ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОСТОЯНИЕ ЗАПАДНОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XVI И В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА Значение религиозной борьбы в Восточной Европе. – Мысль об унии. – Иезуиты: Скарга и Поссевин. – Западнорусские архиереи, аристократия, братства. – Поведение архиереев во Владимире, Луцке, Львове. – Братство Львовское. – Приезд константинопольского патриарха Иеремии в Западную Россию. – Киевский митрополит Онисифор; его свержение и поставление Михаила Рагозы. – Экзарх Терлецкий. – Смуты вследствие распоряжений Иеремии. – Брестский собор 1590 года. – Разрыв Терлецкого с князем Острожским; печальное его положение. – Терлецкий начинает дело об унии. – Переписка Львовского братства с константинопольским патриархом. – Ипатий Потей, епископ владимирский; письмо к нему князя Острожского об унии. – Терлецкий и Потей действуют заодно в пользу унии. – Брестский собор 1594 года. – Поведение Рагозы относительно унии; переписка его с Скуминым. – Переписка князя Острожского с Потеем. – Окружное послание князя Острожского против епископов. – Львовский епископ Балабан отделяется от Терлецкого и Потея, которые отправляются в Рим и от имени всего духовенства западнорусского признают папу главою церкви. – Король старается поддержать дело Терлецкого и Потея на Руси. – Брестский собор 1596 года. – Разделение западнорусской церкви на православную и униатскую и борьба между ними. – Послание Иоанна Вишенского. – Стефан Зизаний и сочинения, против него направленные. – Полемика по поводу Брестского собора. – Апокризис и его основные, положения; Перестрога. – Король в окружной грамоте излагает свой взгляд на Брестский собор. – Движение козаков: Косинский и Наливайко. – Дело патриаршего экзарха Никифора. – Переписка князя Острожского с папою. – Православные требуют к суду епископов-униатов. – Попытка православных соединиться с протестантами, чтоб вместе защищаться от католиков. – Потей назначен митрополитом после Рагозы и старается исторически доказать законность унии. – Мелетий Смотрицкий и его сочинения. – Речь депутата Древинского на сейме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Игумен Дамаскин (Орловский) Книга 5. Тверь, " Булат " , 2001 - 480 страниц. Тираж 15 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ ЯНВАРЬ 01.01 (14.01)   Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним пострадавшие священномученики Иоанн (Сульдин), Иоанн (Смирнов), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Александр (Иванов), Вячеслав (Инфатов), Василий (Витевский) и Иаков (Алферов)......   3 25.01 (07.02) Священномученик Алексей (Бельковский), архиепископ Великоустюжский................  20 Преподобномученик Никифор (Югов)...........  26 22.01 (04.02) Священномученик Евфимий (Тихонравов).......  31 30.01 (12.02) Мученик Стефан (Наливайко).................  35 ФЕВРАЛЬ 04.02 (17.02) Священномученик Николай (Кандауров)........  54 13.02 (26.02) Священномученики Зосима (Трубачев), Николай (Подьяков) и Виктор................  62 15.02 (28.02) Священномученики Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов)..........................  71 01.03 (14.03) Преподобномученица Анна (Макандина)........  86 АПРЕЛЬ 25.04 (08.05) Священномученик Сергей (Рохлецов)..........  89 01.05 (14.05) Мученица Нина (Кузнецова)..................  93 18.06 (01.07) Священномученик Сергей (Кротков)........... 101 06.07 (19.07) Преподобномученик Феодор (Богоявленский)... 105 16.07 (29.07) Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов)............... 131 АВГУСТ 19.08 (01.09) Священноисповедник Николай (Лебедев)....... 169 СЕНТЯБРЬ 02.09 (15.09) Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, Иоанн (Иванов), преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, и мученики Николай (Бурлаков), Анатолий (Барашков), Михаил (Трубников)

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Соловецкие новомчч. - житие Собор Соловецких новомученников Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский +1937; Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский +1937; Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский +1937; Захария (Лобов), архиепископ Воронежский +1937; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский +1929; Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский +1937; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский +1929; Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский +1937; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский +1937; Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский +1937; Антоний (Панкеев), епископ Белгородский +1937; Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий +1937; Василий (Зеленцов), епископ Прилукский +1930; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский +1937; Игнатий (Садковский), епископ Скопинский +1938; Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский +1937; Никодим (Кононов), епископ Белгородский +1918; Онисим (Пылаев), епископ Тульский +1937; Александр Сахаров, протоиерей +1927; Владимир Лозина-Лозинский, протоиерей +1937; Владимир Медведюк, протоиерей +1937; Александр Орлов, иерей +1937; Иоанн Стеблин-Каменский, иерей +1930; Николай Правдолюбов, иерей +1941; Николай Восторгов, иерей +1930; Священноисповедники Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский +1932; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский +1962; Виктор (Островидов), епископ Глазовский +1934; Роман Медведь, протоиерей +1937; Сергий Голощапов, протоиерей +1937; Сергий Правдолюбов, протоиерей +1950; Николай Лебедев, иерей +1933; Пётр Чельцов, иерей +1972; Преподобномученики Вениамин (Кононов), архимандрит +1928; Иннокентий (Беда), архимандрит +1928; Никифор (Кучин), иеромонах +1928; Преподобноисповедник Никон (Беляев), иеромонах +1931; Мученики Владимир Правдолюбов +1937; Стефан Наливайко +1945; Анна Лыкошина 1925; Вера Самсонова +1940 Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Соловецкие новомученики " .

http://pravicon.com/info-3414

  Уранополиты приводят в пример мученика Наливайко, чьи слова, по их мнению, подтверждают их идею об исчезновении России. Об этом мученике известно следующее:  «Следователь, внимательно прочитав ответы Степана, через два дня снова вызвал его и спросил: — Почему не существует теперь России? — Россия была тогда, когда стояли у власти православные, а теперь город Вавилон, то есть город беззакония, — ответил Кстати, сам о. Даниил приводит пример мученика Стефана Наливайко как пример уранополита (статья «Мученик Стефан (Степан Наливайко) есть в книге «Гражданин неба»). Эти слова он также приводит, впрочем, без всяких оценок.   Однако вот более поздний эпизод из  жития мученика Стефана: «25 июня он направил следователю ГПУ заявление: «Правители Русской земли, прошу обратить внимание на свой народ, как он стонет под игом самого себя; жалостно смотрит на правителя — а правитель смотрит на народ…»[там же]. Мы видим, что мученик Стефан Наливайко обращается к правителям Русской земли. Но если полагать, что Россия исчезла, то и Русской земли не существует, а есть только Советская земля. К слову сказать, понятие «Русская земля» всегда было синонимом слова «Россия». К примеру, в 19 веке св. Иннокентий Херсонский, воодушевляя защитников Севастополя во время Крымской войны, сказал: «...примите полную и совершенную благодарность от имени земли Русской и от лица Святой Церкви Понятно, что под именем «земли Русской» он подразумевал вовсе не территорию, ведь не территория же благодарила защитников Севастополя.   Вот и св. Афанасий (Сахаров) под именованием «Русская земля» подразумевал не территорию, а народ, на этой земле проживающий. Вот что читаем в его «Последовании молебного пения об Отечестве», составленном в первые дни Великой Отечественной войны: «…пощади, Господи, Отечество наше, Русскую землю и не токмо праведных, якоже Ноя, но и весь народ наш, огнем скорбей и страданий, яко водами потопными омыв и покаянными слезами убелив, человеколюбно и скоро помилуй».   А вот еще интереснее, оттуда же: «За беззакония наши небо заключилось и земля не давала плодов; Ты гладом, жаждою и мором поражал еси нас; напоследок же паки попустил еси приити во Отечество наше иноплеменникам, буиим и зверонравным, пришедшим с злобными замыслами – поработить и истребить народ русский, уничтожить государство Российское». Получается, что СССР святитель назвал государством Российским! Явно не из любви к компартии (он немало претерпел от большевиков), а потому, что там жили в основном русские люди. Ведь для него наши соотечественники, даже отступившие от Бога,  оставались все же Русью, а не «сбродом иноверцев».

http://radonezh.ru/analytics/ob-ischeznu...

Тазовском (ныне поселок Ямало-Ненецкого АО) и приписанная Успенская ц. в с. Толстый Нос. В 1915 г. туруханский Троицкий мон-рь был преобразован в одноименный женский мон-рь. Одновременно с жен. общиной в 1916 – 1920 гг. продолжала существовать и муж. община. После прихода к власти большевиков был закрыт в 1919 г. храм в Верхнеимбатском. Троицкий мон-рь закрылся в 1920–1921 гг. Были закрыты храмы в Дудинке (1925) и в Хатанге (1937). В 1939 г. был закрыт туруханский Преображенский храм, купола с него были сняты, а здание позже разрушено до основания. В сер. 1920-х гг. - нач. 1930-х гг. в Туруханске и близ него отбывали ссылку Казанский и Свияжский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), Симферопольский и Крымский архиеп. священноисп. Лука (Войно-Ясенецкий), Владимирский и Суздальский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Глуховский еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик), Белёвский еп. сщмч. Никита (Прибытков), Чистопольский еп. сщмч. Иоасаф (Удалов), Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров), протопресв. сщмч. Александр Хотовицкий, свящ. сщмч. Петр Новосельский и др. В 1934 г. епархия была переименована в Красноярскую и Енисейскую. На территории Туруханского края велась разведка полезных ископаемых. 25 июня 1935 г. близ зимовья Норильское был открыт Норильский ИТЛ для строительства силам заключенных Норильского горно-металлургического комбината и г. Норильска. По оценкам исследователей в 1948 – 1952 гг. в Норильском лагере находилось ежегодно 220000 – 250000 осужденных. В нём отбывали наказание многие репрессированные священнослужители. Среди отбывавших наказание в Норильском ИТЛ были Крымский мч. Стефан Наливайко, прот. Л. А. Воронов и мн. др.В результате массового закрытия храмов к началу Великой Отечественной войны на территории Красноярского края не осталось ни одного действующего храма. С 1943 по 1947 гг. вновь начали открываться церкви. С апр. 1949 г. приходы Красноярской епархии вошли в состав Новосибирской и Барнаульской епархии в качестве Красноярского благочиннического округа.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком мон-ре. Литография. 1896 г. (РГБ) Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком мон-ре. Литография. 1896 г. (РГБ) К сер. XVI в. позиции Православия в Великом княжестве Литовском существенно ослабли, церковные должности покупались или распределялись королем (право «подаванья»). 10 июля 1551 г. кор. Сигизмунд пожаловал В. м. виленскому скарбнику и ключнику Сильвестру (Белькевичу), не имевшему тогда духовного сана, в 1567 г.- Ф. Белькевичу, 15 февр. 1569 г.- Киевскому митр. Ионе (Протасевичу) , в 1579 г.- в пожизненное владение митр. Онисифору (Девочке) . 27 мая 1584 г. кор. Стефан Баторий предоставил право владения В. м. после кончины митр. Онисифора правосл. членам виленской городской рады (совета), что позволило создать при мон-ре Виленское православное братство . На свои средства братство содержало священника, диакона и иноков мон-ря, братству принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В 1589 г., оставляя митрополичью кафедру, митр. Онисифор напомнил о своем владении В. м., но в 1590 г. отказался от этого права. В 1592 г. король окончательно передал В. м. представителям виленской рады. После заключения Брестской унии 1596 г. большинство архиереев Киевской митрополии стали униатами. В янв. 1597 г. наместник В. м. архим. Софроний, поначалу принявший унию, отказался молиться за униатского митр. Михаила (Рогозу) , сдал ключи от монастырских построек и покинул обитель, но вскоре вернулся в униатство. После смерти Михаила (Рогозы) в сент. 1599 г. в В. м. по благословению настоятеля архим. Иоасафа проповедовал один из главных противников унии - Стефан Зизаний . Его проповеди стали причиной закрытия Троицкого храма по указу униатского митр. Ипатия Потея от 24 сент. 1599 г. Правосл. братчики переселились из В. м. к храму в честь Сошествия Св. Духа, где к 1605 г. устроился новый мон-рь (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ). В 1601 г. Потей открыл в В. м. униатский митрополичий коллегиум, или семинарию, сразу же получившую земельные владения. Первый ректор семинарии - П. Ф. Сурометников - издал направленную против православных кн. «Оборона Собору Флорентийского осмаго» (не сохр.). Насельники униатского мон-ря активно писали и издавали полемические брошюры, направленные против православных: «Уния», «Разговор брестского мещанина с виленским братчиком», «Воскресший Наливайко», «Политика, называемая невежеством» и т. п. (не сохр., известны по названиям), в к-рых, в частности, называли своих противников бунтовщиками против королевской власти.

http://pravenc.ru/text/158630.html

Вот идёт один прохожий по той дороге, по которой многие идут, – идёт и приметно посматривает на тот дом, у которого есть вывеска с надписью: «Продажа вина». Посмотрим на него, не приворотит ли и он к своему постоялому двору, где все, проходящие по пути сему, находят себе отдохновение. И действительно, как будто невольно кто-то зовёт и тащит его в это место, где он может угостить себя лучше, чем у бедняка на свадьбе. В растворённую им дверь заглянем и мы в кабак. «Фу, какая пропасть народа! Сколько здесь задержано людей! И почто это иные с песнями сидят, а иные с ехидною бранью? Не дом ли это умалишённых? И от чего здесь ещё дым такой и смрадный запах?..» И что же? Всё это, противное чувству человеческому, пьянице приходится как раз по душе, и потому он так поспешно, так охотно входит в питейный дом, где из-за стойки посматривает в порядочной одежде человек, готовый уже к услугам его, он ждёт только слова: «Подай вина», ну и «Давай наливай скорее!..» Пусть бы и так, выпил чарку или две, и довольно бы: так нет, если от двух повеселее стало на сердце, то от пяти, думает пьяница, ещё будет веселее. И вот в глазах его теряется свет, слух наполняется шумом, ему представляется, что земля подымается вверх и горы даже идут кругом. Вот так веселье, которого и искал пьяница, и идёт он из весёлого дома, как бы с завязанными глазами, спотыкаясь и падая, – идёт и гамит неистовым голосом песню, которую и слушать бывает неприятно порядочному человеку, и с этою песней приближается к своему дому. Заслышав ещё издалека охриплый голос пьяницы, жена его уже терзается в сердце: «Ох, горе же моё, не житьё! Пьяница-то опять налопался! Провалиться бы сквозь землю и с житьём таким!» Всё это приводилось не раз, я думаю, слышать всякому из нас своими ушами и видеть своими глазами, как пьяницу встречает жена: с каким унынием и огорчением она смотрит на него, входящего в избу с ехидною бранью! Пьяница тогда готов бывает голову разбить несчастной жене своей, хотя она и повинуется всем его приказаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Широки врата, – Господь сказал, – и пространен путь, ведущие в погибель ( Мф.7:13 ). Среди разных жизненных путей есть одна дорога более прочих просторная, ничем не стесненная, – ни Божьими законами, ни приличиями человеческими, – по которой идущие иногда сами говорят: «Раздолье, не житье!» И, действительно, что знают, то и говорят, что хотят, то и делают прохожие по ней: на этом пути у них и буйное веселье, и пение, и пляски, и сродное тому сквернословие, и непрестанное курение табака, и многое тому подобное. И при всем том они идут по этому пути и греха, что говорится, не знают. Впрочем, не без горя же идут бедняжки; они ищут в вине отрады и находят в нем более отравы, которая лишает их даже счастья земной жизни и уготовляет еще кромешную тьму и вечный скрежет зубов. Вот идет один прохожий по той дороге, по которой многие идут, – идет и приметно посматривает на тот дом, у которого есть вывеска с надписью: «Продажа вина». Посмотрим на него, не приворотит ли и он к своему постоялому двору, где все, проходящие по пути сему, находят себе отдохновение. И, действительно, как будто невольно кто-то зовет и тащит его в это место, где он может угостить себя лучше, чем у бедняка на свадьбе. В растворенную им дверь заглянем и мы в кабак. «Фу, какая пропасть народа! Сколько здесь задержано людей! И почто это иные с песнями сидят, а иные с ехидною бранью? Не дом ли это умалишенных? И от чего здесь еще дым такой и смрадный запах?.. И что же? Все это, противное чувству человеческому, пьянице приходится как раз по душе, и потому он так поспешно, так охотно входит в питейный дом, где из-за стойки посматривает в порядочной одежде человек, готовый уже к услугам его, он ждет только слова: «Подай вина». – Ну, и «Давай, наливай скорее!» ... Пусть бы и так, выпил чарку или две, и довольно бы: так нет, если от двух повеселее стало на сердце, то от пяти, думает пьяница, еще будет веселее. И вот в глазах его теряется свет, слух наполняется шумом, ему представляется, что земля подымается вверх, и горы даже идут кругом. Вот так веселье, которого и искал пьяница, и идет он из веселого дома, как бы с завязанными глазами, спотыкаясь и падая, идет и гамит неистовым голосом песню, которую и слушать бывает неприятно порядочному человеку, и с этою песнею приближается к своему дому. Заслышав еще издалека охриплый голос пьяницы, жена его уже терзается в сердце: «Ох, горе же мое, не житье! Пьяница-то опять налопался! Провалиться бы сквозь землю и с житьем таким!»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

XVI в. оно насчитывало 36 населенных пунктов с 202 домами). 21 марта 1560 г. Гомей был пожалован печатью и гербом, с 1565 г. входил в Речицкий повет Минского воеводства. В 1535 г. Гомейская земля вновь стала частью Западнорусской митрополии , по-видимому, управлялась непосредственно митрополитом (основная часть Черниговской епархии с Черниговом и Брянском до 1618 оставалась в составе Московского гос-ва). Письменные источники упоминают о существовании в сер. XVI-XVII в. на территории Гомея 4 деревянных правосл. храмов - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь Рождества Пресв. Богородицы, Преображенского и Троицкого, имевших земельные владения. Среди владений Троицкой ц. в 1560 г. названо с. Плесо. Издавна принадлежащие более крупные наделы отмечены у Спасской ц.- «земли пашное на бочок пять, сеножати воз десять», «остров Милисиский (Мильчицкий.- А. К.)» в с. Дятловичи, земельные участки («пустовщизны на имя Михаловщизна и Моходовщизна») в с. Волковичи, на р. Узе храм делил с «господарскими людьми» по половинам бобровые гоны, а также «остров Долгий» (АЮЗР. Т. 1. 142. С. 153). Большой ущерб Посожью нанесла Ливонская война 1558-1582 гг., в ходе к-рой Гомей был взят московскими войсками, в 1576 г. вернулся под власть Речи Посполитой . Посадские деревянные церкви сгорели при набеге московских стрельцов 5 мая 1581 г. Посожье неоднократно становилось ареной боевых действий в период казачьих восстаний кон. XVI в. В 1595 г., в ходе выступления С. Наливайко, его войска захватывали города Петриков, Речица, Рогачёв, Гомей, Туров и Пинск. Кроме того, до 70-х гг. XVI в. на город и окрестные земли неоднократно делали набеги татары. После принятия большинством правосл. епископов Западнорусской митрополии во главе с митрополитом Брестской унии 1596 г. усилилось преследование православных со стороны католиков и униатов на всей территории Речи Посполитой, в т. ч. и в Посожье. К 1-й четв. XVII в., когда Гомелем управляли старосты Андрей (1582-1610) и Павел-Стефан (1610-1635) Сапеги - представители знатного рода, с XVI в.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Св. Иоанн (Максимович) 950-летие Крещения Руси Мученик Стефан (Наливайко Степан Пименович, +12.02.1945) http://pstgu.ru/news/martir/2011/02/12/27946/ Св. Иннокентий Херсонский. Слово по случаю уныния и смущения народных мыслей об оставлении нами южной части Севастополя   http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=sposob#innc46 Свт. Афанасий Сахаров. Последование молебного пения об Отечестве. Молебное пение об Отечестве (Чин совершения его мирянином). [Составлено в августе 1941 года, во дни нашествия на Русскую землю немцев] http://vedomosti.meparh.ru/2005_7_8/12.htm Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 10.09.2014 - 08:15 Зачем писать такие статьи? : Зачем писать такие статьи? Станем христианами - будет Святая Русь с Божией помощью. Станем патриотами - спасемся? Простите. 10.09.2014 - 10:56 Я родился и рос в период : Я родился и рос в период гонения на церковь, но прожив не малый период в СССР, совершенно убежден,что Русская земля - отражение Неба.И какой бы не была власть, какие бы не происходили события на этой земле, она всегда будет оставаться Святой Русью! И цветы, и шмели,и трава, и колосья, И лазурь,и полуденный зной... Ты. Россия. вся в Бунинских строчках Отражаешься жизнью земной. И леса, и озера, и рек повороты Серебром, отражаясь в дали, Золотые кресты, колокольные ноты Разливаясь летят по Руси. Красота вечеров в тихом звуке сверчка, И туманное утро с росой, Пенье птиц, лай собак и детей голоса, И бегущий мальчонка босой... В отражении Неба - Родная земля! Под покровом молитвы святой, В славе к Богу растут на Руси купола, Освящаясь крещенской водой! 10.09.2014 - 12:02 СССР – это была все таже : СССР – это была все таже тысячелетняя Россия. К сожалению тысячелетняя Россия была разрушена в 1991 году. Новороссия – это попытка восстановления тысячелетней страны. Весь процесс восстановления идет через огромные жертвы , разрушения и страшную войну. 10.09.2014 - 22:16 А некоторые считают, что " Для :

http://radonezh.ru/analytics/ob-ischeznu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010