Во всех основных редакциях Студийского устава - таких, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества посл. трети XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144),- Б. г. находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днем в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них Б. г. заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений (т. е. комментарием к самим Б. г.) и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей. Евергетидский Типикон, кроме того, содержит краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. Все Типиконы имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают нек-рые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. В Студийско-Алексиевском и Мессинском Типиконах сходно описание Благовещения в Неделю ваий. Типиконы разнятся в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии (см. ст. Благовещение Пресвятой Богородицы ). К Мессинскому Типикону близки Б. г. в Георгия Мтацминдели Типиконе (отражает афонскую практику сер. XI в.; фрагменты текста см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), а также Николо-Казолянском Типиконе (отражает южноитал. (точнее, отрантскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830) и в Типиконе мон-ря Патирион, относящегося к гроттаферратской редакции южноитал. Типиконов; в последних двух Типиконах Б. г. помещены не в месяцесловной, а в триодной части ( Пентковский. Типикон. С. 121-122).

http://pravenc.ru/text/Благовещенские ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИДОР [греч. ντδωρον - вместо Даров], в визант. обряде части агничной просфоры , оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца ; одна из святынь правосл. Церкви. Регулярно обычай вкушения А. отмечается уже в памятниках Студийского устава , где термин «А.» еще не является устоявшимся и часто заменяется термином «евлогия» (ελογα - благословение), употребляемым в литургических текстах и в др. значениях. Древнейшее упоминание - в «Ипотипосисе», составленном одним из учеников прп. Феодора Студита (IX в.), где указывается принятие братией евлогии по окончании изобразительных ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 233). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в.) указывает, что после окончания утреннего богослужения перед трапезой братия принимает «благословение» (букв. перевод греч. ελογα): в дни, когда на утрене поется Бог Господь, а на часах нет кафизм (т. е. в праздничные и полупраздничные дни),- после литургии; в дни, когда на часах есть кафизмы,- после литургии, 6-го и 9-го часов и т. н. «Блаженных» (т. е. чина изобразительных) (Л. 197об.). Среди указаний о порядке служб на 1-й седмице Великого поста присутствует следующее: «Во всю первую неделю всегда, по вечерни и по литургии [преждеосвященных Даров] благословение братия приимше входят на трапезу» (Л. 207об.); в главе о богослужении навечерия Богоявления также имеется указание о «благословении»; особо отмечается, что вкушение А. в этот день происходит по окончании чина водоосвящения и только после вкушения великой агиасмы (Л. 126 об.). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. упоминает об А. в главах, посвященных навечериям Рождества Христова, Богоявления и Петрову посту ; указывается, что в навечерие Богоявления, случившееся в день седмичный, вкушение А. происходит только после освящения воды ( Дмитриевский. Т. 1. С. 355, 380-382). А. можно видеть в упоминаемой в «Ответах» (1105) Патриарха К-польского Николая III Грамматика (PG. 138. Col. 918, 949) «частице возносимого хлеба» (κλσμα ψωμνου ρτου), поскольку в своих 13-м и 14-м правилах Патриарх Николай отличает «возносимый хлеб» от проч. просфор: он раздается после литургии тем, кто постился, вкушать его предписывается с молитвой и страхом Божиим. Согласно Патриарху Николаю, те, кто по к.-л. причинам отлучен от Причащения, отлучаются от вкушения и этого хлеба.

http://pravenc.ru/text/115712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ [греч. στιχηρ κατ λφβητον, церковнослав.      или «      »], ряды стихир , расположенных по принципу алфавитного акростиха . В слав. традиции А. с. называют также азбучными стихирами. А. с. в визант. гимнографии Генетически А. с., вероятно, связаны с алфавитными кондаками (см. также Акафист ) - наиболее ранние известные А. с. приписываются прп. Роману Сладкопевцу (ок. 556), творцу кондаков. Его именем надписаны в общей сложности 48 А. с., посвященных Рождеству Христову , начальные буквы стихир составляют греч. алфавит в прямом и обратном порядке. А. с., расположенные в прямом порядке алфавита, являются частью ряда стихир, составляющих акростих: «Ωιδ[ν] δω α-ω» (Песнь пою: α-ω). Первая из А. с., «Α γγελικα προπορεεσθε δυνμει V » («      »),- самоподобен 6-го гласа; все остальные стихиры имеют одинаковую с ней метрическую структуру. Студийско-Алексиевский Типикон указывал петь эти А. с. в предпразднство Рождества Христова, в неделю по Рождестве и 27 дек. на вечернях на стиховне, в сам праздник и в его попразднство - на утренях на стиховне (ГИМ. Син. 330. Л. 110-120об.). Др. студийские, а также иерусалимские Типиконы используют эти А. с. только для предпразднства Рождества; в попразднство среди проч. поются др. стихиры на тот же подобен (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 349-363; Типикон. Т. 1. С. 333-370 и др.). Согласно принятым в наст. время в правосл. Церкви вариантам Иерусалимского устава стихиры с алфавитным акростихом прямого ряда используются в качестве хвалитных стихир на утренях в предпразднство Рождества Христова (20-23 дек. поочередно поется по 6 стихир из 24, образующих алфавитный акростих; 24 дек. поются 6 стихир с акростихом «Ωιδ[ν] δω»), их предписано петь на указанный подобен («      »). Возможно, первоначально все эти А. с. составляли единый рождественский кондак, отдельные строфы к-рого были впосл. употреблены в качестве стихир. В научных изданиях их объединяют в один кондак (Maas-Trypanis. N 83; Grosididier de Matons. 1969. N 13). Нек-рыми учеными авторство прп. Романа оспаривается.

http://pravenc.ru/text/115370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНИХИДА [От греч. παννυχς, букв.- «всенощная»], в рус. литургической традиции особое заупокойное чинопоследование (см. ст. Заупокойное богослужение ). Согласно ныне принятому в РПЦ Типикону, уставное время совершения П.- в пятницу после вечерни (Типикон, гл. 14). Однако на практике она фактически совершается как треба . Происхождение П. как заупокойное чинопоследование происходит от особой непродолжительной службы παννυχς, к-рая совершалась в 1-ю половину ночи и могла быть нерегулярной частью суточного круга (см. в ст. Паннихис ). Напр., в груз. рукописях чин «паннихис» об умершем включает: Пс 142, ектению, пение «Аллилуия», тропарь заупокойный, непорочны (Пс 118), Пс 50 и канон заупокойный с неск. заупокойными ектениями, Трисвятое, покаянные тропари и заупокойную ектению в конце ( Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 118-119, 187). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. П. по патриарху Алексию Студиту (создателю обители) описывается в разд. «О панахидахъ» среди богослужебных глав в конце памятника ( Пентковский. Типикон. С. 414). Она должна совершаться 7 раз в году, но в тексте памятника указано только 6: в субботу перед Пятидесятницей, в Петров пост, 12 авг., в Рождественский пост, в субботу мясопустную и 15 марта. Чинопоследование П. включает Пс 90, «Аллилуия», заупокойный тропарь с богородичном, непорочны (Пс 118), канон, седальны после Пс 118 и 3-й песни канона, заупокойный кондак по 6-й песни канона, Трисвятое и тропарь «Помяни, Господи, яко Благ». В конце отмечено пение «Господи, помилуй» 40 раз «приле(ж)», что, видимо, относится к специальному прошению сугубой ектении в конце П. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. заупокойная П. («на гробах», с заупокойным каноном) упоминается накануне субботы мясопустной и перед Пятидесятницей, накануне суббот Петрова поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 503, 592, 606, 612), а также как частная П. по почившему Великим постом монаху, к-рая из-за поста не служится на 3-й день, а переносится на вечер пятницы (Там же. С. 523; см. аналогичное указание в Мессинском Типиконе 1131 г.: Arranz. Typicon. P. 216). Накануне заупокойных (родительских) суббот Великого поста П. нет, но совершается повечерие с заупокойным каноном, к-рое фактически заменяет П. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 523, 526, 533).

http://pravenc.ru/text/2578809.html

Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 . В первопечатном русском Уставе 1610 г. сказано, что чин воздвижения совершает «игумен… аще ли несть игумена, сия действует старейший иерей» (лл. 273 об. — 274). Однако в издании Устава 1641 г. появляется рубрика: «Аще ли же не в соборных храмех, то воздвизание Кресту не бывает, но точию поклонение Кресту, якоже указано в Неделю третию Великаго поста» (л. 153). Эта же рубрика перешла и в послениконовские редакции Типикона, поскольку в их основе лежит текст Устава 1641 г. Следует отметить, что обозначение «соборные храмы» указывало не только на кафедральные соборы, но и на многоштатные приходские храмы, где богослужение в большие праздники может и должно совершаться соборно. Поэтому толкование Устава в том смысле, что чин воздвижения может совершаться исключительно в кафедральных соборах, противоречит мысли его составителей. Как таковой, чин воздвижения не является сугубо архиерейским священнодействием — в противном случае было бы невозможно совершение его пресвитерами с благословения епархиального архиерея.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053316...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) В памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3-е воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима, тогда как память жен-мироносиц празднуется во вторник, накануне этого дня (см.: Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 428-429); в цикле неподвижных праздников 2-й из этих памятей условно соответствует 25 апр. (Ibid. P. 207-208); 1-я память также имеет соответствие среди фиксированных дат - 31 авг. (Ibid. P. 317-318). В к-польских памятниках иконоборческой и послеиконоборческой эпох память жен-мироносиц присоединяется к памяти святых Иосифа и Никодима. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 114-116) 3-е воскресенье по Пасхе посвящено памяти прав. Иосифа, св. Никодима, а также Марии Магдалины и др. учениц Христовых. На Пс 50 утрени поются тропари 2-го гласа Ο εσχμων Ιωσφ, π το ξλου καθελν (          ), Τν μαθητν σου χορς σν μυροφροις γυναιξν (            ); на литургии: прокимен из Пс 149, Апостол из Деян (6. 1-7), аллилуиарий со стихом из Пс 131. 1-2, Евангелие из Мк (15. 43 - 16. 8), причастен Пс 32. 1. В позднейших памятниках память жен-мироносиц выходит на первое место и встает перед именами святых Иосифа и Никодима; тем не менее основным содержанием песнопений Ж.-м. Н. остается прославление Воскресения Христова. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 264-265), лучше всего отражающему первоначальную студийскую практику, в Ж.-м. Н. соединяются последования воскресное Октоиха и Триоди (песнопения в честь Ж.-м. Н., прав. Иосифа и св. Никодима). Женам-мироносицам посвящены 2 стихиры на вечерней стиховне и 1 - на утренней, после стихословия Псалтири на утрене поются седальны     и             затем степенны 2-го гласа, прокимен и «Всякое дыхание» 2-го гласа и Евангелие воскресное 4-е (Лк 24. 1-12). Поется канон из службы Великой субботы , после 6-й песни - кондак Ж.-м. Н. 2-го гласа        , после 9-й песни - светилен Ж.-м. Н. В качестве тропаря дня на вечерне и утрене поется     На литургии на блаженнах поется трипеснец (в действительности четверопеснец) Великой субботы, прокимен из Пс 15, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Апостол и Евангелие - те же, что и по Типикону Великой ц., причастен не указан. Песнопения в честь жен-мироносиц продолжают исполняться на богослужениях будних дней после Ж.-м. Н.

http://pravenc.ru/text/182225.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВУКОЛ Вукол [греч. Βουκλος] († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.). В анонимном Житии сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского, приписываемом Псевдо-Пионию (IV в.) (BHG, N 1561), упоминается о том, что В. был рукоположен во епископа г. Смирна (М. Азия) ап. Павлом (в житии из собрания свт. Димитрия Ростовского - ап. Иоанном). С юности В. отличался благочестием, на епископской кафедре проявил себя ревностным защитником паствы от гонителей христианства. После мирной кончины и погребения В. на кладбище у царских ворот г. Эфеса на его могиле выросло миртовое дерево, от к-рого происходили исцеления. Преемником В. на кафедре стал сщмч. Поликарп. Однако, по сведениям Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 14, 3), основателем Смирнской кафедры был ап. Иоанн Богослов, к-рый поставил первым епископом этого города сщмч. Поликарпа. Т. о., согласно «Церковной истории», если В. и был Смирнским архиереем, то не до Поликарпа, а после него. Ист.: Vita Polycarpi episcopi Smyrnae/Ed. L. Duchesne. P., 1881. P. 19-21, 24, 26-27; ActaSS. Febr. T. 1. P. 766-768; SynCP. Col. 445, 485; ЖСв. Февр. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 59; Lambert A. Boucolos//DHGE. T. 9. Col. 1488-1489; Burchi P. Bucolo//BiblSS. Vol. 3. P. 586. Гимнография Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ) Память В. с богослужебным последованием встречается в нек-рых рукописях Типикона Великой ц. X-XI вв., где приводится и тропарь 4-го гласа Κα τρπων μτοχος (      ) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226). Последование В. 6 февр. регулярно указывается студийскими памятниками. Согласно слав. студийским Минеям ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 51), последование В. включает стихиры, канон и седален; предполагается совершение будничной службы с пением на утрене «Аллилуия» (по Студийско-Алексиевскому Типикону, праздник Сретения отдается 4 февр.- Пентковский.

http://pravenc.ru/text/161005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТЕЦ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ [Слав.            ; греч. Κυριακ πρ τς Χριστο γεννσεως, τν γων πατρων], воскресный день перед праздником Рождества Христова (25 дек.), обычно в период с 18 до 24 дек. Кроме О. с. н., за 2 воскресенья до Рождества бывает Праотец святых неделя (11-17 дек.), в воскресный день после Рождества - Богоотец святых неделя (26-30 дек.; см. ст. Богоотцы ). В гимнографическом последовании О. с. н. и Недели св. праотец прославляются в целом одни и те же ветхозаветные праведники: Адам, Авель, Сиф, Енос, Енох, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, 12 патриархов, Моисей, Аарон, Самуил; все ветхозаветные пророки: Гедеон, Сампсон, отроки Анания, Азария и Мисаил, Даниил, Захария и Иоанн Предтеча; праведные жены: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна, Мариам, Иудифь, а также др. ветхозаветные святые. В песнопениях как той, так и др. недели к ним могут прилагаться обобщающие наименования «праотцы» и «отцы». Особый акцент делается на прославлении Авраама, Исаака и Иакова, Моисея, 3 отроков и прор. Даниила - в связи с этим можно заметить близость этих 2 недель к неподвижной памяти 3 отроков и прор. Даниила 17 дек., к-рая может совпадать с Неделей св. праотец. История В Типиконе Великой церкви IX-X вв., отражающем практику послеиконоборческого соборного богослужения К-поля, под 16 дек. приводятся чтения для Недели св. праотец и устав О. с. н., для к-рой указаны памяти Авраама, Исаака, Иакова, 3 отроков и прор. Даниила. На Пс 50 поются тропари 2-го гласа: Μεγλα τ τς πστεως κατορθματα (      ), Εν πστει τος προπτορας δικαωσας (        ). На литургии - прокимен из Дан 3. 26, Апостол - Евр 11. 9-40, аллилуиарий со стихом из Пс 43. 2, Евангелие - Мф 1. 1-25, причастен Пс 32.1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 134-137). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону XI в., отражающему наиболее архаичную из известных редакцию Студийского устава (сохр. только в слав. переводе), на О. с. н. соединяются последования воскресного богослужения и св. отец. В последование св. отец входят тропарь       (совпадает с 1-м тропарем по Типикону Великой ц.), кондак 2-го гласа    , ипакои, 2 канона - 6-го гласа с ирмосами     (собственно св. отец) и 1-го гласа с ирмосами     (предпразднства), стихиры и седальны. Воскресный канон на службе не поется вообще, т. к. в каноне 6-го гласа присутствуют тропари, прославляющие Воскресение Христово. Некоторые песнопения совпадают с Неделей св. праотец. Служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2581701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЛАДИЙ [греч. Ελλδιος], сщмч. (пам. 28 мая; пам. греч. 27 мая), время и место жизни неизвестны. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), Е. был архиереем, за свое благочестие подвергся различным мучениям. В Минологии Василия II и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца его мучители названы «правителями» (ο τραννοι). Уточняется, что Е. боролся с ересью (не названа), во время пытки огнем остался невредимым, умер от побоев. Вероятно, Мученичество Е. существовало, но было утрачено. Источники, на к-рые опирались болландисты при публикации сказания о Е. в Acta Sanctorum, сообщают, что святой пострадал на Востоке от идолопоклонников. В службе Е., опубликованной вместе со сказанием, сообщается, что в темнице, где он томился за отказ принести жертвы идолам, его посетил Сам Господь и исцелил его раны. В палестино-груз. синаксаре память Е. находится под 16 или 17 мая. В визант. рукописях краткое Мученичество Е. помещено под разными числами. В Синаксаре К-польской ц. и в нек-рых списках Типикона Великой ц. (X-XI вв.) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 298) - под 27 мая, в синаксарях семейства В и D (по классификации И. Делеэ) - под 28 мая, в стишных синаксарях и в греч. печатной Минее (Венеция, 1588) - под 29 мая. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в совр. календарях греч. Церквей Мученичество Е. помещено под 27 мая. В ВМЧ память Е.- под 28 мая ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 187), под этим же числом память мученика находится в совр. календаре РПЦ. Ист.: SynCP. P. 711, 713, 716; PG. 117. Col. 477-480 [Минологий Василия II]; ActaSS. Mai. T. 6. P. 711-712; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 139. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 200-201; Sauget J.-M. Elladio//BiblSS. T. 4. Col. 1137; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 590; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 129. Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Е. не отмечена. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. не указана, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 64) память Е. отмечается 27 мая; последование Е. состоит из канона (нач.:                ), цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 457), память Е. празднуется 27 мая; указаны канон авторства Феодора Студита, 4-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 155) память Е. отмечается 27 мая без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава Е. не упоминается. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) память Е. празднуется 28 мая; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В рус. изданиях богослужебных книг, начиная с первопечатного Типикона (М., 1610) и до наст. времени, память Е. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/189885.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010