Как, по только что высказанному, качества пакипришествия Господа (слава, сила, огонь) проявятся совместно и одновременно, так и главное действие пакипришествия – суд страшный, не смотря на упоминание Писанием «суда святых», «суда над Ангелами добрыми и злыми», «суда над грешниками и нечестивыми», произойдёт одновременно и совместно. Доказательством этой истины служит в известной мере описание суда как над праведниками, так и над неправедными, встречающееся в 25-ой главе Евангелия Матфея со стиха 31-го. Впрочем картина суда, представленная Евангелистом, имеет и свою особенную цель: начертить полный и живой образ последнего суда, собрать и сосредоточить на нём всё наше внимание. Для достижения такой цели Евангелист пользуется несколько приточною формою представления. Часть евангельской картины страшного суда, касающаяся собственно изображения Самого Судии мира в славе Его пакиявления, нам уже известна и понимание её непререкаемо. Но то, что в этой картине составляет предмет разногласия между толкователями, должно быть ещё подвергнуто рассмотрению. Известно, что одни экзегеты думают видеть в этой картине изображения суда только над Христианами 450 , другие – только над язычниками 451 , наконец, третьи признают в этом картинном изображении Евангелиста суд над всеми, и над Христианами, и над нехристианами 452 , общее сказать, над всем родом человеческим. При взаимном сличении всех этих пониманий истина остаётся за взглядом, третьих толкователей, – взглядом, примеряющим мнения толкователей двух первых классов. Правда, в нашем картинном описании страшного суда упоминается «о божественном избрании» 453 и «о праведных» 454 но в тоже время говорится и о таких, кои не захотели вступить в личные, живые отношения со Христом, Спасителем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин.5:22, 27-29 ; Мф.16:27, 7:21-13, 11:22, 24, 35, 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46 . Деян.17:31 . Иуд. 14-15 . 2Кор.5:10 . Рим.2:5-7, 14:10 . 1Кор.4:5 . Еф.6:8 . Кол.3:24-25 . 2Сол.1:6-10 . 2Тим.4:1 . Откр.20:11-15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Мф.25:31-46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт.25:41-46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

А как скоро обращается внимание на этот признак взаимоотношения между людьми, обобщение или объединение рода человеческого на всеобщем суде является делом вполне возможным и даже необходимым. Если бы это объединение рода человеческого на всеобщем суде доходило даже до того, что все члены этого рода исповедовали единую веру во Христа, то допустить и это предположение не встречается существенного затруднения, так как ко времени суда всеобщего по учению Нвзв. Писания, ожидается всеобщее охристианизирование всего рода человеческого. Можно сказать даже больше: проповедание Евангелия среди всего языческого мира , распространения Церкви Христовой по всему земному шару необходимо даже требуется идеей о последнем, страшном суде Христа, ибо, прежде чем Христос станет судить людей по отношению их к Нему, как Искупителю. Он должен чрез Евангельскую проповедь сделаться известным этим людям. Но кто не заметит, что в рассматриваемом описании всемирного суда нет ясного и прямого указания на то, что предстанут на последний суд все люди живые и умершие (затем воскресшие); находится лишь общее указание на собрание всех народов Однако же с этой стороны не может быть возражения против взгляда, усматривающего в Евангельском описании суда изображения суда всеобщего, суда над всем родом человеческим, члены которого где бы и когда бы ни жили на всём земном шаре. Легко убедиться, что в рассматриваемом описании последнего суда указывается именно только двоякий класс судимых: праведных и злых, т. е., по объяснению 457 De-Wette, христиан и не христиан, и таким образом строго выдерживается идея суда, основной смысл которой прямое и резкое разделение между двумя крайностями или противоположностями. Упоминание «братия мои меньшие на которых Христос Судья указывает в образной речи о суде с особенною силою и двукратно, далеко не означает особого класса (третьего) лиц, присутствующих на суде, отличного от двух других поименованных классов 458 . Те же верующие во Христа, которые предполагаются общим собранием народов на суд и которые далее в речи о суде называются праведниками, разумеются и под названием «Меньшие братья Христовы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Писании обыкновенно употребляется для обозначения духовной жатвы, или суда, – таковы, напр., места ; ; . Но особенно ясно представление жатвы сближено с понятием последнего суда у прор. Иоиля: Я возсяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела... Близок день Господень в долине суда (3:12, 13, 14). Жатва и, по слову Спасителя, есть кончина мира ( ), так что и здесь под явлением сидящего, т.е. Иисуса Христа, с серпом для жатвы и самая жатва всей земли означает второе пришествие Господа для суда над миром. Оно будет в то время, когда этот мир в своем развитии и добра и зла дойдет до предопределенного Богом предела, когда праведники явят себя достаточно совершенными и достойными предуготовленных им наград, а грешники вполне обнаружат свою злобу и нераскаянность. Но эта жатва еще не жатва наказания, не есть произнесение приговора и над нечестивыми, каковою она представляется у пр. Исаии 27:11 и у Иеремии 51:33. О жатве в ее последнем смысле говорится далее. Теперь же в 15 ст., по-видимому, говорится только о жатве, как отделении пшеницы от плевел ( ). Это – картина не всего страшного суда, о котором предсказывалось в 14:7, но только его начала; это тот момент его, когда Судия Господь возсядет на престол славы Своей; и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других ( ), когда Он через ангелов соберет избранных Его от четырех ветров от края небес до края их ( ). Таким образом, апокалиптическая жатва есть собрание Господом всех верных ( ) и выделение их от нечестивых перед произнесением окончательного приговора после страшного общего суда 1216 . О самом суде в этом месте Апокалипсиса умалчивается, и непосредственно за явлением жатвы следует явление обрезания винограда (17–20 ст.), как картина осуждения грешников на вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

С 1-го уже шага в определении отношения всемирного суда к судьбе мира встречает нас затруднение. На основании Новозаветного Писания трудно решить прямо и определённо, что будет раньше: всеобщий ли суд прежде преобразования всего мира, или катастрофа мира прежде страшного суда. По взгляду писателей церковных 368 , основывающемуся, между прочим, на Апокалипсисе 369 , миропреобразование предшествует открытию страшного суда; «уготовляемый страшный престол» для Судии мира мыслится уже после «появления нового неба и новой земли». Но у тех же писателей церковных встречается 370 мнение, что будущее изменение вселенной будет прямым следствием последнего, всеобщего суда, распростёртого и на внечеловеческое творение – будет следовать за судом, как за своею ближайшею причиною. Истина, надо полагать, в средине. Миропреобразование теми или другими признаками проявится прежде суда, но окончательно совершится после всеобщего суда. Под понятиями «суд», «судить» разумеется деятельность различающая и разделяющая хорошее и доброе от худого и злого; по отношению к последнему, т. е., злому она принимает вид осуждения; суд – переходит таким образом в понятие осуждения: – Так суд человеческий; не иначе и суд Божеский. Бог в своей судебной деятельности отделяет что согласно с Евангелием, от что противоположно и враждебно ему. Евангельская проповедь в своём распространении и действии является, по воле Бога, именно тем пробным камнем – оселком, на котором изобличаются и различаются люди в их внутренней, духовно-нравственной жизни, в их поведении. Понятно само собою, что с началом распространения Евангелия в мире человеческом началась эта различающая, судебная деятельность Бога и проходит всё последующее время человеческой истории, пока не найдёт полного своего выражения и завершения в последнем всеобщем суде. Суд Евангелия, совершающийся над отдельными лицами и обществами людей ещё при временной их жизни, в настоящем земном мире 371 , более ясно и ощутительно проявляющийся по переходе их за порог вечности, суд внутренний, не для всех приметный и понятный, обнаружится во всей своей полноте и силе при конце этого видимого мира; тогда он будет судом, объявленным над всеми зараз, будет судом решительным и окончательным, не допускающим ни повторения, ни изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Лик: Господи, помилуй (12). Возглас: Милостию и щедротами: Песнь 7 Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом: Милостиве Господи, помилуй нас в день суда Твоего. Припадем и восплачим прежде суда онаго, вернии, егда небеса погибнут, звезды спадут и вся земля поколеблется, да милостива обрящем в конец отцев Бога. Милостиве Господи, помилуй нас в день суда Твоего. Неподкупно тамо испытание, страшен есть суд, идеже Судия непогрешимь есть, идеже несть лицеприятия даров ради; тогда пощади мя, Владыко, и избави от всякаго гнева Твоего страшнаго. Слава. Господь грядет судити! Кто стерпит видение Его? Вострепещи, душе моя окаянная, вострепещи и уготови исходищу дела Твоя, да милостива и благосерда обрящеши Его, отцев Бога. И ныне. Егда в нощи Жених приидет судити земли, тогда во сретение Его со светлою свещею благоволи изыти мне, Пречистая, и поклонитися Того пришествию. Катавасия: Избави от огня геенскаго и мук вечных рабов Твоих, Владыко наш Господи, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к Судии Праведнейшему, Человеколюбивому и Многомилостивому. Песнь 8 Ирмос: егоже воинства небесная: Милостиве Господи, помилуй нас в день суда Твоего. Страшнаго Втораго Твоего, Господи, Пришествия помышляя сретение, трепещу прещения Твоего, боюся гнева Твоего и зову: от сего часа спаси мя во веки. Милостиве Господи, помилуй нас в день суда Твоего. Всех Судие, Боже мой и Господи, да услышу тогда глас Твой вожделенный, да увижу свет Твой великий, да узрю селения Твои, да узрю славу Твою, радуяся во веки. Слава. Егда сядеши, Судие, яко Благосерд и покажеши страшную славу Твою, Христе. О кий страх тогда, пещи горящей и всем боящимся нестерпимаго судища Твоего. И ныне. В день суда явися, Владычице, и предстани мне от муки и огня свобождающи, да спасен быв Тобою, воспою Твою необоримою благодать. Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки. Ирмос: егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5:22, 27-29; Матф. 16:27, 7:21-13, 11:22 и 24, 35 и 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46; Деян. 17:31; Иуд. 14-15; 5:10; Рим. 2:5-7, 14:10; 4:5; Еф. 6:8; Кол. 3:24-25; 1:6-10; Откр. 20:11-15) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31-46 ( Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова и на самих даже падших ангелов 2:4; Иуды 6); и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5); и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Матф. 25:41-46). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Map.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

свеопштим судом казана завршна благовест Спасовог. При свеопштем мртвих, пошто се обави Страшни суд, стара и што на радило, било, власти и силе имало. Сва се драма завршити. Не само на него и на небу, се потпуно и завршно свака власт и сила смрти, греха и Све што и антихристовско и нехристовско, сатерано у вечно царство: пакао. Тамо бити сва власт и сила. свуда другде, по свима и безграничностима светова, вечно царство и власт и сила Тросунчаног Бога и Господа, Господ Христос, као Богочовек, од Свог, врши сву власт и силу у нашем свету, после Страшнога суда то све, то царство Богу и Оцу. 3423 као човек, као Богу припада сва власт, и сила, и слава, и Богу Оцу и Богу Духу Светом. Смирени Богочовек се Богу Оцу не принудно: Он сам укинути поглаварство, и сваку власт и су по радили у свету. Но док света, све до Страшнога суда, над свим тим ипак Богочовек Христос. И се као човеку сав над светом. 3424 царовати док не положи све под ноге 3425 то коначно и завршно учинити на дан Страшнога суда: све их све под ноге ко су? – Грех, смрт и И сви и Тако се уништити све што у нашем свету ратовало против Богочовека Христа. човеков у свету, и Христов зато што Богочовек и смрт. смрт главна сила против Христа Бога и свега На дан Суда: се укинути, 3426 Пре бити уништени сви сарадници. Смрт уништена у васкрслом Богочовеку; она уништена и у душама светих. Али на дан Суда она бити уништена потпуно у свету божанских и преображене твари, и сва сатерана у бедно царство – царство смрти: да тамо вечито себе саму и да вечито умире не умрети. Само Богочовек на уништио смрт, не човек, не И то Он потпуно довршити на дан Страшнога суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Господь идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей ( ). Мне приходилось бывать в заседаниях земных называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей. Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! Выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда» Таков в кратком очерк земной суд. Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям Израилевым, ибо суд Божий есть ( ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибиться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, а народ по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

( ) Исав, родной брат, осудил Иакова, праотца Израильского, на смерть. В титанической ночной борьбе Иаков переменил решение суда братнего... Иисус, предвечное Слово, стал Плотию, породнился с родом человеческим, «пришёл к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ), осудили на смерть. Состоялся страшный ночной суд. Состоялась страшная ночная борьба пред утром самого страшного Дня вселенной. В той борьбе Иисус боролся не об отмене заранее заготовленного решения. Нет! Он боролся с Клеветою клеветника братий наших ( Откр.12:10 ). Он боролся с судящими Его, дабы остались безгласны на Последнем Суде. Он боролся не за отмену, а скорее за приведение в исполнение решения ночного суда, чтобы спасти осуждённых на вечное проклятие и смерть. Мир знает два Страшных Суда: – Суд Первого пришествия, когда тварь судила Творца. – Суд Второго пришествия, когда Творец будет судить тварь. О, страшное таинство! Творец нисходит до Подсудимого и позволяет твари судить Себя. О, непостижимое нисхождение! Он и так бы имел право судить Своё творение. Но Он не пользуется правом, а «зарабатывает» его: «Судите Меня, раз вы захотели быть, как боги, Мне равны, а потом Я буду судить вас, и вы уже не скажете, что Я несправедлив и воспользовался правом и силою!» Иисус боролся на ночном суде... и приговор его состоялся, чтобы отменился приговор Божия суда о судивших Его. Осуждён Подсудимый, чтобы спасти от Суда судей. И братья Иаков и Исав обнялись, пали на шею, целовались и плакали оба...( Быт.33:4 ) Настанет и вселенское примирение, выстраданное борьбою того ночного суда пред утром Великой Пятницы. Но она настанет, а пока... ночной суд, и борьба титаническая. Кто же осудил Иисуса? Какая тварь дерзнула судить Творца?! Тройной состоялся суд: – Суд первосвященников Анны и Каиафы, суд Иудейский, суд церкви Иудейской. – Суд гражданский Пилата и Ирода, суд язычества. – Суд толпы. И судим был первосвященниками Бывавшие на судах знают, какая напряжённейшая борьба разворачивается между судьями и подсудимыми. Судьи, обвинители, защитники, свидетели, эксперты, пострадавшие, подсудимый вовлекаются в эту борьбу. Подсудимый отбивается от обвинений, всячески возводимых на него обвинителями, хватается за всякую возможность защиты и оправдания. Те и другие ищут любую возможность доказать свою правоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010