Отец Голубов сказал: Рубить персты не нужно; но не нужно бы соединять их во имя Св. Троицы, когда вы опасаетесь, что ими в крестном знамении приписуется Троице страдание. Если же вы в своем перстосложении для крестного знамения, имея три перста, соединенные во образ Св. Троицы, не опасаетесь впасть в ересь богострастную, то несправедливо указываете ее и в перстосложевии троеперстном. Потом о. Голубов спросил наставников: одно ли двуперстное сложение они приемлют, и именно то, в котором один перст протянут, а другой мало пригнут? Они ответили: Только это одно. О. Голубов еще спросил: А если оба перста будут протянуты, или оба пригнуты, – такое сложение принимаете, или нет? Старообрядцы ответили: Нет, – не принимаем. Тогда о. Голубов показал им в Книге о вере, в слове о кресте (гл. 9), то место, где велено оба перста протянуть. Старообрядцы повторили, что такого перстосложения они не принимают. На это я заметил им, что, значить, они не всему, что писано в старых книгах, верят. Потом о. Голубов указал еще в защиту троеперстия свидетельства из Кирилловой книги, где православный философ укоряет католика за то, что он не сгибает три перста для крестного знамения, из Номоканона, где повелевается взять стопкой масло тремя персты, из жития преп. Александра Ошевенского, где писано, что его жизнеописатель священноинок Феодосий тремя первыми перстами полагал на себе крестное знамение. Наконец и сами наставники предложили прекратить беседу, так как было уже десять часов вечера. Беседа продолжалась таким образом 12 часов сряду непрерывно. На прощанье роздал я наставникам и некоторым из народа листы «О вечности церкви» и изданную Братством св. Петра митрополита книжку: «О беспоповской исповеди», а о. Константин Голубов роздал своих книжек около двухсот. 60. Записка о трех беседах с беспоповскими наставниками в городе Режицах, Витебской губернии, 26, 27 и 28 февраля 1875 года На беседах присутствовали со мной из православного духовенства: 1. Режицкий протоиерей отец Иосиф Хруцкий. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В 1860-е гг. К. Е. Голубов издавал в Пруссии, в Иоганнесбурге, под руководством своего учителя инока Павла (прозванного Прусским; 1821–1895) русские старообрядческие книги и журнал „Истина“, в котором публиковались в основном сочинения самого Голубова. В 1868 г. Павел Прусский и Голубое вернулись в Россию, присоединившись к официальной православной церкви. Голубов, не получивший систематического образования, был своеобразным философом-самоучкой. С его учением Достоевского познакомила статья Н. Субботина „Русская старообрядческая литература“, опубликованная в июльской и августовской книжках „Русского вестника“ 1868 г. Учение Голубова о нравственных обязанностях человека изложено в его статьях „Живот мира“, „Истинное благо“, „Плод жизни“, „Образованность“ и в переписке с Н. П. Огаревым („Частные письма об общем вопросе“). Сущность нравственных обязанностей человека, согласно Голубову, состоит в „самоуправлении“, или „самостеснении“, как разумном проявлении правильно понимаемой свободы. „Самостеснение“, по мысли Голубова, удерживает человека от свойственного ему стремления к крайностям в различных областях умственной, нравственной и общественной жизни (безверие, суеверие, разврат, аскетизм, деспотизм и т. д.) „Свобода истинная без умеренности не бывает. Несамостеснительная свобода есть бесчиние, а не свобода“, — утверждает Голубов. В этом „самостеснении“, т. е. в сознательном, разумном ограничении своей личной свободы, человек должен руководствоваться, по мнению Голубова, знанием и опытом православия, в то время как западные вероучения располагают человека к увлечениям крайностями. „Правоверие разъясняет, — пишет Голубов, — что мое благо заключено в иных благе (это не общинновладение нелепое), что если я раб, должен работать господину, как себе; если я господин, должен заботиться о рабе, как о себе. Оно всех объединяет смирением и любовью " . „Истинное благо, — рассуждает далее Голубов, — заключено в нашей совести: царство божие внутри нас есть . Без сознания о присущий (внутри нас) истинного блага мы нигде в окрестности нас не сыщем его, но только ложные блага“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Протоиерей Александр Голубов ЖМП 1 январь 2014 /  21 января 2014 г. Протоиерей Александр Голубов: Пробиться к очевидности События ХХ века породили принципиально новые формы существования русского православия, обусловили его «вселенское бытие». Протоиерей Александр Голубов, всю свою жизнь окормлявший православных в Америке, настаивает на необходимости осмысления опыта жизни Русской Церкви «вне материнской утробы», за пределами России, размышляет о ее настоящем и будущем в той исторической реальности, которая существенным образом отличается от привычных или считающихся таковыми условий предшествующих столетий. — Отец Александр, как вы советуете вести себя православному человеку во «враждебном» окружении? Это вполне актуально для русских православных в США: они здесь чужие и с точки зрения языка, и с точки зрения веры. Можно ли считать, что русские православные здесь как в гетто? Есть ли средства избежать изоляции? — У многих православных возникает менталитет «осажденной крепости», при котором человек видит вокруг себя лишь врагов и недругов и свою жизненную ситуацию рассматривает в этом ключе. Такой менталитет чаще всего — результат воспитания, но часто искусственно нагнетается и политическими деятелями, и средствами массовой информации ради достижения определенных политических или общественных выгод, целей и задач. Но такой менталитет скорее присущ религиозному сектантству, чем православному христианскому мышлению и опыту жизни в Церкви. Подобному «нагнетанию» следует внутренне противостоять, относиться к нему со здоровой долей скептицизма. Именно о таком здоровом скептицизме говорит апостол Иоанн Богослов: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их (1 Ин. 4, 1. 5). И апостол Павел предостерегает, чтобы не быть нам младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 14), призывая к мудрости: Никто да не обольщает вас пустыми словами. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 6. 10–11).

http://e-vestnik.ru/church/golubov_7615/

Голубов был задуман как носитель идеи православия, как настоящий русский, верующий человек. Ему предназначалась огромная роль в романе: он должен был поразить Ставрогина и обратить его к вере. Через Голубова герой обретал воскресение и спасение. «Князь у Голубова. «Я первое исправляю (у оторванных от почвы) — я верую». «Голубое’ «И последнее! Это первое и последнее. Более ничего не нужно, все в одном этом». …«Голубов говорит: больше смирения надо; сочтите себя за ничто, тогда спасетесь и спокой получите». Автор набрасывает конспект речи Голубова. Это — один из важнейших документов, раскрывающих перед нами религиозное мировоззрение Достоевского. «Голубов говорит: «Рай в мире. Он есть и теперь и мир сотворен совершенно. Все в мире есть наслаждение — если нормально и законно, не иначе, как под этим условием. Бог сотворил и мир, и закон, и сотворил еще чудо — указал нам закон Христом, на примере, в живье и в формуле. Стало быть, несчастье — единственно от ненормальности, от несоблюдения закона. Например, брак есть рай и совершенно истинен, если супруги любят только друг друга и соединяются взаимною любовью в детях. При малейшем уклонении от закона брак тотчас обращается в несчастье… Уклонения ужасно могут быть разнообразны, но все зависят от недостатка самообладания. Имеющий десять человек детей и без состояния считает себя несчастным, ибо не умеет совладать с похотливыми желаниями своими и унижается до того, что охает от некоторого лишения. Самообладание заключается в дисциплине, дисциплина в церкви… Вы говорите — раб не свободен. Но Христос говорит, что и раб может быть в высочайшей степени свободен, будучи рабом… Поверьте, что если бы все вознеслись до высоты самообладания, то не было бы ни несчастных браков, ни голодных детей». Можно подумать, что это рассуждение писал не Достоевский, а Толстой; так поражает рационализм и морализм проповеди самообладания, таким натурализмом проникнуто учение о рае на земле. Для Голубова Христос только «пример» и формула, церковь только дисциплина, спасение только соблюдение закона! У Достоевского–мистика до конца жизни не исчезло трагическое раздвоение: он вдохновенно учил о том, что все христианство сводится к вере в божественность Иисуса Христа, и в то же время допускал какое-то «нормальное», «законническое» устроение рая на земле путем чисто человеческого «самообладания».

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

В ответ на это замечание беспоповский начетчик представил новое, неслыханное рассуждение, – он сказал, что кровь из ребра Господня текла только на подножие креста, на попереченное же древо не текла, – оно только обагрено кровью из рук Спасителя, потому не следует поклоняться четвероконечному кресту, т. е. не имеющему подножия. Отец Константин заметил ему: ты говоришь такия слова в унижение крови Господней, истекшей из пречистых рук Спасителя, акибы она недостаточна освятить поперечное древо. Потом я предложил беседу о трегубом аллилуиа, и в доказательство правильности обычая – троить аллилуиа указал на то, что в ангельской песни также говорится трижды: Свят, а прилагается: Господь Саваоф; также Святый Боже, читается с прилогом: помилуй нас; привел еще свидетельство из послания митрополита Фотия во Псков, где повелевается аллилуиа глаголати потрижды с приглашением: слава Тебе Боже (Сборн. Румянц. Муз. номер 358, л. 382 на об.). После того, за усталостью, я просил отца Константина Голубова заняться беседой о сложении перстов. Отец Голубов, объяснив предварительно, что все персты правой руки имеют одинаковое достоинство, спросил наставников: почему они тремя перстами образование Св. Троицы почитают за еретическое, а образование первым и двумя последними за православное? Рижский попечитель Иван Козмин ответствовал, что образование тремя перстами, если они при этом не употребляются для крестного знамения, еретическим он не называет; а для крестного знамения сложение первых трех перстов почитает еретическим: потому что чрез такое перстосложение в крестном знамении Св. Троице усвояется страдание. Отец Голубов заметил на это: Когда вы двумя перстами полагаете на себе крестное знамение, тогда и у вас три прочие, соединенные во имя Св. Троицы, за теми двумя носятся крестообразно: значит и вашим перстосложением, усвояется Св. Троице крестное страдание. Иван Козмин сказал: Этого нельзя сделать, что бы за двумя перстами три прочие не последовали, – не отрубить же их! Но мы не полагаем их на тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И паки приветствую Вас, уважаемый Сергей! Через пару дней буду в Москве по пути в Орел, где в ОГУ читаю доклад. Буду рад встрече, или иной форме личного общения. И уж конечно, буду более чем рад ознакомиться с материалами. Координаты сообщу по личному адресу. Сергей Демаков 05 мая 2011г. 11:22 Уважаемый о. Александр, сердечно благодарю Вас за интерес, проявленный к нашим текстам. Я подготовлю для Вас электронную версию нашего университетского издания, с исправлениями и дополнениями.  С пожеланиями успехов, Сергей Демаков    Вятка, Россия Сергей Демаков 05 мая 2011г. 14:09 прот. Александр Голубов 05 мая 2011г. 19:31 Здравствуйте, Сергей Иванович, письмо по личке Вам послал. С Павлом Ивановичем, конечно же, знаком. В этой связи (он - литургист) не могу не заметить, что меня не перестает удивлять, как часто проскомисующий священник просто не въезжает в символизм того, что сам " творит " , совершая проскомидию; и что именно, этим его символическим творчеством, " священнодействием " , бывает выложено на дискосе, для последующей затем на литургии анафоры. Вот уж поистине правая рука не знает, что делает левая; вернее, правое полушарие не понимает, как мыслит левое - не из этого ли рождается и " со + мнение " , т.е. принципиальная духовно-душевно-телесная расщепленность падшей еще в древнем Раю человеческой природы. В этом, видимо, как раз и есть искомый " секрет " того, что необходимо превозмогать как в Церкви, так и в духовной школе. Кто-то превозмогает; а кому-то это совсем не нужно, ибо не произошел еще в уме того человека парадигматический сдвиг. прот. Александр Голубов 02 июня 2011г. 22:56 Благополучно вернулся из Орла, " доброплодие " радует. Поздравляю с праздником Вознесения Господня. Сегодня утром, дорогой Сергей Иванович, кончил читать Ваши " Великие таинства сокрытые " . Не знаю, честно говоря, что, и как, Вам сказать. Много всего на душе накопилось за время чтения. Хочу, во-первых, поблагодарить за дарованную мне возможность проникнуть в тайники Ваших души и духа. Общение с Вами в изреченных словами Ваших мыслях и одновременно с Божественной Тайной, сокрытой в малых словесах, было опытом тихости, внутренней тишины, невесомости, тихой радости, которая приходит на   той точке мгновенного замирания на переходе от движения к остановке, которую поэт T . S . Eliot назвал “still point ”:

http://bogoslov.ru/article/1549834

Ст. Нечаев Вас. Ушаков Мих. Владимиров Фед. Заозерский Илья Смирнов Петр Петропавловский Сем. Воинов Разряд II Ив. Успенский А-р Стефанов Андрей Конкордин Вас. Вещезеров А-р Кулевский Ив. Покровский 1-й Ив. Покровский 2-й Петр Фроловский Ник. Соколов Афанасий Яценко Фед. Скроботов Петр Турчанинов А-р Турчанинов Мих. Григорьев Ал-й Ольгинский Фед. Литвин А-р Дьяконов Ал-й Рождественский Ив. Владимиров Фед. Князев Ив. Зотиков Ал-й Шишов Ив. Птицын Ив. Алексеев Разряд III Петр Славинский Вас. Кедров Андрей Новоградский 1837 г. Разряд I Ник. Виноградов – в спб. акад. Ник. Петров – в спб. акад. Вас. Помяловский – в спб. акад. Вас. Мудролюбов Влад. Кочетов Ив. Преображенский А-р Братолюбов А-р Голубов Евграф Морев Сергий Бажанов Ник. Дмитриевский Мир. Сперанский Семен Румянцев Мих.Черновский Ив. Черновский А-р Лебедев А-р Чернов Вас. Смирницкий Григорий Гуляев Разряд III Лев Ляшкевич А-р Сампсониевский Вас. Барсов Ив. Орлов Вас. Благовещенский Петр Полянский Петр Яковлев Фед. Боголюбов Ник. Благовещенский Мих. Соколов Вас. Криницкий Сем. Ярославцев Ив. Заозерский Мих. Пальмов Мих. Успенский Вас. Соколов Дим. Шишов Ал-й Малов Сергий Алексеев Ив. Разумовский Ник. Приморский Дим. Семенов Платон Янусов Мих. Ярославский Вас. Ветвеницкий Разряд III А-р Тихомиров Пав. Андреев Ник. Литвинов Вас Марков Конст. Семенов Алексей Алексеев Приватно обучавшийся: Вас. Заозерский – «обращается в предшествовавшее состояние» Андрей Адамович из этого курса поступил в моск. акад. В 1836 г. 1839 г. Разряд I Ив. Бронницкий Петр Евдокимов А-р Долоцкий Дим. Верещагин Конст. Казанский Ник. Матвеев Федор Флоровский Стефан Богомолов Вас. Смирнов Фед. Румянцев Конст. Крылов Ф-р Скроботов Поликарп Петровский Вас. Боголюбов Ал-й Романовский Яков Смирнов Павел Кедров Павел Долоцкий Мих. Соколов 2-й Ал-й Голубов Ал-й Тихомиров Разряд II Александр Наманский Ал-й Смирнов А-р Богословский Ив. Смирнов Вас. Ксеномонтанов А-р Кедров – в спб. дух. акад. Ив. Кочановский Пав. Ламанов А-р Щеглов Матфей Веселовский Евграф Скородумов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В  2008 году издательством Вятского государственного гуманитарного университета выпущена книга «Великие таинства, сокрытые в малых словесах» (г. Вятка, 140 страниц, ISBN 978-5-93825-559-3), написанная в форме диалогов автора этой статьи и журналистки Е.Н. Бушуевой. Предисловие к ней дал  В.М. Лавров, доктор   исторических наук, зам. директора по научной работе Института российской истории РАН, руководитель Центра истории религии и церкви (г. Москва). Авторы «бесед», опубликованных в книге,   стремятся ввести читателя в таинственный мир   герменевтики, рассказывая о методе св. Отцов – созерцании (θεωρα), дарованном Св. Духом православным богословам, философам и поэтам. Наша книга – и об удивительном языке православных символов,   о символическом подтексте евангельских притч. Если Вам интересно – с удовольствием пошлю Вам электронные фрагменты текста книги.   С почтением,   Сергей Демаков   Вятка, Россия serge-demakov@yandex.ru Отделывается поверхностным объяснением символа, изображением его так, как будто никакого символа нет. игумен Арсений (Соколов) 18 марта 2011г. 14:17 Не могу согласиться с безоглядным использованием греческого слова " символ " . По крайней, для ветхозаветной герменевтики это понятие совершенно не уместно: в Танахе нет " символов " . прот. Александр Голубов 18 марта 2011г. 20:58 --//в Танахе нет " символов " .//-- Уместнее, видимо, сказать, что в Танахе нет понимания символов, ибо символика Танаха раскрывается изнутри Евангелия: " отверз им ум разумети Писания " ... В пример можно привести  пророка Иону во чреве китовом, или медного змея в пустыне. Да и самое название " Танах " глубоко символично, ибо вбирает в себя понимание " полноты " ветхозаветного канона, т.е. Закона (Т - Torah), Пророков (Н - Neviim), и Писаний (K - Ketuvim). прот. Александр Голубов 19 марта 2011г. 20:02 И как же быть с символикой снов - Лествица Иаковля, сны Иосифа, толкование пророка Даниила? игумен Арсений (Соколов) 19 марта 2011г. 20:18 А где же там " символика " ? " Символика " , " символ " - не библейские категории. Насколько правильно подходить к интерпретации библейского текста с философским инструментарием, пригоден ли вообще этот инструментарий? Будет ли такая интерпретация интерпретацией, будут ли раскрыты смыслы текстов и событий? Вот ведь вопросы.

http://bogoslov.ru/article/1549834

Была и еще причина, заставившая Голубова написать и издать в свет второе «письмо», обращенное ко «всем дальним и ближним» и названное им «мирным» письмом. Многие из заграничных беспоповцев, находившихся под влиянием своих вожаков-бракоборцев, вместо того, чтобы возражать против оснований, которые были указаны в пользу без священно-словного брака в первом номере «Истины», стали враждовать с своими единоверцами, принявшими учение о браке, провозглашать их еретиками, отступниками от веры, даже антихристами, и, в пылу ревности не по разуму, отделились от них и составили из себя отдельное общество «девственников». Это-то печальное явление в среде заграничных беспоповцев и заставило главным образом Голубова написать и напечатать во втором номере «Истины» второе «мирное письмо», в котором он с неподдельною теплотой чувства убеждает своих противников не «умышлять презрительного завистливо-убийства на братию», т.е. не делиться на партии, иди «мелкообразные согласия». Объяснив в начале, что первое «письмо» было написано единственно по братской любви к заблуждающим и из страха, «дабы не подлежать от судии налагаемой казни за скрытие в земле таланта благоразумения», Голубов затем самыми разнообразными доводами старается примирить с собою и с своим брачным обществом решившихся отделиться от него бракоборцев, то указывает он на свое с противниками братство «по вере, по крещению, по союзу, я же о Христе, по обрядоисполнению» и по всему другому, то ссылается на опасности, какие могут постигнуть раскольников за их новое разделение, опасности «со стороны правительства, которое видя наши междоусобные брани и нестроения, будет считать (или уже и считает) нас за людей пренеспокойных, неблагонадежных и склонных к раздорам», и со стороны внешних противников раскола, которые, по словам Голубова, «смотря на нашу междоусобную брань, наше православное (?) общество сочтут не могущественным и слабоутвержденным, и будут радоваться, рассчитывая возможность победы, и веселитися, злоумышляя планы и средства к искоренению нас и нашей православной христианской веры», причем Голубов напоминает слова апостола: «аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете». «Если верим сему, продолжает он, что всякое царство, раздельшееся на ся, запустеет, как не поверить, что и наша православно-христианская церковь , умаленная от внутренних разделений, может пострадать величайший вред и сим дать повод противным к своему истреблению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

И в эгом же письме он сообщает о плане романа «Атеизм», герой которого, после долгих религиозных мытарств, «под конец обретает и Христа, и русскую землю, русского Христа, и русского Бога». Можно предположить, что замысел «Атеизма» возник под впечатлением от «лица» Голубова. Через год «Атеизм» вырастает в громадную «поэму» — «Житие великого грешника». Голубов отводится на второй план: он появляется эпизодически в повести «Монастырь» вместе с Павлом Прусским и иноком Пар фением и участвует в религиозном диспуте. Идею его наследует архиерей Тихон: не бывший раскольник Голубов, а православный святой, Тихон Задонский , оправдывает религиозную миссию России. Писатель хо чет вывести эту «величавую фигуру» в своем романе и уверен, что теперь уже его не упрекнут в том, что герой его «вымышленный» или «фантастический». Увлеченный этим замыслом, он усиленно работает над планом «Жития» (декабрь 1869 года). И вдруг, в то же время, у него появляется другой замысел, из которого после долгих переработок вырастает роман «Бесы», У нас есть свидетельство самого автора: «Говоря с полной точностью, повесть (роман, пожалуй), задуманный мною в «Русский вестник» (т. е. «Бесы»), начался еще мною в конце прошлого (69–го) года». (Письмо к Страхову от 2 декабря 1870 го да.) Кроме того, первые заметки к «Бесам» в черновой тетради М 1 — 10 должны быть датированы декабрем 1869 года. Как объяснить это одновременное возникновение двух разных замыслов? Мы предполагаем, что в первоначальном представлении автора они удачно дополняли друг друга. В первом замысле идея «положительно–прекрасного человека» воплощалась в образе Тихо на Задонского. Но святой XVIII века не служить примером «нового русского чело века». Серия романов«Жития», рассчитанная на пять лет работы, слишком отдалялась от современности: действие первой по вести «Детство» происходило в сороковых годах. Второй замысел соблазнил писателя своей злободневностью: он был связан с реальными лицами и событиями «текущего момента». В октябре 1869 г.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010