В 1658 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» (распоряжение), которым предписывалось при чтении молитвы Св. Ефрема Сирина «Господи и владыко живота моего» класть 4 великих (земных) и 12 поясных пок­лонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами (Макарий, митрополит. История Русской Церкви. 3-е изд. СПб., 1910. Т. XII. С. 118-119). Этим единоличным и совершенно не мотивированным распоряжением Патриарха Никона отменялся прежний обычай класть при чтении молитвы Св. Ефрема Сирина 16 великих (земных) поклонов и совершать крестное знамение двумя перстами. За последним обычаем, двуперстием стоял авторитет Стоглавого Собора (1551), который вменил в обязанность всем русским православным христианам полагать на себя крестное знамение только двумя перстами («Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша». Стоглав. 3-е изд. Казань, 1911. Гл. 31). Эта реформа, принципиально отличавшаяся от более ранних попыток, прежде всего своей последовательностью и суровостью по отношению к критикам и противникам, имела крайне трагические последствия: изменения Патриарха Никона натолкнулись на резкое сопротивление части епископата, приходского духовенства, монашества, а также широких слоёв верующих. Против распоряжения Патриарха открыто восстали некоторые влиятельные лица из духовенства: епископ Коломенский Павел, протопопы — Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин и некоторые другие. Однако царь, который, согласно исследованиям историка Церкви Н. Ф. Каптерева, скорее всего и был подлинным инициатором реформ, остался им верен, и это оказало воздействие на всю позднейшую историю раскола (Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей. М., 1909. С. 20). Смешивая обряд с догматом, Патриарх Никон смотрел на разности в обрядах как на различие в вере. При таком воззрении наличие и употребление двух форм одного и того же обряда входили в противоречие: одна из форм — в данном случае троеперстие — признавалась истинной, православной, а другая — в данном случае двуперстие — ложной, еретической. Если Патриарх Никон пришёл к твёрдому убеждению о православном характере современных ему греческих обрядовых форм, в том числе двуперстие признал неправильными и даже еретическими, то противники его реформ, придерживаясь по существу одинаковых с Патриархом Никоном воззрений на обряд, как на догмат, были убеждены в обратном. Когда двуперстие, принятое русскими от греков вместе с православной верой, было объявлено еретическим обрядом, то ревнители русской церковной обрядности, в порядке его охранения, естественно, должны были З’видеть то же самое в троеперстии (Голубинский Е. К нашей полемике со старообрядцами. — М., 1905. — С. 163).

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

     2 Там же, с 62.      3 Митрополит Макарий История Русской Церкви, т. XII, изд. 2. СПб., 1910, с 118-119.      4 " Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша " Стоглав, гл. 31, ¦изд. 3. Казань, 1911.      5 Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. XII, изд. 2. СПб., 1910, и. 188-189.      6 Там же, с. 190-191.      7 Там же, с. 191.      8 Там же.      9 Митр. Макарий. История Русской Церкви, т. XII, изд. 2, СПб., 1910, с. 193-194.      10 Примечание. Следует подчеркнуть, что, согласно форме выражения, клятвы положены на лиц, содержащих обряд двуперстия, а не на самый обряд.      11 Митр. Макарий. История Русской Церкви, т. XII изд. 2, с. 192-193.      12 Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 1881. Деяния Московс- кого Собора о разных церковных исправлениях в 1666 голу, л. 38, об.      13 Там же, л. 41, об.      14 Книга соборных деяний 1667 года, л. 32.      15 H. Ф. Каптерев, указ. соч., с 375.      16 Там же, с. 385.      17 Цитировано по книге: H. В. Лысогорский. Московский митрополит Платон Левшин, как противораскольнический деятель. Ростовна-Дону, 1905, с. 529.      18 H. В. Лысогорский, указ. соч., с. 529-530.      19 Первый Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912, с. 252-253.      20 Второй Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев) в Н.-Новгороде 23-28 июля 1917 года. Пг., 1917, с. 34.      21 " Прибавления к изданию творений святых отцов " . 1855, ч. 14, с. 26¦28. 69      21 Т. Филиппов. Современные церковные вопросы. СПб., 1882, с. 283.      22 H. Ф. Каптерев, указ. соч., т. 2, с. 391-392.      23 Цитировано по книге: Первый Всероссийский съезд старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912, с. 184.      24 О занятиях IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве. " ¦Церковные ведомости " (прибавления) N 36 за 1908 г. Деяния N Всероссийского миссионерского съезда (под ред. И. Г. Айвазова). М., 1917, с. 34.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

По поводу перехода в католичество княжны Елены Черногорской. Казань, 1896. Из Одессы на Афон. Казань, 1896. «Нова Кола», произведение Черногорского князя Николая I, и значение самостоятельной жизни черногорских племен в истории исконной независимости сербского народа в Черной горе. Казань, 1897· Материалы и некоторые исследования по истории Черногорья. Казань, 1897· Черногорска в жизни частной и общественной. Казань, 1897· Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский (некролог с портретом). Казань, 1897· Виктор Иванович Григорович, профессор славянских наречий. Казань, 1901. 6 декабря 1900 года в жизни Черногорья. Казань, 1901. Памяти В.И.Григоровича (с портретом). Варшава, 1902. По Волге в Болгары. Казань, 1902. Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, имп.Александр II. Казань, 1902. Император Александр II, Южные Славяне и Македония. Казань, 1903. К биографии В.И.Григоровича. СПБ, 1903. Черногорский князь Николай I, в своих поэтических произведениях. СПБ, 1904. О трудах А.И.Яцимирского по славянской филологии. Казань, 1906. Историко-этнографический музей засл.проф.Н.Ф.Высоцкого: I)o трудах и занятиях по археологии, истории и этнографии Ы.Ф.Высоцкого... 4) о старорусской медной посуде (с рисунками) · Казань, 1906. Некрополь Казанского кафедрального собора. Казань, 1907· Памяти ксендза К.О.Явниса. Казань, 1908. Отзыв о трудах В.А.Францева. СПБ, 1908. Святые мученики Иоанн, Стефан и Петр, Казанские чудотворцы. Казань, 1909· Открытие импер.Николаевского университета в Саратове и 100-летие СПБ Духовной Академии. Казань, 1910. Политическая и церковная жизнь славянства в 19 веке. Казань, 1911· С Новым годом! Казань, 1911· Памяти М.В.Ломоносова, отца русской науки и певца на лад лиры богодуховенного псалмопевца. Казань, 1912. Слово к студентам 53 выпуска Казанской духовной академии. «Прав.Собес.» 1912, июнь, стр.855–359· Слово за молебном пред началом лекций в Казанской духовной академии 6 сентября 1912 года. «Прав.Собес.» 1912, октябрь, стр.435–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Архаическое направление в церковном праве. Казань. 1896. – Брак со стороны формы его заключения. Казань. 1896. – Введение в православное церковное право М. Остроумова (Рецензия). – Вторая заметка к вопросу о раскольническом браке. Казань. 1896. – Государственное положение религии в Римско-Византийской империи. Т.1. Государственное положение в Римской империи (до Константина В). Казань. 1881. – Заметка о раскольническом браке. Казань. 1895. – Комментарий г. Папкова и К» на суждения Предсоборного Присутствия по вопросу о реформе православного прихода. Правосл. Собесед. 1907. I.II. – Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви. Казань. 1888. Дополнение к курсу церковного права. Казань. 1889. – Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. II. Казань. 1913. – К вопросу о поводах к брачному разводу. СПБ. 1909. – К вопросу о реформе епархиального управления и суда. Казань. 1906. – К вопросу о церковной дисциплине. Прав. Собесед. 1902. III. – Новое государство в его отношении к религии. Казань. 1904. – Новые опыты курса православного церковного права. – Несколько слов по поводу рецензии на исследование проф. А.С. Павлова о 50-ой главе Кормчей книги. Казань. 1891. Бердников И. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии браку. Казань. 1898. – О Номоканоне при Требнике (изд. Павлова). Казань 1889. – О православном и протестантском приходе в Финляндии. СПБ. 1908. – О 50-ой главе Кормчей. (изд. Павлова). Казань 1891. – О реформе церковного суда. – Основные начала церковного права православной церкви. Казань. 1902. – Ответ проф. Заозерскому по поводу XIII правила Лаодикийского собора. Казань 1909. – Ответ проф. Павлову на его продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве. Казань. 1903. – Открытия в области церковного права, сделанные современным, так называемым обновленческим движением. Bыn.I. Смысл 13 правила Лаодикийского собора. Казань. 1908. – По поводу нового издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. М. 1897. (Критико-библиогр. заметки).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболеваний холерою. На татарском языке. Казань. 1892 года. 10000 экз. Б) На чувашском языке: Букварь для чуваш. Тваш кнеки. 9-е издание. Казань. 1892 года. 5000 экз. Букварь для чуваш, с присоединением русской азбуки. Тваш кнеки. 10-е издание. Симбирск. 1893 г. 3000 экз. Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Казань. 1892 г. 3000 экз. Молитвенник на чувашском языке. Кл кнеки. Издание 3-е. Симбирск. 1892 г. 3000 экз. Училище благочестия на чувашском языке. Казань 1892 г. 6000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Казань. 1892 года 3000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Издание 2-е, исправленное. Казань. 1893года 5000 экз. О посте, по учению православной церкви, на чувашском языке. Казань. 1893 года. 10000 экз. О земных страданиях. «Лучше здесь накажи Господи», на чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. О Николае Ивановиче Ильминском , на чувашском языке (с портретом Н. И. Ильминского ). Казань. 1893 года. 1200 экз. О христианском воспитании детей. На чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболевания холерою. На чувашском языке. Казань. 1892 года. 7000 экз. В) На черемисском языке: Букварь для восточных черемис. Казань. 1892 года. 3000 экз. Рассказы из Священной Истории Ветхого Завета на восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 600 экз. Рассказы из Священной Истории Нового Завета. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1893 года. 600 экз. Житие св. Стефана Великого-Пермского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. Житие Святителя Николая Мирликийского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. О силе молитвы. Юмолан кумалмын виже. На восточном наречии черемисского языка. Казань. 1892 г. 1200 экз. Употребительнейшие церковные песнопения. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 года. 600 экз. «Бережёного Бог бережёт». Наставления сельским жителям, как уберечься от заболевания холерою. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 3000 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Иоанн Кобеленц писал около 1576 года, что во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учат в обителях. — De legat. ad. Mosc. edit. Starcievsky. Прибавления к Творениям святых Отцов.Т. 10. С. 505. Церковная История преосвященного Филарета. Ч. III. ААЭ. Т. 1. 383. Древняя Российская Вивлиофика. Т. 14. С. 207. Ещё раньше этого собора писали об этом предмете митрополит Фотий и Иосиф Волоколамский. — Стоглав. С. 235–243. — Авт . — См. также: Архимандрит Макарий (Веретенников) . Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 140. — Ред . Рукопись НСБ. 1466. Л. 112–114 об. Рукопись Соловецкой библиотеки. 685. Л. 19 об. и 21 об. Записки Арцыбашева III, примеч. CXII. Стоглав. С.51:99. Рукопись Толстовской библиотеки. Отд. II. 68. Л. 349 об. Рукопись НСБ. 1289. Л. 209 об., 214. Стоглав. С. 99; АИ. Т. 1. 35. С. 68; 112. С. 167; 267. С. 498. Известия II Отдел. Академии наук.Т. V. С. 200. Стоглав. С. 202; АИ. Т. 1. См. об этом, что митрополит Фотий писал во Псков (Макарьевские Четьи-Минеи; Рукопись НСБ. 1323. Л. 367. Стоглав. С. 244; Неволин . О пятинах и погостах Новгородских//Записки Географического общества. Т. XIII. С.151:165, 171, 173; Стоглав. С.57:44, 166. Стоглав. С. 137. Сочинения Нила Сорского. С.70:170. АИ. Т. 1. 267. В рукописном сборнике НСБ за 1466. Л. 346–347 об. помещено поучение иноку расстригающемуся и оставляющему монастырь. В житие Пафнутия Боровского внесён рассказ о том, как один инок его монастыря пошёл в город за сбором подаяний и впал в грех. — Сборник НСБ. 1424. Л. 5. АИ. Т. 1. 204. С.377:383, 385, 386, 388, 391. Там же. С.379:380, 382, 387; ср. с 212 и 242; Стоглав. С. 174. Стоглав. С. 44. Из жития Пафнутия Боровского. — Сборник НСБ. 1491. Л. 368 об. Так, Фотий по приезде в Вильно освящал походную церковь и говорил поучение в присутствии Витовта. — ДАИ. Т. 1. 182. Послания Фотия и Ионы изданы в Актах исторических. Из последующих епископов западно-русских известны своею пастырскою деятельностью митрополит Сильвестр Белькевич и Гедеон Балабан, епископ Галицкий и Львовский. — Обзор русской духовной литературы преосвященного Филарета. С. 217–229.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

Примечание 2. Стоглав – не более, как записка частного лица о соборе 1551 г., а не канонический акт, а) В волоколамской записке о соборе 1553 г. (ркп. 404) сказано, что в 25 день октября 1553 г. царь говорил с митрополитом Макарием и епископами «о прежнем соборном уложении, о многоразличных делех и чинех церковных, и по книге соборной чли, которыя дела исправилися, и которыя еще не исправилися». И царь говорил: когда бы Бог помог, чтобы «впредь и прочия дела исправилися». По этим словам видно, что аа) в октябре 1553 г. существовали записки о соборе 1551 г. «о многоразличных делех и чинех», но бб) дела, описанные в этих записках, по отзыву собора 1553 г. не все исправилися. вв) Поскольку же нынешний Стоглав о многоразличных делех и чинех заключает в себе ответы на все вопросы царя: то остается заключить, что или многие главы Стоглава придуманы писцом Стоглава после собора 1553 г., или же, хотя в Стоглаве записаны рассуждения собора, но в таком виде, что многие оставались под сомнением, требовали пересмотра и не получили силы соборного определения; в том и другом случае Стоглав, очевидно, не каноническая книга, а сборник мнений частных. б) Сличая главы Стоглава с теми митрополичьими и царскими грамотами, которые по содержанию сходны с главами, находим, что ни царь, ни митрополит не повторяли буквально рассуждений Стоглава. в) По форме своей Стоглав аа) очевидное подражание земскому Судебнику, разделенному на 100 глав, притом подражание не умное, так как главы Стоглава разделены только числами, а не по содержанию. бб) Большая часть определений Стоглава ни в точном, ни в схожем виде не была разослана ни царем, ни митрополитом к епископам; равно не был разослан Стоглав и в целом его составе. А в это время рассуждения собора, в случае утверждения их общим голосом, рассылались царем или митрополитом к духовенству, как уже сказано выше. г) По содержанию Стоглав для самого беглого взгляда заключает в себе много такого, что не относилось к определениям собора 1551 г., что обличает в нем сочинение частного лица. Напр. 1-я гл. предисловие к Стоглаву; 2-я гл. введение в Уложение с началом царской речи; в 3-й гл. продолжение царской речи и удивление собора; в 4-й гл. – новая речь царя; в 5-й гл. царские вопросы; 6-я гл., с которой начинаются ответы на царские вопросы, начинается опять и притом странным: «Некогда вниде в слухы боговенчаннаго царя.... Он же вскоре повеле исписати... И вда на соборе». Если Стоглав о происходившем в 1551 г. говорит: «некогда вниде», то тут говорит не действующее лице собора 1551 г., тем более что и собор выставляется делом прошлого времени. В гл. 98 совещание митрополита Макария с царем, бывшее в 1550 г., следовательно, не принадлежавшее к собору 1551 г. В гл. 101 другое такое же дело – совещание митрополита с царем о церковных вотчинах, бывшее 21 мая 1551 г. Наконец, о предмете иных глав вовсе и помину нет в царских вопросах, тогда как собор отвечает на вопросы царя. V. Жизнь христианская

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Божественные книги, – говорилось на соборе, – писцы пишут с неправленных переводов, а написав не правят же. Опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые; и по тем книгам в церквах Божиих чтут и поют, и учатся и пишут с них...» 29 . По поводу этих неисправных книг Стоглав дал (27-я гл.) протопопам, старейшим священникам и избранным священникам такое распоряжение: «... а которые будут святыя книги евангелие и апостолы и псалтыри и прочая книги в коейждо церкви обрящете неправлено и описливы, и вы бы те все святыя книги с добрых переводов справливали соборне занеже священныя правила о том запрещают и не повелевают неправленных книг в церковь вносити, ниже по них пети» 30 . Стоглав при этом не указывает, где справщикам взять эти добрые переводы и каким критерием они могут пользоваться при определении качеств этих переводов. В области благих пожеланий остается и постановление (28-я гл.) Стоглава о том, чтобы эти же протопопы, старейшие и избранные священники следили, чтобы писцы переписывали священные книги с «добрых переводов», а переписанное подвергали правке и только после правки пускали их в продажу. Обнаруженные в продаже неправленные книги подлежали изъятию и, после правки, должны были отдаваться в церкви, не имеющие достаточного комплекта церковно-богослужебных книг 31 . Большое внимание уделял Стоглав иконописанию 32 . Он потребовал (43-я гл.), чтобы иконописцы отличались высоконравственной жизнью и с благоговением выполняли свою работу и «с превеликим тщанием» писали образ Христа Спасителя, Богоматери и святых, «смотря на образ древних живописцев», и «с добрых образцов». Строгой жизни и искусных живописцев Стоглав поручает особому вниманию епископов. Таким высоконравственным и искусным живописцам Стоглав разрешает иметь у себя учеников. Навыкший в иконописном деле ученик представляет образец своей работы епископу, который, на основании ее и при наличии положительных данных о жизни молодого живописца, предоставляет ему право самостоятельно заниматься иконописанием. Но если мастер даст о своем ученике неверные и пристрастные положительные сведения, то он будет подлежать запрещению, а ученику будет запрещено заниматься иконописанием. Если мастер, по зависти или боясь конкуренции, о своем ученике представит неверные отрицательные данные и это будет обнаружено, то он будет подлежать запрещению, а ученик получит достойную для него честь. Иконописцам самоучкам, которые пишут иконы «не учася, самовольством и самоволкою и не по образу», Стоглав повелевает поучиться у хороших мастеров и только в случае обнаружения успехов разрешает продолжать свое дело. Вообще же Стоглав требует, чтобы «гораздые» иконописцы и их ученики писали «с древних образцов, а от самосмышления бы своими догадками Божества не описывали» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

б) Кирилова, Цветущее состояние российского государства (изд. Погодина 1831 г.) в) церковно-историческое описание епархии харьковской (изд. 1852 г.) г) минской арх. Никанора, изд. 1864 г. д) смоленской (изд. 1864 г.) е) тамбовской прот. Хитрова (изд. 1861 г.) ж) калужской (чтениях обществе и древностей российских 1863 кн. 1). 3) Исследование о древней области вятичей и сведения о рязанской епархии“ (ibid 1862 кн. II, 1863 кн. IV) и) Об упраздненных монастырях курской губернии (Временник 1857 г. XXV) й) Историческое описание воронежской губернии Е. Болховитинова (изд. 1801 г.; в) историко-статистический обзор ростовско-ярославской епархия Крылова (изд. 1860 г.) к) Новгородской сборник I–V (1865–6 гг.) л) История княжества псковского (изд. 1828 г.) н) Топографическое описание черниговского наместничества Шафонского (изд. 1786 г.) о) Костромской календарь на 1871 год. в) Описание Киево-Софийского собора (изд. 1825 г.) Р) Подробное историческое и археологическое описание Москвы Мартынова (изд. 1865 г.) с) Описание Киева Закревского (изд. 1868 г.) т) Археологическое описание церковных древностей в Новгороде арх. Макария (изд. 1860 г.) у) Памятная книжка костромской епархия на 1868 год Самарянова, ф) Статистическое описание соборов и церквей костромской епархии Беляева (изд. 1863 г.) x) Историко-статистическое описание города Старой-Руссы (изд. 1866 г.) ц) церковно историческое описание владимирских достопамятностей Иоасафа (изд. 1860 г.) ч) История о город Курск (изд. 1792 г.) ш) древности и святыни Новгорода, и Пскова, Ростова великого –. Графа М. В. Толстого и) Географическое, историческое и статистическое описание соловецкого монастыря Досифея (изд. 1836 г.) ъ) Историческое описание троицко-сергиевой лавры, ы) Саввино-сторожевского монастыря С. И. Смирнова (изд. 1876 г.) ь) Козельская оптина пустынь (изд. 1862 г. 15) Валаамский монастырь (изд. 1864 г.) э) Брянский свенский монастырь Иерофея (изд. 1866 г.) ю) Паломник киевский (изд. 1864 г.) я) Описание белевской сабынской пустыни (изд. 1865 г.) ϒ) Описание осташковского житейного монастыря (изд. 1866 г.) ) Описание тотемского спасо-суморина монастыря (изд. 1856 г.) ß) Описание псковского печерского монастыря (изд. 1860 г.) ) (писание каменского успенского женского монастыря (изд. 1863 г.) Ω) Описание козелецкого георгиевского мужеского монастыря (изд. 1862 г.) ) Историко-статистические очерки золотоношского женского монастыря Думираникова (1859 г.). ) описание ымского Антониева монастыря (1861 г.), β) А. Филарета. Русские святые. ) словарь исторический о святых росс. церкви ) Семенова географический словарь России (I–III) µ) Ратшина, полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России, ) Полное собрание законов российской Империи, ý) отдельные епарх. вед. вологодских, киевских, волынских и проч. за разные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010