Й. опубликовал большое число средневек. серб. лит. памятников, прежде всего апокрифов и житий, по рукописям, хранящимся в собрании Сербии и Черногории, а также Австрии, Афона, Болгарии и Румынии. Из памятников агиографии помимо сочинений патриарха Печского Паисия (Яневаца) и св. Саввы Сербского Й. издал «Похвальное и историческое слово» деспоту Стефану Штиляновичу (Похвално и повесно слово деспоту Стефану ucmopuja. Београд, 1978. Год. 10. Бр. 38. С. 335-377) и Житие прп. Петра Коришского ( Teoдocuje Хиландарац. Жumuje Петра Коришког//Там же. 1980. Год. 12. Бр. 48. С. 635-681). Им был подготовлен к изданию слав. текст сочинений св. серб. кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах; Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999), иером. Доментиана ( Дoмehmujah. Жumuje св. Саве/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001). Ряд публикаций Й. посвятил изданию и исследованию записей писцов и читателей на рукописях и старопечатных книгах XII-XVIII вв. са kojoм су студенички монаси путовали у Pycujy 1758/59 г.//Осам векова Студеница: Зб. радова. Београд, 1986. С. 241-245; Неки heoбjabлehu записи из старе збирке Народне библиотеке Cpбuje//АрхПр. 1996. Бр. 18. С. 219-227; В. као и проучаловац старих српских записа и натписа//АрхПр. 1997. Бр. 19. С. 323-382). Большое место в творчестве Й. занимает популяризация памятников средневек. серб. книжности и культурного наследия в целом. Им опубликованы переводы с церковнославянского на совр. серб. язык собрания сочинений патриарха Паисия ( Najcuje, nampujapx Сабрани списи. Београд 1993), ветхо- и новозаветных апокрифов (Апокрифи старозаветни: Према српским преписима. Београд, 2005; Апокрифи новозаветни. Београд, 2005), «Повести о Варлааме и Иосафе» (Варлаам и Joacaф. Београд, 2005), церковнослав. перевода укр. книжника иером. Самуила (Бакачича) книги о чудесах Пресв. Богородицы критского мон. Агапия Ланд(ос)а ( Aranuje Ландос Чуда Пресвете Богородице. Вршац, 2002 2), серб. описаний Св. Земли (Света у cpnckoj од XIII до kpaja XVIII в. Београд, 2007). Переводами на совр. сербский язык снабжены и многие подготовленные Й. публикации памятников на церковнославянский язык сербского извода. Й. составлены и опубликованы антология и хрестоматия древнесерб. лит-ры (Стара српска Избор из Noeзuja, похвале, апокрифи. Београд, 1997; Стара српска Xpecmoмamuja. Београд, 2000). В связи с 800-летием монастыря Хиландар (1998) Й. подготовил по архивным материалам издание перевода Д. Костича древнейших Житий св. Симеона Сербского ( Св. Сава, Стефан Првовенчани. Жumuje св. Симеона/Прев.: Д. Kparyjebaц, 1997) и 2 сочинений по истории серб. монашества на Афоне иером. Саввы Хиландарца со своими послесловиями ( Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на С. Калик. Београд, 1997; Он же. Типикарница св. Саве у Kapeju. Торонто, 2000).

http://pravenc.ru/text/1238009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЛЕВО Дулево [серб. жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится у с. Куляче, близ Будвы, на высоте 450 м над уровнем моря. По преданию, мон-рь был основан в сер. XIV в. в память о воинах царя Стефана Душана , умерших здесь от чумы. Был приходом (метохом) мон-ря Дечаны , послушники Д. после пострига часто переходили в этот мон-рь. 1-е письменное упоминание о Д. относится к 1677 г., когда в мон-ре состоялся собор представителей рода Паштровичей, покровителей обители, для избрания игумена. Здесь в сер. XVII в. принял постриг буд. Печский патриарх Арсений III (Черноевич) . После разрушения в 1694 г. мон-ря Тврдош часть его братии перебралась в Д., остальные поселились в мон-ре Савина , и до сер. XIX в. обители поддерживали отношения. В 1785 г., во время похода скадарского паши Махмуда Бушатли, Д. был сожжен турками, но уже на следующий год восстановлен при участии рус. послушника из соседнего мон-ря Прасквица Егора Строганова (впосл. был похоронен в Д.). Он же каменными плитами выложил тропу от Д. мимо Прасквицы к морю, к-рая стала кратчайшим путем в Цетине. Обитель кормила проходивших путников. Во время первой мировой войны австро-венг. военные ограбили Д. и увезли колокол. В годы второй мировой войны в стенах обители располагался штаб партизанского отряда «Стефан Штилянович». Д. перестал действовать в 1942 г., после смерти архим. Дионисия (Миковича), церковного писателя и историка. При землетрясении 1979 г. рухнул притвор церкви, но вскоре храм был полностью восстановлен. В нач. 90-х гг. ХХ в. игум. мон-ря Прасквица Борис (Кажинегра) возобновил Д., после 2002 г. обитель стала женской. Настоятельница - мон. Ангелина (Трифунович). Церковь в Д.- однонефное строение из тесаного камня (14,5×4,5 м), перекрытое готическим сводом над старой частью храма и полуциркулярным - над остальной. С зап. стороны примыкает удлиненная припрата с полукруглым в плане крыльцом, с вост.- полукруглая апсида. Над зап. фасадом поставлена звонница с колоколом, а на его стене расположена крестообразная розета, вписанная в профилированный прямоугольник, к-рая была выполнена, согласно надписи, в 1924 г. мастером Андреем Кулячей. Старая часть строения снаружи оштукатурена. С сев. и юж. сторон видны следы утраченных ныне пристроек. Пол церкви покрыт каменными плитами, под к-рыми находились могилы. Сохранились надгробия Егора Строганова и архим. Дионисия (Миковича). Амвон выложен красным и белым камнем в виде розетки.

http://pravenc.ru/text/180570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСАВЕТА (Штилянович, † 1546), прп. (пам. 4 окт.), серб. кн. Главным источником сведений о Е. является краткое жизнеописание ее супруга, кн. св. (деспота) Стефана Штиляновича , составленное патриархом Печским Паисием (Яневацем) в 1632 г., после поклонения мощам св. князя в мон-ре Шишатовац. Время и место рождения Е. (в миру Елена) неизвестны. Повесть сообщает, что она была дочерью благочестивых и знатных родителей. Неизвестно, когда и где она вышла замуж за Стефана Штиляновича, представителя приморского рода Паштровичей. Она жила в резиденции в с. Морович и помогала мужу управлять землями в Среме и Славонии, к-рые он получил после смерти деспота Иоанна Бранковича (1502). По преданию, Е. участвовала в основании мон-ря Кувеждин (ок. 1520). В 1536 г., после захвата Славонии турками, вместе с мужем бежала за р. Драва в Шиклош. Именно по просьбе Е. деспот Стефан во время голода раздал княжеские запасы пшеницы сербам. Похоронив мужа (после 1540), из-за преследований со стороны турок она бежала на нем. земли, но, узнав, что мощи супруга обрели нетленными (ок. 1544), приехала для поклонения им в мон-рь Шишатовац. Испытав духовное потрясение, она решила принять монашеский постриг с именем Елисавета и 3 года прожила в одном из жен. мон-рей близ Шишатоваца, вероятно в Петковице, основание к-рой ей приписывает предание. Была похоронена в монастыре Шишатовац в припрате храма близ местоположения мощей супруга. 26 мая 1780 г. еп. Вршацкий Викентий (Попович) обернул мощи Е. в покрывало и вместе с мощами ее супруга положил в новый ковчег ( С. Збирка рукописа манастира Кувеждина, Шишатовца и Гргетега. Београд, 1951. С. 77). Совместное почитание супругов распространилось в областях Срем, Баранья и Славония. В повести патриарх Паисий именует Е. «блаженная», а в службе кн. св. Стефану, составленной в 1675 г. в мон-ре Хопово мон. Петронием по просьбе мон. Ефрема из мон-ря Шишатовац, Е. прославляется как «благоверная супружница», к-рая увидела славу своего супруга и ему поклонилась. Супругам посвящен храм в с. Каранац близ г. Осиек (Хорватия), построенный в 1991 г.

http://pravenc.ru/text/189823.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Штилянович, князь - житие Святые сербские князья блаженный Стефан и преподобная Елена (Елисавета) Штиляновичи. Празднование 4 октября/17 октября. Святой князь (деспот) Стефан Штилянович происходил из рода Паштровичей, из черногорского Приморья. По просьбе своих родственников он покинул родные края и переселился на север сербских земель в Срем, где и стал сербским деспотом. Время и место рождения его супруги святой преподобной княгини Елены (Елисаветы в монашестве) неизвестны. Главным источником сведений о ней и ее муже является краткое жизнеописание князя Стефана, составленное патриархом Печским Паисием (Яневацем) в 1632 г., после поклонения мощам святого князя в монастыре Шишатовац. Повесть сообщает, что Елена была дочерью знатных и благочестивых родителей. Неизвестно также и когда она вышла замуж за Стефана Штиляновича. Известно, что супруги жили в резиденции в с. Морович; княгиня активно помогала мужу управлять землями в Среме и Славонии, которые он получил в наследство после смерти деспота Иоанна Бранковича (1502). По преданию, Елена также участвовала в основании монастыря Кувеждин (ок. 1520). Князь Стефан мужественно боролся против турок, которые стремились все больше распространить свое владычество на север и жестоко притесняли и грабили христианское население. В 1536 г. после захвата Славонии турками князь с княгиней вынуждены были бежать в Шиклош за р. Драва и обосноваться там. Супруги никогда не забывали о милостыне и молитве, благотворили неимущим и страждущим. Так, во время сильного голода по просьбе жены князь Стефан без сожаления раздал княжеские запасы пшеницы голодающим сербам. Пожив так честно и богоугодно, блаженный Стефан мирно преселился ко Господу (после 1540 г.) и был погребен своей супругой Еленой и всем православным народом на горе Бунтир. Похоронив мужа, из-за преследований со стороны турок, княгиня Елена вскоре бежала «на немецкие земли», но, узнав, что мощи блаженного Стефана обретены нетленными (произошло это около 1544 г.) вернулась и прибыла в монастырь Шишатовац для поклонения им.

http://pravicon.com/info-3653

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из мало известных в русской традиции святых была святая Елена Штилянович. День памяти святой приходится на   4/17 октября . Елена Штилянович, или преподобная Елисавета, была супругой сербского князя Стефана Штиляновича. Она жила в ту пору, когда Сербия фактически утратила свою самостоятельность, и многие сербские князья становились вассалами могущественных иноверных правителей, управляя территориями, объединявшимися в так называемые деспотовины. Одним из таких правителей-деспотов и был святой князь Стефан Штилянович. О Елене сохранилось мало письменных свидетельств. Нет точных сведений о том, имела ли она со своим супругом Стефаном детей. Однако сербские историки и агиографы сообщают о некоем известном сербе Павле Штиляновиче, который защищал венгерскую границу от турок и которого император Максимилиан в сентябре 1573 года назвал «военным заповедником». Тем не менее доподлинно неизвестно, был ли Павел сыном или внуком Стефана и Елены или просто их близким родственником. Сведения о Елене можно найти в «Историческом слове святого и праведного Стефана Штиляновича», где о ней говорится как о благочестивой и добродетельной жене, которая склоняла своего мужа к богоугодным делам. После смерти князя Стефана княгиня Елена бежала от турок в германские земли. Услышав о том, что Бог чудесным образом прославил в лике святых ее супруга, она решила приехать и поклониться его мощам. При этом Елена была уже в преклонных летах: в каноне ее мужу говорится, что решилась она на этот путь, «тяжесть старости отвергнув и вознеся Богу благодарение». Так она приехала в монастырь Шишатовац, где покоились мощи ее супруга. Здесь она решила принять монашеский постриг с именем Елисавета.

http://pravoslavie.ru/134660.html

Церковь апостола Фомы (Бечичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь апостола Фомы — приходской храм митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви, расположен в поселке Бечичи, Черногории. Содержание История [ править править код ] Несмотря на то, что Бечичи – это прежде всего курортный поселок, предназначенный для пляжного отдыха, здесь можно встретить одну достопримечательность с многовековой историей. Недалеко от пляжа, на вершине небольшого холма, в тихом и живописном месте среди вековых сосен и густых кипарисов, возвышаясь над побережьем Адриатического моря и пляжем Бечичи, находится церковь в честь святого апостола Фомы. Исторические источники сообщают, что церковь в этом месте была построена в XVI веке. Изначальное здание и последующие сооружения не сохранились, а современная церковь была построена на фундаменте старой церкви в 1910 г. Она выполнена в характерном для данного региона архитектурном стиле. Раньше церковь носила имя Стефана Штильяновича , последнего Паштровского князя, сербского деспота и святого, который родился в непосредственной близости от этого места. Стефан Штилянович , будучи сербским князем (деспотом), прославился не только борьбой против турок, но и, как его жена Елена , христианским благочестием. Они распространяли и укрепляли православие в сербских землях, занимались благотворительностью, помогали в строительстве церквей и монастырей на территории современной Сербии, например, знаменитого Кувеждинского монастыря , который входит сейчас в список памятников культуры исключительного значения этой страны. На данный момент церковь является единственной местной достопримечательностью, имеющей такой возраст. На территории храма есть небольшая смотровая площадка, церковная лавка и освящённый источник с целебной ключевой водой. Рядом с храмом находится родовой склеп Давидовичей, о чем указывает надпись на склепе. Святыни [ править править код ] В церкви святого апостола Фомы хранится чтимая икона и частица мощей святого Стефана Штильяновича , которые в 2007 году были принесены из Белграда. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_апосто...

Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в. Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в. После кончины блгв. Стефана в 1427 г. и перехода власти к его племяннику из династии Бранковичей Б. с Мачвой вновь возвратились во владение венгров. И хотя столица Сербского гос-ва была перенесена в Смедерево, Белградская митрополия продолжала оставаться средоточием серб. церковной жизни. В 1458 г. умер последний деспот, поставленный в К-поле, а в 1459 г. под ударами турок пало Сербское гос-во. В юж. областях Венгрии серб. население было столь многочисленным, что кор. Матьяш Хуньяди, признававший Сербскую Церковь в своем гос-ве, смог восстановить и серб. государственность, передав в 1471 г. управление ею Вуку из династии Бранковичей по прозванию Змей огненный. Через год после смерти последнего, в 1486 г., венг. король вызвал вдову св. блгв. Стефана Слепого блгв. Ангелину , чьи сыновья св. Иоанн Новый и Георгий получили титулы деспотов. Со смертью кор. Матьяша дарованные им права и льготы сербам, особенно в церковном отношении, стали предметом нареканий со стороны католиков и светских властей, однако деспот Георгий (принявший между 1497 и 1499 постриг с именем Максим ) твердо защищал право сербов исповедовать правосл. веру. После кончины в 1502 г. св. блгв. деспота Иоанна венг. король тщетно предлагал иером. Максиму принять управление серб. деспотовиной, однако он с матерью покинули Венгрию, и в 1505 г. в Валахии Максим был поставлен митрополитом Унгро-Влахийским. Вскоре они возвратились в Срем и основали при содействии рус. вел. кн. Василия Иоанновича и валашского воеводы Нягое Басараба мон-рь Крушедол , где нашли упокоение мощи династии Бранковичей. Свт. Максим провозгласил Крушедол престолом обновленной Сремской епархии, однако до его смерти в 1516 г. строительство мон-ря еще не было завершено, и, будучи с 1513 г. митрополитом Белградским и «во всей Сремской земле» (возможно, и во всей Венгрии), он имел резиденцию в Успенском мон-ре в Б. Следующими правителями Сремско-Белградской деспотовины стали св. блгв. Стефан Штилянович с супругой Еленой (в иночестве - Елисавета ).

http://pravenc.ru/text/77876.html

После начала второй мировой войны выступил инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей», к-рый был передан военному командованию Сербии. Участвовал в акциях помощи беженцам, заключенным лагерей. Особое внимание уделял спасению серб. святынь из мест военных действий. 13-14 апр. 1942 г. перенес мощи св. кн. Лазаря из мон-ря Врдник, св. царя Уроша (см. Стефан Урош V ) из мон-ря Язак и св. кн. Стефана Штиляновича из мон-ря Шишатовац в соборную церковь Белграда, чем спас их от уничтожения. По окончании войны по предложению Г. была создана комиссия из представителей церковных и гос. властей по регистрации и возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из серб. церквей и мон-рей на территории Независимого государства Хорватия и перенесенных в Загреб. В результате работы комиссии в апр. 1946 г. в Белград прибыли 11 вагонов с изъятыми в годы войны церковными предметами. Нек-рые из предметов были возвращены в церкви, где они находились до войны, часть предметов, в т. ч. собрание рукописей XV-XIX вв., была передана в Музей сербов в Хорватии (Загреб), к-рый в 1964 г. вошел в состав Исторического музея. Большинство возвращенных предметов было размещено в здании Патриархии. В кон. 1944 г. суд чести Белградского ун-та потребовал от Г. отчета о его деятельности во время нем. оккупации и 3 апр. 1945 г. принял решение об увольнении его из ун-та. В сент. 1945 г. Народный комитет 1-го района Белграда лишил Г. избирательного голоса, Гос. комиссия по расследованию преступлений оккупантов и их сообщников завела на Г. досье, в к-ром фигурировало 24 материала с общим обвинением в пособничестве «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в сфере культуры». В последние годы жизни Г. работал в музее СПЦ и Патриаршей б-ке, иногда сотрудничал с Сербской АН, Археологическим ин-том. 1 июня 1955 г. Сербский Патриарх Викентий (Проданов) в сослужении 10 епископов, 12 священников и 2 диаконов совершил отпевание Г. Первоначально он был похоронен на Новом кладбище в Белграде. 11 нояб. 1992 г. останки Г. и его супруги Милицы были перезахоронены в мон-ре Гргетег.

http://pravenc.ru/text/168207.html

При участии русского послушника из соседнего монастыря Прасквица Егора Строганова монастырь был восстановлен на следующий год, им же была выложена каменными плитами тропа от Дульева к морю, которая стала кратчайшим путём в Цетинье. Во время Первой мировой войны австро-венгерские военные ограбили монастырь и увезли с собой уникальный большой колокол особого звучания. Монахами в этом монастыре были многие из племени Паштровичей, а некоторые из них были игуменами, как и знаменитый отец Даниил (Каженегра) (+1820), который заслужил особое признание как второй основатель обители. Во время Второй мировой войны на территории монастыря располагался штаб партизанского отряда «Штефан Штилянович». Тогда недалеко от монастыря был убит о. Варнава Бучен (1896-1942 гг.), которому было нанесено сорок шесть ножевых ранений. Мученическую смерть за любовь ко Господу здесь приняли и две монахини: Гордана и Стоянка. Игуменом монастыря Дулево какое-то время был церковный писатель и историк – архимандрит Дионисий Микович (†1 июня 1942 г.). После войны заботу о монастыре взял на себя настоятель монастыря Прасквица Борис Каженегра (он скончался в 1979 году), а после землетрясения в 1979 году попечение о монастыре Дульево было возложено на о. Димитрия Лакича, нового игумена Прасквицы . При землетрясении в 1979 году рухнул притвор церкви и открылись средневековые фрески двух основателей монастыря из царской династии Неманичей. Они размещены в юго-западной части храма. Образ первомученника и архидиякона Стефана написан на южной стороне юго-западного пилястра, образы двух монархов — на западной части южной стены. Святой Стефан написан в дьяконском стихаре с кадилом в руках в благодарственном повороте к основателям монастыря: первому сербскому королю Стефану Урошу III Дечанскому (+1331) и его сыну, молодому королю Стефану Душану (1308—1355). Портреты в церкви святого Стефана написаны примерно в 1340 году. В алтаре изображены архиереи, святые великомученики Георгий и Димитрий, в наосе — святители и святые воины, в верхних зонах написан цикл великих праздников. В церкви сохранилось два слоя живописи. Авторы фресок были членами одной из артелей, вероятно из Котора, в живописи заметно совмещение византийских и западных традиций.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010