Концерты, проходившие в Спасо-Преображенском соборе по окончании службы, я воспринимал, как агапэ- продолжение литургии, как трапезу любви, выраженную в звуках. Трудно было отдать предпочтение какому-то одному хору. Но, все же несравненная Дивна Любоевич и грузинский ансамбль «Басиани» принимались публикой с особым восторгом. У каждого хора была своя логика построения концертной программы в последовательности песнопений. Когда во время концерта под названием «Вещие птицы Святой Руси» ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» закончил на высокой торжественной ноте петь духовный стих «Слава, слава в Вышних Богу», казалось, что это было эффектным завершением выступления. Но певчие продолжили петь. Это были «Заповеди блаженств». Мне показалось, что руководитель что-то не додумал и смазал удачную концовку. И вдруг что-то произошло с голосами певцов. Они зазвучали нежным звоном. Казалось, что это не голоса людей, а нежная музыка небес, въяве показавшая красоту пения горних сфер. Выступавший перед «Сирином» мужской хор «Древнерусский распев» исполнил распевы ХУ1 и ХУ11 веков. Этот хор дал представление о сдержанной, мужественной манере исполнения знаменного распева, демественного многоголосия и строчного пения. А праздничный хор Свято-Елизаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании Денисовой создал атмосферу истинного праздника. Перед ним выступил четырнадцатилетний киприот Николас Карагиоргис. Этот греческий юноша исполнил византийские распевы. Я люблю церковное пение греков, но в этот раз сделал неожиданное наблюдение. По-гречески «нэ» означает «да». И если мы поем «Да воскреснет Бог!», «Да исправится молитва моя» начиная с «да», то те же молитвы греки начинают с «нэ». Для русского уха эта отрицательная частица в начале нескольких песнопений звучит не очень утверждающе. Не как молитва Богу, а, скорее, как плач по утраченному Константинополю. И вот, после нескольких «нэ» раздалось радостное пение наших минских друзей... Вот уж, воистину, праздничный хор! Подлинное торжество Православия! Матушка Иулиания была такая радостная и легкая. Мне даже показалось, что после очередного взмаха рук она взлетит под купол храма...

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/31/...

Конотоп А.В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. В контексте исторического развития древнерусской музыки песенное оформление культового ритуала достигло наивысшего расцвета во второй половине XVII в. Это выразилось прежде всего в составлении уникального репертуара песенного чинопоследования годичного круга богослужения. Все виды певческих традиций, отражающие прошлое и настоящее русского профессионального хорового искусства, а также произведения новых форм и направлений впервые сошлись на клиросе «в славу Божию, и в похвалу благочестивым царем, и великим святителем в церковное украшение и в сердечное умиление человеком» 1018 . Сохранившиеся чиновники свидетельствуют, что в этот период на певческом клиросе чередуясь звучали следующие виды одноголосных и многоголосных песнопений: знаменный роспев – основной и древнейший вид русского одноголосия; греческий, болгарский, киевский, черниговский и другие роспевы местного происхождения; демественный роспев – византийская традиция пения; строчное многоголосие – ранняя форма русской полифонии; партесное многоголосие – западноевропейская хоровая традиция. Приведем примеры. В чиновнике новгородского Софийского собора 1645 г. имеются указания на одноголосные роспевы знаменный, новгородский и демественный, а также на строчное многоголосие мсхжовской и новгородской традиций. На Умовение рук дьяконам и певчим предписано исполнять стихиры на «Господи воззвах» знаменного роспева 1019 . 5 ноября на праздничном богослужении в честь святых мучеников Галактиона и Епистимии «обедню поют певцы строчную новгородскую» 1020 . В шестой день ноября «на преставлении преподобного игумена Варлаама Новгородского чудотворца, иже на Хутыни... поются праздничные стихиры демественного роспева» 1021 . В седьмой день – на службе «Собора св. Михаила» указано исполнять песнопения строчного многоголосия московского «перевода» 1022 . Еще до официального принятия русской православной церковью в 1668 г. партесного многоголосия, перенесенного с украинских земель, указания на этот вид пения, наряду с традиционными роспевами, появляются в различных служебниках. В частности, такие предписания находим в «Книге записной облачением и действу великого государя святейшего Никона за 1655–1658 гг. Например, песенное чинопоследование Рождества Христова предлагало следующий репертуар: «С нами Бог... греческого перевода..., а стихеры... знаменные, слава и ныне... греческого перевода, а стиховну... на глас, а припевы на 9-й песни и светилен пели по-гречески, а хвалитные стихеры и славник знаменной пели протопоп с братьею, а славословие пели киевское певчие с подьяки» 1023 . Как видим, в данном предписании чередуются четыре вида пения: «греческий перевод» – русская обработка греческого роспева; «по-гречески» – тот же тип роспева, но на греческом языке, а возможно и оригинальная греческая мелодия с исоном 1024 ; «знаменное» пение – одноголосие знаменного роспева; «киевское» – партесное многоголосие.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ В рус. церковном пении муз. варианты песнопений, обозначенные по их принадлежности к региональной певч. школе или по месту возникновения (новгородский, московский, усольский , псковский, ярославский, киевский распевы и др.). Монодия. Кон. XVI - XVII в. Образованию М. р. способствовали сложившиеся в церковном пении региональные традиции исполнения общих гимнографических текстов (феномен многораспевности ) в рамках единых традиц. певческих стилей. В ходе централизации гос-ва и формирования единой культуры репертуар рус. профессиональных церковных хоров все более обогащался этими распевами, что особенно заметно по певч. рукописям. Одним из крупнейших центров певч. искусства в Московском царстве того периода был Вел. Новгород. Особый новгородский патриотизм, культ местных традиций, стремление к независимости способствовали появлению особого течения в рус. искусстве - новгородской певч. школы. Центром, способным сосредоточить и содержать высокопрофессиональных мастеров пения, стал Софийский архиепископский (с 1589 митрополичий) двор, при к-ром действовал хор певчих дьяков и подьяков. Из произведений, относящихся к новгородской традиции, сохранился, напр., особый «перенос софийский» (т. е. херувимская песнь - РГБ. Ф. 379. 46. Л. 105, сер. XVII в.). По свидетельству источников (см. изд.: Голубцов. Чиновник. С. 20, 36, 48, 53, 55, 95, 97 и др.), в праздники новгородского происхождения в 20-30-х гг. XVII в. Софийский хор исполнял «Обиход, новгородцкой роспев». В празднование местночтимых чудотворцев, напр. блж. Николая Кочанова , новгородским распевом пели только обедню, причем строчную (см. Строчное пение ) (Там же. С. 65). Рукописи, содержащие эти циклы обиходных песнопений новгородского распева, пока не выявлены. Однако известны отдельные обиходные произведения новгородских мастеров, которые получили бытование в певч. рукописях, напр.: задостойник знаменный «Владычице приими» (РГБ. Ф. 299. 154. Л. 347), задостойник демественный «Светися, светися, новый Иерусалим» (БАН. Осн. 21.2.3. Л. 46), прокимен «Всяко дыхание» (РНБ. Кир.-Бел. 638/895. Л. 180). Для Стихираря праздничного новгородцы также создали собственные распевы к славникам «Волсви персидстии» и «Благовествует Гавриило» (РГБ. Ф. 210. 1. Л. 201-208 об.), славник свт. Николаю Мирликийскому «Доблестей твоихо» (БАН. Осн. 16.7.24. Л. 184-185). В Стихираре Триодном обнаружен новгородский вариант распева 1-го антифона «Князи людестии соберашася» из службы Страстям Христовым (БАН. Осн. 32.16.18. Л. 116).

http://pravenc.ru/text/2563052.html

В 1883 г. З. написал и напечатал на собственные средства в изд-ве М. И. Бернарда «Литургию св. Иоанна Златоуста» (C-dur) для смешанного хора, к-рая затем трижды переиздавалась, в последний раз - в изд-ве П. И. Юргенсона в 1898 г. В 1886-1887 гг. в том же изд-ве З. опубликовал 6 томов духовно-муз. переложений с древних распевов и более поздних напевов служб на весь год, «для классного и домашнего употребления»: т. 1: «Воскресные службы осьми гласов»; т. 2: «Праздничные службы. Ч. 1»; т. 3: «Праздничные службы. Ч. 2»; т. 4: «Великопостные службы»; т. 5: «Песнопения во Св. и Великую Неделю Пасхи»; т. 6: «Литургия, причастные стихи и др. службы». Все переложения написаны для 4-голосного смешанного хора. В предисловии к этому изданию З. выступает за 2-строчное изложение (дисканты с альтами, тенора с басами) и за пение хоров по партитурам. По оценке прот. Михаила Лисицына , большинство произведений З. «изложено настолько стильно и музыкально, что их вполне можно рекомендовать для церковного употребления», в качестве недостатков он отмечал некоторую «сухость» и «деланность», а также отсутствие творческой идеи. По свидетельству Д. С. Семёнова, автора «Словаря русского церковного пения» (не опубл., 1946), благодаря грамотному и в то же время простому изложению переложения и сочинения З. пользовались популярностью в народных хорах. В 1887-1893 гг. они выходили под эгидой книжно-муз. магазина Д. Ф. Фёдорова в С.-Петербурге. В этой серии, состоящей из 15 номеров, З. неоднократно обращался к напеву Ниловой Столобенской пустыни - «Литургия древних распевов для однородного хора», «Воскресные ирмосы 8 гласов для однородного хора», «Причастные стихи на весь год для 3 голосов», «О Всепетая Мати» 1 и 2), 2 Херувимские в составе 13, а также к киевскому распеву - «Литургия св. Иоанна Златоуста для однородного хора». С 1894 по 1901 г. Юргенсон на правах собственника переиздал серию сочинений и переложений З. 1887-1893 гг., заново оформив ее в 31 номер. В 1898 г. в С.-Петербурге издатель П. К. Селиверстов опубликовал 4 песнопения З. в качестве нотного приложения к ж. «Музыка и пение», а составители «Церковно-певческого сборника» включили в 3-й том (СПб., 1902. Ч. 1) сочинения З. «Ныне силы небесныя» и «Вкусите и видите» 2).

http://pravenc.ru/text/182493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХ одна из партий рус. безлинейного многоголосия ( строчного или демественного ), характеризующаяся наиболее высоким по сравнению с др. голосами уровнем звучания. Первое историческое свидетельство о пении с В. содержится в «Чине церковном архиепископа Великаго Новгорода и Пскова» (1529-1533): в Вербную неделю «на литургии диаки поют с верхом», «на часах поют тропари по крылосам с верхом», а в службе Успения Пресв. Богородицы «поют стихиры на восемь с верхом, Слава с верхом же» и «на стиховне Слава с верхом» ( Голубцов. С. 257, 259, 261). В рукописях кон. XV - 60-х гг. XVI в. термин «В.» изредка встречается перед текстами, предназначенными к распеванию, но еще не нотированными, напр. перед «Честнейшую Херувим» в рукописи кон. XV - нач. XVI в. (ИРЛИ. Причуд. 97. Л. 229). Нотированные тексты появляются в 40-х гг. XVI в.; в них небольшие фрагменты, сопровождаемые пометой «В.», выписаны дополнительно внутри песнопения или после него. Напр., в псалме «На реце вавилонстеи» после проведения 3-й аллилуии проставляется помета «В.» или «верх рек вавилонских» и следует построение, в к-ром распеваются начальные слоги 2-го слова псалма «Ва-ви-ло…», переходящее в длинную аненайку ( Фролов. С. 105). Возможно, это первые опыты фиксации многоголосия. Иногда фрагменты с пометой «В.» выписаны отдельно от песнопений, из к-рых они извлечены. Напр., в певч. сборнике 40-х гг. XVI в. дано указание: «демествоное пение верх конец», после чего следуют нотированные фрагменты: «Положило еси», «Входа Твоего в церкове», «Церкове», «Тричисленыя отроцы», затем помета «В.» перед словом «Премудраго» (РГБ. Ф. 113. 240. Л. 394, 395). Т. о., В. еще не был самостоятельной партией, а представлял эпизодически вступающий верхний подголосок, к-рый использовался в конце песнопения. Следующий этап бытования термина «В.» связан с введением в певч. практику казанской нотации , к-рой записаны ранние образцы многоголосия в 70-х гг. XVI в. (РНБ. Солов. 763/690. Л. 276 об.- 278). Напр., 3-голосное многолетие царю и вел. кн. Иоанну Васильевичу и 4-голосная «Вечная память» прп. игум. Сергию Радонежскому повторяются соответственно 3 и 4 раза и сопровождаются пометами: «поут, верхъ, демес[тво]» и «демес[тво], пут, верх, низ», т. е. записаны поголосно.

http://pravenc.ru/text/158202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ НОС мастер древнерус. церковнопевч. искусства XVII в. Происходил из г. Вологды. Согласно документам, местный архиерейский хор был одним из лучших в России. Так, составленные в авг. 1666 г. «Показания» вологодских певчих дьяков и подьяков, «чему учены они церковного трехстрошного пения», свидетельствуют, что мн. певцы могли петь 2 соседние или все строки (партии) демественного и строчного репертуара (СПбФИРИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. Ед. хр. 349. Л. 75). Вероятно, служба Г. Н. проходила при этом хоре; к 1668 г. он числился церковным дьячком и был известен как один из знатоков певч. искусства. В том же году по благословению патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович повелел «богомолцу своему преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому», руководившему работой Московского Печатного двора , «мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение» ( Парфентьев. 1986. С. 133). Им предстояло продолжить дело исправления «раздельноречных» певч. книг, начатое в 1652-1654 гг. 1-й комиссией, состоявшей из 14 дидаскалов. В документах Книгопечатного приказа сообщается, что с 1 янв. 1669 г. вместе с др. мастерами Г. Н. был зачислен в состав новой комиссии «праворечного пения справщиков» с жалованьем, «поденным кормом по два алтына на день» (РГАДА. Ф. 1182. 68. Л. 152 об.- 153). 8 февр. в эту комиссию вошли Александр Мезенец и Александр Печерский . 2-я комиссия из 6 дидаскалов проработала до 1 мая 1670 г., и итогом ее деятельности стали подготовка исправленных певч. книг к изданию и написание трактата «Извещение… требующим учитися пения» (1670). О судьбе Г. Н. после комиссии сведений нет. В переписной книге Вологды 1678 г. встречается имя диак. Софийского собора «Григория Гаврилова сына», жившего «позади» архиепископского двора (к времени переписи его двор был пуст) (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 14741. Л. 35 об.). Однако, относятся ли эти сведения к Г. Н., неизвестно. Соч.: Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668)/Изд.: С. В. Смоленский. Каз., 1888. С. 1-24 [трактат]; Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.)/Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшифр. знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996. С. 27-382 [трактат].

http://pravenc.ru/text/166857.html

Юлия Назаренко (хор «Древняя Русь»): «Живая традиция создаётся на клиросе» (+ВИДЕО) Знаменный распев – это как Иисусова молитва Игорь Лунев Хор «Древняя Русь» Хор «Древняя Русь» – единственный в Краснодарском крае, который занимается древнерусским церковным пением – существует уже 15 лет и базируется в станице Новодонецкая. За эти годы благодаря хору старинными распевами прониклись не только прихожане тамошнего Свято-Троицкого храма. Появление этого коллектива – ещё одно подтверждение, что порой и для начала большого дела оказывается достаточно одного энтузиаста. Хор «Древняя Русь» был создан уроженкой Краснодара и выпускницей Санкт-Петербургской консерватории Юлией Назаренко. Главное дело для хора – пение на клиросе в родном храме. Тем не менее участники коллектива выезжают и в другие города нашей страны – так, в нынешнем году хор в рамках II Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки» выступал в Санкт-Петербурге и в Тихвине. Именно в городе на Неве Юлия когда-то и увлеклась древнерусским пением. А мы разговариваем с ней по пути из Тихвина в Петербург. Рождение хора – Как вы узнали про древнее пение? – В 16 лет я воцерковилась в Краснодаре, будучи студенткой музыкального колледжа, – училась я тогда на историко-теоретическом отделении. Сама я из семьи музыкантов – когда-то мой папа закончил дирижёрско-хоровое отделение Санкт-Петербургской консерватории. А древнее пение мне пришлось по сердцу благодаря моему воцерковлению. Правда, в краснодарских храмах пели обычный партес. Но я захотела поступить в регентское училище в Троице-Сергиевой лавре или в Санкт-Петербурге. Когда мои родители об этом узнали, они были категорически против – считали, что мне нужно получить классическое консерваторское образование. И тут я узнаю, что в консерватории есть кафедра «Древнерусское певческое искусство»! Я ухватилась за эту возможность. И, учась там, прониклась древним пением. Мне было очень интересно учиться, заниматься рукописями, петь в вокальных ансамблях. Это отделение уникально тем, что Альбине Никандровне Кручининой, нашей замечательной учительнице, основательнице этого отделения, ревнительнице церковного пения, удалось соединить очень мощную теоретическую базу и вокальную практику. У нас были все обычные для консерватории дисциплины – плюс ещё некоторые предметы, которые больше нигде не изучаются: певческие книги, история и теория древнерусской музыки, строчное многоголосие, разные певческие стили. То есть на этом отделении мне открылся целый мир. Говорят, консерватория повторяет музыкальное училище. Но только не кафедра «Древнерусское певческое искусство» – ни в каких музыкальных училищах этому не учат.

http://pravoslavie.ru/143298.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖНИК Указание для книжника в певч. рукописи «Демественник». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 37) Указание для книжника в певч. рукописи «Демественник». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 37) (Низовщик), исполнитель партии низа в многоголосном строчном или демественном пении . В певч. рукописях термин встречается в Демественнике 2-й четв. XVII в., содержащем партию низа многоголосного демества (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 37, 39, 73 об.). В многоголосном Обиходе псковского происхождения 1675 г. термин «нижник» вынесен в заголовки троестрочных всенощной и литургии («таже нижник запевает/починает» - БАН. Собр. Н. Ф. Романченко. 18. Л. 17, 214 об.). Оба вида древнерус. многоголосного пения активно развивались в главных хорах страны - государевых певчих дьяков и патриарших певчих . В материалах, связанных с функционированием хора государевых певчих дьяков (расходные книги Казенного приказа, опись нотной б-ки царя Феодора Алексеевича), встречаются их имена, сведения о служебных обязанностях и доходах, описание формы одежды. Интерес представляют названия исполнителей разных партий безлинейного многоголосия, данные о структуре хора и его функционировании, описание деятельности опытных певцов по обучению малолетных певчих и по переписыванию и исправлению певч. книг. Также важны т. н. показания вологодских архиерейских певчих за 1666 г. В древнерус. хоре - певческой станице - обязательно числились исполнители всех партий демественного и строчного многоголосия: помимо Н.- еще путник , вершник , демественник . В станицу обычно входило от 4 до 6 чел., чаще всего 5. Большинство певчих владели неск. голосами партитуры, напр. путем и низом. Самые опытные певцы, обучавшие младших певчих, знали все голоса партитуры. Если при исполнении троестрочия и демества в станице был «лишний» певчий, то он удваивал путь. С. Г. Зверева упоминает «низовщика» большой (главной) станицы Ивана Фёдорова в 1613-1618 гг., возглавлявшего пение на правом клиросе, «нижника» «другой» (2-й) станицы Ивана Прокопьева (Прокофьева) Конюховского , перешедшего в сент. 1647 г. в большую станицу. 30 нояб. 1635 г. в кремлевской домовой ц. Нерукотворного образа Спаса на Сенях «большой демественный перенос» (херувимскую песнь) пели 5 дьяков 1-й станицы: вершник Иван Семёнов, демественник Семен Иванов, «большой путник» Конан Фёдоров, «другой путник» Василий Никитин и «нижник» Конюховский.

http://pravenc.ru/text/2565238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ [Казанское знамя], рус. безлинейная система записи мелоса, использовавшаяся гл. обр. для многоголосного строчного пения и демественного пения . Ограниченное число знаков К. н. применялось для записи ранних гармонизаций знаменного распева и греческого распева . История изучения С сер. XIX и до 20-х гг. XX в. исследователи не подвергали сомнению наличие К. н. По поводу времени возникновения многоголосия и названия нотации, его фиксирующей, исследователи были единодушны: многоголосное пение было изобретено государевыми певчими дьяками царя Иоанна IV Васильевича Грозного; нотация, составленная для его записи, названа казанской в честь завоевания Казанского ханства в 1552 г. Первым это мнение высказал И. П. Сахаров , никак не обосновав его ( Сахаров. 1849. Т. 61. С. 157; Т. 63. С. 9), позднее с небольшими модификациями оно было повторено в работах др. исследователей ( Разумовский. 1867-1869. С. 184, 218; Металлов. 1893. С. 41; Смоленский. 1901. С. 54; Преображенский. 1907. С. 10; Финдейзен. 1928. С. 313). Блаженна с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 31 об.) Блаженна с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 31 об.) В решении вопроса о графике К. н. среди исследователей указанного периода можно выделить 2 т. зр. Сахаров, прот. Димитрий Разумовский и прот. Василий Металлов считали, что казанское знамя образовано из соединения столповых крюков (см. Знаменная нотация ) с демественными (см. Демественная нотация ) ( Сахаров. 1849. Т. 63. С. 9; Разумовский. 1867-1869. С. 184; Металлов. 1893. С. 41). С. В. Смоленский и Н. Ф. Финдейзен расценивали графику К. н. как производную от столповой нотации ( Смоленский. 1911. С. 99; Финдейзен. 1928. С. 313). Вероятно, это различие во мнениях о графике К. н. было следствием малой степени изученности этой знаковой системы (к-рая в дореволюционной рус. муз. медиевистике не являлась предметом специального анализа) и общей неразработанности проблематики русского церковнопевч. искусства.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРШНИК исполнитель партии верха в строчном или демественном многоголосии. В певч. рукописях термин встречается единственный раз в Демественнике нач. XVII в., состав к-рого образуют 4-голосные демественные песнопения в поголосной форме изложения, и где указаны как партии многоголосия, так и их исполнители: «демественник» , «В.» (ГЦММК. Ф. 283. 15. Л. 62, 140 об.). Неоднократно термин встречается в расходных книгах, содержащих сведения о государевых и патриарших певчих дьяках от нач. XVII в. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2; Ф. 235, 236). Исходя из данных послужных списков, можно заключить, что с этого времени в репертуаре хоров дьяков господствующим было пение многоголосное, поскольку в каждой из 6 станиц хора присутствовали нижник , путник , В., демественник. Овладение сложной многоголосной стилистикой происходило в течение служебного роста певчих дьяков и могло продолжаться от 8 до 20 лет, при этом каждый специализировался на пении одной строки многоголосия. Так, государев певчий дьяк Иван Никифоров с 1617 г. обучался в младших станицах, через 8 лет назначен В. 2-й станицы, а с 1644 г.- 1-й ( Парфентьев. С. 302-303). Кроме него в расходных книгах как В. упоминаются Константинов Федор, Кипелов Богдан Дмитриев, Семёнов Иван и др. (Там же. С. 247-250, 361-362). Ограниченный объем обиходного звукоряда позволял певцу исполнять любую партию многоголосия. Так, вологодский певчий дьяк Лука Иванов умел петь «обедню в три строки: низ, верх, путь» ( Белоненко. С. 322). Но перемена специализации певчих дьяков происходила крайне редко и сопровождалась переводом дьяка в более высокие по назначению станицы. Так, государев певчий дьяк Иван Гаврилов в 1631-1632 гг. значился нижником 6-й станицы; в 1648 г. переведен в состав 2-й станицы, где до 1653 г. занимал должность В. (Там же. С. 173). Лит.: Протопопов В. В. Нотная б-ка царя Федора Алексеевича//ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Белоненко А. С. Показания архиерейских певчих XVII в.//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 320-328; Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты России XVI-XVII вв. Челябинск, 1991. М. В. Богомолова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/158216.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010