомерное и на все превознесенное…» (см.: Ис.2:12 ), и о том, что Господь пребывает «с сокрушенными и смиренными духом» (см.: Ис.57:15 ). Только через Сына Божия можно познать этот аспект Божьей славы.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Эти великие ученые увековечили отношение Корана к первому Писанию как к подлинному Слову Божию, которое никогда не подвергалось изменениям. Христиане должны знать эти факты, дабы отвечать на неустанные выпады современных мусульманских писателей, делающих все возможное, чтобы опровергнуть достоверность Библии. 2. ДОКТРИНА О ТРИЕДИНСТВЕ Христианское учение о Боге 2.1 Библейские источники доктрины о триединстве Мусульманин: Нигде в Библии не говорится о том, что Бог триедин, и само слово «триединство» ни разу не встречается в ней. Иудеи верили в одного Бога, в то время как греки и римляне верили во многих богов. Церковь придумала теорию единства трех богов, дабы угодить и тем и другим. Доктрина о триединстве – это один из тех вопросов, которые более всего разделяют христиан и мусульман. Последние считают, что она бьет в самое сердце идеи абсолютного Божьего единства, являющейся основной мыслью Корана. Мусульмане верят, что любые попытки наделить Бога помощниками – это ширк (многобожие или «придание Богу сотоварищей»), величайший из всех грехов и единственный, который не может быть прощен. Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех. сура 4.48 Христианская доктрина о триединстве понимается ими как союз Иисуса с Богом и Святым Духом. Для мусульман допустить, что Аллах родил Сына, равносильно выражению полного неверия. С детства мусульмане учат наизусть суру, которая уже цитировалась в этой книге, – они считают ее одной из главных в Коране и по смыслу равноценной одной трети всего Корана: Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» сура 112.1–4 Свидетельствуя мусульманам, вы скоро обнаружите, что они энергично отрицают всякую возможность существования Бога в трех лицах и яростно нападают на учение, которое, по их мнению, является самым слабым звеном христианской веры. В конце концов, как могут три личности существовать в одном Боге? Когда умер Христос, Бог тоже умер? На кресте скончались все три личности? Если все они – одно, значит, так и должно было случиться.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

А. Е. Петров Книга прор. Ионы и образ И. в мусульманской традиции И. (араб. Юнус/Юнис) - единственный из малых пророков ВЗ, упоминаемый в Коране. Библейское сказание об И. было известно слушателям Мухаммада, поскольку в Коране отражены лишь отдельные его эпизоды. В наиболее полном виде оно содержится в отрывке XXXVII 139-148. Именем И. названа 10-я сура, согласно которой народ И.- единственный, кто благодаря вере избежал Божией кары (X 98), как и сам И. (XXI 87-88). Дважды об И. говорится иносказательно: «тот, что с рыбой» (XXI 87) и «спутник кита» (LXVIII 48). В отрывке LXVIII 48-50, обращенном к Мухаммаду, И. выступает как отрицательный пример пророка, проявившего своеволие. Еще 2 раза И. упоминается при перечислении библейских пророков (IV 163; VI 86). Впосл. лаконичный рассказ в Коране был значительно расширен мусульм. авторами. К имени И. было добавлено родовое имя (насаб) Ибн Матта (ср.: евр. «сын Амиттая»). Основной задачей экзегетов было объяснить поведение И., не соответствующее традиц. ислам. представлению о пророке. Постепенно сложилось 2 основных толкования. Согласно одному из них, следующему тексту Корана, И., получив повеление от Бога, своим отказом проявил малодушие, недопустимое для пророка. По другому более распространенному толкованию, И. был избран для спасения своего народа другим пророком (Шуайбом или Исаией) и, отказавшись, поступил правильно, т. к. не получил прямого указания от Бога. Значительную проблему для мусульм. экзегезы составило упоминание «гнева» И. (XXI 87), недопустимого со стороны пророка в отношении повеления Бога. Этот эпизод получил мн. трактовок; одна из них - И. тогда еще не был пророком, а стал им уже после освобождения из чрева кита (что противоречит XXXVII 139). Чрево кита комментаторы называют тюрьмой, крепостью и даже мечетью И. Время пребывания там для мусульм. экзегетов в отличие от христианских непринципиально - оно колеблется от 1 до 40 дней. Нек-рые экзегеты, напр. аль-Кисаи (XIII в.), дополнили историю И. легендарными подробностями, ее художественная разработка имеет место и в совр. араб. лит-ре (см. рассказ егип. писателя Абд аль-Джаффара Миккави «Иона во чреве кита»; анализ и нем. пер.: Bachmann. 1974. S. 67-76).

http://pravenc.ru/text/578248.html

45  Kurtz. S. 553, § 320, 2. Мухаммед относил к своему лицу предсказание Моисея опророке подобном ему (Bmop.XVШ,15) и обетование Спасителя об утешителе (παρ κλητος, Uoah. XV, 26; XVI, 7 ). По конъектуре Баля (Wahl), это имя, «параклет», перешедшее в арабский текст, Мухаммед мог, при (отсутствии гласных (прклътс), читать как περ κλυτος=славный=по-арабски Ахмед, тоже имя, что и Мухаммед (Сура 61). Позднейшие мусульманские богословы видели указание на тройственное откровение и следовательно пророчество об исламе в Мате XX, ср. Лук. ХХ, 10 – 12 (тройственное призвание работников в виноградник) и Второз. XXXIII, 2: Господь пришел от Синая [закон Моисея], явился от Сеира [около Иерусалима. Евангелие], воссиял от горы Фарава [в Аравии, ислам]. 48 Есть места, где «знающие писание» противополагаются «неверным», логически координируются с ними. 5, 62; 9, 29. 30. В других местах к «знающим писание» эпитет «неверный» не прилагается ясно (2, 59; 3, 183); но очень часто говорится и о «неверных из имеющих писание» (9, 30. 32; 98, 5; 2, 83. 84. 85. 99). «Знающие писание» иногда просто противополагаются «многобожникам» (2, 99. 90; 5, 85; 98, 5, 1; 3, 183), иногда вместе с ними подводятся под разряд «неверных» (98, 5. 1), а иногда сами рассматриваются как «многобожники» (9, 32. 33; 6, 23; 2, 129). Большая часть указанных стихов у нас приводится или выше или ниже. 49 У проф. Петрова, 206, слова: «сражайтесь с неверными, пока всякое противодействие исчезнет, пока вера Господня станет единственной религией на земле» приводятся как последняя заповедь Мухаммеда, с опущением последних слов стихов 2, 189 и 8, 40. Есть ли в коране третье место, где эти слова читаются без этого ограничения, не знаем. Р. 3. «Коран требует – непрерывно вести войну (с неверными)... до тех пор, пока не покорятся противники, пока не станут платить дани и не примут магометанской релпгии. «Верующие, не сближайтесь с христианами и евреями, не живите с ними в одних домах; когда вы встретите неверных, рубите их и делайте им возможно более зла» и т. д. – Читая слова Мухаммеда в такой связи, можно подумать, уж не обязывает ли коран турок убивать всякого попадающегося христианина, из их же сограждан, когда только им вздумается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1. Моисей был посредником завета. В том же отрывке, содержащем пророчество, мы читаем, что Бог сообщил израильскому народу о Своем намерении послать ему пророка, подобного Моисею, «как ты просил у Господа, Бога твоего, при Хориве в день собрания…» ( Втор.18:16 ), то есть когда народ просил Бога говорить с ним только через посредника. Моисей содействовал заключению завета между Богом и Его народом. После того как народу были переданы Десять заповедей и Закон, он окропил кровью жертвенных животных Книгу Закона, а также скинию и богослужебные сосуды, говоря: «…это кровь завета, который заповедал вам Бог» ( Евр.9:20 ). 2. Моисей говорил с Богом лицом к лицу. Моисей был в особых отношениях с Богом. В течение сорока лет Бог неустанно говорил с ним так, как никогда не говорил ни с одним пророком, предшествующим или последующим ему. Читаем в Библии: И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим… Исх.33:11 Коран подтверждает уникальность этих взаимоотношений, говоря: «…а Аллах говорил с Мусой разговором…» (сура 4.164) в противоположность другому стиху, где он же заявляет: «Не было, чтобы Аллах говорил с человеком, иначе, как в откровении, или позади завесы, или посылал посланника…» (сура 42.51), поэтому мы должны искать пророка, который был в таких же необычных отношениях с Богом, как и Моисей. 3. Моисей совершал великие чудеса. В течение многих лет Моисей совершил множество чудес, таких как наведение на Египет многочисленных язв, разделение Чермного моря и одаривание народа ежедневной манной с небес. Ни одного пророка нельзя назвать подобным Моисею, если он не совершал таких же великих чудес. Мы уже видели, что, согласно Корану, Мухаммад не совершил за свою жизнь ни одного чуда, и обвинение, которое по этому поводу выдвигали против него арабы-язычники, весьма знаменательно: Почему не даровано ему того же, что и Мусе? сура 28.48 Вкратце аргумент сводится к следующему: если Мухаммад действительно был великим пророком, почему тогда он не похож на Моисея в главных чертах своего пророческого служения? Мухаммад не был посредником при заключении завета, не знал Бога в лицо (согласно записям хадисов и суре 2.97, Коран был дан ему через ангела Джибрила (Гавриила)) и не совершал чудес. Итак, он не может быть тем пророком, приход которого предсказан во Втор.18:18 . Стих, описывающий служение Моисея в конце его жизни, подчеркивает уникальность его пророческой миссии:

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010