Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Стефана Махрищского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Махрищского Год постройки:Между 1996 и 1997. Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, с. Махра Координаты: 56.269616, 38.680373 Проезд:На территории монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца В середине XVI века при игумене обители Варлааме, на пожертвования царя Иоанна Грозного, на месте сгоревшей деревянной Троицкой церкви было начато строительство каменного собора. При копании рвов для фундамента нового храма были обретены мощи первоначальника Махрищской обители преподобного Стефана. Над мощами решено было возвести храм в честь преподобного, который и был воздвигнут в течение 1557-1558 годов. Эта церковь стала северным приделом еще строившегося в то время Троицкого собора. В 1558 году придел был освящен в присутствии государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Стефановский придел считался самостоятельным храмом, был небольшого размера (около 12 м в длину и 8 м в ширину), прямоугольный в плане, с одним алтарным полукружием, увенчан световым барабаном и главкой с крестом. В северо-западном углу храма была устроена двухъярусная шатровая колокольня. У южной стены церкви, у алтарной преграды, напротив правого клироса, под спудом покоились святые мощи преподобного Стефана. На протяжении XVII века русские цари и именитые бояре вносили в монастырь богатые вклады. На эти пожертвования благоукрашался и Стефановский храм. В 1807 году была разобрана обветшавшая Троицкая церковь, и на ее месте, по указанию митрополита Платона (Левшина), в 1808 году была возведена новая. После разборки Троицкой церкви придел преподобного Стефана стал отдельно стоящим храмом. К этому времени он состоял из прямоугольной в плане центральной части, к которой с востока примыкала полукруглая, смещенная к югу апсида, а к северо-западному углу – шатровая колокольня. Завершалась центральная часть небольшой главкой.

http://sobory.ru/article/?object=05788

Библия, изложенная для семейного чтения. Мученичество Стефана и обращение эфиоплянина Мученичество архидиакона Стефана Св. первомученик архидиакон Стефан В это время, «когда умножились ученики, произошел у Еллинистов (евреев из стран языческих) ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела».  (Деян. 6, 1–15) «Так ли это?» — спросил Стефана первосвященник, выслушав обвинения против него. Тогда Стефан, отвечая ему и забывая опасность, которой подвергается за правду, смело и подробно привел на память присутствующим всю историю Божия избранного народа, и слова, начертанные в законе, и псалмы пророка царя Давида, и вещания прочих пророков, основывая на них неопровержимые для иудеев доводы в пользу нового учения. При этом он и не помышлял оправдываться от обвинений против себя, а заботился только о том, чтобы объяснениями своими вразумить неверующих в понимании учения Христова. Речь же свою он закончил следующим обращением к обвинителям и судьям: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши! Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».

http://pravoslavie.ru/3183.html

Скачать epub pdf Страдание святого преподобномученика Стефана Нового Память 28 ноября Родиною преподобного Стефана была столица греческого царства – Константинополь. Родители его отличались благочестием и нищелюбием. Имея двух дочерей, они скорбели о том, что Бог не давал им сына, так как они желали иметь наследника мужеского пола. Стараясь привлечь на себя милость Божию, они благотворили нищим и усердно молились Господу, испрашивая у Него рождение мальчика. Особенно же ревностно изливала сердце свое в слезных молитвах пред Богом мать преподобного Стефана, по имени Анна, подражая в сей ревности соименной ей матери пророка Самуила . В одну из пятниц, стоя на молитве во Влахернском храме 7767 , она обратила взор свой на икону Пречистой Владычицы и со слезами молила Ее даровать ей сына; при этом она дала обет Матери Божией – если молитва ее исполнится – принести дитя в дар Единородному Сыну и Слову Божию, от Пречистой воплощенному. Утомленная долгой молитвой и слезами, она забылась сном в храме и во время сна увидела Владычицу нашу, Пресвятую Богородицу, сияющую неизреченною красотою. Царица Небесная обратилась к ней с такими словами: – Иди с миром, женщина, ибо ты имеешь во чреве сына, по прошению твоему. Сказав это, Владычица сделалась невидимою. Анна же, сначала воспрянув как бы от ужаса, потом пришла в великую радость и, возвратившись домой, действительно, почувствовала, что зачала во чреве своем. В это время, при благочестивом царе греческом Анастасии (не том, который вступил на престол после Зенона и был еретиком 7768 , а другом, вступившем на царство позднее 7769 ), был избран и возведен на патриаршество в Царьграде святой Герман 7770 . В день поставления нового патриарха толпы народа стекались в храм святой Софии взглянуть на новоизбранного святителя. Среди народа находилась и Анна со своим мужем, уже непраздная. В то время, как она стояла в церкви, случилось патриарху проходить мимо нее. Анна воскликнула, обращаясь к святителю: – Благослови, отче, зачатое во чреве моем!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. А. Шляпкин VI. Св. Димитрий – митрополит Сибирский Стефан Яворский митрополит рязанский и Игнатий Корсаков, митрополит сибирский – Заботы правительства о Сибири – Указ Петра и прибытие св. Димитрия в Москву – Посвящение св. Димитрия в митрополиты Сибирские – Распоряжение нового митрополита и болезнь его – Проповеди святителя за время пребывания в Москве. В январе 1700 года, как мы уже видели, киевский митрополит Варлаам просил патриарха Адриана назначить в помощь себе (викария) епископа Переяславского и предлагал поставить одного из двух: или игумена Святоникольского Стефана Яворского или игумена Святомихайловского Захарию Корниловича «с належанием до престола митрополичьяго, в помощь тому». 998 Но судьба судила иное. В марте 1700 года митрополит Рязанский Авраамий за немощью ушел в Солотчин монастырь, и Петр, которому понравилась речь Яворского при погребении А. С. Шеина, назначил последнего на митрополию Рязанскую. Стефан, бывший в Москве, просился обратно в Киев, но Адриан его не пустил, и он наружно покорился. 999 В то же самое время в Москве, в Чудове монастыре жил на покое бывший митрополит сибирский, известный уже нам Игнатий Корсаков. Обыкновенно он сидел «один в келлии, без всякия нужды, токмо пущати невозможно к церкви его ради такого ему случая, что все говорил и говорил непотребно». 1000 «Во утрие ж в 16 день (марта)», рассказывает патриарх Адриан: «егда архиереи и прочие священнаго причта на нарицание (Стефана) в Крестовую нашу палату по обычаю чина собрашася, абие по него (Стефана) на подворье малороссийское послахом, и посланнии его на подвории не обретоша, и сказаша, яко он игумен уеде в Донской монастырь. И мы по него туда посылахом дважды, и благовесту бысть часа с два, и велехом его взяти, и он, игумен, всяким образом архиерейства отреклся и из монастыря в собор не поехал к нам, преслушав нас, и введе во оскорбление неповиновением». 1001 Пока архиереи в крестовой палате ждали приезда Стефана, митрополит Игнатий, выбежав из келии от патриарха «в крестовую палату, архиереев вельми безчестными словесами поругал и в крестовой всем людем сотворил смущение и зазор великой»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 8 Великое гонение на Церковь после убиения Стефана (ст. 1-4). Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва (5-13). Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв (14-25). Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы (26-40). Гонение на Церковь (8:1-4). Убийство Стефана не осталось единичным фактом: оно было началом великого гонения на Церковь во Иерусалиме, продолжавшегося и потом некоторое время, - как долго, в точности неизвестно. Церковное предание сохранило воспоминание, что в тот же день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан (см. Четьи минеи 28 июля). Все, кроме Апостолов, рассеялись, то есть, следуя разрешению Господа (Мф. 10:23), бежали в другие города Иудеи и Самарии. Апостолы же смотрели на святой город, как на место, которое должно было стать средоточием нового Царства Божьего на земле, а потому не считали себя вправе оставить Иерусалим. Погребли Стефана, по-видимому, не христиане, которые не смели бы этого сделать, а " мужи благоговейные " из иудеев, тайно расположенных к христианству, имевшие мужество, подобно Иосифу Аримафейскому и Никодиму в свое время, придти и похоронить тело мученика. Этим мужам благоговейным Дееписатель противополагает фанатичных гонителей христианства, каковым был Савл, входивший в дома и влачивший мужей и жен в темницы. Видимо Савл был орудием синедриона и был уполномочен им на такой образ действий. В этом он сам признается в послании к Галатам 1:13. Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (8:5-13). Но злоба врагов Христа имела своим последствием еще большее распространение веры Христовой. Рассеявшиеся христиане всюду сеяли семена Христова учения. Из 11:19 видно, что они прошли до Финикии, Кипра и Антиохии. С самого начала таким образом стало оправдываться замечательное изречение Тертуллиана: " кровь мучеников - семя христиан. " Дееписатель передает прежде всего об обращении самарян в результате проповеди диакона Филиппа. Что это был диакон, а не Апостол Филипп из 12-ти, видно по тому, что после обращения самарян к ним были посланы Апостолы Петр и Иоанн для возложения на них рук и низведения Духа Святого. Кажется Филипп имел дом и семейство в Кесарии и шел туда, а по дороге остановился в городе Самарии, переименованном Иродом Великим в Севастию. Видя чудеса, совершавшиеся Филиппом, народ с радостью внимал его проповеди.

http://sedmitza.ru/lib/text/430529/

Житие Стефана Комельского было сравнительно мало распространено в нашей древней письменности и осталось неизвестным исследователю древнерусских житий, проф. В. О. Ключевскому . Один из списков сего жития, неизвестного времени, находился в библиотеке Царского и им пользовался архиеп. Филарет при передаче содержания Жития преподобного 1 . Правда, в Описании рукописей Царского нет указания на это житие, но так как в каталог Строева вошли не все рукописи, а с другой стороны собрание Царского целиком перешло в собственность Гр. А. С. Уварова, то надеемся со временем найти этот список при посредстве Описания Уваровских рукописей, приготовленного к печати покойным архимандритом Леонидом. Второй список, вместе со службою преподобному Стефану, нового письма, находится в библиотеке проф. Н. С. Тихонравова и положен здесь в основу издания; третий, XVII века (Q. принадлежит Императорскому Обществу Любителей Древней Письменности и послужил при издании для вариантов (список довольно неисправный); наконец четвертый, XVII века, в сборнике в лист, находится в продажном рукописном собрании г. Яковлева; но, как мне сообщено, сею рукописью нельзя воспользоваться. – В издании раскрыты титла и слова переданы в большинстве случаев по современному правописанию и по всей полноте их букв. Житие и подвиги преподобного отца нашего Стефана, иже на Комельском озере пречестен монастырь совокупльшаго, Вологодского чудотворца, и преставившегося в лето 7050-го месяца июня в 12 день на память преподобных отец наших Ануфрия Великого и Петра Афонского 2 Велий Господь и хвален зело и велия крепость его и разуму его несть числа; якоже удиви Господь святыя своя угодники 3 ; мученицы убо Быша в первая лета, тии духом святым наставляема бысть 4 , Христа ради мучением 5 конец прияша, сии кровно крестишася, кровию и спасошася; а иже самоволнии мученицы именуются, сии 6 самоволнии мученицы, иже мира отвергошася 7 и всего яже в мире суть, и облецыся во святый ангельский образ и терпяше всяку страсть, Христа ради тесный убо и прискорбный путь шествовавы небесного ради царствия, алканием и жаждею души своя томиша, и брашася постом и молитвою с невидимыми враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский (1658–1722) в русской критике традиционно рассматривался как фигура переходная, связующая эпоху патриаршества, отошедшую в прошлое со смертью патриарха Адриана (16 окт. 1700 г.), с началом нового, синодального периода в истории русской церкви, который ведет свой отсчет с момента учреждения Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода) 19 февраля 1721 г. Этому выдающемуся православному иерарху выпала тяжелейшая миссия возглавлять русскую церковь в эпоху безначалия, в смутное время перемен и реформ, в пору брожения умов, всеобщего упадка нравов и «изнеможения веры». Переходный характер этого времени подавал соблазнительный повод для историков и критиков усматривать и в Яворском такую же двойственность и говорить о нем как о человеке, совмещавшем начала новой европейской цивилизации, западной образованности 1 и старых, традиционных убеждений, человеке, не сумевшем разделить преобразовательские планы Петра I и ответить на новые требования и вызовы времени. Со времени выхода известной диссертации Юрия Самарина в 1844 г. 2 стало общим местом противопоставлять Стефана Яворского как представителя старины и консерватора просветителю Феофану Прокоповичу , соратнику и единомышленнику царя, идеологу церковных реформ. В эту удобную схему не вписывается множество фактов, о которых, по-видимому, не мог знать Ю. Самарин в 40-е гг. XIX столетия, – и, в первую очередь, существование целого цикла ранних панегирических проповедей Яворского, в которых он выступал как безусловный апологет Петра I, прославляя как его военные победы, так и государственные преобразования: основание Петербурга, создание флота и армии, расширение границ и укрепление мощи Российской державы. Предметом особого восхваления в проповедях Яворского были и личные качества «труженика на троне». Однако большинство этих проповедей во времена Самарина не были напечатаны. Да и вообще при жизни митрополита вышла в свет всего лишь одна его проповедь киевского периода 3 . Вплоть до нынешнего времени опубликована лишь очень небольшая часть литературного наследия Стефана Яворского – в единственном издании, давно уже ставшем библиографической редкостью 4 . В трехтомнике сочинений писателя были помещены 35 проповедей и торжественных слов. На это издание преимущественно и опирались первые исследователи его творчества (Ю. Самарин). Между тем, в этом трехтомнике практически не представлен цикл общественно-политических проповедей Яворского. Часть проповедей этого жанра позднее, в 1860–1870-х гг., была напечатана в Трудах Киевской духовной академии 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Сочинения Стефана Яворского и Феофана Прокоповича Главными литературными деятелями во время реформы были митр. Рязанский и местоблюститель патриаршего престола, Стефан Яворский, и Новгородский архиеп. Феофан Прокопович. Стефан Яворский может быть назван представителем русской церковной партии при Петре В. или тех людей, которые хотя сознавали необходимость некоторых реформ и нового образования, но в тоже время боялись их, восставали против их вредных крайностей, особенно против тех нововведений, которые, по их мнению, угрожали православной вере и русскому благочестию, и потому стремились защищать веру и благочестие; его деятельность имеет характер консервативный. Совершенно другою является деятельность Феофана Прокоповича; она имеет чисто реформаторский характер. Вполне сочувствуя всем реформам Петра, он горячо защищал их и сильно преследовал их противников, с сатирическим негодованием раскрывая в разных своих сочинениях все темные стороны в религиозно-нравственной жизни русского народа, все издавна накопившиеся в ней вредные и грубые наросты невежества и суеверия, и указывая новый разумный путь веры и благочестия. Рассматриваемые отдельно, деятельность Яворского и деятельность Прокоповича представляются односторонними; но та и другая естественно и необходимо вызывались тогдашним положением дел и служили одна для другой необходимым дополнением. В этом отношении самая борьба между этими двумя деятелями сопровождалась полезными результатами, потому что она ослабляла крайности противоположных направлений и послужила поводом к разъяснению многих вопросов в религиозно-нравственной жизни. Сочинения Стефана Яворского 41 . Стефан Яворский (род. 1658, ум. 1722 г.) воспитывался сначала в Киевской академии, а потом в польских училищах в Лемберге или Львове, наконец в Познани выслушал полный курс философии и богословия. По возвращении в Киев, и по принятии монашества, он прежде всего проповедовал при равных церквах, а затем поступил учителем в Киевскую академию, где скоро был назначен префектом оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА НОВОГО СОЧАВСКОГО МОНАСТЫРЬ муж., принадлежит Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии Румынской Православной Церкви, расположен в юго-вост. части г. Сучава (Румыния). Собор мон-ря является одним из 7 храмов, включенных в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в числе «Расписных церквей Северной Молдовы» (1993). В 1513 г. базилика св. Георгия в Сучаве (ок. 1388-1391), кафедральный собор Молдавских митрополитов, была уничтожена пожаром. В 1514 г. молдав. господарь Богдан III Слепой, сын св. Стефана Великого, основал И. Н. С. м. и начал возведение нового кафедрального собора, к-рый первоначально был посвящен вмч. Георгию Победоносцу. В 1522 г., при господаре Штефэницэ, сыне Богдана, строительные работы были закончены и собор освятил митрополит Молдавский Феоктист II. В 1589 г. господарь Петр Хромой перенес в мон-рь мощи Иоанна Нового Сочавского . В том же году была построена одноярусная надвратная колокольня над сев. воротами; в нач. ХХ в. были возведены четверик звона и 8-гранная башня с шатровой кровлей. Ктитором построенного в 1626-1629 гг. небольшого храма в сев.-вост. части мон-ря был митрополит Молдавский Анастасий (Кримка). Вплоть до 2-й пол. XVII в. в монастыре находилась кафедра Молдавской митрополии. Собор реставрировался в 1751-1760 и 1898-1910 гг. (архит. К. Ромсторфер). В 1991 г. была восстановлена Сучавская и Рэдэуцкая архиепископия и на территории мон-ря был построен новый храм. Соборная церковь - единственный храм Молдовы 1-й четв. XVII в., построенный по заказу правителя княжества. Его форма повторяет форму соборных храмов 2-й пол. XV в., возведенных по заказу молдав. господаря св. Стефана Великого. Планом, пропорциями и отдельными архитектурными чертами храм напоминает первоначальную ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Путна (1466-1469, перестроена в 1653-1662) и храм Вознесения Господня в Нямецком мон-ре (1497). Он имеет традиц. план, состоящий из триконхиального основного пространства (наоса), нартекса и закрытого притвора (экзонартекса).

http://pravenc.ru/text/577904.html

IV, V и VI. Сурожская, Фулльская и Боспорская К оглавлению IV. Сурожская епархия Когда именно положено начало епархии Сурожской, или Сугдайской, определенно не известно. Но можно думать, что жители Судака и окрестных его поселений с давних пор более или менее были просвещены христианством. К такой мысли ведут частию смежность этих мест с епархиею Готскою, частию их положение на берегу Черного моря, где они, подобно другим южным поселениям Крыма, должны были находиться в постоянных сношениях с производившими здесь торговлю греками-христианами; а еще более то, что в четвертом веке, когда на Крымский полуостров приходили от Церкви Иерусалимской несколько миссионеров для распространения Евангелия и когда точно утвердилось оно в стране Херсонской, все эти места до самой Феодосии и далее находились под властию Херсонеса . Известно, наконец, что не только в уставе Льва Премудрого епархия Сугдайская считалась в числе архиепископий , но и в осьмом столетии святой Стефан исповедник носил имя архиепископа Сурожского, как видно из жития его, существующего на славянском языке во многих древних списках, из коих сокращено оно и для печатной нашей Чети-Минеи . Впрочем, из всех иерархов Сурожской епархии, бывших до половины X в., сохранилась память только о трех, и сохранилась почти единственно в помянутом нами житии святого Стефана. О первом иерархе говорится здесь только мимоходом — то, что по смерти его сурожане пришли в Царьград к тамошнему патриарху Герману (управлял паствою с 715 по 730 г.) просить себе нового епископа. Вторым, вследствие этой просьбы, послан был к ним от патриарха Германа святой Стефан, родом каппадокиянин, пастырь ревностнейший по вере и благочестивейший. В это время император Лев Исаврянин воздвиг гонение на иконопочитателей и, преследуя их во всей своей империи, прислал, между прочим, нечестивое повеление свое и в Сурож. Святой Стефан, ревнуя о правоверии, отправился защищать его лично пред императором, смело обличил его со всем собором иконоборцев, был мучим и посажен в цареградскую темницу, предсказавши своему мучителю скорую кончину. По смерти Льва Исаврянина (741 г.) ходатайством царицы Ирины, супруги нового императора Константина Копронима, которая была дочь корчемского (керченского) царя и слышала о добродетелях и чудесах святого Стефана еще в своем отечестве, он был освобожден из темницы и снова явился на свой престол. Третьим первопрестольником Сурожским был Филарет, которого святой Стефан, прозревши свое близкое к Богу отшествие, поставил вместо себя архиепископом из своих клириков .

http://sedmitza.ru/lib/text/435756/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010