Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского) Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным Первое послание Курбского Ивану Грозному Первое послание Ивана Грозного Курбскому Второе послание Курбского Ивану Грозному Второе послание Ивана Грозного Курбскому Третье послание Курбского Ивану Грозному Послания Ивана Грозного Послание английской королеве Елизавете I Послание шведскому королю Юхану III 1572 года Послание шведскому королю Юхану III 1573 года Послание в Кирилло-Белозерский монастырь Послание Василию Грязному Послание польскому королю Стефану Баторию 1579 года Послание польскому королю Стефану Баторию 1581 года Послание Александру Полубенскому Ответ Яну Роките Гимнографическое творчество Ивана Грозного Канон Ангелу Грозному, воеводе Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу Стихиры митрополиту Петру Стихиры сретенью Владимирской иконы Божией Матери Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского Рассказ о болезни царской 1553 года в приписке к Лицевому летописному своду Сочинения Андрея Курбского История о великом князе Московском Послания Курбского Ответ о правой вере Первое послание Вассиану Муромцеву Второе послание Вассиану Муромцеву Третье послание Вассиану Муромцеву Послание Марку Сарыхозину Первое послание Кузьме Мамоничу Второе послание Кузьме Мамоничу Послание Кодиану Чапличу Послание княгине Чарторыйской Первое послание князю Константину Острожскому Второе послание князю Константину Острожскому Третье послание князю Константину Острожскому Послание Семену Седларю Предисловия к переводам Андрея Курбского Предисловие к Новому Маргариту Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста     Вступление. Ha пути к новому литературному сознанию (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ (Хребтович-Богуринский; † 13.01.1593, с. Городок (Гродек) (ныне Ровненской обл., Украина)), еп. Владимиро-Волынский Западнорусской митрополии . Из волынского панского рода, игравшего заметную роль на Волыни; родственники М. были близкими людьми волынского магната, патрона православных кн. Богуша Корецкого. В марте 1574 г. посланцы братии Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) предложили польск. кор. Генриху III Валуа кандидатуру М. на пост архимандрита обители. 15 марта 1574 г. король выдал соответствующую грамоту. Это решение можно было оспорить, т. к. по обычаю в обращении к королю должны были участвовать послы от панов и шляхты Киевской земли. К тому же кор. Генрих вскоре покинул Польшу. В этих условиях появился новый претендент - Сильвестр Иерусалимец, к-рого поддержали часть киево-печерской братии и киевский воевода кн. Константин Константинович Острожский. В Минске, куда оба соперника приехали, по-видимому, для встречи с митрополитом, М. «зе помочью и радою» слуг минского воеводы напал на Сильвестра и отобрал у него церковное золото и серебро. Несмотря на усилия кн. Острожского, привлечь М. к ответственности не удалось. Соперники, вероятно, заключили какое-то соглашение, поскольку в документах, исходивших из Киево-Печерского мон-ря, Сильвестр упоминался на 2-м месте после архимандрита. В 1576 г. к новому кор. Стефану Баторию с просьбой о подтверждении грамоты кор. Генриха обратились братия мон-ря, князья и шляхта Киевской земли. Новая грамота была выдана 10 нояб. 1576 г., до конца того же месяца М. получил поставление на пост архимандрита Киево-Печерской обители. В 70-х гг. XVI в. у М. были конфликты с соседями, покушавшимися на монастырскую собственность. В ряде случаев ему удалось добиться успеха. Так, Я. И. Ходкевич вернул отобранные ранее у мон-ря села Хомичи и Озеряне. Иногда приходилось производить обмены и даже выкупать монастырские имения. Во 2-й пол. 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. М. смог приобрести для мон-ря имения на Киевской земле. Особое внимание М. уделил владению Василёв на р. Стугне (ныне г. Васильков Киевской обл., Украина). В 1580 г. король дал разрешение на строительство здесь крепости, в 1586 г. поселению было предоставлено самоуправление на магдебургском праве.

http://pravenc.ru/text/2562846.html

Польское владычество в Южной Эстонии Южная территория страны, Лифляндия, в результате Ливонской войны оказалась под властью Польши. Граница между польскими и шведскими владениями проходила по той линии, которая впоследствии стала границей между Эстляндской и Лифляндской губерниями. Польские власти раздали своим дворянам много земель, учредили новое административное деление, однако особых изменений в жизнь оккупированного Польшей края это не внесло. Основной хозяйственной и политической силой оставались прибалтийские немецкие помещики, которые получили подтверждение всем своим привилегиям на владение землей и крестьянами, но хозяйство края было сильно разрушено. Еще около 1590 г. не менее 40% крестьянских хозяйств в районе Феллина и около 60% в Дерптском округе не имели тяглового скота для обработки земли и выполнения барщины . Сразу после окончания войны Польша намеревалась превратить завоеванную территорию из неблагонадежной лютеранской провинции в католическую. Было опубликовано воззвание, переселенцам-католикам обещаны всевозможные льготы и освобождение от податей на 10 лет, но приехавших оказалось немного. Из-за начавшейся войны со Швецией большинство вернулось назад. В 1583 г. в Дерпт прибыли иезуиты-миссионеры, была открыта гимназия , где учились главным образом дети польских дворян. Однако в целом жизнь в городах, в том числе и в Дерпте, во время польского владычества не изменилась, а население даже сократилось. Исключение составлял только Пернов, который стал главным портом, поляки отправляли отсюда преимущественно зерно. Упадок экономической жизни породил в среде городского бюргерства и прибалтийских немецких помещиков сильную оппозицию польским властям, что сыграло важную роль в шведско-польских войнах. Несмотря на кратковременное подчинение Ливонии польским королям — Сигизмунду II Августу, Стефану Баторию и Сигизмунду III, проводившим довольно умеренную политику по отношению к крестьянам, немецкое дворянство не пошло ни на какие уступки и сохранило за собой право обсуждать в ландтаге все важнейшие дела края, сопротивляясь тем распоряжениям польских королей, которые могли бы облегчить положение крестьян.

http://sedmitza.ru/lib/text/430151/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Елецкая Черниговская Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655–1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери. Преподобный Антоний († 1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068-1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены. В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме. Дальнейшая судьба иконы неясна. По одному преданию, потомок Черниговских князей Барятинский увез икону в Москву в 1579 году, когда Чернигов перешел к польскому королю Стефану Баторию. В 1687 году окольничий князь Даниил Барятинский возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и перед смертью передал бывшую при нем в походе Елецкую икону в Харьковский Успенский собор. По другому преданию, икона исчезла из обители при ее разорении в XVII в. польскими войсками Сигизмунда III. В 1676 году князь Константин Острожский пожертвовал в Елецкую обитель список Елецкой иконы Божией Матери, привезенный из Владимира братьями Козелами. Архимандрит Иоанникий (Голятовский) возобновил тогда монастырь и описал многочисленные чудеса от этой иконы в книге «Скробница» («Сокровищница»), изданной в 1676 году в Новгороде Северском. Известна и еще одна Елецкая икона Божией Матери, также явившаяся в 1060 году. Свое название она получила оттого, что находилась в городе Ельце, в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Празднество этой иконе положено 11 января. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елецкая Черниговская " .

http://pravicon.com/info-57

Иван Иванович 53) заключил, в 1514 году, в Новгороде договор с ганзейскими послами. Тихомир Юрьевич, новгородский сын боярский, (в родословной не помещённый), убит при взятии Казани 2 октября 1552 года. Евстафий Михайлович 70) ездил послом к Королю Польскому Стефану Баторию в 1581 году; по возвращении, употреблён был для переговоров с папским послом, иезуитом Антонием Поссевином (назначение это доказывает, какое высокое мнение имел Царь Иоанн о познаниях и дипломатических способностах Ефстафия Михайловича); в 1592 году он же вёл переговоры с шведскими послами на реке Нарове, при Царе Годунове пожалован был думным дворянином, но вскоре назначен воеводою в Тобольск, где и умер. Из братьев его: Иван больший Михайлович был, при Царе Иоанне, ловчим (15741583), а при Царе Шуйском и в междуцарствие, думным дворянином; Никита Михайлович был воеводою в Вологде; потом, уже в преклонных летах, окольничим при Царе Михаиле Феодоровиче, a Леонтий Михайлович убит под Кромами (1605). Семь Пушкиных участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича: вышеупомянутый Никита Михайлович, брат его Иван меньший Михайлович; племянники их: Михайло Евстафьевич; Иван Григорьевич 76); Фёдор Семёнович 79); сын его Фёдор Фёдорович и племянник Фёдор Тимофеевич. Василий Никитич 91) был воеводою в Якутске; Гавриил Григрьевич 77) был сокольничим при Лже-Дмитрие; старший сын его Григорий Гаврилович ездил, при Царе Михайле Феодоровиче, послом к шведской Королеве Христине (1645); при Царе Алексее Михайловиче, был наместником нижегородским; ездил послом в Польшу (1650); потом находился боярином и оружейничим; и пользовался особенною благосклонностью Царя Алексея Михайловича, а младший, Степан Гаврилович, был окольничим. Сыновья сего последнего, Матвей Степанович и Яков Степанович находились боярами при Петре Великом; из них Матвей Степанович участвовал, вместе с сыном своим Фёдором Матвеевичем, в 1697 году, в стрелецком заговоре Цыклера и Соковнина; Фёдор Матвеевич был казнён, а Матвей Степанович, лишённый боярства, сослан в Енисейск, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Напр., в 1581 г. царь писал Стефану Баторию: «А ты бы дождался наших послов в своем государстве». См. также: Понятие государства в четырех языках. С. 172. «Все государства Российского царствия» упоминаются в Утвердительной грамоте 1598 г. (Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 37). В окружной грамоте 1606 г. об избрании на царство Василия Шуйского говорилось, что избран он был «всем Московским государством» (Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 4: История России с древнейших времен. Т. 8. М., 1994. С. 493). В том же значении понятие употребляется в грамотах царя Михаила Романова от 23 марта 1613 г. и казанского митрополита Ефрема от 27 апреля 1613 г., адресованных Земскому собору (Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича. М., 2005. С. 348-349, 424). С 1502 года известна форма «всея Русии» (Филюшкин А.И. Титулы русских государей М.-СПб., 2006. С. 152-192), в XVI веке также появился вариант «всея Росии» (Уставная земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда 1552 г.; см.: Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 2. М., 1985. С. 227-234). С 1654 года преобладающей (а через несколько лет и единственной) в титуле становится форма «всея … России» (Жалованная грамота запорожскому войску, 27 марта 1654 г.; см.: Полное собрание законов Российской империи. Издание 1-е. СПб., 1830 (ПСЗ). Т. 1. С. 322). Белозерская уставная грамота 1488 г., Белозерская таможенная грамота 1497 г., Судебник 1550 г. (Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 2. М., 1985. С. 120, 193-194, 202-203). Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 4. М., 1986. С. 166, 179; ПСЗ Т. 4. С. 7; Т. 5. С. 39. ПСЗ Т. 7. С. 31, 80, 101, 153, 169 (упоминание империи в значении всей страны: «Понеже Его Императорское Величество прилежное старание имеет о распространении в Империи Российской, к пользе общего блага и пожитку подданных, дабы учредить разные мануфактуры и фабрики, которые в других государствах находятся…»; Регламент Мануфактур-коллегии, 3 декабря 1723 г.), 172, 174, 189, 213.

http://pravoslavie.ru/62300.html

Учредительное собрание в январе 1918 года «именем народов, государство Российское составляющих», провозгласило его «Российской Демократической Федеративной республикой» . Однако даже введение республиканской формы правления в «государстве Российском» не отменяло существование его как такового, поскольку под ним в соответствии с многовековой традицией понималась не одна только политическая система, а вся страна в целом. Большевистская конституция 1918 года именовала «государством» уже только республику, то есть политическую систему страны («рабоче-крестьянское государство») - в западноевропейском смысле. С тех пор эта политическая система меняла свое официальное название достаточно часто - в зависимости от политических вкусов ее лидеров. Но страна с официальным названием « СССР » оставалась Россией, какие бы эксперименты не ставились над ее народом. С 1993 года республика (политическая система страны) официально именуется «Российской Федерацией» и «Россией». Однако страна в целом, «сохраняя исторически сложившееся государственное единство , ... чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству» (Конституция Российской Федерации. Преамбула) наряду с именем «Россия» наследует свое историческое название «Государство Российское» , как и тождественное ему «Российская империя» - их никогда никто не отменял. Понятие государства в четырех языках. Под ред. О. Хархордина. СПб., 2002. Напр., в 1581 г. царь писал Стефану Баторию: «А ты бы дождался наших послов в своем государстве». См. также: Понятие государства в четырех языках. С. 172. «Все государства Российского царствия» упоминаются в Утвердительной грамоте 1598 г. (Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 37). В окружной грамоте 1606 г. об избрании на царство Василия Шуйского говорилось, что избран он был «всем Московским государством» (Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 4: История России с древнейших времен. Т. 8. М., 1994. С. 493). В том же значении понятие употребляется в грамотах царя Михаила Романова от 23 марта 1613 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В 1569 г. Г. был направлен кор. Сигизмундом II Августом с дипломатической миссией в Рим, где и пребывал до конца жизни, продолжая оказывать влияние на польск. церковные и гос. дела. После смерти Сигизмунда II Августа (1572) на выборах короля Речи Посполитой Г. поддержал кандидатуру Генриха Валуа, к-рый и был избран королем (1573). После бегства Генриха Валуа из Польши во Францию (1574) Г. выступал за избрание польск. королем герм. имп. Максимилиана II и только после смерти последнего (1576) принес присягу избранному королем Стефану Баторию . Г. старался воспрепятствовать признанию новоизбранными королями т. н. Варшавской конфедерации, одобренной сеймом, созванным в период междуцарствия (1573), и гарантировавшей религ. мир, равноправие и свободу вероисповедания. После того как Генрих Валуа (1574) и Стефан Баторий (1576) дали присягу о соблюдении Варшавской конфедерации, Г. не переставал доказывать необязательность такой присяги. Под влиянием Г. большая часть польск. католич. иерархии на Петроковском Соборе (1577) осудила и прокляла Варшавскую конфедерацию, торжественно приняв постановления Тридентского Собора. В 1573 г. папа Григорий XIII назначил Г. папским пенитенциарием. При содействии Г. в Риме был основан Польский приют (hospicium) и при нем ц. во имя св. Станислава (1578). Г.- автор многочисленных богословских, полемических и поэтических произведений. Он придавал большое значение противостоящей протестантизму святоотеческой традиции. Полемика Г. с лютеранином Й. Бренцем в соч. «Опровержение пролегомен Бренца» (Confutatio prolegomenon Brentii. Coloniae, 1560) имела европ. значение и резонанс. Из его богословских трудов также известно соч. «О месте и власти Римских Первосвященников в Церкви Христовой и Соборах» (De loco et auctoritate Romani Pontificis in Ecclesia Christi et conciliis. Coloniae, 1567), написанное в 1563 г. Соч. «Исповедание христианской католической веры» Г. инспирировало создание гравюры Т. Третера с апологетическим изображением католич. Церкви, впервые опубликованной в иллюстрированном катехизисе (Typis Ecclesiae Catholicae ad instar brevis laicorum cathechismi. Venetiis, 1574). Обстоятельства создания этой гравюры Г. описал в письме к кард. Карло Борромео от 20 мая 1573 г. На ее основе было выполнено неск. триптихов, сохранившихся до наст. времени в ряде костелов в окрестностях г. Ольштын.

http://pravenc.ru/text/165237.html

Поссевино сообщал о том, что в Риме первоначально рассматривали вариант, в соответствии с которым Иеремию после освобождения из ссылки следовало направить в Москву. Здесь, по замыслу Римской курии, Иеремия (католики, похоже, уже считали его переход в униатство делом решенным) должен был пропагандировать унию и обеспечить присоединение к ней Московской митрополии. Однако сам Поссевино выступал против идеи отправить Иеремию в Московское государство, полагая, что в таком случае не только будет трудно добиться успеха в вовлечении Москвы в унию, но и вообще все дело может закончится арестом Иеремии и полным крахом униатского проекта (иезуит при этом указывал на неудачный пример митрополита-кардинала Исидора, не преуспевшего в насаждении Флорентийской унии в Москве в XV в.). В качестве альтернативного варианта Поссевино предлагал переместить Иеремию в расположенный на территории Речи Посполитой Киев. По мысли иезуита, это могло бы способствовать не только водворению унии в Киевской митрополии, находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но со временем изменить традиционно нетерпимое отношение московитов к католицизму: Поссевино считал, что здесь могло сказаться уважение к Киеву как древнему церковному центру Руси. Нунций Болониетти летом 1584 г. в переписке с кардиналом ди Комо развил идею Поссевино, предложив использовать в качестве места пребывания Патриарха Иеремии II Львов или Вильну как города, где власть польского короля была более прочной, а влияние Католической Церкви более значимым, чем в удаленном и подверженном казачьему влиянию Киеве. Болониетти также обращался с предложением о переносе Патриаршей резиденции в Вильну или Львов к королю Стефану Баторию. Одновременно Болониетти предлагал королю ставить на православные епископские кафедры только сторонников унии. Данный факт подтверждает, что речь шла о попытке создания в Западной Руси именно униатского патриархата. Авторы проекта униатского патриархата были убеждены в том, что Патриарх Иеремия II пожелает примкнуть к унии и остаться в Речи Посполитой в качестве предстоятеля Униатской церкви, но этим надеждам не суждено было сбыться. Очевидно, что первоначально бытовавшее в католических кругах мнение о склонности Патриарха Иеремии II к унии оказалось целиком ошибочным.

http://bogoslov.ru/article/373816

«…Того же року 1601 месяца октобра 10 дня целую неделю снег силный и кгвалтовный шол, выпал до полголени; также и буря силная была. Тогды пшеницы, ярицы, овес, гречиху, горохи и вси овощы, великое множество ярицы на полях непожатые, а также копы жатые снегом позаметала метелица, иж было жалостно и страшно гледети. А так лежал тот снег две недели аж до Дмитровы суботы; якож з великих морозов Днепр был замерз, и ездили на нем, яко серед зимы. …А тот гнев божий был и непогода, почавши от Менска до Полотска к Витебску, до Орши, до Мстиславля, до Пропойска, до Рогачева, Могилева, Любошаны». А вот что писал о тех временах известный исследователь белорусской старины историк, краевед и этнограф М.О. Без-Корнилович: «Русский язык и Православная вера были господствующими в Белоруссии по ее завоевании литовцами и по соединении Литвы с Польшей; с введением в Белоруссии Унии многие дворяне из православных сделались униатами, но простой народ противоборствовал изменению прародительской веры. Что касается до языка, тому лучшим свидетелем служит челобитная Брацлавских дворян к польскому королю Стефану Баторию, поданная ему 7 июля 1576 года, где, основываясь на правах, они просили: чтобы присылаемые к ним королевские указы были писаны по-русски, а не на польском языке». Западнорусские панцирные бояре (конец XVI в.). Они хоть и состояли на службе у польского короля, но никогда не забывали о своей русскости Так что исторические факты неопровержимо свидетельствуют, что русский язык не только был распространен, но и имел официально деловой статус на территории современной Белоруссии задолго до вхождения современных белорусских земель в состав Российской империи. В связи с чем утверждение, распространенное среди части белорусских научных и политических кругов о том, что русский язык был якобы привнесен в Белоруссию Россией или даже СССР , не имеет под собой какого-либо основания и является антиисторической спекуляцией. Важно заметить, что после запрета русского языка в Речи Посполитой последующие действия правящего класса польско-литовского королевства были направлены на дальнейшее ущемление прав т.н. диссидентов (православных и протестантов) и окончательное ополячивание подвластного русского (восточнославянского) населения.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/12/russki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010