Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин. Фотография. 1-я четв. ХХ в. (ГПИБ) Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин. Фотография. 1-я четв. ХХ в. (ГПИБ) Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. (включала Ижевский, Селтинский, Можгинский, Дебёсский и Глазовский уезды). Планы создания «национальных епископий» в Поволжье и Предуралье впервые обсуждались на «Первом общем собрании представителей мелких народностей Поволжья», прошедшем в мае 1917 г. в Казани. Учреждение Вотской автономной обл. вдохнуло в эти планы новую жизнь. На благочинническом съезде Сарапульской епархии, прошедшем в нач. 20-х гг. в Елабуге, в резолюцию было внесено пожелание «видеть среди вотяков достойного епископа-вотяка, без подразделения епархии на инородческую и русскую» (цит. по: Шумилов. 1996. С. 118). Сарапульский еп. Алексий (Кузнецов) , под управлением которого находились к нач. 20-х гг. удмуртские приходы, полагал, что первым новообразованную Ижевскую кафедру займет уполномоченный по Вотской автономной обл. от Сарапульского викариатства свящ.-удмурт Артемий Денисов. Однако последний, женившись, утратил такую возможность. Выдвигались и др. кандидаты-удмурты, но и их поставление было канонически невозможно. 9 окт. 1921 г. во епископа Ижевского, викария Сарапульской епархии, был хиротонисан Стефан (Бех) . В 1922 г. в Вотской автономной обл. значилось ок. 150 правосл. храмов ( Микрюкова. Религиозные объединения). Кафедральным собором И. в. стал собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. В 1922 г. в крае прошла кампания по изъятию церковных ценностей . 7 марта 1922 г. была создана обл. комиссия по изъятию, которую возглавил 1-й председатель Вотского облисполкома И.

http://pravenc.ru/text/293820.html

Русская Православная Церковь XX век 26 декабря 1927 — Последовало отделение от митрополита Сергия части ленинградской паствы и духовенства во главе с епископами Гдовским Димитрием (Любимовым) и Нарвским Сергием (Дружининым). Епископы подписали акт отхода от митрополита Сергия, сохраняя при этом «апостольское преемство чрез патриаршего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого». А накануне, 23 декабря, митрополит Сергий вместе с членами Временного Патриаршего Священного Синода уволил от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией и запретил в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности («за раздорническую деятельность») епископа Виктора (Островидова), ранее ленинградцев отмежевавшегося от церковно-административных мероприятий митрополита Сергия; епископ Виктор находился в то время в г. Глазове (Вотская автономная обл.) и фактически являлся временным управляющим Вятской епархией. 29 декабря епископ Виктор направил письмо митрополиту Сергию, а также копию «Письма ближним», в которых оценивал последствия выхода Декларации 1927 г. как разрушительные для Русской Церкви. Еще раньше иосифлянской оппозиции оформилось оппозиционное движение, вдохновителем которого был архиепископ Томский (до этого — Уфимский) Андрей (Ухтомский). Оно возникло после смерти Святейшего Патриарха Тихона. При обновленчестве, в период тюремного заключения патриарха Тихона, многие церковные иерархи и духовенство не желали признавать обновленческого ВЦУ, но это движение не было в полном смысле оппозицией, ибо само обновленчество являлось расколом по отношению к патриаршей Церкви. Оппозиционное движение, иногда именуемое «Истинно православными христианами» (ИПХ), начинает развиваться с середины 1920-х гг., когда в 1925 г. ряд епископов не признал местоблюстительских полномочий митрополита Крутицкого Петра (Полянского). У истоков этого движения стояли архиепископ Андрей (Ухтомский), часть постриженных им епископов, в разное время возглавлявших так называемую Уфимскую автокефалию (самостоятельную церковную область), епископ Стефан (Бех), схиепископ Макарий (Васильев).

http://pravoslavie.ru/5688.html

В Ижевске молитвенно отпраздновали 100-летие учреждения епископской кафедры 12 июля 2021 г. 10:39 11 июля 2021 года, в день празднования памяти святых земли Удмуртской, исполнилось 100 лет со дня учреждения в Ижевске епископской кафедры. В этот день в 1921 году указом Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Синода Русской Православной Церкви было открыто Ижевское викариатство в составе Сарапульской епархии . Началась новая веха в истории Православия на Удмуртской земле. Через пять лет, в 1926 году, в Ижевске была учреждена самостоятельная епархия. Праздничные мероприятия в Ижевской епархии начались накануне вечером с крестного хода от Александро-Невского собора города Ижевска (первого кафедрального храма) до Михаило-Архангельского собора (второго кафедрального собора). Затем в кафедральном соборе митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил всенощное бдение. Утром 11 июля Божественную литургию в соборе совершили владыка Викторин и епископ Сарапульский и Можгинский Антоний в сослужении духовенства епархии. Проповедь по запричастном стихе произнес руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Андрей Петров. По завершении богослужения митрополит Викторин поздравил всех молящихся и произнес проповедь. «В 1920 году была образована Вотская автономная область, что повлекло за собой и перестройку церковного управления. В 1921 году было образовано Ижевское викариатство в составе Сарапульской кафедры. Был назначен и первый архипастырь, им стал архимандрит Александро-Невской лавры Стефан (Бех). Это было время, когда начиналось ожесточенное богоборчество. Уже через год епископ Стефан был арестован, в Ижевске была организована обновленческая община, которой передали кафедральный Александро-Невский собор, а кафедральным собором Ижевского викариатства стал Михаило-Архангельский собор», — напомнил владыка Викторин основные вехи истории Ижевской епархии. Архипастырь отметил, что за прошедшие сто лет Ижевская епархия сильно изменилась. Сегодня Церковь занимается не только богослужениями, но также религиозным образованием и различными видами религиозной деятельности, за что архипастырь поблагодарил священнослужителей и благотворителей епархии и наградил их новой юбилейной медалью «100-летие учреждения епископской кафедры в Ижевске».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Стефан (Бех), еп.Ижевский, вик.Сарапульской епархии В 1897 году окончил Петербургский университет. С I июля 1899 года – земский начальник Яренского уезда, Вологодской губернии. С 15 авг.1900 года уволен от службы. С 16 января 1901 г. – законоучитель церковно-приходских школ. В 1903 году поступил в Московскую духовную академию, где 20 декабря 1903 года был пострижен в монашество, а 5 ноября 1906 года рукоположен во иеромонаха. В 1907 году окончил академию со степенью кандидата богословия. С I окт.1908 г. – помощник смотрителя Соликамского духовного училища. С 28 июля 1911 г. – смотритель Мингрельского духовного училища в сане архимандрита. С 8 окт.1913г. – смотритель Бежецкого духовного училища. С 8 окт.1914г. уволен от духовно-учебной службы с назначением его по Ведомству протопресвитером Военного и Морского духовенства. С 28 окт.1915 г. – смотритель Каргопольского духовного училища. Был архимандритом Александро-Невской Лавры. В 1921 году хиротонисан во епископа Ижевского, вик.Сарапульской епархии. Епархией управлял до 1923 года. Ушел на покой. В начале 1927 и в 1933 годах упоминается, как пребывающий на покое. Это был епископ, пользовавшийся большим авторитетом среди верующих. Его считали старцем-прозорливцем, за его необыкновенную проницательность. Сам он показывал себя не как епископа, а как старца-странника. У него были духовные дети, которых он духовно окормлял. Имел необычайное мужество говорить людям то, что думал о них. Служил в разных храмах города Ленинграда. Скончался 13 апреля 1933 года. Литература: «Церк.·Вед” 1911, 33, стр.270. -“- 1912, 31, стр·322. -“- 1914, 44, стр.511. -“- 1915, 45, стр.514. «ЖМП» 1933, 16–17, стр.9. ФПС III, стр.6. ФАМ I, 245, стр.19. «Именной список ректор. и инспектор. духовн. академ. и семинар.” на 1917 год», стр.101. Regel " son 536. ЕВ Ioann (Snyev) schreibt ihm die Zugehörigkeit zu den Iosifljanern zu. I.M. Andreyev, Russia " s Catacomb Saints 96: Er war Mitglied der Petrograder Delegation, die bei M Sergij (Stragorodskij) gegen dessen Loyalitätserklärung protestierte (27.11. 1927). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫТЕГОРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Олонецкой епархии, создано в кон. 1927 - нач. 1928 г., названо по г. Вытегра Ленинградской обл. (ныне в Вологодской обл.), входившему в Олонецкую и Петрозаводскую (см. Петрозаводская и Карельская ) епархию. В связи с тем что занимавший с 1920 г. Олонецкую кафедру еп. Евфимий (Лапин) в 1923 г. был выслан из Петрозаводска, Патриарх свт. Тихон установил для Олонецкой епархии временное управление. К нач. 1928 г. епархией управлял Вытегорский еп. Василий (Докторов) , живший в Петрозаводске и имевший адм. регистрацию как «духовный руководитель петрозаводской православной общины». (По уточненным данным, ранее, в 1925 - нач. 1927, еп. Василий возглавлял Каргопольское вик-ство , жил в Каргополе - Алфавитный список канонических епископов Российской православной Церкви, находящихся на территории СССР//Церк. вед. Стремски Карловици. 1927. 3/4. С. 14.) 5 апр. 1928 г. еп. Василий утвердил прот. Николая Надёжина († 4 нояб. 1937) настоятелем петрозаводского Свято-Духовского кафедрального собора, «согласно всеобщему избранию» (ЦГА Респ. Карелии. Ф. 2961. Оп. 1. Д. 3/50. Л. 13). В связи с назначением 16 апр. 1928 г. на Олонецкую кафедру еп. Сергия (Гришина) еп. Василий был переведен на Пинежское вик-ство , назначение не принял, уехал из Петрозаводска, вероятно в Ленинград. В кон. авг. 1928 г. по благословению митр. Иосифа (Петровых) , отделившегося от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , во епископа Вытегорского был тайно хиротонисан постриженик Воскресения Господня муж. мон-ря (Макариевой пуст.) иером. Модест (Васильков). Хиротонию совершили епископы Василий (Докторов), Стефан (Бех) и схиеп. Макарий (Васильев), бывш. настоятель Макариевой пуст. В 1945 (или 1948) г. еп. Модест принял титул «епископ Маловишерский». Существовала обновленческая Вытегорская кафедра, с янв. по 4 февр. 1924 г. на ней числился Николай Сахаров. Арх.: ЦГА Респ. Карелии. Ф. 2961. Оп. 1. Д. 3/50. Л. 13, 28. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 919; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение в РПЦ. СПб., 1999. С. 292; Ленинградский мартиролог, 1937-1938. СПб., 2002. Т. 5: 1937 г. С. 285. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161113.html

Первомученик и перводиакон Стефан творит « знамения и чудеса велия в людех » ( Деян.6:8 ). Он с толиким дерзновением проповедует пред лицем сонмища веру во Христа, что и Архиереи, и старейшины, и учители Иудейские сидящие в сонмище, видя лице Его яко лице Ангела, и слыша из уст Его небесное учение, не могши ни противустать, ниже ответствовать ему как либо, « распыхахуся сердцы своими, и скрежетаху зубы нань » ( Деян.7:54 ): устремились единодушно к тому, чтобы побить камением проповедника веры. При сих же неправедных и жестоких убийцах обретается и Павел согласным на беззаконие их, содействующим и помогающим им в том. Ибо убийцы оные, чтобы сильно и смертоносно метать камение на Стефана, сложили с себя препятствующие им в том одежды: Павел же, чтобы дерзостнейшими их сделать на смертоубийство, стерег одежды их, доколе они камение метали. О сем повествует не только священный Лука, но и сам Павел исповедался в том пред Господом, говоря: « и егда изливашеся кровь Стефана свидетеля Твоего, и сам бех стоя и соизволяя убиению его, и стрегий риз убивающих его » ( Деян.22:20 ). А поелику и рассудок говорит, и законы полагают, что как делающие грех, так и помогающие делать оный, равно согрешают, то отсюда явствует, что и Павел будучи в каменометании содействователем и помощником, побил камением первомученика и пролил кровь его. Мариам единое только презрительное слово сказала проповеднику прообразовательного закона, то есть, брату своему Моисею: « еда », сказала, « Моисею единому глагола Господь? » ( Чис.12:2 ) и тотчас правосудие Божие наказало ее: « и се Мариам прокажена бысть яко снег » ( Чис.12:10 ). Павел же камением побивает проповедника Евангельской истины, сокрывает звезду Церкви всесветлую, погашает светильник веры пресветлый, сокрушает громогласную трубу Евангельскую, и однако остается ненаказанным. Нет на нем действий правосудия Божия, но является на нем долготерпение Божие. В тот день, как побиен был камением Стефан, столь жестокое гонение воздвигнуто было на церковь Христову, что все ученики Иисус Христовы бежали из Иерусалима, и « разсеяшася по странам Иудейским и Самарийским, кроме Апостол » ( Деян.8:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

С 1905 г. при церкви существовало приходское братство, содержавшее детский приют. С началом первой мировой войны лейб-гвардии Гренадерский полк был послан на фронт. В августе 1914 года лейб-гренадеры отличились в Галицийской битве, в сражении у Тарнавки, где понесли огромные потери (50 офицеров и 2 500 солдат). В крипте храма были захоронены офицеры полка, погибшие в боях. После октябрьского переворота полк был упразднён, но офицеры полка во главе с полковником Н. Н. Дорошевичем сражались в Добровольческой армии. Настоятелем в 1915–1921 служил протоиерей Терентий Теодорович, который затем уехал в Варшаву. Настоятель храма в 1921-1923 гг. протоиерей Анатолий Орлов был арестован. Закончил свою жизнь в лагере в 1933 года и епископ Стефан (Бех), вошедший в причт храма в 1927 году. Церковь была закрыта в 1923 году. По свидетельствам современников, после закрытия церкви она стала местом обитания беспризорников, пока в 1930 году храм не был переделан под спортклуб института. 15 апреля 1930 здание церкви было переделано под лабораторию электрофизической акустики ЛЭТИ; купола храма снесены, иконостас уничтожен, росписи Брюллова закрашены, часть сводов сломано, а на фасаде заложены старые окна и пробиты новые. Всё внутреннее пространство разделено новыми перекрытиями и перегородками. Останки офицеров были выброшены, а на месте их захоронения устроен бассейн для опытов. Часовня св. Александра Невского была снесена в советское время, но место, где она стояла, и участок сквера остались не застроенными. В 2005 году городские власти Петербурга положительно отнеслись к инициативе Санкт-Петербургской епархии о восстановлении этой часовни. В годы Великой Отечественной войны в здании располагался штаб командующего Балтийским военно-морским флотом адмирала В.Ф. Трибуца, а также военный совет и политуправление. Из здания были проложены кабели в ставку Сталина. За местом, где был алтарь, было выстроено бомбоубежище, сохранившееся и поныне. Руководил работами по его сооружению начальник инженерной службы флота полковник Т. Т. Коновалов. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_...

Серафим (Протопопов) , Шлиссельбургский еп. сщмч. Григорий (Лебедев) и проживавший в Ленинграде Ижевский еп. Стефан (Бех) . Прот. Ф. Андреев составил послание от имени группы священников и мирян, к-рые, как говорилось в обращении, повиновались распоряжениям гражданской власти, хотя «не надеялись иметь более тесных правовых отношений к неверующей власти и не искали их». Прот. Ф. Андреев предупреждал, что, в случае если митр. Сергий в ближайший срок не откажется от своих «канонически-неправильных деяний», ленинградские священнослужители прекратят с ним молитвенно-каноническое общение. Видимо, в таком же резком тоне были составлены и 2 др. послания (их тексты не сохр.). 12 дек. делегация представителей ленинградского духовенства и мирян, в к-рую вошли еп. Димитрий (Любимов), прот. сщмч. Викторин Добронравов , миряне И. М. Андреевский и С. А. Алексеев (Аскольдов), передала митр. Сергию в его резиденции в Москве 3 протестных послания. Митр. Сергий принял делегатов и вступил с ними в дискуссию; он отверг все требования о перемене церковного курса. 14 дек. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя вручил одному из членов делегации свой развернутый ответ на обращение прот. В. Верюжского. Митр. Сергий заявил, что отказаться от принятого церковного курса было бы «не только безрассудно, но и преступно», а в отношении болезненного вопроса о перемещении архиереев призвал архиереев и паству «пожертвовать своими личными чувствами во имя блага общецерковного». В противном случае, по мнению митр. Сергия, «отпадение в раскол отдельной части церковного организма будет менее болезненным для Церкви, чем раздробление всего организма Русской Православной Церкви вследствие ее нелегального положения в советском государстве». После возвращения делегации в Ленинград епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин) подписали 26 дек. 1927 г. в присутствии временно управляющего Ленинградской епархией еп. Николая (Ярушевича) акт отделения от митр. Сергия. В тот же день этот документ был зачитан в кафедральном храме Воскресения Христова.

http://pravenc.ru/text/673719.html

СМАРАГД Еп.Скопинский, вик.Рязанской еп.... 225 СОФРОНИЙ (Арефьев) Архп. Краснодарский..................... 226 СОФРОНИЙ (Иванцов) Еп.Красноярский, вик.Новосибирской еп 228 СОФРОНИЙ (Старков) Еп. Арзамасский 230 СОФРОНИЙ еп.Лос-Анжелосский 231 СТЕФАН (Андриашенко) Архп. Арзамасский....................... 232 СТЕФАН (Архангельский) Архп.Курский и Обоянский 233 СТЕФАН (Бех) Еп.Ижевский, вик.Сарапульской еп........ 237 СТЕФАН (Виноградов) Еп. Пугачевский......................... 239 СТЕПАН (Гнедовский) Еп.Волоколамский, вик.Московской еп......241 СТЕФАН (Знамировский) Архп.Вологодский........................ 242 СТЕФАН (Зюбай или Еп.Питтсбургский, вик.Алеутской еп...... 244 Дзюбай) СТЕФАН (Никитин) Еп.б.Можайский, вр.упр.Калужской еп......246 СТЕФАН (Проценко) Митр.Харьковский и Богодуховский.........248 СТЕФАН (Севбо) Еп.Смоленский 250 Т ТАРАСИЙ (Ливанов) Еп.Барнаульский......................... 252 ТИМОН (Русаков) Еп.Кустанайский, вик.Оренбургской еп 253 ТИМОФЕИ (Шретер) Митр.Варшавский и всея Польши............254 ТИХОН (Белавин) Патриарх Московский и всея Руси... 257 ТИХОН (Василевский ) Архп. Курский и Обоянский 292 ТИХОН (Клитин) Еп. Оренбургский и Уральский 294 ТИХОН (Лященко) Еп.Берлинский 298 ТИХОН (Морошкин) Еп.Елизаветградский, вик.Херсонской еп 301 ТИХОН (Никаноров) Архп.Воронежский 302 ТИХОН (Оболенский) Митр.Уральский 304 ТИХОН Еп.Череповецкий 307 (Рождественский) ТИХОН (Русинов) Еп.Одесский 308 ТИХОН (Троицкий) ТИХОН (Троицкий- Донебин) ТИХОН (Шарапов) ТОВИЯ (Остроумов) ТРИФОН (Туркестанов) ТРОФИМ (Якобчук) УАР (Шмарин) еп 309 Архп. Сан-Франциский.................. 311 Архп.Иркутский и Верхоленский..........313 Еп.Алма-Атинский 315 Архп.Молотовский и Соликамский........ 317 Митр.б.Дмитровский, вик.Московской еп. 318 Еп.Сызранский 323 У Еп.Липецкий 324 Ф ФАДДЕИ (Успенский) Архп .Костромской....................... 325 ФЕОГНОСТ II (Лебедев) Митр.Киевский и Галицкий................ 328 ФЕОДОР (Власов) Еп.Новозыбковский....................... 331 ФЕОДОР (Лебедев) Еп.Прилукский........................... 333

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

21 янв. 1922 г. прот. Николай принял монашеский постриг с именем Георгий, 22 янв. возведен в сан архимандрита. Наречение его во епископа состоялось 11 февр. того же года, хиротонию на следующий день совершили Сарапульский еп. Алексий и Ижевский еп. Стефан (Бех) в Вознесенском кафедральном соборе Сарапула. 23 окт. 1923 г. Г. был осужден на 2 года лишения свободы за «антисоветскую деятельность», вскоре освобожден по амнистии. В связи с арестом и ссылкой еп. Алексия (Кузнецова) по его поручению со 2 авг. по 12 дек. 1924 г. Г. управлял сарапульскими городскими церквами и храмами 1, 2 и 3-го благочиннических округов Сарапульской епархии . С 6 авг. по 25 сент. 1924 г. Г. управлял также Малмыжским вик-ством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил Г. епископом Малмыжским. С 1 марта по 25 апр. того же года по поручению вновь арестованного еп. Алексия (Кузнецова) Г. временно управлял Сарапульской епархией, в 1925 г. также окормлял приходы соседнего Уржумского вик-ства Вятской епархии из-за отсутствия в Вятской епархии правящего архиерея. 23 февр. 1926 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) назначил Г. временно управляющим Уржумским вик-ством. 16 сент. 1927 г. Г. был переведен на Курганское вик-ство Тобольской епархии. Назначение, возможно, было вызвано недоразумением между ним и вернувшимся из ссылки архиеп. Вятским и Слободским Павлом (Борисовским) по вопросу полномочий Г. в отношении Уржумского вик-ства и степени самостоятельности последнего (2-е письмо прот. Александра Серебреникова архиеп. Павлу - ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 17. Л. 8). С 10 окт. 1928 по 1 марта 1929 г. по указу митр. Сергия Г. также временно управлял приходами Петропавловской и Акмолинской епархии . В связи с увеличением в Вятской губ. числа последователей священноисп. Виктора (Островидова) , не признававших полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (к кон. 1928 клирики ок. 135 приходов в крае (1/3) не поминали за богослужением митр.

http://pravenc.ru/text/164251.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010