Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ) Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ) (Нестерович Иван Гаврилович; 25.01.1783, с. Ст. Дмитрушки, близ Умани - 18.05.1864, Толгский мон-рь), архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. Возможно, серб по происхождению. Род. в семье священника. Две сестры архиерея были замужем за священниками. В 1792-1799 гг. обучался в униат. василианском уч-ще в г. Умани, хорошо изучил польск. язык, свободно пользовался им в личной переписке. В окт. 1800 г. поступил в философский класс Киево-Могилянской академии, в 1801 г. перевелся в класс богословия. По окончании академии в мае 1804 г. был оставлен в ней по рекомендации ректора архим. Иринея (Фальковского ; впосл. епископ Смоленский), преподавал нем. язык и др. дисциплины. В 1811 г. по прошению Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) и по рекомендации Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) И. Нестерович был направлен в Яссы в главное Молдовлахийское уч-ще, преподавал там русскую словесность и греч. язык. В 1812 г. перемещен в Кишинёв, принимал участие в устройстве Кишинёвской ДС и пансиона для молдав. юношества при ней. 11 нояб. 1813 г. митр. Гавриилом (Банулеску-Бодони) пострижен в монашество с именем Ириней, затем рукоположен во иерея. С 25 мая 1817 г. И.- архимандрит Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Служил префектом, а с 19 февр. 1821 г.- ректором Кишинёвской ДС, был членом духовной консистории. Гр. М. С. Воронцов поручил ему заведовать местными ланкастерскими школами. Познакомился с А. С. Пушкиным . В 1824 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. Исполнял обязанности законоучителя 1-го кадетского корпуса. Выпускник этого учебного заведения Г. Д. Похитонов вспоминал, что И. уважали директор и офицеры кадетского корпуса. Текст проповедей он не писал заранее, говорил просто. Воспоминания Похитонова почти дословно передал Н. С. Лесков в рассказе «Кадетский монастырь» ( Лесков. 1957. С. 342-343). Однако из-за расхождения во взглядах на воспитание кадетов с директором Пажеского и Сухопутного корпусов ген.-адъютантом Н. И. Демидовым И. вскоре был уволен из 1-го кадетского корпуса.

http://pravenc.ru/text/674019.html

Погребен в правом приделе кафедрального собора г. Кишинёва. Общавшийся с Д. митр. Иринопольский Григорий поставил мраморную надгробную плиту и позолоченную ограду, а с вост. стороны собора - киот с образом Спасителя и архиерейской митрой. Известен портрет Д. на литографии 2-й четв. XIX в. (ГИМ), где он изображен погрудно, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память войны 1812 г., 2 орденами и 3 звездами, внизу - факсимиле автографа Д., гриф мастера «Rey» ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287). Соч.: Письма...//Письма духовных и светских лиц к митр. Моск. Филарету (с 1812 по 1867 гг.)/Сост., примеч.: А. Н. Львов. СПб., 1900. С. 201-204; Слова, произнесенные за время епископского служения на Кишинёвской кафедре//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 54-73; Инструкция для приходских священников. Толкование законов о метриках//Там же. С. 73-76; Неск. замечаний об оказавшихся неверностях в молдав. синод. переводе кн. «Пространный христ. катехизис Правосл. Кафолич. Вост. Церкви»//Там же. С. 80-91; Формуляр главного сотрудника высокопреосв. Димитрия, архим. Иоанникия (Шикова)//Там же. С. 91-93. Ист.: Из заметок и бумаг преосв. Димитрия, архиеп. Кишинёвского и Хотинского//Кишинёвские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 521-530; 17. С. 559-578; Пархомович А. Преосв. Димитрий [Сулима], еп.-викарий Бендерский и Аккеманский//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1909. Вып. 2. С. 230-244. Лит.: НЭС. Т. 16. Стб. 164; Мурзакевич Н. Н. Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский: [Некролог]//Зап. Одесского ОИДР. 1850. Т. 2. Отд. 3. С. 796-798; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894; Халиппа И. Н. Восточные святители, нашедшие пристанище в пределах Кишинёвской епархии среди смут греч. восстания 1821-1828 гг.//Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1900. Т. 1. С. 27-68; он же. Очерк истории нар. образования в Бессарабии в 1-й пол. XIX в.//Там же. 1902. Т. 2. С. 119-180; Пархомович И. М. Кр. очерк жизни и деятельности высокопреосв. Гавриила Банулеско-Бодони, Экзарха Св. Синода, митр. Кишинёвского и Хотинского (1813-1821 гг.)//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 1-55; Севастиан (Вести), архим. Жизнь и деятельность преосв. Димитрия (Сулимы) за время самостоятельного управления его Кишинёвской епархией (1821-1844 гг.)//Там же. 2-я. паг. С. 1-53; Филадельф [Пузына], архим. Слово на погребение высокопреосв. Димитрия//Там же. С. 93-97; Bezviconi Gh. Vechi carturari basarabeni//Fapte trecute i basarabeni uitati. Chiinu, 1992; Mihail P. Mrturii de spiritualitate româneasc din Basarabia. Chiinu, 1993; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea sub rusi. Chiinu, 2000.

http://pravenc.ru/text/178175.html

12 дек. 1790 г., после штурма Измаильской крепости суворовскими войсками, в Николаевской ц. был отслужен благодарственный молебен. Начиная с 1790 г. документы упоминают о существовавшем при Николаевском храме метохе ясского Трехсвятительского мон-ря, к-рый ввиду начавшейся кампании постепенного упразднения подворий зарубежных обителей в крае стал самостоятельным епархиальным мон-рем свт. Николая, подчиненным Молдово-Влахийской дикастерии. Одновременно продолжал существовать и соседний с ним Успенский мон-рь. В 1811 г. протоиерей Аккерманского цинута Феодор Молявинский, окормлявший храмы города в первые годы после присоединения Измаила к России, сообщал, что Н. И. м. и Успенскому мон-рю принадлежит ок. 40 лавок, но документы о недвижимом имуществе частично утрачены после взятия Измаильской крепости российскими войсками, поэтому возникла необходимость составить опись этих имений и «обратить их в пользу Молдово-Влахийской экзаршеской дикастерии» (цит. по: Щеглов. 1898. С. 806-807). Ктитором обители до 1812 г. был монах ясского Трехсвятительского мон-ря Иоанн Бэрбиерул; после его бегства из Измаила ктитором стал местный житель Константин Грек. Первая опись Н. И. м., сделанная 1 апр. 1813 г. новоназначенным благочинным Измаильского городского окр. прот. Никитой Гризяном и старостами, фиксирует упадок обители: ее окружали ветхие каменные стены, за к-рыми находились 33 деревянные кельи, покрытые камышом или черепицей, здесь проживали только ясский иером. Иосиф и 2 священника, в остальных кельях - купцы. На территории Измаильской крепости по ул. Греческой Н. И. м. принадлежали 9 деревянных лавок, где либо проживали купцы, либо квартировали офицеры. Для окормления греч. населения крепости в штат обители указом еп. Бендерского и Аккерманского Димитрия (Сулимы) 29 янв. 1815 г. был назначен свящ. Петр Леонис, переселившийся из Греции. После объединения в 1818 г. Измаила с соседним новопостроенным г. Тучковом из района крепости на новую территорию города переехала часть населения.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

Бессарабию (Измаил, Рени, Килия, Аккерман, Бендер (Бендеры, в 1918-1940 Тигина)),- Хушской епископии. В 1773 г. было получено согласие рус. властей, но после подписания в следующем году Кючюк-Кайнарджийского мира все эти территории вновь отошли Османской империи, сохранилось прежнее церковное деление. После занятия рус. войсками Молдавии в 1787 г., в ходе 2-й русско-тур. войны, Измаильский, Килийский, Кагульский, Аккерманский и Бендерский округа были присоединены к Молдавской митрополии, управляющим которой с титулом «экзарх Молдо-Влахийский» (см. Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ ) стал Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников) . 26 дек. 1791 г. приходы Юж. Бессарабии были выделены в отдельное Белоградское и Бендерское вик-ство Молдавской митрополии, во епископа Белоградского был хиротонисан Гавриил (Банулеску-Бодони) . Однако в нач. янв. 1792 г., после того как по Ясскому мирному договору Молдавия и Валахия вновь вернулись в состав Османской империи, вик-ство было упразднено. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Османская империя отказалась от Бессарабии в пользу России. В апр. 1811 г. приходы Юж. Бессарабии образовали Бендерское и Аккерманское викариатство Молдо-Влахийского Экзархата (см. в ст. Бендерское вик-ство ), резиденция 1-го Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) находилась в Яссах. В 1813 г. Молдо-Влахийская митрополия была преобразована в Кишинёвскую и Хотинскую епархию, к-рую в сане архиепископа в 1821 г. возглавил Димитрий (Сулима). По Парижскому трактату 1856 г., заключенному после Крымской войны, Россия уступила Румынии юж. часть Бессарабской губ.: Измаильский, Аккерманский и Кагульский уезды. 26 марта 1857 г. Румынский митр. Михаил (Михалеску) создал духовную консисторию в Измаиле для управления приходами этих уездов. 3 нояб. 1864 г. по решению Совета министров Румынии была образована Нижнедунайская епархия с центром в Измаиле, включившая большую часть Юж. Бессарабии и жудец Ковурлуй; Кахул был присоединен к Хушской епархии. Управляющим Нижнедунайской епархией стал выпускник Киевской Духовной Академии еп.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

и погребен в Таганроге. 475 2. Моисей (1790–92 г.), в мире Михаил Гумилевский, родился в 1747 г. во Владимире 476 и обучался в тамошней семинарии и московской академии; в той же академии был учителем и проповедником (1784–86 г.), а с марта 1786 г. префектом. В 1779 г., 15 декабря, пострижен в монашество и в 1784 г. возведен в сан игумена московского Знаменского монастыря. В 1788 г. определен на должность флотского обер-иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В 1790 г. хиротонисан в епископа и 6 октября 1792 г. убит был в Старом Крыму и там же погребен 16 ноября. 477 3. Иов Потемкин (с 27 февраля 1793 по 13 мая 1796 г.): о нем сказано было выше. При нем в 1794 г. к Феодосийскому викариатству были причислены церкви черноморского войска на о. Фаногории. 478 4. Гервасий (1797–1798 г.): из архимандритов новгородского Юрьева монастыря 24 мая 1797 г. хиротонисан был в епископа и скончался 8 января 1798 г. 479 5. Христофор Сулима (1798–1799 г.), грек, сын полковника Семена Сулимы, сперва служил в военном звании, потом обучался в духовной семинарии; в 1765 г. пострижен в монашество, с 1794 г. был архимандритом Гамалеевского монастыря, черниговской епархии, с 1 мая того же года по 28 февраля 1798 г. был ректором черниговской семинарии и настоятелем елецкого монастыря. В 1798 г., 8 апреля, хиротонисан в епископа, а 16 октября г. перемещен в Слободско-украинскую (харьковскую) епархию, – и тогда упразднено было Феодосийское викариатство. Христофор в 1813 г. уволен на покой и скончался 18 мая того же года. 480 Самостоятельная таврическая епархия Еще в 1851 г. преосвященный Иннокентий писал в отчете Св. Синоду, что Крым наполнен магометанами, которые хотя и не враждебны к христианам, и некоторые из них сохраняют даже предание, что их предки некогда были христиане, но мало обращаются к православной церкви как потому, что к обращению их не принимается никаких особенных мер, так и потому, что им в житейском быту выгоднее быть магометанами, потому что, по обращении в христианство , они должны подвергаться рекрутскому набору, платежу больших податей и пр. А в 1853 г. он писал о необходимости учредить в Крыму викариатство, как это было прежде. После же крымской войны он находил уже нужным открыть в Крыму не викариатство, а самостоятельную епархию. Но его мысль об учреждении самостоятельной епархии могла осуществиться не ранее конца 1859 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Сулимовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Год постройки:1708. 1905 - колокольня. Адрес: Украина, Киевская область, Бориспольский район, с. Сулимовка, ул. Ленина, 1 Координаты: 50.396735, 31.186425 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старейший в районе архитектурный памятник казацкой эпохи. Покровская церковь построена в 1622-1628 годах на средства гетмана И. Сулимы. Год основания церкви совпадает с освобождением Ивана Сулимы из турецкой неволи, поэтому, вероятно, эти события связаны между собой. Храм был фамильной усыпальницей - тут похоронено 8 представителей рода. Церковь отличается суровостью форм, присущей оборонной храмовой архитектуре XVII в. В свое время могла выполнять фортификационные функции. Внутренней росписи церковь никогда не имела. Стены украшены иконами. В 1900 г. была пристроена трехъярусная колокольня. В 30-е годы ХХ в. были ограблены пристроенные к храму склепы. Тогда же было уничтожено большинство ценнейших старинных икон. Сейчас проведена реставрация, воссоздан иконостас. По материалам официального сайта Бориспольской епархии Покровская церковь (1622-29) построена по заказу гетмана И. Сулимы. Церковь является одним из ранних образцов украинскою 6арокко. До конца 20 ст. датой сооружения церкви считалась первая половина 17 ст., но в результате реставрации и исследований 1977–1979 гг. и 1988–1990 гг. было доказано, что каменный храм был построен в 1708 году вместо пришедшего в упадок деревянного храма. Именно Иван Федорович Сулима, внук гетмана Ивана Сулимы, стал инициатором постройки храма, сохранившегося до наших дней. (По другим источникам инициатором все же был сам Иван Сулима, поскольку после многочисленных поездок по странам зарубежья он насмотрелся на каменную архитектуру). Церковь много раз ремонтировали: в 1905 году (по другим источникам в 1900 году) была разобрана западная стена женского притвора, достроен притвор с колокольней, тамбуры перед северным и южным входами, а также ризница. Центральная главка была изменена, ее сделали приземистой, были ликвидированы декоративные маковки на гребнях крыш женского притвора и алтаря. Церковь отвечает всем канонам казацкого барокко – каменная, трехдольная и однокупольная. В храме нет росписей, иконы были накладными, а иконостас можно было разобрать на части. До наших дней аутентичный иконостас не сохранился. Фасады церкви внешне делятся пилястрами, присутствует также массивный карниз. Первый ярус колокольни трехдольный, есть лестничная клетка, второй ярус – восьмерик. Под колокольней храма находится подвал, а под нефом церкви расположена крипта рода Сулим.

http://sobory.ru/article/?object=41613

На основании этого он заключил, что церковь была построена не позднее 1629 г. Дату 1684 г. А. Стороженко мотивированно отвергает, приводя слова из завещания Федора Сулимы, сына Ивана Сулимы, составленного в 1691 г., где он назначает двести золотых «на поправку» Сулимовской церкви. Очевидно, сооружение нуждалось в ремонте, а этого не могло бы произойти, если бы оно было возведено семь лет назад. Кроме того, Федор Сулима не называет себя основателем церкви. Относительно двух колоколов с датой 1684 г. автор статьи отмечает, что их появление не следует связывать со строительством новой церкви, а можно объяснить желанием Федора Сулимы просто увеличить количество колоколов. Поэтому, по мнению А. Стороженко, храм должен быть построен раньше, то есть Иваном Сулимой. Сулима был достаточно богатым человеком: его вдова могла позволить себе одолжить деньги самому Яреме Вишневецкому (В.К. «Покровская церковь села Сулимовки Переяславского уезда». «Полтавские епархиальные ведомости».- 1895 г. – 8,9. – С.275). Сам же гетман был в Риме, на приеме у папы. Проезжая через Европу, он, по словам исследователя, убедился в прочности и выгодах каменного строительства перед деревянным. Итак, появление церкви А. Стороженко ограничивает 1620 г. - временем начала Крымского похода (Стораженко А.В. Указ. труд. – С. 219) . 1 апреля 1629 г. (дата на колоколе) гетман должен был быть дома, потому что 27 апреля того же года он, по приказу помощника - чиновника Глоговского, принимал участие в уничтожении села Тростянец. Конечно, все приведенные факты необходимы для обоснования датировки памятки, но не достаточны. Так, при Федоре Сулиме Сулимовка была малонаселенной (Мотыжинский архив. – К., 1890 г. – С.217) . Иван Сулима погиб католиком и перед казнью просил, чтоб при похоронах на его тело положили на ознаменование побед над турками золотой портрет папы Павла, полученный им в Риме (Стороженко А. «К биографии казацкого гетмана И.М. Сулимы. «Очерки Переяславской старины». – К., 1900 г. – С. 214) . Если предположить, что Сулима принял католичество даже незадолго до казни, то все равно остается несколько странным фактом фонд православной церкви незадолго до этого. Возможно, храм фундировала жена гетмана, постоянно проживавшая в Бориспольском районе, вела хозяйство и воспитала сына Федора в православии.

http://sobory.ru/article/?object=41613

Обращает внимание, что в здании церкви в Сулимовке нет декоративного убранства. Наружный объем церкви расчленен только простыми пилястрами. Особенностью здания является также то, что под ним устроен подвал-склеп. Впоследствии такие подвалы в украинских культовых зданиях устраивались почти повсеместно. Они предназначались как для захоронений, так и в качестве хранилищ ценностей и различных припасов. Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г., перевод с украинского. Покровская церковь, 1622-1629 гг., расположена в центре села. Примыкает к частично сохранившемуся пейзажному парку. Построена по заказу гетмана И. Сулимы. Церковь каменная оштукатуренная трехчастная одноглавая, центральный объем перекрыт завершенным главкой куполом, перекрытие апсиды конховое, притвора – сводчатое. Форма купола, граненого снаружи и круглого внутри, была, очевидно, изменена в 1838 г. при замене тесового покрытия железным. Облик церкви искажен пристроенной в 1900 г. трехъярусной, завершенной куполом колокольней с переходом и тамбурами. По пространственной композиции церковь близка к традиционным типам украинских трехчастных церквей. Церковь является одним из ранних зданий стиля украинской архитектуры XVII в. Известная в истории украинского искусства икона «Покрова» (30-е годы XVIII в.), портреты Сулимы и Сулимихи (середина XVIII в.) из этой церкви хранятся в киевском Государственном музее украинского изобразительного искусства УССР. С 1977 г. ведутся реставрационные работы. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: 1983 г., т. 1. Если ехать из Киева на Борисполь и повернуть на север, можно попасть в село Сулимовку, которое становится известным в первой четверти XVII в. Тогда оно принадлежало гетману Ивану что был оттуда родом и в 1620–1629 г.г., построил там каменную Покровскую церковь. От усадьбы Сулимов сохранился красивый парк с озерами и могилами бронзового века. Посередине села возвышается довольно большое сооружение - трехдольная однобанная церковь. Ее вид испортили в начале XX в., пристроив к бабинцу небольшое помещение с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=41613

Священники: благочинный Петр Смаковский и Марк Пантелеев, и прихожане, решились устроить храм святой Живоначальной Троицы каменным зданием С неимоверной деятельностью в один год они приготовили все потребные к тому материалы, и в следующем 1809 году июля в 25 день, по благословению преосвященного Христофора Сулимы, Ахтырским первоприсутствующим протоиереем Максимом Яновским совершено основание четвертого храма, на юго-восток от прежнего. Неусыпное старание священников, ктиторов и прихожан через три года с несколькими месяцами увенчалось желанным успехом, каменный храм с одной главой, покрытый листовым железом, с двумя уже престолами, главным во имя Святой Троицы, а другим на хорах во имя Входа во Храм Пресвятой Богородицы, 1812 года октября 13 и 15-го чисел освящен, по благословению того же преосвященного Сулимы протоиереем Феодором Щербинским. Старателями и благотворителями при постройке каменного храма были кроме священников церковные старосты: Аким Коваленко, Ефим Балановский и Антон Пуковский. Благочинный Смаковский неотступно распоряжался постройкой и деятельно побуждал прихожан и других котелевских жителей к пожертвованиям; священник Пантелеев с неусыпным тщанием испрашивал доброхотные пожертвования по всей Харьковской губернии, а диакон Пуковский по всем Донским станицам, в Запорожье и Черноморье, претерпевая большие неприятности, в числе которых было даже содержание под арестом. Староста Пуковский пожертвовал от себя до 7 000 руб. ассигнациями. Прихожане отдавали храму и провиантные деньги, получаемые с проходивших тогда партий рекрут по 200, 300, и 400 руб. ассигнациями, а потому испытуя серца человеков Бог и благословил столь усердный труд их, достойный памяти потомков, скорым успехом. Благотворителями храма были: Варвара Сливицкая, протоиерейша Татьяна Смаковская, обывателька Анна Запорозцова, по усердию и благоговейной набожности они пожертвовали разные одеяния. Брат Варвары Сливицкой, инженер, генерал-майор Федор Тимофеевич Матушинский при постройке каменной колокольни в 1835 г. пожертвовал 1 000 руб. ассигнациями, и он же духовным завещанием 1838 г. отдал 4 000 руб. на сооружение серебряных риз на четыре местные иконы, которые сделаны в Москве после смерти его, на остаточные из того числа 600 руб. куплено евангелие под серебряными и вызлощенными с обеих сторон досками. На вечное же поминовение его и родственников оставил он в Московском Опекунском Совете 5 000 руб. ассигнациями, из которых процентные 200 руб. ежегодно получают священно- и церковнослужители по выданному из оного Совета билету Сохранной Казны. Церковный староста Феодор Лифарь на разные нужды церкви пожертвовал в разное время до 900 руб. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=52640

Тогдашний настоятель Троицкого храма и благочинный, священник Петр Смаковский и иерей Марк Пантелеев решили с прихожанами строить новый храм из кирпича. Довольно быстро, всего за один год, были подготовлены все необходимые материалы. 25 июля 1809 года (ст.ст.) по благословению Преосвященного Христофора (Сулимы) местным духовенством во главе с ахтырским протоиереем Максимом Яновским был заложен четвертый храм на юго-восток от предыдущего. Началось строительство. За изыскания и привлечения средств взялись всем приходом. Настоятель священник Петр Смаковский руководил ходом строительства и призвал своих прихожан и других жителей Котельвы делать пожертвования. Священник Марк Пантелеев собирал пожертвования по всей Харьковской губернии, а диакон Пуковский с этой миссией побывал во всех донских станицах, в Запорожье и Причерноморье, натерпелся при этом больших неприятностей, даже посидел под арестом. Активно включились в работу и церковные старосты Аким Коваленко, Евфим Балановский и Антон Пуковский. Последний пожертвовал 7 000 рублей ассигнациями. Есть свидетельства о том, что прихожане отдавали на строительство храма деньги - по 200, 300, 400 рублей ассигнациями, которые получали от партий рекрутов, проходивших тогда через Котельву. Очевидно, кирпич на храм поступала с местного кирпичного завода Матушинского, где в год производилось до 30 000 кирпичей. Через три годы усердными трудами общины предстал величественный каменный одноглавый храм, покрытый листовым железом, с двумя престолами - главным во имя Святой Троицы и вторым, на хорах, в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы, освящены соответственно 13 и 15 октября 1812 года (ст.ст.) по благословению Преосвященного Христофора (Сулимы) протоиереем Феодором Щербинским и местным духовенством. Автором проекта, вероятно, был известный на то время архитектор Петр Антонович Ярославский, родом из Ахтырки, который в 1776-1809 гг. работал харьковским губернским архитектором. Разное наряд для храма пожертвовали Варвара Сливицкая, матушка Татьяна Смаковская и обивателька Анна Запорожцева. Церковный староста Федор Лифарь на различные нужды в разные времена пожертвовал 900 рублей серебром.

http://sobory.ru/article/?object=52640

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010