СТРАХ БОЖИЙ 1. Страх за будущее полезен Страх за будущее полезен тем, что поддерживает бодренное блюдение себя. У отцов есть: думай, что идешь по жердочке над пропастию, готовый каждую минуту пошатнуться. Об этом в просительной ектении: прочее время живота в мире и покаянии скончати... Но упования не следует терять, ибо болий есть, Иже в нас (Господь), нежели иже в мире (враг) (1, с. 228). 2. Страх Божий является возбудителем на все Богоугодное и хранителем добрых внутри стяжаний А неурядицы в помыслах и чувствах, какие испытываете, все улягутся со временем, если, несмотря на них, не перестанете всею ревностию ревновать об одном том, что угодно Богу. К этому же один верный способ – память Божию иметь и память смертную. Они водрузят страх Божий, который будет и возбудителем на все богоугодное, и отвратителем от всего, Бога прогневляющего, и хранителем добрых внутри стяжаний, и истребителем всего залегшего там недоброго. Память Божия зрит Господа пред собою и в себе и тотчас замечать дает недобрые возникновения из сердца и подавляет их. А в этом ведь и есть все дело (1, с. 237). 3. Страх Божий – от памятования о Боге. Страх Божий, укрепившись, образует благоговейный нрав Привыкнете к строгой степенности в речах и движениях. Страх Божий от памятования о Боге научит (1, с. 244). Когда внимание в Боге, тогда неизбежно и все дела пойдут по-Божьему. С вниманием к Богу в тесной связи страх Божий, который есть источник всего хорошего и отгнатель всего нехорошего. Укрепившись, он образует благоговейный нрав. Берегите сей нрав – и все добре будет идти. Когда это даст Бог, а даст, когда усердно взыщете, тогда не будете жаловаться, что иной стишок не договорен или поклон не положен, ибо тогда будете иметь то, что ищется трудами молитвенными (1, с. 259). 4. Страх Божий поддерживает память о Страшном Суде Страха Божия ничто столько сильно не поддержит, как память о Страшном Суде (3, с. 38). Не забыли ль вы о страхе Божием отрезвляющем? Если он отходит от вас, привлекайте его снова поскорее (4, с. 216). 5. Страх Божий образует решимость ни в чем себе не поблажать

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Страх Божий Страх Божий а) заповедан: Бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш] ( Лев.19:32 ). Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи ( Втор.6:13 ; Втор.10:20 ). Бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности ( Нав.24:14 ). Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь ( Лк.12:4–5 ). Бога бойтесь, царя чтите ( 1Петр.2:17 ); б) есть дар Божий: Дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня ( Иер.32:39–40 ). Страх Божий есть а) начало ведения и мудрости: Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его ( Пс.110:10 ). Страх Господень научает мудрости ( Притч.15:33 ); б) источник жизни: Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти ( Притч.14:27 ); в) сокровище: Страх Господень будет сокровищем твоим ( Ис.33:6 ); г) отвращение от зла: Страх Господень – ненавидеть зло ( Притч.8:13 ); д) чист: Страх Господень чист, пребывает вовек ( Пс.18:10 ); е) сыновний и благоговейный: Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:9,28 ). Страх Божий и соблюдение заповедей: в этом – долг человека: Храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его ( Втор.8:6 ). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл.12:13 ). Побуждения к страху Божию: а) величие и всемогущество Божие: Чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, у Которого небо и небеса небес, земля и все, что на ней. Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный ( Втор.10:12,14,17 ). Кто на небесах сравнится с Господом? Кто между сынами Божиими уподобится Господу? Бог, прославляемый в совете святых, велик и страшен есть для всех окружающих Его. Господи, Боже сил! Кто силен, как Ты, Господи? ( Пс.88:7–9 ). Господь царствует, да трепещут народы; Он восседает на херувимах, да трясется земля! Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! ( Пс.98:1–3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Страх Божий (Fear of God) Страх Божий отличается от ужаса пред Ним, который тоже является одним из библейских образов (см. СТРАХ ). Он основывается на трепетном и благоговейном отношении и представляет собой надлежащую и самопроизвольную реакцию человека на Бога. Такой страх Божий – один из основных библейских образов веры. В Библии есть более сотни ссылок на страх Божий в позитивном смысле веры и послушания. «Боящийся» Бога или «богобоязненный» – обычный библейский образ последователя Бога, в котором иногда подразумевается противопоставление тем, кто Его не боится. Сама частотность упоминаний свидетельствует, что страх Божий занимает центральное положение в библейской вере, а определенный отход от такого древнего мировоззрения в нашей современной культуре должен побудить нас задуматься. Вместе с тем, следует отметить, что большинство упоминаний приходится на Ветхий Завет, и это, возможно, объясняется изменением (не отменой), произошедшим в результате воплощения Христа, Который называл Своих учеников друзьями, а не рабами ( Ин.15:15 ). Какие образы можно связать с этим таинственным «страхом Божьим»? Чаще всего с ним связываются служение Богу ( Втор.6:13; 10:20 ; 1Цар.12:14 ) и послушание Его заповедям ( Втор.31:13 ; 1Цар.12:24 ). Страх Божий соотносится с мудростью ( Пс.110:10 ; Притч.9:10; 15:33 ), и он обусловливается заветом между Богом и Его народом ( Пс.24:14; 102:17–18 ). Бояться Бога значит испытывать перед Ним трепет и благоговение ( Пс.32:8 ; Мал.2:5 ) и уповать на Него ( Пс.39:4; 113:19 ). Бояться Бога значит ненавидеть зло и уходить от него ( Притч.8:13; 16:6 ). Не будет преувеличением сказать, что страх Божий фактически равнозначен вере в Него. Во Втор.10:12–13 содержится удачное обобщение того, что включает в себя страх Божий: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

СТРАХ БОЖИЙ (см. БЕССТРАШИЕ ) Страх Божий – дар свыше Страх Божий и ЛЮБОВЬ великия суть дарования, и от Бога происходят: сего ради надобно о том усердно молиться (1:207). Понеже истинный «страх Божий есть дар от Господа», якоже Сирах глаголет ( Сир. 1, 13 ): того ради должно его нам усердною молитвою у Бога просить, чтобы сердце наше и вся чувства страхом Своим оградил (2:257). Страх Божий есть свет душевный, а отсутствие страха – тьма (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Страх Божий и духовная РАДОСТЬ есть признак живой ВЕРЫ Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселие. И сия в верной душе по переменам действуют; то есть, то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает. Иногда бо сокрывается вера, и тогда боится и трепещет душа; иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом (5:286). Страх Господень есть начало премудрости (2:17, см. ПРЕМУДРОСТЬ , 762). Живущий в страхе Божием грубый поселянин мудрее в деле христианском, чем мудрец века сего без страха Божия (2:18, см. МУДРОСТЬ , 571). Боящийся Бога любит Его, отвращается мирской суеты (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569). Христианин должен ходить пред Богом со страхом (4:17, см. ХРИСТИАНИН , 1105) (4:9, см. ВНИМАНИЕ , 169). Человек должен почитать Бога страхом (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 106). Почитание Бога требует, чтобы к Нему относились со страхом Должность сия требует, чтобы мы Бога боялись и Его почитали самым высочайшим почтением, то есть ходили бы везде пред Ним, яко вездесущим и нам везде присутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру тому, как предстоя земному монарху оказываем себе; что требует от нас, чтобы мы ничего противнаго воли Его не делали, ничего, не токмо худаго, но и празднаго не говорили, и в уме ничего бы богопротивнаго не помышляли, ибо Бог и ум наш проницает, «и сердца и утробы наша испытует»; – имя бы Его со всяким почтением, и то в самонужнейших случаях поминали (1:57), Без страха Божия не бывает богопочитания (5:311, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Теоретическая основа формирования понятия страха Божия 16.12.2010 2147 Время на чтение 19 минут Недавно, находясь в православной лавке, открыл книжку с довольно претенциозным названием «Православная энциклопедия». Поскольку незадолго до этого, листая новый Философский Энциклопедический Словарь, я обнаружил, что смирение - это «высшая форма нравственной гордости», мне было интересно, как это понятие определяется в «Православной энциклопедии». Читаю: «Смирение - страх Божий...» и т.д. Конечно же, смирение и страх Божий - понятия пересекающиеся, но отнюдь не тождественные. Лествица добродетелей утверждена на страхе Божием, но если смирение ее первая ступень, то страх Божий, будучи «началом премудрости» (Пс. 110; 10), охватывает всю лествицу, ибо в своем высшем развитии - «сыновнем страхе» - достигает любви, венца добродетелей. Смирение и страх Божий - разные добродетели. (Видимо, имеет смысл подумать над проблемой типологизации добродетелей, чтобы подобной путаницы не возникало.) Бог - свят. Из переживания святости всемогущего Бога и Его промышляющей любви рождается страх Божий. Очень важно отметить, что страх Божий порождается именно этим благоговейным переживанием, а не одним лишь трепетом перед Его всемогуществом (обращаем внимание на пять греческих слов означающих святость: ιερος, οσιος, σεμνος, αγνος и αγιος, из которых именно последнее выражает библейское понятие святости ). Структурируя понятие страха Божия как «охранительной» добродетели, мы исходим из понятия обожения (как святоотеческого целеполагания) и понятия святости. «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его » (Пс. 110; 10), - учит св. царь и пророк Давид. Ему вторит его сын - Премудрый Соломон, повторяющий слова отца (Пр. 1; 7) и добавляющий: «Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14; 27). Вначале необходимо уяснить, что есть страх как таковой. Следует акцентировать именно его естественное происхождение, как свойства инстинкта самосохранения, обращая внимание на мобилизующую функцию (вспомним примеры исключительной силы и ловкости со стороны заурядных людей в минуту опасности).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Сортировать по Исключить новости Страх Божий: ужас или трепет? Главное — это воссоединение человека с Богом и личные отношения с Ним. 3 июня, 2015 Главное — это воссоединение человека с Богом и личные отношения с Ним. Почему нужно бояться Бога, если Он — бесконечная Любовь и милосердие? И как может быть страх там, где есть любовь, — разве совместимо это с апостольскими словами о том, что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18)? Правда ли, что у людей, достигших святости, страх Божий исчезает? Об этом размышляет редактор газеты игумен Нектарий (Морозов). Объяснить, что такое страх Божий, человеку, который не испытывает по отношению к Богу личных чувств, непросто. С чем обычно ассоциируется страх? С паникой, ужасом, состоянием подавленности, когда воля человека буквально парализована. Страх Божий со всем этим ничего общего не имеет. Наверное, в этом случае мы в очередной раз сталкиваемся с тем, что слова не могут до конца выразить реалий и явлений мира духовного, так как они для этого слишком несовершенны. Если попытаться все-таки объяснить, что такое страх Божий, можно сказать, что это — чувство благоговения и священного трепета перед Богом. Это состояние должно быть в какой-то мере знакомо людям, по-настоящему друг друга любящим: ты боишься что-то сделать не так, обидеть, оскорбить любимого человека, причинить ему боль. Не того даже боишься, что ты как-то упадешь в его глазах и он разочаруется в тебе — нет, просто опасаешься сделать что-то несоответствующее, противное этой любви, погрешить против нее. Однако в отношениях с Богом существует еще и то, чего между людьми не может и не должно быть,— это ощущение огромного расстояния между нами и Творцом. С одной стороны, Господь ближе к человеку, чем воздух, Он его со всех сторон объемлет и покрывает, носит и сохраняет. Но в то же время между нашим человеческим несовершенством и Божественным совершенством пролегает пропасть. И когда мы, становясь на молитву, понимаем, что обращаемся к Богу, величие Которого даже непредставимо, то ощущаем себя крошечными, немощными, хотя зачастую и мним себя в жизни чем-то великим и крайне важным. Вот это — тоже ощущение страха Божия. Нечто подобное человек испытывает, оказавшись в горах перед огромной массой камня, уходящего куда-то в заоблачные дали своей вершиной. Он познаёт величие Божие. Господь говорит устами пророка: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших (Ис. 55, 8–9). И в этих словах указывается то расстояние между человеком и Богом, которое действительно нельзя ни измерить, ни постигнуть до конца. Изгонять или оживлять?

http://pravmir.ru/strah-bozhiy-uzhas-ili...

Сортировать по Исключить новости Страх Божий и страхи человеческие ‘Страх создал богов’, — воскликнул один римский поэт и был по-своему прав, ибо говорил не о нашей вере, а о языческих религиях. От язычников этот страх унаследовали христиане, особенно те, для которых вера была основана не на Евангелии, а на естественном для человека стремлении обезопасить себя… 30 ноября, 2012 ‘Страх создал богов’, — воскликнул один римский поэт и был по-своему прав, ибо говорил не о нашей вере, а о языческих религиях. От язычников этот страх унаследовали христиане, особенно те, для которых вера была основана не на Евангелии, а на естественном для человека стремлении обезопасить себя… Для любви в греческом языке есть несколько слов, с помощью которых люди выражают ее оттенки. Страх тоже бывает разный — от панического ужаса до благоговейного трепета. Какой страх приличен христианину, а какой показывает его духовную незрелость? Как отличить страх Божий от человеческих страхов? В религиозности очень многих людей сегодня очень заметное место занимает страх перед наказанием. В советские времена вообще бытовало мнение, что верующие только потому и верят в Бога, что после смерти не хотят мучиться в Аду. Именно как страх перед адскими муками, которые ждут ослушников после их смерти, представляла православную веру атеистическая пропаганда. И надо сказать, делала это вполне профессионально. Без сомнения, страх перед смертью и перед тем наказанием, которое вслед за нею последует, — это форма веры, но только чисто средневековая. Художники тогда изображали на фресках и картинах Страшный суд, адское пламя, чертей, которые мучают грешников и с гнусным смехом влекут их в преисподнюю и проч. Такого рода изображения можно найти практически в любом средневековом храме как на Востоке, так и на Западе. Именно тогда появилось и отсутствующее в Священном писании выражение Страшный (!) суд — в Евангелии такого выражения нет, не знали его и христиане первых веков. Да и мы теперь понимаем, что страшен этот суд только одним — тем, до какой степени он прост. У нас не спросит Судия, как мы постились или как вычитывали правило, не спросит Он и о том, к какой Церкви мы принадлежали, какой символ веры исповедовали и как понимали тот или иной догмат. Он скажет просто: «Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» или наоборот: «Я был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф 25:36 и след.).

http://pravmir.ru/strax-bozhij-i-straxi-...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. О заповедях блаженств Отцы и братия, в одной из предыдущих бесед мы говорили с вами о телесных добродетелях и о том, что они являются вспомогательным средством в деятельном покаянии. Сегодня мы обратимся к беседе о заповедях блаженств, произнесенных Господом нашим, как это описывают святые Евангелисты. Обращаясь к опыту наших Отцов, мы попытаемся разобраться, каким образом можно достичь божественного блаженства, являющегося целью нашей духовной брани. Первая заповедь говорит нам о страхе Божием. «Начало премудрости страх Господень» ( Притч. 1, 7 ). Страх Божий не похож на мирской панический страх и ужас. Страх Божий заключается в подчинении воле Того, Кого мы любим. Он происходит от любви и почтения, как это бывает с детьми, беспокоящимися о том, чтобы не огорчить нежно любящего их отца, которого они не боятся, а любят. Это называется «страхом отчим». Таковой страх и мы должны иметь к своему Богу и Отцу. Под влиянием этого страха, не желая огорчать Его любовь, мы в точности исполняем заповеди. Все берет свое начало от Бога – то же происходит и с заповедями блаженства. Пророческое прозрение полагает страх Божий в основание всякого доброго начинания: «Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; исполнит его дух страха Божия» ( Ис. 11, 2–3 ). Поэтому и Господь в своей первой заповеди блаженства – «блажени нищие духом» – говорит именно о страхе Божием. Что такое блаженное смирение, как не страх Божий и всецелое самоотречение и повиновение? Удобнейшим способом приобрести страх Божий и смирение, сопутствующее этому страху, является памятование о своих прегрешениях и упущениях, а также памятование о благодеяниях Божиих, которыми Он награждает каждого из нас. «Не забывай всех воздаяний Его» ( Пс. 102, 2 ). Ощущение тяжести своей вины и, в то же время, безмерного человеколюбия Божия, когда мы с трезвением и вниманием к этому относимся, рождают скорбь и «печаль яже по Бозе» (ср. 2Кор. 7, 10 ), что является исполнением второй заповеди блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Рубрики Страх Божий и любовь к Богу — что это и зачем? 6 мин., 09.01.2016 Поделиться Вопрос читателя: В Исходе Бог часто говорит Моисею: пойди и сделай то…, но Я ожесточу сердце Фараона, и он не отпустит народ твой. Он это делал для того, что бы показать евреям свою силу, что бы они видели, что Бог сильнее Фараона. И когда я читаю Исход, у меня складывается впечатление, что когда Фараон борется с Израилем, это борьба двух рук, принадлежащих одному телу, ведь Он мог бы не ожесточать сердце фараона. Зачем? В Исходе, когда Фараон отпустил евреев, евреи стали уходить из Египта, но Бог опять ожесточил сердце фараона, и фараон решил погубить евреев. И потом Господь потопил войско фараона, на глазах у евреев. И тогда у евреев появился страх («и убоялся народ господа, и поверил Господу и Моисею» (Исход 14:31)). Здесь мы видим, как у евреев появился страх Господа, иными словами, они увидели на египетских воинах, как Бог может наказывать. А что имею я…? Мой «страх», — это не тот страх, который был у евреев. Я не видел, как Бог наказывает людей, делающих зло, я не видел как справедливость торжествует. Христианин должен любить Бога…, но я вот знаю, что я люблю, к примеру, свою мать, своего отца, раньше я ещё любил свою первую жену, которая от меня ушла, я любил её очень сильно, я растворялся в этой любви. Я знаю, что в моей жизни были люди, которых я любил, а вот Бог, любил ли я его? Думаю, что нет… И я сейчас пришёл к такому видению. Христианин должен любить Бога, христианин должен бояться Бога, но эти любовь и страх современный христианин в большинстве случаев выращивает сам. Из маленькой любви к Богу он старается вырастить большую, из маленького страха он старается напугать себя ещё больше. И вот эти любовь и страх выращиваются искусственно, я говорю про свой пример. Я вот, к примеру, хочу иметь любовь к Богу, хочу иметь страх Божий, но я сам его выращиваю. Я не вижу, как Бог наказывает плохих людей, но я видел, как он наказывает меня в тех случаях, когда, казалось бы, можно было бы и не наказывать.

http://foma.ru/strah-bozhiy-i-lyubov-k-b...

Страх Божий «Бойся, – говорит пастырь, – Господа и соблюдай заповеди Его, ибо, соблюдая заповеди Божии, будешь тверд во всяком деле, и всякое дело будет превосходно. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Диавола же не бойся; ибо, боясь Господа, ты будешь господствовать над диаволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы, того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякий, имеющий силу, внушает страх; а кто не имеет силы, всеми презирается. Бойся, впрочем, дел диавола, потому что они злы; боясь Господа, ты не сделаешь дел диавола, но удержишься от них. Двоякий есть страх. Если бы захотел ты сделать злое, то бойся Бога и не сделаешь его. Равно если бы захотел ты сделать доброе, то бойся Бога и сделаешь его. Подлинно, страх Божий велик, силен и славен. Итак, бойся Бога и будешь жить. И все те, которые будут бояться Его, соблюдая Его заповеди, будут жить с Богом, а которые не соблюдают Его заповеди, в тех нет жизни» (св. Ерм , 95, 189–190). ...Насколько человек подвизается в благом, настолько возрастает в нем страх, так что указывает ему и малейшие его согрешения, которые он (прежде), будучи во тьме неведения, считал за ничто. Когда усовершенствуется страх, приходит и человек в совершенство, через плач, и не хочет уже более согрешать, но, боясь возвращения страстей, пребывает в чистом страхе невредимым (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 13). Признаком первого страха служит то, что человек ненавидит грех и гневается на него, как уязвленный зверем, а совершенного – любовь к добродетели и опасение перемены, ибо нет человека, не подверженного изменению (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 14). Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому, что Бог любит его, а он не любит Бога и, будучи недостоин, получает благодеяния; чтобы, устрашаясь таких благ, он привлек душу свою к любви и сделался достойным оказываемых и имеющих быть оказанными ему благодеяний благоразумием своим в отношении к Благодетелю, и от чистого страха любви пришел бы в смирение, превысшее естества.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010