Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ Традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты , за исключением Ватиканского (первые 3 из них входят в состав правосл. Библии как неканонические, см. в ст. Канон библейский ). Название Греческое название «Τ Μακκαβακ», т. е. «Деяния Маккавея», восходит к христ. источникам. Первое его упоминание - у Климента Александрийского ( Clem. Alex. Strom. I 21. 123 (3); V 14. 97 (2); о названии «Маккавейские книги» у христианских писателей см.: Schürer . 1973-1987. Vol. 3. Pt. 1. P. 183; Abel. 1949. P. I-III). Раннехрист. авторы, цитируя или упоминая «Первую книгу деяний Маккавея» или «Первую из Маккавейских», показывают этим, что они знали не одну книгу с таким названием ( Hipp. In Dan. IV 3. 8; Orig. Comm. in Rom. 8. 1//PG. 14. Col. 1158; Euseb. Demonstr. VIII 2. 72; Hieron. Prologus galeatus//PL. 28. Col. 556). Позднее название стало восприниматься как относящееся к «Маккавеям» (во мн. ч.). Хотя в 1-2 Макк «Маккавей» - это прозвище только Иуды, со временем «Маккавеями» стали называть не только всех сыновей Маттафии (как это делается и в научной лит-ре), но и их сторонников (иные объяснения переноса именования см.: Четыре Книги Маккавеев. 2014. С. 95-96. Примеч. к 1 Макк 2. 2-5). Первое известное перенесение прозвища Иуды на всех героев и мучеников восстания встречается у Тертуллиана («во времена Маккавеев» - Tertull. Adv. Iud. 4. 10//PL. 2. Col. 606). В научной литературе В научной литературе «Маккавейскими» называются еще неск. раннесредневековых сочинений, так или иначе связанных с сюжетами 1-4 Макк. 5-й Маккавейской книгой называют 2 разных сочинения: сир. перевод 6-й кн. «Иудейской войны» Иосифа Флавия (изд.: Ceriani. 1876) и араб. сокращенное переложение хроники, изначально написанной на иврите (др. название - «Арабская 2-я Маккавейская книга», или «Арабская Маккавейская книга»). Она описывает события от попытки Гелиодора ограбить храм в 186 г. до Р. Х. и до смерти 2 сыновей Ирода Великого в 6 г. до Р. Х., т. е. пересказывает 1-2 Макк и соответствующие главы из книги Иосифа Флавия. При этом части ее повествования, которые не восходят к этим источникам, полны домыслов и путаницы ( Cotton. 1832).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

136. Л. 4; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 165. Л. 335 об.; Д. 308. Л. 171, 183; Д. 354. Л. 239; Д. 364. Л. 245; Д. 389. Л. 34; Ф. 1373. Оп. 1. Д. 8. Св. 1. Соч.: Зарайский Николаевский собор//Рязанские ЕВ. 1877. 24; 1888. 1. С. 15-21; 6. С. 207-213; 8. С. 279-286; 14. С. 419-428; 18. С. 504-510; 20. С. 556-564; 23. С. 633-638; 24. С. 663-674; Краткий ист. очерк ц. Николы Мокрого, бывш. в г. Рязани//Рязанские ЕВ. 1882. 7. С. 202-212; Религ.-нравственные чтения в г. Рязани: Письмо в ред.//ЦВ. 1883. 14. Ч. неофиц. С. 12-13; Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Зарайск, 1884. Т. 1; Рязань, 1885-1891. Т. 2-4; Рязань, 1996р. 4 т.; Солотчинский мон-рь. Рязань, 1884; О деятельности братства св. Василия, еп. Рязанского, по поводу выхода в свет отчета за 1884 г.: Письмо в ред.//ЦВ. 1885. 43. Ч. неофиц. С. 713-714; Церкви и мон-ри в г. Муроме и его уезде, в кон. XVII ст.//Владимирские ЕВ. 1885. 19. С. 572-583; 20. С. 607; 21. С. 620-629; 22. С. 672-681; 1886. 2. С. 41-47; 3. С. 70-80; 5. С. 135-139; 7. С. 205-214; Меры к искоренению невежества и суеверий в духовенстве и народе, предпринятые преосв. Симоном, архиеп. Рязанским//ТРУАК. 1887. Т. 1. 1. С. 66-68; Дьяк казенного приказа Афанасий Кульбицкий//Рязанские ГВ. 1890. 87. Ч. неофиц. С. 3; Сказание о перенесении образа свт. Николая из Корсуня в г. Зарайск в 1225 г. М., 1891; Мат-лы для библиогр. Рязанского края//Там же. 1906. Т. 20. Вып. 1. С. 33-84; Вып. 2. С. 157-206; Вып. 3. С. 237-279; Библиогр. словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губ. Рязань, 1910. Публ.: Семинарское торжество 1797 г.//ИВ. 1880. Т. 1. Кн. 1. С. 646-647; Встреча еп. Лаврентия вятским духовенством в 1733 г.//Там же. 1881. Т. 6. С. 703; Приправочные книги г. Пронска 1597 и 98 гг. Рязань, 1884; Переписка преосв. Сергия, еп. Рязанского, с министром внутренних дел О. П. Козодавлевым//ТРУАК. 1891. Т. 5. 10.

http://pravenc.ru/text/178666.html

Не позднее 2-й пол. XVI в. сочинение А. С., очевидно из-за обилия апокрифических сюжетов, внесено в Оксфордскую редакцию Списка ложных книг (см. Индекс запрещенных книг ). Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 8. С. 75-76; Адрианова В. П. Хождение Арсения Селунского//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 3. С. 195-224; Ангелов Б. Ст. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1967. Кн. 2. С. 237-241; Гюрова С. , Данова И. Книга за българските хаджии. София, 1985, 19972. С. 339-341 [пер. на болг.], 427-434 [коммент.]. Лит.: Шляпкин И. А. Хождение Арсения Селунского//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 254-260; Обнорский С. П. К литературной истории «Хождения» Арсения Селунского//Там же. Кн. 3. С. 192-205; Марков А. О родине паломника Арсения Селунского//РФВ. 1914. 2. С. 556-561; Соболевский А. И. Два слова о «Хождении» Арсения Селунского//ИОРЯС. 1915/16. Т. 20. Кн. 1. С. 288-290; Иванов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925, 19702. С. 224-225; Дуйчев И. Географски описания в средневековната българска книжнина//Сборник в чест на акад. Н. В. Михов. София, 1959. С. 168-169; Ангелов Б. Ст. «Хождения» в южнославянских литературах до XVII в.//ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 184-185; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur: Theorie und Geschichte eines literarischen Genres. Münch., 1976. S. 427-434; Гюрова С. Разказът на солунския дякон Арсений в контекста на гръцката и руската поклоническа проза през XIV-XVII в.//Palaeobulgarica. 1991. 1. С. 96-108; Кобяк Н. А. Чудовская и Оксфордская редакция Индекса ложных книг, приписываемая митрополитам Киприану и Зосиме//Там же. 1997. 4. С. 101-102. М. Е. Башлыкова, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462)

http://pravenc.ru/text/76318.html

имуществом было сожжено 18 боевых коней ( Чешихин-Ветринский Е. В. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2: Ливонская хроника Г. Вартберга. Рига, 1879). Возможно, предание, отразившееся в «Послании» Спиридона (Саввы), приписало Ольгерду нек-рые детали биографии его внука - Александра (Олелько) Владимировича, 4-го сына вел. кн. Киевского Владимира (Василия) Ольгердовича . Кн. Александр перед смертью принял схиму с именем Алексий и, как и отец, был похоронен в Киево-печерском монастыре. Киево-печерский помянник, возможно, смешивает Ольгерда с его сыном Дмитрием. Несмотря на это, тесная связь между Киево-Печерским мон-рем и литов. князьями в кон. XIV - нач. XV в. несомненна. Во 2-й пол. XIV в. был восстановлен монастырский Успенский собор, в 90-х гг. ставший одной из главных усыпальниц правившей в Литовском великом княжестве династии: в 1392 г. здесь была похоронена скончавшаяся в Киеве вдовствующая вел. кнг. Иулиания Александровна (в «Послании» Спиридона (Саввы) ошибочно сообщается о ее погребении рядом с супругом в ц. Богородицы в Вильно), зимой 1397 г.- киевский кн. Иоанн (Скиргайло) Ольгердович, между 1398 и 1399 гг.- бывш. вел. кн. киевский Владимир (Василий) Ольгердович. В нек-рых агиографических трудах XIX - нач. XX в. упоминается «преподобный Давид Печерский» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 556). Однако нет достаточных оснований отождествить этого преподобного с Д. В совр. Соборе Киево-Печерских святых «преподобный Давид» отсутствует. Ист.: Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. Отд. 3: Мат-лы: Прил. С. 4; Истомин М. П. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил. С. 6; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 169, 180-181, 204, 213. Лит.: Антонович В. Б. Очерки истории Великого княжества Литовского до пол. XV в. К., 1878. С. 97; Строев.

http://pravenc.ru/text/168496.html

архим. Иоанникия о возвращении во владение м-ря дер. Медвежья Озера кн. Меньшикова), прилож., XCIII, XXVII (в 1702 г. из вотчины м-ря отдано Светлейш. князю дерев. Медвежье Москов. у. с 5 двор.), XCV (в 1703 г. отдано Григорью Строганову 5 пустошей дер. Гавриной Москов. у.), (в 1710 году отдано Светл. кн. пашни по р. Москве, Тюхольской луг с озер., да непахатн. земли 25 четей в поле и в двух потомуж), CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа с 1720–23 г.; выдавалось за отшедшие вотчины по 378 руб.), CDXVII (в Череможской волости Яросл. у. в вотчиие м-ря 2 дерев. церкви); IV, 1724 г., 82 (вызов архим. Петра в СПб. для присутств. в Св. Синоде), 122 (доношение о приписке к м-рю упраздн. Великовражской пуст.), 507 (разрешено выдать архим. Иоанникию 15 руб., издержанных им на содержание содержав. в тюрьме келейника митроп. Воронеж. Пахомия), 556 (прош. архим. Петра об отпуске к марциальн. водам); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Иоанникия в СПб. на чреду священнослуж.); VII, 1727 г., 16 (ризничий м-ря иеромон. Симон назначен игуменом в Николаевский Каташинский м-рь Чернигов. губ.), 65 (архим. Петр состоял архимандритом Алекс. Невск. м-ря), 325 (архим. Иоанникий был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 641 (писцовая книга 1662 г. оброчных пустошей м-ря), 1384 (межев. кн. 1665 г. спорных вотчинн. землях м-ря в дерев. Устковой Горетова стана), 1446 (межев. кн. 1675 г. вотчин. земли в дер. Ширяевой Гоголева стана), 1447 (межев. кн. 1676 г. вотчин. земли в полов. дер. Ширяевой и в пустошах и Заецкой), 1476 (межев. кн. 1680 года вотчин м-ря в Копотенском стане), 2917 (межев. кн. 1652 г. вотчин. земли в сельце Кузьминском Больш. Юрьев. у.), 2918 (межев. кн. 1653 г. вотчинн. земли в том же сельце); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 81, 83 (опись 1680 г. церков. земель в вотчнн. м-ря сел Соснина и Былова); IV, акты XIV и XV ст., 121, 4 (купчая 1463 г. Андрея Китаина Лопотова на дер. Андреевскую в Берендееве; архим. Антоний); 130, 31 (купчая 1415 – 20 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

554. S.G. [Автор не установлен.] Из академического фольклора//БВ 1915. С. 394–395 (1-я пагин.). Сон студента о встрече после смерти пр. Голубинского и Спенсера у ворот Рая. 555. Тихонравов Н.С. Горский и Невоструев. Из литографированного курса его [Н.С. Тихонравова] лекций по истории русской литературы 1881–82 г., лл. 117–134//У Троицы в академии. М., 1914. С. 342–354. 556. Толстой М.В. , граф. Воспоминания о моей жизни и учении в Сергиевом Посаде (1825–1830)//БВ 1894. С. 150–173 (2-я пагин.); С. 368–382 (3-я пагин.); С. 511–522 (2-я пагин.). 557. Толстой М.В. , граф. Хранилище моей памяти. Кн. 1–2. М., 1891–1893. 183, 189 с. 558. Трофимчук М.Х. Академия у Троицы: воспоминания о Московских Духовных школах, 1944–2004. СП: СТСЛ, 2005. 639 с. 559. Феодор (Бухарев), архим. Письма к А. А. Лебедеву //БВ 1915. С. 413–544 (1-я пагин.). 560. Фигуровский И.В. Товарищеский праздник: Московская духовная академия – 10-летие LVIII выпуска. СП, 1914. Оттиск из: БВ 1914. С. 198–206 (2-я пагин.). 561. Филарет (Гумилевский) , еп. Рижский [впоследствии архиеп. Черниговский]. Письма (...) к прот. Ф.А. Голубинскому//ПрибТСО 40. 1887. Кн. 4. С. 370–374 (1-я пагин.). 562. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Письмо к прот. А.В. Горскому архиеп. Черниговского Филарета/Сообщил проф. Соколов//У Троицы в академии. М., 1914. С. 480–482. 563. Филофей (Успенский), иером. Письма инспектора Петербургской академии (...) к прот. Феодору Александровичу Голубинскому//ПрибТСО 40. 1887. Кн. 4. С. 363–370 (1-я пагин.). 564. Флоренский П., свящ. Записка к студентам Моск(овской) дух(овной) акад(емии) (об академическом строе)/Публ., послеслов. игум. Андроника (Трубачева) //БВ 4. 2004. С. 392–398. 565. Флоренский П., свящ. Мысли о преподавании агиологии и о классическом образовании/Публ., вступ. ст. игум. Андроника (Трубачева) //БВ 5–6. 2005–2006. С. 463–474. 566. Яламас Д.А. Два письма грека Хаджикириака братьям Лихудам//Richerche Slavistiche. 1994. 1.S. 227–238. IX. Персоналии: три великие личности в истории академии

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

547. Richardson A. The Miracle Stories of the Gospels. London, 1941. Steinmann J. Saint Jean-Baptiste et la spiritualite du desert. Burges, 1955. 549. Winandy J. Autour de la naissance de Jesus. Paris, 1970. V. Евангелия: происхождение и историческая достоверность 1. Христианские авторы 550. Альбов М. Об апостольском происхождении Евангелий. – ХЧ, 1871, N 1. 551. Антоний (Храповицкий) , еп. О книге Ренана с новой точки зрения. Харьков, 1917. 552. Баженов И.В. Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении евангелий. Киев, 1907. 553. Бакхэм Д. Теология ли создала Христа? Пер. с англ. – Ст, 1909, N 2. Блзе Г. Достоверность наших евангелий. Пер. с нем. М., 1899. 555. Бергон Дж. Подлинность последних 12 стихов Евангелия Марка. — ЧОЛДП, 1874, N 6. 556. Богдашевский Д.И. О евангелиях и евангельской истории (Против современного рационализма). Киев, 1902. 557. Боголепов Д.П. Новый способ доказательства достоверности Евангелий на основании внутренних признаков. – ПО, 1878, N 1. 558. Боголюбов Н. Эрнест Ренан и его “Жизнь Иисуса” (Опыт психологической критики). Харьков, 1908. 559. Богословский М. И. Отличительный характер Евангелия св.Иоанна Богослова. М., 1872. Булгаков С. Современное арианство. – В кн.: Булгаков С. Тихие думы. М., 1918. 561. Буткевич Т., прот. Э.Ренан и его сочинение “Жизнь Иисуса”. М., 1904. 562. Его же. Суждения Ренана об источниках жизнеописания Господа нашего Иисуса Христа. М., 1904. 563. Его же. Взгляд Ренана на чудеса и противоречия евангельской истории. Харьков, 1904. И.А. Вопрос о происхождении христианства в системе исторического материализма. – Ст, 1906, N 1,2. Варлаам (Ряшенцев) , еп. Ренан и его “Жизнь Иисуса”. Полтава, 1908. 566. Вернер И.И. Евангелие и немецкая свободная критика. – Новый Путь, 1904, N 4–5. 567. Ветвеницкий Н. Об отношении Евангелия от Иоанна к первым трем Евангелиям. – Ст, 1873. 568. Виноградов Н. Новая Тюбингенская школа. – ТКДА, 1863, N 5, 6. 569. Герике Г.Э.Ф. Введение в новозаветные книги. Пер. с нем. еп.Михаила. М., 1888.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

О том, как именно произойдет Воскресение мертвых, как они станут нетленными, как будет осуществлен Суд и т. п., мы расскажем в главах XXIV–XXVI (см. с. 440–508. — Ред.). 826 Если отпевание совершает архиерей, то он возносит Господу особую молитву об упокоении усопшего. 827 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 334. 828 Сегодня одиннадцать тропарей после первого «Приидите, дадим последнее целование…» точно так же, как и тропарь на «Славу» и Богородичен с нашим ответом на просьбу усопшего собрата, к сожалению, часто опускаются для краткости! 829 Свт. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 7. § 3. СПб., 1855. С. 222. 830 Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 11. С. 18. 831 Житие св. Иоанна Постника//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Сентябрь. С. 60. 832 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 332. С. 533. 833 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. «Трисвятое» надлежит петь также и согласно Большому Требнику нашей Церкви. Малый Треб ник определяет петь также одну из самогласных стихир Иоанна Дамаскина «Плачу и рыдаю», которая поется и в Последовании погребения. 834 В чинопоследовании Русской Православной Церкви в этом случае поется тропарь «Христос воскресе». (Прим. ред.). 835 Свт. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 6. Гл. 30//ΒΕΠΕΣ. 2, 116 (5–14). 836 См. описание процессии в Житии св. Макрины Григория Нисского//Творения св. отцов. Т. 45. 837 Житие свт. Петра, еп. Александрийского//Жития святых… Ноябрь, 25. 838 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 361. 839 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседы 4, 5//ПСТ. Т. 12. С. 46. 840 Он же. О Лазаре. Слово 5. Ст. 2//ПСТ. Т. 1. Кн. 2. С. 841. 841 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 333. 842 См.: Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 7; также: свт. Симеон Солунский. Сочинения. M., 1994. С. 534. 843 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 1–е Посл. к Кор. Беседа 9. Гл. 2//Т. 10. С. 556. 844 Преподобный Никодим Святогорец в толковании второго тропаря Рождественского канона пишет: «Праотец Адам, сотворенный из наитончайшего, наичистейшего, наиблагороднейшего праха земного […] получил духновение от Бога, и живая душа его была создана разумной и бессмертной. Дыхание Божие, как ясно сказано, не стало душой человека, но, по учению святителя Афанасия Великого, дыхание Божие создало душу человека. Ибо сказано, что Бог …вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Впоследствии он, получивший от Бога бессмертную душу, к несчастью, впал в тление и смерть через лукавство своей жены Евы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

С 9 июля 1895 – священник домовой церкви гг. Нероновых в Линтуле в Финляндии, с 21 сентября 1895 – Троицкой церкви при Линтульской женской общине, с 12 февраля 1902 – Александро-Невской церкви С.-Петербургской одиночной тюрьмы («Кресты»). Окончил С.-Петербургскую ДА (1911), к. б. Член правления свечного завода. С 16 августа 1912 – настоятель собора кн. Владимира, с 6 мая 1914 – протоиерей, с 8 июля 1919 – настоятель Исаакиевского кафедрального собора. 13 октября 1919–13 февраля 1920 – член Комиссии духовно-учебных заведений Петро-градской епархии. В 1922 арестован по делу митрополита Вениамина, приговорен к расстрелу, но расстрел заменен на 5 лет заключения. После освобождения (декабрь 1923) служил в пос. Подобедовка (на ст. Поповка). С 1924 – настоятель церкви Рождества Христова на Песках. 8 сентября 1926 вновь арестован, освобожден 1 декабря. 14 ноября 1927 – осень 1928 – председатель, 1929–1930 – член, 1931–1933 – секретарь Временного Ленинградского епархиального совета. С мая 1928 служил в Николо-Богоявленском соборе, с января 1929 – настоятель Троице-Измайловского собора. В марте 1933 выслан из Ленинграда, жил на ст. Поповка, где был арестован 11 марта 1935. 17 марта приговорен к ссылке на 5 лет в Тургай (Казахстан). Арестован 5 ноября. Расстрелян в Кустанае. Причислен к лику святых. См.: Шкаровский М. В. Богоявленский Л. К.//Православная энциклопедия. Т. V. М. С. 556–557. 221, 221, 228, 233, 273, 276, 277 Болдырев Григорий Дмитриевич; (1870–?). Окончил Воронежскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 16 августа 1895 – и. д. секретаря при Владикавказском епархиальном архиерее, утв. 30 декабря 1896. 15 августа 1895 – 16 августа 1899 – инспектор классов Владикавказского ЕЖУ, с 17 августа 1899 – преподаватель русского и церковно-славянского языка ЕЖУ. 68 Болотов Василий Васильевич ; (1 января 1854 – 5 апреля 1900). Окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1879), магистр богословия («Учение Оригена о Святой Троице»). С 3 ноября 1879 – доцент Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре общей церковной истории, с 13 апреля 1896 – ординарный профессор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1304. Успенский – Александровский, женский, 1-го класса (с 1764 г.), в гор. Александрове, Владимирской губ., на довольно большой возвышенности левого берега р. Серой. Начало ему положил Лукиан, игумен Лукиановой пустыни, начавший в 1642 г. посвящать в иночество местных гражданок и испросивший для них в Москве разо- ренную церковь Успения, которая стояла в Александровской слободе, в урочище называемом «в Буграх», и была прежде соборною церковью Успенского муж. монастыря, основанного царем Иоанном Грозным на своем царском дворе в XVI ст. В соборном храме Успения находится древняя чудотв. икона Успения. Под алтарем Троицкого собора погребен преп. Корнилий, игумен Лукиановой пустыни и духовник Успенского мон., скончавшийся в 1681 г., 11 августа. “Успенский первоклассный женский мон. в г. Александрове», стр. 95–107, во “Владимир. сборн.», 1857 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 86; Ратшин, 39; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 146; “Опис. монаст.», 1817 г., 122; “Влад. губ. вед.», 1853 г., 31 (грам. 1662 г. митроп. Питирима о поставлении игуменьи Анисьи), 38 (иконы Успения неизвестного письма и св. Андрея Первозв., 1702 г.; надписи на крестах 1677, 1679 и 1694 г.), 41 (старин. кафельная печь), 42 (евангелие 1689 г.); 1854 г., 8 (в библиотеке книга “Стоглав», писанный в 1596 г.), 41 (надписи на лампадках 1696 г.); 1856 г., 19–21 (описание м-ря), 37 (крестный ход из Лукиановой пуст.); 1863 г., 48 (старинные печи); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 690, 16; “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе с крестьян Железноборов. м-ря на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (в 1754 г. с 113 душ крест. собиралось 3 руб. 39 коп. на семинарию); 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 113 душ крест.); 1865 г., IV, смесь, 95 (в 1706 г. м-рь получал с Жиздр. Троиц. м-ря с 53 дворов крест. на содерж. Вел. кн. инокини Маргариты Алексеевны); 1874 г., I, смесь, 12 (Цесаревна Елисав. Петров. и Успен. девичий м-рь в то время); 1883 г., II, смесь, 103 (Александровская слоб.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 215 (дело 1721 г. о раскольниках; игум. Евсевия); II, ч. 1, 539 (прошение 1722 г. игум. Евсевии о назначении в м-рь иером. Никитского Гурия), 848 (прошение той же игумении о запрещении посылать в м-рь ссылочных женщин), ч. 2, 407 (м-рь предназначался для содержания черниц, обратив. из раскола); VI, 1726 г., 321 (крепостная кабин. секрет. Макарова Доминика Сергеева пострижена в м-ре по преклонности лет); VIII, 1728 г., 556 (дело об отрешении от игуменства игумении Евфросинии); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 398 (в 1708 г. св. Димитрий Ростов. в м-ре пел обедню и панихиду по царевне монахине Маргарите); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., III, 29 (опись подворья в приходе ц. Благовещения на Стар. Ваганькове).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010