Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ имя неск. южнослав. книжников XIV-XV вв., работавших на Афоне. 1. Серб. монах, книгописец (сер.- посл. треть XIV в.), представитель хиландарской каллиграфической школы, т. к. особенности его почерка близки к письму таких хиландарцев того же периода, как Роман, «таха монах» Марк, «Михо грешный», Феодосий и др. Выполнял как литургические, так и четьи книги. Хотя почти все кодексы были написаны им на бумаге, однако его каллиграфические приемы восходят к почеркам пергаменных рукописей. Книги, в переписке к-рых участвовал И., украшены заставками и инициалами балканского и неовизант. стиля хорошей работы, однако вопрос о нем как об иллюминаторе остается открытым. Сохранилась лишь одна подписная работа И.- Торжественник триодный 60-х гг. XIV в. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 299). Ему также атрибутируются (полностью или частично) пергаменное Евангелие-тетр 1372 г. (Vindob. slav. N 52), Повесть о Варлааме и Иоасафе (Ath. Chil. N 422), 2 Псалтири (Ibid. N 80, 612), Сборник слов и житий со сказанием о Римской иконе Божией Матери (Ibid. N 471), Сборник смешанного типа (БАН. Тек. пост. 13; т. н. Сборник М. П. Петровского, в т. ч. содержащий один из древнейших серб. списков «Послания к брату столпнику» Илариона, митр. Киевского; см.: Петровский М. П. Поучение, приписываемое Илариону, митр. Киевскому//УЗ Казанского ун-та. Каз., 1865. Т. 1. С. 57-79; Сергеев А. Г. Наблюдения над сборником гомилий РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 116/241//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 117). 2. Монах, книгописец и переводчик (1-я треть XV в.), хотя, возможно, это разные люди. В 1418 г. «монах» И. переписал в афонском монастыре св. Павла для «господина» Гюрга Бранковича (см. ст. Бранковичи ) сборник Слов Григория Богослова ( Записи. 1. С. 70-71. 223). В 1424/25 г. «кир» И. по прозвищу Доброписец сделал по заказу Евсевия-Ефрема новый перевод «Слова постнического по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника «от гречьска языка на русийскыи», сохранившийся в списках начиная с 1431 г. ( Вздорнов. 1968). В 1426 г. И. перевел и переписал по заказу священноинока Венедикта 1-й т. Бесед Иоанна Златоуста на кн. Бытие (т. н. Шестоднев - ГИМ. Син. 36; 2-й т. (Там же. 37) перевел и переписал сам заказчик), вероятно, в связи с работой над новым переводом (редактированием) библейских ветхозаветных книг, предпринятой по инициативе серб. деспота Стефана Лазаревича ( Гагова. 2006). Список ресавский по орфографии, по мнению первых исследователей памятника, «перевод вообще хорош» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 50).

http://pravenc.ru/text/200259.html

Л. был награжден орденами св. Станислава, св. блгв. кн. Александра Невского и св. Владимира. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 25. С. 222; Описание док-тов Архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2; Дневник Сестренцевича, первого митрополита римско-католических церквей в России. Ч. 1/Пер.: В. Криксин//Старина и новизна. СПб., 1913. Т. 16. С. 25-26; Epistolae metropolitarum, archiepiscoporum et episcoporum/Ed. A. Welykyj. R., 1980. Vol. 9. P. 143-308; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн., 1997. С. 415-429; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix Pacii». Mihck; Полацк, 1999; Фyhдaцiя Галицькоï мumponoлiï у cbimлi дипломатичного листування Abcmpiï та Св. Престолу 1807-1808 рр.: Зб. дok-mib/Упоряд., вступ. ст. та комент.: В. В. Ададуров. Льbib, 2011. Лит.: Говорский К. А. Взгляд на состояние униат. Церкви в Белоруссии со времени возвращения этой страны к России//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1864. Т. 3. Февр. Отд. 2. С. 97-98; Сапунов А. П. Судьба православия в Полоцкой епархии//Полоцкие ЕВ. 1889. 10. Прил. С. 15-16; Коялович М. О. История воссоединения западно-рус. униатов старых времен. СПб., 1873. С. 383-386; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893. С. 373-374; Likowski E. Dzieje Koscioa unickego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX w., uwazane glównie ze wzgldu na przyczyny jego upadku. Warsz., 19062. Cz. 1. S. 14-30; Solowij M. De reformatione liturgica Heraclii Lisowskyj, Archiepiscopi Polocensis (1784-1799)//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1. R., 1950. Vol. 2. P. 4-12; Назарко I. Kuïbcьki i raлuцьki митрополити: Бiorp. нариси, 1590-1960. Рим, 1962. С. 122-127; Flynn J. T. Iraklii Lisovskii, Metropolitan of the Uniate Church (1806-1809) and Reform in the Russian Empire//SEER. 1999. Vol. 77. N 1. Р. 93-116; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква y этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839). Гродна, 2001. С. 237-243; Лужницький Г. Украïнська Церква мiж Сходом i Заходом: Нарис icmopiï украïнськоï Церкви. Льbib, 20082. С. 422-423; Галанов М. М. Ираклий Лисовский и поиск статуса униат. церкви в России в царствование Павла I//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер. 4: История. Политология. 2009. 4. С. 51-55; он же. Политика самодержавия в униат. вопросе в годы царствования Павла I в освещении рос. историографии//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 1. С. 65-71; он же. Обвинения Ираклия Лисовского в казнокрадстве и взяточничестве как отражение религ.-полит. борьбы в России в кон. XVIII в.//Клио. 2011. 6(57). С. 30-33; он же. Конфликт Полоцкого униат. архиеп. Ираклия Лисовского и подчиненного ему духовенства в кон. XVIII в.//Там же. 2012. 12(72). С. 37-39.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Стремясь к достижению последней цели, преобразователь, казалось, охотно обратил бы все монастыри в фабрики, училища, лазареты и т. п. общеполезные государственные учреждения. В истории монашества XVII в. внимание исследователя невольно останавливается на весьма значительном явлении, именно на чрезвычайно широком развитии в тогдашнем обществе стремления к иноческой жизни. Насколько это стремление было общим явлением в XVII в. видно из того лучше всего, что в XVII стол. только вновь возникло до двухсот двадцати монастырей и пустыней 222 . При патриархе Никоне в XVII ст. было 3000 монастырей (см. Ч. О. Л. И. Д. Р, 1881 г. кн. 3, стр. 65). В это время в Великороссии было около 500 монастырей, у которых были богатые вотчины (Зап. р. и слав, археол. 1861, т. II, стр. 401–422). Конечно, вне всякого сомнения, что из означенного приблизительного числа монастырей большая часть состояла из маленьких монастырьков, имевших шесть или семь человек братии, а иногда даже и меньше 223 . Не входя здесь в подробное изображение причин, которыми объясняется в такой или иной мере сильная страсть наших предков к монашеству в указанный период времени, мы заметим только, что одно из самых важных обстоятельств, побуждавших членов различных классов тогдашнего общества удаляться из мира в монастырь, скрывалось, по нашему мнению, в политико-экономическом устройстве и состоянии тогдашнего общества. В указываемое время многих привлекали монастырские стены не потому только, что в них можно было найти тихое пристанище от мирской суеты, но и потому, что они представляли надежную защиту от политических и административных преследований и угнетений. При том «нестроении» какое представляла тогдашняя Русь в политическом административном и экономическом отношениях, монастырь естественно должен был привлекать очень многих своей тишиной, защитой от бедствий и преследований, также и материальной обеспеченностью. Монастырь в особенности стал получать обаятельное значение в глазах каждого древнерусского человека с тех пор, как Уложение царя Алексея начало прикреплять к земле разрозненные русские общины, обязывать их неизбежной службой государству, с тех пор как крепостное право стало тяготеть над крестьянством без прежней свободы перехода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В. (др. возможность - друцкий кн. Глеб Рогволодович) (РГБ. Ф. 304/III. Ризница. 25. Л. 9 об.; ср.: РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 422). По мнению В. Л. Янина , вероятна принадлежность Г. В. найденных в Киеве и Гродно 3 печатей с изображениями процветшего 6-конечного креста и св. Глеба, с нимбом, в княжеской шапке и с мученическим крестом в руке, «имеющих размер, типичный для булл XII в.» ( Янин. 1970. Т. 1. 333.1-2. С. 32, 225, 320; он же. 1998. Т. 3. 333-3. С. 61, 274, 370). Однако время и место бытования печатей скорее свидетельствуют в пользу их принадлежности городенскому кн. св. Глебу Всеволодовичу . Отдельные эпизоды из жизни Г. В., относящиеся к нач. XII в., запечатлены на миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 152, 152 об., 156; кон. XV в.). Ист.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); Хождение игумена Даниила//БЛДР. Т. 4: XII в. С. 116-117, 599; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 250, 280, 281, 283, 290-291; Т. 2. Стб. 256, 257, 259, 282-285, 492-493; С. 26-28; Т. 40. С. 71, 72, 75, 76. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 167, 210, 305; Тарасенко В. Р. Др. Минск//Мат-лы по археологии БССР: [Сб. ст.]. Минск, 1957. С. 213-232; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 45-47, 126-127, 259. Примеч. 9, 17; Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX-XIII вв.: (Очерки истории Сев. Белоруссии). М., 1966. С. 249-257; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв.: Сб. ст. М., 1975. С. 226, 230-232; он же. Минск и Друцк//Славяне и их соседи: Археология, нумизматика, этнология. Минск, 1998. С. 10-19; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 333. 1-2. С. 32, 225, 320; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. 333. 1-2. С. 61, 274, 370; Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Минск, 1982; Головко А. Б. Земли Зап. Руси и объединительная политика Киевского гос-ва в X - 1-й тр. XII в.//Киев и зап. земли Руси в IX-XIII вв.: [Сб.

http://pravenc.ru/text/165107.html

Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 12. M., 1991. С. 186. 1266 Псалмы, с надписанием «о осмом» — 6 и 11. 1267 Свт. Григорий Богослов. Слово 44, на неделю новую//Творения. В 2–х т. Т. 1. 1268 Минея. Январь, 1. Канон празднику Обрезания Господня. Песнь 1, тропарь 1. 1269 Журн. «Αθωνικο Διλογοι». T. 55–56. 1978. Ιονιος–Αυγουστος. Σ. 3. 1270 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 1//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 369–370. 1271 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 1. Μ., 1992. С. 44 (116). 1272 Свт. Григорий Богослов. Сл. 29, о богословии третье//Творения. В 2–х т. Т. 1. С. 422. 1273 Полупрямой называется линия, имеющая начальную точку и неограниченно продолжающаяся в бесконечность. 1274 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 9–10. 1275 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 15. Ст. 3. M., 1991. С. 226. 1276 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 14. Ст. 5. М., 1994. С. 665. 1277 Он же. К Феодору падшему, 11//PG. 47, 291 и сл. 1278 Свт. Василий Великий. На кн. Исход беседа 1, 4//PG. 29, 12 С. 1279 Свт. Григорий Богослов. Сл. 21, похвальное Афанасию Велико му…//Творения. Репринт. Т. 1. ТСЛ, 1994. С. 319. 1280 Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 45. Ст. 4//Творения. ТСЛ. 1993. Т. 1. С. 379. 1281 Свт. Григорий Нисский. О природе человека. Гл. 23//PG. 44, 209 BC–212 С. 1282 Блаж. Августин. О граде Божием. Кн. 20. Гл. 14, 16. С. 107, 111. 1283 Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 45. Ст. 4//Творения. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 379. 1284 Св. Иустин, философ и мученик, объясняет, что учение Священного Писания о горении мира не имеет никакой связи с учением о горении мира пантеистов стоиков. «В то время, как горение стоиков представляет собой следование естественного порядка вещей и необходимую фазу всеобщей жизни, христианское горение представляет собой акт всемогущей десницы Вышнего» (Α. Θεοδρου. " Н θεολογα του ουστνου, φιλοσφου και μρτυρος και αι σχσεις αυτς προς την λληνικην φιλοσοφαν. θηναι, 1960. Σ. 142). 1285

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, «И ныне»: тропарь 4. 417 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 6, тропарь 1. 418 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 52, 2//ΒΕΠΕΣ. 42, 16 (15–18). 419 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим. 13, 5//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 644; Он же. Беседа на Первое послание к Коринфянам. 42, 2–3//ПСГ. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 434–437; Там же, 17, 3. С. 166–167. 420 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Послание к Кор. 24, 4. С. 240–241; Он же. О том, что никому не должно отчаиваться…//ПСТ. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379. См. и Похвалу 1–й статии: «Живота камень во чреве прием ад всеядец, изблева от века яже поглотити мертвыя». Эту же истину выражает и следующее песнопение: «Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи, егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом, явил еси нам спасение Твое, Святый: и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас». (Минея, сентябрь 14–го дня. На Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста. Седален по первом стихословии). Муку, испытанную адом при виде Распятого Христа, очень выразительно описывает икос третьей Недели поста. Три креста воздвиг на Голгофе Пилат, два для разбойников и один для Живодавца. Ад, увидев последний крест, сказал своим служителям и силам: «О слуги моя и силы моя! Кто, водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми» (Триодь Постная. Неделя 3–я Поста, Крестопоклонная, икос). 421 Свт. Афанасий Великий. Послание к Эпиктету, еп. Коринфскому. Ст. 5//Творения. Ч. 3. С. 295. 422 Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22//PG. 76, 1165. 423 Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 2. Ст. 15//Творения. Ч. 3. С. 355. 424 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. Κεφ. 13//PG. 89, 225 Α. 425 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197. 426

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

421 (Ст. 1). До сих пор Моисей излагал вкратце ход событий, имевших место от исхода и до той минуты, когда он говорит народу на «равнинах Моавитских» против Беф-Фегора. Отсюда начинается изложение закона с теми пояснениями, которые он находит необходимыми, имея в виду и то, что он говорит поколению новому, и то обстоятельство, что народ этот готовится войти в землю обетованную. Притом, отходя от народа, он хочет, чтобы народ помнил, что он не может, «ни прибавить к тому, что заповедует ему, ни убавлять от того» ( Bmop. IV, 2 ), и потому он дает народу не только самый закон, но и объяснение закона, предвидя даже и тот случай, когда народ захочет поставить над собою царя ( Bmop. XVII, 14 ). Вот почему мы встречаем некоторые, – впрочем никогда не касающиеся сущности Синайского закона, – изменения, о которых мы и скажем в своем месте. 422 (Ст. 2–3). Под именем, «отцов» в стихе 3-м разумеются конечно патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Моисей с особым ударением указывает на завет Господень на Хориве (общее имя северной части Синайской центральной горной группы), который заключен с тем народом, который стоит переде Моисеем. Древний завет Господень с патриархами был основанием благости Господней к народу израильскому, но этот последний завет заключен с существующим народом, который в лице отцов своих дал торжественное согласие на выполнение обязанностей возлагаемых заветом милости, который требовал и верности завету. (Ср. Иск. XIX, 8; прим. 7-е XXIV, 3 и 7, прим. 3-е). 423 (Ст. 4–5). Мы говорили в прим. 17 на главу XIX Исхода на основ. ст. 19-го главы XX Исхода, что Моисей вместе с народом стоит у подошвы горы во время трубного звука и изречения заповедей Господних. Поэтому здесь и выражение: «я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись» и пр. (И прежде и после изречения заповедей Моисей был в таинственном мраке горы, принимая Господни повеления). 424 (Ст. 6–15). Сравни Исх. ХХ, 1–11 с прим. 1–9 п. 15. Изменения, которые делает Моисей в изречении заповедей против текста Исх. ХХ , заключаются в след. во Второзаконии V ст. 12 к приказанию наблюдать день Субботний присовокупляется напоминание, как заповедал тебе Господь Бог твой. В стихать 14-м и 15-м читаемого нами текста, по сравнению со стихом 11-м главы XX Исхода видно, что в кн. Исхода указан первоначальный закон основанный на откровении, данном первым патриархам о творении земли в шесть дней и об освящении дня седьмого как воспоминания покоя Господня. Этим самым у Синая напоминалось во время торжественного законодательства, что закон о Субботе есть закон древний, современный человечеству, и что он лишь возобновляется с возобновлением откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

П. собр. р. лет. 1. 50, 52 О святых Кирилле и Мефодии — в Москвитян. 1843. Ч. 3. 6. С. 422–423 Оболенск. О двух древн. святын. Киева — в Киевлян. 3. С. 145 П. собр. р. лет. 2. 30 Ныне можно встречать только частицы этих мощей. Например, в одном напрестольном серебряном позлащенном кресте святой Александро-Невской лавры, который устроен в 1688 г. и пожертвован в нее от ключаря Благовещенского собора монаха Иосифа (как значится в описи), находятся в числе многих других мощей и мощи Климента, папы Римского. Мних Иаков — в приложен. 1; Ник. лет. 1. 92 Степ. кн. 1. 135 Дитмар: «Archiepiscopus civitatis illius cum reliquiis sanctorum et ceteris ornatibus diversis hos advenientes honoravit [Архиепископ этого города встречал их с мощами святых и прочим всевозможным благолепием» (лат.)] (Chronicon. Lib. VIII. N. 16 in Pertz Monum. Germ. hist. 3. P. 870 Степ. кн. 1. 39, 160 Нестор: «Се бо (т. е. Ольгу) вси человеци прославляют, видяще лежащи в теле на многа лета; рече бо пророк: Прославляющая мя прославлю» (П. собр. р. лет. 1. 29 Карамз. Ист. госуд. Росс. 1. Прим. 473 И далее: «В лето 6515 пренесени святии в святую Богородицю» (П. собр. р. лет. 1. 55 Речь, очевидно, о перенесении святых: чего же именно? Икон (Карамз. И. Г. Р. 1. С. 228. Изд. 2-е Но иконами Десятинная церковь была обогащена с самого начала, и откуда они могли быть перенесены? Или мощей? Но, сколько известно из других свидетельств, при Владимире перенесены в церковь святой Богородицы только мощи великой княгини Ольги (см. следующие прим. 148–149). Ст. кн. 1. 40 мних Иаков — в приложен. 1. В одном из названных житий, которое помещено в рукописном Прологе XV в. под 11 числом июля, читаем: «Но Бога должника себе сотвори, иже ю тако прослави нетлением, блажено тело венчав, иже и доныне есть всеми видимо верными рускыми сыньми...» И в конце: «И взем (Владимир) тело от земли бабы своея нетленно, и вложиша в раку древяну, и поставиша в церкви святыя Богородица» (рукоп. Румянц. муз. 321. Л. 353–354 Это же житие помещено и в печатном Прологе под 11 июля Другое житие святой Ольги, встречающееся в рукописи XVI в., по некоторым находящимся в нем любопытным подробностям помещаем сполна в приложен. 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Аз бо есмь Господь любяй правду, и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им... Труд или забота книжников и фарисеев дана другим, ясно, что учителям из язычников. Посему Христос говорит: отнимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его ( Мф.21:43 ). Итак, те будут отвержены, а с вами, говорит, призванными из язычников для священнослужения, заключу вечный завет, указывая сим или на евангельскую проповедь, или на надежду нескончаемую» (т. VIII, стр. 421, 422, 423, 425 – снеси со стр. 378). ж) В толк. 6 ст. 62 гл. кн. пр. Исайи: «И на стенах твоих, Иерусалиме, пристави стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа. Несть бо вам подобен». Обращает свою речь как бы к славному и многонаселенному городу. Как вокруг знаменитейших городов ходят многочисленные и бдительные стражи, чтобы кто-нибудь из неприятелей не вторгся в них неожиданно; так и Спаситель и Господь всех, оградив церковь неизреченною Своею силою и помощью ангелов, рукоположил для нее мудрых и бдительных стражей, которые ни в каком случае не перестают помнить о славе Его и о чудесах Его, как написано» (т. VIII, стр. 437). з) В толк. 10 ст. 62 гл. кн. пр. Исайи: «Идите враты моими, и путь сотворите людет моим, и камени, еже на пути, размещите: воздвигните знамение на языки. Се бо Господь слышано сотвори до последних земли. Теперь обращается уже к самим стражам и учителям, ибо повелевает отворить входы святого города и дорогу в него сделать гладкою и удобопроходимою и свободною от препятствий для тех, которые желают войти в него. Под камнями же разумеет соблазны... Но бдительные стражи и тайноводители отсекают поводы к соблазнам, искусно уничтожая все, что оказывается противным преданию веры, в Господа нашего Иисуса Христа. Это они делают правильно, очищая мысли и уничтожая всякое возношение на познание Бога и пленяя всякий ум в послушание Ему… Впрочем, под камнями, о которые некогда преткнулись некоторые, полагаем, можно разуметь и иное, а именно нечистые и отвратительные измышления нечестивых еретиков; ибо они, жалкие, пустословят, злоумышляя против идущих правильным путем и тех, которые удобно могут быть увлечены, удаляя от истины догматов. Но стражи и это выбрасывают из среды стен церкви. Стенами же ее мы называем непоколебимость истинных догматов, которых не могут одолеть и врата ада (т. VIII, стр. 440–442).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

401. Его же. Смерть пастыря (К пониманию Ин. XXI.18–19). – ПМ. Вып.11, 1957. 402. Квандт Л. Порядок определения времени в Евангелиях. – ЧОЛДП, 1874, N 2. 403. Кедров В. Сходство и различие между крещением Иоанна Крестителя и крещением Иисуса Христа. – ВР, 1912, N 1. 404. К.И. Св.Пророк и Креститель Иоанн: Опыт характеристики. – ПО, 1885. 405. Кибардин Н. Крещение Иисуса Христа. – ПО, 1885, N 12. 406. Кудрявцев А. , свящ. Согласование евангельских повествований о событиях страдания и погребения Господа нашего Иисуса Христа. – ХЧ, 1867, N 6. 407. Его же. Согласование евангельских повествований о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. – ХЧ, 1867, N 7. 408. Лаврский В., прот. Явление воскресшего Христа. – Миссионерское обозрение, 1904, N 7,10,11. 409. Лашкарев А. Св.Иоанн Креститель как проповедник при дворе Ирода. — Ст, 1868, N 1. 410. Лебедев А. Братья Господни. М., 1905. 411. Липеровский Л., прот. Чудеса и притчи Христовы. Париж, 1962. 412. Ловягин Е. Родословная Господа нашего Иисуса Христа. – ХЧ. Т.3, 1864. 413. Лопухин А.П. Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. – В кн.: Лопухин А.П. Законодательство Моисея. СПб., 1882. 414. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Психология евреев – современников Иисуса Христа. 1949 (машинопись). 415. Лучицкий К.И. В котором году родился Иисус Христос? – ХЧ. Вып.4, 1838. 416. Любимов С. История страданий Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1882. 417. М.А. Мнение Гарнака о Воскресении Христовом. – Ст, 1903, N 4. 418. Маккавейский Н.К. Археология истории страданий Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 1890. 419. Мелиоранский Б.М. Еврейство в эпоху Христа и евангельская проповедь. — Ст, 1909, N 6. 420. Мелихов В. О времени рождения Иисуса Христа. – ВР, 1913, N 18. 421. Мень А. Назарет – колыбель христианства. – ЖМП, 1959, N 9. 422. Его же. Фавор и Голгофа. – ЖМП, 1960, N 7. 423. Его же. Се Аз с вами. – ЖМП, 1960, N 7. 424. Его же. Крест. – ЖМП, 1960, N 9. 425. Его же. Спасение миру. – ЖМП, 1961, N 2. 426. Его же. Победа над смертью. – ЖМП, 1961, N 4.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010