В кон. 70-х гг. XVI в. М. решил возглавить Владимиро-Волынскую епархию . Он добился того, что престарелый еп. Феодосий (Лозовский) отказался от кафедры и кор. Стефан Баторий 23 дек. 1579 г. дал М. жалованную грамоту на управление этой епархией, сохранив за ним пост киево-печерского архимандрита. Однако задуманный план не удалось осуществить. Хотя 16 апр. 1580 г. М. был введен в управление имуществом епархии, но уже в кон. месяца он передал в пожизненное владение еп. Феодосию Владимиро-Волынскую кафедру вместе с ее имениями, взяв плату за аренду. Управлять епархией М. начал весной 1589 г., после смерти еп. Феодосия. Летом 1589 г. из Москвы в Речь Посполиту приехал К-польский патриарх Иеремия II Транос и занялся устройством дел в Западнорусской митрополии. Одним из результатов его поездки стала смена Киевского митрополита. 27 июля 1589 г. королевскую грамоту на митрополичий престол получил Михаил (Рагоза) , начинавший свою карьеру «дворным писарем» кн. Богуша Корецкого, с к-рым была тесно связана семья Хребтовичей. Возможно, это как-то повлияло на дружественные, близкие отношения нового митрополита и Владимиро-Волынского епископа. Во время путешествия патриарха Иеремии М. встречался с ним и получил от него «прощение и благословение». Он сопровождал патриарха до его отъезда и скрепил своей подписью решение от 13 нояб. 1589 г. об освобождении Львовского Успенского братства от власти местного епископа. По-видимому, перед отъездом патриарх сделал М. «прототронием» - первым среди епископов Киевской митрополии после митрополита. В документах последующего времени М. упоминается в этом звании, а его подпись помещается сразу после подписи митрополита. Очевидно, патриарх отводил ему важную роль в жизни Киевской митрополии. О собственных планах М. известно из обнародованных им в 1590 г. фальсификатов - грамот Киево-Печерскому мон-рю кн. Андрея Боголюбского и К-польского патриарха Максима. В 1-й грамоте говорилось о пожаловании мон-рю Василёва на Стугне и о передаче под власть печерского архимандрита ряда обителей (киевского Николо-Пустынского мон-ря и др.). В этих грамотах отразились планы М., направленные на усиление роли Киево-Печерского мон-ря в жизни Киевской земли и соседних территорий. Вторая грамота превращала мон-рь в патриаршую ставропигию. Патриарх под угрозой анафемы и проклятия предписывал «ничим не вступатися митрополитом Киевским, а ни клириком софейским»; митрополит мог только участвовать в совершении литургии в мон-ре по приглашению старцев. В 1592 г. М. добился подтверждения этих документов патриархом Иеремией. Вероятно, М. не без основания считал, что митрополит, заинтересованный в поддержке со стороны Владимиро-Волынского епископа, не будет протестовать против таких действий.

http://pravenc.ru/text/2562846.html

Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в. XII в. Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115 Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

четв. XI в. при волынском кн. Ярополке (Петре) Изяславиче : в 1078-1086 гг. (А. Н. Поппе , Я. Н. Щапов ) или в 1089-1091 гг. (М. Д. Присёлков ). Первая из этих датировок исходит из того, что свт. Стефан, игум. Киево-Печерского мон-ря после прп. Феодосия , упомянут в качестве «епискупа в Володимирьскую волость» уже в Житии прп. Феодосия Печерского, к-рое было написано прп. Нестором , согласно наиболее распространенной гипотезе, в 80-х гг. XI в. Однако эту датировку нельзя считать вполне доказанной (см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//Древнейшие гос-ва Вост. Европы, 2001 г. М., 2003. С. 173-277). Датировка 1089-1091 гг. основана на том наблюдении, что свт. Стефан, упоминаемый как епископ при перенесении мощей прп. Феодосия в авг. 1091 г., не значится среди епископов, присутствовавших на освящении Успенского собора Печерского мон-ря 14 авг. 1089 г. Однако отсутствие Стефана Волынского на печерских торжествах 1089 г. могло иметь свои причины. Тесная связь между еп. Стефаном и волынским кн. Давыдом Игоревичем (1086-1099; † 1112), к-рый в 1109 г. завершил строительство собора в основанном свт. Стефаном на Клове под Киевом мон-ре в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (в этом мон-ре князь был впосл. похоронен), подсказывает, что поставление Стефана могло состояться в княжение Давыда и по его инициативе, напр., ок. 1086 или 1088 г., когда Волынская и Туровская волости, бывшие под властью Ярополка Изяславича, оказались разделены. Об этом же говорит и каталог Владимиро-Волынских епископов, сохранившийся в позднем (XVIII в.) лат. списке из б-ки униатской Перемышльской епископии, но заимствованный из какого-то более раннего источника. В нем перед Стефаном значатся Иоанн, Антоний, Anythi (?), Codrius (?), Илия, а после - Симеон, Феодор, Лаврентий, Прокопий, Антоний, Иоасаф, Василий, Никифор, Косма ( Петрушевич А. С. О соборной Богородицкой церкви и святителях в Галиче//Галицкий ист. сб. Львов, 1853. Вып. 1. С. 145. Примеч.). Данные этого каталога, составленного без опоры на летописи, не противоречат летописным свидетельствам, согласно к-рым известны следующие Владимиро-Волынские епископы XII в.: свт.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Земля Волынская просвещена была святым крещением еще при св. равноапостольном великом князе Владимире, которому предание приписывает и построение первых храмов во Владимире Волынском. Несмотря на обилие древних памятников на Волыни, нельзя, однако, указать ни одного, который с достоверностью можно было бы отнести к эпохе св. Владимира. Распространяя новую веру христианскую, Владимир «повел рубити церкви» – очевидно деревянные, недолговечные. Только Десятинный храм в Киеве, как первая всенародная святыня, воздвигнут был каменный, со всевозможным великолепием, греческими зодчими. При св. Владимире была на Волыни учреждена и епископская кафедра в г. Владимире Волынском в 992 г., с подчинением её Киевскому митрополиту, и первым епископом Владимиро-Волынским был Стефан С XI века летописи упоминают о многих городах Волынских, в которых было много храмов Божиих и процветало благочестие и христианское просвещение, а Волынская летопись, известная под именем Ипатьевской, служит непререкаемым свидетельством значительной степени просвещения на Волыни в древний, до-монгольский период её истории. Свидетельством благочестия и высоты духовно-нравственной жизни в пределах древней Волынской земли, в первые три века по насаждении в ней христианства, служит то, что на пространстве нынешней Волынской епархии, в течение 300 лет со времени кончины святого Владимира, просиял святостью жизни целый сонм благочестивых мужей, преподобных и святых угодников Божиих из князей, святителей и иноков, каковы, напр., св. Ярополк Изяславич, князь Владимиро-Волынский († 1086 г.), преподобный Стефан II, епископ Волынский († 1094 г.), святой Амфилохий Печерский, епископ Волынский (у 1122 г.) , преподобный Никола Святоша, в мире Святослав Давидович, князь Луцкий († 1142 г.) и др. Многие князья, святители и иноки соревновали между собою в устроении церквей, монастырей, святительских кафедр, в книжном обучении, списывании книг, заведении библиотек и в переводах на церковно-славянский язык христианской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086 Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в.   XII в.   Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); преподобный Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094); преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский († 1460); святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская († 1546); преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский († 1651); и святой преподобномученик Макарин, архимандрит Овручский († 1678). Правда из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. 4 Из остальных святых угодников преподобный Феодор, например, покоится в Киеве в дальних пещерах, 5 там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. 6 блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимира-Волынского то же перевезен в Киев для погребения, и там положен в церкви святых апостолов Петра и Павла, которую сам создал. 7 Что касается преподобномученика Макария Овручского, то мощи его еще далее, – именно в Переяславле, Полтавской губернии, где и поныне открыто почивают в каменном храме Вознесенского Переяславского монастыря, благоговейно чтимые соседними обитателями Полтавской, Черниговской и других ближайших губерний. 8 И это обстоятельство, к сожалению, долго было причиною того, что многие из этих святых, особенно в период латино-униатского и польского преобладания в пределах западной России, почти вовсе неизвестны были на Волыни. Но какие пределы пространства и времени в состоянии разрушить то внутреннее, духовное родство, которое находится между этими святыми и землею Волынскою, вследствие их происхождения из Волыни, непосредственного, кровного родства с её обитателями и жизни их, проведенной в пределах Волынских на служении Господу, церкви и родине? Иначе, в самом деле, как, если не угодниками Волынскими, назовете вы преподобного Феодора Острожского, или блаженного Макария Овручского, которые и родились на Волыни, – один от родовитых князей Волынских-Острожских (около 1366 года), другой от здешней Волынской фамилии – Токаревских (около 1620 года), 9 и большую часть своей жизни провели на земле Волынской, и только вследствие особых церковных и политических обстоятельств своего времени удалились из своей родины, чтобы окончить жизнь свою вне её – один в звании инока Печерского, а другой в качестве изгнанника, спасающегося от насилий и преследований латино-униатских, но к несчастию, сделавшегося жертвою других врагов, не менее опасных в его время, т.е. татар, от которых потом положил и живот свой в пределах южной России, в городе Каневе, нынешней Киевской губернии? 10

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По Н.Д. Девятисотлетие… с. 26. числится в сомнительных кроме того, им же в числе сомнительных упоминаются еще и следующие Владимиро-Волынские владыки: Аникита, XI в.; Антоний, XIII в., по-видимому, тот, что упоминается у нас после Прокопия); Васвасиан (?) XV в.; Геласий, XI в. (по-видимому, тот, что упом. у нас перед Св. Стефаном); Коприй, XI в. (по-видимому, тот, что упом. у нас как Кодриус); Лаврентий, XIII в. (по-видимому, тот, что упом. у нас после Феодора Скопца); Мартиниан, XV в. (по-видимому, тот, что упом. у нас между двумя Вассианами); Прокопий XIII в. (по-видимому, тот, что упом. у нас после Лаврентия). 747 Никоновская лет. сообщает: «Въ лто 6500/992 Того же лта постави Леонтъ, митрополитъ Kiebckiй и всея Руси въ Володимерь Стефана…» (ПСРЛ. Т. 9. С. 65). 748 До поставления во епископы – игумен Киево-Печерского, преемник преп. Феодосия. Упоминается в Лаврентьевской лет. при перенесении мощей преп. Феодосия в 1091 г. «на другъуи же день собрашас пископи фрмъ Стеанъ Володимерьскъуи Черниговьскъуи Маринъ Гоургевьскии игумени всхъ манастъуревъ с черноризци придоша и людье благоврнии и взша мощ еадосьевъу» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211–212.) (На следующий день собрались епископы – Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский. игумены от всех монастырей с монахами и люди благоверные собрались и взяли мощи Феодосиевы.) Упоминается епископом Суздальским Симоном в перечислении архиереев-выходцев из Киево-Печерского монастыря (Киево-Печерский патерик//Древнерусские патерики. M., 1999. С. 21). О его кончине в Лаврентьевской лет. говорится: «В лто 1094. В сеже лто преставис епископъ Володимерскъуи Стеанъ месяца април въ кз днь въ часъ s нощи Бъувъ преже игуменъ Печерьскому манастъурю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 226). (В год 1094. В этот же год преставился епископ Владимирский Стефан 27 апреля в шестой час ночи. Был он прежде игуменом Печерского монастыря.) В Ипатьевской лет. указана иная дата кончины – 6603 (1095) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 218). Память – 27.04.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яко звезду превелию, Церковь, имущи днесь Богоглаголиваго Симеона,/световодится, зовущи://радуйся, мучеников честный венче. преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому Тропарь преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 8 Учению повинуяся Богоноснаго Феодосия,/поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду,/еже добре пасый,/церковь Богородицы, волею Тоя основанную чудне,/совершил еси благолепно,/приснопамятне Стефане,//в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость. Ин тропарь преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 2 Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/и истинный жития его подражатель,/первый по нем бремя настоятельства понесый,/темже и мощей его честных самовидец быти сподобился еси,/яже с прочими святолепно принес,/наследил еси с темже Царство Небесное,/Еже получити и нам, чтущим тя, Стефане,//Господеви молися. Ин тропарь преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Волынския паствы светильниче,/архиереев Богодухновенное удобрение,/Стефане премудре,/ученьми своими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 6 Завидя враг честному ти житию,/изринул тя бяше злокознством своим от начальства паствы,/но ты, изгнан быв,/и на ином месте церковь Богородицы воздвигл еси,/за что и Та саном почте тя архиерейства,/в нейже ты добре упас врученная ти овцы,/прейде во веселии ко Христу, Стефане,//Емуже молися о нас, рабех твоих. Ин кондак преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 4 Стефан, исполнь веры и благочестия,/совершитель Богом основанныя церкве Печерския,/днесь, яко великое светило, всем возсия,/Христово стадо богоугодно упас/в неусыпных стражех нощных./Егоже чтуще, приносим песнь/единому Тебе, Христу, всех Владыце,/моляще помиловати нас//того благоприятными молитвами. Ин кондак преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 1

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Кроме упомянутых Леонтия и Исаии Ростовских ставленниками И. были Новгородский еп. свт. Герман (ок. 1078), Черниговский еп. Иоанн (ок. 1085/86), а также, видимо, Белгородский еп. свт. Лука и Владимиро-Волынский еп. свт. Стефан . «Повесть временных лет» сохранила сведения об освящении И. некоторых церквей: Михайловского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре (1088) и Успенского собора в Киево-Печерском мон-ре (1089). В Киево-Печерском патерике (1-я треть XIII в.) рассказывается о том, что освящение Успенского собора сопровождалось мн. чудесными событиями. Долго не удавалось найти мастера, к-рый бы изготовил для храма каменную «трапезу», И. же не давал благословения на устроение «в такой великой церкви» деревянного престола. 13 авг. у алтарной преграды собора монахи нашли необъяснимым образом появившуюся там «дъску камену положену и столпцы на строение трапезе». Об этом сообщили митрополиту, и тот повелел на следующий день освятить храм. 14 авг. в Киево-Печерский мон-рь прибыли свт. Исаия Ростовский, епископы Иоанн Черниговский, Лука Белгородский и Антоний Юрьевский, извещенные ангелами о сослужении митрополиту. И. возглавил освящение Успенского собора, во время к-рого совершились «великие чудеса». Киевский летописец 90-х гг. XI в. в посмертной похвале И. вполне разделяет оценку почившего его племянником Феодором Продромом как «искусного в слове»: митрополит был «муж хытр книгам и ученью, милостив убогым и вдовицям, ласков же ко всякому богату и убогу, смерен же и кроток, молчалив, речист же книгами святыми, утешая печальныя, и сякого не бысть преже на Руси, ни по нем не будет сяк» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Древнерус. традиция приписывает И. неск. сочинений. Из достоверно принадлежащих И. относительно хорошо датируется послание к Римскому антипапе Клименту III - ок. 1085/86 г. (датировка послания 1088/89 несостоятельна). Не поддаются определенному хронологическому приурочению «Канонические ответы» (название, закрепившееся в историографии, в рукописях сочинение озаглавлено «Правила церковные»). С. Икономос приписывал И. греческие фрагменты об опресноках, следующие в рукописи (Vindob. Theol. gr. 288, XV в.) непосредственно за посланием к Клименту, на том основании, что в послании И. высказывал намерение написать особый труд на эту тему. Однако А. С. Павлов квалифицировал эти фрагменты как выписки из послания Антиохийского патриарха Петра III К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию и из «Слова на латин» Никиты Стифата , к-рые носят характер «схолий к какому-то сочинению об этом предмете, может быть, к подлежащему пункту в самом послании Иоанна» ( Павлов. 1878. С. 62). Текст не изучен, и вопрос остается открытым. Вряд ли основательны атрибуции И. древнейшей службы св. князьям Борису и Глебу (А. Поппе; ее составителем, по всей вероятности, был Киевский митр. Иоанн I ) и древнерус. перевода Синтагмы XIV титулов (Р. Г. Пихоя).

http://pravenc.ru/text/469572.html

Представители монашества, основатели монастырей сами служили примером любви к книгам. Авраамий Смоленский любил выбирать все из всех книг и списывал сам или посредством многих писцов 26 ; Стефан Пермский написал многие книги своей рукой и они сохранялись долго в его обители 27 ; Кирилл Белозерский занимался списыванием и заповедал своим ученикам ничего не держать в кельях, кроме книг 28 . В числе келейных занятий Иосифа Волоцкого было списывание книг, его преемник, игумен Даниил (впоследствии митрополит) много содействовал своим участием образованию монастырской библиотеки, а инок Герасим Черный постоянно занимался списыванием книг 29 . Старец нижегородский Печерского монастыря Павел Высокий (†1382), по отзыву летописца, был «великий философ», славился «многими рассудными беседами», писал много «книг учительных» (вероятно, писем, грамот, которые также назывались книгами) и рассылал их епископам 30 . В Великом Новгороде, пользовавшемся вначале киевскими писцами и книгами, благодаря покровительству князей и епископов, впоследствии возникла своя школа письма и, вследствие более благоприятных политических условий, наибольшее число сохранившихся рукописей приходится на долю Новгорода 31 . В особенности широкой деятельностью в этом отношении отличались два архиепископа -Моисей (1325–1359) и Алексей (1359–1389). Принимая во внимание отзывы летописей и житий о любви князей и епископов к книжному учению, Татищев значительно расширил известия о существовании в древнейший период многих училищ (при монастырях в княж. Ярослава Владимировича, с определением на них монастырских доходов) с греческим и латинским языками (в Смоленске при Романе Рост., о Ефреме, учившем греч. яз. в Новгороде 32 ), об училищах во Владимире волынском, в Галиче, и библиотек даже с большим количеством греческих книг (например, во Владимире при церкви св. Михаила училище с греческими учителями и библиотекой; более 1000 греческих книг у Константина Всеволодовича 33 ). Благодаря подобной заботливости о книгах в монастырях, при них возникают библиотеки, из которых были особенно замечательны на севере России: Троицко-Сергиевская, Кирилло-Белозерская, Ростовская, Чудовская (в Москве), Волоколамская, Соловецкая; менее значительные, в мон. Троицком-Павловском и Корнилиевом -вологодских; Саввино-Старожевском, Пафнутьевом-Боровском и др. 34 . Соловецкая библиотека своим возникновением обязана священно-иноку Досифею, который на собирание книг посвятил всю свою жизнь. Проживая случайно в Новгороде, он приискивал писцов и оттуда посылал книги 35 . § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010