Сортировать по Исключить новости Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 Предисловие переводчика В рукописных собраниях греческой аскетической литературы известны три текста, носящие имя монаха Стефана из Фиваиды. Два из них — “Завещание ( св. Стефана всем монахам” и “Стефана из Фиваиды заповеди отрекшимся” ( Qhba…ou ™ntola€ to‹j — были изданы в Греции в 1913 г. по единственной рукописи 1 , третий текст — “Аскетическое слово” — в арабской, греческой и грузинской версии увидал свет на страницах журнала “Le Museon” в 1964, 1969, 1970 гг. 2 . В арабском переводе автором “Слова” назван Стефан из Фиваиды, в двух греческих рукописях — Стефан Савваит, в грузинском варианте — монах Стефан. Авторство Стефана Савваита издателями отвергается 3 . Из трех названных сочинений только “Аскетическое слово” признается оригинальным произведением монаха Стефана, тогда как остальные компилятивны по своему содержанию и возвращают нас к наследию аввы Исайи и преп. Антония Великого 4 . Сведений о жизни Стефана мы не имеем, самый ранний арабский список “Слова” датируется 885 годом и был сделан монахом Исааком в Лавре св. Саввы (Vaticanus 71). Более поздний греческий Codex Parisinus 1066 восходит к XI–XII вв., и с его публикации выполнен настоящий перевод. “Аскетическое слово” Стефана из Фиваиды принадлежит к жанру той нравоучительной монашеской литературы, которая, начиная с IV в., тщательно разрабатывала новозаветное учение о новом человеке, ставя в центр внимания внутреннюю, духовную жизнь личности. Эта жизнь описывалась как динамический процесс борьбы воли человека с действием его эмоций и ума (страстями и помыслами). Человеческая природа рассматривалась при этом как нейтральная, способная воспринимать в себя добро и зло, как унаследовавшая от первого человека, Адама, с одной стороны, свободу воли, с другой — причастность греху и смерти. Из этой схемы вытекала программа аскетической жизни как освобождения от зла и приобретения добра путем внутренней борьбы. Необходимость борьбы обуславливалась неизбежным противодействием падшей человеческой природы, а конечная цель ее определялась как просветление, обожение личности. Для достижения святости предлагался многоступенчатый путь, он начинался с оставления порочных навыков, с умения сопротивляться собственным чувствам и мыслям, включал в себя приобретение добродетелей и увенчивался стяжанием Св. Духа.

http://pravmir.ru/stefan-iz-fivaidy-slov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись келейного имущества архиепископов Вологодских и Белозерских 1683 г. Описи имущества («описные», «отписные», «переписные» книги) – источник, содержащий различные сведения о церковном быте XVI – начала XX в. Возникновение их обусловлено потребностью учета и контролям над различными ценностями. Ниже публикуется опись (самоназвание документа – «роспись») келейного имущества вологодских архиепископов, составленная по указу архиепископа Вологодского и Белозерского Симона ризничным диаконом Вологодского Софийского собора Стефаном Автономовым 1 марта 1683 г. Этот документ содержит сведения о церковной утвари, книгах, одежде, посуде, а также дополняет биографию архиепископа Симона. Рукопись хранится: Отделе рукописей РНБ, ф. 550 (ОСРК), Q. IV, 389. В 4 , 28+II листа. Переплет конца XIX в. – картон, обтянутый желто-коричневой бумагой, корешок и уголки желто-коричневой кожи, на верхней крышке в центре наклейка красной кожи с гравированными золотом буквами: «Опись панагиям, платью и всяким другим вещам архиепископа Вологодского Симона 1683 года. Q. IV. 389. И. Б.» и изображением двуглавого орла. Написана одним почерком скорописью с правкой в нескольких местах другим почерком. Листы I, 1, 2 помяты, оборот л. II затерт. Листы, подклеенные папиросной бумагой: по периметру – л. I; нижнее поле – л. 1, 6, II; левому полю – л. 7, 24. Чистые листы – л. I (перед л. 1), л. 28 об. и л. II (находится после л. 28 об.). Водяные знаки: «Голова шута» с литерами MLT типа – Дианова 182 (1678, 1682), 196 (1675). Архивная нумерация по центру нижнего поля черными чернилами. Пометы конца XIX – начала XX в. черными чернилами: 1) на верхнем поле л. I «Q. IV. 389»; 2) в верхнем левом углу л. 1 «Q. IV. 389»; 3) на нижнем поле л. 28 об. «В этой рукописи дватцать восемь (28) листов. Библиотекарь И. Бычков». Пометы XX в. карандашом: 1) на защитном листе между верхней крышкой переплета и л. I в верхнем левом углу «Инв. 5976»; 2) на л. I на верхнем поле «81». Рукопись описана: Каталог собрания рукописей П. И. Савваитова, ныне принадлежащих Императорской Публичной библиотеке/Сост. И. А. Бычков. СПб., 1900. С. 77. 63.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346351/

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Стефана Савваита, творца Канонов 793 Св. Стефан родился ок. 725 г. в деревне Аль-Джулис, близ Аскалона 794 . В девять лет он остался круглым сиротой и его взял на попечение дядя Захария – монах, живший поблизости от лавры Святого Саввы. Он воспитал мальчика в духе истинно христианской любви. Приняв постриг из рук Захарии, Стефан не расставался с наставником пятнадцать лет, повинуясь ему во всем, как Самому Христу. Затем Захария покинул лавру и пребывал игуменом монастырей Кастелийского и Пещерного 795 недолгое время до своей кончины. Стефан же исполнял различные послушания: два года был хлебопеком, три года принимал паломников в гостинице, затем, приняв сан диакона, в течение четырех лет исполнял обязанности канонарха во время богослужений. Затем Стефан удалился в келью, оставаясь при этом библиотекарем лавры. Так прожил он пять лет, проводя все время в молитве. По субботам и воскресеньям преподобный спускался в церковь , чтобы присоединиться к общей молитве. Тогда монахи спешили благоговейно его приветствовать, как если бы в его облике с Небес сходил Ангел Божий. Обеспокоенный этими почестями и опасаясь искушения мирской славой, Стефан испросил у настоятеля благословения удалиться и жить отшельником, но тот отказал ему. Через некоторое время святой с той же просьбой обратился к патриарху Иерусалимскому Феодору (762–767) и сказал, что если не получит благословения на жизнь в затворе, то отправится в далекие края, удостоверившись в неподдельности его стремления к Господу, патриарх написал настоятелю, чтобы тот позволил Стефану прожить в безмолвии до Пасхи. Стефан, которому в то время было тридцать два года, поселился в старой келье, к югу от лавры, и пребывал там в молитве. Со дня памяти прп. Антония янв.] до Великого Четверга его искушали бесы. Вернувшись в монастырь ради богослужений Страстной Седмицы, он с огорчением убедился, что монахи относятся к нему с еще большим почтением и благоговением. Тогда он вернулся в свою пустынь. Сразу его осадили сонмы бесов, внушавших отказаться от воздержания и даже пытавшихся сбросить на него скалу. В этом уединении прп. Стефан провел остаток дней, упражняясь в непрестанной молитве и занимаясь ручным трудом – плетением веревок, чтобы отогнать уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) апреля Преподобноисповедник Севастиан (Фомин) Преподобноисповедник Севастиан родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в семье крестьян Василия и Матроны Фоминых и в крещении наречен был Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита. В семье было три сына – Иларион, Роман и Стефан. В 1888 году, когда Стефану исполнилось четыре года, родители свозили сыновей в Козельскую Введенскую Оптину пустынь благословиться у старца Амвросия . В 1888 году умер отец, а на следующий год мать, и остались братья сиротами семнадцати, одиннадцати и пяти лет. Старший, Иларион, после смерти родителей женился; средний, Роман, в 1892 году ушел в Оптину пустынь и был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит при ней; младшему, Стефану, пришлось остаться со старшим братом и помогать ему по хозяйству. Живя с братом, Стефан окончил церковноприходскую школу, причем показал хорошие способности в обучении, и приходской священник стал давать ему читать книги из своей библиотеки. Для обычных крестьянских работ Стефан оказался слаб здоровьем, и большей частью ему приходилось быть в селе пастухом. Озорные сверстники недолюбливали его за смирение и кротость и называли «монахом». Самым большим для него утешением стало посещение брата Романа в Оптиной пустыни, что бывало всякий раз после окончания осенью крестьянских работ. В 1908 году Роман Васильевич принял монашеский постриг с именем Рафаил, а 3 января 1909 года Стефан был принят келейником к старцу Иосифу (Литовкину) . «Жили мы со старцем, – вспоминал он впоследствии, – как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления» . 9 мая 1911 года иеросхимонах Иосиф скончался, и в его келье поселился старец Нектарий (Тихонов) , у которого Стефан остался келейником, перейдя под его духовное руководство. 15 марта 1912 года Стефан был определен в число братии. У отца Нектария тогда было два келейника: старший – Стефан, которого за мягкосердечие и сострадательность называли «летом», и младший – Петр Швырев, который был погрубей и построже, и его называли «зима». Когда народ, пришедший к хибарке , начинал от долгого ожидания унывать, отец Нектарий посылал Стефана, а когда ожидавшие начинали роптать и поднимали шум, к ним выходил Петр и строгостью умирял народ. Люди, бывало, то и дело посылали Стефана сказать старцу, что многие очень долго ждут и некоторым надо уже уезжать. Стефан шел в келью старца, и тот говорил: «Сейчас собираюсь, одеваюсь, иду», но сразу не выходил, а когда выходил, то при всех говорил Стефану: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал, что меня ждет с нетерпением столько народа?» В ответ Стефан кланялся старцу в ноги и просил прощения.

http://fond.ru/ikony/371/Sevastian/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Илия II (III) (+ после марта 796), патриарх Иерусалимский , святитель Память 27 января (Палест.-Груз. ) Точное время возведения Илии на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным других источников. Однако период патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об Илии. Патриарх Илия II достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии конца VIII - начала IX века. Так, в Житии прп. Стефана Савваита (+ 794) повествуется, что мон. Феодор, брат которого был личным врачом арабского наместника Палестины, намеревался свергнуть патриарха Илию и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал Илию и использовал все свое влияние на арабские власти, чтобы низложить патриарха. Илия был сослан в " Персиду " (в араб. переводе - Багдад), где его многие годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с Илиёй, но не сумел освободить его и умер в восточных землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, " зло окончил жизнь в Персиде " , а Илия получил свободу и вернулся на патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка патриарха Илии и правление Феодора могли относиться к концу 770-х - первой половины 780-х годов, и в любом случае эти факты имели место до VII Вселенского Собора (787).

http://drevo-info.ru/articles/13678537.h...

Глава XIII. Восток: Палестина и Сирия Житие Иерусалимских мучеников. – Ж. Саввинских мучеников. – Ж. Стефана Савваита. – Ж. Вакха Младого. – Ж. Иоанна Дамаскина . – Ж. Илии. – Ж. Феодора Едесского. Характерным признаком агиографии Востока, как и следовало ожидать, является при некоторой картинности изложения известная доза фантастичности рассказа, чувствуется иногда сказочность хотя бы и на исторической основе. Но если бы мы и сказали, что так могло быть, то это еще не основание к выводу, что так и было на самом деле: ab posse ad esse consequentia non valet. Непосредственные очевидцы события рассказывают просто, без всякой риторики, и последовательно, как событие совершалось в его временной преемственности; они как бы фотографируют момент и, надо ли говорить? – удовлетворяют историка вполне. Из всех печальных повестей, какие когда либо были написаны византийцами, ни одна не блещет такою трезвою отчетливостью за исключением рассказа Стефана о Саввинских мучениках. Но не очевидцы событий и подвигов святых, как естественно не располагавшие наличностью биографического материала, уже прибегают к искусственной форме и заполняют содержание рассказа уже искусственными средствами. Мученичество иерусалимских мучеников 724 г., к которому мы сейчас переходим, заслуживает внимания не только по своим историко-топографическим подробностям, но и вообще как памятник литературный: оно сохранилось в двух редакциях, независимых и довольно отличных друг от друга. «Нет сомнения, говорит Пападопуло-Керамевс (стр. VI), что в обоих текстах речь идет об одном и том же событии по двум разным иерусалимским преданиям». Для большей наглядности представим сущность памятника в следующей табличке: I. 1) Из 70 архонтов, необозначенного происхождения, трое умерло, семеро сделалось ренегатами, заболело диссентериею и также умерло, так что мучеников осталось только 60. 1) Из 70 воинов, иконийских уроженцев, семеро сделалось ренегатами, которые были поражены смертью, так что мучеников осталось только 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ II (III) патриарх Иерусалимский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. VIII в. (?) - после марта 796). Точное время возведения И. на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным др. источников. Однако период Патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об И. И. достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии кон. VIII - нач. IX в. Так, в Житии прп. Стефана Савваита ( 794) повествуется, что мон. Феодор, брат к-рого был личным врачом араб. наместника Палестины, намеревался свергнуть И. и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его Патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал И. и использовал все свое влияние на араб. власти, чтобы низложить патриарха. И. был сослан в «Персиду» (в араб. переводе - Багдад), где его мн. годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с И., но не сумел освободить его и умер в вост. землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший Патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, «зло окончил жизнь в Персиде», а И. получил свободу и вернулся на Патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка И. и правление Феодора могли относиться к кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. VIII в., и в любом случае эти факты имели место до Вселенского VII Собора (787). В актах Собора упоминается об участии в его работе Иоанна, синкелла Антиохийского патриарха, и Фомы, игумена егип. мон-ря прп. Арсения, представлявших 3 вост. патриархов, в т. ч. И. ( Mansi. T. 12. P. 994, 1131; T. 13. P. 380). В ответном письме вост. монахов патриарху К-польскому св. Тарасию (Ibid. T. 12. P. 1128-1136; ДВС. Т. 4. С. 403-406) поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке И., опасались возбудить новые подозрения мусульм. властей в политической нелояльности.

http://pravenc.ru/text/Илией II ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Адаменко О. Н. ,Башнин Н. В. Приходо-расходная книга «московской держи» архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1676 г.     В 1383 г. на территории, выделенной из Ростовской и Новгородской епархий, была учреждена Пермская епархия, которую возглавил свт. Стефан Пермский. В 1492 г. к Великопермской епархии присоединили Вологду. На соборе 1589 г. был утвержден перенос кафедры из Усть-Выма в Вологду и установлен титул архиерея – архиепископ Вологодский и Великопермский. В 1657 г. Пермь была отписана к вновь созданной Вятской епархии, а Белозерье присоединили к Вологодской, в связи с чем произошло изменение титула архиерея – архиепископ Вологодский и Изучение истории Вологодского архиерейского дома св. Софии в XVI–XVII вв. было начато П. И. Савваитовым, Н. И. Суворовым, И. Н. Суворовым, Е. А. Бурцевым, Ф. Е. Малевинским в XIX – начале XX Они опубликовали и сделали описание нескольких тысяч актовых и делопроизводственных источников из архиерейского архива. В последующие десятилетия XX в. к документальному наследию архиерейской кафедры историки не обращались. Только в 1970-х гг. Е. Н. Швейковская (Бакланова) привлекла переписные, приходо-расходные книги, а также акты Вологодского архиерейского дома конца XVII – начала XVIII в. для исследования хозяйства крестьянского Сведения хозяйственных книг были востребованы В. С. Баниге, Н. В. Перцевым, А. А. Рыбаковым, Н. И. Федышиным и др. при архитектурной реставрации Софийского собора и восстановлении и реставрации стенописи и иконостаса в этом храме в 1959–1970-х гг. В начале XXI в. М. С. Черкасова, Ю. С. Васильев и Д. Е. Гневашев продолжили изучение и публикацию документальных материалов из архива вологодских Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII–XVIII вв. исследовал Н. И. Суворов и оставил на них свои пометы, а также опубликовал извлечения из этих В 2016 г. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин и А. Е. Жуков опубликовали приходо-расходные книги Вологодского Софийского дома 1612/13, 1627/28, 1648/49 и 1677/78 Всего выявлено около 80 документов этого вида за XVII – начало XVIII в. Из них 7 приходо-расходных книг «московской езды» архиепископов Маркела и Симона, которые вели во время пребывания архиереев в Москве, одна из этих книг 1666–1667 гг. В данной работе внимание сосредоточено на аналогичном документе 1676 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/7320381/

Вологодская епархия Исторический очерк . – До учреждения Вологодской епархии северо-западный район её входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный – в состав Ростовской епархии. Затем, в конце XIV в., все зырянские селения, лежавшие в нынешнем районе Вологодской епархии, просвещённые проповедью св. Стефана, составили учреждённую в 1383 г. новую Пермскую епархию, первым епископом которой и был просветитель зырян, святитель Стефан. В 1492 г., по повелению великого князя Ивана Васильевича III, Новгородский архиепископ Геннадий уступил Пермской епархии Вологду, и новый город, присоединённый к епархии св. Стефана, постепенно начинает брать перевес над старыми Пермскими городами, особенно в церковно-административном отношении. Уже преосвященный Пермский Никон (1502–1508 гг.) проживает в Вологде, а вслед за ним часто и его преемники, хотя кафедральным городом епархии и считается по-прежнему Усть-Вымь. Архиереи стали именоваться Пермскими и Вологодскими. В 1571 г. присоединены к Пермской епархии церкви Двинской области, и после этого Вологда являлась уже центральным пунктом епархии; прежний кафедральный город Усть-Вымь был покинут, кафедра была перенесена по постановлению собора 1589 г. в Вологду, и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими. Вологодская архиепископия заняла по постановлению собора первое место в ряду шести других бывших тогда архиепископий. В 1658 г., с учреждением Вятской и Великопермской епархии, от Вологодской епархии отошли Великая Пермь, Чердынь и Соликамск, зато к ней приписаны Белоозеро, Чарондская округа и Пошехонье. С этого времени Вологодские архиереи стали именоваться Вологодскими и Белоезерскими. Затем, в длинном ряде лет, епархия не раз меняла свои границы до окончательного их установления (П. И. Савваитов, «Об учреждении Вологодской епархии» в «Вологод. Е. В.» 1865 г., 5 и 6, и там же «Дополнения» к ней П. Суворова; И. М. Покровский , «Русские епархии», т. I, Казань, 1897; «Волог. Е. В.» 1865 г., 20 – 24 и др.). С 1788 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Древний патерик, изложенный по главам → Содержание От издателей Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов Глава I. Наставления Святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии Глава II. О том, что со всем усердием должно искать безмолвия Глава III. О сокрушении сердца Глава IV. О воздержании, под которым должно разуметь не только воздержание в пище, но вообще укрощение всех неправых движений души Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом Глава VI. О нестяжательности и о том, что должно блюстись от любостяжания. Нестяжательность (из «Великого Лимонаря») Глава VII. Разные повести, помазующие к терпению и мужеству Глава VIII. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава IX. О том, что должно блюсти себя от осуждения Глава X. О рассуждении Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться Глава XII. О том, что должно непрестанно и трезвенно молиться Глава XIII. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с доброхотством Глава XIV. О послушании Глава XV. О смиренномудрии Глава XVI. О незлобии Глава XVII. О любви Глава XVIII. О прозорливцах Глава XIX. О чудотворцах Глава XX. О знаменоносцах Глава XXI. Об образе жизни святых мужей Глава XXII. Собеседование святых старцев, в вопросах и ответах, весьма душеспасительное Глава XXIII. Собеседование двенадцати анахоретов Глава XXIV. Поучительное слово великого некоего старца к ученику своему. Читай с усердием и не ищи многих слов, ибо и одно слово может возбудить ко спасению Глава XXV. Наставления Стефана Савваита отрекшемся мира Глава XXVI. Слово святого патриарха Луки: как должно монаху вести себя в келлии Глава XXVII. Уроки святых отцов наших и учителей     От издателей Предлагаемая вниманию читателей книга «Древний патерик» является выдающимся трудом святителя Феофана Затворника по переводу древнего памятника на русский язык, рукопись которого хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и издается впервые 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010