В Софии состоится научная конференция «Христианская агиология и народные верования» София, 25 октября 2006 г . В Софии состоится научная конференция «Христианская агиология и народные верования», сообщает Патриархия.Ru . 27 и 28 октября в зале заседаний 1 Института литературы Болгарской Академии наук (бул. «Шипченски проход» 52, бл. 17) пройдет конференция на тему «Христианская агиология и народные верования». Программа конференции опубликована на сайте Института литературы . Пятница, 27 октября . 9:30 Открытие конференции. 10:00 – 13:00 Первое заседание. Председатель ст.н.с д-р Елена Томова; секретарь Марина Йорданова. Проф. Рачко Попов (Этнографический институт и музей Болгарской АН, София): Три орисницы и их христианские наследницы. Ст. н. с. д-р Надежда Тенева (Этнографический институт и музей Болгарской АН, София): Св. Спиридон в народных верованиях балканских народов. Ст. н. с. д-р Елена Коцева (Софийский университет «Св. Климент Охридский»): Культ св. ап. Петра в народных верованиях. Н. с. д-р Димитринка Димитрова (Институт литературы Болгарской АН, София): Св. Иоанн Рыльский в фольклорном нарративе. Дискуссия. 11:30 – 11:45 Перерыв. Проф. д-р Татьяна Суботин-Голубович (Философский факультет, Белград): Культ святого Николая в средновековой Сербии. Ст. н. с. д-р Мария Йовчева (Кирилло-Мефодиевский научный центр Болгарской АН, София): Календарь минеи Григ. 1/5 (Вторая Добриянова минея) в Одесской библиотеке. Н.с. д-р Радослава Станкова (Институт литературы Болгарской АН, София): Служба св. Петке Тырновской с каноном восьмого гласа. Диляна Радославова (Институт литературы Болгарской АН, София): Службы св. Петке в болгарской  рукописной традиции  века. Дискуссия. 14:00 – 17:30 Второе заседание. Председатель ст. н. с. д-р Елена Коцева; секретарь Диляна Радославова. Проф. д-р Климентина Иванова (Софийский университет «Св. Климент Охридский»): О некоторых особенностях агиографического жанра в староболгарской литературе. Ст. н. с. д-р Елена Томова (Институт литературы Болгарской АН, София): Белозерская редакция века  Тырновского проложного жития св. Иоанна Рыльского.

http://pravoslavie.ru/19030.html

Патриарх Сербский Ириней принял участие в презентации сборника архивных документов о русско-сербских связях Москва,  23 марта 2011 г. Патриарх Сербский Ириней посетил презентацию 2 тома сборника архивных документов о русско-сербских связях (в том числе и церковных) «Москва — Сербия, Белград — Россия», сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ру. 21 марта в Государственном архиве Сербии состоялась презентация 2-го тома сборника «Москва — Сербия, Белград — Россия» (Москва — Београд — который имеет название «Общественно-политические связи, 1804–1878» (Друшствене и политичке везе, 1804–1878) и содержит публикации 325 документов на русском языке и 94 на сербском из русских и сербских архивов. В составлении сборника принимали участие как сербские и российские исследователи: Мирослав Перишич (руководитель проекта), Владимир Маныкин (председатель редакции), Сергей Мироненко, Татьяна Суботин-Голубовичи другие. На презентации издания, которое было осуществлено в рамках совместного проекта Государственного архива Сербии и Главного архивного управления Москвы, также присутствовали посол РФ в Белграде Александр  Конузин, министр культуры Сербии Предраг Маркович, советник президента Сербии Триво Инджич и другие гости. В своем слове к собравшимся Патриарх Ириней поблагодарил составителей сборника и подчеркнул исключительное значение этого проекта и для науки и культуры, и для Сербской Православной Церкви, так как в нем публикован ряд документов и о русско-сербских церковных связях. «Книга — большое дело, которое делает для нас доступным то, что иллюстрирует нашу историю и наше прошлое... Перед нами здесь документы, которые являются основой нашей истории и культуры... Два народа, один большой, а второй малый, связывает, прежде всего, история, но и многие другие связи, которые и сегодня играют значительную роль», — сказал Патриарх Ириней. 23 марта 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45490.html

На хвалитех стихиры на 6, глас 4-й; три стихиры по дважды: «Хотящу Ти внити», «Множество народа» и «Изыдите языцы» (что в современной Триоди – 2-я, 1-я и 3-я стихиры на хвалитех). «Слава, и ныне» «преже шести дней Пасхи» – в обоих. Славословие. В константинопольской редакции – отпустительный тропарь 1-го гласа. Затем в ЕС выписан чин литии и указание об отсутствии чтения, точно переданный в Триоди и состоящий из троекратного пения тропаря 1-го гласа, троекратного пения тропаря 4-го гласа, потом пение кондака, ектения, когда поворачивают назад, потом входят в церковь, ектения великая, час 1-й. Нет чтения. Это указание есть и в Триоди: «И абие исходить лития и приходим кь спасу поюще Обьщее вьс по зщ таж сьпогребьшоу ти се Хсе Таж код и на павратцех творим мала дияк и абие повращаимся и вьшедше вь црковь творимь мольбоу великоу и починаимь пети часоу(?) и без чтения сие же от номоканона хранится до оумьвения до еуглия стыхь стрти». Далее указания для литургии. Интересной особенностью рукописи является наличие праздничных тропарей для пения на блаженнах, что соответствует прямому указанию ЕС. Прочие указания о литургии также точно следуют ЕС, исключая указание о служении литургии Иоанна Златоуста. Изложение последования недели ваий по данной Триоди несомненно стоит в связи с ЕС. И состав гимнографического последования – уникальный для ЕС и отличный от Студийско-Алексиевского и от Иерусалимского типиконов. И специфические указания, встречающиеся в ЕС и подчас точно, а когда и не очень точно, но все же скопированы из этого типикона. Во вторую группу помещаются Минеи – основополагающие гимнографические книги изменяемых песнопений неподвижного годового богослужебного круга Церкви, которые содержат расположенные по месяцам последования на каждый день года в честь святых, праздников, прославленных икон, реликвий, важных церковных событий. Вторичность и зависимость минейных сборников хиландарского происхождения XIII века от евергетидских были выявлены Татьяной Суботин-Голубович в ее работе, посвященном минейному сборнику Хил. 608 . Прибегая к методу аналогии древнейших Миней сербского происхождения с греческими оригиналами, она указывает их взаимоотношение относительно структуры и месяцеслова .

http://pravoslavie.ru/28177.html

Ок. 1469 г., когда мощи прп. Иоанна Рильского были перенесены из Тырнова в его возрожденную обитель, находившуюся под покровительством султанши Мары Бранкович, этому событию посвятил торжественную службу греч. и слав. книжник, уроженец серб. г. Ново-Брдо Д. Кантакузин ( Кантакузин. (I) 1989. С. 44-77; Кожухаров. (I) 2004. С. 227-258). Его перу принадлежит также широко распространенная в слав. (включая рус.) и румын. рукописной традиции XVI-XIX вв. пространная и поэтичная Молитва к Богородице ( Кантакузин. (I) 1989. С. 93-140). На гимнографическое творчество софийских книжников XVI в., посвященное местным новомученикам, оказало влияние наследие Григория Цамблака: его лит. приемы и образы (вплоть до обильного прямого цитирования) использовали и поп Пейо (ок. 1515, наряду с Житием) в службе мч. Георгию Новому ( Ангелов. (I) 1978. С. 131-155), и диак Андрей (ок. сер. XVI в.) в службе мч. Николаю Новому Софийскому ( Кожухаров. (I) 2004. С. 259-280). Болг. Г. эпохи национального возрождения (XVIII в.- до 1876) находилась под заметным влиянием рус., получившей известность через печатные служебные Минеи; так, в каноне службы Феодосию Тырновскому, написанной в кон. XVIII в. иером. Спиридоном (Там же. С. 281-308), использован азбучный акростих, широко применявшийся рус. книжниками XVI-XVIII вв., начиная с Маркелла Безбородого ( Смирнова. (II) 2005. Творчество. С. 19). II. Начало серб. национальной Г. (как и мн. др. сфер церковной и культурной жизни средневек. Сербии) связано с деятельностью св. Саввы, первого архиепископа Сербского. Более ранние гимнографические памятники здесь неизвестны, не обнаружено даже отдельных древних песнопений (как слав., так и греч.), посвященных кн. мч. Иоанну-Владимиру († 1016). При непосредственном участии св. Саввы I для нужд Хиландарского мон-ря, а затем и для новой автокефальной Сербской Церкви был переведен Евергетидский Типикон. С евергетидской практикой, по наблюдениям Т. Суботин-Голубович, связан особый перевод Праздничной Минеи (Белград. Архив САНУ. 361, XIII в.), не получивший заметного распространения в серб. традиции; редактированию в соответствии с Евергетидским уставом здесь подверглись преимущественно более ранние тексты, либо восходящие к западноболг. охридской Г. (включая большое число памятников древнейшей слав. Г.- см.: Турилов А. А. Роль сербской традиции в сохранении древнейших памятников слав. лит-ры//Слав. альм., 1998. М., 1999. С. 21, 28), либо связанные с древнерус. оригиналами (годовой комплект служебных Миней). Известны серб. списки XIII-XIV вв. службы блгв. князьям Борису и Глебу в составе июльских Миней - ГИМ. Хлуд. 156, 160; Дечанский мон-рь. 32 ( (I) 1992); рус. тексты (на памяти прп. Феодосия Печерского, перенесение мощей свт. Николая и блгв. князей Бориса и Глеба) содержит и единственный серб. список минейного Кондакаря нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 189. Л. 251-276). «Лоза Неманичей». Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.

http://pravenc.ru/text/165013.html

В 1798 г. мещанином Григорием Анисимовичем Орловым был поставлен кирпич для строительства, которое производилось по проекту полученному от тверского губернатора И.А. Тейльса, под наблюдением архитекторского ученика И.М. Телятникова подрядчиком купцом из Торжка Прокофием Васильевичем Мальковым. Наступил 1799 г. «По Высочайшему от Его Императорского Величества на здешний град всемилостивейшему благоволению начинается во оном на дворцовой площади строением церковь во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла», - писала Тверскому Архиепископу Павлу Вышневолоцкая шестигласная дума. Она же сообщала, что приготовлено материала на шесть тысяч рублей, но «доходу толикой суммы ещё не поступило» и просила Архиепископа разрешить «взять взаимообразно» из соборной церкви доход, собираемый в загородной Казанской часовне. Архиепископ благословил это начинание, но с оговоркой, если «прихожане согласны будут давать денег в заём и тем пособлять строению церкви». 27 августа 1800 г. консистория разрешила употребить собранные деньги на строительство нового храма. Единственным условием было «что бы оная сумма дана была на известное время, при окончании коего и возвращена была без замедления и безоговорочно». Тогда же «вышеупомянутого собора протоиерей Пётр Иоаннов з братиею сего, думою и прихожанами учинили постановление: давать на новостроящуюся церковь заимообразно из собранных в соборе и принадлежащей к нему часовне денег на девятилетний срок». Строительства Петропавловского храма производилось с октября 1799 по 1805 г., отделка продолжалась еще несколько лет. Железную кровлю в 1805 г. сделали подрядчики старицкие мещане Федор Гаврилович Собакин и Нестор Тимофеевич Суботин. Строительство в 1804–1806 гг. ограды вокруг Казанского собора вызвало большое недовольство Вышневолоцкой городской думы, которая в это время занималась поиском средств для строительства Петропавловской церкви. В 1806 г. городской думе было разрешено взять в заём из сумм Казанского собора деньги на строительство церкви на Дворцовой площади. Но, как выяснилось, эти средства уже расходуются на строительство ограды и «к возобновлению стен в соборе кроме от беления живописными красками». В отличие от соборного духовенства Городская дума не видела «необходимой нужды по изобильному в храме украшению», тогда как неподалёку стоит недостроенная церковь, которая более нужна горожанам «во убежание во одной соборной церкви народного утеснения, отъемлющего многолюдством удобность в свободнейшем духовных треб исправлении».

http://sobory.ru/article/?object=35725

Раз допустив в иконостасы православных храмов изображения, принятые римско-католическою церковью о. Павел с его учениками и на традиционные византийско-русские иконописные типы уже должен был глядеть не совсем так, как смотрел старый троицкий иконник на свой перевод. Строго-консервативное к ним отношение сменилось в его школе более или менее свободным. Преосв. Арсений, едва успев познакомиться с первыми иконами кисти Казановича, указом от 8 марта 1748 года предписывал Учрежд. Собору „писать отныне в оной лавре случающиеся образа видения пресв. Богоматере преп. чудотворцу Сергию живописцам инвенциею такою, как ныне посланный из Санкт-Петербурга с подъячим Васильем Байковым образ написан“ 1388 . Неизвестно, что это была за инвенция и следовал ли ей потом Казанович, которому с подпиской был объявлен указ; но документально засвидетельствовано то, что под его присмотром в 1752–53 годах три Холуйских иконописца (Стефан Оботин, Никита Андреев Меншой и Иван Суботин) писали названную икону „против данного им трёхрублёвого куншту“ 1389 . После того, как старинный и местно-чтимый образ, в тысячах экземпляров ежегодно расходившийся по рукам поклонников со всей Руси, заставили писать на западный манер, по какому-то трёхрублёвому куншту, что удивительного, если древнее иконописное предание, доселе ещё державшееся в стенах знаменитого монастыря, стало в нём забываться, и место прежнего писания икон с лучших византийско-русских образцов заступило рабское подражание новейшим произведениям итальянских, немецких и французских художников и гравёров. Удивительно то, что новые иконы, писанные не по-иконному, а —255— по живописному, на которых фигуры с их пластическими формами и свободными до непринуждённости движениями соглашены с живой действительностью, где приняты во внимание законы перспективы и правильного освещения, но забыто лишь религиозное назначение предмета, встретили благосклонный приём у иноков, аскетизм и строгая мораль которых должна бы удалять из иконописного искусства то, что слишком много говорит эстетическому чувству и производит чересчур приятное впечатление на глаз 1390 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новый указ Синода от 15 июня 1769 года повелевал: «Присланный из синодальной (московской) конторы церковный Обиход... также и истребованный от преосвященнаго Тверскаго Ирмолог, а к тому изыскав в синодальной конторе в домах синодальных членов (преосвященных Московскаго или Крутицкаго) Праздники и Октоих исправного знаменнаго напева, без исключенных фит, оные все расположа... на четыре книги... в Московской типографии напечатать на казенный кошт». В Москве подготовка к печати Октоиха и Праздников были поручены синодальному ризничему Гавриилу с тем, чтобы «избрав из синодальных иподиаконов и певчих трех человек таких, кои б в нотном пении знали лутчее искусство, представить их немедленно». Поскольку синодальные певчие пели тогда в Кремлевском Успенском соборе, то именно отсюда и начались их поиски исправных крюковых знаменных рукописей. Вскоре они обнаружены. Итак, «Праздники», наиболее удачное из Синодальных изданий, сделаны по списку Успенского собора — возможно, того самого, над которым работал знаменитый усолец Фаддей Суботин. Безупречный знаменный попевочно-интонационный строй нотолинейных Праздников свидетельствует также об исключительно высоком мастерстве синодальных певчих, бывших, несомненно, выдающимися знатоками знаменного пения. Великолепен также своим четким, добротным, академическим столповым распевом Октоих. Крюковая рукопись Октоиха, с которой делался перевод на линейную нотацию, попала в синодальный дом, надо думать, тоже из Успенского собора. Таким образом, можно засвидетельствовать, что Синодальные издания Праздников и Октоиха сделаны с лучших образцов русского знаменного пения. После представления сметы-реестра последовал, наконец, указ Святейшего Синода от 22 декабря 1769 года: «Печатать дозволяется». Праздники до 1817 года выдержали 5 изданий, Обиход до 1864 года — 11 изданий, Ирмологий до 1862 года — 10 изданий, Октоих до 1849 года — 13 изданий (тиражом в 2400 экз.). Издания конца XIX — начала XX века — наиболее качественные, с восстановленными фитами и «странными голосами».

http://e-vestnik.ru/analytics/znamennye_...

В храме достопримечательны: 1) упомянутый выше серебряный ковш 2) старинный образ Рождества Богородицы, с следующими надписями: " Иоаким моляся в пустыне о плоду своем 40 дней и 40 нощей " , " Анна моляся в саду о чадородии своем, зачатие св. Анны, егда зачат Пресв. Богородицу, Иоаким и Анна сотвориша велий пир и призваша священники и левиты и беседоваша с ними Иоаким и Анна принесоша Святую Богородицу пред Захарию и благословиша ю " . Внизу написано: " Начертал сей образ изограф Иван Суботин 1730 года, августа 15 числа " . Церковные документы - с 1793 года. Дятлицкая церковь пользовалась многими приношениями кн. Потемкиных. Так в 1841 году полковник Потемкин возобновил иконостас, на сумму в 3,015 руб. асс.; в 1845 году Александр Михайлович Потемкин пожертвовал ризы во 100 руб.; Татьяна Борисовна Потемкина пожертвовала деньги на починку ограды и делала много пособий причту; кроме их, ораниенбаумский мещанин Григорий Исааков пожертвовал многие предметы церковной утвари. Соседние церкви суть Гостилицкая, Медушская и Ропшинская. Ближайшие к селу почтовые дороги — нарвская и петергофская; ближайшая станция этой дороги есть красносельская. В приходе находится 5 земских школ. Одна при церкви, в особом доме; в ней учится 36 мальчиков и 27 девочек; потом есть школы: в Забородке, в 7ми верстах от церкви (40 мальч. и 20 дев); в Витине, при волостном правлении, в 5-ти верстах (24 мальч. и 18 дев); в Калясине, в 5ти верстах (15 мальч. и 13 дев.); в Мишелове, в 15ти верст. В первых четырех школах закон Божий преподает дятлицкий священник, а в мишеловской - гостилицкий. Кроме того, есть две школы для питомцев воспитательного дома: в Дятлицах (10 мальч. и 6 дев.) и Жабине (13 м. и 7 дев.). В них учат учителя из питомцев воспитательного дома. Кроме кладбища у церкви, есть два старых кладбища за селом. Там есть старый каменный крест. Приходское попечительство открыто священником Феодором Молчановым. Председатель - священник, а члены-крестьяне. Попечительство ремонтировало крышу на церкви и на церковном доме.

http://sobory.ru/article/?object=03784

При соборе Вознесения Христа Спасителя работает самая большая в области воскресная школа для детей (около 270 человек), воскресный класс для взрослых, обширная библиотека, иконописная студия, кружок бисероплетения, паломническая служба. Бесплатный прием ведут православный врач и педагог. Во время Великого поста проводятся богословские курсы для всех желающих. Собор принимает самое активное участие в организации общегородских Рождественских чтений, мероприятий, связанных с Днем славянской письменности и культуры, и во многих других общественно значимых делах. Адрес: 442500, Россия, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Дарвина, 23. Подробнее... Казанский храм (Кузнецк) [ править править код ] Двухпрестольный Казанский храм является примером культового здания, построенного в русском стиле, по типу приходских храмов середины XVII века. В церкви сохранился трехъярусный иконостас конца XIX века. Второй престол Казанской церкви находится в нижнем храме и посвящен Параскеве Мученице. Он был переведен из часовни, закрытой в начале 60-х годов. Оригинально и вместе с тем просто решен архитектурный облик Казанской церкви. Фантазия архитектора, высококачественный кирпич, мастерство каменщиков… — и перед нами красота, застывшая в камне. Тоже можно сказать и про церковную сторожку. Завершает архитектурную композицию Казанской церкви металлическая ограда, выполненная в старинном стиле. Судьба благоволила к Казанскому храму: за более чем вековую историю своего существования он практически не закрывался и четверть века был единственным действующим в городе. Адрес: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Республики, д. 76А Телефоны: (841-57) 3-01-73 — общий; (841-57)3-02-23 - настоятель — протоиерей Сергий Сидоров; 8-927-385-28-09 - иерей Сергий Суботин. Подробнее... Храм Рождества Христова (Нижнее Аблязово) [ править править код ] История церкви уходит в 1724 год. Вначале 18 века в селе Нижнее Аблязово произошло волнение крестьян. Чтобы избежать неминуемой расправы помещик Григорий Афанасьевич Аблязов, прадед А.Н. Радищева, был вынужден спрятаться в овраге неподалёку от поместья. Он дал обет построить пять церквей, в случае, если ему удастся выжить. Так и случилось. А вскоре он выполнил свое обещание. Церковь Рождества Христова в с.Нижнее Аблязово – одна из пяти, построенных помещиком.

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

Отец Голубов сказал: Рубить персты не нужно; но не нужно бы соединять их во имя Св. Троицы, когда вы опасаетесь, что ими в крестном знамении приписуется Троице страдание. Если же вы в своем перстосложении для крестного знамения, имея три перста, соединенные во образ Св. Троицы, не опасаетесь впасть в ересь богострастную, то несправедливо указываете ее и в перстосложевии троеперстном. Потом о. Голубов спросил наставников: одно ли двуперстное сложение они приемлют, и именно то, в котором один перст протянут, а другой мало пригнут? Они ответили: Только это одно. О. Голубов еще спросил: А если оба перста будут протянуты, или оба пригнуты, – такое сложение принимаете, или нет? Старообрядцы ответили: Нет, – не принимаем. Тогда о. Голубов показал им в Книге о вере, в слове о кресте (гл. 9), то место, где велено оба перста протянуть. Старообрядцы повторили, что такого перстосложения они не принимают. На это я заметил им, что, значить, они не всему, что писано в старых книгах, верят. Потом о. Голубов указал еще в защиту троеперстия свидетельства из Кирилловой книги, где православный философ укоряет католика за то, что он не сгибает три перста для крестного знамения, из Номоканона, где повелевается взять стопкой масло тремя персты, из жития преп. Александра Ошевенского, где писано, что его жизнеописатель священноинок Феодосий тремя первыми перстами полагал на себе крестное знамение. Наконец и сами наставники предложили прекратить беседу, так как было уже десять часов вечера. Беседа продолжалась таким образом 12 часов сряду непрерывно. На прощанье роздал я наставникам и некоторым из народа листы «О вечности церкви» и изданную Братством св. Петра митрополита книжку: «О беспоповской исповеди», а о. Константин Голубов роздал своих книжек около двухсот. 60. Записка о трех беседах с беспоповскими наставниками в городе Режицах, Витебской губернии, 26, 27 и 28 февраля 1875 года На беседах присутствовали со мной из православного духовенства: 1. Режицкий протоиерей отец Иосиф Хруцкий. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010