Сегодня мы в Церкви начинаем воспоминать о событиях 100-летней давности, которые привели к отречению государя императора в феврале 1917 года и установлению новой власти. Последующие события хорошо известны: власть оказалась недееспособной, заведенный маховик гражданского противления власти не был остановлен, чаяния людей не были удовлетворены, и все это — в условиях войны с внешним врагом. Власть была не в состоянии что-либо исправить и просто рухнула — ее захватили те, кто был лучше организован, кто был более жесток и целеустремлен. И мы знаем, что случилось в результате этого захвата власти — страна и народ были ввергнуты в пучину гражданской войны. Сегодня мы содрогаемся, когда слышим новости о событиях на востоке Украины. Мы видим, как люди страдают от междоусобной брани. Давайте представим себе, что такая же междоусобная брань происходила в послереволюционные годы в масштабах всей страны, всей исторической России, — когда брат восставал на брата, когда проливалась кровь, когда проявлялась страшная жестокость. Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает». Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4808059...

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе». ( Флп.3:12–14 ). 9. Все ли люди предстанут на страшный суд Христов, или одни только грешники? «Всем нам должно явиться пред судищем Христовым, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится?» ( 1Пет.4:17–18 ). Что на страшный суд Божий предстанут вместе с грешниками и праведники еще более ясно засвидетельствовал Христос Спаситель в следующих словах: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира... «Тогда праведники скажут Ему в ответ»... ( Мф.25:31–40 ). 10. А что означают слова Господа Нашего Иисуса Христа, что » верующий в Него не судится?» ( Ин.3:18 ). Слова эти следует читать в связи с предыдущими и последующими словами Христовыми и тогда будет понятно, что за суд здесь следует разуметь. Это не будущий страшный суд Христов, на который все люди предстанут, а суд в этой жизни: суд пред совестью и истиной Христовой за неверие. Суду этому уверовавшие во Христа не подлежат в этой жизни; почему сказано: не судится и на суд не приходит, а не будет судиться и на суд не прийдет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Господь идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей ( ). Мне приходилось бывать в заседаниях земных называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей. Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! Выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда» Таков в кратком очерк земной суд. Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям Израилевым, ибо суд Божий есть ( ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибиться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, а народ по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

( ) Исав, родной брат, осудил Иакова, праотца Израильского, на смерть. В титанической ночной борьбе Иаков переменил решение суда братнего... Иисус, предвечное Слово, стал Плотию, породнился с родом человеческим, «пришёл к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ), осудили на смерть. Состоялся страшный ночной суд. Состоялась страшная ночная борьба пред утром самого страшного Дня вселенной. В той борьбе Иисус боролся не об отмене заранее заготовленного решения. Нет! Он боролся с Клеветою клеветника братий наших ( Откр.12:10 ). Он боролся с судящими Его, дабы остались безгласны на Последнем Суде. Он боролся не за отмену, а скорее за приведение в исполнение решения ночного суда, чтобы спасти осуждённых на вечное проклятие и смерть. Мир знает два Страшных Суда:Суд Первого пришествия, когда тварь судила Творца. – Суд Второго пришествия, когда Творец будет судить тварь. О, страшное таинство! Творец нисходит до Подсудимого и позволяет твари судить Себя. О, непостижимое нисхождение! Он и так бы имел право судить Своё творение. Но Он не пользуется правом, а «зарабатывает» его: «Судите Меня, раз вы захотели быть, как боги, Мне равны, а потом Я буду судить вас, и вы уже не скажете, что Я несправедлив и воспользовался правом и силою!» Иисус боролся на ночном суде... и приговор его состоялся, чтобы отменился приговор Божия суда о судивших Его. Осуждён Подсудимый, чтобы спасти от Суда судей. И братья Иаков и Исав обнялись, пали на шею, целовались и плакали оба...( Быт.33:4 ) Настанет и вселенское примирение, выстраданное борьбою того ночного суда пред утром Великой Пятницы. Но она настанет, а пока... ночной суд, и борьба титаническая. Кто же осудил Иисуса? Какая тварь дерзнула судить Творца?! Тройной состоялся суд:Суд первосвященников Анны и Каиафы, суд Иудейский, суд церкви Иудейской. – Суд гражданский Пилата и Ирода, суд язычества. – Суд толпы. И судим был первосвященниками Бывавшие на судах знают, какая напряжённейшая борьба разворачивается между судьями и подсудимыми. Судьи, обвинители, защитники, свидетели, эксперты, пострадавшие, подсудимый вовлекаются в эту борьбу. Подсудимый отбивается от обвинений, всячески возводимых на него обвинителями, хватается за всякую возможность защиты и оправдания. Те и другие ищут любую возможность доказать свою правоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечноправеднаго Законодателя и Судию Бога, вложившаго закон совести во всякаго человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям иэраилевым, ибо суд Божий есть ( ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшнаго суда Божия, окончательнаго суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, – говорит Евангелист, – тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( ). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дела милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами, за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведнаго Судии. И пойдут сии, – говорится в конце Евангелия дневного, – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( ). Вот, в кратких словах описание страшнаго, окончательнаго суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но Он хочет, чтобы мы нашли верный путь, чтобы мы все–таки опомнились, чтобы род человеческий получил время для покаяния, чтобы каждый из нас смог найти дорогу к спасению. Вот для этого Он сам приходит на землю, для этого Он сам остается на земле и вместе с страдающими страдает сегодня, как Он страдал тогда на Голгофе. Когда Он пришел, Он сказал: «Ныне суд миру сему». Значит, когда Его истина, Его учение, Его Божественная Личность явились перед людьми, уже настал Суд для людей. Потому что они должны были выбирать между правдой Божией и собственными грехами, своим самодовольством, суетностью, гордостью и многим другим, что человека отрывает и отвлекает от Бога. Самый большой и самый страшный Суд начался в тот день, когда Господь явился перед народом и сказал им Свои первые слова: приблизилось Царство Божие». Это и есть начало Суда. И он продолжается и совершается над каждым из нас. Вы все знаете слова «Господь посетил». Что это значит? Иногда это тяжелые испытания в жизни, иногда выбор пути. Страшный суд постигает нас уже сегодня и здесь! Вспомним, например, Иуду: для него Страшный суд наступил в тот миг, когда он колебался, отойти от Господа или нет, и, может быть, просто отойти или же предать Его. Вот в этот момент на весах была взвешена вся его жизнь, все его дела. Когда мы оказываемся перед лицом опасности, испытаний, выбора, трудности, болезни, это и есть наш Суд, он уже наступил. И Господь в это время стоит и ждет, как мы поступим: пойдем ли мы к Нему или отойдем назад. Страшный суд, потому что здесь все наше взвешивается, вся наша жизнь: стоит ли она того, чтобы действительно называть ее жизнью, или все это было напрасно. Великое испытание. Оно ожидает также и каждого из нас в конце нашего земного пути. Потому что когда человек умирает, этот мир для него кончается. Для него наступает конец мира. Многие говорят: когда еще будет конец мира! Но для нас–то он наступит очень скоро! Для нас он наступит в тот момент, когда мы закроем глаза на своем смертном одре. И тогда уже наступит наш первый, как называют это в богословии, «частный» суд, суд каждого человека. И перед нами, как на картине, развернется все, что мы с вами делали в своей жизни…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Притчу о Страшном Суде читают в Церкви в предпоследнее воскресенье перед Великим постом, которое в церковном календаре так и называется Неделя о Страшном Суде. Здесь под образом пастыря, который отделяет овец от козлов, выступает Божественный Судия, Который решает вечную участь людей. Овцы оказываются по правую руку, козлы – по левую. Строгий тон притчи может создать впечатление о Страшном Суде как грозном и суровом, где будет только страх, тьма и скрежет зубов . И это не случайно! 2. Аналогии Суда и его виды 2. 1. Суд в древности был очень строгим, и уже одно упоминание о нем могло вызвать страх. Вот несколько типичных черт римского судопроизводства. Суд отличался крайним формализмом. Истец должен был сделать письменное заявление о том, что он желает вести дело с ответчиком и указать, на основании какого конкретно закона. С этого времени он уже не мог прекратить дела. Судящиеся стороны увязали в актах ( in actis haerebant ) . Если истец передумывал и отзывал свои доказательства, то он подвергался суду за отступление на попятную. При этом надо иметь в виду, что судебный процесс по римскому праву мог быть возбужден на основании одного единственного закона, и только опытный юрист мог предвидеть, какой закон реально сработает в том или ином случае . Постепенно в римской юридической практике складывается и жестокая система наказаний: смертная казнь (сожжение, распятие на кресте и др.), каторжные работы, ссылка, заключение в тюрьму, штрафы, конфискация имущества . Правда, такая суровость римских законов не помешала знаменитому французскому филологу и историку Эрнесту Ренану (+1892) заявить: «Римское право…есть сама философия, переложенная в законы, – греческий рационализм, примененный к практике…» . 2.2. Святоотеческое предание говорит о трех видах Суда: каждодневном Суде, частном Суде и Страшном Суде. 3. Каждодневный Суд 2.3. Каждодневный Суд – это анализ своих поступков и мыслей. Это суд доступный и самый важный, где человек действует сознательно и активно, потому что ставит себя на суд своей совести. Вот как трогательно говорит о нем преп. Симеон Новый Богослов (+1022):

http://bogoslov.ru/article/2951490

Однако, суд справедливый, т. е. т. е.т.е. точно соразмерный достоинствам каждого; и Христос есть Правда Божия, открываемая благовествованием ... В известном смысле каждый будет сам себе судьей. Пробудившись в воскресении, каждый припомнит всю свою жизнь и сам даст ей справедливую оценку, — каждый явится на суд с полным сознанием и заслуг, и вины. На суде, как в точном зеркале, все отобразится... — В суде откроется равночестная слава Сына. Суд будет всеобщим, пред царским престолом Сына соберется и предстанет весь род человеческий, от первой твари до всей полноты приведенных в бытие ... И с ним приведен будет на суд и диавол со ангелами своими, — тогда, — говорить Григорий, — виновник мятежа, возмечтавший о достоинстве Владыки, явится пред очами всех рабом непрестанно бичуемым, влекомым ангелами на казнь, и все служители и пособники его злобы подвергнутся приличным для них наказаниям и казням Откроется последний обман и явится единый действительный Царь, которого признают и воспоют и побежденные и победители. — О страшном Суде Св. Григорий говорит сравнительно мало, хотя и рисует яркие образы страшного дня, — но это скорее гомилетическая поэзия, а не богословие в собственном смысле. В эсхатологических перспективах св. Григория суд не занимает средоточного места. И это понятно. Суд не есть окончательное решение судьбы. Это только предварительный итог истории, зеркало прошлого, — и только начало восьмого дня, в котором все- таки продолжается процесс. Окончательно только воскресение, с одной стороны, — явление Христа во славе, с другой. Суд Сына не столько решение, сколько откровение всех дел и дум человеческих. Нового на самом суде мало. Блаженство праведников определяется уже воскресением.

http://sedmitza.ru/lib/text/538110/

«Но, – говорят, – если вечность мучений неизбежна, то ведь это еще не скоро будет, Суд не скоро настанет, еще можно успеть покаяться, чтобы не явиться на Суд виновным... Зачем спешить расставаться с любимыми привычками, зачем торопиться менять приятный образ жизни на трудную и скучную заботу о спасении души? Еще время впереди, успеем это сделать». Так нередко думает греховная беспечность человеческая, когда мысль о Страшном Суде Божием пробуждает в душе чувство необходимости покаяния. И сколько благих намерений не приведено в исполнение чрез эту надежду на будущее, сколько прекрасных дел не исполнено именно потому, что откладывали их все на завтра тогда, как их надобно бы было совершить сегодня? Удивительно ли после этого, что истина о Страшном Суде не производит в нас никаких благотворных действий? Мы успеем еще покаяться, говорим мы. Но, откладывая покаяние, не затрудняем ли его для себя еще больше? Умножая грехи, мы более и более ослабляем силы духа нашего и безрассудно думаем, что оставить грехи, состарившиеся с нами, так же удобно, как и те, которые не обратились еще в привычку. Страшный Суд Христов, говорим мы, еще не скоро настанет. Может быть, действительно, всеобщий Суд отдален от нас. Но для каждого из нас будет свой частный суд. Кто поручится хотя за один год, даже за один день своей жизни, что он проживет его? А после смерти – этот частный суд будет началом того, что окончательно совершится и последует на Суде Страшном. Что же мы выигрываем с нашей беспечной надеждой на отдаленность Суда? И кто даже уверит нас, что Суд Христов замедлит настать? Священное Писание не говорит нам этого, оно, напротив, убеждает каждую минуту ожидать Суда, ибо время, когда он настанет, неизвестно ( . . ). Блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти вечной предана будеши! («Воскресное чтение», 1840) 654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

С 1-го уже шага в определении отношения всемирного суда к судьбе мира встречает нас затруднение. На основании Новозаветного Писания трудно решить прямо и определённо, что будет раньше: всеобщий ли суд прежде преобразования всего мира, или катастрофа мира прежде страшного суда. По взгляду писателей церковных 368 , основывающемуся, между прочим, на Апокалипсисе 369 , миропреобразование предшествует открытию страшного суда; «уготовляемый страшный престол» для Судии мира мыслится уже после «появления нового неба и новой земли». Но у тех же писателей церковных встречается 370 мнение, что будущее изменение вселенной будет прямым следствием последнего, всеобщего суда, распростёртого и на внечеловеческое творение – будет следовать за судом, как за своею ближайшею причиною. Истина, надо полагать, в средине. Миропреобразование теми или другими признаками проявится прежде суда, но окончательно совершится после всеобщего суда. Под понятиями «суд», «судить» разумеется деятельность различающая и разделяющая хорошее и доброе от худого и злого; по отношению к последнему, т. е., злому она принимает вид осуждения; суд – переходит таким образом в понятие осуждения: – Так суд человеческий; не иначе и суд Божеский. Бог в своей судебной деятельности отделяет что согласно с Евангелием, от что противоположно и враждебно ему. Евангельская проповедь в своём распространении и действии является, по воле Бога, именно тем пробным камнем – оселком, на котором изобличаются и различаются люди в их внутренней, духовно-нравственной жизни, в их поведении. Понятно само собою, что с началом распространения Евангелия в мире человеческом началась эта различающая, судебная деятельность Бога и проходит всё последующее время человеческой истории, пока не найдёт полного своего выражения и завершения в последнем всеобщем суде. Суд Евангелия, совершающийся над отдельными лицами и обществами людей ещё при временной их жизни, в настоящем земном мире 371 , более ясно и ощутительно проявляющийся по переходе их за порог вечности, суд внутренний, не для всех приметный и понятный, обнаружится во всей своей полноте и силе при конце этого видимого мира; тогда он будет судом, объявленным над всеми зараз, будет судом решительным и окончательным, не допускающим ни повторения, ни изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010