Тайна епископа Иоанникия 1 Епископ Иоанникий 2 унёс с собой великую тайну. Мы, оставшиеся, не можем её разгадать, но не можем и не разгадывать. Что думал, что чувствовал пятидесятилетний епископ, когда прикреплял больными своими руками полотенце к водопроводному крану, делал петлю и затягивал её на своей шее? Чем была вызвана эта страшная смерть? Общественное мнение уже вполне определённо ответило на этот вопрос: вражда с архиеп. Стефаном 3 , неприятности по службе, вынужденная отставка, тоска по Белгороду, нервное расстройство... Все эти мотивы вполне доступны среднему обывателю, и он с радостью спешит принять их. Ещё бы! Так просто! Неприятности... нервы... И тайна разгадана. Но трагедия епископа Иоанникия в её подлинном смысле до общественного сознания не дошла. И общественное мнение хочет подойти с обычной, обывательской меркой к событию исключительного значения. Мало ли у епископов бывает «неприятностей» по службе! Мало ли притесняют викарных епископов! Мало ли епископов ссылают на покой! Но почему же за всю историю русской Церкви это первый случай самоубийства епископа? Все говорят о «неприятностях». Но все, точно по молчаливому соглашению, забывают – епископ Иоанникий был верующий человек, искренний монах, достойный епископ. Если мы, грешные, слабые, маловерные, терпим и «неприятности», и «тоску», и всякие житейские неудачи – и живём, – как же было не пережить всего этого и монаху! Вспомните: Иоанникий не карьерист. По окончании семинарии он не идёт в академию «делать карьеру», а берёт на себя «послушание» – читать слепому епископу Сильвестру 4 . Он уклоняется от священства, потому что считает себя недостойным. В академию поступает только по настоянию своих друзей; несмотря на настойчивые советы митрополита принять монашество ещё будучи студентом, как это делают большинство карьеристов, он воздерживается от этого. И принимает монашество по окончании курса. Неужели такой человек мог покончить с собой из-за «ссоры» с архиеп. Стефаном? А если и предположить такую нелепую и безумную мысль, неужели бы, умирая, он не написал бы ни строчки в обличение того и тех, кого, очевидно, должен был ненавидеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛИТВА ИИСУСОВА Краткая покаянная молитва, обращенная к Господу Иисусу Христу. М. И. звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Более краткая ее форма: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Но можно свести молитву и к двум словам: «Господи, помилуй». Человек, к-рый совершает М. И., повторяет ее не только во время богослужения или на домашней молитве, но и в пути, во время еды и отходя ко сну. Если даже человек говорит с кем-то или слушает другого, то, не утрачивая интенсивности восприятия, он тем не менее может где-то в глубине сердца продолжать повторять эту молитву. Верующие, практикующие М. И., достигают непрестанной молитвы, т. е. непрестанного предстояния перед Богом, всегда ощущают живое присутствие Христа. Его присутствие ощущается прежде всего потому, что, произнося М. И., верующий произносит имя Спасителя - это одна из особых характеристик М. И. Другое свойство М. И.- ее простота и доступность. Для совершения М. И. не нужны ни специальные книги, ни специально отведенное место или время. В этом ее огромное преимущество перед мн. другими молитвами. Еще одно свойство, отличающее эту молитву, состоит в том, что в ней человек исповедует свою греховность: «Помилуй мя, грешного». Когда верующий говорит: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», он как бы ставит себя перед лицом Христа, сравнивает свою жизнь с Его жизнью. И тогда он действительно ощущает себя грешником и может из глубины сердца принести покаяние. Традиция произнесения М. И. восходит к евангельским мольбам-обращениям к Спасителю о помиловании - прошениям слепого Вартимея: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк 10. 47), двух слепых у ворот Иерихона: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф 20. 30-31) и мытаря: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк 18. 13). В Деяниях св. апостолов рассказывается о первомученике Стефане, к-рый, умирая, обращался с молитвой к Господу Иисусу (Деян 7. 59). Молитвенные обращения к Иисусу Христу содержатся и в памятниках христ. лит-ры II-III вв. (в т. ч. в гомилиях Оригена), и в сочинениях авторов IV столетия. Однако более распространенной на протяжении неск. веков оставалась молитва, адресованная Богу Отцу «через Иисуса Христа» (ср.: Рим 1. 8).

http://pravenc.ru/text/2564066.html

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о целомудрии и чистоте помышлений и сердца Один пожилой аскет рассказывал нам следующее. – Выходящий в мир должен быть очень внимателен во время своих бесед, и прежде всего при разговорах с монахинями, для которых лучше всего подходят пожилые и опытные учителя, чтобы они сохраняли свои чувства чистыми. В скиту Малой Анны был духовник по имени папа-Неофит, подвизавшийся в каливе Святых Архангелов, где освященный Агапий написал свою книгу «Грешных спасение» 39 . Как-то этот духовник отлучился со Святой Горы и приехал в один женский монастырь на острове Тинос 40 , где он исполнял обязанности священника. Насельницы этого монастыря проводили жизнь самую непорочную. Но была там одна слепая монахиня, которая однажды исповедала папа-Неофиту, что враг диавол вложил в ее ум по отношению к нему нечистые помыслы. Он, как только услышал об этом, так убоялся, что сразу возвратился сюда, в скит Малой Анны. Папа-Неофит был очень расстроен, потому что не мог понять, как враг душ человеческих сумел посеять такие помыслы у слепой. Однажды он собрал живших с ним по соседству духовников: папа-Киприана, папа-Стефана и папа-Косму. Позвал и опытнейшего духовника папа-Игнатия, но тот был болен и вместо себя прислал своего ученика, молодого папа-Игнатия, который был родом из Смирны и желал стать монахом еще в юном возрасте. Духовники начали рассуждать об этом деле: как могла слепая монахиня подвергнуться нападению нечистых помыслов? Однако пожилые священники не смогли разрешить этот вопрос. Затем пришел черед высказать свое мнение и молодому папа-Игнатию. Вот слова папа-Игнатия, которые удивили всех, так что о нем сказали: «Да святятся уста его» 41 : «Голос твой, папа-Неофит, когда ты беседовал со слепой монахиней, стал причиной возникновения в ней этих помыслов, которым она противостала и которые исповедала, поскольку была добродетельной». Старец сказал: – Монах, будь внимателен, не давай руки своей никакой женщине, и даже своей матери, чтобы прийти в меру отцов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Краснокаменка (Кизилташ). Кизилташский Стефана Сурожского мужской монастырь. Кизилташский монастырь Карта и ближайшие объекты Кизильташская святого Стефана Сурожского киновия, в 35 верстах от города Феодосии, близ местечка Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 году. Здесь была церковь святого исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в местечке Геническе, на берегу Азовского моря, основанное в 1904 году подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 году, с приделом во имя святого Алексия, митрополита Московского, освященным в 1910 году; здесь хранится местно чтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимися большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом (+1 июня 1908 года), который и погребен в нем, в склепе. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». На пути из Судака в Феодосию, посреди густого леса, в живописной долине урочища Кизилташ (красный камень), окруженной высокими скалами, расположено селение Кизилташ (ныне Краснокаменка). Различные находки обнаруженные в этой местности в конце XIX-XX веков (бронзовый сосуд-водолей, кольца, бусы, браслеты, восточные серебряные монеты, керамические изделия, эпиграфические памятники) свидетельствуют о том, что эта защищенное, с источниками чистой воды и плодородными землями, место издревле привлекала людей. Из жития архиепископа Стефана Сурожского видно, что в этих живописных уединенных местах Стефан прибывал в конце VII — начало VIII вв. Умер 15 декабря 750 года. Первое чудесное событие после его смерти свершилось, когда к нему прикоснулся слепой от рождения Ефрем и прозрел в тот же миг. Обращаясь к святому Стефану с молитвой, многие получили исцеление. Святой Стефан был похоронен в алтаре Софийского собора в городе Суроже (ныне Судак). После собор был переделан в мечеть, но верующие смогли спасти мощи святого от поругания. К сожалению, по сей день неизвестно, где хранятся мощи святого Стефана Сурожского.

http://sobory.ru/article/?object=15668

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА НОВОГО СОЧАВСКОГО МОНАСТЫРЬ муж., принадлежит Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии Румынской Православной Церкви, расположен в юго-вост. части г. Сучава (Румыния). Собор мон-ря является одним из 7 храмов, включенных в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в числе «Расписных церквей Северной Молдовы» (1993). В 1513 г. базилика св. Георгия в Сучаве (ок. 1388-1391), кафедральный собор Молдавских митрополитов, была уничтожена пожаром. В 1514 г. молдав. господарь Богдан III Слепой, сын св. Стефана Великого, основал И. Н. С. м. и начал возведение нового кафедрального собора, к-рый первоначально был посвящен вмч. Георгию Победоносцу. В 1522 г., при господаре Штефэницэ, сыне Богдана, строительные работы были закончены и собор освятил митрополит Молдавский Феоктист II. В 1589 г. господарь Петр Хромой перенес в мон-рь мощи Иоанна Нового Сочавского . В том же году была построена одноярусная надвратная колокольня над сев. воротами; в нач. ХХ в. были возведены четверик звона и 8-гранная башня с шатровой кровлей. Ктитором построенного в 1626-1629 гг. небольшого храма в сев.-вост. части мон-ря был митрополит Молдавский Анастасий (Кримка). Вплоть до 2-й пол. XVII в. в монастыре находилась кафедра Молдавской митрополии. Собор реставрировался в 1751-1760 и 1898-1910 гг. (архит. К. Ромсторфер). В 1991 г. была восстановлена Сучавская и Рэдэуцкая архиепископия и на территории мон-ря был построен новый храм. Соборная церковь - единственный храм Молдовы 1-й четв. XVII в., построенный по заказу правителя княжества. Его форма повторяет форму соборных храмов 2-й пол. XV в., возведенных по заказу молдав. господаря св. Стефана Великого. Планом, пропорциями и отдельными архитектурными чертами храм напоминает первоначальную ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Путна (1466-1469, перестроена в 1653-1662) и храм Вознесения Господня в Нямецком мон-ре (1497). Он имеет традиц. план, состоящий из триконхиального основного пространства (наоса), нартекса и закрытого притвора (экзонартекса).

http://pravenc.ru/text/577904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУШЕДОЛ муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Расположен на Фрушка-Горе близ с. Крушедол-Село, в 13 км от г. Сремски-Карловци (Сербия). К. ок. 1509 г. построил митр. Белградский и Сремский свт. Максим (Бранкович) на средства валашского воеводы Иоанна IV и вел. кн. Московского Василия III. К. был резиденцией митр. Максима и центром Сремской епархии. Мать митр. Максима, деспотица Ангелина , рядом с К. основала женский мон-рь в честь Сретения Господня (сейчас приходский храм в Крушедол-Селе). В К. были перенесены мощи деспотов Стефана Слепого и Иоанна Бранковичей , в нем были похоронены митр. Максим († 1516) и деспотица Ангелина († 1520). В 1523 г., когда были обретены мощи свт. Максима, К. стал центром почитания династии Бранковичей (их мощи первоначально хранились в 2 стоящих возле алтаря ковчегах: в одном - Стефана и Максима, в другом - Иоанна и Ангелины). В 1546 г., согласно тур. описи, К. был самой богатой обителью на Фрушка-Горе, к 1566-1567 гг. его богатства возросли. Монахи из К. часто приезжали в Россию за милостыней - в монастырском помяннике записаны имена мн. рус. князей и царей (Москва - Сербия, Белград - Россия: Док-ты и мат-лы. М.; Белград, 2009. Т. 1. С. 229-231, 246-247, 266-267, 326-328, 331-333, 554-556, 590-591). 25 сент. 1654 г. К. посетил патриарх Иерусалимский Паисий. В 1670 г. в обители было «90 монахов и 12 старцев». Во время Великого переселения сербов (1690) братия К. ушла в Сентендре, но в 1697 г. вернулась обратно. 6 янв. 1708 г. в К. прошел I Народно-церковный Собор, учредивший автономную «Крушедольскую митрополию», объединившую правосл. сербов, проживавших на землях Габсбургской монархии. Монастырь Крушедол Монастырь Крушедол В 1713 г. центр митрополии был перенесен в Сремски-Карловци, и впосл. она стала называться Карловацкая митрополия . В 1702 г. в мон-ре жили 50 монахов и 100 послушников, обитель имела ок.

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [серб. Jobah] (Бранкович; 1462 - 10.12.1502), св. (пам. 10 дек.), серб. деспот на службе венг. короля, сын деспота св. Стефана Слепого и прп. Ангелины (см. ст. Бранковичи ). Род. на территории совр. Албании, детство провел на северо-востоке Италии в замке близ г. Удине. После смерти отца (1476) семья И. переехала в замок Вайтерсфельд в Каринтии, а в 1486 г.- во владения в Среме, полученные его старшим братом Георгием (см. Максим (Бранкович) , св., митр. Белградский и Сремский) после смерти их двоюродного брата Вука Огненный Змей. Ок. 1493 г. разделил с братом титул деспота, а после того как последний ок. 1498 г. постригся в монашество, И. стал единоличным деспотом. В начале венгерско-турецкой войны 1501-1503 гг. вторгся в Боснию и близ Зворника нанес туркам поражение. Вместе с матерью и братом был ктитором мон-рей Привина-Глава, Шишатовац, Фенек, а также Хиландар, св. Павла и св. Пантелеимона на Афоне, основал, согласно легенде, монастыри Дивша и Язак. . Был женат на дочери серб. воеводы Стефана Якшича Елене († после 1529), родной сестре матери Елены Глинской, 2-й жены вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича . Наследников муж. пола не оставил, имел 5 дочерей, к-рые вышли замуж за валашских и молдав. правителей, а также за представителей знатных хорват., западно- и южнорус. родов: Деспину Милицу († 1554; жена валашского воеводы Нягое Басараба , после смерти мужа приняла монашество с именем Платонида), Марию († 1540; жена хорват. гр. Фердинанда Франкопана), Елену († ок. 1552; жена господаря Молдавии Петру Рареша ), Анну († 1578; 1-й муж - Федор Сангушко, маршалок Волыни, 2-й - кн. Николай Збаражский), Марию Магдалину († после 1571; 1-й муж - кн. Иван Вишневецкий, староста Пропойска (ныне Славгород, Белоруссия) и Чечерска; 2-й - кн. Александр Чарторыйский, воевода Волыни). На ранней стадии подготовки брака вел. кн. Василия III московским княжеским домом обсуждался, в частности в переписке с кор. польской и вел. кнг. Литовской Еленой Иоанновной, вопрос о кандидатуре в его жены одной из старших дочерей И., однако из-за их малолетства этот вариант был отвергнут. Почитание

http://pravenc.ru/text/468971.html

Память священномучеников Николая Конюхова и Петра Кузнецова, пресвитеров (1919). Память святой мученицы Зинаиды Чудотворицы 527 . Память святых Ессии и Сусанны, учениц святого Панкратия, епископа Тавроменийского 528 Память святых мучеников Тарасия и Иоанна, усеченных мечом 529 Память святых преподобных Стефана и Анфима, священников-ревнителей (спудеев), почивших в мире 530 . Память преподобной Севастианы Чудотворицы, почившей в мире 531 . Память преподобного Панагия (Паисия) Бассии Память преподобного Панагия (Паисия) Бассии Св. Панагий родился в 1801 г. Его семья жила в Кефалонии. С детства он отличался живым умом и большой любовью к чтению святых книг. После смерти отца мальчик взял на себя попечение о матери и сестре, поэтому, несмотря на юный возраст, занялся преподаванием. Но очень скоро он вынужден был оставить это занятие, чтобы под давлением английских оккупантов не быть обязанным идти на компромиссы в отношении веры и своего патриотического чувства 532 . Некоторое время он давал частные уроки, пока не решил разорвать все связи с миром. Оставив семью и карьеру, Панагий стал монахом Влахернского монастыря на о. Диос. Настойчивые просьбы матери заставили его вернуться в гор. Ликсури. Но от подвижнической жизни он не отказался и вел ее до конца своих дней, несмотря ни на какие обстоятельства. В тридцать пять лет Панагий был рукоположен в сан священника и с этого времени посвятил себя служению Церкви. Почти каждый день он совершал Божественную литургию, проповедовал и являл собой пример евангельских добродетелей. В церкви он был подобен молитвенному столпу и выходил из храма только для того, чтобы дать милостыню, посетить бедных или возвратить в лоно Церкви заблудшие души. Панагий отказывался от прихода, потому что хотел избежать материальных сложностей и вмешательства англичан, а подвизался в маленьком монастыре Святого Спиридона. Там на протяжении пятидесяти лет он расточал богатства своего сердца для всего Кефалонского народа. Следуя примерам св. Герасима окт.] и св. Анфима Слепого сен.], папа Бассия, как его называли прихожане, учил и расточал благодать Божию, не оставляя всё же своего уединения. Он также совершал службы во всех часовнях, рассеянных в окрестностях города,– и верующие, увидев его, во множестве приходили на богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глухие танцуют и слепые рисуют (Телепрограмма, 24.01.04) (комментарий в свете веры) Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на ТВЦ 24 января 2004 года) Ведущий священник Алексий Уминский: — Здравствуйте. В эфире – «Православная энциклопедия». Те, о ком мы сегодня будем говорить, нашу передачу не увидят и не услышат. Потому что они лишены и зрения, и слуха с детства. Мы не можем вернуть им здоровье, но мы просто обязаны им помочь, хотя часто не знаем, как это сделать. Наш сегодняшний гость – директор Сергиево-Посадского дома слепоглухих Галина Константиновна Епифанова. Она посвятила свою жизнь работе с этими несчастными детьми, и за свою самоотверженную деятельность награждена Международной медалью Анны Салливан. Звоните, присоединяйтесь к нашей беседе. А знаете ли Вы, кто такая Анна Саливан и почему медаль названа ее именем? Это и будет вопрос нашей викторины. Ответы присылайте на пейджер. Но сначала – о главных событиях церковной жизни. На этой неделе Россию посетила делегация Александрийской Православной Церкви – древнейшей Поместной Православной Церкви, основанной апостолом и евангелистом Марком. Делегацию возглавлял Блаженнейший Патриарх Александрийский и Всея Африки Петр VII. Сюжет: «Визит Патриарха Александрийского. Хроника событий» Фото Ю.В.Клиценко - " Седмица.Ru " 21 января в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II вручил Блаженнейшему Петру VII премию международного Фонда единства православных народов. Эта высокая награда присуждена за большой личный вклад Александрийского Патриарха в укрепление единства православных народов, за упрочение христианского присутствия в странах Северной, Центральной и Южной Африки. Вручение премий Фонда становится одним из главных церковно-общественных событий в начале каждого года. В этом году присуждено пять премий. Лауреатами, кроме Александрийского Патриарха, стали президент Греции Константинос Стефанопулос, постоянный секретарь французской Академии Элен Каррер д " Анкос, президент холдинговой компании " Интеррос " Владимир Потанин и богословский факультет Белградского Университета.

http://sedmitza.ru/text/398671.html

Астерий Амасийский. Творения Астерий Амасийский — один из лучших церковных проповедников, продолжал традиции Златоуста и лучших античных риторов (Демосфена и Ливания). В творениях Астерия Амасийского можно найти свидетельства, подтверждающие учение Церкви о молитвенном призывании святых, о чудесах и почитании мощей и икон, о праздновании дней рождения и смерти святых — что приводилось в доказательство древности иконопочитания Седьмым Вселенским Собором. В собрание творений Астерия Амасийского вошли: «Беседа на слова Евангелия от Матфея: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею (Матф. 19:3)?», «Беседа противъ «Слово обличительное против празднования Календ», «Увещание к покаянию», «Слово въ похвалу святыхъ верховныхъ Апостоловъ Петра и Павла», «Слово на начало поста», «Слово о иконе св. мученицы «Слово о слепом от рождения», «Беседа на притчу из евангелия от Луки, О богаче и Лазаре (Луки 16, 19-31)», «Похвальное слово в день святаго первомученика Стефана», «Похвальное слово в день святого мученика Фоки». Сегодня опять многое и все — прекрасное предложил нам Дух Святый на сей видимой трапезе. Но я обратил внимание на пустословов и вместе искусителей — фарисеев, и очень пожалел их за испорченность нравов, причем они замышляли перехитрить (самый) Источник мудрости своими вопросами, но потерпели неудачу в предприятии, так как Божество Единородного всегда обращает (подобные) вопросы в противное для них. О сем, мне кажется, и Исаия пророчески говорил: (Господь) отвращаяй мудрые вспять, и советы их обуяяй, и уставляяй глагол раба Своего (Ис. 44:25–26), — и затем Давид: языки своими льщаху: суди им Боже, да отпадут от мыслей своих (Псал. 5:10–11). Впрочем, благодарность нужно воздать им, хотя и врагам, что подвигли Премудрость к ответу, дабы нам, рабам Ея, оставить в нем письменное научение полезному: ибо вот канонизуется брак — главное дело жизни человеческой, — законополагаются точные пределы как (для) заключения, так и расторжения (его), которые пусть выслушают со всем тщанием оба пола, дабы и женская половина научилась свойственному ей, и мужская обязывалась к назначенному для нея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010